Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

Безопасность мореплавания 'Месячник безопасности мореплавания «Месячник безопасности мореплавания про­ водится с целью усиления борьбы по преду ­ преждению аварийности, повышения бе зоп а с ­ ности плавания судов , сохранения человече­ ской жизни на море, предотвращения за гр я з ­ нения моря, исключения нарушения режимных зон иностранных государств и правил ры бо ­ ловства, а такоке для дальнейш его повышения уровня судовож дения , технической эксплуата­ ции судов и производственной деятельности флота рыбной промышленности и ры болов ец ­ ких колхозов». (Из Положения о месячнике безопасности мореплавания и см о тр а х -кон кур са х коллек­ тивов служб на флоте рыбной промышлен­ ности СССР). Исключим формализм! Фото В. КОРЕЦКОГО. Морские пословицы1 О капитане Если капитан не моряк, то и судно не мореход (рус.). Хороший капитан любому судну пол-узла ходу прибавит (англ., рус.). Чтобы капитаном быть, ма­ ло лишь «капитанский» табак курить (рус.). Желательно, чтобы у капита­ на была лучшая на судне фу­ ражка и обязательно — самая светлая голова (польск.). Капитан должен думать бы­ стрее скорости своего кораб­ ля (англ.).. Когда капитан на берегу, на судне должен оставаться его дух. (англ.). ' Корабль, на котором два ка­ питана, идет ко дну (болг., молд., персид., франц.). Капитан познается в шторм («польск.). Не судно тонет, а капитан его топит (рус.). Хороший капитан видит да­ же сквозь туман (рус.). Чем опытнее капитан, тем короче мили (англ., рус.). Капитану корабля спать под­ ряд всю ночь нельзя (англ.). Капитана узнают по швартов­ ке (рус.). Собрал Н. КАЛАНОВ, науч­ ный сотрудник отдела мор ­ ских экспедиционных работ АН СССР. р СЛИ СОПОСТАВИТЬ со- стояние аварийности на Северном бассейне на сегод­ няшний день с аналогичным периодом прошлого года, то можно отметить довольно-таки значительные изменения. Ко­ личество аварий уменьшилось в пять раз, простой судов из- за них сократился в восемь раз, втрое уменьшились убытки. Аварийных происшествий *— на девять случаев меньше. Не было пока ни одной на­ вигационной аварии, а в про­ шлом году к этому времени случились три аварии, вызвав­ шие простой судов порядка 200 суток, унесшие 250 тысяч рублей. На треть сократилось количество аварийных проис­ шествий навигационного харак­ тера, хотя и их могло не быть. Конечно, резкое снижение аварийности отрадно. Тем не менее следует предупредить судоводителей, что успокаи­ ваться рано. За подтвержде­ нием этого далеко ходить не надо. Сотрудники ЦПКТБ проана­ лизировали акты инспектор­ ских проверок организации работы судовой службы за первый квартал. И выяснилось, что на 311 судах было записа­ но 484 замечания. Наибольшее количество их оказалось в «Севрыбпромразведке». Но в числе «лидеров» и моряки «Мурманрыбпрома», «Архан- гельскрыблрома». Тревогу вы­ зывает и состояние дел в штурманской части: на 368 су­ дах выявлено 698 недочетов. Больше всего их на траулерах Беломорской базы гослова, управления Мурманского тра­ лового флота и объединения «Мурманрыбпром». Вот поэтому решено: месяч­ ник безопасности мореплава­ ния, который будет проходить с 1 июня, посвятить организа­ ции штурманской службы. Следует сказать , что подоб­ ные мероприятия не раз про­ водились на бассейне. Но, на наш взгляд, отдача о т ни х по­ ка невелика, п о с ко л ь ку с кво ­ зил формализм, не на высоте была гласность . Вот, к приме­ ру, к а к в прошлые годы под­ водились ито ги месячников : выявлялись победители, им вручались призы , премии , и на этом ставилась точ ка . До све­ дения остальных судоводите­ лей, к а к правило, доводились лишь при ка зы , где у ка зы ва ­ лось, кто и ка кое место занял. А в чем ко н кр е тно за клю ча ­ лись заслуги победителей, ос­ тавалось «тайной». Да и ход месячников в печати не осве­ щался. Хотя для пользы дела надо было ор ганизовать что-то ти ­ па практичеешэго семинара. Во время месячника необ­ ходимо, чтобы работники служб мореплавания и флаг­ манские специалисты выступи­ ли перед экипажами по во­ просам безопасности море­ плавания. Не мешало бы в этот период встретиться с моряками руководящим ра­ ботникам флотов; представи­ телям партийных, профсоюз­ ных комитетов, комсомоль­ ских организаций. О чем по­ говорить, думаю, найдется: рассказать о задачах, пред­ ложить формы проведения до­ суга, выслушать * замечания, предложения и так далее. Может быть, есть смысл, кроме премий, практиковать другие формы поощрений: предоставление отпусков в летнее время, выделение путе­ вок и прочее. Только при ш ирокой гласно­ сти, правильной организации месячника , участии в нем не только э кипаж ей , но и бере­ говы х работников можно рас­ считывать на отдачу от т а ко ­ го важного мероприятия. В. ГЕРЦАК, старший м о ри н сп е кто р «Севгосрыбфлотинспекции» . Человеческий фактору БЕЗОПАСНОСТЬ море-" D плавания сегодня ста­ ла модной темой разговоров, дискуссий, суждений. Однако после серий острых публика­ ций прессы о драматических событиях прошлого года она приобрела суровую злобо­ дневность, заслуживающую самого пристального внима­ ния и изучения. К тому же она не может существовать сама по себе, в стороне от на­ сущных проблем развития нашей отрасли, в том числе — человеческого фактора. АВНО БЫ ТУ ЕТ мне­ ние, что «основными причинами аварийности на судах были и остаются ха­ латность, расхлябанность и недисциплинированность ком­ состава, а также недостатки в работе служб мореплава­ ния флотов по подбору, рас­ становке и закреплению кад­ ров, слабая требовательность к судоводителям, недостатки в планировании и выполне­ нии мероприятий по профи­ лактике аварийности, низкая исполнительская дисципли­ на» (Из решения бассейно­ вого совещания «О состоя­ нии аварийности на судах Северного бассейна за X I пя­ тилетку и мерах по ее пред­ упреждению»). Но коль скоро нам стали известны основные причины , то почему ж е из года в год, десятки лет занимаясь подроб­ ным анализом аварийности на судах, мы в ито ге сводим этот анализ к одним и тем ж е , по сути , причинам , порождаем массу п о хож и х дру г на друга мероприятий и бумаг, совеща­ ний и принимаемых мер дис­ циплинарно го порядка к ава­ рийщ икам за недостаточное внимание к безопасности море­ плавания вместо того чтобы давно центр наших усилий сме­ стить на выявление и устране ­ ние условий , их порождающих? Каждый день мы начина­ ем новый круг борьбы за безопасность мореплавания — проверки, инспектирова­ ния судов, — порождая но­ Дефицит доверия ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙНОСТИ вую волну информации о вы­ явленных на судах замечани­ ях, анализ этих замечаний, принимаемые меры. Все с самым серьезным видом тру­ дятся в поте лица: отделы мореплавания флотов и ВРПО , отдел анализа ЦПКТБ. Они обмениваются массой бумаг по одному и тому же вопросу, аккуратно подшивая их в распухающие канцелярские папки. * Из года в год по к р у г у про­ должается борьба, по сущест­ ву, с невидимым противником , ко торы й в «лице» безопасности мореплавания нашел прекрас ­ ное при кры тие для своего бла­ гополучно го и безнаказанного существования . И наша пози ­ ция в данном случае оказалась подобной положению греш ни ка , ко торы й каж ды й день кается , чтобы греш ить вновь со спо­ койной совестью... ...2 4 апреля траловый флот провожал в очередной рёйс экипаж БМ РТ «Рж ев» . На предрейсовом собрании в Доме междурейсового отдыха моряков выступили некото­ рые руководители управлен­ ческого аппарата флота, захМ. секретаря парткома. Начальник отдела загран- плавания в своем обращении к морякам долго и воодушев­ ленно говорил о значении дисциплины, воспитания и достойном поведении за гра­ ницей, часто перемежая речь словами «перестройка», «че­ ловеческий фактор», «глас­ ность и демократия». Высту­ пающий выразил «уверен­ ность в том. что экипаж и на этот раз проявит высокий мо­ ральный дух и не посрамит чести советского моряка за границей». Зам. секретаря парткома продолжил воспитательную направленность выступления предыдущего оратора, пред­ варительно подчеркнув, что «в море ходят не за роман­ тикой». Он остановился на конкретном примере о при­ нятии мер к грубияну стар­ шему механику (по жалобе моряков), говорил, что «вновь созданный экипаж, к сожалению, пока еще не коллектив», но он надеется, что таковой будет создан на судне и что именно в этом залог успеха, что экипаж БМ РТ «Рж ев» всегда отли­ чался боевитостью и хоро­ шим настроением и он не сомневается в успешном вы­ полнении рейсового задания. Но удивительное и на ред­ ко с ть единодушное равнодушие выражалось на лицах людей, словно то , о чем говорили здесь, повторялось не однаж ­ ды — много-много раз, Нужно было «бросить ка­ мень» в эту кажущуюся гладь общего настроения, чтобы вызвать в нем кон­ центрические окружности за ­ таенных мыслей и пережи­ ваний людей, уходящих завт ­ ра на долгие месяцы в море. И этот «камень» был бро­ шен... На поверку оказалось, что в экипаже от прошлого кол­ лектива осталось всего не­ сколько человек, что за пол­ тора года сменились три ка­ питана, что техническое со­ стояние судна за этот пери­ од отнюдь не улучшилось, что организация снабжения далека от желаемой, что зар­ плата матроса за минувший, почти семимесячный. рейс составила всего 2 1 0 0 руб­ лей, что кадровые и социаль­ ные вопросы в траловом фло­ те порой решаются просто: не нравятся условия — мо­ жете увольняться! . В проф илактической работе по безопасности мореплава­ ния , регламентированной соот­ ветствующими документами , есть хорош ий , с предостерегаю­ щим смыслом термин: предпо­ сы л ки к аварии. Ф а кты , о к о ­ т о ры х говорилось на собрании э ки п аж а «Ржева», к а к нельзя лучш е отражаю т это, хара кте ­ ризуя собой те самые потен­ циальные условия , которые остаются в тени, когда прихо ­ дится подводить черту под очередным анализом аварии. Что ж , снова повторим : «Основ­ ными причинами аварийности на судах были и остаются ха ­ латность...» и успокоимся? Надо, пора менять устано­ вившуюся тенденцию во вза ­ имоотношениях управления и флота. Довольно занимать­ ся «выталкиванием» судов в рейс, валить валом снабже­ ние в день отхода... и раз­ ливаться трелями словесных рулад, прозожая людей в плавание. Надо создать такие усло­ вия, чтобы у работников фло­ та (в море и на берегу) сло­ во не расходилось с делом в любых обстоятельствах. Очень важно, чтобы службы управления зависели мате­ риально от деятельности флота, например, не выпол­ нена заявка экипажа на снаб­ жение — соответствующий отдел наказывается рублем. А за хорошую работу пусть получит вознаграждение. Давайте будем обращать­ ся с моряками как со взрос­ лыми людьми, уважая их достоинство, видеть в них главный источник произво­ дительности, главное досто­ яние предприятия. Пора отказаться от одно­ сторонней. старой, затаскан­ ной методики инспектирова­ ния и проверок экипажей, со­ здать условия безусловного взаимного доверия береговых служб и моряков, основанные на обоюдном контроле испол­ нения. Серьезный подход к делу, о котором идет речь, должен быть представлен не сложной системой контроля, а отношениями высокой вза ­ имной требовательности рав­ ных партнеров — моря и бе­ рега. На январском Плену­ ме ЦК КПСС подчеркива­ лось, что в процессе пере­ стройки не должно быть ме­ ханического подхода и голого администрирования. Там, где речь идет о людях, ключ к успеху — в доверии к ним. Безопасность мореплава­ ния не может быть прерога­ тивой ограниченной части экипажа, как не может быть на судне людей, чувствую­ щих себя пассажирами. Только при условии, что безопасность мореплавания станет делом первостепенной важности для каждого^члена экипажа, для каждого' бере­ гового работника, имеюще­ го отношение к флоту, мож­ но совместными усилиями добиться того, что «халат­ ность, расхлябанность и без­ ответственность» изживут се­ бя и как понятие, и как ос­ новные' причины аварийно­ сти. В. САМСОНОВ, исполняющий обязанности начальника отдела море­ плавания, связи и электро­ радионавигации ВРПО «Сев- рыба».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz