Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.

• Решения XXV II съезда КПСС-6 жизнь! • Размышления председателя горисполкома На пути к хозрасчету Рыбаки заслуживают большего уважения 22 М М М О М РУБЛЕЙ Владимир Ильич ГОРЯЧКИН, председатель М у рм а н с ко го г о р ­ испол кома , по специальности — строитель, на промы словом судне выходил впервые, и нам показалось , что проблемы т р у ­ ж е ни ко в м о р я долж ны были представиться ем у острее , жестче , чем лю д ям , повседневно сопри касающ им ся с рыбаками . — Первый вывод, ко торый я сделал для себя, — сказал Вла­ димир Ильич, — правильное решение принял обком партии о периодическом выходе в мо­ ре работников обкома, горкома , райкомов партии Мурманска , руководителей советских орга­ нов, «Севрыбы», флотов, судо­ верфи, рыбакколхозсою за , об­ кома профсоюза и облсовпро- фа. Только т а к можно ощутить и почувствовать , чем ж ив у т рыбаки . Труж ени ки моря — люди ге­ роической профессии. Это не высокие слова, а выражающие суть, явления. По полгода на зыб кой палубе, продуваемые ледяными ветрами, оторванные от семей, лишенные большин­ ства привы чны х нам удобств и радостей, они работают по 12 — 14 часов в с у т ки для того, чтобы мы , ж ивущ ие в тепле и уюте , на твердой земле, имели на своем столе разнообразные и дешевые дары моря. Мы же часто платим им за это невни­ манием и равнодушием . Капитану Ш раму Алексею Гавриловичу, ветерану труда, за 28 лет работы в Мурманском тралфлоте ни разу не посчаст­ ливилось побывать с семьей в пансионате «Рыбак Заполярья». Человека, более половины сво­ ей ж и зн и отдавшего морю, родной профсоюз не смог хотя бы раз удостоить путевки . Возникает естественный вопрос: кто проводит лето в «Рыбаке Заполярья»? Мы усилим депу­ та тс кий контроль за этим, но порядок должны наводить и партийные ор ганы , и народный контроль . Вообще надо сказать, что к обкому профсоюза у ры ­ баков больше всего претензий. С промыслового судна можно связаться с домом практически из любого района Мирового океана. С удивлением я обна­ ружил , что многие капитаны , не говоря о д р у ги х моряках , не пользуются техническим прогрессом, т а к на к не имеют квар тирны х телефонов. Из у п ­ равлений флотов, когда напита­ ны дома, за ними прибегают посыльные. Тут и наш просчет, горисполкома. Мы сделаем все. чтобы исправить положение. Решим, наверное, и проблему размещения моряков после рей­ са в гостиницах города, для этого достаточно установить для них 30-процентную бронь. Удивило меня, что среди мо­ ряков встречаются больные. Они скры ваю т от медиков свои болячки и отказываю тся от са­ наториев, чтобы не вызвать подозрения врачей. Потому что, по их мнению , врачи не лечат, а списываю т на берег. Упрек медицинской службе «Севрыбы» серьезный. — Владимир Ильич, в редак­ ционной почте попадались письма с жалобами на тамож­ ню... — Говорили рыбаки об этом и мне. Ж дут таможенни ков на рейде по 4 —5 часов, иногда с у т ки теряю т на досмотрах. Не понимают э ки п аж и такой медлительности и неторопли­ вости. Я тоже не виж у здесь здравого смысла. — Как вам показалась рабо­ та судовых лавочек? — " Более неуважительного отношения к рыбакам быть не может. Вот перечень промыш ­ ленных товаров на борту ПСТ «Калачинск»: сорочки , полотен­ ца, носки , зубная паста. А вот нанладная на продовольствен­ ные товары , я захватил ее с собой: печенье, сигареты . И все! Мы разберемся, почему в облрыболовпотребсоюзе свы со ­ ка смотрят на людей трудней ­ шей профессии. Почему в то ж е время потребкооперация план десяти месяцев недовы­ полнила на 16 миллионов руб ­ лей. Почему в салоне и в са­ мом магазине «Волна» моряна встречают неуважительно, и к у ­ пить он там ничего не может. Куда уходят предназначенные для них товары . Почему в про­ довольственном магазине Hi 1 плавсостава, снабжающем сура, из продуктов — только майо­ нез в с те клянны х банках . По­ чему кофе за последние пять лет выдавали лиш ь дважды? Я считаю , что руководителям обл- рыболовпотребсоюза нуж но не­ медленно выйти в море и от­ читаться перед моряками на всех судах. Еще проблема. Часто проду к ­ ты в порту моряки гр у зя т на судно вручную . Крана не до­ просишься, будто специально на берегу создают ненужные трудности с по грузкой . — Рыбаки не раз спрашива­ ли: почему бы не разрешить им изготовлять рыбные наборы для себя? Удовлетворили ли их ответы руководителей «Севры­ бы», которые мы опубликова­ ли в нашей газете? — Ни в коей мере. Они не мо гут понять , и я тоже , почему нельзя делать этого. Расчеты можно вести через судовую ла­ вочку , под контролем ка пи та ­ на. Разве не абсурдно — пол­ года моряк ловит рыбу, а два килограмма ее за собственные деньги принести семье не мо­ жет. Капитану мы доверяем лю ­ дей, судно, а здесь ему нет до­ верия. Заодно — о поделках. Тоже надо их изготавливать и пла­ тить на кую -то сумму «Кольско ­ му сувениру», то есть п о к у ­ пать у него собственные подел- ни, за вычетом стоимости свое­ го труда. Каи расширилось бы производство сувениров, в том числе из морепродуктов! Не удовлетворили рыбаков ответы руководителей «Севры­ бы» и на острые публикации начальника промрайона И. Е. Дегтярева. — Какие еще проблемы за­ трагивали рыбаки на встречах с вами? — Почти все давние, но не решаемые флотами, «Севры- бой», Минрыбхозом . Во-первых, судоремонт. С судоверфи б у к ­ вально «выпихивают» траулеры, не готовые к работе в море. Берег создает промыслу нераз­ бериху . Одновременно с нашим судном уходил в море ПСТ-1349, на ко торый по грузили электро ­ двигатель для ПСТ-1344. Тот находился у острова Колгуев, а двигатель увезли к Ш пицбер­ гену . Не уверен, что он достав­ лен по назначению до сих пор. При возвращении в порт на суда является до десятна ин­ спекторов , кажды й ищет про­ махи и упущ ения , и ни один не спросит, чем помочь. Моряки по-прежнему не полу­ чаю т убедительных ответов ни от отдела труда и зарплаты «Севрыбы», ни от обкома и ЦК профсоюза — почему у плавсостава один выходной в неделю, а у управленцев — два? Почему не оплачиваются отдельно ночные смены? Когда будет поднят потолок начисле­ ния полярных надбавок и к о ­ эффициента? Радисты порой работают по 16 часов в су т ки , а на зарплате это не ска зы ва ­ ется. Будет ли снижен пенси­ онный возраст для капитанов? Почему детям моряков нельзя попасть на судно, стоящее в порту ; встречают траулер с ор ­ кестром , жены , матери, сестры пришли на причал с цветами, а дети лью т слезы за проход­ ной ; чего и ко го мы боимся, не пуская их в порт с родите­ лями? Не потому ли т а к мало мурманских мальчишек посту ­ пает в мореходные училища? И последнее, что меня б у к ­ вально потрясло. Часто мы го ­ ворим о координатах м ужест ­ ва. Считается, что гражданские и военные суда, проходя по местам, где героичесии по­ гибли в годы войны наши ко ­ рабли, салю тую т им гудками . Эти ноординаты на картах ... не помечены, и гудни над морем, не разносятся. Стыдно и не­ простительно. От редакции . Вновь и вновь одни и те ж е проблемы под­ нимают моряки потому, что не решаются они до конца ни в «Севрыбе», ни в областных и городских организациях, ни в Минрыбхозе и ЦК профсою ­ за. По всем вопросам, кото ­ рые затронуты в беседе с председателем горисполкома тов. Г орячкиным, мы ждем четкие и ясные ответы от: — «Севрыбы», ее отделов труда и заработной платы, м ед ­ санчасти; о б ком а проф сою за ры баков ; — М урм а н с ко й там ожни ; — руководи телей объедине ­ ния «М урманская судоверфь» и м о р с ко го ры бн о го порта ; — облры боловпо требсою за , магазинов № 1 и «Волна»; — го р о д с ко й телефонной станции; — «Кольско го сувенира»; — М инры бхоза и ЦК пр оф ­ сою за работни ков ры бной о т ­ расли. Не долж ен остаться лишь ре гис тра тором недостатков и М урм а н с кий го ри спол ком , от не го тож е м но гое зависит. Возвращаясь к напечатанному В ИЮЛЕ в еженедельнике была напечатана статья Г. Шаяхметова «Поговорим о резервах» («РМ», 1987, № 29). Слышал о ней в рейсе, а вот прочитать довелось, только придя в порт, потому ка к на судах типа ПСТ свежих газет не увидишь. И автор статьи совершенно прав: в салоне моряков лежат подшивки га­ зет двух-трехмесячной давнос­ ти. А материал самого Г. Ша­ яхметова администрация судов прячет от экипажа, мол, вре­ дный он, будит бунтарские на­ строения. Хотя в нем каждая строчка правдива. Да, ПСТ — современные суда, оснащенные мощным промвооружением . А раз так, то и планы у их экипажей дол­ жны быть выше, чем у РТ, ко ­ торых они заменили. Но ведь экипаж остался прежним , а работы прибавилось. Бывает, что матросы сами успевают убрать рыбу. Но ведь не 13 ноября 1987 года Зачем стараться? редкость, когда судно после нескольких тралений ложится в дрейф, и на убор ку улова вызываются подсобные силы. И тут начинаются споры : ко ­ му положено выходить на ав­ рал, а ком у нет. И вот уже слышны кри ки : «А почему я должен работать за матро­ сов?». Однако на уб о р ку ры­ бы выходят все. Жаль лишь, что только половина «авраль­ щиков» работает в полную си­ лу, остальные ж е выходят от­ стоять свои три часа. Зато по­ том никто не упрекнет, что они отказались от подвахты. И пусть кто-то попробует ли­ шить их КТУ: ведь никто не стоял рядом с секундомером . Сами ж е бездельники называ­ ют трудолюбивых моряков рвачами, посмеиваются: «Никто вас не заставляет перераба­ тывать». В частности, так поступают помощники мастеров добычи и обработки. Об этом хорошо рассказано в статье Г. Шаях­ метова. Действительно, почему эти специалисты позволяют себе отдыхать, когда все мо­ ряки заняты обработкой рыбы? Тем более теперь, когда штат на ПСТ сокращен на 6 че­ ловек, установлена двухсмен­ на. В результате даже с по­ мощью подвахты не успеваем убрать рыбу. И в связи с этим сказать хочу об оплате труда, о «по­ толках», в которые упираются все самые добрые намерения экипажа. Если мы за два ме­ сяца выполним план рейса, м ож но не стремиться к даль­ нейшему перевыполнению: ведь «потолок» лишает нас начисления коэффициента и полярных надбавок. А люди, работая в море, должны быть заинтересованы в высоких по­ казателях. Д. НИКИТСКИЙ, матрос Мурманского тра­ лового флота. Точнее, 22,7 миллиона руб­ лей платит Мурманский трало­ вый флот «Севрыбпромразвед- ке» в год. Об этом говорил начальник тралового флота Г. В. Тишков в интервью ко р ­ респонденту газеты («РМ», 1987, № 40). Мы жили бы безбедно, ес­ ли бы действительно такие деньги шли нам. Но дело в том, что из этой суммы на поисковое обеспечение расхо­ дуется 15,67 миллиона руб - '* лей (сюда ж е входит содер­ жание экспериментальных су­ дов и судов флотинспекции). Остальные 7,04 миллиона руб­ лей предназначаются ПИНРО. Хотя по всем финансовым до ­ кументам именно 22,7 миллио­ на идут на содержание «Сев- рыбпромразведки». Все очень «просто»: флоты содержат нашу организацию , а мы — ПИНРО, что обходится нам в 16,01 миллиона рублей. Так уж сложилась «истори­ ческая правда», что суда инс­ титута «висят» на балансе у «Промразведки». Его финан­ совые дела идут блестяще: по отчетам годовые расходы в прошлом году составили 5,7 миллиона рублей. О 16,01 мил­ лиона даже не упоминается. Как видно, цифра 5,7 миллио­ на — лишь верхушка айсбер­ га затрат науки. Вопрос о том, чтобы затра­ ты на содержание флота вклю ­ чить в стоимость научных ра­ бот бассейновых НИИ, обсуж ­ дался в Калининграде. Замес­ титель директора АтлантНИРО В. В. Ивченко в статье (ж ур ­ нал «Рыбное хозяйство», 1987, № 5) ясно и понятно обрисовал истинную структуру затрат НИИ. Причем, пишет он, при передаче - флота на баланс институтов, стоимость научно-исследовательских ра­ бот увеличится в 2,5 раза. Конкретно для ПИНРО это о з ­ начает 23 миллиона рублей го ­ довых затрат. Вопрос: из каких ж е источ­ ников финансировать ПИНРО? Из единого фонда развития науки и техники или на до го ­ ворной основе? Вернемся к «Севрыбпром- разведке». 15,67 миллиона рублей, за которые мы отве­ чаем перед траловым флотом, много это или мало? Ответить можно бы, будь у нас «инст­ румент», с помощью которого подсчитывалась эффектив­ ность деятельности нашего уп ­ равления. К сожалению, его нигде нет. Для тех, кто знаком с сырь­ евой базой рыбной промыш ­ ленности, необходимость по­ исковых работ не вызывает сомнения. Вопрос в другом : в ка ком объеме, где и как они должны проводиться? Ныне стало просто «доб­ рой» традицией ругать «Пром­ разведку», легковесно утверж ­ дая, что не так и не там ра­ ботаем. Увидев цифру пере­ выполнения плана по добыче, изрекают приговор : ловим на концентрациях, а разобраться, ;>• что стоит за процентами, — это уже лишнее. Хотя решение многих проб ­ лем на бассейне зависит и от нас. Поэтому, готовясь к работе в условиях хозрасчета, мы планируем сократить флот. Это сэкономит 3,5—4,5 милли­ она рублей. Продумываем но­ вую структуру управления, со­ кращаем его численность. Хо­ тим войти в новый год и но­ вые условия подвижным , быст- рореа гирующ им на потреб­ ности флота коллективом. Четкое взаимодействие меж ­ ду партнерами станет необхо­ димостью, ибо без него не­ возможен конечный резуль­ тат — успешная работа бас­ сейна. Этому должен помочь хо­ зяйственный договор. Буду­ щее хоздоговорных отноше­ ний уже заложено в Поста­ новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на псл - j f . ный хозрасчет и самофинан­ сирование». В «Севрыбпромразведке» разработан макет хоздогово­ ров на проведение научно-по- исковых работ и разослан флотам на рассмотрение. По­ лагаем, что этот документ упорядочит наши взаимоотно­ шения, назовет конкретных «потребителей» миллионов рублей. Н. КОРЗЕНЕВ, старший инж енер лабора ­ тории анализа сырьевой базы промы сла управления «С евры бпромразвед ка» . Кандалакшский рыбзавод: П е р в е н е ц В архиве Кандалакшского рыбоконсервного завода сох­ ранилось письмо одного из первых директоров этого предприятия С. Волостного, присланного им к 50-летию завода. В нем есть такие строки: «Я проработал в рыб­ ной промышленности стра­ ны 38 лет, но нигде не встре­ чал столь дружной рабочей семьи, такого сплоченного коллектива, способного ре­ шать сложные производст­ венные •вопросы». Завод по­ ложил начало консервному производству на Кольском по­ луострове. Мне в свое время довелось беседовать со ста­ рейшей работницей завода, коммунистом с 1932 года Е. М. Ходяковой. Она рас­ сказывала: «Пуск состоялся накануне праздника Октября. Полыхание красных знамен, алых стягов, красочные тран­ спаранты как бы выражали нашу яркую гордость за од­ ну из самых первых побед в деле индустриализации края. Основным сырьем в то время служила беломорская сельдь. И рыбообработчики сполна использовали е го^ Уже через год после сдачйД завода в эксплуатацию Выс­ ший Совет народного хозяй­ ства СССР признал продук­ цию заполярного предприя­ тия «лучшим достижением советского консервного про­ изводства». Забегая вперед, хочется отметить, что и сейчас кон­ сервы и пищевая рыбная про­ дукция имеют прекрасные вкусовые качества. Напри­ мер, в нынешнем году два квартала подряд коллектив удостаивался первой и вто­ рой денежных премий Мур­ манского рыбокомбината. За высокое качество продукции. Многим рабочим присвоены почетные звания «Мастер — золотые руки», «Отличник качества». Первыми отлич­ никами качества стали С. П. Пономарева, Н. Н. Петухова, Н. М. Андропова, JI. К. Здор- никова, JI. И. Кривошеева накануне 60-летия Великого РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz