Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

Из блокнота журналиста Люди и море £ О море, его красоте написа­ но столько, что просто невоз­ можно сказать что-либо но­ вое. И все-таки каждого, впер­ вые увидевшего его, море по­ ражает простором, величием, неповторимостью красок. А еще каким-то непонятным маг­ нетизмом. «Тянет в море», — сколько раз мы слышали »ту фразу, и причем никто не мог вразумительно объяснить, почему «тянет». За двухмесячный (с неболь­ шим) рейс мне довелось по­ бывать в разных морях и оке . внах. Видела жестокий шторм, когда, казалось, иллюминато­ ры касались громады волн, когда над палубой почти до мостика сплошная пелена брызг кружила тугой метелью. И видела сонное, плавящееся в тропической жаре, василько­ вого цвета море, над которым, словно стайка стрижей, про­ носились летучие рыбки, се­ ребряными нитями сверкая на солнце. Видела размеренный ритм — вахты, рабочие часы — мо­ ряков на переходах и жаркую работу на промысле. Если рассказывать обо всем, надо книгу писать. Ограничусь сравнительно небольшим рас­ сказом об удивительном эки­ паже транспортного рефриже­ ратора «Кольский залив», на котором прошел, пролетел для меня, как прекрасный миг, этот рейс. ОТ И ВЕРЬ первому впечатлению! А в ед ь з а долги е годы привыкла с первых слов собеседника , с первых его Жестов создавать для себя определенный обр а з , пр еду гады вая хар ак ­ тер, возм ожны е поступки. I I тогда, в октябре прошлого года , поговорив несколько минут с Константином Стефановичем Атро- щенковым, решила: <г человек-инструкция», говорить складно н е умеет, в с е чего-то спешит, суетлив, не любят его , поди, в экипаже». I I ушла с транспортного рефрижератора «•Кольский залив», не предполагая , что через д в а месяца су дьба сведет ме­ ня с первым помощником капитана Атрошенковым в долгом , сложном рейсе, что бу ду я беспредельно восхищаться этим че­ ловеком . { { ЕТЕФШП D ОДИН из первых на * * судне дней прихожу к первому помощнику: прошло общесудовое собрание, напи­ сала об этом в редакцию и, не отправив еще, решила по­ советоваться с помполитом. Через полчаса пораженно за­ молкаю: с чего бы вдруг я рассказываю этому человеку о своих бедах и горестях? Но он-то! Слушает самозабвенно, глаза то зло щурятся, то сме­ ются, то темнеют от печали — в зависимости от рассказа. Потом я десятки раз вос­ хищалась этой удивительной способностью первого помощ­ ника слушать. И тем, как лю­ ди распахивались перед ним. Видимо, знали, что не из праздного любопытства ведет «Стефаныч» откровенный раз. говор. Умница, тонкий психо­ лог, он умеет поддержать че­ ловека когда советом, когда шуткой. Поражало, что Атрот щенков мог с одного взгляда определить настроение моря­ ка. «Пойду чайку попью в та­ кой-то каюте», — говорил он мне. И я уже знала, что мои вопросы отложены на завтра, а сегодня кому-то взгрустну­ лось не на шутку и нужна поддержка старшего тозари- ща. Ненавязчивая, добрая. По-разному относятся моря­ ки к командирам, и первые помощники нередко попадают в «немилость» экипажей. При­ чины в каждом случае свои, наиболее частая — админист­ рирование, отстраненность помполитов от внутренней жизни моряков: глазное — выполнение плана, нормаль­ ный, без срывов, ритм жизни на судне. Таких побаизаются, более умных из них еще и уважают. Атрощенкова любят. За ним готовы в огонь и в воду. Раз­ говаривая с моряками «за жизнь» или просто болтая о всякой всячине, я якобы не­ нароком сводила разговор к личности первого помощника: очень уж хотелось постичь этот феномен, и снова слыша­ ла: «Стефаныч — это Чело­ век! Настоящий коммунист. Все бы такими были!» А ведь говорить-то, действи­ тельно, не умеет, нескладные речи у перзого помощника. Повторяется, то и дело — «со­ ответственно», «понимаете». Но какая-то душевность, внут. ренняя сила убеждения в каж ­ дом слово. Веришь. И хочет­ ся поскорей «откликнуться» («Я прошу, товарищи, отклик­ нуться, надо тару из одного угла трюма, понимаете, в дру­ гой, соответственно, переки­ дать».) И перекидали. Никого не вызывали. Люди шли, выкро­ ив освободившийся часок. Шли весело, ибо Стефаныч уже был в трюме, и возле него вспыхивал веселый смех. И время летело незаметно. Руки болели потом... Закончился «промысел». Можно заняться спортом. «Товарищи, добрый вечер, — голос первого помощника разносится по трансляции. — Дома нас ждут сильными, кра­ сивыми. Соответственно, надо спортом заниматься. Давайте выйдем, понимаете, надо бы площадку волейбольную, со­ ответственно, оборудовать». Знал Атрощенков, как уста­ ли ребята, им бы книжку в руки да полежать, отдохнуть. А ведь вышли почти все. Еще и мне по пути замечание сде­ лали: «А вы почему в сторо­ не от общественной жизни?» Раньше, когда кто-либо из первых помощников с гор­ достью сообщал мне о том, что в рейсе дверь его каюты всегда открыта, мне казалось: как хорошо работает первый помощник, значит, всегда идут к нему люди. У Атрощенкова дверь не запиралась, но в каюте бывал он редко. То по палубе бегает и цепочка мо­ ряков за ним («за красивой фигурой бежим»). То соберет комсомольцев — «вечер носу, а вы...» То в чьей-ни­ будь каюте «чаи гоняет», слу­ шает, убеждает и снова слу­ шает. То с капитаном Викто­ ром Ивановичем Письменным сидит, вместе считают, как и где сэкономить время, как поскорей обработать суда, где разыскать резервы. То с упо­ ением, я бы сказала, с на­ слаждением вписывает в эк­ ран соцсоревнования побед­ ные цифры. А мне тихонько сообщает: «Я уж не пишу тут правду, понимаете, а то еще с прохладцей работать ста­ нут. Ведь не на 150 процен­ тов сработала сегодня брига­ да Минашвили, а чуть ли не для настоящих М О Р Е слабых не любит!» — эта исти- на верна и сегодня, когда в едино­ борство со стихией вступает огромный ко­ рабль с мощными двигателями и совер­ шенной навигационной техникой. И, конеч­ но, с хорошо обученными специалистами. Такими, как главный механик транспортно­ го рефрижератора «Полярный круг» Н. А. Пушкин, фотографией которого мы откры­ ваем морской фоторепортаж нашего спе­ циального корреспондента Виктора Корец- кого, только что вернувшегося из команди­ ровки в Атлантику. Николай Алексеевич, или Алексеич, или «дед», как принято у моряков обра­ щаться к руководителю машинной команды, прошел хорошую трудовую школу. В де­ вятнадцать лет он4— кочегар на знамени­ том бортовом РТ-7 «Семга» тралового фло­ та. Там состоялось его морское крещение. И начался путь Н. А. Пушкина в океан... Его отличает замечательная черта характе­ ра — постоянство. После учебы в МВИМУ — полтора года на танкере «Дарница». Вроде «притирки». А затем — 10 лет на Т Р «И. Айвазовский», 5 лет на У ПС «Ко­ миссар Полухин». Николай Алексеевич — человек, самоотверженно влюбленный в тех­ нику. А она, чего греха таить, на наших судах, которым пора бы «в отставку», не­ редко и находится в рабочем состоянии благодаря таким специалистам. ...Морские будни. То громада транспор­ та режет форштевнем океан, то стопорит ход — и начинается горячая пора, кото­ рую мы так привыкли называть двумя 1 мая ШШ г ш 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz