Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
Решения XXV II съезда КПСС-ё жизнь! Машиноетроители План договорных поставок опытно-экспериментальный цех машиностроительной продукции Мурманской судоверфи выпол няет неукоснительно. В этом году цех разработал ряд предложений по реконструк ции, которые одобрил технико-экономический* совет «Севры бы». Техническое перевооружение позволит увеличить выпуск рыбоперерабатывающих машин в несколько раз. Рыбакам эта техника необходима, изготавливают ее, что на зывается, на уровне. В этом году не было в адрес коллектива цеха ни единой рекламации. В том заслуга и двух Евгениев — ЯКУШЕВА и КУЗНЕЦОВА. Окончили СПТУ № J2 и четыре года трудятся слесарями на судоверфи. В бригаде, которая име ет личное клеймо и право на самоконтроль. ■■“ Т а к держать! Победители Совет директоров ВРПО «Севрыба» и президиум ' Мур манского обкома профсоюза работников рыбного хозяйства, рассмотрев итоги Всесоюзного соцсоревнования за девять ме сяцев нынешнего года, прису дили переходящее Красное зна мя ВРПО и ЦК отраслевого профсоюза с первой денежной премией коллективу управле ния «СеврыбсбЫт». Вторые премии — коллективам тарно го комбината, автобазы, транс портно-складской конторы. Третью — плавмастерской «Ре зец». За работу в третьем кварта ле переходящего вымпела ВРПО и ЦК профсоюза и пер вой денежной премии удостое ны экипажи ПСТ «Моздок» Мурманского тралового флота и ТР «Матиас Тезен» управ ления «Севрыбхолодфлот». Вторые премии получат моря ки ПСТ «Калачинск» и «Кали- нинск» Мурманского тралового флота, БМРТ «Зарница» уп равления «Севрыбпромразвед- ка», УПС «Комиссар Полу- хин», ТР «Иван Шишкин» и «Коралловый» «Севрыбхолод- флота». Третьи премии при суждены экипажам БМРТ «Ле онид Новоспасский», «Ловозе- роФ, «Пинагорий», «Николай Закоркин» «Мурманрыбпро- ма», БМРТ «Лесков» тралово го флота, ПСТ «Ленек» «Сев- рыбпромразведки», ТР «Кон стантин Ольшанский», танкера «Фиорд». С точки зрения специалиста На волне вала — На подвахту вызываются... — и вахтенный штурман вы крикнул три человека из ма шинной команды. Вместо то го, чтобы сделать хоть ка кую - то профилактику главного дви гателя (а момент выдался удобный: БМРТ «Василий Адонкин» объединения «Мур- манрыбпром» ошвартовался у ТР «Пролив Дианы»), специа листы траулера пошли в трюм на вы грузку продукции. А на рыбофабрике старший матрос Николай Галенко убе ждал окружающих: — В этом районе невозмож но взять плановый пай — 750 рублей. Работаем по 12 часов, тралы рвутся, простой входит в стоимость рыбы, а рыбы нет. — Так сокращать штаты нельзя, — поддерживает тре- . тий помощник капитана се кре тарь комсомольской организа ции Александр Мормепь, — без четвертого штурмана ох как трудно. — Сейчас что, вот когда бу дут большие уловы, вот тог да куча проблем появится, — без оптимизма замечает рыб- мастер Валерий Мокан. _ А ведь когда выходили из Буэнос-Айреса сокращенным экипажем , то причин для бес покойства вроде бы и не бы ло. Коллектив стабильный, ком - сомольско - молодежный, к траулеру моряки прикипели душой, как к родному дому. И как настоящие хозяева, до бротно отремонтировали в ин- порту свое судно. Да к тому же , хорошо понимая, что од ними шкерочными ножами не обойдутся, изготовили голово- рубы, поставили плавникорез ки, ш керочную машинку для выпуска обезглавленной рыбо продукции . Постарались, что и говорить, старший механик В. А. Иванов, механик - наладчик Передает наш спецкор Г. В. Легкий, слесарь И. И. Иванов да и многие другие. Так старались, что ремонт за кончили досрочно, и на сут ки раньше срока вышли на промысел. Казалось бы, о чем волно ваться? Цена плана А предчувствие моряков не обмануло. Промобстановка на промысле «кислая», уловы не большие, и пока рыбофабри- ка с ними справляется. Но, во-первых, прошел месяц, а экипаж еще ни розу не вы полнил суточных заданий, а во-вторых, при наличии боль шой рыбы какими руками справиться? — Не знаю, — сокрушается капитан - директор А. Н. Изо тов. — Придется останавли вать работу на палубе, умень шать вылов, а это заведомое невыполнение рейсового за дания. Конечно, выпуск улуч шенного ассортимента — дело хорошее, да только оно сдер живается отсутствием техно-, .логических линий, оборудова ния. Да, кое-что мы сами изо брели (а лучше нам не дали). Но вся рыба идет на дообра- ботку. Так где же нам взять людей, чтобы крутились и на палубе, и в машине, и на фаб рике? Поспешили с сокращением. Явно поспешили. Ну, а что бу дет завтра? Как работать, что бы моряк в очередной рейс не остался без зарплаты? — Будем гнать вал, — ска зал капитан. Вот как отразился в море далеко не продуманный пере ход на новую систему оплаты труда. Возможно, он был выз ван и благими желаниями. Только вот одно непонятно: как получилось, что новая си стема отбросила в старое, ко г да пресловутый вал создавал видимость обилия рыбопро дуктов. Факты — вещь упрямая: его величество вал, несмотря на подмазанный фасад, про должает царствовать на море. На промысловых советах в Южной Атлантике нередко звучит: «Ремонт трала». И это — одна из бед района, точ нее — следствие отсутствия мощных концентраций пище вой рыбы. — За каждым хвостом го няемся, вот и рвем орудия ло ва о любую кочку, — сетует капитан - директор ППР «Зе- леноборск» тралового флота Владислав Григорьевич Нико лаенко. Неудивительно, • что общие потери экипажей по этой при чине за первую декаду нояб ря составили трое судо-суток. Добивается здесь успеха тот, кто работает дублем: один трал в воде, другой с уловом - — на палубе. Но такая систе ма только на новых траулерах «Мурманрыбпрома», потому- то и показатели их выше. А вот старички, промыслово-про изводственные рефрижерато ры тралфлота, отстают от них, потому что такие комплексы у них отсутствуют. Как резуль тат — пока лидируют экипажи БМРТ «Ловозеро», «Герои За полярья». В целом ж е группа судов за декаду не выполнила ни один из основных показате лей. Основная помеха — штор мы. Из-за них потеряно 8 су до-суток. Трудно сейчас при ходится наверстывать, скажем , тому ж е «Зеленоборску». Ма ло того, что безрыбье, непо года, удручает и другое : уче ные дали прогноз по этому району 25 тонн в сутки, а в рейсовом задании записано 38 тонн. ▲ . в и л о в , наш специальный корре с пондент. Атлантический океан. Расчет зарплаты <г Дорогая редакция, помоги те нам. Сколько лет существу ет Мурманский траловый флот, столько же процветает там бюрократизм. * Дедовский» метод начисления зарплаты морякам порядком надоел, но жалобы их — голос в пусты не. По колдоговору моряк должен сразу после рейса по лучить деньги, а что выходит? Иные уже и выходные отгуля ют, а зарплата еще не начис лена. 200—300 рублей аванса быстро кончаются». Экипаж БМРТ «Закавказье». Если бы это письмо в редакцию было единственным , можно ответить морякам , т а к сказать , в частном порядке. Однако, по добных жалоб мы получаем немало. Поэтому наш* корреспондент И. БЕРЕЗЮК встретилась с заместителем главного бухгалтера по расчетам М урманско го тралового флота М. М. ВЕРШИНИНОЙ и попросила ответить на вопросы моряков. — Мария Михайловна, нач нем с главного: почему проис ходят задерж ки выплаты зар платы? — Действительно, . такие случаи бывают. Дело в том, что очень сложно начислить экипажу деньги за рейс. Для того, чтобы начислить зара ботную плату, экипажу надо подготовить множество до ку ментов (до ста штук!), в том числе о сдаче рыбопродук ции и о ее качестве, о выход ных днях и так далее. Подго товленные документы обраба тываются в бухгалтерии вруч ную, затем их кодирую т и отправляют на ЭВМ. На все это нужно, конечно же , вре мя. Но после машины задер ж е к не бывает. — Значит, если оперативно моряки готовят документы , зарплата начисляется недолго? — Да. И история с экипа ж ем БМРТ «Закавказье» — наглядный тому пример . М о ряки этого траулера пришли в М урманск 6 октября. Стали готовить документы , долго «выясняли отношения» по по воду забраковки рыбопродук ции, и справка поступила в бухгалтерию только вечером 22 октября, это йыл чет верг. В пятницу ее обработа ли. Суббота, воскресенье — выходные. Утром во вторник деньги были в кассе. — Мария Михайловна, вы сказали , что причины задер ж е к выплаты денег бывают разные. — Например, случается, что в порту одновременно скап ливается много судов. Порт не успевает с выгрузкой, ла боратория, где проверяется качество продукции, задержи вает выдачу ответов анализов. Учитывают ли эти обстоятель ства те, кто жалуется? Кроме того, большая часть работы по начислению 3apjj платы производится вручную. ЦПКТБ разработало програм му расчета, но она использу- ^ется слабо, потому что на вы числительном центре ЦПКТБ не хватает машинного време ни. — Что можно посоветовать морянам в этих условиях? — Сейчас решается вопрос о переводе денег (по окла ду) на сберкнижку . Это было бы очень удобно для моря ков, но пока к такой работе не готова сберкасса. Не ме нее удобная форма — оф орм ление аккредитивов. Ну и авансирование. Напомню, что заявку на получение аванса надо подать радиограммой за месяц до прихода. Размер аванса должен быть согласо ван с проф комом судна и с учетом долга моряка, но не более 75 процентов рейсовой зарплаты. В заключение хочу сказать следующ ее : сейчас заканчива ется доработка программное? обеспечения по комплексно му расчету заработной платы плавсоставу на ЭВМ СМ-1600. С января будущего года пер вая часть комплекса будет действовать. Это ускорит рас чет зарплаты. От редакции. Мы надеемся, что будут приняты меры для ускорения расчетов и на др у гих флотах «Севрыбы». Перестройка: П р о щ е Мы понимаем: требование высокого качества рыбопро дукции — веление времени. Только порой эти требова ния превращаются в необос нованные, мелочные придир ки, они тормозят нашу ра боту, отрицательно влияя на ее производительность, сни жают количественные пока затели. Особенно в жесткую зави симость мы попадаем при работе с плавбазами. Там нет арбитра, который мог бы разрешить спорные вопросы. На некоторые плавбазы на ши рыбмастера отправляют ся с подарками: везут тре сковую печень, вяленую ры бу для того, чтобы успешно прошла сдача продукции. Не открою секрета, если скажу, что от этого зависит (и не редко) сортность нашей ры бы: преобразуется она в за висимости от настроения приемщиков. После такого «контакта» с плавбазой или в порту ма стера обработки требуют сверхкачество, парализуя желание скоростной обработ ки рыбы. А в результате производительность труда падает вдвое, а то и втрое — все зависит от •натиска рыбмастера и вида изготов ляемого полуфабриката. Суд но может дрейфовать из-за обильных уловов, но с е рость шкерки не увеличива ется: лишение- премии эки пажа из-за снижения сортно сти — не пустая угроза для каждого из нас. Несколько разрядить ситу ацию, поставить смежников в равнозаинтересованное по ложение помогла бы работа на плавбазах и рыбокомби нате мастеров - приемщиков, которые никоим образом не зависели бы от своих орга низаций и которым были бы чужды узковедомственные интересы. То есть нужна го сударственная приемка. Это позволило бы рыбо комбинату сократить своих мастеров - приемщиков, а флоту — мастеров - сдатчи ков и представителей на плавбазах. Кстати, о послед них: не знаю, какие конкрет но функции они там выпол няют, слышал, что, якобы, помогают сдавать продукцию, 20 ноября 1987 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz