Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
• На разные темы • Память Просим по/лочь По следам подвига Т ЕП ЕР Ь нашей группе «Поиск» имени И. Б. Катунина третий год. А на чалось все с письма, полу ченного тогдашними восьми классниками на свой запрос от дочери летчика-северомор- ца Д. И. Катуниной. Затем были установлены связи с ветеранами 46-го штурмово го дважды Краснознаменно го Печенгского авиационного полка. В дни осенних кани кул 1 9 8 4 года ребята побы вали в Ленинграде, встрети лись там с первым команди ром полка Михаилом Петро вичем Михайловым. «Поиск» завязал тесную - ^ д р у ж б у с энипажем БМРТ «Илья Ка тунин» М урманско го тралового флота. Рыбаки , узнав о том , что ребят при гласили в Ленинград на празд нование 40-летия Победы, опла тили авиабилеты для делегации «Поиска». С нетерпением ж д у т ребята каж ды й приход «Ильи Катунина» к родным берегам. Меняются э ки п аж и , вырастают ребята из гр уп пы . Те, к то на чинал поис ковую работу, сего дня уж е вы п у с кн и ки . Эстафету они передали семиклассникам , ставшим ядром «Поиска». В этом году ребята побыва ли в местах, где служил И. Б. К а туни н , возложили цве ты к мемориалу летчиков 46-го авиаполка , посетили музей боевой славы. О своей поездке они рассказали в школе, офор мили стенд. В декабре прошлого года в 7-а класс пришел первый помощник капитана В. Н. Дадонов, чтобы вызвать школьников на социалисти ческое соревнование. Об ус пехах рыбаков ребята узна вали из газет, о своих делах рассказывали им в письмах. А в марте в «Поиск» при шла выписка из протокола общесудового профсоюзного собрания БМ РТ «Илья Ка тунин» о том. что премию за победу в социалистическом соревновании по итогам третьего квартала 1 9 8 6 года в сумме 5 0 0 рублей рыбаки перечисляют группе для по ездки в Брянск на слет кату- нинцев. На осенних канику лах поездка состоится. Ребята, конечно же. очень благодарны рыбакам и тоже стараются что-то для них сде лать. Они оформили альбом для уголка боевой славы судна. С. СКОБКИНА, руководитель группы «По иск» школы № 38. г. Мурманск. К НАМ В РЕДАКЦИЮ пришел первый помощник капитана объединения «Мурманрыбпром» Рюрик Тимофеевич Ми хайлов. Разложил на столе страницу из «Рыбного Мурмана» прошлых лет с публикацией о самодеятельном художнике, ры баке «Мурманрыбпрома» Василии Кононовиче Соломашенко, взволнованно заговорил: — Вот ваша газета писала о том, что работы его должны увидеть мир, покинуть сырой сарай-мастерскую. А теперь он лишается и этого. Помогите ему чем-нибудь, разберитесь. Попробуем. Море на сопке Т И Х О Е , с яркими солнеч- ■ ными бликами на гре бешках волн и темное, бе шено вздыбившее водные ва лы, отражающее в своих глу бинах то дрожание северно го сияния, то матовую игру лунного света, — везде море. У Василия Кононовича Соло машенко это главная тема творчества. Давно сошел на берег бывалый рыбак, седь мой десяток разменял. но живет в его душе память тех дальних походов, жизнь уди вительного мира морской сти хии. Картины самодеятельного художника не раз выставля лись во Дворце культуры и техники имени С. М. Киро ва, а некоторые из них по бывали на выставках в Япо нии. работа «Утренний ту ман» «ездила» в Москву на съезд профсоюзов. Эта нартина, на к и все остальные, вскоре снова вер нется к х у д о ж н и к у , вернется сюда, в небольшой сарай на склоне соп ки . Василий Кононо- вич соорудил эту сезонную ма с терс кую своими руками лет 15 назад, получив на это вре менное строение разрешение Ленинско го райисполкома. Нет здесь ни отопления, ни света — т а к что работать можно толь ко в теплое и светлое время. Здесь же хранятся и все его ка р тины . Вы глянут по рой некоторые на свет божий во время очередной вы став ку — и вновь сюда. Правда, не с ко л ь ко работ самодеятельного худ ож н и ка навсегда пересели лись к добрым людям. Василий Кононович охотно дарит их тем, ко го они заинтересуют. —■ Пригласили меня ка к-то на встречу с ребятами в ш ко лу № 12. С интересом слушали они мой рассказ о годах вой ны, о работе в море. Вот я и подарил школе две свои ка р ти ны . Вроде бы заинтересовались некоторыми работни ки музея Северного флота, но больше что-то н и к то не появляется, хотя я готов подарить им ка р тины . Несколько кар тин х уд ож н и к предложил объединению «Мур манрыбпром», на судах ко торо го трудился долгие годы . Сло вом, он охотно пристраивает свои работы в добрые р у ки , тем более что в скором време ни им просто некуда будет воз вращаться — ведь разрешение было на временное строение. Все ближе подступаю т к сараю- мастерской новостройки , и В. К. Соломашенко предупредили, причем не больно-то вежливо, что его сооружение вскоое снесут. Бросился Василий Ко нонович в исполком , ЖЭУ, за тем в партком родного объ единения. Его вы слуш иваю т и объясняют, что сносить сарай придется. Для новой застрой ки самодеятельному х уд о ж н и к у предоставляют место за ново стройками в районе кинотеат ра «М урманск» . И все бы хоро шо, да не поднять Василию Кононовичу в одиноч ку новую с тр ой ку — не те годы, не то здоровье. А где просить помо щи? Думается, прежде всего, мо гут помочь ему на родном флоте, ко тором у Соломашенко отдал немало сил, готов пода рить лучшие свои работы. ...Плещется море в боль ших и маленьких рамках, а рядом — белые холсты. И то. останутся ли они навсегда белыми или оживут под кистью влюбленного в мор ские просторы самодеятель ного художника, зависит сегодня не только и не столько от него. Ему нужна реальная помощь. Ю . ВАЛАМИНА . IJ СИЛУ у з ко й своей специа- * * лизации они ни ко гда не за клю ча т д р у г, с другом това рищ еско го союза. В силу слу жебно го положения все они — дире ктор фабрики , коммерсант и дизайнер — будут и впредь попрекать д р у г друга на сове щ аниях , гор ь ко сетуя на т я ж есть вн утренних своих проб лем, ко торы е в рам ках их профессионального цеха тради ционно считались проблемами второго сорта. — Мне н уж н а новая печат ная линия , — в -сто двадцать первый раз с каж е т директор жестянобаночной фабрики Сер гей Серафимович О куловский . — Говоря о рекламе, я бы подумала, к а к нам делать ли тографию более качественно, — сдержанно помечтает в «Севрыбсбыте» Евгения Семе новна Жохова. — Сколько можно говорить о необходимости фототехники , — рассердится в «Севтехрыб- проме» Виктор Александрович Сухарев и компетентно доба вит: — Так мы сразу решим три проблемы: удешевим, ул уч шим , ускорим . сбыт может лишь после того, как поставят его перед свер шившимся фактом. Продук ция готова — надо продать. Как считает сама Жохова, ча сто не рыбу в банке приходит ся продавать ей, а кота в мешке. Котом в мешке бып для ее отдела «Бульонный концентрат «Рыбацкий». Не получив от промышленности даже анно тации, нужно было быстро, по- Рекламное дело ТАКТИКА ОДИНОЧКИ —- Торговая реклама «Сев- рыбы» по-настоящему видна лишь в сбыте, в отделе Евге нии Семеновны Жоховой. Ра зумеется, мою точку зрения можно было бы считать спор ной (есть ведь худсовет в «Севрыбе», есть сектор рекла мы), если бы не одно, самое главное обстоятельство: Жо хова — последнее звено, у ней товар на руках... Она называет себя коммер сантом. Ее не устраивает не сколько размытое определе ние «товаровед». За день от дел организации снабжения и сбыта рыбопродукции в оп товую сеть, которым она ру ководит, обрабатывает тонны рыбы — в- коробках, в боч ках, в банках, которые нужно продать сегодня. • — Давайте определимся, что «сть организация снабже ния, —‘ умело взвешивая сло ва, говорила женщина-коммер- сант. — Я не пишу рекламных текстов, а Зоя Григорьевна Репишевская из моего отдела — не рисует. Мы — рекламо датели. Контролируя спрос, мы становимся своеобразны ми арбитрами между потре бителем и «Севрыбой». Вот письмо-просьба Жохо вой начальнику отдела произ водства и новой технологии ВРПО «Севрыба» М. В. Мав- ренкову* «...при выработке пресер вов, в том числе в мелкой расфасовке, необходимо ши ре использовать красочную ли тографию: потому что, не смотря на широкий ассорти мент, .торговля не осваивает выделенные фонды по рыб ным консервам. Основная причина низкой реализации рыбных пресервов — непривлекательная этикетка, а потому пресервы не поль зуются спросом у покупате лей». Не будем излишне драмати зировать — это обычное де ловое письмо, но именно в нем, как мне кажется, Евгения Семеновна Жохова вместе с просьбой внесла важное и своевременное предложение — давайте думать не только о сиюминутном: сбыть — не сбыть. Давайте задумаемся о причинах, которые заставляют человека покупать или не по купать. Отчего средний товар с хо рошей этикеткой раскупается лучше, чем хороший с этикет кой серой? Почему мы проиг рали с мясом креветки и вы играли с крабовыми палочка ми? Кто рискнет подсчитать, сколько рублей вернула ма ленькая копейка, вложенная в рекламу? Очевидно одно: чем больше их вкладывалось, тем больше возвращалось руб лей. Достаточно внимательно проследить за реализацией крабовых палочек по учет ным данным магазинов «Неп тун» и «Океан», чтобы сде лать интересные выводы: если среднедневная реализация в начале 1986 года (читай — до рекламы) составляла 200—300 килограммов, то в конце, ко г да сработали рекламные день ги «Севрыбсбыта», крабо вые палочки продавали уже килограммов по 500—600. Но давать рекомендации пожарному, обеспечить его реализацию. Нет, Жохова не против, что бы промышленность оператив но переключалась с одной продукции на другую и ста вила ее перед свершившимся фактом. Но ведь и ей нужна свобода для делового манев ра. Не высказывал бы ей тогда рассерженный директор бел кового завода Владимир Ми хайлович Шкода, что реклами ровать нужно было... белок в бульоне, а не бульон сам по себе. ПАЛИТРА БЕЗ КРАСОК Если сбыт оперирует тонна ми и миллионами, то худож ники в «Севтехрыбпроме» де- •лают товар штучный: здесь го товятся оригиналы литогра фии, здесь разрабатываются проспекты, здесь рождается этикетка. Могу засвидетельствовать — в стенах «Севтехрыбпрома» все этикетки хороши, вся ли- топрафия красочна. Так отче го же тогда поштучно они хо рош и , а распечатанные в сот нях тысяч — невзрачны? -г- Давайте говорить о глав ном, — настороженно пред ложил заведующий сектором рекламы Виктор Александро вич Сухарев. — Давайте на рисованное по-умному варьи ровать с фотографией. И бу дем отдавать предпочтение именно фотографии, которая более наглядна. — Смотрите, — показывал Сухарев на финские коробки, — мы что, не можем так де лать? Отчего же новая фото техника, пленка для слайдов, просто краска — это пока сладкий сон русского дизай нера? Давайте говорить начистоту — кто избавит художников Су харева от безуспешных и уто мительных поисков краски? Раньше они получали ее в «Художественном салоне», вы ставляя караульного, чтобы кто- нибудь «не увел» лимит, на минуту оставшийся бесхозным. Ныне нет и этого. Теперь, прикинувшись круж ком начинающих маринистов, они все-таки купили в «Вол не» (магазин рыбкоопа!) во семь коробок краски на 32 рубля. Там, в «Волне», свой приказ — отпускать только через профсоюзы для под держки художественного твор чества. Концов тут не найти... Слов нет, художественное творче ство развивать надо, но пусть прикинет тот, кто прячется сейчас за ворохом инструк ций и положений, сколько сто ит хорошая этикетка, помно женная на миллионы консерв ных банок? Сколько стоит хо роший рекламный проспект, помогающий обернуться руб лю вместо одного раза — два, в чем, собственно, и заклю чается первая экономическая задача рекламы? • Но этикетки и проспекты — это еще полдела. Критикуют «Севтехрыбпром» за литогра фию, ругают его тоже за ли тографию и над литографией подтрунивают. — Да все оттого, — не вы держал Сухарев, — что мы всегда идем на компромисс с «жестебанкой». А кто учиты вал, что для нее сложно пе редавать не только тональ ность, не только большую гам му, для нее четыре цвета — уже проблема... Тут время посетовать ди ректору «жестебанки» С. С. Окуловскому. Не в силах он «шире использовать красоч ную литографйю». Печатная линия за двадцать шесть лет работы износилась вконец и простаивает по месяцу в год на ремонте. РЕКЛАМНЫЙ УЗЕЛ Давайте обоснуем проблему экономически. Старая челове ческая мысль, что «копейка рубль бережет» должна полу чить современное развитие: ЕЗ РЫБНЫЙМУРМАН 9 «копейка, вложенная в дело, принесет три рубля». И будем из этого исходить. Мы будем исходить из пер вого закона рекламы , ко торы й помогает обернуться рублю вместо одного раза — два. Имейно это подразумевалось в выступлении первого секрета ря М урманско го обкома КПСС В. Н. Птицына на собрании партийно -хозяйственно го а к тива Минрыбхоза: «В новых условиях хозяйствования все больше с к а зы в ае т с я на э к о номических результатах тра диционное пренебрежение к фабричной марке и ренламе продукции , вы п у с к у рыбны х товаров в удобной для п о купа телей мелкой и красочной у п а ковке» . Давайте будем исходить из того , что директор фабрики , коммерсант и дизайнер н и к о г да не заклю чат дру г с другом товарищ еского союза, Что го ворить, права была Жохова, называя лишними хлопотами суетливые вмешательства в чу жие дела. У них нет на это времени. А потому и время подошло говорить о создании некоего рекламного узла,, где бы нити те к ущ и х дел сплетались в прочное кольцо общего дела. Рекламного дела. Сназать «надо» очень легко . И вот уж е слышится из гл у бин «Севрыбы» вопрос: «А к а ким и мы наделим полномочия ми этот координирующ ий центр? Совещательный мы ему дадим голос или решающий? В ка ко й мере дано ему будет право участвовать в финансо вой политике «Севрыбы»?» Ясно одно — Ж оховой , Су хареву и О куловскому нужен не арбитр, ко торы й уж е суще ствует в лице «Севрыбы», им нужен сою зни к , имеющий возможность уж е сегодня вли ять на ры бную промышлен ность, на по с тав ку те х н и ки , необходимой рекламному делу, им нужен менеджер, умеющий разместить заказы по стране на хорош ую э т и к е т к у и мно го численные проспе кты , ко то рые ныне вы пус каю тся в час по чайной лож ке , им нужен дельный коммивояжер , умею щий показать «товар лицом», при этом «в гря зь лицом не ударив». Им нужен властный центр, которому под силу защитить внутренний ры н о к от безликих банок, ноторые больше напо минаю т противотанковые ми ны, нежели пресервы . От хо лодных , ка зенны х наименова ний , которые бываю т и про сто ан тирекламными , «Скум б рия -кусо ч ки в заливке «Горь кая», а иногда даже излишне натуралистическими — «Мой ва ж ирная обезглавленная»... Им нужен координатор в ли це некой рекламной гр уп пы , ко торы й сделает их усилия синхронными , чтобы всем со обща вы полнить и вторую , социальную задачу рекламы — бы ть лоцманом , помогающим о ты с ка ть верную доро гу в бур ном торговом море. Э. АРБЕНИН. 29 мая 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz