Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

• На разные темы • Память Просим по/лочь По следам подвига Т ЕП ЕР Ь нашей группе «Поиск» имени И. Б. Катунина третий год. А на­ чалось все с письма, полу­ ченного тогдашними восьми­ классниками на свой запрос от дочери летчика-северомор- ца Д. И. Катуниной. Затем были установлены связи с ветеранами 46-го штурмово­ го дважды Краснознаменно­ го Печенгского авиационного полка. В дни осенних кани­ кул 1 9 8 4 года ребята побы­ вали в Ленинграде, встрети­ лись там с первым команди­ ром полка Михаилом Петро­ вичем Михайловым. «Поиск» завязал тесную - ^ д р у ж б у с энипажем БМРТ «Илья Ка тунин» М урманско го тралового флота. Рыбаки , узнав о том , что ребят при ­ гласили в Ленинград на празд­ нование 40-летия Победы, опла­ тили авиабилеты для делегации «Поиска». С нетерпением ж д у т ребята каж ды й приход «Ильи Катунина» к родным берегам. Меняются э ки п аж и , вырастают ребята из гр уп пы . Те, к то на­ чинал поис ковую работу, сего­ дня уж е вы п у с кн и ки . Эстафету они передали семиклассникам , ставшим ядром «Поиска». В этом году ребята побыва­ ли в местах, где служил И. Б. К а туни н , возложили цве­ ты к мемориалу летчиков 46-го авиаполка , посетили музей боевой славы. О своей поездке они рассказали в школе, офор­ мили стенд. В декабре прошлого года в 7-а класс пришел первый помощник капитана В. Н. Дадонов, чтобы вызвать школьников на социалисти­ ческое соревнование. Об ус­ пехах рыбаков ребята узна­ вали из газет, о своих делах рассказывали им в письмах. А в марте в «Поиск» при­ шла выписка из протокола общесудового профсоюзного собрания БМ РТ «Илья Ка­ тунин» о том. что премию за победу в социалистическом соревновании по итогам третьего квартала 1 9 8 6 года в сумме 5 0 0 рублей рыбаки перечисляют группе для по­ ездки в Брянск на слет кату- нинцев. На осенних канику­ лах поездка состоится. Ребята, конечно же. очень благодарны рыбакам и тоже стараются что-то для них сде­ лать. Они оформили альбом для уголка боевой славы судна. С. СКОБКИНА, руководитель группы «По­ иск» школы № 38. г. Мурманск. К НАМ В РЕДАКЦИЮ пришел первый помощник капитана объединения «Мурманрыбпром» Рюрик Тимофеевич Ми­ хайлов. Разложил на столе страницу из «Рыбного Мурмана» прошлых лет с публикацией о самодеятельном художнике, ры ­ баке «Мурманрыбпрома» Василии Кононовиче Соломашенко, взволнованно заговорил: — Вот ваша газета писала о том, что работы его должны увидеть мир, покинуть сырой сарай-мастерскую. А теперь он лишается и этого. Помогите ему чем-нибудь, разберитесь. Попробуем. Море на сопке Т И Х О Е , с яркими солнеч- ■ ными бликами на гре­ бешках волн и темное, бе­ шено вздыбившее водные ва­ лы, отражающее в своих глу­ бинах то дрожание северно­ го сияния, то матовую игру лунного света, — везде море. У Василия Кононовича Соло­ машенко это главная тема творчества. Давно сошел на берег бывалый рыбак, седь­ мой десяток разменял. но живет в его душе память тех дальних походов, жизнь уди­ вительного мира морской сти­ хии. Картины самодеятельного художника не раз выставля­ лись во Дворце культуры и техники имени С. М. Киро­ ва, а некоторые из них по­ бывали на выставках в Япо­ нии. работа «Утренний ту­ ман» «ездила» в Москву на съезд профсоюзов. Эта нартина, на к и все остальные, вскоре снова вер­ нется к х у д о ж н и к у , вернется сюда, в небольшой сарай на склоне соп ки . Василий Кононо- вич соорудил эту сезонную ма­ с терс кую своими руками лет 15 назад, получив на это вре­ менное строение разрешение Ленинско го райисполкома. Нет здесь ни отопления, ни света — т а к что работать можно толь ко в теплое и светлое время. Здесь же хранятся и все его ка р тины . Вы глянут по­ рой некоторые на свет божий во время очередной вы став ку — и вновь сюда. Правда, не­ с ко л ь ко работ самодеятельного худ ож н и ка навсегда пересели­ лись к добрым людям. Василий Кононович охотно дарит их тем, ко го они заинтересуют. —■ Пригласили меня ка к-то на встречу с ребятами в ш ко ­ лу № 12. С интересом слушали они мой рассказ о годах вой­ ны, о работе в море. Вот я и подарил школе две свои ка р ти ­ ны . Вроде бы заинтересовались некоторыми работни ки музея Северного флота, но больше что-то н и к то не появляется, хотя я готов подарить им ка р ­ тины . Несколько кар тин х уд ож н и к предложил объединению «Мур­ манрыбпром», на судах ко торо ­ го трудился долгие годы . Сло­ вом, он охотно пристраивает свои работы в добрые р у ки , тем более что в скором време­ ни им просто некуда будет воз­ вращаться — ведь разрешение было на временное строение. Все ближе подступаю т к сараю- мастерской новостройки , и В. К. Соломашенко предупредили, причем не больно-то вежливо, что его сооружение вскоое снесут. Бросился Василий Ко­ нонович в исполком , ЖЭУ, за­ тем в партком родного объ­ единения. Его вы слуш иваю т и объясняют, что сносить сарай придется. Для новой застрой ки самодеятельному х уд о ж н и к у предоставляют место за ново­ стройками в районе кинотеат ­ ра «М урманск» . И все бы хоро ­ шо, да не поднять Василию Кононовичу в одиноч ку новую с тр ой ку — не те годы, не то здоровье. А где просить помо­ щи? Думается, прежде всего, мо гут помочь ему на родном флоте, ко тором у Соломашенко отдал немало сил, готов пода­ рить лучшие свои работы. ...Плещется море в боль­ ших и маленьких рамках, а рядом — белые холсты. И то. останутся ли они навсегда белыми или оживут под кистью влюбленного в мор­ ские просторы самодеятель­ ного художника, зависит сегодня не только и не столько от него. Ему нужна реальная помощь. Ю . ВАЛАМИНА . IJ СИЛУ у з ко й своей специа- * * лизации они ни ко гда не за клю ча т д р у г, с другом това­ рищ еско го союза. В силу слу­ жебно го положения все они — дире ктор фабрики , коммерсант и дизайнер — будут и впредь попрекать д р у г друга на сове­ щ аниях , гор ь ко сетуя на т я ­ ж есть вн утренних своих проб­ лем, ко торы е в рам ках их профессионального цеха тради­ ционно считались проблемами второго сорта. — Мне н уж н а новая печат­ ная линия , — в -сто двадцать первый раз с каж е т директор жестянобаночной фабрики Сер­ гей Серафимович О куловский . — Говоря о рекламе, я бы подумала, к а к нам делать ли­ тографию более качественно, — сдержанно помечтает в «Севрыбсбыте» Евгения Семе­ новна Жохова. — Сколько можно говорить о необходимости фототехники , — рассердится в «Севтехрыб- проме» Виктор Александрович Сухарев и компетентно доба­ вит: — Так мы сразу решим три проблемы: удешевим, ул уч ­ шим , ускорим . сбыт может лишь после того, как поставят его перед свер­ шившимся фактом. Продук­ ция готова — надо продать. Как считает сама Жохова, ча­ сто не рыбу в банке приходит­ ся продавать ей, а кота в мешке. Котом в мешке бып для ее отдела «Бульонный концентрат «Рыбацкий». Не получив от промышленности даже анно­ тации, нужно было быстро, по- Рекламное дело ТАКТИКА ОДИНОЧКИ —- Торговая реклама «Сев- рыбы» по-настоящему видна лишь в сбыте, в отделе Евге­ нии Семеновны Жоховой. Ра­ зумеется, мою точку зрения можно было бы считать спор­ ной (есть ведь худсовет в «Севрыбе», есть сектор рекла­ мы), если бы не одно, самое главное обстоятельство: Жо­ хова — последнее звено, у ней товар на руках... Она называет себя коммер­ сантом. Ее не устраивает не­ сколько размытое определе­ ние «товаровед». За день от­ дел организации снабжения и сбыта рыбопродукции в оп­ товую сеть, которым она ру ­ ководит, обрабатывает тонны рыбы — в- коробках, в боч­ ках, в банках, которые нужно продать сегодня. • — Давайте определимся, что «сть организация снабже­ ния, —‘ умело взвешивая сло­ ва, говорила женщина-коммер- сант. — Я не пишу рекламных текстов, а Зоя Григорьевна Репишевская из моего отдела — не рисует. Мы — рекламо­ датели. Контролируя спрос, мы становимся своеобразны­ ми арбитрами между потре­ бителем и «Севрыбой». Вот письмо-просьба Жохо­ вой начальнику отдела произ­ водства и новой технологии ВРПО «Севрыба» М. В. Мав- ренкову* «...при выработке пресер­ вов, в том числе в мелкой расфасовке, необходимо ши­ ре использовать красочную ли­ тографию: потому что, не­ смотря на широкий ассорти­ мент, .торговля не осваивает выделенные фонды по рыб­ ным консервам. Основная причина низкой реализации рыбных пресервов — непривлекательная этикетка, а потому пресервы не поль­ зуются спросом у покупате­ лей». Не будем излишне драмати­ зировать — это обычное де­ ловое письмо, но именно в нем, как мне кажется, Евгения Семеновна Жохова вместе с просьбой внесла важное и своевременное предложение — давайте думать не только о сиюминутном: сбыть — не сбыть. Давайте задумаемся о причинах, которые заставляют человека покупать или не по­ купать. Отчего средний товар с хо­ рошей этикеткой раскупается лучше, чем хороший с этикет­ кой серой? Почему мы проиг­ рали с мясом креветки и вы­ играли с крабовыми палочка­ ми? Кто рискнет подсчитать, сколько рублей вернула ма­ ленькая копейка, вложенная в рекламу? Очевидно одно: чем больше их вкладывалось, тем больше возвращалось руб­ лей. Достаточно внимательно проследить за реализацией крабовых палочек по учет­ ным данным магазинов «Неп­ тун» и «Океан», чтобы сде­ лать интересные выводы: если среднедневная реализация в начале 1986 года (читай — до рекламы) составляла 200—300 килограммов, то в конце, ко г­ да сработали рекламные день­ ги «Севрыбсбыта», крабо­ вые палочки продавали уже килограммов по 500—600. Но давать рекомендации пожарному, обеспечить его реализацию. Нет, Жохова не против, что­ бы промышленность оператив­ но переключалась с одной продукции на другую и ста­ вила ее перед свершившимся фактом. Но ведь и ей нужна свобода для делового манев­ ра. Не высказывал бы ей тогда рассерженный директор бел­ кового завода Владимир Ми­ хайлович Шкода, что реклами­ ровать нужно было... белок в бульоне, а не бульон сам по себе. ПАЛИТРА БЕЗ КРАСОК Если сбыт оперирует тонна­ ми и миллионами, то худож­ ники в «Севтехрыбпроме» де- •лают товар штучный: здесь го­ товятся оригиналы литогра­ фии, здесь разрабатываются проспекты, здесь рождается этикетка. Могу засвидетельствовать — в стенах «Севтехрыбпрома» все этикетки хороши, вся ли- топрафия красочна. Так отче­ го же тогда поштучно они хо­ рош и , а распечатанные в сот­ нях тысяч — невзрачны? -г- Давайте говорить о глав­ ном, — настороженно пред­ ложил заведующий сектором рекламы Виктор Александро­ вич Сухарев. — Давайте на­ рисованное по-умному варьи­ ровать с фотографией. И бу­ дем отдавать предпочтение именно фотографии, которая более наглядна. — Смотрите, — показывал Сухарев на финские коробки, — мы что, не можем так де­ лать? Отчего же новая фото­ техника, пленка для слайдов, просто краска — это пока сладкий сон русского дизай­ нера? Давайте говорить начистоту — кто избавит художников Су­ харева от безуспешных и уто­ мительных поисков краски? Раньше они получали ее в «Художественном салоне», вы­ ставляя караульного, чтобы кто- нибудь «не увел» лимит, на минуту оставшийся бесхозным. Ныне нет и этого. Теперь, прикинувшись круж ­ ком начинающих маринистов, они все-таки купили в «Вол­ не» (магазин рыбкоопа!) во­ семь коробок краски на 32 рубля. Там, в «Волне», свой приказ — отпускать только через профсоюзы для под­ держки художественного твор­ чества. Концов тут не найти... Слов нет, художественное творче­ ство развивать надо, но пусть прикинет тот, кто прячется сейчас за ворохом инструк­ ций и положений, сколько сто­ ит хорошая этикетка, помно­ женная на миллионы консерв­ ных банок? Сколько стоит хо­ роший рекламный проспект, помогающий обернуться руб­ лю вместо одного раза — два, в чем, собственно, и заклю­ чается первая экономическая задача рекламы? • Но этикетки и проспекты — это еще полдела. Критикуют «Севтехрыбпром» за литогра­ фию, ругают его тоже за ли­ тографию и над литографией подтрунивают. — Да все оттого, — не вы­ держал Сухарев, — что мы всегда идем на компромисс с «жестебанкой». А кто учиты­ вал, что для нее сложно пе­ редавать не только тональ­ ность, не только большую гам­ му, для нее четыре цвета — уже проблема... Тут время посетовать ди­ ректору «жестебанки» С. С. Окуловскому. Не в силах он «шире использовать красоч­ ную литографйю». Печатная линия за двадцать шесть лет работы износилась вконец и простаивает по месяцу в год на ремонте. РЕКЛАМНЫЙ УЗЕЛ Давайте обоснуем проблему экономически. Старая челове­ ческая мысль, что «копейка рубль бережет» должна полу­ чить современное развитие: ЕЗ РЫБНЫЙМУРМАН 9 «копейка, вложенная в дело, принесет три рубля». И будем из этого исходить. Мы будем исходить из пер­ вого закона рекламы , ко торы й помогает обернуться рублю вместо одного раза — два. Имейно это подразумевалось в выступлении первого секрета ­ ря М урманско го обкома КПСС В. Н. Птицына на собрании партийно -хозяйственно го а к ­ тива Минрыбхоза: «В новых условиях хозяйствования все больше с к а зы в ае т с я на э к о ­ номических результатах тра­ диционное пренебрежение к фабричной марке и ренламе продукции , вы п у с к у рыбны х товаров в удобной для п о купа ­ телей мелкой и красочной у п а ­ ковке» . Давайте будем исходить из того , что директор фабрики , коммерсант и дизайнер н и к о г ­ да не заклю чат дру г с другом товарищ еского союза, Что го­ ворить, права была Жохова, называя лишними хлопотами суетливые вмешательства в чу ­ жие дела. У них нет на это времени. А потому и время подошло говорить о создании некоего рекламного узла,, где бы нити те к ущ и х дел сплетались в прочное кольцо общего дела. Рекламного дела. Сназать «надо» очень легко . И вот уж е слышится из гл у ­ бин «Севрыбы» вопрос: «А к а ­ ким и мы наделим полномочия­ ми этот координирующ ий центр? Совещательный мы ему дадим голос или решающий? В ка ко й мере дано ему будет право участвовать в финансо ­ вой политике «Севрыбы»?» Ясно одно — Ж оховой , Су­ хареву и О куловскому нужен не арбитр, ко торы й уж е суще­ ствует в лице «Севрыбы», им нужен сою зни к , имеющий возможность уж е сегодня вли­ ять на ры бную промышлен­ ность, на по с тав ку те х н и ки , необходимой рекламному делу, им нужен менеджер, умеющий разместить заказы по стране на хорош ую э т и к е т к у и мно го ­ численные проспе кты , ко то ­ рые ныне вы пус каю тся в час по чайной лож ке , им нужен дельный коммивояжер , умею ­ щий показать «товар лицом», при этом «в гря зь лицом не ударив». Им нужен властный центр, которому под силу защитить внутренний ры н о к от безликих банок, ноторые больше напо­ минаю т противотанковые ми­ ны, нежели пресервы . От хо ­ лодных , ка зенны х наименова­ ний , которые бываю т и про ­ сто ан тирекламными , «Скум ­ б рия -кусо ч ки в заливке «Горь­ кая», а иногда даже излишне натуралистическими — «Мой­ ва ж ирная обезглавленная»... Им нужен координатор в ли ­ це некой рекламной гр уп пы , ко торы й сделает их усилия синхронными , чтобы всем со­ обща вы полнить и вторую , социальную задачу рекламы — бы ть лоцманом , помогающим о ты с ка ть верную доро гу в бур ­ ном торговом море. Э. АРБЕНИН. 29 мая 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz