Рыбный Мурман. 1987 г. Ноябрь.
• Решения XXV II съезда КПСС-6 жизнь! • Размышления председателя горисполкома На пути к хозрасчету Рыбаки заслуживают большего уважения 22 М М М О М РУБЛЕЙ Владимир Ильич ГОРЯЧКИН, председатель М у рм а н с ко го г о р испол кома , по специальности — строитель, на промы словом судне выходил впервые, и нам показалось , что проблемы т р у ж е ни ко в м о р я долж ны были представиться ем у острее , жестче , чем лю д ям , повседневно сопри касающ им ся с рыбаками . — Первый вывод, ко торый я сделал для себя, — сказал Вла димир Ильич, — правильное решение принял обком партии о периодическом выходе в мо ре работников обкома, горкома , райкомов партии Мурманска , руководителей советских орга нов, «Севрыбы», флотов, судо верфи, рыбакколхозсою за , об кома профсоюза и облсовпро- фа. Только т а к можно ощутить и почувствовать , чем ж ив у т рыбаки . Труж ени ки моря — люди ге роической профессии. Это не высокие слова, а выражающие суть, явления. По полгода на зыб кой палубе, продуваемые ледяными ветрами, оторванные от семей, лишенные большин ства привы чны х нам удобств и радостей, они работают по 12 — 14 часов в с у т ки для того, чтобы мы , ж ивущ ие в тепле и уюте , на твердой земле, имели на своем столе разнообразные и дешевые дары моря. Мы же часто платим им за это невни манием и равнодушием . Капитану Ш раму Алексею Гавриловичу, ветерану труда, за 28 лет работы в Мурманском тралфлоте ни разу не посчаст ливилось побывать с семьей в пансионате «Рыбак Заполярья». Человека, более половины сво ей ж и зн и отдавшего морю, родной профсоюз не смог хотя бы раз удостоить путевки . Возникает естественный вопрос: кто проводит лето в «Рыбаке Заполярья»? Мы усилим депу та тс кий контроль за этим, но порядок должны наводить и партийные ор ганы , и народный контроль . Вообще надо сказать, что к обкому профсоюза у ры баков больше всего претензий. С промыслового судна можно связаться с домом практически из любого района Мирового океана. С удивлением я обна ружил , что многие капитаны , не говоря о д р у ги х моряках , не пользуются техническим прогрессом, т а к на к не имеют квар тирны х телефонов. Из у п равлений флотов, когда напита ны дома, за ними прибегают посыльные. Тут и наш просчет, горисполкома. Мы сделаем все. чтобы исправить положение. Решим, наверное, и проблему размещения моряков после рей са в гостиницах города, для этого достаточно установить для них 30-процентную бронь. Удивило меня, что среди мо ряков встречаются больные. Они скры ваю т от медиков свои болячки и отказываю тся от са наториев, чтобы не вызвать подозрения врачей. Потому что, по их мнению , врачи не лечат, а списываю т на берег. Упрек медицинской службе «Севрыбы» серьезный. — Владимир Ильич, в редак ционной почте попадались письма с жалобами на тамож ню... — Говорили рыбаки об этом и мне. Ж дут таможенни ков на рейде по 4 —5 часов, иногда с у т ки теряю т на досмотрах. Не понимают э ки п аж и такой медлительности и неторопли вости. Я тоже не виж у здесь здравого смысла. — Как вам показалась рабо та судовых лавочек? — " Более неуважительного отношения к рыбакам быть не может. Вот перечень промыш ленных товаров на борту ПСТ «Калачинск»: сорочки , полотен ца, носки , зубная паста. А вот нанладная на продовольствен ные товары , я захватил ее с собой: печенье, сигареты . И все! Мы разберемся, почему в облрыболовпотребсоюзе свы со ка смотрят на людей трудней шей профессии. Почему в то ж е время потребкооперация план десяти месяцев недовы полнила на 16 миллионов руб лей. Почему в салоне и в са мом магазине «Волна» моряна встречают неуважительно, и к у пить он там ничего не может. Куда уходят предназначенные для них товары . Почему в про довольственном магазине Hi 1 плавсостава, снабжающем сура, из продуктов — только майо нез в с те клянны х банках . По чему кофе за последние пять лет выдавали лиш ь дважды? Я считаю , что руководителям обл- рыболовпотребсоюза нуж но не медленно выйти в море и от читаться перед моряками на всех судах. Еще проблема. Часто проду к ты в порту моряки гр у зя т на судно вручную . Крана не до просишься, будто специально на берегу создают ненужные трудности с по грузкой . — Рыбаки не раз спрашива ли: почему бы не разрешить им изготовлять рыбные наборы для себя? Удовлетворили ли их ответы руководителей «Севры бы», которые мы опубликова ли в нашей газете? — Ни в коей мере. Они не мо гут понять , и я тоже , почему нельзя делать этого. Расчеты можно вести через судовую ла вочку , под контролем ка пи та на. Разве не абсурдно — пол года моряк ловит рыбу, а два килограмма ее за собственные деньги принести семье не мо жет. Капитану мы доверяем лю дей, судно, а здесь ему нет до верия. Заодно — о поделках. Тоже надо их изготавливать и пла тить на кую -то сумму «Кольско му сувениру», то есть п о к у пать у него собственные подел- ни, за вычетом стоимости свое го труда. Каи расширилось бы производство сувениров, в том числе из морепродуктов! Не удовлетворили рыбаков ответы руководителей «Севры бы» и на острые публикации начальника промрайона И. Е. Дегтярева. — Какие еще проблемы за трагивали рыбаки на встречах с вами? — Почти все давние, но не решаемые флотами, «Севры- бой», Минрыбхозом . Во-первых, судоремонт. С судоверфи б у к вально «выпихивают» траулеры, не готовые к работе в море. Берег создает промыслу нераз бериху . Одновременно с нашим судном уходил в море ПСТ-1349, на ко торый по грузили электро двигатель для ПСТ-1344. Тот находился у острова Колгуев, а двигатель увезли к Ш пицбер гену . Не уверен, что он достав лен по назначению до сих пор. При возвращении в порт на суда является до десятна ин спекторов , кажды й ищет про махи и упущ ения , и ни один не спросит, чем помочь. Моряки по-прежнему не полу чаю т убедительных ответов ни от отдела труда и зарплаты «Севрыбы», ни от обкома и ЦК профсоюза — почему у плавсостава один выходной в неделю, а у управленцев — два? Почему не оплачиваются отдельно ночные смены? Когда будет поднят потолок начисле ния полярных надбавок и к о эффициента? Радисты порой работают по 16 часов в су т ки , а на зарплате это не ска зы ва ется. Будет ли снижен пенси онный возраст для капитанов? Почему детям моряков нельзя попасть на судно, стоящее в порту ; встречают траулер с ор кестром , жены , матери, сестры пришли на причал с цветами, а дети лью т слезы за проход ной ; чего и ко го мы боимся, не пуская их в порт с родите лями? Не потому ли т а к мало мурманских мальчишек посту пает в мореходные училища? И последнее, что меня б у к вально потрясло. Часто мы го ворим о координатах м ужест ва. Считается, что гражданские и военные суда, проходя по местам, где героичесии по гибли в годы войны наши ко рабли, салю тую т им гудками . Эти ноординаты на картах ... не помечены, и гудни над морем, не разносятся. Стыдно и не простительно. От редакции . Вновь и вновь одни и те ж е проблемы под нимают моряки потому, что не решаются они до конца ни в «Севрыбе», ни в областных и городских организациях, ни в Минрыбхозе и ЦК профсою за. По всем вопросам, кото рые затронуты в беседе с председателем горисполкома тов. Г орячкиным, мы ждем четкие и ясные ответы от: — «Севрыбы», ее отделов труда и заработной платы, м ед санчасти; о б ком а проф сою за ры баков ; — М урм а н с ко й там ожни ; — руководи телей объедине ния «М урманская судоверфь» и м о р с ко го ры бн о го порта ; — облры боловпо требсою за , магазинов № 1 и «Волна»; — го р о д с ко й телефонной станции; — «Кольско го сувенира»; — М инры бхоза и ЦК пр оф сою за работни ков ры бной о т расли. Не долж ен остаться лишь ре гис тра тором недостатков и М урм а н с кий го ри спол ком , от не го тож е м но гое зависит. Возвращаясь к напечатанному В ИЮЛЕ в еженедельнике была напечатана статья Г. Шаяхметова «Поговорим о резервах» («РМ», 1987, № 29). Слышал о ней в рейсе, а вот прочитать довелось, только придя в порт, потому ка к на судах типа ПСТ свежих газет не увидишь. И автор статьи совершенно прав: в салоне моряков лежат подшивки га зет двух-трехмесячной давнос ти. А материал самого Г. Ша яхметова администрация судов прячет от экипажа, мол, вре дный он, будит бунтарские на строения. Хотя в нем каждая строчка правдива. Да, ПСТ — современные суда, оснащенные мощным промвооружением . А раз так, то и планы у их экипажей дол жны быть выше, чем у РТ, ко торых они заменили. Но ведь экипаж остался прежним , а работы прибавилось. Бывает, что матросы сами успевают убрать рыбу. Но ведь не 13 ноября 1987 года Зачем стараться? редкость, когда судно после нескольких тралений ложится в дрейф, и на убор ку улова вызываются подсобные силы. И тут начинаются споры : ко му положено выходить на ав рал, а ком у нет. И вот уже слышны кри ки : «А почему я должен работать за матро сов?». Однако на уб о р ку ры бы выходят все. Жаль лишь, что только половина «авраль щиков» работает в полную си лу, остальные ж е выходят от стоять свои три часа. Зато по том никто не упрекнет, что они отказались от подвахты. И пусть кто-то попробует ли шить их КТУ: ведь никто не стоял рядом с секундомером . Сами ж е бездельники называ ют трудолюбивых моряков рвачами, посмеиваются: «Никто вас не заставляет перераба тывать». В частности, так поступают помощники мастеров добычи и обработки. Об этом хорошо рассказано в статье Г. Шаях метова. Действительно, почему эти специалисты позволяют себе отдыхать, когда все мо ряки заняты обработкой рыбы? Тем более теперь, когда штат на ПСТ сокращен на 6 че ловек, установлена двухсмен на. В результате даже с по мощью подвахты не успеваем убрать рыбу. И в связи с этим сказать хочу об оплате труда, о «по толках», в которые упираются все самые добрые намерения экипажа. Если мы за два ме сяца выполним план рейса, м ож но не стремиться к даль нейшему перевыполнению: ведь «потолок» лишает нас начисления коэффициента и полярных надбавок. А люди, работая в море, должны быть заинтересованы в высоких по казателях. Д. НИКИТСКИЙ, матрос Мурманского тра лового флота. Точнее, 22,7 миллиона руб лей платит Мурманский трало вый флот «Севрыбпромразвед- ке» в год. Об этом говорил начальник тралового флота Г. В. Тишков в интервью ко р респонденту газеты («РМ», 1987, № 40). Мы жили бы безбедно, ес ли бы действительно такие деньги шли нам. Но дело в том, что из этой суммы на поисковое обеспечение расхо дуется 15,67 миллиона руб - '* лей (сюда ж е входит содер жание экспериментальных су дов и судов флотинспекции). Остальные 7,04 миллиона руб лей предназначаются ПИНРО. Хотя по всем финансовым до кументам именно 22,7 миллио на идут на содержание «Сев- рыбпромразведки». Все очень «просто»: флоты содержат нашу организацию , а мы — ПИНРО, что обходится нам в 16,01 миллиона рублей. Так уж сложилась «истори ческая правда», что суда инс титута «висят» на балансе у «Промразведки». Его финан совые дела идут блестяще: по отчетам годовые расходы в прошлом году составили 5,7 миллиона рублей. О 16,01 мил лиона даже не упоминается. Как видно, цифра 5,7 миллио на — лишь верхушка айсбер га затрат науки. Вопрос о том, чтобы затра ты на содержание флота вклю чить в стоимость научных ра бот бассейновых НИИ, обсуж дался в Калининграде. Замес титель директора АтлантНИРО В. В. Ивченко в статье (ж ур нал «Рыбное хозяйство», 1987, № 5) ясно и понятно обрисовал истинную структуру затрат НИИ. Причем, пишет он, при передаче - флота на баланс институтов, стоимость научно-исследовательских ра бот увеличится в 2,5 раза. Конкретно для ПИНРО это о з начает 23 миллиона рублей го довых затрат. Вопрос: из каких ж е источ ников финансировать ПИНРО? Из единого фонда развития науки и техники или на до го ворной основе? Вернемся к «Севрыбпром- разведке». 15,67 миллиона рублей, за которые мы отве чаем перед траловым флотом, много это или мало? Ответить можно бы, будь у нас «инст румент», с помощью которого подсчитывалась эффектив ность деятельности нашего уп равления. К сожалению, его нигде нет. Для тех, кто знаком с сырь евой базой рыбной промыш ленности, необходимость по исковых работ не вызывает сомнения. Вопрос в другом : в ка ком объеме, где и как они должны проводиться? Ныне стало просто «доб рой» традицией ругать «Пром разведку», легковесно утверж дая, что не так и не там ра ботаем. Увидев цифру пере выполнения плана по добыче, изрекают приговор : ловим на концентрациях, а разобраться, ;>• что стоит за процентами, — это уже лишнее. Хотя решение многих проб лем на бассейне зависит и от нас. Поэтому, готовясь к работе в условиях хозрасчета, мы планируем сократить флот. Это сэкономит 3,5—4,5 милли она рублей. Продумываем но вую структуру управления, со кращаем его численность. Хо тим войти в новый год и но вые условия подвижным , быст- рореа гирующ им на потреб ности флота коллективом. Четкое взаимодействие меж ду партнерами станет необхо димостью, ибо без него не возможен конечный резуль тат — успешная работа бас сейна. Этому должен помочь хо зяйственный договор. Буду щее хоздоговорных отноше ний уже заложено в Поста новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на псл - j f . ный хозрасчет и самофинан сирование». В «Севрыбпромразведке» разработан макет хоздогово ров на проведение научно-по- исковых работ и разослан флотам на рассмотрение. По лагаем, что этот документ упорядочит наши взаимоотно шения, назовет конкретных «потребителей» миллионов рублей. Н. КОРЗЕНЕВ, старший инж енер лабора тории анализа сырьевой базы промы сла управления «С евры бпромразвед ка» . Кандалакшский рыбзавод: П е р в е н е ц В архиве Кандалакшского рыбоконсервного завода сох ранилось письмо одного из первых директоров этого предприятия С. Волостного, присланного им к 50-летию завода. В нем есть такие строки: «Я проработал в рыб ной промышленности стра ны 38 лет, но нигде не встре чал столь дружной рабочей семьи, такого сплоченного коллектива, способного ре шать сложные производст венные •вопросы». Завод по ложил начало консервному производству на Кольском по луострове. Мне в свое время довелось беседовать со ста рейшей работницей завода, коммунистом с 1932 года Е. М. Ходяковой. Она рас сказывала: «Пуск состоялся накануне праздника Октября. Полыхание красных знамен, алых стягов, красочные тран спаранты как бы выражали нашу яркую гордость за од ну из самых первых побед в деле индустриализации края. Основным сырьем в то время служила беломорская сельдь. И рыбообработчики сполна использовали е го^ Уже через год после сдачйД завода в эксплуатацию Выс ший Совет народного хозяй ства СССР признал продук цию заполярного предприя тия «лучшим достижением советского консервного про изводства». Забегая вперед, хочется отметить, что и сейчас кон сервы и пищевая рыбная про дукция имеют прекрасные вкусовые качества. Напри мер, в нынешнем году два квартала подряд коллектив удостаивался первой и вто рой денежных премий Мур манского рыбокомбината. За высокое качество продукции. Многим рабочим присвоены почетные звания «Мастер — золотые руки», «Отличник качества». Первыми отлич никами качества стали С. П. Пономарева, Н. Н. Петухова, Н. М. Андропова, JI. К. Здор- никова, JI. И. Кривошеева накануне 60-летия Великого РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz