Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
РЫБНЫЙМУРМАН •Вечером i пятницу ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ-87» I! ВСЕСОЮЗНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПРАЗДНИКЕ ПЕСНИ. Фото В. НИСЕНБАУМА. Под кумачом — стихи Что-то не припомнить на прежних выставках самодея тельных художников работ, по добных коллажу инженера Е. Бобровник «Предчувствие ре волюции». Он экспонируется на третьем этаже областной науч ной библиотеки, в помещении отдела литературы по искус ству. Представьте себе ком по зицию из лоскутов красной материи разных оттенков, ста рых выпусков «Правды», на дорванных царских денег... Тут ж е обрывок исторической фотографии (революционеры на баррикаде),' чуть тронутый алой краской, — надо пони мать: кровью... Тут ж е при кре плен кусо к рельс от детской железной дороги .— намек на «локомотивы истории»? М ож но по-разному относиться к таким работам. Но, знакомясь с «Предчувствием революции», не упустите вот какой детали: из под кумача едва высовыва ется переписанное от руки стихотворение, с присущими тому времени «ятями» и «ера ми», — строки, известные всем с детства: То кричит проро к победы: «Пусть сильнее грянет буря!» Право: революционный ку мач, а под ним, как бы в по доплеке, — стихи, «Песня о • Буревестнике», — в этом чув ствуется тонкий замысел. Всего на областной выстав ке самодеятельных художни ков, посвященной 70-летию О к тября, представлено около двухсот сорока произведений. И здесь так подробно расска зано об одном из них не пото му, что именно этот коллаж «затмевает» все остальное, нет, Но названную работу м ож но считать ка к бы символом некоторых перемен, происхо дящих в творчестве художни ков - любителей. Да, по -преж нему большинство среди ж и вописных работ составляют пейзажи — пожалуй, наиболее доступный непрофессионалам жанр. Много портретов, из которых хотелось бы наз вать две работы — нежную пастель самой молодой уча стницы выставки (ей нет и двадцати) оформителя Е. Яки- мович «Портрет матери» и «Женский портрет» молодого электросварщика М . Ивкина. Последнее произведение — это как бы картина в картине: на вас смотрит взволнованное тревожное лицо женщины , а рядом с подрамником нари сована сломанная кисть — знак неудовлетворенности ху д ож ни ка своей работой, не престанности творческого по иска... И все же , думается, погоду на выставке делают произве дения, в которых самодеятель ные авторы прямо обращают ся к революционной тематике. Дело здесь не столько в пра зднике, котором у посвящена экспозиция. Случались у нас и другие круглые даты, к ним исправно готовились выставки, однако трудно было встретить на них что-либо столь ж е от кровенно патетическое, как «Атака котовцев» одного из старейших живописцев-любите- лей В. Соломашенко. Наверное, дело во времени. Чувствуя в окружающей ж и з ни разлад между словом и делом, авторы все больше за бирались в лирику, в сугубо личностное. Ну, разумеется, всегда присутствовала тема Отечественной войны — так это для нашего народа, быть может, самое личностное и сокровенное, от чего не уйти... А вот картин, подобных «До лой войну! 1917 год» А. Гри- шанцева что-то не было. Хму рое небо и серая земля, по которой бежит кривая рана — траншея. В грязь штыком воткнута трехлинейка, на при кладе которой висит солдат ская папаха... Выбор сделан! М ож но спорить о достоин ствах исторических портретов, представленных судоремонтни ком В. Шибаловым, скажем о похожести Д зержинско го на картине *«Год 1919», или о том, почему писатель на кар тине «М. Горький в М урман ске» изображен столь моло дым... Но доро го то, что ав тор ставит перед собой боль шие, сложные задачи. Нынешняя выставку в обла стной научной библиотеке очень разнообразна по тема тике и жанрам . Много на ней весьма любопытных декора тивных работ (кружева , плете ние, резьба по дереву, в ча стности, барельеф «Страницы Октября» мончегорца В. Ф о мина), глядя на которые не устаешь удивляться мастерст ву умельцев. И все-таки глав ное в ней — это определен ный поворот (не будем пре увеличивать: поворот, не бо лее) к сложным мыслям, тре бующим умения зо р ко вгляды ваться в современность, со прягать ее с прошлым. Хочет ся надеяться, через год таких работ станет больше. Д. СТОЛБОВ. КОРОЧЕ ГОВОРЯ... — Когда реку поворачивают вспять, рак испытывает мо ральное удовлетворение. * * * Тянул лямку изо всех сил! Надеялся, что оборвется... * * * На литературном вечере выступило целое созвездие поэтов. Созвездие Водолея. ★ * * Да, плыл по течению... Но ведь вольным стилем! В. ВОРОНЦОВ. .. ....................... . ДОСЬЕ Слоны в В Тихом океане западнее Эквадора расположена группа островов вулканического про исхождения. Этот архипелаг впервые открыли испанцы в XV I веке и окрестили его Га- лапагар, то есть, богатый че репахами. Позднее острова стали называться Галапагос скими. Еще каких-нибудь 200 лет назад они действительно были богаты черепахами, причем гигантских размеров — высо той до 65 сантиметров и дли ной панциря более 1 метра. Вес взрослых животных в воз расте 40—50 лет достигал центнера. Кстати сказать, это не предел. Здесь находили особей 100— 150-летнего воз раста, такие «почетные стар цы» весили 250—300 кг. Не случайно поэтому галапагос ских черепах окрестили сло- нозыми. В XV II веке ранее безлюд ные острова архипелага стали служить прибежищем для «джентльменов удачи», кото рые быстро раскусили вкусо вые качества гигантов. Один из гурманов писал тогда: «Че репахи необычайно велики и жирны , и мясо их так ж е вкус но, ка к мясо нежно го цыплен ка». Затем к пиратам присо единились охотники за м ор скими котиками и китами. Че репахи стали служить для них «живыми консервами», по скольку могли находиться в трюмах кораблей без воды и пищи в течение нескольких месяцев и при этом мало те ряли в весе. В результате за три последних века, по дан ным ученых, мореплаватели разных стран съели о коло 10 ВСЕЗНАЙКИ ............... . панцирях миллионов черепах. Много вреда «слонам в панцирях» принесли также домашние ж и вотные переселенцев. Козы, коровы и лошади уничтожали растительность, лишая чере пах естественных кормов , а одичавшие собаки и кош ки лакомились молодыми черепа хами, раскапывали кладки их яиц. Мне посчастливилось видеть этих редких нынче животных на острове Маврикий в парке города Порт Луи. Четыре че репахи, похожие на четыре больших валуна, лежали на траве, совершенно не обра щая внимания на охавших во- кр у г туристов. Кое -кто фото графировался на память, стоя у них на панцирях. Залезали даже по двое! Черепахи лишь втягивали головы и ноги под панцири, но не проявляли за метного беспокойства. Види мо, к такому бесцеремонному обращению они давно при- зыкли. Гигантских черепах на Зем ле осталось чрезвычайно ма ло. В Красную книгу занесе на головастая черепаха лог герхед (кстати сказать, один ее экземпляр был выловлен в Баренцевом море , случайно занесенный сюда из тропиков теплыми течениями). Эта участь постигла и кожистую зеленую черепаху, еще изве стную под названием «супо вая». На грани исчезновения черепаха биса, чей красивый роговой слой издавна шел на изготовление дорогих безде лушек. С. КОРОТКОВ, член общества «Знание». БЕЗ СЛОВ Рис В. ТАРАСЕНКО (МВИМУ). ЧАЙНВОРД «АВТОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ» 1. Вид городсного транспор та. 2. Деталь головки цилинд ра. 3. Собрание кар т автомо бильных дорог. 4. Система ре- гулирования дорожно го движе ния . 5. Совокупность частей ав томобиля. 6. Место стоян ки и ремонта автомобиля. 7. Деталь кривош ипно -ш атунно го меха низма . 8. Автомобиль, исполь зуемый для перевозки пасса жиров н грузов . 9. Поперечное скольжение колес автомобиля. 10. Клапан для удаления газов из картера двигателя. 11. Госу дарственный зн а к автомобиля. 12. Двигатель . 13. Отрицатель ный заряд. 14. Документ, даю щий право на проезд в транс порте. 15. Деталь подш ипника . 16. Наружная оболочка двигате ля автомобиля. 17. Тип, назна чение автомобиля. 18. Приспо собление для закрепления к о н та кта провода. 19. Приспособ ление для смягчения ударов на автомобиле. 20. Скоба на двери автомобиля. 21. Атмосферные осадки. 22. Расстояние между колесами каждой оси автомо биля. 23. Совокупность отметок и цифр на приборе. 24. Марка автомобиля, выпускаемо го в ЧССР. 25. Конусная поверхность головки нлапана. 26. Щ и т с по являющимися на нем световы ми сигналами или надписями. 27. Название кузова легкового автомобиля. 28. Инструмент для нарезания резьбы. 29. Спортив ные соревнования. 30. Единица электрической емкости . Составил К. ПЕТЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz