Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
Из блокнота журналиста Люди и море £ О море, его красоте написа но столько, что просто невоз можно сказать что-либо но вое. И все-таки каждого, впер вые увидевшего его, море по ражает простором, величием, неповторимостью красок. А еще каким-то непонятным маг нетизмом. «Тянет в море», — сколько раз мы слышали »ту фразу, и причем никто не мог вразумительно объяснить, почему «тянет». За двухмесячный (с неболь шим) рейс мне довелось по бывать в разных морях и оке . внах. Видела жестокий шторм, когда, казалось, иллюминато ры касались громады волн, когда над палубой почти до мостика сплошная пелена брызг кружила тугой метелью. И видела сонное, плавящееся в тропической жаре, василько вого цвета море, над которым, словно стайка стрижей, про носились летучие рыбки, се ребряными нитями сверкая на солнце. Видела размеренный ритм — вахты, рабочие часы — мо ряков на переходах и жаркую работу на промысле. Если рассказывать обо всем, надо книгу писать. Ограничусь сравнительно небольшим рас сказом об удивительном эки паже транспортного рефриже ратора «Кольский залив», на котором прошел, пролетел для меня, как прекрасный миг, этот рейс. ОТ И ВЕРЬ первому впечатлению! А в ед ь з а долги е годы привыкла с первых слов собеседника , с первых его Жестов создавать для себя определенный обр а з , пр еду гады вая хар ак тер, возм ожны е поступки. I I тогда, в октябре прошлого года , поговорив несколько минут с Константином Стефановичем Атро- щенковым, решила: <г человек-инструкция», говорить складно н е умеет, в с е чего-то спешит, суетлив, не любят его , поди, в экипаже». I I ушла с транспортного рефрижератора «•Кольский залив», не предполагая , что через д в а месяца су дьба сведет ме ня с первым помощником капитана Атрошенковым в долгом , сложном рейсе, что бу ду я беспредельно восхищаться этим че ловеком . { { ЕТЕФШП D ОДИН из первых на * * судне дней прихожу к первому помощнику: прошло общесудовое собрание, напи сала об этом в редакцию и, не отправив еще, решила по советоваться с помполитом. Через полчаса пораженно за молкаю: с чего бы вдруг я рассказываю этому человеку о своих бедах и горестях? Но он-то! Слушает самозабвенно, глаза то зло щурятся, то сме ются, то темнеют от печали — в зависимости от рассказа. Потом я десятки раз вос хищалась этой удивительной способностью первого помощ ника слушать. И тем, как лю ди распахивались перед ним. Видимо, знали, что не из праздного любопытства ведет «Стефаныч» откровенный раз. говор. Умница, тонкий психо лог, он умеет поддержать че ловека когда советом, когда шуткой. Поражало, что Атрот щенков мог с одного взгляда определить настроение моря ка. «Пойду чайку попью в та кой-то каюте», — говорил он мне. И я уже знала, что мои вопросы отложены на завтра, а сегодня кому-то взгрустну лось не на шутку и нужна поддержка старшего тозари- ща. Ненавязчивая, добрая. По-разному относятся моря ки к командирам, и первые помощники нередко попадают в «немилость» экипажей. При чины в каждом случае свои, наиболее частая — админист рирование, отстраненность помполитов от внутренней жизни моряков: глазное — выполнение плана, нормаль ный, без срывов, ритм жизни на судне. Таких побаизаются, более умных из них еще и уважают. Атрощенкова любят. За ним готовы в огонь и в воду. Раз говаривая с моряками «за жизнь» или просто болтая о всякой всячине, я якобы не нароком сводила разговор к личности первого помощника: очень уж хотелось постичь этот феномен, и снова слыша ла: «Стефаныч — это Чело век! Настоящий коммунист. Все бы такими были!» А ведь говорить-то, действи тельно, не умеет, нескладные речи у перзого помощника. Повторяется, то и дело — «со ответственно», «понимаете». Но какая-то душевность, внут. ренняя сила убеждения в каж дом слово. Веришь. И хочет ся поскорей «откликнуться» («Я прошу, товарищи, отклик нуться, надо тару из одного угла трюма, понимаете, в дру гой, соответственно, переки дать».) И перекидали. Никого не вызывали. Люди шли, выкро ив освободившийся часок. Шли весело, ибо Стефаныч уже был в трюме, и возле него вспыхивал веселый смех. И время летело незаметно. Руки болели потом... Закончился «промысел». Можно заняться спортом. «Товарищи, добрый вечер, — голос первого помощника разносится по трансляции. — Дома нас ждут сильными, кра сивыми. Соответственно, надо спортом заниматься. Давайте выйдем, понимаете, надо бы площадку волейбольную, со ответственно, оборудовать». Знал Атрощенков, как уста ли ребята, им бы книжку в руки да полежать, отдохнуть. А ведь вышли почти все. Еще и мне по пути замечание сде лали: «А вы почему в сторо не от общественной жизни?» Раньше, когда кто-либо из первых помощников с гор достью сообщал мне о том, что в рейсе дверь его каюты всегда открыта, мне казалось: как хорошо работает первый помощник, значит, всегда идут к нему люди. У Атрощенкова дверь не запиралась, но в каюте бывал он редко. То по палубе бегает и цепочка мо ряков за ним («за красивой фигурой бежим»). То соберет комсомольцев — «вечер носу, а вы...» То в чьей-ни будь каюте «чаи гоняет», слу шает, убеждает и снова слу шает. То с капитаном Викто ром Ивановичем Письменным сидит, вместе считают, как и где сэкономить время, как поскорей обработать суда, где разыскать резервы. То с упо ением, я бы сказала, с на слаждением вписывает в эк ран соцсоревнования побед ные цифры. А мне тихонько сообщает: «Я уж не пишу тут правду, понимаете, а то еще с прохладцей работать ста нут. Ведь не на 150 процен тов сработала сегодня брига да Минашвили, а чуть ли не для настоящих М О Р Е слабых не любит!» — эта исти- на верна и сегодня, когда в едино борство со стихией вступает огромный ко рабль с мощными двигателями и совер шенной навигационной техникой. И, конеч но, с хорошо обученными специалистами. Такими, как главный механик транспортно го рефрижератора «Полярный круг» Н. А. Пушкин, фотографией которого мы откры ваем морской фоторепортаж нашего спе циального корреспондента Виктора Корец- кого, только что вернувшегося из команди ровки в Атлантику. Николай Алексеевич, или Алексеич, или «дед», как принято у моряков обра щаться к руководителю машинной команды, прошел хорошую трудовую школу. В де вятнадцать лет он4— кочегар на знамени том бортовом РТ-7 «Семга» тралового фло та. Там состоялось его морское крещение. И начался путь Н. А. Пушкина в океан... Его отличает замечательная черта характе ра — постоянство. После учебы в МВИМУ — полтора года на танкере «Дарница». Вроде «притирки». А затем — 10 лет на Т Р «И. Айвазовский», 5 лет на У ПС «Ко миссар Полухин». Николай Алексеевич — человек, самоотверженно влюбленный в тех нику. А она, чего греха таить, на наших судах, которым пора бы «в отставку», не редко и находится в рабочем состоянии благодаря таким специалистам. ...Морские будни. То громада транспор та режет форштевнем океан, то стопорит ход — и начинается горячая пора, кото рую мы так привыкли называть двумя 1 мая ШШ г ш 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz