Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.

Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь! Передает наш спецкор Завтра начинается сегодня Ночью промысел внезапно окутал туман, поднялся ура­ ганный ветер. Шквал за шква­ лом. Ш торм лютовал. Холод­ ные антарктические волны зло хлестали судно. — Не всег не все еще по­ теряно, — вселял веру в сво­ их товарищей капитан-дирек­ тор ППР «Апатит» тралозого флота Василий Владимирович Тимофеев, — мешает погода. Нептун, видимо, серьезно оби­ делся за что-то на погоду, на рыбаков Северного бассейна. Рассыпается рыба по океану, трудно словить ее. Ну, да ладно. Хорошо ли, плрхо ли, но пока за полрейса — 50 процентов выполнения плана, вся продукция — улучшенно­ го ассортимента. Старается команда, некого упрекнуть в безделье. Старший мастер до ­ бычи кавалер ордена Трудо­ вой Славы 1П степени И. И. Смоленский, помощ ник капи­ тана по производству Б. В. Крутиков, мастер обработки Г. Н. Егошин, рефмеханик И. Н. Олейник, слесарь В. Н. Милкин, матрос палубной команды Н. Н. Бобырь... Д з с ними хоть куда. Сумели же и плавникорезку поставить, и, в отличие от своих коллег, изба­ виться от аварийности тралов. Костяк экипажа подобрался, значит в следующий рейс пойдем сокращенным экипа­ жем . Хотя, — тут капитан за­ думался и горь ко пошутил, — третья рука у матроса не вы­ растет. Нелегко придется, поэтому уже сейчас не только думают о новом варианте, но и дела­ ют все, чтобы уберечься от ошибок, случайностей в сле­ дующ ем рейсе. По инициати­ ве старшего механика В. Ф . Коваля перебрали, прочистили всю гидравлику, рыбопромыс­ ловый комплекс механизмов, чтобы машина работала как часы, без сбоев. А электрора­ дионавигатор Н. В. Червин- ский, на днях награжденный Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министоов СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ в честь 70-летия Великого Октября, понимая, что вскоре , может быть, недосуг будет, ведь службе предстоит работать без одного оператора, ведет профилактику всего радиотех­ нического оборудования. Уж очень низкое техническое со­ стояние заведования доста­ лось ему от предшественни­ ков. М ного , очень много проб ­ лем предстоит решить экипа­ ж у . А в первую очередь спра­ виться с заданиями этого рей­ са. ...Ш торм прекратился как-то сразу, вдруг. Успокоился о ке ­ ан. Все проходит... Действительности не соответствует Старший мастер лова БМРТ «Поволжье» М урмансно го тра ­ лового флота В. Н. Осипенко и двое матросов с утра и до ве­ чера чинили трал, перебирали, латали дыры . А ночью снова по и с к и снова в трале больше дыр, чем рыбы . Пять раз он цеплялся за гр у н т в течение с у то к . Бывает больше, но не меньше. Так что ж иво го места на нем нет. Была бы рыба, не месили бы шельф траловыми досками , да и о т порывов почти избавились бы. Почти, но не совсем. Дно океанское здесь неровное, по ­ хожее на гряду, цепь много­ метровых гор . А т у т еще ме­ дузы появились —целые с ко пи ­ ща. Откуда они взялись? Вер­ ны й пр и зна к : рыбы в этом ме. сте не будет. Та к 'о н о и есть. За двенадцать с у т о к промысла выловлено 296 тонн — 46 про­ центов от плана. Но и этоТ по­ казатель — третий по группе — неплохой для т а ко й к а п ­ ризной обстановки . Выручает система дубль. Если бы не она... Невесело получится . Тем не менее э к и п а ж тр уди т ­ ся самоотверженно, не рассла­ бляется. Ритм — очень напря­ ж е нны й — по 12 часов в сут ­ к и , ведь траулер ушел в рейс с сокращ енным э кипаж ем . В столовой команды разгоре­ лись жариие дебаты: можно ли добиться большего, есть ли ре­ зервы? «Есть, — утверждаю т рыбмастер А. Ковалевский , рефмашинист А. Богатырев, моторист В. Прохоров н мно­ гие другие . И т у т дело не за моряками , а за теми, к то го . товит корабли в рейсы . М оряки удивляю тся : просят в отделе снабжения одно, по­ ступает совсем другое. Приво­ дят пример: зачем присылали разно глубинный трал, ко торый э ки п а ж не заказывал? Привез­ ли регулятор , а он не соответ­ ствует ти п у установленного двигателя. Надо .400 кило грам ­ мов капроновы х нитей диамет­ ром 3 миллиметра — дали толь . ко 50. Да и со спецодеждой маета: старая износилась , а но ­ вую не доставили. — И это называется подго­ товкой к хозрасчету?. — спра­ шивает напитан .директор В. В. Пугач. — Неликвиды отправ ­ ляю т в море, зато в бумагах отдела снабжения — полный аж ур . Но страдает-то э ки п аж . Пробовали мы избавиться от лишнего , просили транспорт взять от нас н а туш ки ваерные. Получили отказ . Вот и забита наша палуба разным хламом . А ведь в условиях хозрасчета это может отразиться на зар ­ плате моряков. Та к что свои ош иб ки снабженцы переклады ­ вают на нас и при этом не несут н и ка ко й материальной ответственности. Надеются рыбаки , что хо з ­ расчет заставит береговые под­ разделения внимательнее отно ­ ситься к их нуждам . А пока на мой вопрос: «Есть ли перемены в работе ОМТС флота?» — чле­ ны э кипаж а ответили : «Нет...». Большие проблемы мелкого объекта Днем на одном из участков океана появились морские львы. Отфыркиваясь, выныри­ вают из воды, видимо, радуясь обильной пище. Подтвержда­ ет и поисковая аппаратура — есть косяки . Хотели бы, да взять не смогли столько, сколько нужно для выполне­ ния суточного плана — 60 тони. Все по крохвм. Как вода сквозь пальцы, уходил светя­ щийся анчоус, этот мелкий, мезопелагический объект из трала. Махнули рукой , не по­ лучается. Ушли на другой объект. Через месяц верну­ лись. Вновь проловы. Убежа ­ ли. Опять решили попытать счастья на мелком объекте. Пусто. Видно, такая рыбалка надо­ ела не только экипажу БМРТ «Волгобалт», но и руководст­ ву тралового флота. На сме­ ну капитану-директору А. И. Шаповалову прислали В. А. Крайнова. Почти одновремен­ но с ним на борт траулера поднялся и заместитель на­ чальника промрайона по про ­ мыслу В. Н. Подольский. И, вместо старых приставок, к тралу присоединили мойвен- ные, восьмипластинные. Уве­ личили зону облова, улучши­ ли гидродинамику трала. И за­ работал пароход. Равных ему не стало. Полные тралы ра­ дости. Даже старший мастер лова А. В. Михеев, человек сомневающийся, и тот повесе­ лел. Все вроде шло нормально до последних дней, но по­ рвалась канатная часть трала, приходится работать на один борт. А это ежедневные по­ тери о коло трех часов про ­ мысла. Дали тревожную ра­ диограмму в порт. Оттуда — несколько сердитая — от на­ чальника отдела добычи трал­ флота С. Ф . Серова, мол «до­ сылка промвооружения выпол­ нялась согласно существую­ щим заявкам, снабжение было отгружено на ТР «Пролив Ди ­ аны»... Да, транспорт привез трал, приставки, но не преду­ смотрел отдел добычи вари­ анты поломок, до конца не просчитав все элементы слу­ чайностей, от которых в море никто не застрахован. А между тем рейс у экипа­ жа скоро заканчивается. Не­ ужели опять виноватыми бу­ дут только моряки? Странная позиция у руководства флота. Тем более, что факт беспеч­ ного отношения к снабжению не единичен. Буквально с про ­ тянутой рукой пришел на промысел БМРТ «Аскания», он оказался без тралов для лова светящегося анчоу­ са. Поделились с ним ППР «Зеленоборск» и «Ков- дор». Пока траулер настраива­ ется на работу.. Зато из управ­ ления, вместо поддерж ки , по­ ступила радиограмма : «Все ус­ ловия для работы есть...» От­ куда? Если электромеханиче­ ская служба укомплектована не полностью, да и кадрами не совсем опытными. Сейчас на «Асканию» пересел стар­ ший электромеханик с БМРТ «Волгобалт» настраивать веер­ ную лебедку. Сутки уже копа­ ется, но дело пока ни с мес­ та. Не в море надо искать ко р ­ ни бед траулеров, а в отде­ лах управления. Ведь речь идет не столько об этих су­ дах, сколько о степени готов­ ности тралфлота в частности, и «Севрыбы» в целом, к ра­ боте на светящемся анчоусе, за которым будущее Север­ ного бассейна. — Конечно, только одному нашему траулеру нелегко за­ ниматься поисковым обеспе­ чением, — говорит помощник капитана по научной работе БМРТ «Михаил Вербицкий» А. В. Плетешков, — нужна концентрация усилий акаде­ мических институтов океаноло­ гии, ихтиологии. Промысловикам ж е пока по­ хвастать нечем. Аномальные процессы, в океане, которые не наблюдались здесь в те­ чение десяти лет, вносят свои коррективы в выполнение пла­ нов. Так, может быть, для то­ го, чтобы на первом, экспе­ риментальном, этапе не подо­ рвать веру в будущее, пере­ вести экипажи, работающие на объекте, на повременно-пре­ миальную систему оплаты? Да­ бы не отбить у людей руки, помочь им поверить в завт­ рашний день Северного бас­ сейна. Кстати, с сегодняшнего дня вся группа судов пром ­ района переводится на мелкий объект. А. БИЛОВ, наш специальный корр е с ­ пондент. Атлантический океан. Правофланговые шшшт Повезло морякам ПСТ «Зеленокумск»: отличный повар работает на их судне — Владимир Петрович МАРАЧ. Говорят, специалист высокого класса в этой области может сварить вкусный суп даже из топора. Владимиру Петровичу удалось бы , наверное , и такое блюдо. Ну, а уж если в распоряжении повара самые разные про­ дукты, на столе у моряков кушанья — пальчики оближешь. Потому и настроение у экипажа хорошее. А это очень важно, особенно, ес­ ли вышли в рейс сокращенным штатом. И Владимиру Петровичу стало трудней работать , ведь теперь он и повар, и пекарь. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. «— Перестройка: СудоремонтС В нашей газете уже сообщалось, что 10 и 11 ноября в Мурманске проходило заседание координационного совета по технической эксплуатации флота Минрыбхоза СССР. В его работе приняли участие работники министерства, всесоюзных рыбопромышленных объединений, флотов, про­ ектно-конструкторских и научно-исследовательскйх органи­ зации. Много было выступлений, дельных, принципиальных, с конкретными предложениями. Были и пустопорожние ре­ чи, «кивки на дядю», поиски виновных в неудаче везде и повсюду. Словом, было высказано много мнении, хороших и разных. Г. В. МЕЩЕРЯКОВ, пред­ седатель координационного совета, начальник управле­ ния эксплуатации флотов и портов Минрыбхоза СССР: — За многие годы в на­ шей отрасли накопились за­ стойные явления, проявляю­ щиеся, например, в том, что уже в течение длительного срока не удается существен­ но уменьшить затраты вре­ мени и средств на техниче­ ское обслуживание и ремонт судов, на которые тратится ежегодно до миллиарда руб­ лей. Сокращение сроков ре­ монта — одна из важней­ ших задач для всех нас. Трудности в решении дан­ ной * проблемы вызваны, прежде всего, нарастающим физическим и Моральным износом судов флота рыб­ ной промышленности, воз­ росшей стоимостью их вос­ производства. Так, за последнее десяти­ летие доля добывающих су­ дов с возрастом 20 и более лет увеличилась в три раза, а судов «старше» 10 лет — более чем на 50 процентов. Практически почти все об­ рабатывающие суда имеют возраст более 10 лет. Более трети судов вспомогательно­ го и технического флота уже отработали норматив­ ные сроки. Близки к оконча­ нию этого срока болышшст- уплеаг г, м о ^ 27 ноября 1987 года во среднетоннажных транс­ портных рефрижераторов, а стоимость воспроизводства указанных судов из ново- строя увеличилась в 2-4 ра­ за. В настоящее время из-за недостаточного пополнения отрасли новыми судами про­ должается использование сверх нормативного срока около 1500 кораблей. Учитывая план посту < ния судов из новостроя, жно утверждать, что закан­ чивать 12-ю и начинать 13-ю пятилетки нам придется с ныне существующим флотом. Такое положение требует высокой организации техни­ ческой эксплуатации и соот­ ветствующего развития судо­ ремонтных предприятий. Многие из сложившихся форм организации необходи­ мо пересмотреть, найти взаи­ моприемлемые решения. В новых условиях хозяй­ ствования особое значение приобретают вопросы эко­ номии горюче-смазочных ма­ териалов и совершенствова­ ния использования топлива. Впервые разработана и ут­ верждена отраслевая прог­ рамма топливосбережения на флоте на период до 1995 го­ да. Но недостатков еще нема­ ло. ЦПКТБ бассейнов край­ не слабо разрабатывают и внедряют топливосберегаю- рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz