Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
i Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь! Вести из Кандалакши Упразднен суд ' 1 Четверть века назад инструмен тальщикам Кандалакшского опытно го машиностроительного завода бы ло присвоено звание коллектива коммунистического труда. Это — первый коллектив в Кандалакше, удостоенный такого звания и под тверждающий его на протяжении двадцати пяти лет. Здесь люди не только добросо вестно относятся к делу, проявляют инициативу, но и соблюдают дис циплину. В воспитание молодежи много труда вложили бывший мас тер, а ныне начальник участка Г. С. Яхно, другие ветераны завода. Обстановка с дисциплиной давно стабилизировалась. Товарищеский суд практически бездействовал / Вот и решил коллектив упразднить его. Высвободилось девять станков Ввод трех шестишпиндельных авто матов позволил уже выполнить го довую программу. На них выпускают ся детали двенадцати наименований. Автоматы позволили высвободить де- ; вять обычных станков для произ водства дополнительной продукции. Обслуживание осуществляют трое — наладчик Сергей Попов, ю карь -ав - томатчик Михаил Евтерев и ученик автоматчика Вячеслав Чудинов. А. БРЫСОВ. Наука — производству К О С М О С С Л У Ж И Т л ю д я м Достижения научно-технического прогресса постепенно внед ряются и на флоте рыбной промышленности. В частности, кос мическая техника довольно широко используется моряками. Об этом сегодня рассказывает в интервью нашему коррес понденту инженер отдела связи М урманского тралового флота В. Я. Рожок. — Виктор Яковлевич, в на стоящее время большое вни мание уделяется мирному ис пользованию космического про странства в Советском Союзе. Известно, что на судах Север ного бассейна и. в частности, тралового флота, используются станции спутниковой связи. Какая была необходимость пе рехода от обычных, традицион ных средств связи к космиче ским? — Дело в том, что за по следние 20 —30 лет количество судов в мире увеличилось бо лее чем вдвое, возросла про должительность их плавания. Соответственно повысились требования, предъявляемые н системам управления их рабо той . Поэтому все большее вни мание уделяется техническим средствам, которые обеспечи вают связь на радиолиниях «берег — судно» и «судно — берег». Конечно, и судовая ап паратура, и береговые радио- центры постоянно совершенст вуются. Однано модернизацию про водить становится все слож ней, по с коль ку эфир перенасы щен излучением большого к о личества радиопередающих ус тройств : в 1979 году их было 13 миллионов, к 1990 году ожидается 30 миллионов. По этому, к а к бы мы нй ул учш а ли обычную аппара тур у , всех задач и проблем, стоящих пе ред морской радиосвязью , нам не решить. К тому ж е в последние го ды резко возросло количество передаваемой информации: примерно, на 10 процентов в год. Да еще надо учесть, что на качество прохождения ра диоволн влияют магнитные аномалии, интенсивность сол нечной радиации летом. Ведь из-за этого происходят переры- вы в радиосвязи в коротковол новом диапазоне на нескольно часов, а иногда и дней. А спутни ковы е Средства свя зи позволяют перейти в такой диапазон, в котором радиовол ны проходят стабильно и не зависят от меняющихся внеш них условий. — А что представляет собой система спутниковой связи? — В 1982 году была введе на в коммерческую э ксплуата цию международная система связи ИНМАРСАТ. Ш таб -квар тира ее в Лондоне. От Совет- сиого Союза уполномоченной организацией " является Всесо юзное объединение «Морсвязь- спу тни к» . Эта система включает ко см и ческий и земной сегменты. Кос мический состоит из трех гео стационарны х спу тни ков над Атлантическим , Индийским и Тихим онеанами. В земной сег мент входят береговые коорди нирующ ие станции . Они осу ществляют контроль , слежение за состоянием и работоспособ ностью спу тни ков . А в: целом комплекс обеспечивает телекс ную и телефонную связь, пе редачу факсимильной и радио вещательной информации, при оритетную передачу о бедстви ях , вызов группы судов в оп ределенном районе Мирового океана и т. д. — Приведите пример. — Радиооператор на судне вводит в станцию исходные данные, нажимает кно пи у за проса. Происходит автоматиче ское соединение станции со спу тни ком . Береговая коорди нирующая станция анализиру ет запросное сообщение, тоже автоматически выделяет сво бодный рабочий канал и под ключает вызываемого на бере г у абонента. Связь установле на. В среднем задерж ка м еж ду запросом и получением ра бочего канала не превышает 2-3 секунд . А если суда нахо дятся в разны х океанах (раз личны х подспутни ковы х зонах), оба сп у тни ка и граю т роль ре трансляторов. Следовательно, спутни ковая система обладает надежностью , достоверностью , высоной опе ративностью . Она обеспечивает устойчивую связь с любой точной Мирового онеана, к р о ме районов, расположенны х за 72-м градусом северной и южной широт. — Сколько сейчас в нашей стране береговых центров спутниковой связи? — С 1984 года действует станция под Одессой (связь с Атлантическим и Индийским океанами). Позднее вошла в строй станция на Дальнем Во стоке . Обе «привязаны» к те лефонной и телеграфной сети Министерства связи и между народной системе Теленс. То есть появилась возможность вести диалог судна с любым береговым абонентом в мире. — А как же Северный бас сейн? — Сейчас в траловом флоте есть отечественные судовые спутни ковы е станции и зару бежные. — Международная система. Насколько наша страна заин тересована в расширении сети этих станций? — Советский Союз внес один из самых больших вкладов в общий фонд системы . Зна чит, имеем возможность ш иро ко пользоваться ею. Но мы мало устанавливаем судовых станций , то есть не используем до конца внесен ные средства, и они «замора живаю тся» и не позволяют в полной мере реализовать э ко номический эффект использо вания на отечественном флоте системы высононачественной связи. Конечно, пока плата за услуги , предоставляемые систе» мой, довольно высона. — Каковы перспективы раз-: вития самой системы? — Штаб-нвартира ИНМАРСАТ занлючила нон тра кты с различ ными фирмами на разработку новых типов судовых с п у тн и ко вы х станций второго по ко ления. Предполагается, что к 1989 году будут созданы моди- , фицироеанные станции с ис* пользованием цифровых мето- Й ов передачи информации, ключая станции предназна ченные для эксплуатации на судах малого тоннажа . П оскольку расширяется к о личество услуг, возрастает чи сло потребителей станций в разны х странах, в настоящее время разрабатываются пу ти увеличения пропус кной спо собности самих спу тни ков . Кроме того , разработаны тех нические основы будущей гло бальной морской системы свя зи по безопасности морепла вания, включающей вы соко ш иротные районы. Возможна в будущем комбинация геостаци онарны х и полярно-орбиталь ны х (вращающихся) спу тни ков связи . Система называется СЕРЕС - ИНМАРСАТ, она поз. волит оперативно определить местоположение судна, терпя щего бедствие. Для работы с этой системой суда уже сейчас оснащаются радиобуями. — Виктор Яковлевич, поды тоживая нашу беседу, хоте лось услышать вашу оценку системы ИНМАРСАТ. — Именно деятельность этой системы является наглядным примером плодотворного со трудничества мно гих стран в мирном использовании ко см и ческо го пространства. * Беседовала И. БЕРЕЗЮК. новые принципы управления вчера, щие устройства и техноло гии. Не везде стимулируют ся экипажи судов за эконо мию ГСМ. В мероприятиях судовладельцев преобладают решения, позволяющие эко номить топливо на 1—5 процентов, в] основном, за счет совершенствования энер гетического оборудования и режимов его работы. Не уде ляется внимания возможной 25-процентной экономии благодаря поддержанию под водной части судна в надле жащем состоянии, корректи ровке в эксплуатации греб ных валов, внедрению плано мерной подводной очистки. В современных условиях широкое развитие получила система междурейсового тех- ■нического обслуживания су дов в иностранных портах, Приближенных к районам промысла. Благодаря этому в 1986 году 935 судов при переходах сэкономили 35643 судосуток. Имевшийся раз рыв между потребностью в ремонте флота и его разме щением на судоремонтных предприятиях, сократился за прошлый год до 61 миллио на рублей. Вместе с тем, развитие су доремонтных мощностей предприятий и баз техниче ского обслуживания продол жало отставать от развития флота. В новых условиях хозяй ствования перед нами стоит задача повышения эффек тивности работы научных, проектно-конструкторских и технологических организаций отрасли. На базе «Гипро- рыбфлота» организуется на учно-исследовательский и проектно-конструкторский ин ститут развития и эксплуа тации флота рыбной про мышленности. Переход на новые усло вия мы начинаем не на пус том месте. В отрасли созда ны основы программы со вершенствования техниче ского обслуживания и ре монта судов — КЦП «Ре монт». Одним из главных направлений программы яв ляется система непрерывно го технического обслужива ния и ремонта * судов (СНТОР). В 1987 году завершена разработка первой очереди динамической системы с применением ЭВМ (СНТОР- ЭВМ). Ее внедрение позво лит на 20—30 процентов со кратить объем ремонта су дов. Перевод всего флота на эту систему необходимо закончить в 13— 14 пятилет ках. Изменения, которые вно сит перестройка в распреде ление функций между пред приятиями и министерством, не означают ослабления еди ной технической политики, этой важнейшей функции от расли. Вступая в новую фа зу взаимоотношений между вышестоящими органами и предприятиями, нам следует еще раз взвесить багаж на ших представлений и тради ций и. если надо, пересмот реть их и откинуть все от жившее. Б. Д. ИВАНОВ, генераль ный директор объединения «Мурманская судоверфь»: — Сколько раз за исто рию своего существования мы собирались и совеща лись? Сколько принято ре шений и рекомендаций? Сколько наработано докумен тации Центральным конст- рукторско - технологическим институтом судоремонта, «Гипрорыбфлотом», бассей-. новыми ЦПКТБ, вузами. завтра НИИ? А время корабля «вне промысла» остается равным почти одной трети от кален дарного. В чем же дело? Может быть, для рыбной от расли это нррма? Есть ли реальные пути заметного увеличения эксплуатационно го времени? Для интенсификации судо ремонта предлагается много идей. Взять хотя бы комп лексную целевую програм му «Ремонт». Основная мысль была восхитительно проста: надо каждый год сум мировать работы отраслевых НИИ, КБ, вузовские планы— и КЦП готова. В той КЦП не было ни комплексности, ни цели, ни средств и ресурсов для того, чтобы можно бы ло добиться какого-либо ма териального результата. С тех пор прошло четыре года. «Творцы идей» не сто яли на месте, «изобретены» непрерывная эксплуатация, ^безразборная диагностика, СНТО, СНТОР, СНТОР- ЭВМ, непрерывная класси фикация. Все это, естествен но, внедряется, и возникает радужная картина: доволь ные эксплуатационники и безработные судоремонтники обнаруживают непрерывное снижение внеэксплуатацион- ных затрат от самого рожде ния судна до его благопо лучного списания по истече нии срока службы. Как на самом деле обсто ят дела с ремонтом в нашей отрасли? Проектирование и строительство судов велось и ведется с грубым наруше нием стандартов, определяю щих надежность изделия, особенно такое его свойство, как ремонтопригодность. Мо жет быть, следует ввести Гос- приемку на проекты .Минсуд- • прома? В ' отрасли совершенно не организовано сервисное об служивание и участие в ре монте контрагентов — изго товителей комплектующего оборудования. Несмотря на громадное значение рыбной отрасли для выполнения Продоволь ственной программы, Мин рыбхоз не получает от маши ностроительных отраслей не обходимое оборудование и запчасти. Проводившаяся в течение 17 лет политика разделения судоремонтников на ремрыб- флотовских и бассейновых дала результат: «Ремрыб- флот» настроил мощности, которые используются на 70 процентов, нахапал оборудо вания, включая импортное, которое используется в од ну смену, оброс научными и конструкторскими разра ботками Центрального кон структореко - технологиче ского института судоремон та, который поднял их на не досягаемую для бассейновых судоремонтников высоту и теперь с печальной гордос тью передает их ВРПО на распад и гниение. Реквием не за горами. Инвалютные средства на закупку импортного оборудо вания и запчастей для экс плуатации и ремонта зани жены вдвое. Зато более 30 миллионов рублей тратится на закупку за рубежом та ры, веревок и прочего, что вполне можно производить и в стране. Материально техннческ и м снабжением в Минрыбхозе занимаются люди, далекие от знания нужд флота, а ру ководство министерства, ви дя в этом деле явный пере кос, мер не принимало и не принимает. В загоне отраслевая нау ка: нет производственной ба зы, оборудования, не гото вятся научные и конструк торские кадры. Постоянно, на протяжении всей истортг *существования отрасли^ поддерживается диспропорция мегкду бере говой базой и флотом. Теперь об ордена Октябрь ской Революции производст венном объединении «Мур манская судоверфь». На се годня в отрасли нет пред приятия мощнее, с большим приростом программы, с луч шими экономическими пока зателями (19— 20 миллионов рублей ежегодной прибыли). К 1990 году с учетом меро приятий по улучшению тех нической эксплуатации фло та Северный бассейн ликви дирует дефицит по* судоре монту. Для нас первостепен ными задачами являются: — решение проблем мате риально-технического снаб жения; — реконструкция корпусно сварочного и электроремонт- ного производств с увеличе нием мощности, соответствен но на 5 и 3 миллиона руб лей; — 40 (!) процентов оборудо вания на МСВ подлежит спи санию. Необходимо техниче ское перевооружение станоч ного парка с заменой на пер вом этапе 80 станков (в том числе 10 фрезерных), на втором — 200 станков; — реконструкция СРЗ-1 под поточно-позиционный ремонт ПСТ типа «Баренцево мо ре» и БМРТ типа «Алтай», а после вывода их из эксп луатации — БМРТ проекта 488; — внедрение в полном объ еме целевых комплексных программ «Интенсификация судоремонтного производст ва до 2000 года» и «Со циальное развитие до 2000 года»; — переход на самофинанси рование; — организация филиала для проведения МРТО в районе промысла. Что в результате? Сниже ние сроков ремонта вдвое. РЫБНЫЙМУРМАН 27 ноября 1987 года г>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz