Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
Д орогой Память • 1947 — 1957 Рыбацкие фамилии В Указе Президиума Верховного Совета СССР, опубли кованном в газете «За высокие уловы» в 1950 году, есть такие строки: «За выслугу лет и безупречную работу в рыбной промыш ленности наградить орденом Ленина: ...3. БУРКОВА Дмитрия Афанасьевича — капитана трау лера. 4. БУРКОВА Дмитрия Прокопьевича — капитана трау лера. 5. БУРКОВА Андрея Николаевича — инструктора-трал мейстера управления тралового флота. 6. БУРКОВА Константина Лаврентьевича . — капитана траулера. Наградить орденом Трудового Красного Знамени: ...12 БУРКОВА Александра Прокопьевича — радиотех ника управления флота. 13. БУРКОВА Василия Павловича — капитана траулера. 14. БУРКОВА Антона Прокопьевича — матроса. 15. БУРКОВА Андрея Андреевича — консервщика. 16. БУРКОВА Дмитрия Дмитриевича — тралмейстера. Наградить медалью «За трудовую доблесть»: ...23. БУРКОВА Владимира Ильича. Наградить медалью «За трудовое отличие»: ...21. БУРКОВА Сергея Андреевича — механика. 22. БУРКОВА Сергея Васильевича — механика. Среди награжденных — шесть носят фамилию Копытовых, два — Маклаковы, трое — Лебедевых и Куколевых. По страницам нашей газеты 1947 ГОД В 1947 году экипаж тра улера «Ролик» во главе с капитаном А. И. Сапоговым поэторил мировой рекорд до бычи, установленный экипа жем прославленного трауле ра «Киров», выловившего более 60 тысяч центнеров рыбы. ' 1949 ГОД С 26 по 29 декабря 1949 года в Ленинграде проходил объединенный пленум цент ральных комитетов Союза рабочих рыбной промышлен ности западных и восточных районов СССР. На пленуме эти союзы объединены в один союз рабочих рыбной промышленности СССР. 1950 год Анастас Иванович Микоян дал согласие баллотировать ся в Мурманский городской Совет депутатов трудящихся по 183-му избирательному округу. 1951 год В городе Мурманске вновь . организованы районы — Ле нинский, Кировский, Мико- янский... На территории Микоянско- го района сосредоточены та кие предприятия, как трало вый флот, «Мурмансельдь», рыбокомбинат, рыбный порт, судоверфь, бондарный за вод, механические мастер ские междурейсового ремон та, судоремонтные мастер ские Абрам-мыса и другие... На предприятиях района на считывается свыше 10 ты сяч стахановцев. 1952 год Из расчетной книжки мат роса А. И. Шувалова. Причитается за июль 1952 года: полярные надбавки. — 640 рублей, выслуга лет — 98 руб. 60 коп., за рыбопро. дукцию — 1612 руб. 15 коп., прогрессивная оплата — 810 руб. 70 коп. Всего причитается 3152 руб. 45 коп. 1954 год В Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выстав ке, в павильоне «Рыбное и прудовое хозяйство» будут представлены экспонаты" не 6 ноября 187 года которых видов продукции, выпускаемой Мурманским рыбокомбинатом. В ближай шее время в Москву будут отправлены окунь, балык зу батки, пикша и полярная сельдь холодного копчения. 1955 год «Заместителю начальника промысловой разведки Глав- мурманрыбпрома товарищу Копытову Степану Дмитрие вичу. Министерство рыбной про мышленности СССР поздрав ляет Вас, Степан Дмитрие вич, с трндцатипятилетием работы в рыбной промыш ленности и отмечает Ваши большие заслуги в организа ции отечественного трало- строения, в развитии трало вого промысла и в освоении новых промысловых районов. В ознаменование 35-летней работы в рыбной промыш ленности Вы награждены Почетной грамотой Мини стерства и именными часа ми. Мшшстерство рыбной про. мышлености СССР.» * * * Сырьевая база на Копы товской банке исключитель но мощная. Нередко тралы не выдерживают тяжести улова и лопаются. 1956 год Коллектив ^ дрейфующей станции «Северный полюс-4» с особой сердечностью позд равляет с новогодним празд ником тружеников моря, мурманских рыбаков, герои чески осваивающих далекие рыбные районы Северной Атлантики и Баренцева мо- ря. 1957 год Достраивается дом общей площадью в 470 квадратных метров. Это второе здание в 1957 году, построенное хоз способом. В настоящее вре мя портовики начали заклад ку фундамента нового трех этажного дома на Угольной базе. В нем будут поселены 44 семьи. На строительстве заняты 32 работника, кото рые выделены из всех цехов порта. ...Коллектив порта за по следние 5 лет отстроил хоз способом 3270 квадратных метров жилой площади. МОРЕМ ЖИВЫ М урманск живет морем . В домах нашего города слушают по утрам, как самые важные вести, информацию по радио о возвращении в порт судов. Здесь ж д ут . моряков и снова провожают их в плавание. М урманск — город морских традиций, что берут начало от первых плаваний россиян, го род морской славы. Он го р дится своей историей, недол гой, если считать от времени основания города, и давней, \ если вести отсчет от начала российского мореплавания, ко лыбелью которо го были наши северные воды. Славу, рожденную в великих делах пращуров, принял в на следство Советский Север, умножив ее в боях и труде. В сиянии Золотой Звезды нашего города -героя видим мы отблеск и гордой морской славы. Эта слава запечатлена в на званиях, хранящих память о ге роическом прошлом Мурмана, в стихах и прозе, в металле и камне. Однако в отличие от других морских городов, на ших и иностранных, увы, нет здесь м орско го музея, главно го хранилища памяти о слав ных делах, и, одновременно, своего рода океанской кунст камеры. То что рассыпано ворохами, приходится собирать крохами. Так, примерно, писал прекрас ный, мудрейший писатель Се вера Борис Шергин в своей чудесной книге «Запечатлен- -ная слава». Хорошо, если сегодня мы подбираем хотя бы драгоцен ные крохи. Сколько историче ских кораблей мы потеряли только в Мурманске... Все, что угодно , можно по строить из бетона, из метал ла, из неведомых еще нам ма териалов. Героические корабли можно только сохранить. Мы и сегодня не можем без вздоха говорить о потере «Ер мака». Но мы можем сохранить его собрата, ледокол, имеющий та кой ж е корпус. Мы можем сберечь един ственный оставшийся в «жи вых» корабль, участвовавший в Великой Отечественной вой не и в боях за Советскую власть. Важнейшей частью бу дущего морско го музея, его центром может стать ордено носный ледокол «Красин», счастливо соединивший в себе боевые, трудовые и револю ционные традиции. Пока ж е силы и средства распыляются. Коэффициент по лезного действия морских ми ни-музеев очень низок. Про музей ПИНРО в нашем городе говорят, что попасть туда м ож но лишь в том случае, если ты не мурманчанин, а член иного родней (а лучше — иностран ной) туристической группы. Музей морско го пароходства находится в здании, вход в ко торое возможен только по пропускам . К тому ж е в по следние два—три года он во обще не работает. На постоянно действующую выставку тралового флота вход свободен. Но она созда на, главным образом , для спе циалистов, да и в дни отды ха — в выходные и празднич ные дни не работает. Корабль, котором у в нынеш нем году исполняется семьде сят лет, такая ж е радость, как здание, которому семьсот лет. И такая же историческая цен ность. Ледокол, не просто сохра нившийся в течение семи де сятилетий, но работающий, плавающий восьмой десяток лет — явление уникальное для мореплавания. Уже как памят ник истории кораблестроения он обладает огромной ценно стью. Однако старый ледокол, стоящий сегодня на рейде в Кольском заливе, совершил не рядовые, а выдающиеся, по- истине героические плавания, прославил свое имя и свою страну легендарными подвига ми, поразившими планету. Орденоносный «Красин», во плотивший в себе революцион ные, боевые и трудовые тра диции — это сокровище , кото рое вручило М урманску жесто кое к кораблям время. И м ур манчанам выпала честь ее сберечь. Высокая честь и труд ная обязанность. Когда речь заходит о созда нии корабля-памятника, пер вым препятствием называют большие финансовые затраты. Действительно, держать к о рабль на плаву — дело весь ма дорогостоящее . Но в М ур манске есть интересный и мно гообещающий опыт установки крупных судов на грунт вплот ную к береговой черте. (Мак симально облегченный корпус при наибольшем приливе за талкивается на специально под готовленную подушку. Именно так поставлена в Северомор ске на вечную стоянку крей серская подводная лодка К-21). Однако технические реше ния — предмет отдельного разговора. ...Есть такая книга «Корабли- герои». Ледокол «Красин» словно сошел с ее страниц. Но если другие героические корабли нашей державы, кр о ме крейсера «Аврора», можно увидеть лишь в изображениях и в моделях, то «Красин» м ож но увидеть и в бронзе одного из барельефов памятного знач ка «Покорителям Арктики» , и воочию — на рейде Кольского залива. Корабль, который мог стать бы достопримечатель ностью любого города (Архан гельск, кстати, претендует на «Красин»), имеет для М урман ска особую ценность. Дело в том, что в городе , основанном в 1916 году и со стоявшем поначалу из время нок и бараков, нет мемориаль ных досо к с традиционными надписями «Здесь находился», «В этом здании помещался...» Трудящиеся, матросы и солда ты молодого Мурманска боро лись за победу революции, би лись за торжество Советской власти. Однако единственным мате риальным свидетельством ре волюционных боев на Севере, сохранившихся в Мурманске, стал орденоносный «Красин». Сталь клепаного корпуса ле гендарного ледокола вобрала в себя отзвуки величайших классовых битв. В матросских кубриках ледокола, который назывался в семнадцатом году «Святогор», были приняты ре шения о поддерж ке экипажем Советской власти. В машин ном отделении, которое не смотря на переделки, сохрани ло старинный колорит, в 1918-м году стояла холодная вода Северной Двины, плавали ры бы. «Святогор» был по прика зу Ленина затоплен на под ходах к Архангельску, чтобы преградить путь интервентам. С палубы вооруженного ледо кола сошли матросы, которые составили костяк Северо-Двин- ской флотилии. А несколько святогорцев, в том числе и к о мандир вооруженного ледо ко ла лейтенант Дрейер, были схвачены интервентами и их пособниками, брошены в тюрь мы, а затем расстреляны. Какую силу будет иметь рас сказ о борьбе за победу ре волюции, о боях за Советскую 6 власть на Севере, когда он прозвучит на борту легендср- ного корабля! И какое о гром - - ное воспитательное воздей ствие будет иметь сам факт бережно го отношения к тому бесценному наследию, каким стал орденоносный «Красин». Начальник Военно-Морского музея Северного флота капи тан 3 ранга М. А. Краснов, с которым беседовали мы при подготовке этого материала, подчеркнул: — Давно уже сделан вывод, который подтверждается сно ва и снова: расходы, которые затрачены на сохранение прошлого , рентабельны! оправданны. Они не тольксгЪ ш ироком смысле слова, вклю чающем высокую воспитатель ную эффективность музейного дела, но и в узком , чисто финансовом значении слова «рентабельность». В подтвер ждение — и работа мемори ального комплекса К-21. Хо тя вход сюда свободный, без билетов, одно экскурсионное обслуживание групп на этом объекте приносит музею фло та многотысячные доходы. Корабль-памятник воспиты вает самим фактом своего су ществования, уж е началом ра боты по его созданию, даже решением о его увековечении. Важно само уважительное отношение. Со вздохом облег чения, с удовлетворением и гордостью воспринимается весть о том, что легендарно му кораблю оказано особое уважение, наивысшая честь. Тем, что оплачен долг. Долг памяти. И этот долг, будучи с п е ченным, вознаграждает нас. И эта награда с каждым годом возрастает. Ибо растет цен ность сохраненных реликвий, достопримечательностей. Все дороже с годами запе чатленная слава. В М урманске есть возм ож ность построить мемориал, по добный североморскому, толь ко более значительный и тор жественный. Пока еще сохра нился в пределах города ку сочек береговой черты, неза строенный портовыми соору жениями. И сохранился он, по счастливой случайности, у под ножия той сопки, где установ лен монумент, названный мур манчанами «Алеша», памятник защитникам советского Запо лярья. Здесь начато строитель ство пирса, направленного под прямым углом к берегу. Это единственное подобное соору жение, предназначенное для прогулок, а не для швартовки кораблей. У пирса предназначенного для прогулок, праздничных торжеств, может стать к бере- г о е о й черте на каменную по стель, к своему последнему причалу «Красин». М ож но себе представить, как объединятся здесь под од ной крышей разобщенные ны не по различным учреждени ям музейные экспозиции. Они могут, видимо, сохранить в каких-то пределах свою ве домственную принадлежность. Хотя бы в виде шефства над своими разделами будущего музея тралового флота, мор ско го пароходства, ПИНРО. Здесь возможно то соревно вание, соперничество, которое очень помогает делу. ...Морской музей, наверное, со временем будет открыт в М урманске, ведь столица За полярья не отстанет в этом ни от Таллина, ни от Одессы, ни, тем более, от Клайпеды. Вспомним про наш долг пе ред будущими поколениями. В. ЖДАНОВ, журналист. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz