Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
Безопасность мореплавания 'Месячник безопасности мореплавания «Месячник безопасности мореплавания про водится с целью усиления борьбы по преду преждению аварийности, повышения бе зоп а с ности плавания судов , сохранения человече ской жизни на море, предотвращения за гр я з нения моря, исключения нарушения режимных зон иностранных государств и правил ры бо ловства, а такоке для дальнейш его повышения уровня судовож дения , технической эксплуата ции судов и производственной деятельности флота рыбной промышленности и ры болов ец ких колхозов». (Из Положения о месячнике безопасности мореплавания и см о тр а х -кон кур са х коллек тивов служб на флоте рыбной промышлен ности СССР). Исключим формализм! Фото В. КОРЕЦКОГО. Морские пословицы1 О капитане Если капитан не моряк, то и судно не мореход (рус.). Хороший капитан любому судну пол-узла ходу прибавит (англ., рус.). Чтобы капитаном быть, ма ло лишь «капитанский» табак курить (рус.). Желательно, чтобы у капита на была лучшая на судне фу ражка и обязательно — самая светлая голова (польск.). Капитан должен думать бы стрее скорости своего кораб ля (англ.).. Когда капитан на берегу, на судне должен оставаться его дух. (англ.). ' Корабль, на котором два ка питана, идет ко дну (болг., молд., персид., франц.). Капитан познается в шторм («польск.). Не судно тонет, а капитан его топит (рус.). Хороший капитан видит да же сквозь туман (рус.). Чем опытнее капитан, тем короче мили (англ., рус.). Капитану корабля спать под ряд всю ночь нельзя (англ.). Капитана узнают по швартов ке (рус.). Собрал Н. КАЛАНОВ, науч ный сотрудник отдела мор ских экспедиционных работ АН СССР. р СЛИ СОПОСТАВИТЬ со- стояние аварийности на Северном бассейне на сегод няшний день с аналогичным периодом прошлого года, то можно отметить довольно-таки значительные изменения. Ко личество аварий уменьшилось в пять раз, простой судов из- за них сократился в восемь раз, втрое уменьшились убытки. Аварийных происшествий *— на девять случаев меньше. Не было пока ни одной на вигационной аварии, а в про шлом году к этому времени случились три аварии, вызвав шие простой судов порядка 200 суток, унесшие 250 тысяч рублей. На треть сократилось количество аварийных проис шествий навигационного харак тера, хотя и их могло не быть. Конечно, резкое снижение аварийности отрадно. Тем не менее следует предупредить судоводителей, что успокаи ваться рано. За подтвержде нием этого далеко ходить не надо. Сотрудники ЦПКТБ проана лизировали акты инспектор ских проверок организации работы судовой службы за первый квартал. И выяснилось, что на 311 судах было записа но 484 замечания. Наибольшее количество их оказалось в «Севрыбпромразведке». Но в числе «лидеров» и моряки «Мурманрыбпрома», «Архан- гельскрыблрома». Тревогу вы зывает и состояние дел в штурманской части: на 368 су дах выявлено 698 недочетов. Больше всего их на траулерах Беломорской базы гослова, управления Мурманского тра лового флота и объединения «Мурманрыбпром». Вот поэтому решено: месяч ник безопасности мореплава ния, который будет проходить с 1 июня, посвятить организа ции штурманской службы. Следует сказать , что подоб ные мероприятия не раз про водились на бассейне. Но, на наш взгляд, отдача о т ни х по ка невелика, п о с ко л ь ку с кво зил формализм, не на высоте была гласность . Вот, к приме ру, к а к в прошлые годы под водились ито ги месячников : выявлялись победители, им вручались призы , премии , и на этом ставилась точ ка . До све дения остальных судоводите лей, к а к правило, доводились лишь при ка зы , где у ка зы ва лось, кто и ка кое место занял. А в чем ко н кр е тно за клю ча лись заслуги победителей, ос тавалось «тайной». Да и ход месячников в печати не осве щался. Хотя для пользы дела надо было ор ганизовать что-то ти па практичеешэго семинара. Во время месячника необ ходимо, чтобы работники служб мореплавания и флаг манские специалисты выступи ли перед экипажами по во просам безопасности море плавания. Не мешало бы в этот период встретиться с моряками руководящим ра ботникам флотов; представи телям партийных, профсоюз ных комитетов, комсомоль ских организаций. О чем по говорить, думаю, найдется: рассказать о задачах, пред ложить формы проведения до суга, выслушать * замечания, предложения и так далее. Может быть, есть смысл, кроме премий, практиковать другие формы поощрений: предоставление отпусков в летнее время, выделение путе вок и прочее. Только при ш ирокой гласно сти, правильной организации месячника , участии в нем не только э кипаж ей , но и бере говы х работников можно рас считывать на отдачу от т а ко го важного мероприятия. В. ГЕРЦАК, старший м о ри н сп е кто р «Севгосрыбфлотинспекции» . Человеческий фактору БЕЗОПАСНОСТЬ море-" D плавания сегодня ста ла модной темой разговоров, дискуссий, суждений. Однако после серий острых публика ций прессы о драматических событиях прошлого года она приобрела суровую злобо дневность, заслуживающую самого пристального внима ния и изучения. К тому же она не может существовать сама по себе, в стороне от на сущных проблем развития нашей отрасли, в том числе — человеческого фактора. АВНО БЫ ТУ ЕТ мне ние, что «основными причинами аварийности на судах были и остаются ха латность, расхлябанность и недисциплинированность ком состава, а также недостатки в работе служб мореплава ния флотов по подбору, рас становке и закреплению кад ров, слабая требовательность к судоводителям, недостатки в планировании и выполне нии мероприятий по профи лактике аварийности, низкая исполнительская дисципли на» (Из решения бассейно вого совещания «О состоя нии аварийности на судах Северного бассейна за X I пя тилетку и мерах по ее пред упреждению»). Но коль скоро нам стали известны основные причины , то почему ж е из года в год, десятки лет занимаясь подроб ным анализом аварийности на судах, мы в ито ге сводим этот анализ к одним и тем ж е , по сути , причинам , порождаем массу п о хож и х дру г на друга мероприятий и бумаг, совеща ний и принимаемых мер дис циплинарно го порядка к ава рийщ икам за недостаточное внимание к безопасности море плавания вместо того чтобы давно центр наших усилий сме стить на выявление и устране ние условий , их порождающих? Каждый день мы начина ем новый круг борьбы за безопасность мореплавания — проверки, инспектирова ния судов, — порождая но Дефицит доверия ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙНОСТИ вую волну информации о вы явленных на судах замечани ях, анализ этих замечаний, принимаемые меры. Все с самым серьезным видом тру дятся в поте лица: отделы мореплавания флотов и ВРПО , отдел анализа ЦПКТБ. Они обмениваются массой бумаг по одному и тому же вопросу, аккуратно подшивая их в распухающие канцелярские папки. * Из года в год по к р у г у про должается борьба, по сущест ву, с невидимым противником , ко торы й в «лице» безопасности мореплавания нашел прекрас ное при кры тие для своего бла гополучно го и безнаказанного существования . И наша пози ция в данном случае оказалась подобной положению греш ни ка , ко торы й каж ды й день кается , чтобы греш ить вновь со спо койной совестью... ...2 4 апреля траловый флот провожал в очередной рёйс экипаж БМ РТ «Рж ев» . На предрейсовом собрании в Доме междурейсового отдыха моряков выступили некото рые руководители управлен ческого аппарата флота, захМ. секретаря парткома. Начальник отдела загран- плавания в своем обращении к морякам долго и воодушев ленно говорил о значении дисциплины, воспитания и достойном поведении за гра ницей, часто перемежая речь словами «перестройка», «че ловеческий фактор», «глас ность и демократия». Высту пающий выразил «уверен ность в том. что экипаж и на этот раз проявит высокий мо ральный дух и не посрамит чести советского моряка за границей». Зам. секретаря парткома продолжил воспитательную направленность выступления предыдущего оратора, пред варительно подчеркнув, что «в море ходят не за роман тикой». Он остановился на конкретном примере о при нятии мер к грубияну стар шему механику (по жалобе моряков), говорил, что «вновь созданный экипаж, к сожалению, пока еще не коллектив», но он надеется, что таковой будет создан на судне и что именно в этом залог успеха, что экипаж БМ РТ «Рж ев» всегда отли чался боевитостью и хоро шим настроением и он не сомневается в успешном вы полнении рейсового задания. Но удивительное и на ред ко с ть единодушное равнодушие выражалось на лицах людей, словно то , о чем говорили здесь, повторялось не однаж ды — много-много раз, Нужно было «бросить ка мень» в эту кажущуюся гладь общего настроения, чтобы вызвать в нем кон центрические окружности за таенных мыслей и пережи ваний людей, уходящих завт ра на долгие месяцы в море. И этот «камень» был бро шен... На поверку оказалось, что в экипаже от прошлого кол лектива осталось всего не сколько человек, что за пол тора года сменились три ка питана, что техническое со стояние судна за этот пери од отнюдь не улучшилось, что организация снабжения далека от желаемой, что зар плата матроса за минувший, почти семимесячный. рейс составила всего 2 1 0 0 руб лей, что кадровые и социаль ные вопросы в траловом фло те порой решаются просто: не нравятся условия — мо жете увольняться! . В проф илактической работе по безопасности мореплава ния , регламентированной соот ветствующими документами , есть хорош ий , с предостерегаю щим смыслом термин: предпо сы л ки к аварии. Ф а кты , о к о т о ры х говорилось на собрании э ки п аж а «Ржева», к а к нельзя лучш е отражаю т это, хара кте ризуя собой те самые потен циальные условия , которые остаются в тени, когда прихо дится подводить черту под очередным анализом аварии. Что ж , снова повторим : «Основ ными причинами аварийности на судах были и остаются ха латность...» и успокоимся? Надо, пора менять устано вившуюся тенденцию во вза имоотношениях управления и флота. Довольно занимать ся «выталкиванием» судов в рейс, валить валом снабже ние в день отхода... и раз ливаться трелями словесных рулад, прозожая людей в плавание. Надо создать такие усло вия, чтобы у работников фло та (в море и на берегу) сло во не расходилось с делом в любых обстоятельствах. Очень важно, чтобы службы управления зависели мате риально от деятельности флота, например, не выпол нена заявка экипажа на снаб жение — соответствующий отдел наказывается рублем. А за хорошую работу пусть получит вознаграждение. Давайте будем обращать ся с моряками как со взрос лыми людьми, уважая их достоинство, видеть в них главный источник произво дительности, главное досто яние предприятия. Пора отказаться от одно сторонней. старой, затаскан ной методики инспектирова ния и проверок экипажей, со здать условия безусловного взаимного доверия береговых служб и моряков, основанные на обоюдном контроле испол нения. Серьезный подход к делу, о котором идет речь, должен быть представлен не сложной системой контроля, а отношениями высокой вза имной требовательности рав ных партнеров — моря и бе рега. На январском Плену ме ЦК КПСС подчеркива лось, что в процессе пере стройки не должно быть ме ханического подхода и голого администрирования. Там, где речь идет о людях, ключ к успеху — в доверии к ним. Безопасность мореплава ния не может быть прерога тивой ограниченной части экипажа, как не может быть на судне людей, чувствую щих себя пассажирами. Только при условии, что безопасность мореплавания станет делом первостепенной важности для каждого^члена экипажа, для каждого' бере гового работника, имеюще го отношение к флоту, мож но совместными усилиями добиться того, что «халат ность, расхлябанность и без ответственность» изживут се бя и как понятие, и как ос новные' причины аварийно сти. В. САМСОНОВ, исполняющий обязанности начальника отдела море плавания, связи и электро радионавигации ВРПО «Сев- рыба».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz