Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.

• ((Пеленг»: реформа вытей школы. • * 4 ИЮЛЯ они получили дип­ ломы инженеров-техноло- гов. 10 августа их ждали с на­ правлениями . на флотах. А в конце сентября в редакцию училищной газеты поступила информация: больше полови­ ны выпускников технологиче­ ского факультета МВИМУГ на­ правленных в мурманские флоты, все еще находятся на берегу. Не все ушли в море и в октябре. Вопрос, который вначале возник у нас, потом задали и выпускники: «А НУЖНЫ ЛИ МЫ ФЛОТУ!» Вопрос оказался не прос­ тым. Ибо желаемое «так дол­ ж н о быть» и реальное «так есть» в согласии не всегда жизут. Возьмем конкретную ситуа­ цию . Мурманский тралфлот получил в августе-сентябре этого года 18 технологов — выпускников МВИМУ (при за­ казе 16). В это ж е время на промысел ушло 10 крупнотон­ нажных судов. В «Мурманрыб- пром» распределилось 23 тех­ нолога (заказ — 15); на про ­ мысел в августе-сентябре вы­ шло 13 крупнотоннажных су­ дов. В том и дру гом флоте в это ж е время находились в резерве и опытные рыбмас- тера. Конечно же , на всех техно­ логов судов не хватило, а на­ правлять в один экипаж по два выпускника рискованно: новички могут не справиться, на первых порах желательно им работать в паре с опытным рыбмастером. Да и ка к быть с теми специалистами, что находились в резерве? В чем ж е дело, почему по­ явились г ЛИШНИЕ ЛЮДИ! Да потому, что, во-первых, каждый флот, помимо зака­ занных, получил дополнитель­ но по 2 — 6 — 8 молодых специалистов. В Беломорской базе гослова, куда пришло 14 выпускников , честно призна­ ли, что так много технологов им не требуется и всем пре­ доставить работу они не мо ­ гут. «Севрыбхолодфлот», попро ­ сивш ий на 1987 год пятнадцать человек, принял лишь одного — своего направленца, пото ­ му на к ожидалось сокращение должностей технологов по при ­ емке на транспор тны х рефри? жераторах . Вот они, лишние четырнадцать . К а к будет ре­ шаться и х судьба? К а к будут устраиваться те (пусть еди­ ницы ), кто вернулся с д р у ги х бассейнов страны , ком у там было отказано в элементарных жилищ но .бы товы х условиях? Правда, ж и зн ь показывает, что ка к -то со временем все у тр я ­ сается. Только можно ли счи ­ тать такое положение нормаль­ ным? А теперь вернемся к тем, кто пришел в свой флот по распределению. Не случайно я назвала количество судов, ушедших на промысел в авгу­ сте — сентябре, и не случай­ но уточнила — крупнотоннаж ­ ных судов. Дело в том, что на других — ПСТ, СТМ, СРТ-м — наши молодые люди не изъ­ являют желания работать. За редким исключением, они требуют: «ДАЙТЕ НАМ БЕЛЫЙ ПАРОХОД» Несколько лет назад, рас­ сказывали мне в отделах главных технологов флотоз, поступило распоряжение ВРПО «Севрыба» о направле­ нии молодых специалистов с высшим образованием сразу на большие автономные трау­ леры. Оно мало согласовыва­ лось с жизнью , поэтому вско ­ ре о нем забыли. Кром е то­ го, в управлениях флотов убеждены , что будущий по­ м ощ ник капитана по производ ­ ству должен в сзоем станов­ лении пройти все суда, все этапы. Но почему, спросите вы, убеждение не стало практи­ кой работы с молодыми спе­ циалистами? В отделе главно го технолога тралового флота с в ы п у с кн и к а ­ ми беседовали, объяснили , что визированны х судов из даль­ ни х районов жда ть придется довольно долго, и предложили дру гой вариант — ПСТ. Жела­ ющ и х не нашлось. К приказам прибегать не стали, «дабы не портить парням репутацию» . И тогда пошли на флотах на очередной компромисс . В конце августа стали при ­ ходить вы п у с кн и ки , их , к а к и положено, поставили в резерв. Но в нем молодых специалис­ тов можно держать лишь 15 дней . А что делать дальше? Ведь на ремонтирующ ихся с у ­ дах н уж ны матросы , а не рыб- мастера и технологи .* Покрас­ кой бортов в ы п у с кн и к знаний по техноло гии не ' добавит, и денег он получит меньше, чем заработал бы в рейсе на том ж е ПСТ, К а к опровер гнуть это у т ­ верждение, если на первом кур се училищ а появляются за ­ коренелые троечни ки не ^ са­ мыми лучш им и ш кольными ха ­ рактеристиками? И в МВИМУ они знаниями не блещут, и дисциплину не очень-то соблю­ дают. Зачем? Все равно флот на п р а к т и к у их — своих на- правленцев — возьмет, рас­ пределение в М урманске им обеспечено. Почему направления от фло­ тов получаю т вчерашние ш кол ь ни ки — понятно . Легче ведь кадровикам выполнить чью -то настоятельную прось ­ бу, чем нацелить на поступле­ ние в вуз своих матросов. Не раз кур сан ты задавали вопрос: почему одни стараю т­ ся изо всех сил, чтобы хоро ­ шо учиться и добиться желае­ мого распределения, а дру ­ гие все равно получат его, да­ ж е палец о палец при этом не Ударив. Что же прячется в пресло­ в у ты х мешках? Знание или не­ знание основны х техноло гиче ­ с к и х дисциплин , умение или неумение работать с колле кти ­ вом, желание или нежелание подчиняться флотской дисцип ­ лине и т. д. Способов выявить все эти плюсы и минусы сущ ествует немало. Углубленное зна ком с т ­ во с курсантом во время его производственной п р а к ти ки , на стадии кур сово го и дипломно ­ го проектирования , раннее рас­ пределение — это те, что ле­ ж а т на поверхности , н о .н е все­ гда использую тся н а к на фло­ та х , т а к и в училище . Иначе не приходили бы кур сан ты с п р а к ти ки с признаниями , что почти ничему не научились , с шаблонными , без ка ко го -ли ­ бо анализа, хара ктери с ти кам и . Не писали бы курсовые и д ип ­ ломные проекты , которые , по су ти , ничего не даю т ни им, ни флоту.ч Не получалось бы ИСТОРИЯ о «ПОЗВОНОЧНИКАХ» И «КОТАХ В МЕШКАХ» . .СДе все ж е корни ярко выраженного стремления по­ пасть на «белый пароход»? Но прежде спросим читате­ ля, знает ли он, ЧТО ТАКОЕ «ПОЗВОНОЧНИК»! Только не путайте, пожалуй­ ста его с осевым скелетом позвоночных животных и че­ ловека. У этого слова, оказы ­ вается, есть другое , более со­ временное значение: молодой человек, выпускник вуза, кото ­ рый устраивается на работу (в нашем случае — на «белый пароход») по телефонному звонку. Звонят родители, их знакомые, а порой и различ­ ные руководители. В отделе главного техноло­ га тралового флота припом­ нили такой случай (кстати, не единичный). Пришел молодой человек и с порога объявил: «Я от такого-то !» Ни— кто он, ни — с ка ким дипломом , а — от ко го ! Его приняли, а потом все ж е спросили: «Что вы се- бя-то самого ни в грош не цените?» Не знаю, понял ли что-то тот молодой человек, только, похоже, не он один готов спрятать все свои до ­ стоинства и недостатки за чьи- то могучие спины. Потому что не успели некоторые вы­ пускники этого года прийти в тралфлот, ка к начались ззон - ки: «Направьте такого-то на белый пароход». Кадровикам бывает стыдно и неловко, когда сидят перед ними такие «позвоночники» и ждут : кто кого? И, увы, часто выигрывает не тот, кто при­ нимает, а — ко го принимают. Опытного преподавателя МВИМУ, вы ступавш е го перед ш кольни кам и , спросил десяти­ кл а ссни к : «А вы знаете, ком у дается направление по форме 1099?» «Насколько мне извест­ но, — ответил преподаватель, — вы не относитесь к этой кате гории абитуриентов , ведь вы — ш ко л ь н и ки , на флоте не работали». «Ничего подобного, — возразили ему, — направ ­ ление получи т тот, у ко го есть «волосатая рука» . Правильный вопрос.Л( Ибо здесь речь идет уж е о ка те го ­ риях нравственны х . ' Сейчас ректорат принял решение: представлять отзыв на направ- ленцев тем флотам, которые их рекомендовали на учебу. И ес­ ли молодой человек не хочет у тр уж да ть себя учебой, учили ­ ще вправе потребовать . ото ­ звать направление назад. Мы поинтересовались, как же на флотах смотрят на та­ ких напразленцез? В «Мурманрыбпроме» при­ знались: да, не всегда иззест- но, ко го приходится направ­ лять в мореходку . Но теперь, заверил главный технолог объ­ единения П. И. Стрелков, на­ правления на факультет дают­ ся только с их ведома. На­ чальник производственного от­ дела «Сезрыбхолодфлота» А. И. Тимофеев сказал, что он знаком со всеми напраз- ленцами. То же говорят в сек­ торе подготовки кадроз трал- флота. Но при этом многие мои собеседники сетовали на то, что получают они «кота в мешке». В связи с этим воз­ никает еще один очень серь­ езный вопрос: КАК ВЫНУТЬ КОТА ИЗ МЕШКА! Прежде чем ответить на не­ го, скажем , что они бызают разных мастей (типов) и в за­ висимости от этого во зм ож ­ ны различные способы. Тип первый. Те, кто попал на технологический факультет, в общем, случайно: поступать на другой не разрешила мед­ комиссия или, скажем , для электромеханического не хва­ тило баллоз. Тип второй. Поступал прос­ то так — «надо ж е где-то учиться». Обоим типам свой­ ственно одно стремление — не задерживаться долго на флоте, особенно в море. По­ этому вскоре после распре­ деления (а оно для многих бывает чистой формальностью, ведь среди этих типов есть и направленцы, и «позвоночни­ ки») начинаются поиски рабо­ ты. т а к , что машины , по которым делается проект, уж е лет пя т ­ надцать не э ксплуа тирую тся , или кур сан т , распределивший­ ся в «Севрыбхолодфлот», по ­ лучает тему дипломного прое к ­ та по судну совсем друго го флота. Не было бы резко го отзыва на дипломные проекты вы пускни ков -те хноло гов 1987 года со стороны государствен­ ной экзаменационной ком и с ­ сии , в ко тор ую входили спе­ циалисты флотов и ВРПО. А за ­ мечания были очень серьезные. Нынешний выпуск на фа­ культете был в силу некото­ рых обстоятельств действи­ тельно непростым и, может быть, нетипичным. И все же многие явления свойственны подготовке на факультете в целом. И проре ктор МВИМУ по учебной работе А . П. Галь- янов убежден , что надо серь­ езнейшим образом заняться укреплением преподаватель­ ско го состава выпускающих кафедр, коренным улучшени­ ем обучения. Но одному учи ­ лищу все не потянуть. Так же , ка к и всем вузам страны не решить задачу повышения качества подготозки специа­ листов без помощи отраслей и производств, для которых специалисты готовятся. В Основных направлениях о перестройке высшей ш ко ­ лы предлагалось ввести до ­ говорные взаимоотношения по целевой подготовке и пере­ подготовке кадроз с частич­ ным возмещением затрат на обучение. Есть уже и разработанные Минвузом СССР Типозые до ­ говоры о подготовке и пере­ подготовке кадров между высшими, средними специаль­ ными учебными заведениями и объединениями, предприя ­ тиями, организациями. Они уже получены в МВИМУ им. Ленинского комсомола и ВРПО «Севрыба». Вероятно, ка к следствие этих до кумен ­ тов появилось и распоряже ­ ние, согласно котором у при составлении заявок на моло­ дых специалистов уже в 1987 (!) году предприятия дол ­ жны учитывать следующее об­ стоятельство: они обязаны частично компенсировать (на­ чиная с 1987 года) затраты на подготовку заявленных спе­ циалистов. Сумма для специа­ листов с высшим образовани­ ем установлена 3 тысячи руб­ лей. Но никто не отменял по­ ка для предприятий отчисле­ ний в Госбюджет за подготов­ ку кадров. Но — из того же Минрыбхоза СССР поступило такое распоряжение в ВРПО: с договорами не торопиться, ждать инструкций. Хотя, цити­ рую направленный за подпи­ сью М. М. Внукова в июле с. г. документ: «Указанныз до ­ говорные отношения следует ввести с 1987 г.». ТАК ВНЕДРЯТЬ ИЛИ ЖДАТЬ ИНСТРУКЦИЙ! Понятно ,,что сегодня наша рыбная отрасль переживает трудный период — с нового года необходимо перейти на хозрасчет и самофинансиро­ вание. И в свете этих перемен оплата за каждо го (!) заявлен­ ного специалиста не облегчит жизнь флотским финансистам. Да, сегодня нам приходится учиться считать и рассчиты­ вать все по-новому, в том числе и средства, перечисляе­ мые в морские училища на питание и обмундирование на- правленцев, и выплату зара­ ботной платы до 100 рублей ускоренникам . Но, значит, на­ до четче представлять себе и другие цифры — сколько ж е специалистов нужно флотам, если каждый из них будет обходиться при новых услови­ ях подготовки недешево? После получения того само­ го распоряжения, где упоми ­ наются 3 тысячи рублей, в от­ деле главного технолога трал- флота услышала: «Если за ка­ ж д о го придется столько пла­ тить, мы луЧше будем подби­ рать толковых матросов и учить их заочно. А закажем троих!» «Даже если мы и не смо­ ж ем всех заявленных устроить (а это одно из основных усло­ вий новых взаимоотношений — Н. Ч.) — их возьмет другой флот, а мы перечислим день­ ги», — та к представляют си­ туацию в «Севрыбхолодфло- те». Но при чем тут тогда глаз­ ная цель новой системы — подготовка специалистов на конкретное рабочее место — о которой так мечтали веду­ щие специалисты флотоз? «Мы получаем «кота в меш­ ке» из училища», — утвержда­ ет начальник отдела кадроз и учебных заведений ВРПО «Сев- рыба» А. С. Васильев. Спра­ шиваю: «Но система под го ­ товки по до говору , вероятно, и позволит вам видеть и у з ­ навать специалиста . раньше, лучше?» — «А что толку? Все равно мы ни с ко го не можем потребовать, чтобы его гото­ вили лучше». Мурманское высшее инже­ нерное морское училище в эти дни вполне серьезно про ­ думывает свои обязательства в новых взаимоотношениях и готово начать обсуждение до ­ говоров с флотами. Как гото­ вы к переговорам ВРПО и флоты, — понятно из сказан­ ного выше. А пока... заказ на специалистов с высшим обра­ зованием на 1990 год посту­ пил приблизительно в тех ж е объемах, что и в прошлом , и позапрошлом, и в нынешнем. Так и остался открытым воп­ рос: сколько ж е специалистов нужно флоту, и занимается ли кто-нибудь серьезно изуче­ нием проблемы? Н. ЧЕСНОКОЗА, корреспондент газеты «Ры­ бацкая смена». Рисунки В. Тарасенко. г РЫБНЫЙМУРМАН 3 27 ноября 1987 годя ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz