Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

• Партийная жизнь • D ПАРТИЙНЫЙ КОМИТЕТ * * управления «Севрыбпром- разведка» вот уже месяц ежедневно идут радиограммы с моря с предложениями мо­ ряков, высказанными в ходе обсуждения проекта ЦК КПСС «Об основных направле­ ниях перестройки системы по­ литической и экономической учебы». Лаконичные строки телегра­ фного текста сродни характе­ р у большинства людей, из­ бравших своей судьбой труд в море,- П-ропагандчст БМРТ «Пер- сей-3» В. М. Веденин счита­ ет целесообразным дополнить в IV разделе фразу «...сде­ лать нормой анализ конкрет­ ный ситуаций...» словами: «завершать изучение учебно­ го курса разработкой и 'защит той производственно-экономи­ ческих проектов (индивидуаль­ ных и групповых), направлен­ ных на совершенствование производства. По мнению В. М. Веденина, такая форму­ лировка акцентирует внима­ ние пропагандистов и слушате­ лей на повышение практиче­ ской отдачи занятий. Организатор политучебы на СРТ «Хадыженск» капитан В. Т. Новиков вносит в проект предложение: «...издать еди­ ное учебное пособие, включа­ ющее все учебные курсы эко­ номической учебы, причем те­ оретическая часть должна быть изложена доступным, конкрет­ ным языком». фессиональной и расширении рамок учебы по индивидуаль- ным планам. Нетрадиционно бурно про­ шел «круглый стол» пропаган­ дистов, организованный в парткоме флота. Его участни­ ки — флотские пропагандисты Е. Е. Влазнев, Э. А. Колупа- нов, Б. П. Коротков, В. В. Ро- ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ЦК КПСС мунистов и беспартийных, об­ учающихся по индивидуаль­ ным планам. Необходимо для этого шире использовать фор­ мы партийного и администра­ тивного контроля. Согласен с тем, что надо в полной мере учитывать запросы морякоз, формировать их устойчивый интерес к самообразованию. «Мы предлагаем я я я » Изменения на флоте, связан­ ные с переходом на новые ус­ ловия хозяйствования, нашли отклик в предложениях кол­ лективов, работающих сокра­ щенными штатами. Так, в дис­ куссию вылилось обсуждение проекта на ПСТ «Витебск», где пропагандисты и слушатели пришли к единому мнению: в проекте следует особо выде­ лить положение о соединении экономической учебы с про- гозин, А. П. Сосновский, Ю. В. Непочатов, В. А. Казаков и другие были единодушны в решении — обсуждать проект с точки зрения практики органи­ зации политических и экономи­ ческих занятий на флоте. Вот несколько высказываний участников «круглого стола». Э. А. Колупанов, пропаган­ дист РПК-1: — Считаю возможным на флоте расширить число ком - Б. П. Коротков, первый по­ мощник капитана БМРТ «Капи­ тан Демидов»: — Учитывая, что перестрой­ ка пройдет через широкое внедрение современных мето­ дов учебы, все же от лекций отказываться не стоит. Просто их надо делать более пробле­ мными. В. А. Казаков, пропагандист БМРТ «Павел Каиков»: — Не согласен с теми, кто ратует за соединение полити­ ческой и экономической уче­ бы. Двухзвенная система об­ учения на крупно- и средне­ тоннажных судах нашего фло­ та себя не оправдывает. •Активное обсуждение про­ екта — результат работы пар­ тийного комитета, методиче­ ских советов по политической и экономической учебе уп­ равления флота. Задачи по проведению обсуждения свое­ временно были поставлены перед коммунистами, команд­ ными составами экипажей и пропагандистами на партийных собраниях, аппаратных совеща­ ниях при парткоме, семинарах. Предложений и мнений было очень много. Все они переда­ ны в вышестоящие партийные органы,, в ВРПО «Севрыба» и, думаем, будут учтены при выработке окончательного ва­ рианта этого важного доку­ мента ЦК партии. А. СВЕТЛИЧНЫЙ, зам. сек­ ретаря парткома управле­ ния «Севрыбпромразведка»; Н. ОСЕТРОВА, зав. кабине­ том политпросвещения. а ТА НАШУМЕВШАЯ ИСТОРИЯ облетела полсвета (в прямом ^ смысле слова]: от берегов Африки через Мурманск в М о ­ скву и обратно. Обостренный до предела конфликт длился два с лишним месяца. В нем были задействованы десятки, если не сотни людей. - Попытаемся раскрыть суть дела выдержками из документов и словами его участников. ' КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ Вечером 28 января от В. Ф. Корельского пришла РДО, устанавливающая 115 суток рейса, а на следующий день плавбаза отозвана в порт, и 3 февраля она возвратилась в Мурманск. Из объяснений. Капитан -директор «Северо- Ждали ответа... Из радиограмм. «Мурманск, «Севрыбхолод­ флот», начальнику управления Журавлеву, секретарю партко­ ма Кравченко, председателю профкома Мищенко, редакции «Рыбного Мурмана», начальни­ ку ООТиЗ ВРПО «Севрыба» Крюкову. Вышли из порта 23 ноября, приход — 19 марта 1987 года.. Внимательно изучили первого декабря (1986 г.) на собрании трудового коллектива наше рейсовое задание. Особенно заинтересовал третий пункт примечания:. «Заход в : порт Лиссабон возможен при усло­ вии продолжительности плава­ ния не менее 165 суток». Об­ наружили его противоречие со статьей Крюкова в еженедель­ нике «Рыбный Мурман», ущем­ ляющее интересы экипажа в оплате труда. Поэтому просим вас, согласно новым условиям продолжительности плавания судов МРХ СССР, конкретизи­ ровать любой из вариантов на­ шего загранрейса: 1. При на­ стоящем плане — 115 суток указать инпорт захода, окон ­ чание работы на промысле. 2. При задании — 165 суток без обтекаемых слов на 80-е сутки пребывания в мере ука­ зать инпорт захода на трое суток для отдыха. Такая необ­ ходимость обостряется в свя­ зи с отсутствием системы кон­ диционирования воздуха на нашем судне... Ждем вашего ответа 10 суток. Президиум собрания — первый помощник капитана плавбазы «Северо­ двинск» Дорогов, председа­ тель судкома профсоюза Га- сюк,» «РМБ «Северодвинск». До- рогову, копия капитану- дирек­ тору Нуйкину. Заход в инпорт для отдыха экипажа возможен при плавании не менее 165 суток. Вам установлена про­ должительность плавания 115 суток... Судам, вышедшим в рейс в 1986 году с окончани­ ем рейса в 1987 году, рейсо­ вые задания не изменяются. Журавлев». - «В Министерство рыбного хозяйства, ВЦСПС. Просим вас решить: 1. Отозвать РМБ «Се­ веродвинск» с промысла с учетом выхода из Мурманска 23 ноября 1986 года. 2. В слу­ чае сохранения настоящей продолжительности рейса с приходом в Мурманск 19 мар­ та 1987 года указать конкрет­ но порт- захода и нам сооб­ щить. 3. В случае определения рейса продолжительностью 165 суток указать инпорт захо­ да на 80-е сутки пребывания в / море, учитывая наши весьма неблагоприятные условия труда. Надуманный предлог лишить экипаж захода в ин­ порт противоречит духу вре­ мени, гуманности и решениям XXVII съезда КПСС. Поэтому должен быть спрос с руковод­ ства Северного бассейна за надуманную экономию валю­ ты за счет нашего здоровья. По поручению собрания тру­ дового коллектива — маши­ нист РМУ В. Райжис, матрос В. Цирюльник.» Аналогичная радиограмма ушла также в адрес Мурман­ ского обкома КПСС, начальни­ ка управления «Севрыбхолсд- флот» В. Ф. Корельского. «РМБ «Северодвинск»... Со­ гласно пункту 3 примечания к рейсовому заданию вам уста­ навливается продолжительность плавания 170 суток, плановый заход на отдых экипажа — 5 суток. Начиная с 1 февраля, с момента ухода с промысла РМБ «Рига», вы переводитесь на сдельно-премиальную си­ стему оплаты труда со следую­ щим суточным заданием: приемка сырца — 390 тонн, муки — 70,2 тонны. Сдельные расценки сообщим дополни­ тельно. Корельский.» двинска» А . И. Н уй кин : — «Плавбаза в предыдущий рейс вышла в таном ж е плохом тех ­ ническом состоянии . Пробова­ ли возразить , но главный ин ­ женер флота за т кн ул нам рот. А в этот рейс Журавлев попро- сил сходить . Отошли не на к планировалось 24 ноября» а 22-го. В радиограммах мы толь ­ ко хотели уточнить : ка ко й , б у ­ дет рейс, ка ко й заход. Но в ответ Корельский дал такое задание, что его невозможно было выполнить , ведь 5—6 ча­ сов в с у т ки приходилось стоять в ремонте. Журавлев дал сло­ во, что работать будем на та ­ рифе, а не на сдельщине. Тех­ ническое состояние рыбозаво­ дов такое , что я кажды й день ждал беды. Кто бы за это рас­ плачивался? Администрация флота? Нет, толь ко я . Пока у нас в управлении существует принцип : я — начальник, ты — д ур а к . Вот поэтому и при ­ ходится сейчас расхлебывать к аш у . Меня упр е каю т : почему команда вышла из повинове­ ния и почему я молчал? Объ­ ясняю : э ки п а ж отлично рабо­ тал. И что я должен был отве­ ти ть на РДО Корельского , в ко ­ торой он потребовал наназать начальника радиостанции за передачу радиограмм, во-вто­ ры х , спрашивал , могу ли я р у ­ ководить э кипаж ем , и, в-треть­ их , в ней было сказано : даль­ нейшие требования недопусти­ мы. Я 22 года отдал флоту, и еще нико гда не стоял вопрос о моей некомпетентности ... Рефмеханик В. И. Кузнецов : — «Судно отремонтировано на М урманской судоверфи из р у к вон плохо. Но все-таки ушли в море. Для поддержания оп ти ­ мальных температур , устране ­ ния недоделок подали 7 рац­ предложений .. Э кипаж был на­ строен работать.» Матрос В. И. Цирюльник: — «Я почти 20 лет в партии , и прямо с ка ж у : администрация судна т у т ни при чем. Во всем виновато управление флота.» Второй механин ТО Н. В. Ванин: — «Люди работали на рыбозаводах порой в противо ­ газах...» Начальник отдела по работе с моряками загранплавания С. С. Лазарев: — «Дорогов превысил свои полномочия.» Секретарь партор ганизации «Северодвинска», четвертый пом ощ ни к капи тана В. В. Алек- сеенцев: — «Приказы о про­ должительности рейсов на суд­ но не поступали . О том , что с 1 января 1987 года вводится новый порядок продолжитель ­ ности рейсов, узнали только на промысле, взяв при ка з у рыбаков -колхозников» . Главный м ехани к плавбазы Ю. Н. Деньгин : — «Из-за того, что нас отозвали, мы потеря­ ли 2,5 ты сячи тонн рыбмуки , флот потерял почти полмиллио­ на рублей. Работать на про­ мысле было можно, хотя усло­ вия труда оказались очень тя ­ желыми .» М. К. Дорогов: — «Мы ул ь ­ тиматума не выдвигали, выно ­ сили только предложения. Да­ вайте называть вещи своими именами и говорить только правду. Причина конф ли кта — в двойственности задания. И на казы ва ть надо тех, кто п у ­ тает людей...» В. К. Крысанов, заместитель секретаря парткома : — «Доро­ гов в обход парторганизации отправил радиограммы . Это — его серьезная ошибка . Я и с себя не снимаю вину . Нам всем следует учиться работать...» Председатель профкома «Сев- рыбхолодфлота» Е. И. Мищен­ ко : — «Верно люди жалую тся : на флоте большая доля ручно ­ го труда , зачастую рейсы про­ длеваются х молчаливого со­ гласия проф кома* Заместитель начальника у п ­ равления «Севрыбхолодфлот» В. П. Полтавец: — «Выводы из случившегося сделаем самые серьезные.» Начальник управления «Сев­ рыбхолодфлот» В. Ф . Корель- " с ки й : — «К сожалению , ре­ монт рыбом учны х плавбаз за рубежом невозможен . Надо ремонтировать их в М урманске . Д ру го го выхода нет.» И. о. главного инженера ВРПО «Севрыба» С. Н. Татарни ­ ков : — «Плавбазы «Рига» и «Северодвинск» должны рабо­ тать до 1990 года. Будем при ­ водить их в порядок». Из постановления партийно­ го комитета управления «Сев­ рыбхолодфлот»: «Процесс пе­ рестройки хозяйственной дея­ тельности, пертийной, профсо­ юзной работы на флоте про­ ходит крайне медленно. Руко­ водящие кадры в управлении и на судах еще не научились работать в период расширения демократических начал в жиз ­ ни нашего общества. Слабо ведется работа по подбору, расстановке и воспитанию кад­ ров». Из постановления бюро О к ­ тябрьского РК КПСС: «В ходе проверки фактов, изложенных в радиограммах первого по ­ мощника капитана рыбомучной базы «Северодвинск» т. Д сро - гова М. К., установлено, что основными причинами обра­ щения экипажа в вышестоящие органы по вопросам оплаты труда и захода в инпорт язи- лись: предполагаемая двойст­ венность рейсового задания, поспешный и некачественный подбор личного состава в за- гранрейс, низкое техническое состояние основного техноло­ гического оборудования, от­ сутствие капитана-директора А. И. Нуйкина и первого по­ мощника капитана М. К. Доро- гова на предрейсовом собра- - нии и инструктаже экипажа, .что является грубым наруше­ нием Устава службы на судах флота рыбной промышленно­ сти, а также отсутствие по ви­ не судовой администрации и службы мореплавания флота на плавбазе необходимых ру­ ководящих документов и при­ казов, особенно по вопросам порядка введения новых сро­ ков непрерывного пребывания судов в море. Зная о характере предстоя­ щего рейса, * ни Нуйкин, ни Дорогов не смогли обеспечить необходимую организаторскую и разъяснительную работу, правильно разобраться и со­ риентировать экипаж ня ра­ боту в трудных условиях. Сво­ ими действиями стали практи­ чески инициаторами возникше­ го конфликта, который и по­ служил (в ущерб основному производству) причиной до­ срочного отзыва базы в порт». Виновники конфликта нака­ заны. Привлечены к строгой партийной и административной ответственности В. Ф . Корель­ ский, А. Н. Кравченко, В. К. Крысанов, Е. И. Мищенко, В. П. Полтавец, С. С. Лазарев, главный инженер А. С. Свисту­ нов, заместители начальника Н. И. Сергеев, Ю. М. Лебедев, начальник механико-судовой службы А. И. Шведков, глав­ ный капитан Ю. И. Веденеев, а также А. И. Нуйкин и М. К. Дсрсгов. Вопрос об ответст­ венности членов КПСС — на­ чальника ОТиЗ С. И. Коньши- ной и заместителя начальника службы эксплуатации В. С. Кузьмина будет рассмотрен позднее. * * * Материал был подготовлен к печати два месяца назад. Тог­ да редакция решила воздер­ жа ться от публикации , надеясь, что этот ф акт случайный , из ряда вон выходящий . Однако коллективные жалобы моряков управления «Севрыбхолодфлот» участились . Они идут с плав­ баз «Рига», «Арктина» , «Маточ- нин Шар», транспортно го суд­ на «Леонид Леонидов». Кое-кто пытается свалить эти жалобы на... перестрой ку , у т ­ верждая, что якобы «виновата» демократия , «развязались я зы ­ ки и р у к и у людей». Так счи ­ тать и думать — значит, за де­ ревьями не видеть леса, оправ ­ дывать волевые методы р у к о ­ водства, заведомо хоронить процесс обновления социальной ж и зн и . Время требует очищения от старого. А. ВИЛОВ. РЫБНЫЙМУРМАН 3 29 мая 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz