Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
• В редакцию пришло письмо... • * Читатель просит помочь Н ОВЫЙ Восточный район мо жно смело назвать горо дом в городе. Здесь прожива ют десятки тысяч людей. И почти все пользуются услуга ми автобусов. Письма, пришед шие в редакцию , говорят о том, что проблема с транспор том в этом районе пока не решэна... Пусть «семерка» едет дальше Помню, ногда впервые у нас появился маршрут № 11, в ав тобус было пра ктиче с ки не по пасть. Ехали в нем рабочие, родители с детьми, шнольни- ии. Но время не стоит на ме сте. Построено неснолько дет с ки х комбинатов, три школы . И в автобусах стало свободнее. Я имею в виду марш рут N *1 1 . Но, к сожалению , старая ис тория повторяется в новом ва рианте. На сей раз притчей во языцех стали автобусы марш рута № 29. Если вы захотите сесть в него на остановке у кинотеатра «Мурманск», то да же не пытайтесь . Бесполезно! Правда, ное-кто рис куе т . В ос новном богатыри , о ко торы х говорят — косая сажень в пле чах. Им штурм удается. Ос тальным пассажирам , в том чи сле и мамам с малышами, приходится или идти в гору пеш ком , или ждать очередную переполненную машину . А в это время почти полу пустые идут автобусы седьмо го маршрута . А если пустить их немнож ко подальше? Поясню. Пусть «семерна» идет себе своим обычным п у тем до кинотеатра «Мурмансн». А после, вместо тс го . чтобы за кру гли ться на конечной , сле дует маршрутом N* 29. Практи чески изменений здесь в орга низации движения — н и ка ки х , а помощь людям огромная . Мы, пассажиры , будем толь ко благодарны. Т. ВАСИЛЬЕВА, медсестра госпиталя. Может, маршрутное такси? ...Представьте себе т а кую нар тин у . Остановка «Кинотеатр «М урманск», проехали маршру ты N *1 1 и N* 7, не до конца «забитые» (извините, но у нас, жителей Восточного района, выработался свой транспорт ный жар гон ). Ждем N* 29. Ага, видим, ползет. То, что он дви жется еле-еле, указывает на то . что он переполнен. Готовимся, хватаем детей. В это время на остановке начинается детская пани ка . Самым натуральным образом. Ребятишки , глядя на подползающий автобус, начи наю т плакать и каню чить : «Мама, пойдем лучше пешком» или «Папа, я не хоч у больше в этот автобус...» Но делать не чего. Короткая схватка у две рей. Детский плач, кр и ки : «Поднатужьтесь. граждане», с кр и п дверей — поехали. Боль ше всего, конечно , жаль дети ш ек. По-моему, у них начинает развиваться транспортный пси хоз. Мне не раз доводилось быть свидетелем, к а к ребенок, в буквальном смысле слова, орал весь п у ть до конечной . Страшно же . — кр у гом давка, сердитые лица... Своего шестилетнего сына я приноровилась впихивать • в заднюю дверцу. А дома строго- настрого проинструктировала на случай, если не влезу. Он знает, что если мама не сумеет войти в автобус, надо спокойно ехать до конечной , спокойно выйти и ждать на остановке. Почему пиш у об этом? Может, мой опы т кому- нибудь пригодится . Но главное не это. Слышала, что комиссия по транспорту при облисполко ме просит направлять к ним свои предложения. У меня есть предложение. Дава>гге пустим хотя бы на один час (с 18 до 19) марш рут ное такси . Двух машин хватит, чтобы разгрузить участо к от кинотеатра «Мурмансн» до ко - неч» ой маршрута N? 29. С. ТАРАСОВА, 403-й микрорайон. Просьбы жителей новых ми крорайонов нам кажутся впол не обоснованными, и надеем ся, что к ним отнесутся с вни манием работники транспорт ных служб. 13 ноября 1987 года Не забыт капитан Швец С большим интересом читаю в вашей газе те о развитии промыслового рыбного флота. Первых лучших капитанов флотов я знаю не понаслышке. С Копытовым, Бурковым, Тис- ленко, Скорняковым, Стрельбицким, Карпенко, Сухопяткиным, Егоровым дружили мои роди• тели. Вместе с И. А. Карпенко и С. Я. Сухо пяткиным мой отец Илья Елисеевич Швец приехал из Одессы в 1931 году сюда, в Мур- манск, после окончания Одесского мореходно го училища. Мы жили тогда в общежитии на ул. Ле нинградской, этот деревянный двухэтажный дом недавно снесли. Мне было четыре года, я помню Мурманск той поры. Город рос, и вместе с ним росли люди. Мой отец от третье - го штурмана вырос до капитана. А потом во шел в число лучших капитанов флота. Одна ко его фамилии вы не встретите в нынешних материалах о том времени. Капитаном рыболовного траулера М° 7 в ию ле 1940 года отец вернулся с моря, перевы полнив рейсовое задание. Встречали, как и по ложено, с музыкой, цветами, жали руки, бла годарили за хорошую работу. А только со шел на берег — увезли его... навсегда. Реабилитирован отец посмертно в 1956 году. Матери повезло больше, она осталась жива , тоже полностью реабилитирована. Сейчас мы живем вместе. В октябре этого года маме исполнилось 85 лет, а тогда ей было всего 38. Мне в то страшное время было 13 лет, и понять, поче му вдруг 'тебя, ребенка, перестали принимать в доме родители твоих одноклассников, было очень трудно. Как мне жилось, тринадцатилетней, у чу жих людей, не об этом сейчас речь. Скажу только, что фамилию отца я не сменила, да же выйдя замуж, настолько было чудовищно поверить, что родители мои — враги народа. Я думаю, настало время вспомнить таких работников флота, как мой отец. Это были от личные люди. С уважением, ШВЕЦ Ольга Ильинична, г. Мурманск, ул. Книповича, 38. Документы, воспоминания О БРАТИЛИСЬ к ветеранам— Николаю Ивановичу Малы гину, Якову Алексеевичу Гуни- ну, Никифору Григорьевичу Петкову, Владимиру Михайло вичу Зубакину, А ким у Григорь евичу Михайлову. Все они фамилию, имя И. В. Швеца припоминали, что случилось в ним — знают. Но за дав ностью — прошло 47 лет —• рассказать ничего не смогли. А в архивах мы отыскали лич ное дело И. Е. Швеца, там его собственной рукой написанная автобиография. АВТОБИОГРАФИЯ Я,' Швец Илья Елисеевич, ро дился 17 сентября 1900 года в селе Старая Збурьевка Голо пристанско го района Одессной области в семье крестьянина . Отец плавал на своем парус ном судне, в 1912 году утонул в море. Весной 1914-го умерла мать. Вскоре погибло в Азов ском море и парусное судно. Один из братьев служ ил в Красной Армии , умер на поль ском фронте. Другой погиб не тан давно на ледоколе «Семер ка» в Черном море. Остальные два брата — тоже моряки , х о дят на разны х судах в Черном море. Из всех родных избира тельных прав ни кто не лишал ся и в белых армиях не слу жил . В 1912 году я окончил на родную ш колу и с того време ни работал матросом на чер номорских парусны х судах. В 1914-м закончил двухкла ссную Голопристанскую мореходную ш колу . В 1922 году случайно попал за границу , в Турцию , возвратился летом 1924-го. Жил 6 Одессе, был безработным до 1925 года. Женился . С 1928-Го снова в море, матрос на судах* Несколько раз был премирс^ ван, к а к ударни к . - В 1д29 году поступил в Одес с ки й вечерний рабочий мор ской те хни кум ; зимой учился, ? летом продолжал ходить на удах. В 1932-м окончил тех ни кум , получил звание ш тур мана дальнего плавания и был направлен по разверстке Нар- комвода в М урманск. Работал на рыболовных траулерах штурманом и старшим ш тур маном. В настоящий момент пятый год в должности стар шего штурмана РТ-12. Под судом не находился. ШВЕЦ И. Е. (подпись). 15.03.1937 года. г. Мурманск. (Архив М урманско го тралово го флота). * * * 5 января 1940 года Илья Елисеевич Швец поднялся на капитанский мостик РТ-15 «За сольщик». Сходил в несколько непродолжительных, до пяти десяти дней, рейсов. Руковод ство флота внимательно сле дило за действиями молодого капитана, но ошибок не обна ружило. Действовал он уве ренно, будто не первый год командовал рыбацким судном. Возвращался с хорошим уло вом. Затем рейс на PT-17 «КИМ». После этого рейса появился на свет вот такой документ, он тоже сохранился в архиве. Начальнику управления М урманско го тралового флота тов. ТИСЛЕНКО Г. Г. Рейсы на РТ-15 «Засольщик» и на РТ-17 «КИМ» показали, что в лице тов. Швец И. Е. мы имеем еще одного грамотного капитана . промысловика, пре данного делу нашей партии, осознающего грандиозность на роднохозяйственных задач страны и своим практическим трудом решающего их. Рейсо вые задания тов. Швец И. Е. заканчивал с большим пере выполнением. Море любит, т а к к а к моряк потомственный . Дис циплина в э кипаж е за кре пи лась. Машина и навигацион ное оборудование в полном по рядке. Лично тов. Швец И. Е. дисциплинирован , требователен и исполнителен. Можно ставить пра ктиче с ки на любое судно. Начальник отдела кадров (подпись неразборчива). 1.06.1940. РЕЗОЛЮЦИЯ. «На 7-й (РТ-7 «Семга»), Хохлин К. П. просит ся в о тп ус к . С «Мурманрыбой» (тов. Лобанов В, И.) согласова но. Тисленко.» * * * 7 июня Илья Елисеевич был назначен капитаном РТ-7 «Сем га». В апреле — мае суда бра ли хорошие уловы. Нужно было закрепить ус пех, и суда, быстро разгрузив шись и пополнив запасы, сно ва уходили в море. 10 июня . с новым капитаном ушел а рейс РТ-7 «Семга». Возвращение в порт 27 ию ля 1940 года было последним. Сохранилось несколько пи сем из колонии жене Пелагее Петровне (она тоже была ре прессирована) и дочери Оль ге. Илья Елисеевич был удру чен, раздавлен несправедли востью. Но твердо верил, что правда восторжествует. «Бу дем жить и бороться до по следнего», — писал он жене. Опасался только, хватит ли здоровья, чтобы дожить до светлого дня. Физических сил оказалось меньше душевных. Он умер 22 января 1943 года, и безы мянная могила его затеря лась навсегда. В 1956 году Илья Елисеевич Швец и его жена Пелагея Пет ровна Швец были полностью реабилитированы «из-за от сутствия состава преступле ния». Строки из писем В МУРМАНСКЕ, на улице Маклакова, 47 живет ж е на одного из знаменитых до военных капитанов Алексея Александровича Пушкина, по гибшего на РТ-67 «Молотов» 13 июля 1941 года, Любовь Александровна Пушкина. До войны Пушкины и Швецы дру- жили семьями, Любовь Алек сандровна хорошо помнит Илью Елисеевича. Каким был этот человек не на капитан ском мостике, а в обыденной жизни! Вот что нам написала Лю бовь Александровна. Жизнерадостный человек Илью и Полину Швецов я знаю с 1932 года. Жили мы семьями, в общежитии трал- флота. в одной комнате, боль ше двух лет. Дружили крепко. Илья Елисеевич недолго на ходился на берегу, все больше в море. Но когда возвращался, казалось, не только своей се мье, но и всем окружающим да рил радость. Это был очень живой, веселый, красивый че ловек. Он любил петь украинские песни. Как сейчас вижу его: стоит в коридоре общежития, у окна, и поет. Подхожу к не му, говорю: — Илыоша, что ты так рас пелся? — Домой захотелось, на ро дину, загрустил немного. — Давай концерт устроим, других певцов соберем. — Можно и концерт, — со глашался Илья. Это было под Новый, 1940 год. И работал он так, как пел: с полной отдачей, страстно, ув леченно. Это был честный и искрен ний человек. Л. ПУШКИНА. D МОСКВЕ проживает Ма- ® рия Артемьевна Егорова, жена другого известного мур манского капитана, именем ко торого названа одна из улиц нашего города. Узнав, что ре дакция «Рыбного Мурмана» интересуется судьбой капита на Швеца, она прислала нам письмо. Вот оно. Его любили и уважали Он ходил на рыбацких трау лерах старшим штурманом с капитаном Стрелковым Дмит рий Александрович считал его своим надежным помощником и заместителем. Не раз выдви гал на самостоятельную капи танскую работу. По Илья Ели сеевич обычно отшучивался: ■ — Как можно уходить от та кого капитана! Еще годик- другой постою на мостике ря дом с вами. Так спокойнее, да и подучусь: в мореходке не все нужные мореходные зна ния дают... Любили его и в экипажах рыбацких судов, с которыми он выходил на промысел. На верное, за то, что все знал и умел. Рыбацкий стаж у него был большой , с детства в мо ре. Не чурался никакой рабо ты. Мог и за палубного мат роса вахту постоять, и со шке- рочным ножом управлялся, и в трюме не отставал от других. Вместе с другими капитана ми, старпомами, механиками мы жили со Швецами в одном доме. Каждый был виден, как на ладони. И никто никогда не сказал худого слова об Илье Елисеевиче. Напротив, мы только и слышали: <г Повез ло Полине: i/мный. трезвый муж. обаятельный человек». На это я обычно отвечала, что и Илье повезло с Полиной, семья у них уважительная, дружная, ~счастливая. В честности, преданности Р о дине этого человека никто из его близких, друзей, товари щей никогда не сомневался . А вот поди ж ты, нашелся чело век с подлой душонкой, со стряпал ложный донос. Я рада, что имя капитана Швеца не забылось, не затеря лось в череде ушедших лет, а снова возвращается Мурман скому траловому флоту, жене, дочери, внукам, правнукам. Я бесконечно благодарна М. С. Горбачеву, который на торжественном собрании в Кремле 2 ноября перед всем миром подчеркнул, что <г про цесс восстановления справед ливости не был доведен до кон ца и фактически приостанов лен в середине 60-х годов», что *и сейчас еще встречаемся с по пытками отвернуться от больных вопросов нашей истории, за молчать их, сделать вид , буд то ничего особенного не про изошло. С этим мы не можем согласиться. Это было бы пре небрежением к исторической правде, неуважением к памяти тех. кто оказался невинной жертвой беззакония и произ вола». М. ЕГОРОВА. Москва, Новодевичий про спект, 2. ПУБЛИКУЯ МАТЕРИАЛЫ О КАПИТАНЕ ИЛЬЕ ЕЛИСЕЕВИЧЕ ШВЕЦЕ, МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ТЕПЕРЬ ЕГО ИМЯ ЗАЙМЕТ ДО СТОЙНОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ МУРМАНСКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА. 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz