Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь! Передает наш спецкор Завтра начинается сегодня Ночью промысел внезапно окутал туман, поднялся ура ганный ветер. Шквал за шква лом. Ш торм лютовал. Холод ные антарктические волны зло хлестали судно. — Не всег не все еще по теряно, — вселял веру в сво их товарищей капитан-дирек тор ППР «Апатит» тралозого флота Василий Владимирович Тимофеев, — мешает погода. Нептун, видимо, серьезно оби делся за что-то на погоду, на рыбаков Северного бассейна. Рассыпается рыба по океану, трудно словить ее. Ну, да ладно. Хорошо ли, плрхо ли, но пока за полрейса — 50 процентов выполнения плана, вся продукция — улучшенно го ассортимента. Старается команда, некого упрекнуть в безделье. Старший мастер до бычи кавалер ордена Трудо вой Славы 1П степени И. И. Смоленский, помощ ник капи тана по производству Б. В. Крутиков, мастер обработки Г. Н. Егошин, рефмеханик И. Н. Олейник, слесарь В. Н. Милкин, матрос палубной команды Н. Н. Бобырь... Д з с ними хоть куда. Сумели же и плавникорезку поставить, и, в отличие от своих коллег, изба виться от аварийности тралов. Костяк экипажа подобрался, значит в следующий рейс пойдем сокращенным экипа жем . Хотя, — тут капитан за думался и горь ко пошутил, — третья рука у матроса не вы растет. Нелегко придется, поэтому уже сейчас не только думают о новом варианте, но и дела ют все, чтобы уберечься от ошибок, случайностей в сле дующ ем рейсе. По инициати ве старшего механика В. Ф . Коваля перебрали, прочистили всю гидравлику, рыбопромыс ловый комплекс механизмов, чтобы машина работала как часы, без сбоев. А электрора дионавигатор Н. В. Червин- ский, на днях награжденный Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министоов СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ в честь 70-летия Великого Октября, понимая, что вскоре , может быть, недосуг будет, ведь службе предстоит работать без одного оператора, ведет профилактику всего радиотех нического оборудования. Уж очень низкое техническое со стояние заведования доста лось ему от предшественни ков. М ного , очень много проб лем предстоит решить экипа ж у . А в первую очередь спра виться с заданиями этого рей са. ...Ш торм прекратился как-то сразу, вдруг. Успокоился о ке ан. Все проходит... Действительности не соответствует Старший мастер лова БМРТ «Поволжье» М урмансно го тра лового флота В. Н. Осипенко и двое матросов с утра и до ве чера чинили трал, перебирали, латали дыры . А ночью снова по и с к и снова в трале больше дыр, чем рыбы . Пять раз он цеплялся за гр у н т в течение с у то к . Бывает больше, но не меньше. Так что ж иво го места на нем нет. Была бы рыба, не месили бы шельф траловыми досками , да и о т порывов почти избавились бы. Почти, но не совсем. Дно океанское здесь неровное, по хожее на гряду, цепь много метровых гор . А т у т еще ме дузы появились —целые с ко пи ща. Откуда они взялись? Вер ны й пр и зна к : рыбы в этом ме. сте не будет. Та к 'о н о и есть. За двенадцать с у т о к промысла выловлено 296 тонн — 46 про центов от плана. Но и этоТ по казатель — третий по группе — неплохой для т а ко й к а п ризной обстановки . Выручает система дубль. Если бы не она... Невесело получится . Тем не менее э к и п а ж тр уди т ся самоотверженно, не рассла бляется. Ритм — очень напря ж е нны й — по 12 часов в сут к и , ведь траулер ушел в рейс с сокращ енным э кипаж ем . В столовой команды разгоре лись жариие дебаты: можно ли добиться большего, есть ли ре зервы? «Есть, — утверждаю т рыбмастер А. Ковалевский , рефмашинист А. Богатырев, моторист В. Прохоров н мно гие другие . И т у т дело не за моряками , а за теми, к то го . товит корабли в рейсы . М оряки удивляю тся : просят в отделе снабжения одно, по ступает совсем другое. Приво дят пример: зачем присылали разно глубинный трал, ко торый э ки п а ж не заказывал? Привез ли регулятор , а он не соответ ствует ти п у установленного двигателя. Надо .400 кило грам мов капроновы х нитей диамет ром 3 миллиметра — дали толь . ко 50. Да и со спецодеждой маета: старая износилась , а но вую не доставили. — И это называется подго товкой к хозрасчету?. — спра шивает напитан .директор В. В. Пугач. — Неликвиды отправ ляю т в море, зато в бумагах отдела снабжения — полный аж ур . Но страдает-то э ки п аж . Пробовали мы избавиться от лишнего , просили транспорт взять от нас н а туш ки ваерные. Получили отказ . Вот и забита наша палуба разным хламом . А ведь в условиях хозрасчета это может отразиться на зар плате моряков. Та к что свои ош иб ки снабженцы переклады вают на нас и при этом не несут н и ка ко й материальной ответственности. Надеются рыбаки , что хо з расчет заставит береговые под разделения внимательнее отно ситься к их нуждам . А пока на мой вопрос: «Есть ли перемены в работе ОМТС флота?» — чле ны э кипаж а ответили : «Нет...». Большие проблемы мелкого объекта Днем на одном из участков океана появились морские львы. Отфыркиваясь, выныри вают из воды, видимо, радуясь обильной пище. Подтвержда ет и поисковая аппаратура — есть косяки . Хотели бы, да взять не смогли столько, сколько нужно для выполне ния суточного плана — 60 тони. Все по крохвм. Как вода сквозь пальцы, уходил светя щийся анчоус, этот мелкий, мезопелагический объект из трала. Махнули рукой , не по лучается. Ушли на другой объект. Через месяц верну лись. Вновь проловы. Убежа ли. Опять решили попытать счастья на мелком объекте. Пусто. Видно, такая рыбалка надо ела не только экипажу БМРТ «Волгобалт», но и руководст ву тралового флота. На сме ну капитану-директору А. И. Шаповалову прислали В. А. Крайнова. Почти одновремен но с ним на борт траулера поднялся и заместитель на чальника промрайона по про мыслу В. Н. Подольский. И, вместо старых приставок, к тралу присоединили мойвен- ные, восьмипластинные. Уве личили зону облова, улучши ли гидродинамику трала. И за работал пароход. Равных ему не стало. Полные тралы ра дости. Даже старший мастер лова А. В. Михеев, человек сомневающийся, и тот повесе лел. Все вроде шло нормально до последних дней, но по рвалась канатная часть трала, приходится работать на один борт. А это ежедневные по тери о коло трех часов про мысла. Дали тревожную ра диограмму в порт. Оттуда — несколько сердитая — от на чальника отдела добычи трал флота С. Ф . Серова, мол «до сылка промвооружения выпол нялась согласно существую щим заявкам, снабжение было отгружено на ТР «Пролив Ди аны»... Да, транспорт привез трал, приставки, но не преду смотрел отдел добычи вари анты поломок, до конца не просчитав все элементы слу чайностей, от которых в море никто не застрахован. А между тем рейс у экипа жа скоро заканчивается. Не ужели опять виноватыми бу дут только моряки? Странная позиция у руководства флота. Тем более, что факт беспеч ного отношения к снабжению не единичен. Буквально с про тянутой рукой пришел на промысел БМРТ «Аскания», он оказался без тралов для лова светящегося анчоу са. Поделились с ним ППР «Зеленоборск» и «Ков- дор». Пока траулер настраива ется на работу.. Зато из управ ления, вместо поддерж ки , по ступила радиограмма : «Все ус ловия для работы есть...» От куда? Если электромеханиче ская служба укомплектована не полностью, да и кадрами не совсем опытными. Сейчас на «Асканию» пересел стар ший электромеханик с БМРТ «Волгобалт» настраивать веер ную лебедку. Сутки уже копа ется, но дело пока ни с мес та. Не в море надо искать ко р ни бед траулеров, а в отде лах управления. Ведь речь идет не столько об этих су дах, сколько о степени готов ности тралфлота в частности, и «Севрыбы» в целом, к ра боте на светящемся анчоусе, за которым будущее Север ного бассейна. — Конечно, только одному нашему траулеру нелегко за ниматься поисковым обеспе чением, — говорит помощник капитана по научной работе БМРТ «Михаил Вербицкий» А. В. Плетешков, — нужна концентрация усилий акаде мических институтов океаноло гии, ихтиологии. Промысловикам ж е пока по хвастать нечем. Аномальные процессы, в океане, которые не наблюдались здесь в те чение десяти лет, вносят свои коррективы в выполнение пла нов. Так, может быть, для то го, чтобы на первом, экспе риментальном, этапе не подо рвать веру в будущее, пере вести экипажи, работающие на объекте, на повременно-пре миальную систему оплаты? Да бы не отбить у людей руки, помочь им поверить в завт рашний день Северного бас сейна. Кстати, с сегодняшнего дня вся группа судов пром района переводится на мелкий объект. А. БИЛОВ, наш специальный корр е с пондент. Атлантический океан. Правофланговые шшшт Повезло морякам ПСТ «Зеленокумск»: отличный повар работает на их судне — Владимир Петрович МАРАЧ. Говорят, специалист высокого класса в этой области может сварить вкусный суп даже из топора. Владимиру Петровичу удалось бы , наверное , и такое блюдо. Ну, а уж если в распоряжении повара самые разные про дукты, на столе у моряков кушанья — пальчики оближешь. Потому и настроение у экипажа хорошее. А это очень важно, особенно, ес ли вышли в рейс сокращенным штатом. И Владимиру Петровичу стало трудней работать , ведь теперь он и повар, и пекарь. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. «— Перестройка: СудоремонтС В нашей газете уже сообщалось, что 10 и 11 ноября в Мурманске проходило заседание координационного совета по технической эксплуатации флота Минрыбхоза СССР. В его работе приняли участие работники министерства, всесоюзных рыбопромышленных объединений, флотов, про ектно-конструкторских и научно-исследовательскйх органи зации. Много было выступлений, дельных, принципиальных, с конкретными предложениями. Были и пустопорожние ре чи, «кивки на дядю», поиски виновных в неудаче везде и повсюду. Словом, было высказано много мнении, хороших и разных. Г. В. МЕЩЕРЯКОВ, пред седатель координационного совета, начальник управле ния эксплуатации флотов и портов Минрыбхоза СССР: — За многие годы в на шей отрасли накопились за стойные явления, проявляю щиеся, например, в том, что уже в течение длительного срока не удается существен но уменьшить затраты вре мени и средств на техниче ское обслуживание и ремонт судов, на которые тратится ежегодно до миллиарда руб лей. Сокращение сроков ре монта — одна из важней ших задач для всех нас. Трудности в решении дан ной * проблемы вызваны, прежде всего, нарастающим физическим и Моральным износом судов флота рыб ной промышленности, воз росшей стоимостью их вос производства. Так, за последнее десяти летие доля добывающих су дов с возрастом 20 и более лет увеличилась в три раза, а судов «старше» 10 лет — более чем на 50 процентов. Практически почти все об рабатывающие суда имеют возраст более 10 лет. Более трети судов вспомогательно го и технического флота уже отработали норматив ные сроки. Близки к оконча нию этого срока болышшст- уплеаг г, м о ^ 27 ноября 1987 года во среднетоннажных транс портных рефрижераторов, а стоимость воспроизводства указанных судов из ново- строя увеличилась в 2-4 ра за. В настоящее время из-за недостаточного пополнения отрасли новыми судами про должается использование сверх нормативного срока около 1500 кораблей. Учитывая план посту < ния судов из новостроя, жно утверждать, что закан чивать 12-ю и начинать 13-ю пятилетки нам придется с ныне существующим флотом. Такое положение требует высокой организации техни ческой эксплуатации и соот ветствующего развития судо ремонтных предприятий. Многие из сложившихся форм организации необходи мо пересмотреть, найти взаи моприемлемые решения. В новых условиях хозяй ствования особое значение приобретают вопросы эко номии горюче-смазочных ма териалов и совершенствова ния использования топлива. Впервые разработана и ут верждена отраслевая прог рамма топливосбережения на флоте на период до 1995 го да. Но недостатков еще нема ло. ЦПКТБ бассейнов край не слабо разрабатывают и внедряют топливосберегаю- рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz