Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
ft.ч^ « • < О т ч е т о командировке 1. с тот зрения ЭКСКУРСАНТ/! Курс — на павильон «Рыбное хозяйство с ак- вариальным корпусом», что в дальнем конце ВДНХ, за прудами. От главного входа — вперед и прямо. Можно сесть на автопоезд. Тогда будет время не спеша перелистать записную книжку, просмотреть заготовленную загодя информацию. О том, к при меру, что первая мануфактурная выставка в Мо скве открылась 17 мая 1831 года в здании Благо родного собрания (ныне Дом Союзов). И по числу экспонатов, и по общественному резонансу она за тмила первую в России Петербургскую выставку 1829 года. 0 целях, о предназначении хорошо сказано в из дании выставки тех дней: «Надобно, чтобы описа ния не походили на купеческую фактуру, в которой исчисляется только товар с прибавлением слов: хо рошее, лучшее, самое лучшее; и чтобы не убаюки- „ вали они самолюбия мелкого и ничтожного сплош- ^ ными похвалами. Пусть Описание говорит критически, беспристра стно, ясно, открыто о том, что есть, чего нет, что . могло 6bf быть и что должно быть; пусть вводит оно производителей в мир здравых идей государст венного хозяйства, в расчеты и соображения стати- . стики». В 1885 году в Москве и Петербурге одновремен но действовала ремесленная выставка. Поскольку . экспонаты могли поступать до дня закрытия, то мо сковские заводчики, ремесленники, подглядев изде лия соперников, успевали изготовить и представить на конкурс более совершенные образцы. После революции родоначальницей нынешней ВДНХ стала Первая сельскохозяйственная и кустар но-промышленная выставка, созданная по инициати ве В. И. Ленина, Она открылась 19 августа 1923 года на территории бывших городских свалок у Крымского моста. Ныне на этом месте расположил ся Парк культуры и отдыха им. М. Горького. В 1930 году на Фрунзенской набережной начала действовать Постоянная Всесоюзная строительная выставка (ПВСВ). Во время войны она была эвакуирована в Челя бинск и возобновила работу в Москве 1 декабря 1944 года, 1 августа 1939 года торжественно открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), организованная по просьбе участников I I Всесоюз- ного * съезда колхозниноа-ударннков,-*. застоявшегося в 1935 году. Великая Отечественная война прервала работу ВСХВ, и она приняла посетителей только 1 августа 1954 года. А в сентябре Совет Министров СССР принял постановление об организации на той же •территории постоянно действующей Всесоюзной промышленной выставки. 28 мая 1958 года было принято решение об объединении трех выставок в одну Выставку достижений народного хозяйства. Из красочного буклета можно узнать о том, что сегодня ВДНХ СССР — это 234 гектара террито рии, 65 километров дорог, 83 павильона, 300 тема тических выставок и смотров, 100 тысяч экспона тов, 12 миллионов посетителей в год. А еще — 20 фонтанов, миллионы цветов, шесть прудов, два театра, круговая кинопанорама, аттрак ционы... — Остановка «Зеркальные пруды», — объявля ет водитель. Автопоезд пойдет дальше, по большому кольцу, предостерегает редких в этой части выставки встреч ных грозной надписью на борту «Занос — 3,7 мет ра». Пойдет дальше по октябрю, по осени и скроется за поворотом в желтеющей купе деревьев. А нам «надо будет миновать павильон «Прудовое хозяйст во» (заходить нет смысла: по техническим причи- нам вот уже несколько месяцев не освещены аква- 4 $ риумы), по дамбе миновать пруды (нужно обладать большим чувством воображения, чтобы теперь на зывать зеркальными эти лужи), задрав голову, по любоваться высоко «взлетевшим» петушком-эмбле- мой павильона «Птицеводство». И вот мы у цели. Заглянув в проспект, узнаем: «Новый павильон «Рыбное хозяйство с аквариаль- ным комплексом» похож на огромный многопалуб ный корабль. Его просторные открытые площадки повисли прямо над гладью вод озера, что разли лось в запрудной части Выставки достижений народ ного хозяйства СССР. Выполненное из бетона, стек, ла и металла здание выглядит нарядно и современ но...» Можно не садиться на автопоезд, а, пользуясь доб рым советом радиодиктора, пройтись пешком. Вы ставка выглядит по-разному в разное время года, но всегда красива. При неспешной прогулке новые впечатления накладываются на предыдущие, от прежних посещений. Выставка — концентрированное выражение на шей действительности. В какой-то момент нам изменило чувство меры, и стали мы грешить чрезмерным оптимизмом. Неред ко дело представлялось так, что и жилищ мы строи ли больше всех в мире, что в постановке здравоох ранения, народного образования и проч. и проч. мы добились самых больших успехов и развитые стра ны чуть ли не собираются перенимать наш опыт. Но факты парадности не терпят. Если сложить ~ вместе образование рабочих, техников, инженеров, ученых, то по данным члена-корреспондента АН СССР С. С. Шаталина, средний образовательный уровень работников в народном хозяйстве будет около 10 классов. В США этот уровень равен 13 классам («Советская культура», 23 апреля 1987 года). Со здравоохранением тоже, оказалось, мы из рядно поотстали от многих развитых капиталисти ческих и социалистических стран. Неважную службу служили экспозиции ВДНХ, подавляющие парадностью и величавой статисти кой. И сейчас еще в иных отраслевых и межотрас левых павильонах ощущается стремление к пом пезности и украшательству, стремление выдать же лаемое за действительное*. Мудрый совет устроителей московской выставки «не убаюкивать самолюбие сплошными похвалами» долгое время, как говорится, «не имел спроса». Доб рый пример самокритичности показал директор ВДНХ В. А. Саюшев, говоривший в газете «Совет ская Россия» 23 декабря 1986 года о перестрой ке выставочного дела. «Выставка для выставки, — писал он, — это искусство для искусства». Надо заставить нашу Выставку работать на реальные йужды конкретных посетителей, на деловую целе направленную помощь». Главная выставка страны «СЕГОДНЯ МЫ ВСЕ ОСОЗНАЕМ: НАМ ВСЕ ГДА И ПРИ ВСЕХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НУЖНА ТОЛЬКО ПРАВДА. ВЗГЛЯНУТЬ С ПОЗИЦИЙ ЭТО ГО ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНОГО КРИТЕРИЯ НА ВСЮ ЭКСПОЗИЦИЮ ВДНХ — ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА НАШИХ ДНЕЙ. НАДО ДОБИТЬСЯ, ЧТО- БЫ У НАС НЕ БЫЛО РАЗРЫВА МЕЖДУ СЛО ВАМИ И ДЕЛОМ, КОТОРЫЙ ТАК БИЧЕВАЛ В. И. ЛЕНИН, ЧТОБЫ ЭКСПОЗИЦИЯ ВСЕГДА ОТВЕЧА ЛА РЕАЛЬНОСТИ». Журнал «ВДНХ СССР», № 6, 1987 г. Экскурсанту, на несколько дней прибывшему на ВДНХ, негоже вторгаться в проблемы выставочного дела, это прерогатива специалистов. Но говорить о личных впечатлениях, критически осмысливать уви денное — его право. «О том, что есть, чего нет, что могло бы быть и что должно быть...» Уезжая из Мурманска, полистал несколько отче тов о командировках на ВДНХ. Один был весьма категоричен: о том, что павильоны «Судостроение» и «Машиностроение» были закрыты, а значит, и по ездка была зряшной — опыта не набрался. Судоре монтник, писавший это, конечно, хватил через край, в то .время действовала отличная выставка научно- технического творчества молодежи. Однако доля истины есть. Захотелось побывать в павильоне «Охрана природы», а он на замке. Па вильон «Советская печать» привлек экспозицией о том, как пресса освещает социалистическое соревно вание. Среди прочих была представлена на выстав ке и газета «Кандалакшский коммунист». Захоте лось полистать подшивку, познакомиться с опытом коллег. А ее и не оказалось. «Да тут же была», — суетились смотрители, но обнаружить потерю так и не смогли... Знакомился с материалами газет из других областей. Благо, хоть подшивки можно было брать в руки. А мно гие экспонаты в других павильонах охранялись с музейными ретивостью и консерватизмом: «Руками не трогать». Да надо их и трогать, и рассматривать, и видеть в действии, дабы «вводили они производи телей в мир здравых идей государственного хозяй ства». В Мурманске, сказали мне, бронзовую медаль участника ВДНХ у коллекционеров можно приобре сти за три рубля/Почему такая девальвация? Объяснили: упала престижность этой награды. Скажем, приобретая путевку на ВДНХ, простой смертный имеет право и на гостиницу. Медалистам же такого права не дано. Собственно, кроме едино временного вознаграждения (которое, кстати, неред ко затягивается на месяцы), медаль ее владельцу ничего не прибавляет. А именно они, медалисты, как правило, подвижники и неистовые ревнители технического прогресса. Именно они фанатичнее других по крупицам разносят опыт, заимствованный на ВДНХ, по городам и весям. Из книги отзывов выставки «Комплексная про грамма по товарам и услугам в действии»: «Кому нужны такие выставки? Никакого отношения к дей ствительности они не имеют. Зайдите в магазины и посмотрите, что там продают». «Сегодня мы все осознаем: нам всегда и при всех обстоятельствах нужна только правда. Взглян\*ть с позиций этого единственно правильного критерия на всю экспозицию ВДНХ — первостепенная зада ча наших дней. Надо добиться, чтобы у нас не было разрыва между словами и .делом, который так би чевал В. И. Ленин, чтобы экспозиция всегда отве чала реальности». (Журнал «ВДНХ СССР», К» 6, 1987 г). Мелочи и немелочи снижают авторитет главной вы ставки страны, бывший в свое время классически незыблемым и непререкаемым. Как поддерживать хего на высоком уровне, по каким направлениям ве сти перестройку выставочного дела — о том ведут диспут специалисты. Делаются реальные шаги: часть павильонов переведена на хозрасчет, сокра щаются штаты. Словом, ведется большая работа, и беглым взглядом экскурсанта ее не обозреть. Тем более что закончилась и пешая прогулка. Мы вновь подошли к цели нашего путешествия, к рыбацкому павильону. В преддверии Дня рыбака в некоторых изданиях промелькнула информация о • том, что павильон гостеприимно распахнул двери для посетителей. г. «павильон закрыт НА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ» Хранительница двери вязала свитер. Возможно, себе, а возможно, кому-то из сотрудников по заказу. Прошедшей зимой температура воздуха внутри зда ния опускалась порой до плюс пяти—шести граду сов, и такая предусмотрительность не была излиш ней. Тем более делать нечего, на дверях, которые якобы гостеприимно распахнулись для посетителей, висела табличка «Павильон закрыт на переофор мление». Табличка была на все случаи жизни и дей ствительности не соответствовала: о каком «пере оформлении» говорить, если и оформление не окон чено, и время открытия павильона в который уж раз перенесено. Теперь —- на 31*. января 1988 года; Де зинформировали читателя и собщения прессы — на столько уж затянулись сроки строительства, '* что журналисты «открыли» павильон самостоятельно. Формальным поводом к тому послужил День ры бака, который проводился на площадке перед зда нием. Размахнулись тогда широко. На праздник бы ли приглашены более двух-тысяч передовиков рыб ной отрасли. Подготовили хорошую концертную про грамму. В частности,' за высокое- исполнительское мастерство получили грамоту курсанты Мурманской высшей «мореходки». Тогда же в мало-мальски подготовленные аква риумы запустили рыбу. Зрелище было впечатляю щим, посетители восхищались, говорили хорошие слова... увы, часть ценной рыбы погибла, едва пе режив день праздника (ныне из 12 в рабочем со стоянии один аквариум-тридцатитонник). На том торжественная часть окончилась, и про должилась борьба с недоделками, которые остави ли строители славного отраслевого треста «Рыб- строймонтаж». Более года ведутся достройка и оформление па вильона, исправно получает зарплату штат павиль она: сейчас около 90 человек, а будет 125. Полу чает не за то, что пропагандирует достижения рыб ной отрасли, а за всякие строительно-утеплительно оформительские дела. Между тем, замыслы у коллектива большие и интересные. В дальней перспективе, как рассказы вает главный методист О. Г. Сафонова, намерены очистить пруды, запустить в них рыбу, организо вать рыбоводное хозяйство и спортивное рыболов ство, построить помещение для аквариумистов и так далее, у Сейчас собирают новинки, прогнозируют тенден ции развития рыбной отрасли в двенадцатой пяти летке. Спланирована работа в разрезе общей экспо, зиции, тематических выставок. -Есть рефераты, буклеты, проспекты. Но все еще поступают в адрес выставки контей неры и ящики с экспонатами. С юга, севера, запа да, востока. И даже с надписями «Инрыбпром-85». Есть и восемнадцать наименований, представленных нашим Северным бассейном. Экспонаты авторитет ные хорошо зарекомендовавшие себя как в работе, так и в различных парадных смотрах. Один экспо нат правда, вызвал некоторое недоумение. Крабо вые палочки. Непонятно, какое это наше достиже ние, если и фарш, и продукция выпускаются на японском оборудовании... Готовятся макеты, модели, тематические схемы. Отрасль серьезно относится к тому, чтобы форма и методы работы показа были современными. Закуп лен комплекс видеопроекционного оборудования. Есть великолепный кинолекционный зал. Художни ки Гжельского керамического завода нашли инте ресные решения оформления аквариумов. Словом, работа ведется, впереди ее — непочатый край. ...Хранительница двери довязывает свитер. Кто знает, как оно будет нынешней зимой? Лучше под страховаться. Да и все ^равно делать нечего. Подхо дят посетители. Читают табличку и идут себе даль ше «Павильон закрыт на переоформление». В. МИЛЮТИН, наш спец. корр . Москва — Мурманск. РЫБНЫЙМУРМАН 21 ноября 1987 года <>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz