Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
•ft*. За безопасность мореплавания П р и ч и н ы к а т а с т р о ф ы О трагедии, случившейся в прошлом году на Черном море, написано немало. Но нам, судоводителям, хотелось бы увидеть в газете квалифицированный анализ судовождения происшзд- шего, дабы не повторить ошибок. М. СЕРЕГИН, А. ТРИФОНОВ, Ю. ГРОЙСМАН — судоводители. O j АВГУСТА 1986 года, при- близительно в 8 милях от Новороссийска, произошло столк новение судов «Адмирал Нахи мов» и «Петр Васев». Несмотря на прошедшее со дня катастро фы время, есть основания вер нуться к тому событию и пораз мышлять. В 22 часа «Адмирал Нахимов» отошел от причала Новороссий ска, направляясь в Сочи. Погода — маловетрие, спокойная поверх ность моря, нормальная види мость. Через 47 минут пароход лег на курс 160 градусов, следуя со скоростью 12 узлоз. В это ж е время направляющий ся в Новороссийск теплоход «Петр Васев» изменил курс с 58 на 36 градусов. Его скорость — 11,5 узла. В складывающейся ситуации сближения судов на пересекаю щихся курсах в соответствии с правилом 15 МППСС-72 «Адми ралу Нахимову» требовалось ус тупить доро гу дру гом у судну, а «Петру Васеву» следовало р у ко водствоваться правилом 17. Од нако... Правила 13, 14 и 15 МППСС определяют взаимные обязанно сти сближающихся судов, исходя из расположения этих судоз от носительно др у г друга. Также действующее только в услозиях нормальной видимости правило 18 говорит, кто кому должен ус тупать до р о гу в зависимости от различного маневренного состоя ния сближающихся судов. Итак, налицо не хаос, а согласованные взаимные обязанности капитаноз (учитывая, что звуковые сигналы имеют ограниченную дальность слышимости, информация по ра диотелефону, в том числе при совместном промысле, может лишь указывать на действия, от вечающие требованиям МППСС). Все иное ведет к столкновению. А как ж е вторая половина пра вила 2? Когда Петр Первый писал в м ор с ком уставе: «Не держаться устава, яко слепой стены, ибо там порядки писаны, а времени и случаев нет». Совершенно вер но! Вот и вдумаемся вниматель но * текст второй половины пра вила 2... Д олж но быть ясно, что, как ни крути, условия плавания, м оре ходное состояние и маневренные возможности «Адмирала Нахимо ва» никак не требовали предо ставления ему какой -либо при вилегии. О ней и не просил капитан па рохода. Он даже не посчитал нужным лично переговорить с капитаном приближающегося суд на (не удостоверился в правиль ности информации оператора ПРДС, не уточнил с другим ка питаном взаимные действия). Ху ж е того, после выхода парохода на курс 160 градусов капитан по кинул мостик. Взаимные обязанности судоз незаконно, но были перераспре делены. Быть может, поэтому ни что не должно было беспокоить капитана «Адмирала Нахимова»? Нет! Теперь капитану парохода требовалось выполнять правило 17, кром е пункта (с) этого пра вила, предназначенного только для ситуации пересечения к у р сов судов. Капитану «Петра Ва- сева» следовало руководстзо - ваться правилом 16 и вытекаю щими отсюда всеми другими предписаниями МППСС. ...Приняв управление судном, вахтенный второй помощник ка питана сразу ж е вызвал тепло ход «Петр Васев». Оттуда через своего вахтенного третьего по мощника только что поднявший ся в рубку капитан подтвердил: будем уступать доро гу ! Прошло 5— 6 минут. Для судо водителей «Петра Васева» пред писанные МППСС огни «Адмира ла Нахимова» все еще прятались среди множества береговых ог ней (ситуация, с подобной ко то рой встречаются и будут встре чаться судоводители нашего объ единения). Но это нисколько не беспокоило капитана — он цели ком надеялся на средство авто матизированной радиолокацион ной прокладки (САРП). Да, капитан как бы забыл, что правило 5 МППСС требует по стоянно вести надлежащее ви зуальное и слуховое наблюде ние, «чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкно вения». Капитан словно забыл и пункт (а) правила 7, в котором говорится: необходимо использо вать все имеющиеся средства для определения наличия опас ности столкновения; если есть сомнения в ее наличии, нужно считать, что она существует. Ка питан не посчитался и со следу ющим предписанием пункта (е) правила 8: если надо «иметь больше времени для оценки си туации, судно должно уменьшить ход или остановиться». ...Теплоход следовал с прежней скоростью . Так продолжалось и около 23 часов, когда уже ясно наблюдались визуально огни «Ад мирала Нахимова», а расстояние до него составляло приблизи тельно 3,5 мили. Капитан ж е теп лохода неотоывно «колдовал» над САРП. Капитан «Петра Васева» все еще нарушал предписание пун к та (д) празила 8. А в нем подчер кивается: предпринимаемое для расхождения с дру гим судном действие должно быть таким, чтобы суда миновали др у г д р у га «на безопасном расстоянии». Капитан теплохода не считался и с пунктом (с) празила 7: «Пред положения не должны делаться на основании неполной инфор мации, и особенно радиолокаци онной. Что касается САРП, от ко торо го не отрывался капитан, то при относительно небольшом рассто янии между судами это «зол- шебное» средство задержизает обработку информации, а при малых изменениях курса другого судна допускает погрешности в показаниях. А вахтенный третий помощник капитана? При уменьшении рас стояния между судами до 2 миль он повторно заявил об угрозе столкновения — теперь уж е не посредственной. Но капитан вновь отмахнулся: «Не паникуйте, штурман! Машина показызает красивое расхождение...» Теперь перенесемся на «Адми рал Нахимов». В 23 часа 05 минут его отделяло от др у го го судна немногим более 2 миль. Вахтен ный второй помощник капитана имел, пожалуй, последнюю воз можность приступить к преду преждению столкновения только собственным маневром — в соот ветствии со второй половиной пункта (а) правила 17. При этом, чтобы другое судно могло обна ружить предпринятый маневр, следовало исходить из предпи сания пункта (в) правила 8: нуж но избегать ряда последователь ных небольших изменений к у р са или скорости . Но вахтенный второй помощник капитана еще раз спросил судоводителей «Пет ра Васева»: когда ж е будете ус тупать дорогу? Капитан теплохо да через своего третьего по мощника пытался успокоить: де скать, вот-вот. Но он по -прежне му ничего не предпринимал. Правда, вскоре капитан теплохо да уменьшил ход до среднего. Но это, конечно, не могло что- либо изменить. В указанное время вахтенный второй помощ ник капитана «Ад мирала Нахимова» решил дейст вовать: подвернул судно на 5 градусов влево. Затем он еще раз выполнил такой ж е подзо - рот. Очевидно, судоводитель при ступил не к предупреждению , а к предотвращению столкновения. При этом ему следовало р у ко водствоваться пунктом (в) прави ла 17: если столкновения нельзя избежать только действиями суд на, обязанного уступить дорогу , то необходимо самому осущест вить такое действие, которое «наилучшим обра зом поможет предотвратить столкновение». . М еж д у тем, вахтенный второй помощник капитана парохода снова связался с приближающимся суд ном и стал просить прекратить движение. В 23 часа 09 минут он изменил курс парохода на 10 градусов влево. Но и такой под- ворот не упростил обстанозку. Быть может, наоборот. И вахтен ный второй помощ ник капитана, видимо, уже в отчаяннии кр и к нул в труб ку радиотелефона: «Немедленно работать назад!» Спустя минуты две судоводитель приказал переложить руль на ле вый борт. Однако... Вот если бы такая команда была отдана хотя бы минуты две назад... А что происходило на «Петре Васеве»? В 23 часа 07 минут капитан распорядился уменьшить ход до малого. Приблизительно через секунд 30 он велел остановить двигатель. Но, оторвавшись от САРП, капитан узрел то, что, ве роятно, повергло его в состоя ние, близкое к шоковому. А мо жет быть, самоуверенность и не желание признать ошибки, то есть надежда, что все обойдется и так, не позволили быстро и реально оценить происходящее. Во всяком случае, только через минуты 2—2,5 капитан приказал дать «стоп», затем малый, спустя какое -то время средний и, нако нец, полный ход наззд. Кстати, впоследствии, во время судебного заседания, капитан за явил, что не сразу дал полный ход назад, так ка к не желал «нервировать механика». Во вре мя того ж е судебного заседания капитан не сумел объяснить, по чему не отдал якоря, которые сдержали бы движение теплохо да вперед, .что по меньшей ме ре уменьшило бы силу удара в борт «Адмирала Нахимова». Когда движитель «Петра Васе ва» заработал назад, капитан ве лел подать три коротких звука. Сигнал услышал капитан «Адми рала Нахимова». По словам это го человека, бросившего на про извол судьбы пассажиров и эки паж, он минуты полторы раз мышлял, кто подал сигнал, а за тем поспешил на мостик... Но там не объявил общесудовую тре вогу — ни до того, как судно обесточилось, ни позднее — ти- фоном... Да, поведение судоводителей «Адмирала Нахимова» и «Петра Васева» — пример того, как нужно поступать; это поведение следует рассматривать через призм у собственной практики, в том числе при работе на про мысле... ...В 23 часа 11 минут капитан «Петра Васева» велел переложить руль на правый борт. Эта коман да была выполнена с возможной быстротой. Но теплоход., слозно обозленный управляющим им су доводителем, не слушался руля. Капитан оказался совершенно бессильным — он лишь с ужасом смотрел, как теплоход массою в 50 тысяч тонн бульбом и фор штевнем врезался в корпус «Ад мирала Нахимова». Врезался под углом , близким к прямому. И так как оба судна имели движе ние, бульб разворачивался вну три пассажирского парохода, все сметая и круша... В центральной и местной печа ти часто появляются публикации, основной смысл которых — чрез мерно сложные условия работы капитала судна. Справедливо! Но как соотнести с такими п ^ бликациями упомянутую выш! недисциплинированность и др у гие отрицательные факты? И не подрывают ли они престиж про фессии судоводителя? Об этом, безусловно, надо по думать... П. ВИНОГРАДОВ, начальник отдела мореплава ния, связи и ЭРН ВРПО «Севрыба», капитан дальнего плавания. А. АНОХИ капитан дальнего плавания. * I I объявления объявления I I I С ПРОМЫСЛА- В П О Р Т По предварительным данным диспетчерских служб флотов, сегодня ожидаются : СТМ- 0711 «Призыв»' БМРТ-2639 «Но- вокуйбышевск», МПЭ-19, МПЭ- 20 самолетом из Москвы рей сы № 2347 и 2339 (31 человек); 22 ноября: СРТ-м-к-1446 «Но- воильинск», ТР «Ирбенский про лив», МПЭ-20 самолетом из Москвы рейс № 2347 (6 чело век), экипаж БМРТ-273 «Буран» самолетом из Москвы рейс N? 2339 (60 человек); 23 ноября: ПСТ-1331 <Зака меней», ПСТ-1363 «Геническ» «по зеленой», плавбаза «Арк тика» в Клайпеду; 24 ноября: СТМ-0782 «ПИНРО» «по зеленой», ТР «Изумрудный берег», ТР «Полярный круг». БМРТ-440 «Плутоний», БМРТ- 359 «Внуково»; 25 ноября: ПСТ-1346 «На- горск» «по зеленой», танкер «Нефтекамск», ТР «Иван Айва зовский», МПЭ-17 самолетом из Москвы рейс № 2341 (17 че* ловек). «МУРМАНСК» 20 — 21 ноября — «Создатель политических образов» (дети до 16 лет не допускаются). 22 ноября — «Создатель по литических образов», для де тей — «Детство Бемби». 23 —26 ноября — «Байка». «АТЛАНТИКА» 20 ноября — «Завтра была война», «Очная ставка» (кино вечер), для детей — «Кортик». 21—22 ноября — «Завтра была война». «Танцплощадка». «Старая азбука», для детей «Кортик». 23—24 ноября — «Следы оборотня» (дети до 16 лет не допускаются), «Старая азбу ка», «Скромное обаяние бур жуазии;? (дети до 16 лет не до пускаются), для детей — «Что с тобой происходит». 25 ноября — «Следы оборот ня», «Скромное обаяние бур жуазии», документальный фильм — «Роман Кармен, ко торого мы знаем и не знаем»: 16. 26 ноября — «Следы оборот ня», «Старая азбука», «Скром ное обаяние буржуазии». «РОДИНА» 20 — 21 ноября — «Акселе ратка», «Акция». 22 ноября — «Акселератка», «Акция», для детей — «Зоопар ку снятся сны». 23 —25 ноября — «Капаблан ка», «Хозяйка Нискавуори» (де ти до 16 лет не допускаются). 26 ноября — «Капабланка». «Хозяйка Нискавуори», заня тие клуба любителей кино — «Восемь с половиной» (2 се рии): 19.30. «МИР» 20 ноября — «Следы обо ротня» (дети до 16 лет не до пускаются), «Высший суд», «Проделки в старинном духе». 21 ноября — «Следы оборот ня», «Проделки в старинном духе», (22 ноября для детей «Саффи»). 23 ноября — «Создатель по литических образов» (дети до 16 лет не допускаются), «Со кровища древнего храма» (2 серии), для детей — «Саффи». 24—26 ноября — «Создатель политических образов» (дети до 16 лет не допускаются), «Со кровища древнего храм а> (2 серии). «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» 20 — 21 ноября — «Подлинная история дамы с камелиями» (дети до 16 лет не допускают ся), «Ищу друга жизни», «На окраине Парижа», «Черный го род» (2 серии), для детей — «Посторонним вход разрешен». 21 ноября для детей — «Чуче ло» (2 серии). 22 ноября — «Сказка про влюбленного маляра», «Под линная история дамы с каме лиями», «Ищу друга жизни», «На окраине Парижа», «Посто ронним вход разрешен». 23 —25 ноября — «Акселе ратка», «Миражи любви», «Две версии одного столкновения», для детей «Армия Трясогузки снова в бою». 26 ноября — «Акселератка». «Миражи любви», «Слуги дья вола», «Слуги дьявола на чер товой мельнице?, для детей — «Ералаш». «АВРОРА» 20 ноября — «Скромное обаяние буржуазии» (дети до 16 лет не допускаются), «Про сти». 21 ноября — «Корона Р ос сийской империи, или Снова неуловимые», «Прости», «Скром ное обаяние буржуазии». 22 ноября — «Прости», «Скромное обаяние буржуазии», «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», для детей — «Юность Бемби». 23 ноября — «Рейс 222». «Апелляция», для детей — «Юность Бемби». 24 ноября — «Апелляция», «Рейс 222». (25 ноября для де тей — «Маугли»). 26 ноябрл — «Подлинная ис тория дамы с камелиями», «Счастье по случаю». «УТЕС» 20 ноября — «Детская пло щадка». 21—22 ноября — «Детская площадка», для детей — «Без сына не приходи!» 23 — 24 ноября — «День вла стелинов» (2 серии). 25 ноября — «День власте линов» (2 серии), для детей — «Два билета в Индию». 26 ноября — «Ищу друга жизни». 1 I I 1 I i I I Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ. 183038, Мурманск, ул. Шмидта, 43 (1-й этаж, правое крыло). Телефон для справок — 7-47-08. Редактор — 7-47-19 (АТС рыбного порта — 40-90), замести тель редактора — 7-73-45, ответственный секретарь — 7-40-63. ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 7-73-45, промыш ленного рыболовства — 7-74-91, береговых предприятий — 7-63-66, культуры и быта, информации и спорта — 7-62-64, писем — 7-47-08, фотокорреспондент — 7-84-85. Типография издательства обкома КПСС, г. М урманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. Тираж 19035. в я н в н и Зак. 7948. ПН-02598.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz