Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

п .............................. ............ ................ .................................................................................................. Ц • Решения XXVII съезда КПСС-S жизнь! • праздник работников всех отраслей связи ♦ 5 мая — День печати Внимание! Передаем факсимильную... Я знаю, кто в Мурманске прочитывает больше всех га­ зет. Елена Николаевна По­ номарева. Зайдите к ней в кабинет — на подоконниках, на столах, стульях лежат га­ зеты. Зайдем? Убедимся? Зали­ тый солнцем кабинет на шестом этаже старого здания ДМО. В се так и есть: газе ­ ты. газеты , газеты. Ну, пожалуй, хватит ин­ три говать читателя. Мы за- '■%гли в редакцию факсимиль­ ной газеты. Газеты , которая передается рыбакам в рай­ оны промысла. Ни для кого не секрет, что с почтой в море туго, что люди подолгу оторваны от берега, что по­ ток информации с родных берегов порой скуден до чрезвычайности. И вот здесь факсимильная газета явля ­ ется связующей ниточкой бе­ рега и моря. Суть ее такова. Из всей нашей обширной прессы вы­ бираются наиболее значи­ мые в политическом плане и информативные материалы и на специальном аппарате пе­ репечатываются на метро­ вый лист бумаги. Понятно теперь, почему большую по­ ловину рабочего дня редак­ тор посвящает чтению? Что­ бы выбрать то, что может заинтересовать рыбаков. Вы ­ брать и отпечатать для пе­ редачи. Но это еще не все. Часо­ вая стрелка приближается к четырем часам. Время пере­ дачи газеты на суда. В ка­ бинет из радиоцентра (что по соседству) приходит на­ чальник смены. Он-то и бу­ дет этим заниматься. Сегод­ ня у передатчика Борис Ни­ колаевич Оксюзов (на сним­ ке). Он вставляет метровую «простыню» в устройство, регулирует его. В это вре­ мя раздается телефонный звонок. Из радиоцентра спра­ шивают: «Готовы? Передача начинается». И... застрекота­ ла машина. - Через некото­ рое время рыбаки примут как бы сфотографированную газету у себя на судах. А отработанная «просты­ ня» складывается в специ­ альном месте. Это уже две­ сти двадцать пятая по сче­ ту. Столько их приняли в море с октября 1 9 8 5 года, с того времени, как организо­ валась на базе еженедельни­ ка «Рыбный Мурман» фак­ симильная газета с таким же названием. Но давайте остановимся. Редактор Елена Николаевна чем-то недоволь­ на. Чем? — Нашу газету хорошо принимают здесь поблизости — в Норвежском и Барен­ цевом моряк. А вот в юж­ ных районах Атлантики и Тихого океана — нет. По­ этому мы посылаем «просты­ ню» почтой в ближайшие порты — оттуда ее, точно так же, как здесь, передают. Но вот казус — передают порой плохо. Рыбаки говорят. смазанная, ничего не прочи­ тать. Как старая, выцветшая фотография... То, что рыбаки читают и ждут факсимильную, факт бесспорный. Вот они, радио­ граммы, на столе лежат. «Просим повторить такой-то выпуск». Там был материал о выступлении первого се ­ кретаря обкома партии В. Н. Птицына на политдне в тра­ ловом флоте. «Газету при­ няли хорошо», — сооощает другая радиограмма. Но обратная связь все же не столь крепкая, как хо­ телось бы. Рыбаки! Сооб­ щайте в редакцию, что бы вы хотели прочитать в газе­ те, что нравится, что нет. Редактор прислушается к ва­ шим пожеланиям. Адрес прост: Мурманск, ДМО, фак­ симильная газета. С. СВЕТЛОВА. с конференции КОМПЬЮТЕРНОГО ПОКОЛЕНИЯ только это привело к нам лю­ дей...» Возможно, что нет. Вот, на­ пример, преподаватель тех­ нической механики Т. А. Но­ викова. Целый год вместе с курсантом Валерой Филиппо­ вым Татьяна Александровна составляла учебную програм­ му для ЭВМ «Искра»-1256». В курсовых работах по тех­ нической механике есть слож­ ные расчеты, занимающие много времени. Теперь неко­ торые из них считаются за 5 минут. Кстати, на конферен­ ции они показали свою ра­ боту. Или Петр Петрович Артюх. Сам пришел в круж ок зани­ маться с ребятами. Начальник училища Юрий Борисович Прутков не мог не прийти хо­ тя бы потому, что он предсе­ датель методического Совета "по вычислительной технике для учебных заведений при ВРПО «Севрыба». Да, возможно, не зачет при­ влек преподавателей на кон­ ференцию. По крайней мере, очень хочется в это верить. Очень хочется... Но как тогда объяснить то, что кроме преподавателей из Архангельского мореходного училища да Мурманского пе­ дагогического ни одно учеб­ ное заведение области не по­ слало своих гонцов в Мур­ манск? За месяц до конференции заседал совет директоров тех­ никумов области. Там объяви­ ли о готовившемся событии. Там же услышал слова одоб­ рения и поддержки. Вопросов накопилось много, надо их решать или хотя бы обсудить... И вот — одни ар­ хангелогородцы... Неужели остальным все ясно с ком ­ пьютерным обучением? Ско­ рее всего над ними не висит дамоклов меч зачета, а по­ тому решили не обременять себя. Возможно, я преувеличиваю. Но этот маленький штришок заставляет задуматься над словами С. Б. Веллера. Люди действительно боятся компью ­ теров. ...Как-то раз в очередные студенческие каникулы к Та­ тьяне Александровне Новико­ вой приехала из Ленинграда дочь. Она привезла с собой рулоны отщелканных на ЭВМ расчетов, не удержалась, по­ хвасталась. — Смотри, мама, что мы делаем! Татьяна Александровна при­ вела дочь на работу, показа­ ла расчеты С. Б. Веллеру и спросила: — А по моему предмету можно такое сделать? — Почему же нет? — ус­ лышала в ответ. — Составляй­ те программу. Через год, как известно, программа была готова. Татьяне Александрозне по­ мог случай. А как остальных «приворожить» к ЭВМ? Как детей приучить к компьюте­ рам, особенно, если послед­ ние не купить, как простой холодильник?.. И тут речь должна идти о компьютерном (можно на­ звать — вычислительном) цент­ ре. ДОСТУПНОСТЬ НЕДОСТУПНОГО И об этом на конференции речь шла. Члены методиче­ ского совета рассудили верно: раз училище базовое, то оно должно иметь эту самую базу. Материально - техниче­ скую. А то, дейстзительно, всего две ЭВМ, одна из кото­ рых вот уже год как вышла из строя. Предложили проект вычис­ лительного центра училища — два дисплейных класса, класс информатики, группы програм­ много и технического обеспе­ чения. Предполагается, что спе­ циалисты здесь будут разра­ батывать учебные программы, преподаватели — обучать но­ вичков информатике, курсан­ ты — заниматься самоподго­ товкой в диалоге с ЭВМ. Среди поддержавших идею центра была и преподаватель В. Д. Газренко: — Зачастую дежурному пре­ подавателю не уследить, как ребята занимаются. Заходишь в класс — вроде сидят, чита­ ют, пишут. А кто знает, что там делается, когда тебя нет? Не секрет, что домашние за­ дания у многих не выполня­ ются... Если каждый курсант будет заниматься самоподго­ товкой с ЭВМ, то потом он должен принэсти на урок — протокол самоподготовки, вы­ данный машиной. Здесь все просто: нет при тебе протоко­ ла — . значит, не занимался. Короче, проект вычисли­ тельного центра утвердили. Только как к нему отнесутся в ВРПО «Севрыба», в мини­ стерстве? Ведь не только ма­ шины потребуются, но и, как минимум, три дополнительные ставки (инженера-программи- ста, двух техников). Хотелось бы, чтобы в более высоких инстанциях разглядели за тре­ бованиями средней мореход­ ки веление времени. Но, если мы вернемся к то­ му, от чего оттолкнулись, то заметим, что создание в сред­ ней мореходке вычислитель­ ного центра — не решение проблемы всеобщей компью­ терной грамотности. Курсан­ ты, преподаватели будут за­ ниматься на ЭВМ и изучать их. А другие? А дети? А работ­ ники предприятий, где стоят электронные машины, но без программного обеспечения? Жизнь подсказывает, что го­ роду необходим городской вычислительный центр. Год назад во Дворце куль­ туры и техники имени С. М. Кирова совместно с НТО пи­ щевой промышленности при народном университете от­ крылся факультет информати­ ки. Заместитель директора по технике Т. П. Головлеза потом признавалась: — Мы ожидали, что людей придет много, но, что так мно­ го... Среди желающих познать азы информатики были инже­ неры, школьники, рабочие, студенты, служащие. Мне по­ казывали подростка, который после каждого занятия в на­ родном университете читал эти лекции у себя в школе... Первый набор принял на се­ бя не только радость перво­ открывателей, но и бремя... Я имею в виду отсутствие в ДКТ имени Кирова ЭВМ. А ведь в объявлении было . на­ писано, что будут использо­ ваться самые передозые ме­ тоды обучения. С февраля тянется борьба научно-технического общестза пищевой промышленности за этот класс. Сначала выбивали само помещение — выбили, отремонтировали. Потом иска­ ли и выбивали машины. По­ следний разговор с замести­ телем председателя НТО пи­ щевиков Я. Д. Брацлазером обнадежил: — Все! — сказал Яков Да­ выдович. — Есть приказ по «Севрыбе», чтобы к 1 сентяб­ ря наш класс оборудовать. А ЭВМ уже поступили — немец­ кие «Роботроны». В чем смысл этого класса? Слово — заведующему ка­ федрой высшего мореходного училища, кандидату техниче­ ских наук В. А. Орлову: — Смысл класса ЭВМ при ДКТ Кирова — в его доступно­ сти каждому, кто захочет ве­ чером прийти и поучиться со­ ставлять программу, а то и просто пообщаться с компью­ тером на уровне игры. Спе­ циалист всегда будет рядом —: поможет. Конечно, днем в классе будут заниматься раз­ работкой программ специали­ сты, конечно, раз в месяц там будут проходить уроки народного университета, но факт тот, что ЭВМ станет для многих обычным явлением. А это уже перестройка психоло­ гии. Вот мы и пришли к тому, с чего начали. Чтобы не боять­ ся компьютеров, надо знать их. А чтобы знать — надо об­ щаться с ними. То, что конфе­ ренция, прошедшая в сред­ ней мореходке, подтолкнула нас к этому разговору, уже хорошо. В своем сообщении на кон­ ференции В. А. Орлов гово­ рил о том, что в Америке в ближайшие 3—4 года в сфе­ ру производства придет ком ­ пьютерное поколение, то есть — дети, которые выросли вместе с ЭВМ, которые элек­ тронику впитали вместе с мо­ локом матери. Это предопре­ деляет технический скачок в развитии страны. Наших подростков, даже на­ ших детей можно назвать компьютерным поколением с большой натяжкой. Но кто знает, если мы выполним ту программу, которая намечена и которая в общем начала осу­ ществляться, то лет через пять эпиграф к этому матери­ алу не покажется преувели­ чением... С. САВИНА. РЫБНЫЙМУРМАН 5 1 мая 1987 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz