Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.

• В редакцию пришло письмо... • * Читатель просит помочь Н ОВЫЙ Восточный район мо­ жно смело назвать горо ­ дом в городе. Здесь прожива­ ют десятки тысяч людей. И почти все пользуются услуга­ ми автобусов. Письма, пришед­ шие в редакцию , говорят о том, что проблема с транспор­ том в этом районе пока не решэна... Пусть «семерка» едет дальше Помню, ногда впервые у нас появился маршрут № 11, в ав­ тобус было пра ктиче с ки не по­ пасть. Ехали в нем рабочие, родители с детьми, шнольни- ии. Но время не стоит на ме­ сте. Построено неснолько дет­ с ки х комбинатов, три школы . И в автобусах стало свободнее. Я имею в виду марш рут N *1 1 . Но, к сожалению , старая ис­ тория повторяется в новом ва­ рианте. На сей раз притчей во языцех стали автобусы марш ­ рута № 29. Если вы захотите сесть в него на остановке у кинотеатра «Мурманск», то да­ же не пытайтесь . Бесполезно! Правда, ное-кто рис куе т . В ос­ новном богатыри , о ко торы х говорят — косая сажень в пле­ чах. Им штурм удается. Ос­ тальным пассажирам , в том чи ­ сле и мамам с малышами, приходится или идти в гору пеш ком , или ждать очередную переполненную машину . А в это время почти полу­ пустые идут автобусы седьмо­ го маршрута . А если пустить их немнож ко подальше? Поясню. Пусть «семерна» идет себе своим обычным п у ­ тем до кинотеатра «Мурмансн». А после, вместо тс го . чтобы за кру гли ться на конечной , сле­ дует маршрутом N* 29. Практи ­ чески изменений здесь в орга­ низации движения — н и ка ки х , а помощь людям огромная . Мы, пассажиры , будем толь­ ко благодарны. Т. ВАСИЛЬЕВА, медсестра госпиталя. Может, маршрутное такси? ...Представьте себе т а кую нар тин у . Остановка «Кинотеатр «М урманск», проехали маршру­ ты N *1 1 и N* 7, не до конца «забитые» (извините, но у нас, жителей Восточного района, выработался свой транспорт­ ный жар гон ). Ждем N* 29. Ага, видим, ползет. То, что он дви­ жется еле-еле, указывает на то . что он переполнен. Готовимся, хватаем детей. В это время на остановке начинается детская пани ка . Самым натуральным образом. Ребятишки , глядя на подползающий автобус, начи­ наю т плакать и каню чить : «Мама, пойдем лучше пешком» или «Папа, я не хоч у больше в этот автобус...» Но делать не­ чего. Короткая схватка у две­ рей. Детский плач, кр и ки : «Поднатужьтесь. граждане», с кр и п дверей — поехали. Боль­ ше всего, конечно , жаль дети­ ш ек. По-моему, у них начинает развиваться транспортный пси ­ хоз. Мне не раз доводилось быть свидетелем, к а к ребенок, в буквальном смысле слова, орал весь п у ть до конечной . Страшно же . — кр у гом давка, сердитые лица... Своего шестилетнего сына я приноровилась впихивать • в заднюю дверцу. А дома строго- настрого проинструктировала на случай, если не влезу. Он знает, что если мама не сумеет войти в автобус, надо спокойно ехать до конечной , спокойно выйти и ждать на остановке. Почему пиш у об этом? Может, мой опы т кому- нибудь пригодится . Но главное не это. Слышала, что комиссия по транспорту при облисполко­ ме просит направлять к ним свои предложения. У меня есть предложение. Дава>гге пустим хотя бы на один час (с 18 до 19) марш рут ­ ное такси . Двух машин хватит, чтобы разгрузить участо к от кинотеатра «Мурмансн» до ко - неч» ой маршрута N? 29. С. ТАРАСОВА, 403-й микрорайон. Просьбы жителей новых ми­ крорайонов нам кажутся впол­ не обоснованными, и надеем­ ся, что к ним отнесутся с вни­ манием работники транспорт­ ных служб. 13 ноября 1987 года Не забыт капитан Швец С большим интересом читаю в вашей газе­ те о развитии промыслового рыбного флота. Первых лучших капитанов флотов я знаю не понаслышке. С Копытовым, Бурковым, Тис- ленко, Скорняковым, Стрельбицким, Карпенко, Сухопяткиным, Егоровым дружили мои роди• тели. Вместе с И. А. Карпенко и С. Я. Сухо­ пяткиным мой отец Илья Елисеевич Швец приехал из Одессы в 1931 году сюда, в Мур- манск, после окончания Одесского мореходно­ го училища. Мы жили тогда в общежитии на ул. Ле­ нинградской, этот деревянный двухэтажный дом недавно снесли. Мне было четыре года, я помню Мурманск той поры. Город рос, и вместе с ним росли люди. Мой отец от третье - го штурмана вырос до капитана. А потом во­ шел в число лучших капитанов флота. Одна­ ко его фамилии вы не встретите в нынешних материалах о том времени. Капитаном рыболовного траулера М° 7 в ию­ ле 1940 года отец вернулся с моря, перевы­ полнив рейсовое задание. Встречали, как и по­ ложено, с музыкой, цветами, жали руки, бла­ годарили за хорошую работу. А только со­ шел на берег — увезли его... навсегда. Реабилитирован отец посмертно в 1956 году. Матери повезло больше, она осталась жива , тоже полностью реабилитирована. Сейчас мы живем вместе. В октябре этого года маме исполнилось 85 лет, а тогда ей было всего 38. Мне в то страшное время было 13 лет, и понять, поче­ му вдруг 'тебя, ребенка, перестали принимать в доме родители твоих одноклассников, было очень трудно. Как мне жилось, тринадцатилетней, у чу­ жих людей, не об этом сейчас речь. Скажу только, что фамилию отца я не сменила, да­ же выйдя замуж, настолько было чудовищно поверить, что родители мои — враги народа. Я думаю, настало время вспомнить таких работников флота, как мой отец. Это были от­ личные люди. С уважением, ШВЕЦ Ольга Ильинична, г. Мурманск, ул. Книповича, 38. Документы, воспоминания О БРАТИЛИСЬ к ветеранам— Николаю Ивановичу Малы­ гину, Якову Алексеевичу Гуни- ну, Никифору Григорьевичу Петкову, Владимиру Михайло­ вичу Зубакину, А ким у Григорь­ евичу Михайлову. Все они фамилию, имя И. В. Швеца припоминали, что случилось в ним — знают. Но за дав­ ностью — прошло 47 лет —• рассказать ничего не смогли. А в архивах мы отыскали лич­ ное дело И. Е. Швеца, там его собственной рукой написанная автобиография. АВТОБИОГРАФИЯ Я,' Швец Илья Елисеевич, ро­ дился 17 сентября 1900 года в селе Старая Збурьевка Голо­ пристанско го района Одессной области в семье крестьянина . Отец плавал на своем парус­ ном судне, в 1912 году утонул в море. Весной 1914-го умерла мать. Вскоре погибло в Азов ­ ском море и парусное судно. Один из братьев служ ил в Красной Армии , умер на поль­ ском фронте. Другой погиб не тан давно на ледоколе «Семер­ ка» в Черном море. Остальные два брата — тоже моряки , х о ­ дят на разны х судах в Черном море. Из всех родных избира­ тельных прав ни кто не лишал ­ ся и в белых армиях не слу ­ жил . В 1912 году я окончил на­ родную ш колу и с того време­ ни работал матросом на чер­ номорских парусны х судах. В 1914-м закончил двухкла ссную Голопристанскую мореходную ш колу . В 1922 году случайно попал за границу , в Турцию , возвратился летом 1924-го. Жил 6 Одессе, был безработным до 1925 года. Женился . С 1928-Го снова в море, матрос на судах* Несколько раз был премирс^ ван, к а к ударни к . - В 1д29 году поступил в Одес­ с ки й вечерний рабочий мор­ ской те хни кум ; зимой учился, ? летом продолжал ходить на удах. В 1932-м окончил тех ­ ни кум , получил звание ш тур ­ мана дальнего плавания и был направлен по разверстке Нар- комвода в М урманск. Работал на рыболовных траулерах штурманом и старшим ш тур ­ маном. В настоящий момент пятый год в должности стар­ шего штурмана РТ-12. Под судом не находился. ШВЕЦ И. Е. (подпись). 15.03.1937 года. г. Мурманск. (Архив М урманско го тралово­ го флота). * * * 5 января 1940 года Илья Елисеевич Швец поднялся на капитанский мостик РТ-15 «За­ сольщик». Сходил в несколько непродолжительных, до пяти­ десяти дней, рейсов. Руковод­ ство флота внимательно сле­ дило за действиями молодого капитана, но ошибок не обна­ ружило. Действовал он уве­ ренно, будто не первый год командовал рыбацким судном. Возвращался с хорошим уло­ вом. Затем рейс на PT-17 «КИМ». После этого рейса появился на свет вот такой документ, он тоже сохранился в архиве. Начальнику управления М урманско го тралового флота тов. ТИСЛЕНКО Г. Г. Рейсы на РТ-15 «Засольщик» и на РТ-17 «КИМ» показали, что в лице тов. Швец И. Е. мы имеем еще одного грамотного капитана . промысловика, пре­ данного делу нашей партии, осознающего грандиозность на­ роднохозяйственных задач страны и своим практическим трудом решающего их. Рейсо­ вые задания тов. Швец И. Е. заканчивал с большим пере­ выполнением. Море любит, т а к к а к моряк потомственный . Дис­ циплина в э кипаж е за кре пи ­ лась. Машина и навигацион ­ ное оборудование в полном по­ рядке. Лично тов. Швец И. Е. дисциплинирован , требователен и исполнителен. Можно ставить пра ктиче с ки на любое судно. Начальник отдела кадров (подпись неразборчива). 1.06.1940. РЕЗОЛЮЦИЯ. «На 7-й (РТ-7 «Семга»), Хохлин К. П. просит­ ся в о тп ус к . С «Мурманрыбой» (тов. Лобанов В, И.) согласова­ но. Тисленко.» * * * 7 июня Илья Елисеевич был назначен капитаном РТ-7 «Сем­ га». В апреле — мае суда бра­ ли хорошие уловы. Нужно было закрепить ус­ пех, и суда, быстро разгрузив­ шись и пополнив запасы, сно­ ва уходили в море. 10 июня . с новым капитаном ушел а рейс РТ-7 «Семга». Возвращение в порт 27 ию ­ ля 1940 года было последним. Сохранилось несколько пи­ сем из колонии жене Пелагее Петровне (она тоже была ре ­ прессирована) и дочери Оль­ ге. Илья Елисеевич был удру ­ чен, раздавлен несправедли­ востью. Но твердо верил, что правда восторжествует. «Бу­ дем жить и бороться до по­ следнего», — писал он жене. Опасался только, хватит ли здоровья, чтобы дожить до светлого дня. Физических сил оказалось меньше душевных. Он умер 22 января 1943 года, и безы­ мянная могила его затеря­ лась навсегда. В 1956 году Илья Елисеевич Швец и его жена Пелагея Пет­ ровна Швец были полностью реабилитированы «из-за от­ сутствия состава преступле­ ния». Строки из писем В МУРМАНСКЕ, на улице Маклакова, 47 живет ж е ­ на одного из знаменитых до ­ военных капитанов Алексея Александровича Пушкина, по­ гибшего на РТ-67 «Молотов» 13 июля 1941 года, Любовь Александровна Пушкина. До войны Пушкины и Швецы дру- жили семьями, Любовь Алек­ сандровна хорошо помнит Илью Елисеевича. Каким был этот человек не на капитан­ ском мостике, а в обыденной жизни! Вот что нам написала Лю­ бовь Александровна. Жизнерадостный человек Илью и Полину Швецов я знаю с 1932 года. Жили мы семьями, в общежитии трал- флота. в одной комнате, боль­ ше двух лет. Дружили крепко. Илья Елисеевич недолго на­ ходился на берегу, все больше в море. Но когда возвращался, казалось, не только своей се­ мье, но и всем окружающим да­ рил радость. Это был очень живой, веселый, красивый че­ ловек. Он любил петь украинские песни. Как сейчас вижу его: стоит в коридоре общежития, у окна, и поет. Подхожу к не­ му, говорю: — Илыоша, что ты так рас­ пелся? — Домой захотелось, на ро­ дину, загрустил немного. — Давай концерт устроим, других певцов соберем. — Можно и концерт, — со­ глашался Илья. Это было под Новый, 1940 год. И работал он так, как пел: с полной отдачей, страстно, ув­ леченно. Это был честный и искрен­ ний человек. Л. ПУШКИНА. D МОСКВЕ проживает Ма- ® рия Артемьевна Егорова, жена другого известного мур ­ манского капитана, именем ко ­ торого названа одна из улиц нашего города. Узнав, что ре­ дакция «Рыбного Мурмана» интересуется судьбой капита­ на Швеца, она прислала нам письмо. Вот оно. Его любили и уважали Он ходил на рыбацких трау­ лерах старшим штурманом с капитаном Стрелковым Дмит­ рий Александрович считал его своим надежным помощником и заместителем. Не раз выдви­ гал на самостоятельную капи­ танскую работу. По Илья Ели­ сеевич обычно отшучивался: ■ — Как можно уходить от та­ кого капитана! Еще годик- другой постою на мостике ря­ дом с вами. Так спокойнее, да и подучусь: в мореходке не все нужные мореходные зна­ ния дают... Любили его и в экипажах рыбацких судов, с которыми он выходил на промысел. На­ верное, за то, что все знал и умел. Рыбацкий стаж у него был большой , с детства в мо­ ре. Не чурался никакой рабо­ ты. Мог и за палубного мат­ роса вахту постоять, и со шке- рочным ножом управлялся, и в трюме не отставал от других. Вместе с другими капитана­ ми, старпомами, механиками мы жили со Швецами в одном доме. Каждый был виден, как на ладони. И никто никогда не сказал худого слова об Илье Елисеевиче. Напротив, мы только и слышали: <г Повез­ ло Полине: i/мный. трезвый муж. обаятельный человек». На это я обычно отвечала, что и Илье повезло с Полиной, семья у них уважительная, дружная, ~счастливая. В честности, преданности Р о ­ дине этого человека никто из его близких, друзей, товари­ щей никогда не сомневался . А вот поди ж ты, нашелся чело­ век с подлой душонкой, со­ стряпал ложный донос. Я рада, что имя капитана Швеца не забылось, не затеря­ лось в череде ушедших лет, а снова возвращается Мурман­ скому траловому флоту, жене, дочери, внукам, правнукам. Я бесконечно благодарна М. С. Горбачеву, который на торжественном собрании в Кремле 2 ноября перед всем миром подчеркнул, что <г про­ цесс восстановления справед­ ливости не был доведен до кон­ ца и фактически приостанов­ лен в середине 60-х годов», что *и сейчас еще встречаемся с по­ пытками отвернуться от больных вопросов нашей истории, за­ молчать их, сделать вид , буд­ то ничего особенного не про­ изошло. С этим мы не можем согласиться. Это было бы пре­ небрежением к исторической правде, неуважением к памяти тех. кто оказался невинной жертвой беззакония и произ­ вола». М. ЕГОРОВА. Москва, Новодевичий про­ спект, 2. ПУБЛИКУЯ МАТЕРИАЛЫ О КАПИТАНЕ ИЛЬЕ ЕЛИСЕЕВИЧЕ ШВЕЦЕ, МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ТЕПЕРЬ ЕГО ИМЯ ЗАЙМЕТ ДО ­ СТОЙНОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ МУРМАНСКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА. 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz