Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.

i Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь! Вести из Кандалакши Упразднен суд ' 1 Четверть века назад инструмен­ тальщикам Кандалакшского опытно­ го машиностроительного завода бы­ ло присвоено звание коллектива коммунистического труда. Это — первый коллектив в Кандалакше, удостоенный такого звания и под­ тверждающий его на протяжении двадцати пяти лет. Здесь люди не только добросо ­ вестно относятся к делу, проявляют инициативу, но и соблюдают дис­ циплину. В воспитание молодежи много труда вложили бывший мас­ тер, а ныне начальник участка Г. С. Яхно, другие ветераны завода. Обстановка с дисциплиной давно стабилизировалась. Товарищеский суд практически бездействовал / Вот и решил коллектив упразднить его. Высвободилось девять станков Ввод трех шестишпиндельных авто­ матов позволил уже выполнить го ­ довую программу. На них выпускают­ ся детали двенадцати наименований. Автоматы позволили высвободить де- ; вять обычных станков для произ­ водства дополнительной продукции. Обслуживание осуществляют трое — наладчик Сергей Попов, ю карь -ав - томатчик Михаил Евтерев и ученик автоматчика Вячеслав Чудинов. А. БРЫСОВ. Наука — производству К О С М О С С Л У Ж И Т л ю д я м Достижения научно-технического прогресса постепенно внед­ ряются и на флоте рыбной промышленности. В частности, кос ­ мическая техника довольно широко используется моряками. Об этом сегодня рассказывает в интервью нашему коррес ­ понденту инженер отдела связи М урманского тралового флота В. Я. Рожок. — Виктор Яковлевич, в на­ стоящее время большое вни­ мание уделяется мирному ис­ пользованию космического про­ странства в Советском Союзе. Известно, что на судах Север­ ного бассейна и. в частности, тралового флота, используются станции спутниковой связи. Какая была необходимость пе­ рехода от обычных, традицион­ ных средств связи к космиче­ ским? — Дело в том, что за по­ следние 20 —30 лет количество судов в мире увеличилось бо ­ лее чем вдвое, возросла про­ должительность их плавания. Соответственно повысились требования, предъявляемые н системам управления их рабо­ той . Поэтому все большее вни ­ мание уделяется техническим средствам, которые обеспечи­ вают связь на радиолиниях «берег — судно» и «судно — берег». Конечно, и судовая ап ­ паратура, и береговые радио- центры постоянно совершенст­ вуются. Однано модернизацию про­ водить становится все слож ­ ней, по с коль ку эфир перенасы­ щен излучением большого к о ­ личества радиопередающих ус ­ тройств : в 1979 году их было 13 миллионов, к 1990 году ожидается 30 миллионов. По­ этому, к а к бы мы нй ул учш а ­ ли обычную аппара тур у , всех задач и проблем, стоящих пе­ ред морской радиосвязью , нам не решить. К тому ж е в последние го ­ ды резко возросло количество передаваемой информации: примерно, на 10 процентов в год. Да еще надо учесть, что на качество прохождения ра­ диоволн влияют магнитные аномалии, интенсивность сол­ нечной радиации летом. Ведь из-за этого происходят переры- вы в радиосвязи в коротковол ­ новом диапазоне на нескольно часов, а иногда и дней. А спутни ковы е Средства свя­ зи позволяют перейти в такой диапазон, в котором радиовол­ ны проходят стабильно и не зависят от меняющихся внеш ­ них условий. — А что представляет собой система спутниковой связи? — В 1982 году была введе­ на в коммерческую э ксплуата ­ цию международная система связи ИНМАРСАТ. Ш таб -квар ­ тира ее в Лондоне. От Совет- сиого Союза уполномоченной организацией " является Всесо­ юзное объединение «Морсвязь- спу тни к» . Эта система включает ко см и ­ ческий и земной сегменты. Кос­ мический состоит из трех гео­ стационарны х спу тни ков над Атлантическим , Индийским и Тихим онеанами. В земной сег­ мент входят береговые коорди ­ нирующ ие станции . Они осу­ ществляют контроль , слежение за состоянием и работоспособ­ ностью спу тни ков . А в: целом комплекс обеспечивает телекс ­ ную и телефонную связь, пе­ редачу факсимильной и радио­ вещательной информации, при ­ оритетную передачу о бедстви­ ях , вызов группы судов в оп ­ ределенном районе Мирового океана и т. д. — Приведите пример. — Радиооператор на судне вводит в станцию исходные данные, нажимает кно пи у за­ проса. Происходит автоматиче­ ское соединение станции со спу тни ком . Береговая коорди­ нирующая станция анализиру ­ ет запросное сообщение, тоже автоматически выделяет сво­ бодный рабочий канал и под­ ключает вызываемого на бере­ г у абонента. Связь установле­ на. В среднем задерж ка м еж ­ ду запросом и получением ра­ бочего канала не превышает 2-3 секунд . А если суда нахо ­ дятся в разны х океанах (раз­ личны х подспутни ковы х зонах), оба сп у тни ка и граю т роль ре­ трансляторов. Следовательно, спутни ковая система обладает надежностью , достоверностью , высоной опе­ ративностью . Она обеспечивает устойчивую связь с любой точной Мирового онеана, к р о ­ ме районов, расположенны х за 72-м градусом северной и южной широт. — Сколько сейчас в нашей стране береговых центров спутниковой связи? — С 1984 года действует станция под Одессой (связь с Атлантическим и Индийским океанами). Позднее вошла в строй станция на Дальнем Во­ стоке . Обе «привязаны» к те ­ лефонной и телеграфной сети Министерства связи и между­ народной системе Теленс. То есть появилась возможность вести диалог судна с любым береговым абонентом в мире. — А как же Северный бас­ сейн? — Сейчас в траловом флоте есть отечественные судовые спутни ковы е станции и зару ­ бежные. — Международная система. Насколько наша страна заин­ тересована в расширении сети этих станций? — Советский Союз внес один из самых больших вкладов в общий фонд системы . Зна­ чит, имеем возможность ш иро ко пользоваться ею. Но мы мало устанавливаем судовых станций , то есть не используем до конца внесен­ ные средства, и они «замора­ живаю тся» и не позволяют в полной мере реализовать э ко ­ номический эффект использо­ вания на отечественном флоте системы высононачественной связи. Конечно, пока плата за услуги , предоставляемые систе» мой, довольно высона. — Каковы перспективы раз-: вития самой системы? — Штаб-нвартира ИНМАРСАТ занлючила нон тра кты с различ­ ными фирмами на разработку новых типов судовых с п у тн и ­ ко вы х станций второго по ко ­ ления. Предполагается, что к 1989 году будут созданы моди- , фицироеанные станции с ис* пользованием цифровых мето- Й ов передачи информации, ключая станции предназна­ ченные для эксплуатации на судах малого тоннажа . П оскольку расширяется к о ­ личество услуг, возрастает чи ­ сло потребителей станций в разны х странах, в настоящее время разрабатываются пу ти увеличения пропус кной спо­ собности самих спу тни ков . Кроме того , разработаны тех ­ нические основы будущей гло­ бальной морской системы свя­ зи по безопасности морепла­ вания, включающей вы соко ­ ш иротные районы. Возможна в будущем комбинация геостаци ­ онарны х и полярно-орбиталь­ ны х (вращающихся) спу тни ков связи . Система называется СЕРЕС - ИНМАРСАТ, она поз. волит оперативно определить местоположение судна, терпя ­ щего бедствие. Для работы с этой системой суда уже сейчас оснащаются радиобуями. — Виктор Яковлевич, поды­ тоживая нашу беседу, хоте­ лось услышать вашу оценку системы ИНМАРСАТ. — Именно деятельность этой системы является наглядным примером плодотворного со­ трудничества мно гих стран в мирном использовании ко см и ­ ческо го пространства. * Беседовала И. БЕРЕЗЮК. новые принципы управления вчера, щие устройства и техноло­ гии. Не везде стимулируют­ ся экипажи судов за эконо­ мию ГСМ. В мероприятиях судовладельцев преобладают решения, позволяющие эко­ номить топливо на 1—5 процентов, в] основном, за счет совершенствования энер­ гетического оборудования и режимов его работы. Не уде­ ляется внимания возможной 25-процентной экономии благодаря поддержанию под­ водной части судна в надле­ жащем состоянии, корректи­ ровке в эксплуатации греб­ ных валов, внедрению плано­ мерной подводной очистки. В современных условиях широкое развитие получила система междурейсового тех- ■нического обслуживания су­ дов в иностранных портах, Приближенных к районам промысла. Благодаря этому в 1986 году 935 судов при переходах сэкономили 35643 судосуток. Имевшийся раз­ рыв между потребностью в ремонте флота и его разме­ щением на судоремонтных предприятиях, сократился за прошлый год до 61 миллио­ на рублей. Вместе с тем, развитие су­ доремонтных мощностей предприятий и баз техниче­ ского обслуживания продол­ жало отставать от развития флота. В новых условиях хозяй­ ствования перед нами стоит задача повышения эффек­ тивности работы научных, проектно-конструкторских и технологических организаций отрасли. На базе «Гипро- рыбфлота» организуется на­ учно-исследовательский и проектно-конструкторский ин­ ститут развития и эксплуа­ тации флота рыбной про­ мышленности. Переход на новые усло­ вия мы начинаем не на пус­ том месте. В отрасли созда­ ны основы программы со­ вершенствования техниче­ ского обслуживания и ре­ монта судов — КЦП «Ре­ монт». Одним из главных направлений программы яв­ ляется система непрерывно­ го технического обслужива­ ния и ремонта * судов (СНТОР). В 1987 году завершена разработка первой очереди динамической системы с применением ЭВМ (СНТОР- ЭВМ). Ее внедрение позво­ лит на 20—30 процентов со­ кратить объем ремонта су­ дов. Перевод всего флота на эту систему необходимо закончить в 13— 14 пятилет­ ках. Изменения, которые вно­ сит перестройка в распреде­ ление функций между пред­ приятиями и министерством, не означают ослабления еди­ ной технической политики, этой важнейшей функции от­ расли. Вступая в новую фа­ зу взаимоотношений между вышестоящими органами и предприятиями, нам следует еще раз взвесить багаж на­ ших представлений и тради­ ций и. если надо, пересмот­ реть их и откинуть все от­ жившее. Б. Д. ИВАНОВ, генераль­ ный директор объединения «Мурманская судоверфь»: — Сколько раз за исто­ рию своего существования мы собирались и совеща­ лись? Сколько принято ре­ шений и рекомендаций? Сколько наработано докумен­ тации Центральным конст- рукторско - технологическим институтом судоремонта, «Гипрорыбфлотом», бассей-. новыми ЦПКТБ, вузами. завтра НИИ? А время корабля «вне промысла» остается равным почти одной трети от кален­ дарного. В чем же дело? Может быть, для рыбной от­ расли это нррма? Есть ли реальные пути заметного увеличения эксплуатационно­ го времени? Для интенсификации судо­ ремонта предлагается много идей. Взять хотя бы комп­ лексную целевую програм­ му «Ремонт». Основная мысль была восхитительно проста: надо каждый год сум­ мировать работы отраслевых НИИ, КБ, вузовские планы— и КЦП готова. В той КЦП не было ни комплексности, ни цели, ни средств и ресурсов для того, чтобы можно бы­ ло добиться какого-либо ма­ териального результата. С тех пор прошло четыре года. «Творцы идей» не сто­ яли на месте, «изобретены» непрерывная эксплуатация, ^безразборная диагностика, СНТО, СНТОР, СНТОР- ЭВМ, непрерывная класси­ фикация. Все это, естествен­ но, внедряется, и возникает радужная картина: доволь­ ные эксплуатационники и безработные судоремонтники обнаруживают непрерывное снижение внеэксплуатацион- ных затрат от самого рожде­ ния судна до его благопо­ лучного списания по истече­ нии срока службы. Как на самом деле обсто­ ят дела с ремонтом в нашей отрасли? Проектирование и строительство судов велось и ведется с грубым наруше­ нием стандартов, определяю­ щих надежность изделия, особенно такое его свойство, как ремонтопригодность. Мо­ жет быть, следует ввести Гос- приемку на проекты .Минсуд- • прома? В ' отрасли совершенно не организовано сервисное об­ служивание и участие в ре­ монте контрагентов — изго­ товителей комплектующего оборудования. Несмотря на громадное значение рыбной отрасли для выполнения Продоволь­ ственной программы, Мин­ рыбхоз не получает от маши­ ностроительных отраслей не­ обходимое оборудование и запчасти. Проводившаяся в течение 17 лет политика разделения судоремонтников на ремрыб- флотовских и бассейновых дала результат: «Ремрыб- флот» настроил мощности, которые используются на 70 процентов, нахапал оборудо­ вания, включая импортное, которое используется в од­ ну смену, оброс научными и конструкторскими разра­ ботками Центрального кон­ структореко - технологиче­ ского института судоремон­ та, который поднял их на не­ досягаемую для бассейновых судоремонтников высоту и теперь с печальной гордос­ тью передает их ВРПО на распад и гниение. Реквием не за горами. Инвалютные средства на закупку импортного оборудо­ вания и запчастей для экс­ плуатации и ремонта зани­ жены вдвое. Зато более 30 миллионов рублей тратится на закупку за рубежом та­ ры, веревок и прочего, что вполне можно производить и в стране. Материально техннческ и м снабжением в Минрыбхозе занимаются люди, далекие от знания нужд флота, а ру­ ководство министерства, ви­ дя в этом деле явный пере­ кос, мер не принимало и не принимает. В загоне отраслевая нау­ ка: нет производственной ба­ зы, оборудования, не гото­ вятся научные и конструк­ торские кадры. Постоянно, на протяжении всей истортг *существования отрасли^ поддерживается диспропорция мегкду бере­ говой базой и флотом. Теперь об ордена Октябрь­ ской Революции производст­ венном объединении «Мур­ манская судоверфь». На се­ годня в отрасли нет пред­ приятия мощнее, с большим приростом программы, с луч­ шими экономическими пока­ зателями (19— 20 миллионов рублей ежегодной прибыли). К 1990 году с учетом меро­ приятий по улучшению тех­ нической эксплуатации фло­ та Северный бассейн ликви­ дирует дефицит по* судоре­ монту. Для нас первостепен­ ными задачами являются: — решение проблем мате­ риально-технического снаб­ жения; — реконструкция корпусно­ сварочного и электроремонт- ного производств с увеличе­ нием мощности, соответствен­ но на 5 и 3 миллиона руб­ лей; — 40 (!) процентов оборудо­ вания на МСВ подлежит спи­ санию. Необходимо техниче­ ское перевооружение станоч­ ного парка с заменой на пер­ вом этапе 80 станков (в том числе 10 фрезерных), на втором — 200 станков; — реконструкция СРЗ-1 под поточно-позиционный ремонт ПСТ типа «Баренцево мо­ ре» и БМРТ типа «Алтай», а после вывода их из эксп­ луатации — БМРТ проекта 488; — внедрение в полном объ­ еме целевых комплексных программ «Интенсификация судоремонтного производст­ ва до 2000 года» и «Со­ циальное развитие до 2000 года»; — переход на самофинанси­ рование; — организация филиала для проведения МРТО в районе промысла. Что в результате? Сниже­ ние сроков ремонта вдвое. РЫБНЫЙМУРМАН 27 ноября 1987 года г>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz