Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

яг Беседы старых капитанов Д О ВЕСНЫ 1941 ГОДА я никог­ да не бывал в Мурманске и не думал, что северный край русской земли, омываемый Баренцевым мо­ рем, да и само море сделаются для меня как бы второй родиной, привя­ жут к себе надолго — на всю после­ дующую жизнь, станут близкими и любимыми. И с того времени моя судьба как бы слилась воедино с судьбой Заполярья. Здесь прошли мои годы действительной военной службы, годы войны, годы зрелости и капитанского становления. Работая в Мурманском траловом флоте, я ос­ воил судоводительское и рыбацкое де­ ло. Это-то и определило мой жизнен­ ный путь. ...Сделаю небольшое отступление . Де­ ло в том , что я не вдруг стал моряком , родился и воспитывался далеко от мо­ ря в гл у хой деревне — в кре с тьян с кой семье. Отец мой был хлеборобом и поч ­ ти всю свою ж и зн ь занимался сельским Хозяйством . Он ни ко гда не переступал поро г ш колы , был неграмотным , но не хотел , чтобы дети его были неучами. А нас у него было восемь. Он всегда го ­ ворил, чтобы мы учились к а к следует, и всем нам дал возможность получить об­ разование, вывел в люди, к а к это ни трудно ему было. А работать нас при- ^УоЬВг- с семи-восьмилетнего возраста. Навсегда запомнились его слова: «Дети, любите труд , любите любую работу, к о ­ то р ую придется выполнять вам в ж и з ­ ни . Только в труде вы найдете для се­ бя счастье». Он не любил лодырей, лежебок. Бу­ дучи трудолюбивым человеком, он це­ нил это качество в д р у ги х , прививал его нам. Отец дал мне возможность о кончи ть семь классов средней ш колы , а в 1936 году я поступил в Вслико- У с тю гс ки й речной те хни кум . Проходить производственную лра ктин у пришлось на речны х судах в Северном и Сухон ­ ском речны х пароходствах . За три лет­ ни х навигации я узнал специф и ку ра­ боты на водном транспорте . И нуж но прям о ска зать , что работа на речны х колесны х пароходах была трудная и связана со многими опасностями . От речника требовались мужество , стой- ность , отвага, дисциплина , организован ­ ность , знание своей специальности . Уже в те годы я п р и вы к к ри тм у судовой ж и зн и , к трудной работе. Она не пу га ­ ла меня. Наше молодое поколение уме­ ло переносить трудности , которые пре­ подносила нам ж и зн ь . Помню, летом 1937 года в порту А р ­ х а н ге л ь с к у причалов и на рейдах я увидел морские суда. Вот тогда-то и появилась мечта поработать в море. Но мечта мечтой. А сбудется ли она? Тогда я еще не мог представить себе этого. В апреле 1940 года окончил те хни ­ к ум и получил квалиф и кацию те хни ка - ^йоводителя, но поработать на речны х судах не пришлось : в мае призвали на действительную военную сл уж б у на Се­ верный флот. Оказался-то я на воен­ ном флоте, но... на корабли не попал: меня направили в м ор с кую авиацию и зачислили в ш кол у младших авиацион ­ ны х специалистов (ШМАС). После о ко н ­ чания ее весной 1941 года я получил специальности» — мастер по авиацион­ ным приборам и кислородному обору­ дованию . И вот в мае я впервые уви ­ дел заполярный М урманск, куда при ­ был из ШМАС с гр упп ой авиаторов. Моя дальнейшая служба началась в од­ ном из авиационны х полков . А в ию ­ не — война. И т а к мне пришлось слу­ ж и ть в морской авиации — во 2-м гвар ­ дейском Краснознаменном до осени 1942 года. Потом мне удалось перейти на боевые корабли . В авиации и на мо­ ре прошли годы войны . Это особый рас- сназ, и он не входит в тему моей бе­ седы... Г* РОЧНАЯ военная служба дли- ^ лась шесть с половиной лет. Только осенью 1 9 4 6 года меня де­ мобилизовали, а в январе 1 9 4 7 года я ушел в море матросом на рыболов­ ном траулере «Киров», на котором капитаном был К. JI. Бурков. Тогда никто меня не посылал в море. Я мог свободно устроиться работать на берегу или на речные суда. Но все­ му этому я предпочел море, штормо­ вую погоду и тяжелый рыбацкий труд. Сам себе выбрал профессию, сам определил путь в жизни и нашел любимое дело. И как бы ни приходи­ лось порой тяжело, переносил все, а это наполняло душу радостью жиз­ ни, ощущением счастья, трудового торжества. Ни тогда, ни позднее не раскаивался в своем выборе! В 1948 году после учебы я снова оказался на траулере «Киров», но уже в должности третьего штурмана. Капитан К. Л . Бурков научил меня судовождению и промысловому делу. Тогда я благодарил судьбу за то, что попал к такому опытному промысло­ вику, который был моим первым учи­ телем, первым наставником на мо­ стике рыболовного траулера. В январе 1949 года я ‘ пошел в море уж е вторым помощ ни ком напитана . По­ том я учился на к у р с а х ш турманов Дальнего плавания . После о кончания их стояния механизмов и ненадежности главно го дизеля. В июне 1954 года меня назначили капитаном РТ-81 «Коломна» — траулера довоенной отечественной построй ки . Я принял его из среднего ремонта и проработал на нем три года. Летом 1957 года поставили его в к а п и ­ тальный ремонт. После него в январе 1958 года меня назначили на PT-282 «Алтай» — траулер польской построй ­ ки , пришедший с новостроя. В послевоенные — пятидесятые и ше­ стидесятые годы рыболовный флот рос быстро. Приходили новые траулеры бор­ тового и нормового траления. Вместе с этим и люди на рыбном промысле то­ ж е росли. Т ЫСЯЧИ людей работали на ры­ боловных траулерах. Это были настоящие моряки — сильные ду­ хом, прямые, верные, смелые. Еже­ годно на флот приходили новые кад­ ры. В большинстве своем парни мо­ лодые, здоровые, работящие, скром- Тр удолюбие ключ к у с пе х у ■ июне 1952 года получил назначение старшим помощ ни ком на РТ-14 «Ста­ лин», которым командовал А . Я. Макла­ ков . В те годы к нему уж е пришла из­ вестность — он считался опы тным про­ мысловиком . Этому ка п и та н у было с уж - 8 ено сы грать выдающ ую ся роль в до- ыче рыбы и стать Героем социалисти ­ ческо го Труда. Он принадлежал к лю ­ дям, обладавшим неисчерпаемой ж и з ­ ненной силой. О т а к и х принято говорить: «Это человек особой породы». После стахановско го траулера «Ста­ лин» мне довелось работать на поиско ­ вы х и промы словы х судах в должности старпома с капитанами Г. С. Поповым, А. В. Щ у ки ны м и дру гим и . Продолжая совершенствовать свое мастерство, и зу ­ чал промысловые районы Баренцева мо­ ря, перенимал от о пы тны х капитанов передовые методы ор ганизации труда. Все это пригодилось мне в дальнейшем. В те годы траловый флот не ждал «готовеньких» капитанов. Они росли непосредственно в море на промыс­ ле из старших помощников. Много таких специалистов появилось на мо­ стиках траулеров из старой «трал- флотовской гвардии». К числу таких относился Анатолий Васильевич Щу­ кин. Его морская биография начала складываться в 1 9 3 4 году, когда он поступил матросом в траловый флот. Молодому пареньку, выросшему на берегах Вычегды и Северной Двины, навсегда полюбилось суровое, беспо­ койное Баренцево море. Отнуда такое? Может, прочитанные к н и ги вселили в него любовь к мор­ с ким путешествиям или многоводные северные реки? Пожалуй , ни то, ни дру ­ гое. Трудная деревенская ж и зн ь , посто­ янное недоедание заставили его искать к у с о к хлеба. И он нашел его в море на рыболовном траулере, работая на до­ быче и обработке рыбы . Вскоре моло­ дого, способного, трудолюбивого моря­ ка назначили боцманом. Но война пре­ рвала мирный труд . И Анатолий Ва­ сильевич стал солдатом. Молодой, му­ ж ественны й , сильный парень воевал с фашистами на центральны х фронтах, освобождал от врага страны Восточной Европы. А ко гда мир пришел на нашу землю, он снова вернулся в родной флот. Учеба на к ур са х ш турманов ма­ лого плавания . Третий , второй и стар­ ший пом ощ ни к капитана . Таи он про­ шагал все ш турм анские ступени , а осенью 1951 года принял под свое ко ­ мандование поисковы й PT-6 «Кит». Он зарекомендовал себя смелым, решитель ­ ным , требовательным капитаном . В 1953 году этот красивы й человек вы­ со ко го роста появился на мостике по­ исково го РТ-103 «Ковда», сменив ка п и ­ тана Г. С. Попова. В то время я здесь был старпомом. А. В. Щукин действительно ока­ зался замечательным капитаном — строгим, взыскательным, а в жизни — доступным, заботливым, справед­ ливым, скромным человеком. Он бо­ лее полувека проработал в траловом флоте и сейчас продолжает трудить­ ся. В МАРТЕ 1 9 5 4 года наступила важная глава в моей жизни: меня назначили капитаном. Конеч­ ная цель, для которой меня учили в свое время, была достигнута. Одна­ ко я считал, что еще не созрел. Но руководители флота решили иначе. Первыми судами, на которых начи­ налась моя самостоятельная капитан­ ская работа, были старенькие дизель­ ные траулеры бортового траления РТ -55 «Кета» и РТ -48 «Севгосрыб- трест». Особенно памятен для меня «Сев- госрыбтрест». Я мучился на нем в б у к ­ вальном смысле этого слова из-за не­ удовлетворительного те хниче с ко го со­ ные и, тут надо подчеркнуть, на­ читанные. Прибывали и новые командные кадры — специалисты, которые окончили высшие и средние морские учебные заведения. И это были за ­ мечательные люди, грамотные, куль­ турные. Многие из них впоследствии заняли должности капнтанов-дирек- торов, главных и старших механиков. По рождению , по воспитанию , по на­ туре это были простые советские люди, мужественные парни . Они Хоро­ шо знали и любили прошлое и настоя­ щее советского народа, гордились его славными делами, героическими отца­ ми и дедами. Большинство из них на всю ж и зн ь связали себя с работой в море, с добычей и обработкой рыбы. Морская ж и зн ь — не гладкая доро­ га. Она полна ри с ка и напряжения . Разное встречалось на пу ти моряков: радости и огорчения , удачи и промахи. Но они знали цену тяжелому ры бац ко ­ му труду и дружбе. Моряков отличала и сплоченность. Для большинства из них очень мно­ гое значили флотский порядок и обы­ чаи, тралфлотовскне традиции. Они бережно сохраняли их. Но чтобы молодого парня сделать х о ­ рошим моряком , вы сококвалиф ициро ­ ванным матросом, обучить морскому и рыбацкому делу, н уж но было немало сил приложить . В первую очередь это ложилось на бывалых матросов. Много раз я убеждался в том , ка кая это неоценимая сила — бывалый мат­ рос. Это тот, нто знал в совершенстве свою специальность, к то умел держать и глиц у в р у ка х и чинить сети, быстро и качественно разделывать рыбу. В слож ­ ной обстановке он мог толково подска­ зать и молодому ш турману . А матрос- новичок чувствовал себя на палубе вдвое —втрое увереннее уж е о т того , что рядом с ним та кой надежный товарищ . На каждом траулере были та кие мо­ р я ки . А в целом на флоте их работали ты сячи . К числу их относился Нинолай Гаврилович Гредин. С ним мне при ­ шлось ходить в море на трех траулерах . Этот бывалый , трудолюбивый м оря к про­ работал на флоте 35 лет. Награжден ор­ деном «Знак Почета». И З БЫ ВА ЛЫ Х , испытанных мо­ рем матросов с горящими от­ вагой сердцами и из вновь пришед­ ших людей на траулерах «Коломна» и «Алтай» мы создали стабильные трудовые экипажи. Однако это ’ вов­ се не значило, что к нам направля­ ли опытных, «готовых» моряков. На­ оборот — такие кадры редко оказы­ вались у нас. Помню, осенью 1954 года на РТ-81 «Коломна» направили молодого челове­ ка В. В. Ларионова, демобилизовавшего­ ся из армии . Еще до службы он полу­ чил профессию строителя. После сл уж ­ бы он остался на Севере. О работе в море, а тем более о рыбацком деле он не имел представления. Но решил попробовать, испы тать свою судьбу. И вот первое испы тание — морская бо­ лезнь: появились головные боли. Но он держался , крепился , не слег в «лю- лю» и вместе со всеми работал. Рабо­ та излечила его и на «оморячивание» ушло не т а к много времени. Кто-то из бывалых моряков сказал ему: — Ты, Виктор , в тельняш ке родился. На это он ка к -то не обратил внима­ ния, а может, и не понял, о чем шла речь. С первых дней ему не понрави ­ лись море и тяж елы й ры бац кий труд. Ка к-то во время шторма третий ш т ур ­ ман А . Н. Башуров собрал свою вахту матросов в рулевой руб ке . В числе их был и Ларионов. — Ви ктор Васильевич, нравится вам работа в море? — спросил я. — Это первый и последний мой рейс, — ответил он. — Больше не пойду в море. Устроюсь на с тр ой ку или уеду домой. Но я уж е присмотрелся к новичну , оценил его и потому гназал: — Мы еще поработаем с вами! Сказав, та к , улыбнулся и похлопал его по плечу. Он ни куда не ушел с флота. Работал и учился в море. И в скором времени получил квалиф и кацию матроса пер­ вого класса. Он изучил орудия лова, про- мыслоеое дело. Из него получился от­ личный специалист, прекрасный рыбак. Уже на РТ-81 он работал мастером по добыче, а потом был направлен на PT- 282. Так он долгие годы работал на флоте. Накопив опыт, уже сам учил новичков . В 1958 году на траулер при ­ шли молодые матросы Рыбин и Петро- нис. Он помог им в освоении морско го и ры бац ко го дела, и они в скором вре­ мени стали матросами первого класса. Сейчас Петронис — уважаемый чело­ век, по -прежнему работает на флоте. 1/ОМАНДНЫИ состав настойчиво “ учил молодых моряков, приви­ вал им Любовь к рыбацкой профес­ сии. Море — есть море. Иногда оно преподносило сюрпризы. Его нельзя терпеть — с ним нужно прожить. Главное в нашей профессии — лю­ бовь к морю, любовь к труду. А тру­ долюбие — ключ к успеху... Основной фигурой на промысловой палубе являются тралмейстеры. От них во многом зависит работа трау­ лера и удача на промысле. Всегда теплым словом вспоминаю старших мастеров Д. П. Пономарева и С. П. Качурина. Дмитрий Пономарев пришел на РТ -81 в июне 1 9 5 4 года мастером по добыче, а через год стал уже стар­ шим мастером. Отличался он исклю­ чительным трудолюбием, болел ду­ шой за свое дело и не уходил с па­ лубы до тех пор, пока не приводил орудия лова в исправное, уловистое состояние. С. П. Качурин был довольно серьез­ ный человек с гражданской зрелостью и пониманием партийно го долга. Он повседневно, постоянно совершенство­ вал свое мастерство, учился сам, учил своих помощ ников и матросов. За долгие годы работы в траловом флоте мне встретилось много опы тны х , отличны х моряков. Это были золотые надры предприятия . Они и тол ь ко они решали судьбу промысла, судьбу вы­ полнения государственных планов по добыче рыбы. Всегда добрым словом вспоминаю старшего помощника А. В. Бурова — капитана дальнего плавания, вто­ рого помощника В. П. Ткачука — штурмана дальнего плавания. Оба пришли на траулер «Алтай» в кон­ це декабря 1 9 6 2 года, когда он при­ был с переоборудования на жидкое топливо. Они оказали мне большую помощь в организации судовой' служ ­ бы и труда. Люди, не схожие по складу характеров, но беззаветно пре­ данные делу, они сумели быстро най­ ти. как говорится, общий язык. Оба помощ ника оказались чудесными парнями , скромным и , м ужественными и грамотными судоводителями. Казалось, их достоинствам не было конца . Глав­ ное — они оказались работящими мо­ рянами. Я часто видел их на палубе — помогали чини ть сети, показывали мат­ росам, «как разделывать рыбу. Вскоре в ж и зн и В. П. Т ка ч у ка насту ­ пил «звездный» час — его назначили капитаном . Упорства и энер гии у него хватило и на то, чтобы о кончи ть к о ­ раблестроительный и нс ти ту т . Одно время он работал норабельным инже ­ нером. В настоящее время А . В. Буров и В. П. Т к а ч у к продолжают тр уди ть ­ ся. Первый — старшим помощ ником на БМРТ типа «Алтай», второй — ка п и ­ таном БАТ «А. Торцев». Время от вре­ мени мы встречаемся... Нередко вспоминаю своего оывше- го старшего помощника Евгения 1 е- оргиевича Хабарова — опытного, тре­ бовательного, волевого судоводителя, справедливого, вдумчивого и энергич­ ного человека. Среди черт его ха­ рактера были и такие: самокритич­ ность и честность. Он никогда не бо­ ялся признать свои ошибки. На не­ го всегда можно было положиться. Среди моряков он пользовался авто­ ритетом, считался общительным че­ ловеком с разносторонними интереса­ ми С РТ -282 ушел на повышение. С благодарностью вспоминаю быв ­ ш их старш их помощ ников К. С. Телова, братьев В. М. и П. М. Сусленко, И. Н. Козлова, старш их м ехани ков М. М. Тол­ мачева и С. П. Топчиева, рыбмастеров В. М. Мамаева, В. В. Железова и д р у ги х . С ними мне приш лось ж и т ь и работать долгие годы в напряженной , сложной обстановке, пройти трудны й п у ть про­ мысловика . Они познали себя, свою стойкость и выносливость , вписали мно ­ го славных страниц в историю своего орденоносного флота. Оглядываясь на свои прошедшие годы, уверенно говорю: мне нра­ вились море, капитанская работа. Ни­ когда не боялся ответственности, ко­ торая была возложена на меня, не жалел сил для выполнения поручен­ ного дела. Как учил отец. В. ДОРИЧЕВ, ветеран Мурманского тралового флота, капитан дальнего плавания. РЫБНЫЙМУРМАН 9 22 мая 1987 года С

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz