Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
• ((Пеленг»: реформа вытей школы. • * 4 ИЮЛЯ они получили дип ломы инженеров-техноло- гов. 10 августа их ждали с на правлениями . на флотах. А в конце сентября в редакцию училищной газеты поступила информация: больше полови ны выпускников технологиче ского факультета МВИМУГ на правленных в мурманские флоты, все еще находятся на берегу. Не все ушли в море и в октябре. Вопрос, который вначале возник у нас, потом задали и выпускники: «А НУЖНЫ ЛИ МЫ ФЛОТУ!» Вопрос оказался не прос тым. Ибо желаемое «так дол ж н о быть» и реальное «так есть» в согласии не всегда жизут. Возьмем конкретную ситуа цию . Мурманский тралфлот получил в августе-сентябре этого года 18 технологов — выпускников МВИМУ (при за казе 16). В это ж е время на промысел ушло 10 крупнотон нажных судов. В «Мурманрыб- пром» распределилось 23 тех нолога (заказ — 15); на про мысел в августе-сентябре вы шло 13 крупнотоннажных су дов. В том и дру гом флоте в это ж е время находились в резерве и опытные рыбмас- тера. Конечно же , на всех техно логов судов не хватило, а на правлять в один экипаж по два выпускника рискованно: новички могут не справиться, на первых порах желательно им работать в паре с опытным рыбмастером. Да и ка к быть с теми специалистами, что находились в резерве? В чем ж е дело, почему по явились г ЛИШНИЕ ЛЮДИ! Да потому, что, во-первых, каждый флот, помимо зака занных, получил дополнитель но по 2 — 6 — 8 молодых специалистов. В Беломорской базе гослова, куда пришло 14 выпускников , честно призна ли, что так много технологов им не требуется и всем пре доставить работу они не мо гут. «Севрыбхолодфлот», попро сивш ий на 1987 год пятнадцать человек, принял лишь одного — своего направленца, пото му на к ожидалось сокращение должностей технологов по при емке на транспор тны х рефри? жераторах . Вот они, лишние четырнадцать . К а к будет ре шаться и х судьба? К а к будут устраиваться те (пусть еди ницы ), кто вернулся с д р у ги х бассейнов страны , ком у там было отказано в элементарных жилищ но .бы товы х условиях? Правда, ж и зн ь показывает, что ка к -то со временем все у тр я сается. Только можно ли счи тать такое положение нормаль ным? А теперь вернемся к тем, кто пришел в свой флот по распределению. Не случайно я назвала количество судов, ушедших на промысел в авгу сте — сентябре, и не случай но уточнила — крупнотоннаж ных судов. Дело в том, что на других — ПСТ, СТМ, СРТ-м — наши молодые люди не изъ являют желания работать. За редким исключением, они требуют: «ДАЙТЕ НАМ БЕЛЫЙ ПАРОХОД» Несколько лет назад, рас сказывали мне в отделах главных технологов флотоз, поступило распоряжение ВРПО «Севрыба» о направле нии молодых специалистов с высшим образованием сразу на большие автономные трау леры. Оно мало согласовыва лось с жизнью , поэтому вско ре о нем забыли. Кром е то го, в управлениях флотов убеждены , что будущий по м ощ ник капитана по производ ству должен в сзоем станов лении пройти все суда, все этапы. Но почему, спросите вы, убеждение не стало практи кой работы с молодыми спе циалистами? В отделе главно го технолога тралового флота с в ы п у с кн и к а ми беседовали, объяснили , что визированны х судов из даль ни х районов жда ть придется довольно долго, и предложили дру гой вариант — ПСТ. Жела ющ и х не нашлось. К приказам прибегать не стали, «дабы не портить парням репутацию» . И тогда пошли на флотах на очередной компромисс . В конце августа стали при ходить вы п у с кн и ки , их , к а к и положено, поставили в резерв. Но в нем молодых специалис тов можно держать лишь 15 дней . А что делать дальше? Ведь на ремонтирующ ихся с у дах н уж ны матросы , а не рыб- мастера и технологи .* Покрас кой бортов в ы п у с кн и к знаний по техноло гии не ' добавит, и денег он получит меньше, чем заработал бы в рейсе на том ж е ПСТ, К а к опровер гнуть это у т верждение, если на первом кур се училищ а появляются за коренелые троечни ки не ^ са мыми лучш им и ш кольными ха рактеристиками? И в МВИМУ они знаниями не блещут, и дисциплину не очень-то соблю дают. Зачем? Все равно флот на п р а к т и к у их — своих на- правленцев — возьмет, рас пределение в М урманске им обеспечено. Почему направления от фло тов получаю т вчерашние ш кол ь ни ки — понятно . Легче ведь кадровикам выполнить чью -то настоятельную прось бу, чем нацелить на поступле ние в вуз своих матросов. Не раз кур сан ты задавали вопрос: почему одни стараю т ся изо всех сил, чтобы хоро шо учиться и добиться желае мого распределения, а дру гие все равно получат его, да ж е палец о палец при этом не Ударив. Что же прячется в пресло в у ты х мешках? Знание или не знание основны х техноло гиче с к и х дисциплин , умение или неумение работать с колле кти вом, желание или нежелание подчиняться флотской дисцип лине и т. д. Способов выявить все эти плюсы и минусы сущ ествует немало. Углубленное зна ком с т во с курсантом во время его производственной п р а к ти ки , на стадии кур сово го и дипломно го проектирования , раннее рас пределение — это те, что ле ж а т на поверхности , н о .н е все гда использую тся н а к на фло та х , т а к и в училище . Иначе не приходили бы кур сан ты с п р а к ти ки с признаниями , что почти ничему не научились , с шаблонными , без ка ко го -ли бо анализа, хара ктери с ти кам и . Не писали бы курсовые и д ип ломные проекты , которые , по су ти , ничего не даю т ни им, ни флоту.ч Не получалось бы ИСТОРИЯ о «ПОЗВОНОЧНИКАХ» И «КОТАХ В МЕШКАХ» . .СДе все ж е корни ярко выраженного стремления по пасть на «белый пароход»? Но прежде спросим читате ля, знает ли он, ЧТО ТАКОЕ «ПОЗВОНОЧНИК»! Только не путайте, пожалуй ста его с осевым скелетом позвоночных животных и че ловека. У этого слова, оказы вается, есть другое , более со временное значение: молодой человек, выпускник вуза, кото рый устраивается на работу (в нашем случае — на «белый пароход») по телефонному звонку. Звонят родители, их знакомые, а порой и различ ные руководители. В отделе главного техноло га тралового флота припом нили такой случай (кстати, не единичный). Пришел молодой человек и с порога объявил: «Я от такого-то !» Ни— кто он, ни — с ка ким дипломом , а — от ко го ! Его приняли, а потом все ж е спросили: «Что вы се- бя-то самого ни в грош не цените?» Не знаю, понял ли что-то тот молодой человек, только, похоже, не он один готов спрятать все свои до стоинства и недостатки за чьи- то могучие спины. Потому что не успели некоторые вы пускники этого года прийти в тралфлот, ка к начались ззон - ки: «Направьте такого-то на белый пароход». Кадровикам бывает стыдно и неловко, когда сидят перед ними такие «позвоночники» и ждут : кто кого? И, увы, часто выигрывает не тот, кто при нимает, а — ко го принимают. Опытного преподавателя МВИМУ, вы ступавш е го перед ш кольни кам и , спросил десяти кл а ссни к : «А вы знаете, ком у дается направление по форме 1099?» «Насколько мне извест но, — ответил преподаватель, — вы не относитесь к этой кате гории абитуриентов , ведь вы — ш ко л ь н и ки , на флоте не работали». «Ничего подобного, — возразили ему, — направ ление получи т тот, у ко го есть «волосатая рука» . Правильный вопрос.Л( Ибо здесь речь идет уж е о ка те го риях нравственны х . ' Сейчас ректорат принял решение: представлять отзыв на направ- ленцев тем флотам, которые их рекомендовали на учебу. И ес ли молодой человек не хочет у тр уж да ть себя учебой, учили ще вправе потребовать . ото звать направление назад. Мы поинтересовались, как же на флотах смотрят на та ких напразленцез? В «Мурманрыбпроме» при знались: да, не всегда иззест- но, ко го приходится направ лять в мореходку . Но теперь, заверил главный технолог объ единения П. И. Стрелков, на правления на факультет дают ся только с их ведома. На чальник производственного от дела «Сезрыбхолодфлота» А. И. Тимофеев сказал, что он знаком со всеми напраз- ленцами. То же говорят в сек торе подготовки кадроз трал- флота. Но при этом многие мои собеседники сетовали на то, что получают они «кота в мешке». В связи с этим воз никает еще один очень серь езный вопрос: КАК ВЫНУТЬ КОТА ИЗ МЕШКА! Прежде чем ответить на не го, скажем , что они бызают разных мастей (типов) и в за висимости от этого во зм ож ны различные способы. Тип первый. Те, кто попал на технологический факультет, в общем, случайно: поступать на другой не разрешила мед комиссия или, скажем , для электромеханического не хва тило баллоз. Тип второй. Поступал прос то так — «надо ж е где-то учиться». Обоим типам свой ственно одно стремление — не задерживаться долго на флоте, особенно в море. По этому вскоре после распре деления (а оно для многих бывает чистой формальностью, ведь среди этих типов есть и направленцы, и «позвоночни ки») начинаются поиски рабо ты. т а к , что машины , по которым делается проект, уж е лет пя т надцать не э ксплуа тирую тся , или кур сан т , распределивший ся в «Севрыбхолодфлот», по лучает тему дипломного прое к та по судну совсем друго го флота. Не было бы резко го отзыва на дипломные проекты вы пускни ков -те хноло гов 1987 года со стороны государствен ной экзаменационной ком и с сии , в ко тор ую входили спе циалисты флотов и ВРПО. А за мечания были очень серьезные. Нынешний выпуск на фа культете был в силу некото рых обстоятельств действи тельно непростым и, может быть, нетипичным. И все же многие явления свойственны подготовке на факультете в целом. И проре ктор МВИМУ по учебной работе А . П. Галь- янов убежден , что надо серь езнейшим образом заняться укреплением преподаватель ско го состава выпускающих кафедр, коренным улучшени ем обучения. Но одному учи лищу все не потянуть. Так же , ка к и всем вузам страны не решить задачу повышения качества подготозки специа листов без помощи отраслей и производств, для которых специалисты готовятся. В Основных направлениях о перестройке высшей ш ко лы предлагалось ввести до говорные взаимоотношения по целевой подготовке и пере подготовке кадроз с частич ным возмещением затрат на обучение. Есть уже и разработанные Минвузом СССР Типозые до говоры о подготовке и пере подготовке кадров между высшими, средними специаль ными учебными заведениями и объединениями, предприя тиями, организациями. Они уже получены в МВИМУ им. Ленинского комсомола и ВРПО «Севрыба». Вероятно, ка к следствие этих до кумен тов появилось и распоряже ние, согласно котором у при составлении заявок на моло дых специалистов уже в 1987 (!) году предприятия дол жны учитывать следующее об стоятельство: они обязаны частично компенсировать (на чиная с 1987 года) затраты на подготовку заявленных спе циалистов. Сумма для специа листов с высшим образовани ем установлена 3 тысячи руб лей. Но никто не отменял по ка для предприятий отчисле ний в Госбюджет за подготов ку кадров. Но — из того же Минрыбхоза СССР поступило такое распоряжение в ВРПО: с договорами не торопиться, ждать инструкций. Хотя, цити рую направленный за подпи сью М. М. Внукова в июле с. г. документ: «Указанныз до говорные отношения следует ввести с 1987 г.». ТАК ВНЕДРЯТЬ ИЛИ ЖДАТЬ ИНСТРУКЦИЙ! Понятно ,,что сегодня наша рыбная отрасль переживает трудный период — с нового года необходимо перейти на хозрасчет и самофинансиро вание. И в свете этих перемен оплата за каждо го (!) заявлен ного специалиста не облегчит жизнь флотским финансистам. Да, сегодня нам приходится учиться считать и рассчиты вать все по-новому, в том числе и средства, перечисляе мые в морские училища на питание и обмундирование на- правленцев, и выплату зара ботной платы до 100 рублей ускоренникам . Но, значит, на до четче представлять себе и другие цифры — сколько ж е специалистов нужно флотам, если каждый из них будет обходиться при новых услови ях подготовки недешево? После получения того само го распоряжения, где упоми наются 3 тысячи рублей, в от деле главного технолога трал- флота услышала: «Если за ка ж д о го придется столько пла тить, мы луЧше будем подби рать толковых матросов и учить их заочно. А закажем троих!» «Даже если мы и не смо ж ем всех заявленных устроить (а это одно из основных усло вий новых взаимоотношений — Н. Ч.) — их возьмет другой флот, а мы перечислим день ги», — та к представляют си туацию в «Севрыбхолодфло- те». Но при чем тут тогда глаз ная цель новой системы — подготовка специалистов на конкретное рабочее место — о которой так мечтали веду щие специалисты флотоз? «Мы получаем «кота в меш ке» из училища», — утвержда ет начальник отдела кадроз и учебных заведений ВРПО «Сев- рыба» А. С. Васильев. Спра шиваю: «Но система под го товки по до говору , вероятно, и позволит вам видеть и у з навать специалиста . раньше, лучше?» — «А что толку? Все равно мы ни с ко го не можем потребовать, чтобы его гото вили лучше». Мурманское высшее инже нерное морское училище в эти дни вполне серьезно про думывает свои обязательства в новых взаимоотношениях и готово начать обсуждение до говоров с флотами. Как гото вы к переговорам ВРПО и флоты, — понятно из сказан ного выше. А пока... заказ на специалистов с высшим обра зованием на 1990 год посту пил приблизительно в тех ж е объемах, что и в прошлом , и позапрошлом, и в нынешнем. Так и остался открытым воп рос: сколько ж е специалистов нужно флоту, и занимается ли кто-нибудь серьезно изуче нием проблемы? Н. ЧЕСНОКОЗА, корреспондент газеты «Ры бацкая смена». Рисунки В. Тарасенко. г РЫБНЫЙМУРМАН 3 27 ноября 1987 годя ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz