Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

• Память • «Сделано хорошо!» — просигналил теплоходу «Старый большевик» флагман союзного конвоя о НИ ВЫШЛИ из Ислан­ дии 19 мая 1 9 4 2 года и взяли курс на Мурманск. Никто из них еще не знал тогда, что эти одиннадцать суток героического перехо­ да из Рейкьявика в Кольский залив запишут их имена в книгу исторических судеб ве­ ликой войны, связав навсег­ да в единое целое теплоход «Старый большевик» с горь­ кой судьбой каравана PQ-16. Надо ли говорить, что этот переход, занимавший обычно 10 суток, был самым труд­ ным из долгого американско­ го рейса с автомашинами, самолетами и боеприпасами на борту. Но он был и са ­ мым коротким, ибо иные до­ роги ленд-лизовских поста­ вок через Персидский залив и по дальневосточной трассе были для «Старого больше­ вика» неприемлемы — в 10 сутках перехода горел и обо­ ронялся родной Мурманск. Сейчас трудно сказать, о чем думали, о чем говорили они тогда. Посетовал ли ка­ питан «Большевика» Иван Афанасьев, что в походе вы­ пало ему идти в самом хво­ сте кильватерной колонны? Заметим — в самом опасном для неприятельской атаки месте. Или, махнув рукой. надо, так надо! — он велел рулевыл! держаться след в след еще двум советским транспортам — «Щорсу» и «Чернышевскому». Так они ушли в океан. Хроника этих драматич­ ных событий должна быть приведен^ полностью. по­ скольку судьба каравана PQ -16 в какой-то мере пред­ определила судьбу каравана другого — PQ-17. Их обнаружили 25 мая. В пять утра немецкий развед­ чик с предельной точностью навел на конвой поднятые по тревоге бомбардировщики и торпедоносцы. В тот день, когда «алярм!», тревогу, играли на судах беспрерыв­ но. гражданский лесовоз «Старый большевик» начал и свою собственную войну с Германией. 2 5 мая от прямого попада­ ния бомб и торпед уклони- Имя на борту лпсь. Маневр теплохода на­ дежно прикрывали зенитчи­ ки Н. Никифоренко. И. Шлы­ ков. 3 . Штейигардт и Н. Ло­ бов. 2 6 мая отразили девять атак пикирующих бомбарди­ ровщиков. Огнем зенитных орудий механик И. Шлыков и матрос Б. Аказенок меша­ ли прицельному бомбомета­ нию. 2 7 мая прямое попадание. Убит расчет правой пушки, из расчета левой ранены чет­ веро. Пожар. Горят керосин, краска, олифа... «Старого большевика» до­ бивали уже не бомбами, а из пулеметов и пушек. И тогда к правому борту лесовоза по­ дошел корабль охранения — английский эсминец. Его командир предложил коман­ де «Большевика» перейти на его борт. — Благодарю за помощь. Снимите раненых. Пожар по­ тушим. Караван догоним са ­ мостоятельно. — ответил Афанасьев с мостика. Их подвиг потом, в кара­ ване PQ -17 повторит танкер «Таджикистан»... Оставшись одни, советские моряки не только потушили пожар, но и починили двигатель. Они догнали караван. И когда флагман неожиданно запро­ сили: «Прошу указать ме­ сто в походном ордере», кто-то удивился: «Русский просит указать ему место? Русский вернулся?» В честь «Старого больше­ вика» на флагмане подняли флажной сигнал «Сделано хорошо!», который потом по­ вторили все суда из состава конвоя. Через несколько ми­ нут командир эскорта пере­ дал: «Поздравляю! Так мог­ ли поступить только рус­ ские!» Тут нужно привести два документа того времени. Первый. 2 9 июня 1 9 4 2 года «Правда» писала: «В родной советский порт в чи­ сле других судов пришел из далекой Америки изранен­ ный советский теплоход «Старый большевик'». Он прошел сквозь океанские штормы и снежные бури. Он выдержал многочисленные атаки и с воздуха, и с моря и вышел победителем». Докум’еит второй. Ко­ мандир эскорта по прибытии 3 0 мая 1 9 4 2 года в Мур­ манск -писал советскому командованию: «Разрешите передать вам мое личное вос­ хищение, восхищение всего нашего офицерского соста­ ва и всех английских моря­ ков героическими действия­ ми экипажа вашего теплохо­ да «Старый большевик». Родина высоко оценила подвиг экипажа «Старого большевика». 2 8 июня 1 9 4 2 года Указом Президиума Верховного Совета СССР звание Героя Советского Союза было присвоено сразу трем членам экипажа граж­ данского теплохода Мурман­ ского морского пароходства — капитану И. И. Афанасье­ ву, первому помощнику М. П. Петровскому и матросу Б . И. Аказенку. Сорок три члена экипажа, в том числе пятеро павших, были награждены орденами и медалями. Ло­ бовую часть надстройки украсило изображение орде­ на Ленина. После войны, еще в тече­ ние четверти века, теплоход «Старый большевик» исправ­ но служил в море. А когда в 1 9 6 9 году он закончил свою океанскую работу, музею Дальневосточного морского пароходства было передано знамя теплохода, врученное ему при выходе со стапеля Ленинградской верфи стары­ ми питерскими большевика­ ми. Славное имя принял но­ вый сухогруз Дальневосточ­ ного пароходства. В порту Владивосток приписан лесо­ воз-пакетовоз «Петровский», вышедший в первый рейс в канун 30-летия Победы. Р а ­ ботает в океане и спасатель «Капитан Афанасьев» из экспедиционного отряда Мур­ манского морского пароход­ ства. В. ГУСЕВ, инженер по эксплуатации морского флота. К АК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ, 9 мая в норвежском порту Бер­ ген побывали моряки советского транспортного судна «Михайло Ломоносов». Они посетили мемориальный комплекс в пос. Лаксеваг. Недавно экипаж транспорта вернулся в Мурманск, и помполит судна М. М. Кравченко зашел в редакцию: «Вот списки людей, похороненных в Лаксеваге, может быть, стоит их опубликовать в газете! Возможно, кто-то найдет своего родственника или знакомого». Исполняем его просьбу. Герои бессмертны В центре мемориала гранит­ ный обелиск с надписью: <10 ноября 1944 года расстрелян­ ные немецко-фашистскими из­ вергами товарищи: капи тан Я куш ев Н. А. 1911 лейтенант Киселев Д. И. 1921 лейтенант Гришин Г. Г. 1915 старшина Чкалов И. И. 1910 старшина Т ур ко И. А. 1917 сержант Хорошеев В. Ф. 1922. Мать Родина о вас не забу­ дет!» За гранитным обелиском — металлический шест высотой порядка 2,5 метра, на конце — красная звезда . Ниже •звезды табличка с надписью: «Совет­ с кие военнопленные , замучен ­ ные и расстрелянные гитлеров­ с ким фашизмом. Спите, орлы боевые, Спите спо койно душой , Вы заслужили , родные, Славу и вечный покой» . Слева от гранитного обелиска на границе мемориального ан­ самбля — каменная плита с надписями на русском и нор­ вежском языках : «Здесь покоится 51 советский гражданин , которые погиб ­ ли в Норвегии во время вои­ ны 1941 — 1945 гг. Перенесены из СЕЛЬЕ ФЛО­ РЕ АСНВОЛЛ СОЛУНД И ФЬЕЛЛ Д уд н и к Константин 50 неизвестны х советских граждан». Далее — 4 ряда каменных плит с надписями: 1. Неизвестный советский гражданин 2. Колесниченко М. 3. Тихонов 4. Тихонов Георгий 5 . Алексеев 6. Старшина Чекалов 7. Старшина Терио И. А. 8. Сатиланин 9. Бирю ков Григорий 10. С е р ж а н т Х о р ош а е о В. Т. 11. Неизвестный советский гражданин 12. М озуренко А. 13. Албовик И. 14. Лазарев Филипп 15. Полежаев 16. Мошвеев 17. Кошвеев Петр 18. Тарасенко 19. Гребню к Н. М. 20. Карагонин Александр 21. Неизвестный советсиий гражданин 1. Неизвестный советский гражданин 2. Митин 3. Бондаренко 4. Толстоуший 5. Волков 6. Петренно Василий 7. Четвертак М. 8. Собин Е. 9. Волошенко 10. Черкасов М. 11. Волошин 12. Евдосиенно 13. Тараханов 14. Панеша 15. Абровский 16. Дудко 17. Максимов 18. Артамонов 19. Воскурин Н. жШ ш & Ь Ж жЖШШ Шж- iSi f i g 20. Сорокин М. 21. Неизвестный гражданин . советский 1. Неизвестный советский гражданин 2. Доньио 3. Куруеев 4. Козонов 5. Дивун 6. Масляец 7. Бакмар 8. Гусев ^ 9. Донишевский 10. Овчиннинов 11. Еркулбев 12. А нань ко 13. Маршинов 14. Рыбалко 15. Посмаренко 16. Пуртия 17. Л у т с и к 18. Китаев Григорий 1. Злобин В. 2. Абросимов С. 3. Боровииов 4. Шеаловский И. 5. Ерденко 6. Квареченко 7. Егоров — 8. Шевченио 9. Оршенко 10. Неизвестный советский гражданин 11. Олбгину П. 12. За горуй ко 13. Забаев 14. Ш иколов 15. Дзезя Василий 16. Парамонов Л. 17. Састишно 18. Девякин П. Фото В. САМОЙЛОВА, матроса ТР «Михайло Ло­ моносов». Спасатель «Афанасьев» .vX Г* ПАСАТЕЛЬ никого не спа- ^ сал. Спасатель стоял в ремонте. А мы с капитаном Юрием Ивановичем Давыдовым раз­ мышляли о счастливых совпа­ дениях, которые еще иногда случаются в человеческой жи з ­ ни и в жизни корабля. Бы­ вает же такое — назван паро­ ход именем человека, спаса­ теля по воле судьбы, име­ нем славного капитана слазно- го «Старого большевика» Ива­ на Афанасьеза. Такое бывает. Мирная жизнь требует еще иногда боевых поступков. И то ли хроникой беды, то ли хроникой честной человеческой работы, но как- то хочется определить для се­ бя труд этого маленького ди­ зель-электрохода, на борту ко ­ торого написано боевое имя мирного человека — «Капитан Афанасьез». Пароход «Ловать». Пробои­ на. Январь 1961-го. Кольский зализ. Дизель-электроход «Днепро­ гэс». Пожар. Март 68-го. Коль­ ский залив. Теплоход «Мизар». Заделка пробоины, откачка воды. Ян­ варь 76-го. Норвежские шхе­ ры. И это только малая часть со­ бытий, в которых пришлось участвовать спасателю «Капи­ тан Афанасьев». Хотя ни капи­ тан Ю. И. Давыдов, ни единый человек из экипажа не стали бы утверждать, что исключи­ тельность работы требует ка­ кой-то особой исключительно­ сти людей: работа здесь обыч­ ная. Дороговато выйдет дер­ жать дизель-электроход, хоть и небольшой, в «пустых» рейсах, рассчитанных только на спасе­ ние. А потому «Капитан Афа­ насьев» часто занят обычной морской работой — буксиров­ кой, «перетягивая» по океану плавучие краны, обеспечивая проводку судов в Арктике. И если допустимо сравнение парохода с человеком, то спа­ сатель скорее напоминает ра­ ботящего крестьянина, кото­ рый и свой собственный дом срубит, и присмотрит, чтобы у соседа изба не сгорела... А уж коли горит — топор в сто­ рону и на пожар... А дело было так: во время ледостава в Печорской губе знаменитую «Обь» льдом вы­ жало на мель. То, что с якорей сорвало, — ясно. Что спасать надо людей с «Оби», — ясно. То, что погода созсем неважная, — ясно. Ясно и другое — одному «Капитану Афанасьеву» не справиться. Но вызвал Давы­ дов по радио второй спасатель — «Агат» да теплоход «Пио­ нер Колы». Втроем поднату­ жились — сняли с мели. И вот так, от беды к беде, идет на «Капитане Афанасье­ ве» в море сам капитан Афа­ насьев, хотя бы и на старень­ кой военной фотографии. И не на эту ли фотографию мельком, второпях взглянул капитан спасателя, когда ко­ ротко ему доложили: «Район острова Колгуева». Квадрат... Терпит бедствие...». Бедствие терпел лесовоз из Архангельска. Груз леса, по­ груженного на палубу, в силь­ ный шторм стал смещаться на борт, образуя опасный крен. Кто знает, что бы случилось в холодном зимнем море, не приди они на помощь? Но они оказались рядом. Не знаю, был ли дан тогда знаменитый морской сигнал: «Сделано хорошо!», но это было сделано действительно хорошо, дорогой ты наш теп­ лоход «Капитан Афанасьев». Спасатель. Спаситель. Э. АНДРЕЕВ. 29 мая 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz