Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
п .............................. ............ ................ .................................................................................................. Ц • Решения XXVII съезда КПСС-S жизнь! • праздник работников всех отраслей связи ♦ 5 мая — День печати Внимание! Передаем факсимильную... Я знаю, кто в Мурманске прочитывает больше всех га зет. Елена Николаевна По номарева. Зайдите к ней в кабинет — на подоконниках, на столах, стульях лежат га зеты. Зайдем? Убедимся? Зали тый солнцем кабинет на шестом этаже старого здания ДМО. В се так и есть: газе ты. газеты , газеты. Ну, пожалуй, хватит ин три говать читателя. Мы за- '■%гли в редакцию факсимиль ной газеты. Газеты , которая передается рыбакам в рай оны промысла. Ни для кого не секрет, что с почтой в море туго, что люди подолгу оторваны от берега, что по ток информации с родных берегов порой скуден до чрезвычайности. И вот здесь факсимильная газета явля ется связующей ниточкой бе рега и моря. Суть ее такова. Из всей нашей обширной прессы вы бираются наиболее значи мые в политическом плане и информативные материалы и на специальном аппарате пе репечатываются на метро вый лист бумаги. Понятно теперь, почему большую по ловину рабочего дня редак тор посвящает чтению? Что бы выбрать то, что может заинтересовать рыбаков. Вы брать и отпечатать для пе редачи. Но это еще не все. Часо вая стрелка приближается к четырем часам. Время пере дачи газеты на суда. В ка бинет из радиоцентра (что по соседству) приходит на чальник смены. Он-то и бу дет этим заниматься. Сегод ня у передатчика Борис Ни колаевич Оксюзов (на сним ке). Он вставляет метровую «простыню» в устройство, регулирует его. В это вре мя раздается телефонный звонок. Из радиоцентра спра шивают: «Готовы? Передача начинается». И... застрекота ла машина. - Через некото рое время рыбаки примут как бы сфотографированную газету у себя на судах. А отработанная «просты ня» складывается в специ альном месте. Это уже две сти двадцать пятая по сче ту. Столько их приняли в море с октября 1 9 8 5 года, с того времени, как организо валась на базе еженедельни ка «Рыбный Мурман» фак симильная газета с таким же названием. Но давайте остановимся. Редактор Елена Николаевна чем-то недоволь на. Чем? — Нашу газету хорошо принимают здесь поблизости — в Норвежском и Барен цевом моряк. А вот в юж ных районах Атлантики и Тихого океана — нет. По этому мы посылаем «просты ню» почтой в ближайшие порты — оттуда ее, точно так же, как здесь, передают. Но вот казус — передают порой плохо. Рыбаки говорят. смазанная, ничего не прочи тать. Как старая, выцветшая фотография... То, что рыбаки читают и ждут факсимильную, факт бесспорный. Вот они, радио граммы, на столе лежат. «Просим повторить такой-то выпуск». Там был материал о выступлении первого се кретаря обкома партии В. Н. Птицына на политдне в тра ловом флоте. «Газету при няли хорошо», — сооощает другая радиограмма. Но обратная связь все же не столь крепкая, как хо телось бы. Рыбаки! Сооб щайте в редакцию, что бы вы хотели прочитать в газе те, что нравится, что нет. Редактор прислушается к ва шим пожеланиям. Адрес прост: Мурманск, ДМО, фак симильная газета. С. СВЕТЛОВА. с конференции КОМПЬЮТЕРНОГО ПОКОЛЕНИЯ только это привело к нам лю дей...» Возможно, что нет. Вот, на пример, преподаватель тех нической механики Т. А. Но викова. Целый год вместе с курсантом Валерой Филиппо вым Татьяна Александровна составляла учебную програм му для ЭВМ «Искра»-1256». В курсовых работах по тех нической механике есть слож ные расчеты, занимающие много времени. Теперь неко торые из них считаются за 5 минут. Кстати, на конферен ции они показали свою ра боту. Или Петр Петрович Артюх. Сам пришел в круж ок зани маться с ребятами. Начальник училища Юрий Борисович Прутков не мог не прийти хо тя бы потому, что он предсе датель методического Совета "по вычислительной технике для учебных заведений при ВРПО «Севрыба». Да, возможно, не зачет при влек преподавателей на кон ференцию. По крайней мере, очень хочется в это верить. Очень хочется... Но как тогда объяснить то, что кроме преподавателей из Архангельского мореходного училища да Мурманского пе дагогического ни одно учеб ное заведение области не по слало своих гонцов в Мур манск? За месяц до конференции заседал совет директоров тех никумов области. Там объяви ли о готовившемся событии. Там же услышал слова одоб рения и поддержки. Вопросов накопилось много, надо их решать или хотя бы обсудить... И вот — одни ар хангелогородцы... Неужели остальным все ясно с ком пьютерным обучением? Ско рее всего над ними не висит дамоклов меч зачета, а по тому решили не обременять себя. Возможно, я преувеличиваю. Но этот маленький штришок заставляет задуматься над словами С. Б. Веллера. Люди действительно боятся компью теров. ...Как-то раз в очередные студенческие каникулы к Та тьяне Александровне Новико вой приехала из Ленинграда дочь. Она привезла с собой рулоны отщелканных на ЭВМ расчетов, не удержалась, по хвасталась. — Смотри, мама, что мы делаем! Татьяна Александровна при вела дочь на работу, показа ла расчеты С. Б. Веллеру и спросила: — А по моему предмету можно такое сделать? — Почему же нет? — ус лышала в ответ. — Составляй те программу. Через год, как известно, программа была готова. Татьяне Александрозне по мог случай. А как остальных «приворожить» к ЭВМ? Как детей приучить к компьюте рам, особенно, если послед ние не купить, как простой холодильник?.. И тут речь должна идти о компьютерном (можно на звать — вычислительном) цент ре. ДОСТУПНОСТЬ НЕДОСТУПНОГО И об этом на конференции речь шла. Члены методиче ского совета рассудили верно: раз училище базовое, то оно должно иметь эту самую базу. Материально - техниче скую. А то, дейстзительно, всего две ЭВМ, одна из кото рых вот уже год как вышла из строя. Предложили проект вычис лительного центра училища — два дисплейных класса, класс информатики, группы програм много и технического обеспе чения. Предполагается, что спе циалисты здесь будут разра батывать учебные программы, преподаватели — обучать но вичков информатике, курсан ты — заниматься самоподго товкой в диалоге с ЭВМ. Среди поддержавших идею центра была и преподаватель В. Д. Газренко: — Зачастую дежурному пре подавателю не уследить, как ребята занимаются. Заходишь в класс — вроде сидят, чита ют, пишут. А кто знает, что там делается, когда тебя нет? Не секрет, что домашние за дания у многих не выполня ются... Если каждый курсант будет заниматься самоподго товкой с ЭВМ, то потом он должен принэсти на урок — протокол самоподготовки, вы данный машиной. Здесь все просто: нет при тебе протоко ла — . значит, не занимался. Короче, проект вычисли тельного центра утвердили. Только как к нему отнесутся в ВРПО «Севрыба», в мини стерстве? Ведь не только ма шины потребуются, но и, как минимум, три дополнительные ставки (инженера-программи- ста, двух техников). Хотелось бы, чтобы в более высоких инстанциях разглядели за тре бованиями средней мореход ки веление времени. Но, если мы вернемся к то му, от чего оттолкнулись, то заметим, что создание в сред ней мореходке вычислитель ного центра — не решение проблемы всеобщей компью терной грамотности. Курсан ты, преподаватели будут за ниматься на ЭВМ и изучать их. А другие? А дети? А работ ники предприятий, где стоят электронные машины, но без программного обеспечения? Жизнь подсказывает, что го роду необходим городской вычислительный центр. Год назад во Дворце куль туры и техники имени С. М. Кирова совместно с НТО пи щевой промышленности при народном университете от крылся факультет информати ки. Заместитель директора по технике Т. П. Головлеза потом признавалась: — Мы ожидали, что людей придет много, но, что так мно го... Среди желающих познать азы информатики были инже неры, школьники, рабочие, студенты, служащие. Мне по казывали подростка, который после каждого занятия в на родном университете читал эти лекции у себя в школе... Первый набор принял на се бя не только радость перво открывателей, но и бремя... Я имею в виду отсутствие в ДКТ имени Кирова ЭВМ. А ведь в объявлении было . на писано, что будут использо ваться самые передозые ме тоды обучения. С февраля тянется борьба научно-технического общестза пищевой промышленности за этот класс. Сначала выбивали само помещение — выбили, отремонтировали. Потом иска ли и выбивали машины. По следний разговор с замести телем председателя НТО пи щевиков Я. Д. Брацлазером обнадежил: — Все! — сказал Яков Да выдович. — Есть приказ по «Севрыбе», чтобы к 1 сентяб ря наш класс оборудовать. А ЭВМ уже поступили — немец кие «Роботроны». В чем смысл этого класса? Слово — заведующему ка федрой высшего мореходного училища, кандидату техниче ских наук В. А. Орлову: — Смысл класса ЭВМ при ДКТ Кирова — в его доступно сти каждому, кто захочет ве чером прийти и поучиться со ставлять программу, а то и просто пообщаться с компью тером на уровне игры. Спе циалист всегда будет рядом —: поможет. Конечно, днем в классе будут заниматься раз работкой программ специали сты, конечно, раз в месяц там будут проходить уроки народного университета, но факт тот, что ЭВМ станет для многих обычным явлением. А это уже перестройка психоло гии. Вот мы и пришли к тому, с чего начали. Чтобы не боять ся компьютеров, надо знать их. А чтобы знать — надо об щаться с ними. То, что конфе ренция, прошедшая в сред ней мореходке, подтолкнула нас к этому разговору, уже хорошо. В своем сообщении на кон ференции В. А. Орлов гово рил о том, что в Америке в ближайшие 3—4 года в сфе ру производства придет ком пьютерное поколение, то есть — дети, которые выросли вместе с ЭВМ, которые элек тронику впитали вместе с мо локом матери. Это предопре деляет технический скачок в развитии страны. Наших подростков, даже на ших детей можно назвать компьютерным поколением с большой натяжкой. Но кто знает, если мы выполним ту программу, которая намечена и которая в общем начала осу ществляться, то лет через пять эпиграф к этому матери алу не покажется преувели чением... С. САВИНА. РЫБНЫЙМУРМАН 5 1 мая 1987 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz