Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.

Решения XXV II съезда КПСС-ё жизнь! Машиноетроители План договорных поставок опытно-экспериментальный цех машиностроительной продукции Мурманской судоверфи выпол­ няет неукоснительно. В этом году цех разработал ряд предложений по реконструк­ ции, которые одобрил технико-экономический* совет «Севры­ бы». Техническое перевооружение позволит увеличить выпуск рыбоперерабатывающих машин в несколько раз. Рыбакам эта техника необходима, изготавливают ее, что на­ зывается, на уровне. В этом году не было в адрес коллектива цеха ни единой рекламации. В том заслуга и двух Евгениев — ЯКУШЕВА и КУЗНЕЦОВА. Окончили СПТУ № J2 и четыре года трудятся слесарями на судоверфи. В бригаде, которая име­ ет личное клеймо и право на самоконтроль. ■■“ Т а к держать! Победители Совет директоров ВРПО «Севрыба» и президиум ' Мур­ манского обкома профсоюза работников рыбного хозяйства, рассмотрев итоги Всесоюзного соцсоревнования за девять ме­ сяцев нынешнего года, прису­ дили переходящее Красное зна­ мя ВРПО и ЦК отраслевого профсоюза с первой денежной премией коллективу управле­ ния «СеврыбсбЫт». Вторые премии — коллективам тарно­ го комбината, автобазы, транс­ портно-складской конторы. Третью — плавмастерской «Ре­ зец». За работу в третьем кварта­ ле переходящего вымпела ВРПО и ЦК профсоюза и пер­ вой денежной премии удостое­ ны экипажи ПСТ «Моздок» Мурманского тралового флота и ТР «Матиас Тезен» управ­ ления «Севрыбхолодфлот». Вторые премии получат моря­ ки ПСТ «Калачинск» и «Кали- нинск» Мурманского тралового флота, БМРТ «Зарница» уп­ равления «Севрыбпромразвед- ка», УПС «Комиссар Полу- хин», ТР «Иван Шишкин» и «Коралловый» «Севрыбхолод- флота». Третьи премии при­ суждены экипажам БМРТ «Ле­ онид Новоспасский», «Ловозе- роФ, «Пинагорий», «Николай Закоркин» «Мурманрыбпро- ма», БМРТ «Лесков» тралово­ го флота, ПСТ «Ленек» «Сев- рыбпромразведки», ТР «Кон­ стантин Ольшанский», танкера «Фиорд». С точки зрения специалиста На волне вала — На подвахту вызываются... — и вахтенный штурман вы­ крикнул три человека из ма­ шинной команды. Вместо то­ го, чтобы сделать хоть ка кую - то профилактику главного дви­ гателя (а момент выдался удобный: БМРТ «Василий Адонкин» объединения «Мур- манрыбпром» ошвартовался у ТР «Пролив Дианы»), специа­ листы траулера пошли в трюм на вы грузку продукции. А на рыбофабрике старший матрос Николай Галенко убе ­ ждал окружающих: — В этом районе невозмож ­ но взять плановый пай — 750 рублей. Работаем по 12 часов, тралы рвутся, простой входит в стоимость рыбы, а рыбы нет. — Так сокращать штаты нельзя, — поддерживает тре- . тий помощник капитана се кре ­ тарь комсомольской организа­ ции Александр Мормепь, — без четвертого штурмана ох как трудно. — Сейчас что, вот когда бу­ дут большие уловы, вот тог­ да куча проблем появится, — без оптимизма замечает рыб- мастер Валерий Мокан. _ А ведь когда выходили из Буэнос-Айреса сокращенным экипажем , то причин для бес­ покойства вроде бы и не бы­ ло. Коллектив стабильный, ком - сомольско - молодежный, к траулеру моряки прикипели душой, как к родному дому. И как настоящие хозяева, до ­ бротно отремонтировали в ин- порту свое судно. Да к тому же , хорошо понимая, что од ­ ними шкерочными ножами не обойдутся, изготовили голово- рубы, поставили плавникорез­ ки, ш керочную машинку для выпуска обезглавленной рыбо­ продукции . Постарались, что и говорить, старший механик В. А. Иванов, механик - наладчик Передает наш спецкор Г. В. Легкий, слесарь И. И. Иванов да и многие другие. Так старались, что ремонт за­ кончили досрочно, и на сут­ ки раньше срока вышли на промысел. Казалось бы, о чем волно­ ваться? Цена плана А предчувствие моряков не обмануло. Промобстановка на промысле «кислая», уловы не­ большие, и пока рыбофабри- ка с ними справляется. Но, во-первых, прошел месяц, а экипаж еще ни розу не вы­ полнил суточных заданий, а во-вторых, при наличии боль­ шой рыбы какими руками справиться? — Не знаю, — сокрушается капитан - директор А. Н. Изо­ тов. — Придется останавли­ вать работу на палубе, умень­ шать вылов, а это заведомое невыполнение рейсового за­ дания. Конечно, выпуск улуч­ шенного ассортимента — дело хорошее, да только оно сдер­ живается отсутствием техно-, .логических линий, оборудова­ ния. Да, кое-что мы сами изо­ брели (а лучше нам не дали). Но вся рыба идет на дообра- ботку. Так где же нам взять людей, чтобы крутились и на палубе, и в машине, и на фаб­ рике? Поспешили с сокращением. Явно поспешили. Ну, а что бу­ дет завтра? Как работать, что­ бы моряк в очередной рейс не остался без зарплаты? — Будем гнать вал, — ска­ зал капитан. Вот как отразился в море далеко не продуманный пере­ ход на новую систему оплаты труда. Возможно, он был выз­ ван и благими желаниями. Только вот одно непонятно: как получилось, что новая си­ стема отбросила в старое, ко г­ да пресловутый вал создавал видимость обилия рыбопро ­ дуктов. Факты — вещь упрямая: его величество вал, несмотря на подмазанный фасад, про ­ должает царствовать на море. На промысловых советах в Южной Атлантике нередко звучит: «Ремонт трала». И это — одна из бед района, точ­ нее — следствие отсутствия мощных концентраций пище­ вой рыбы. — За каждым хвостом го ­ няемся, вот и рвем орудия ло­ ва о любую кочку, — сетует капитан - директор ППР «Зе- леноборск» тралового флота Владислав Григорьевич Нико­ лаенко. Неудивительно, • что общие потери экипажей по этой при­ чине за первую декаду нояб­ ря составили трое судо-суток. Добивается здесь успеха тот, кто работает дублем: один трал в воде, другой с уловом - — на палубе. Но такая систе­ ма только на новых траулерах «Мурманрыбпрома», потому- то и показатели их выше. А вот старички, промыслово-про­ изводственные рефрижерато­ ры тралфлота, отстают от них, потому что такие комплексы у них отсутствуют. Как резуль­ тат — пока лидируют экипажи БМРТ «Ловозеро», «Герои За­ полярья». В целом ж е группа судов за декаду не выполнила ни один из основных показате­ лей. Основная помеха — штор­ мы. Из-за них потеряно 8 су­ до-суток. Трудно сейчас при­ ходится наверстывать, скажем , тому ж е «Зеленоборску». Ма­ ло того, что безрыбье, непо­ года, удручает и другое : уче­ ные дали прогноз по этому району 25 тонн в сутки, а в рейсовом задании записано 38 тонн. ▲ . в и л о в , наш специальный корре с ­ пондент. Атлантический океан. Расчет зарплаты <г Дорогая редакция, помоги­ те нам. Сколько лет существу­ ет Мурманский траловый флот, столько же процветает там бюрократизм. * Дедовский» метод начисления зарплаты морякам порядком надоел, но жалобы их — голос в пусты­ не. По колдоговору моряк должен сразу после рейса по­ лучить деньги, а что выходит? Иные уже и выходные отгуля­ ют, а зарплата еще не начис­ лена. 200—300 рублей аванса быстро кончаются». Экипаж БМРТ «Закавказье». Если бы это письмо в редакцию было единственным , можно ответить морякам , т а к сказать , в частном порядке. Однако, по­ добных жалоб мы получаем немало. Поэтому наш* корреспондент И. БЕРЕЗЮК встретилась с заместителем главного бухгалтера по расчетам М урманско го тралового флота М. М. ВЕРШИНИНОЙ и попросила ответить на вопросы моряков. — Мария Михайловна, нач­ нем с главного: почему проис­ ходят задерж ки выплаты зар­ платы? — Действительно, . такие случаи бывают. Дело в том, что очень сложно начислить экипажу деньги за рейс. Для того, чтобы начислить зара­ ботную плату, экипажу надо подготовить множество до ку ­ ментов (до ста штук!), в том числе о сдаче рыбопродук ­ ции и о ее качестве, о выход­ ных днях и так далее. Подго­ товленные документы обраба­ тываются в бухгалтерии вруч­ ную, затем их кодирую т и отправляют на ЭВМ. На все это нужно, конечно же , вре­ мя. Но после машины задер­ ж е к не бывает. — Значит, если оперативно моряки готовят документы , зарплата начисляется недолго? — Да. И история с экипа­ ж ем БМРТ «Закавказье» — наглядный тому пример . М о ­ ряки этого траулера пришли в М урманск 6 октября. Стали готовить документы , долго «выясняли отношения» по по­ воду забраковки рыбопродук ­ ции, и справка поступила в бухгалтерию только вечером 22 октября, это йыл чет­ верг. В пятницу ее обработа­ ли. Суббота, воскресенье — выходные. Утром во вторник деньги были в кассе. — Мария Михайловна, вы сказали , что причины задер­ ж е к выплаты денег бывают разные. — Например, случается, что в порту одновременно скап­ ливается много судов. Порт не успевает с выгрузкой, ла­ боратория, где проверяется качество продукции, задержи­ вает выдачу ответов анализов. Учитывают ли эти обстоятель­ ства те, кто жалуется? Кроме того, большая часть работы по начислению 3apjj платы производится вручную. ЦПКТБ разработало програм ­ му расчета, но она использу- ^ется слабо, потому что на вы­ числительном центре ЦПКТБ не хватает машинного време­ ни. — Что можно посоветовать морянам в этих условиях? — Сейчас решается вопрос о переводе денег (по окла­ ду) на сберкнижку . Это было бы очень удобно для моря ­ ков, но пока к такой работе не готова сберкасса. Не ме­ нее удобная форма — оф орм ­ ление аккредитивов. Ну и авансирование. Напомню, что заявку на получение аванса надо подать радиограммой за месяц до прихода. Размер аванса должен быть согласо­ ван с проф комом судна и с учетом долга моряка, но не более 75 процентов рейсовой зарплаты. В заключение хочу сказать следующ ее : сейчас заканчива­ ется доработка программное? обеспечения по комплексно ­ му расчету заработной платы плавсоставу на ЭВМ СМ-1600. С января будущего года пер­ вая часть комплекса будет действовать. Это ускорит рас­ чет зарплаты. От редакции. Мы надеемся, что будут приняты меры для ускорения расчетов и на др у ­ гих флотах «Севрыбы». Перестройка: П р о щ е Мы понимаем: требование высокого качества рыбопро­ дукции — веление времени. Только порой эти требова­ ния превращаются в необос­ нованные, мелочные придир­ ки, они тормозят нашу ра­ боту, отрицательно влияя на ее производительность, сни­ жают количественные пока­ затели. Особенно в жесткую зави­ симость мы попадаем при работе с плавбазами. Там нет арбитра, который мог бы разрешить спорные вопросы. На некоторые плавбазы на­ ши рыбмастера отправляют­ ся с подарками: везут тре­ сковую печень, вяленую ры­ бу для того, чтобы успешно прошла сдача продукции. Не открою секрета, если скажу, что от этого зависит (и не­ редко) сортность нашей ры­ бы: преобразуется она в за­ висимости от настроения приемщиков. После такого «контакта» с плавбазой или в порту ма­ стера обработки требуют сверхкачество, парализуя желание скоростной обработ­ ки рыбы. А в результате производительность труда падает вдвое, а то и втрое — все зависит от •натиска рыбмастера и вида изготов­ ляемого полуфабриката. Суд­ но может дрейфовать из-за обильных уловов, но с е ­ рость шкерки не увеличива­ ется: лишение- премии эки­ пажа из-за снижения сортно­ сти — не пустая угроза для каждого из нас. Несколько разрядить ситу­ ацию, поставить смежников в равнозаинтересованное по­ ложение помогла бы работа на плавбазах и рыбокомби­ нате мастеров - приемщиков, которые никоим образом не зависели бы от своих орга­ низаций и которым были бы чужды узковедомственные интересы. То есть нужна го­ сударственная приемка. Это позволило бы рыбо­ комбинату сократить своих мастеров - приемщиков, а флоту — мастеров - сдатчи­ ков и представителей на плавбазах. Кстати, о послед­ них: не знаю, какие конкрет­ но функции они там выпол­ няют, слышал, что, якобы, помогают сдавать продукцию, 20 ноября 1987 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz