Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.

Д орогой Память • 1947 — 1957 Рыбацкие фамилии В Указе Президиума Верховного Совета СССР, опубли­ кованном в газете «За высокие уловы» в 1950 году, есть такие строки: «За выслугу лет и безупречную работу в рыбной промыш­ ленности наградить орденом Ленина: ...3. БУРКОВА Дмитрия Афанасьевича — капитана трау­ лера. 4. БУРКОВА Дмитрия Прокопьевича — капитана трау­ лера. 5. БУРКОВА Андрея Николаевича — инструктора-трал­ мейстера управления тралового флота. 6. БУРКОВА Константина Лаврентьевича . — капитана траулера. Наградить орденом Трудового Красного Знамени: ...12 БУРКОВА Александра Прокопьевича — радиотех­ ника управления флота. 13. БУРКОВА Василия Павловича — капитана траулера. 14. БУРКОВА Антона Прокопьевича — матроса. 15. БУРКОВА Андрея Андреевича — консервщика. 16. БУРКОВА Дмитрия Дмитриевича — тралмейстера. Наградить медалью «За трудовую доблесть»: ...23. БУРКОВА Владимира Ильича. Наградить медалью «За трудовое отличие»: ...21. БУРКОВА Сергея Андреевича — механика. 22. БУРКОВА Сергея Васильевича — механика. Среди награжденных — шесть носят фамилию Копытовых, два — Маклаковы, трое — Лебедевых и Куколевых. По страницам нашей газеты 1947 ГОД В 1947 году экипаж тра­ улера «Ролик» во главе с капитаном А. И. Сапоговым поэторил мировой рекорд до­ бычи, установленный экипа­ жем прославленного трауле­ ра «Киров», выловившего более 60 тысяч центнеров рыбы. ' 1949 ГОД С 26 по 29 декабря 1949 года в Ленинграде проходил объединенный пленум цент­ ральных комитетов Союза рабочих рыбной промышлен­ ности западных и восточных районов СССР. На пленуме эти союзы объединены в один союз рабочих рыбной промышленности СССР. 1950 год Анастас Иванович Микоян дал согласие баллотировать­ ся в Мурманский городской Совет депутатов трудящихся по 183-му избирательному округу. 1951 год В городе Мурманске вновь . организованы районы — Ле­ нинский, Кировский, Мико- янский... На территории Микоянско- го района сосредоточены та­ кие предприятия, как трало­ вый флот, «Мурмансельдь», рыбокомбинат, рыбный порт, судоверфь, бондарный за­ вод, механические мастер­ ские междурейсового ремон­ та, судоремонтные мастер­ ские Абрам-мыса и другие... На предприятиях района на­ считывается свыше 10 ты­ сяч стахановцев. 1952 год Из расчетной книжки мат­ роса А. И. Шувалова. Причитается за июль 1952 года: полярные надбавки. — 640 рублей, выслуга лет — 98 руб. 60 коп., за рыбопро. дукцию — 1612 руб. 15 коп., прогрессивная оплата — 810 руб. 70 коп. Всего причитается 3152 руб. 45 коп. 1954 год В Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выстав­ ке, в павильоне «Рыбное и прудовое хозяйство» будут представлены экспонаты" не­ 6 ноября 187 года которых видов продукции, выпускаемой Мурманским рыбокомбинатом. В ближай­ шее время в Москву будут отправлены окунь, балык зу­ батки, пикша и полярная сельдь холодного копчения. 1955 год «Заместителю начальника промысловой разведки Глав- мурманрыбпрома товарищу Копытову Степану Дмитрие­ вичу. Министерство рыбной про­ мышленности СССР поздрав­ ляет Вас, Степан Дмитрие­ вич, с трндцатипятилетием работы в рыбной промыш­ ленности и отмечает Ваши большие заслуги в организа­ ции отечественного трало- строения, в развитии трало­ вого промысла и в освоении новых промысловых районов. В ознаменование 35-летней работы в рыбной промыш­ ленности Вы награждены Почетной грамотой Мини­ стерства и именными часа­ ми. Мшшстерство рыбной про. мышлености СССР.» * * * Сырьевая база на Копы­ товской банке исключитель­ но мощная. Нередко тралы не выдерживают тяжести улова и лопаются. 1956 год Коллектив ^ дрейфующей станции «Северный полюс-4» с особой сердечностью позд­ равляет с новогодним празд­ ником тружеников моря, мурманских рыбаков, герои­ чески осваивающих далекие рыбные районы Северной Атлантики и Баренцева мо- ря. 1957 год Достраивается дом общей площадью в 470 квадратных метров. Это второе здание в 1957 году, построенное хоз­ способом. В настоящее вре­ мя портовики начали заклад­ ку фундамента нового трех­ этажного дома на Угольной базе. В нем будут поселены 44 семьи. На строительстве заняты 32 работника, кото­ рые выделены из всех цехов порта. ...Коллектив порта за по­ следние 5 лет отстроил хоз­ способом 3270 квадратных метров жилой площади. МОРЕМ ЖИВЫ М урманск живет морем . В домах нашего города слушают по утрам, как самые важные вести, информацию по радио о возвращении в порт судов. Здесь ж д ут . моряков и снова провожают их в плавание. М урманск — город морских традиций, что берут начало от первых плаваний россиян, го ­ род морской славы. Он го р ­ дится своей историей, недол­ гой, если считать от времени основания города, и давней, \ если вести отсчет от начала российского мореплавания, ко ­ лыбелью которо го были наши северные воды. Славу, рожденную в великих делах пращуров, принял в на­ следство Советский Север, умножив ее в боях и труде. В сиянии Золотой Звезды нашего города -героя видим мы отблеск и гордой морской славы. Эта слава запечатлена в на­ званиях, хранящих память о ге­ роическом прошлом Мурмана, в стихах и прозе, в металле и камне. Однако в отличие от других морских городов, на­ ших и иностранных, увы, нет здесь м орско го музея, главно­ го хранилища памяти о слав­ ных делах, и, одновременно, своего рода океанской кунст­ камеры. То что рассыпано ворохами, приходится собирать крохами. Так, примерно, писал прекрас­ ный, мудрейший писатель Се­ вера Борис Шергин в своей чудесной книге «Запечатлен- -ная слава». Хорошо, если сегодня мы подбираем хотя бы драгоцен­ ные крохи. Сколько историче­ ских кораблей мы потеряли только в Мурманске... Все, что угодно , можно по­ строить из бетона, из метал­ ла, из неведомых еще нам ма­ териалов. Героические корабли можно только сохранить. Мы и сегодня не можем без вздоха говорить о потере «Ер­ мака». Но мы можем сохранить его собрата, ледокол, имеющий та­ кой ж е корпус. Мы можем сберечь един­ ственный оставшийся в «жи­ вых» корабль, участвовавший в Великой Отечественной вой­ не и в боях за Советскую власть. Важнейшей частью бу­ дущего морско го музея, его центром может стать ордено ­ носный ледокол «Красин», счастливо соединивший в себе боевые, трудовые и револю ­ ционные традиции. Пока ж е силы и средства распыляются. Коэффициент по­ лезного действия морских ми­ ни-музеев очень низок. Про музей ПИНРО в нашем городе говорят, что попасть туда м ож ­ но лишь в том случае, если ты не мурманчанин, а член иного­ родней (а лучше — иностран­ ной) туристической группы. Музей морско го пароходства находится в здании, вход в ко ­ торое возможен только по пропускам . К тому ж е в по­ следние два—три года он во­ обще не работает. На постоянно действующую выставку тралового флота вход свободен. Но она созда­ на, главным образом , для спе­ циалистов, да и в дни отды­ ха — в выходные и празднич­ ные дни не работает. Корабль, котором у в нынеш­ нем году исполняется семьде­ сят лет, такая ж е радость, как здание, которому семьсот лет. И такая же историческая цен­ ность. Ледокол, не просто сохра­ нившийся в течение семи де ­ сятилетий, но работающий, плавающий восьмой десяток лет — явление уникальное для мореплавания. Уже как памят­ ник истории кораблестроения он обладает огромной ценно­ стью. Однако старый ледокол, стоящий сегодня на рейде в Кольском заливе, совершил не рядовые, а выдающиеся, по- истине героические плавания, прославил свое имя и свою страну легендарными подвига­ ми, поразившими планету. Орденоносный «Красин», во­ плотивший в себе революцион­ ные, боевые и трудовые тра­ диции — это сокровище , кото­ рое вручило М урманску жесто ­ кое к кораблям время. И м ур ­ манчанам выпала честь ее сберечь. Высокая честь и труд­ ная обязанность. Когда речь заходит о созда­ нии корабля-памятника, пер­ вым препятствием называют большие финансовые затраты. Действительно, держать к о ­ рабль на плаву — дело весь­ ма дорогостоящее . Но в М ур ­ манске есть интересный и мно­ гообещающий опыт установки крупных судов на грунт вплот­ ную к береговой черте. (Мак­ симально облегченный корпус при наибольшем приливе за­ талкивается на специально под­ готовленную подушку. Именно так поставлена в Северомор­ ске на вечную стоянку крей ­ серская подводная лодка К-21). Однако технические реше­ ния — предмет отдельного разговора. ...Есть такая книга «Корабли- герои». Ледокол «Красин» словно сошел с ее страниц. Но если другие героические корабли нашей державы, кр о ­ ме крейсера «Аврора», можно увидеть лишь в изображениях и в моделях, то «Красин» м ож ­ но увидеть и в бронзе одного из барельефов памятного знач ­ ка «Покорителям Арктики» , и воочию — на рейде Кольского залива. Корабль, который мог стать бы достопримечатель­ ностью любого города (Архан­ гельск, кстати, претендует на «Красин»), имеет для М урман ­ ска особую ценность. Дело в том, что в городе , основанном в 1916 году и со­ стоявшем поначалу из время­ нок и бараков, нет мемориаль­ ных досо к с традиционными надписями «Здесь находился», «В этом здании помещался...» Трудящиеся, матросы и солда­ ты молодого Мурманска боро ­ лись за победу революции, би­ лись за торжество Советской власти. Однако единственным мате­ риальным свидетельством ре­ волюционных боев на Севере, сохранившихся в Мурманске, стал орденоносный «Красин». Сталь клепаного корпуса ле­ гендарного ледокола вобрала в себя отзвуки величайших классовых битв. В матросских кубриках ледокола, который назывался в семнадцатом году «Святогор», были приняты ре­ шения о поддерж ке экипажем Советской власти. В машин­ ном отделении, которое не­ смотря на переделки, сохрани­ ло старинный колорит, в 1918-м году стояла холодная вода Северной Двины, плавали ры ­ бы. «Святогор» был по прика­ зу Ленина затоплен на под­ ходах к Архангельску, чтобы преградить путь интервентам. С палубы вооруженного ледо­ кола сошли матросы, которые составили костяк Северо-Двин- ской флотилии. А несколько святогорцев, в том числе и к о ­ мандир вооруженного ледо ко ­ ла лейтенант Дрейер, были схвачены интервентами и их пособниками, брошены в тюрь ­ мы, а затем расстреляны. Какую силу будет иметь рас­ сказ о борьбе за победу ре ­ волюции, о боях за Советскую 6 власть на Севере, когда он прозвучит на борту легендср- ного корабля! И какое о гром - - ное воспитательное воздей­ ствие будет иметь сам факт бережно го отношения к тому бесценному наследию, каким стал орденоносный «Красин». Начальник Военно-Морского музея Северного флота капи­ тан 3 ранга М. А. Краснов, с которым беседовали мы при подготовке этого материала, подчеркнул: — Давно уже сделан вывод, который подтверждается сно­ ва и снова: расходы, которые затрачены на сохранение прошлого , рентабельны! оправданны. Они не тольксгЪ ш ироком смысле слова, вклю ­ чающем высокую воспитатель­ ную эффективность музейного дела, но и в узком , чисто финансовом значении слова «рентабельность». В подтвер­ ждение — и работа мемори ­ ального комплекса К-21. Хо­ тя вход сюда свободный, без билетов, одно экскурсионное обслуживание групп на этом объекте приносит музею фло­ та многотысячные доходы. Корабль-памятник воспиты­ вает самим фактом своего су­ ществования, уж е началом ра­ боты по его созданию, даже решением о его увековечении. Важно само уважительное отношение. Со вздохом облег­ чения, с удовлетворением и гордостью воспринимается весть о том, что легендарно­ му кораблю оказано особое уважение, наивысшая честь. Тем, что оплачен долг. Долг памяти. И этот долг, будучи с п е ­ ченным, вознаграждает нас. И эта награда с каждым годом возрастает. Ибо растет цен­ ность сохраненных реликвий, достопримечательностей. Все дороже с годами запе­ чатленная слава. В М урманске есть возм ож ­ ность построить мемориал, по­ добный североморскому, толь­ ко более значительный и тор­ жественный. Пока еще сохра­ нился в пределах города ку ­ сочек береговой черты, неза­ строенный портовыми соору­ жениями. И сохранился он, по счастливой случайности, у под­ ножия той сопки, где установ­ лен монумент, названный мур ­ манчанами «Алеша», памятник защитникам советского Запо­ лярья. Здесь начато строитель­ ство пирса, направленного под прямым углом к берегу. Это единственное подобное соору ­ жение, предназначенное для прогулок, а не для швартовки кораблей. У пирса предназначенного для прогулок, праздничных торжеств, может стать к бере- г о е о й черте на каменную по­ стель, к своему последнему причалу «Красин». М ож но себе представить, как объединятся здесь под од ­ ной крышей разобщенные ны­ не по различным учреждени ­ ям музейные экспозиции. Они могут, видимо, сохранить в каких-то пределах свою ве­ домственную принадлежность. Хотя бы в виде шефства над своими разделами будущего музея тралового флота, мор ­ ско го пароходства, ПИНРО. Здесь возможно то соревно­ вание, соперничество, которое очень помогает делу. ...Морской музей, наверное, со временем будет открыт в М урманске, ведь столица За­ полярья не отстанет в этом ни от Таллина, ни от Одессы, ни, тем более, от Клайпеды. Вспомним про наш долг пе­ ред будущими поколениями. В. ЖДАНОВ, журналист. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz