Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.

РЫБНЫЙМУРМАН •Вечером i пятницу ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ-87» I! ВСЕСОЮЗНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПРАЗДНИКЕ ПЕСНИ. Фото В. НИСЕНБАУМА. Под кумачом — стихи Что-то не припомнить на прежних выставках самодея­ тельных художников работ, по­ добных коллажу инженера Е. Бобровник «Предчувствие ре ­ волюции». Он экспонируется на третьем этаже областной науч­ ной библиотеки, в помещении отдела литературы по искус­ ству. Представьте себе ком по ­ зицию из лоскутов красной материи разных оттенков, ста­ рых выпусков «Правды», на­ дорванных царских денег... Тут ж е обрывок исторической фотографии (революционеры на баррикаде),' чуть тронутый алой краской, — надо пони­ мать: кровью... Тут ж е при кре ­ плен кусо к рельс от детской железной дороги .— намек на «локомотивы истории»? М ож ­ но по-разному относиться к таким работам. Но, знакомясь с «Предчувствием революции», не упустите вот какой детали: из под кумача едва высовыва­ ется переписанное от руки стихотворение, с присущими тому времени «ятями» и «ера­ ми», — строки, известные всем с детства: То кричит проро к победы: «Пусть сильнее грянет буря!» Право: революционный ку ­ мач, а под ним, как бы в по­ доплеке, — стихи, «Песня о • Буревестнике», — в этом чув­ ствуется тонкий замысел. Всего на областной выстав­ ке самодеятельных художни ­ ков, посвященной 70-летию О к ­ тября, представлено около двухсот сорока произведений. И здесь так подробно расска­ зано об одном из них не пото­ му, что именно этот коллаж «затмевает» все остальное, нет, Но названную работу м ож ­ но считать ка к бы символом некоторых перемен, происхо­ дящих в творчестве художни ­ ков - любителей. Да, по -преж ­ нему большинство среди ж и ­ вописных работ составляют пейзажи — пожалуй, наиболее доступный непрофессионалам жанр. Много портретов, из которых хотелось бы наз­ вать две работы — нежную пастель самой молодой уча­ стницы выставки (ей нет и двадцати) оформителя Е. Яки- мович «Портрет матери» и «Женский портрет» молодого электросварщика М . Ивкина. Последнее произведение — это как бы картина в картине: на вас смотрит взволнованное тревожное лицо женщины , а рядом с подрамником нари­ сована сломанная кисть — знак неудовлетворенности ху­ д ож ни ка своей работой, не­ престанности творческого по­ иска... И все же , думается, погоду на выставке делают произве­ дения, в которых самодеятель­ ные авторы прямо обращают­ ся к революционной тематике. Дело здесь не столько в пра­ зднике, котором у посвящена экспозиция. Случались у нас и другие круглые даты, к ним исправно готовились выставки, однако трудно было встретить на них что-либо столь ж е от­ кровенно патетическое, как «Атака котовцев» одного из старейших живописцев-любите- лей В. Соломашенко. Наверное, дело во времени. Чувствуя в окружающей ж и з ­ ни разлад между словом и делом, авторы все больше за­ бирались в лирику, в сугубо личностное. Ну, разумеется, всегда присутствовала тема Отечественной войны — так это для нашего народа, быть может, самое личностное и сокровенное, от чего не уйти... А вот картин, подобных «До­ лой войну! 1917 год» А. Гри- шанцева что-то не было. Хму­ рое небо и серая земля, по которой бежит кривая рана — траншея. В грязь штыком воткнута трехлинейка, на при­ кладе которой висит солдат­ ская папаха... Выбор сделан! М ож но спорить о достоин­ ствах исторических портретов, представленных судоремонтни­ ком В. Шибаловым, скажем о похожести Д зержинско го на картине *«Год 1919», или о том, почему писатель на кар­ тине «М. Горький в М урман­ ске» изображен столь моло­ дым... Но доро го то, что ав­ тор ставит перед собой боль­ шие, сложные задачи. Нынешняя выставку в обла­ стной научной библиотеке очень разнообразна по тема­ тике и жанрам . Много на ней весьма любопытных декора ­ тивных работ (кружева , плете­ ние, резьба по дереву, в ча­ стности, барельеф «Страницы Октября» мончегорца В. Ф о ­ мина), глядя на которые не устаешь удивляться мастерст­ ву умельцев. И все-таки глав­ ное в ней — это определен­ ный поворот (не будем пре­ увеличивать: поворот, не бо­ лее) к сложным мыслям, тре­ бующим умения зо р ко вгляды­ ваться в современность, со­ прягать ее с прошлым. Хочет­ ся надеяться, через год таких работ станет больше. Д. СТОЛБОВ. КОРОЧЕ ГОВОРЯ... — Когда реку поворачивают вспять, рак испытывает мо­ ральное удовлетворение. * * * Тянул лямку изо всех сил! Надеялся, что оборвется... * * * На литературном вечере выступило целое созвездие поэтов. Созвездие Водолея. ★ * * Да, плыл по течению... Но ведь вольным стилем! В. ВОРОНЦОВ. .. ....................... . ДОСЬЕ Слоны в В Тихом океане западнее Эквадора расположена группа островов вулканического про ­ исхождения. Этот архипелаг впервые открыли испанцы в XV I веке и окрестили его Га- лапагар, то есть, богатый че­ репахами. Позднее острова стали называться Галапагос­ скими. Еще каких-нибудь 200 лет назад они действительно были богаты черепахами, причем гигантских размеров — высо­ той до 65 сантиметров и дли­ ной панциря более 1 метра. Вес взрослых животных в воз­ расте 40—50 лет достигал центнера. Кстати сказать, это не предел. Здесь находили особей 100— 150-летнего воз­ раста, такие «почетные стар­ цы» весили 250—300 кг. Не случайно поэтому галапагос­ ских черепах окрестили сло- нозыми. В XV II веке ранее безлюд ­ ные острова архипелага стали служить прибежищем для «джентльменов удачи», кото ­ рые быстро раскусили вкусо­ вые качества гигантов. Один из гурманов писал тогда: «Че­ репахи необычайно велики и жирны , и мясо их так ж е вкус­ но, ка к мясо нежно го цыплен­ ка». Затем к пиратам присо­ единились охотники за м ор ­ скими котиками и китами. Че­ репахи стали служить для них «живыми консервами», по­ скольку могли находиться в трюмах кораблей без воды и пищи в течение нескольких месяцев и при этом мало те­ ряли в весе. В результате за три последних века, по дан­ ным ученых, мореплаватели разных стран съели о коло 10 ВСЕЗНАЙКИ ............... . панцирях миллионов черепах. Много вреда «слонам в панцирях» принесли также домашние ж и ­ вотные переселенцев. Козы, коровы и лошади уничтожали растительность, лишая чере­ пах естественных кормов , а одичавшие собаки и кош ки лакомились молодыми черепа­ хами, раскапывали кладки их яиц. Мне посчастливилось видеть этих редких нынче животных на острове Маврикий в парке города Порт Луи. Четыре че­ репахи, похожие на четыре больших валуна, лежали на траве, совершенно не обра­ щая внимания на охавших во- кр у г туристов. Кое -кто фото­ графировался на память, стоя у них на панцирях. Залезали даже по двое! Черепахи лишь втягивали головы и ноги под панцири, но не проявляли за­ метного беспокойства. Види­ мо, к такому бесцеремонному обращению они давно при- зыкли. Гигантских черепах на Зем­ ле осталось чрезвычайно ма­ ло. В Красную книгу занесе­ на головастая черепаха лог­ герхед (кстати сказать, один ее экземпляр был выловлен в Баренцевом море , случайно занесенный сюда из тропиков теплыми течениями). Эта участь постигла и кожистую зеленую черепаху, еще изве­ стную под названием «супо­ вая». На грани исчезновения черепаха биса, чей красивый роговой слой издавна шел на изготовление дорогих безде­ лушек. С. КОРОТКОВ, член общества «Знание». БЕЗ СЛОВ Рис В. ТАРАСЕНКО (МВИМУ). ЧАЙНВОРД «АВТОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ» 1. Вид городсного транспор ­ та. 2. Деталь головки цилинд ­ ра. 3. Собрание кар т автомо­ бильных дорог. 4. Система ре- гулирования дорожно го движе ­ ния . 5. Совокупность частей ав­ томобиля. 6. Место стоян ки и ремонта автомобиля. 7. Деталь кривош ипно -ш атунно го меха­ низма . 8. Автомобиль, исполь­ зуемый для перевозки пасса­ жиров н грузов . 9. Поперечное скольжение колес автомобиля. 10. Клапан для удаления газов из картера двигателя. 11. Госу­ дарственный зн а к автомобиля. 12. Двигатель . 13. Отрицатель­ ный заряд. 14. Документ, даю ­ щий право на проезд в транс ­ порте. 15. Деталь подш ипника . 16. Наружная оболочка двигате­ ля автомобиля. 17. Тип, назна­ чение автомобиля. 18. Приспо­ собление для закрепления к о н ­ та кта провода. 19. Приспособ­ ление для смягчения ударов на автомобиле. 20. Скоба на двери автомобиля. 21. Атмосферные осадки. 22. Расстояние между колесами каждой оси автомо­ биля. 23. Совокупность отметок и цифр на приборе. 24. Марка автомобиля, выпускаемо го в ЧССР. 25. Конусная поверхность головки нлапана. 26. Щ и т с по­ являющимися на нем световы­ ми сигналами или надписями. 27. Название кузова легкового автомобиля. 28. Инструмент для нарезания резьбы. 29. Спортив­ ные соревнования. 30. Единица электрической емкости . Составил К. ПЕТЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz