Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
яг Беседы старых капитанов Д О ВЕСНЫ 1941 ГОДА я никог да не бывал в Мурманске и не думал, что северный край русской земли, омываемый Баренцевым мо рем, да и само море сделаются для меня как бы второй родиной, привя жут к себе надолго — на всю после дующую жизнь, станут близкими и любимыми. И с того времени моя судьба как бы слилась воедино с судьбой Заполярья. Здесь прошли мои годы действительной военной службы, годы войны, годы зрелости и капитанского становления. Работая в Мурманском траловом флоте, я ос воил судоводительское и рыбацкое де ло. Это-то и определило мой жизнен ный путь. ...Сделаю небольшое отступление . Де ло в том , что я не вдруг стал моряком , родился и воспитывался далеко от мо ря в гл у хой деревне — в кре с тьян с кой семье. Отец мой был хлеборобом и поч ти всю свою ж и зн ь занимался сельским Хозяйством . Он ни ко гда не переступал поро г ш колы , был неграмотным , но не хотел , чтобы дети его были неучами. А нас у него было восемь. Он всегда го ворил, чтобы мы учились к а к следует, и всем нам дал возможность получить об разование, вывел в люди, к а к это ни трудно ему было. А работать нас при- ^УоЬВг- с семи-восьмилетнего возраста. Навсегда запомнились его слова: «Дети, любите труд , любите любую работу, к о то р ую придется выполнять вам в ж и з ни . Только в труде вы найдете для се бя счастье». Он не любил лодырей, лежебок. Бу дучи трудолюбивым человеком, он це нил это качество в д р у ги х , прививал его нам. Отец дал мне возможность о кончи ть семь классов средней ш колы , а в 1936 году я поступил в Вслико- У с тю гс ки й речной те хни кум . Проходить производственную лра ктин у пришлось на речны х судах в Северном и Сухон ском речны х пароходствах . За три лет ни х навигации я узнал специф и ку ра боты на водном транспорте . И нуж но прям о ска зать , что работа на речны х колесны х пароходах была трудная и связана со многими опасностями . От речника требовались мужество , стой- ность , отвага, дисциплина , организован ность , знание своей специальности . Уже в те годы я п р и вы к к ри тм у судовой ж и зн и , к трудной работе. Она не пу га ла меня. Наше молодое поколение уме ло переносить трудности , которые пре подносила нам ж и зн ь . Помню, летом 1937 года в порту А р х а н ге л ь с к у причалов и на рейдах я увидел морские суда. Вот тогда-то и появилась мечта поработать в море. Но мечта мечтой. А сбудется ли она? Тогда я еще не мог представить себе этого. В апреле 1940 года окончил те хни к ум и получил квалиф и кацию те хни ка - ^йоводителя, но поработать на речны х судах не пришлось : в мае призвали на действительную военную сл уж б у на Се верный флот. Оказался-то я на воен ном флоте, но... на корабли не попал: меня направили в м ор с кую авиацию и зачислили в ш кол у младших авиацион ны х специалистов (ШМАС). После о ко н чания ее весной 1941 года я получил специальности» — мастер по авиацион ным приборам и кислородному обору дованию . И вот в мае я впервые уви дел заполярный М урманск, куда при был из ШМАС с гр упп ой авиаторов. Моя дальнейшая служба началась в од ном из авиационны х полков . А в ию не — война. И т а к мне пришлось слу ж и ть в морской авиации — во 2-м гвар дейском Краснознаменном до осени 1942 года. Потом мне удалось перейти на боевые корабли . В авиации и на мо ре прошли годы войны . Это особый рас- сназ, и он не входит в тему моей бе седы... Г* РОЧНАЯ военная служба дли- ^ лась шесть с половиной лет. Только осенью 1 9 4 6 года меня де мобилизовали, а в январе 1 9 4 7 года я ушел в море матросом на рыболов ном траулере «Киров», на котором капитаном был К. JI. Бурков. Тогда никто меня не посылал в море. Я мог свободно устроиться работать на берегу или на речные суда. Но все му этому я предпочел море, штормо вую погоду и тяжелый рыбацкий труд. Сам себе выбрал профессию, сам определил путь в жизни и нашел любимое дело. И как бы ни приходи лось порой тяжело, переносил все, а это наполняло душу радостью жиз ни, ощущением счастья, трудового торжества. Ни тогда, ни позднее не раскаивался в своем выборе! В 1948 году после учебы я снова оказался на траулере «Киров», но уже в должности третьего штурмана. Капитан К. Л . Бурков научил меня судовождению и промысловому делу. Тогда я благодарил судьбу за то, что попал к такому опытному промысло вику, который был моим первым учи телем, первым наставником на мо стике рыболовного траулера. В январе 1949 года я ‘ пошел в море уж е вторым помощ ни ком напитана . По том я учился на к у р с а х ш турманов Дальнего плавания . После о кончания их стояния механизмов и ненадежности главно го дизеля. В июне 1954 года меня назначили капитаном РТ-81 «Коломна» — траулера довоенной отечественной построй ки . Я принял его из среднего ремонта и проработал на нем три года. Летом 1957 года поставили его в к а п и тальный ремонт. После него в январе 1958 года меня назначили на PT-282 «Алтай» — траулер польской построй ки , пришедший с новостроя. В послевоенные — пятидесятые и ше стидесятые годы рыболовный флот рос быстро. Приходили новые траулеры бор тового и нормового траления. Вместе с этим и люди на рыбном промысле то ж е росли. Т ЫСЯЧИ людей работали на ры боловных траулерах. Это были настоящие моряки — сильные ду хом, прямые, верные, смелые. Еже годно на флот приходили новые кад ры. В большинстве своем парни мо лодые, здоровые, работящие, скром- Тр удолюбие ключ к у с пе х у ■ июне 1952 года получил назначение старшим помощ ни ком на РТ-14 «Ста лин», которым командовал А . Я. Макла ков . В те годы к нему уж е пришла из вестность — он считался опы тным про мысловиком . Этому ка п и та н у было с уж - 8 ено сы грать выдающ ую ся роль в до- ыче рыбы и стать Героем социалисти ческо го Труда. Он принадлежал к лю дям, обладавшим неисчерпаемой ж и з ненной силой. О т а к и х принято говорить: «Это человек особой породы». После стахановско го траулера «Ста лин» мне довелось работать на поиско вы х и промы словы х судах в должности старпома с капитанами Г. С. Поповым, А. В. Щ у ки ны м и дру гим и . Продолжая совершенствовать свое мастерство, и зу чал промысловые районы Баренцева мо ря, перенимал от о пы тны х капитанов передовые методы ор ганизации труда. Все это пригодилось мне в дальнейшем. В те годы траловый флот не ждал «готовеньких» капитанов. Они росли непосредственно в море на промыс ле из старших помощников. Много таких специалистов появилось на мо стиках траулеров из старой «трал- флотовской гвардии». К числу таких относился Анатолий Васильевич Щу кин. Его морская биография начала складываться в 1 9 3 4 году, когда он поступил матросом в траловый флот. Молодому пареньку, выросшему на берегах Вычегды и Северной Двины, навсегда полюбилось суровое, беспо койное Баренцево море. Отнуда такое? Может, прочитанные к н и ги вселили в него любовь к мор с ким путешествиям или многоводные северные реки? Пожалуй , ни то, ни дру гое. Трудная деревенская ж и зн ь , посто янное недоедание заставили его искать к у с о к хлеба. И он нашел его в море на рыболовном траулере, работая на до быче и обработке рыбы . Вскоре моло дого, способного, трудолюбивого моря ка назначили боцманом. Но война пре рвала мирный труд . И Анатолий Ва сильевич стал солдатом. Молодой, му ж ественны й , сильный парень воевал с фашистами на центральны х фронтах, освобождал от врага страны Восточной Европы. А ко гда мир пришел на нашу землю, он снова вернулся в родной флот. Учеба на к ур са х ш турманов ма лого плавания . Третий , второй и стар ший пом ощ ни к капитана . Таи он про шагал все ш турм анские ступени , а осенью 1951 года принял под свое ко мандование поисковы й PT-6 «Кит». Он зарекомендовал себя смелым, решитель ным , требовательным капитаном . В 1953 году этот красивы й человек вы со ко го роста появился на мостике по исково го РТ-103 «Ковда», сменив ка п и тана Г. С. Попова. В то время я здесь был старпомом. А. В. Щукин действительно ока зался замечательным капитаном — строгим, взыскательным, а в жизни — доступным, заботливым, справед ливым, скромным человеком. Он бо лее полувека проработал в траловом флоте и сейчас продолжает трудить ся. В МАРТЕ 1 9 5 4 года наступила важная глава в моей жизни: меня назначили капитаном. Конеч ная цель, для которой меня учили в свое время, была достигнута. Одна ко я считал, что еще не созрел. Но руководители флота решили иначе. Первыми судами, на которых начи налась моя самостоятельная капитан ская работа, были старенькие дизель ные траулеры бортового траления РТ -55 «Кета» и РТ -48 «Севгосрыб- трест». Особенно памятен для меня «Сев- госрыбтрест». Я мучился на нем в б у к вальном смысле этого слова из-за не удовлетворительного те хниче с ко го со ные и, тут надо подчеркнуть, на читанные. Прибывали и новые командные кадры — специалисты, которые окончили высшие и средние морские учебные заведения. И это были за мечательные люди, грамотные, куль турные. Многие из них впоследствии заняли должности капнтанов-дирек- торов, главных и старших механиков. По рождению , по воспитанию , по на туре это были простые советские люди, мужественные парни . Они Хоро шо знали и любили прошлое и настоя щее советского народа, гордились его славными делами, героическими отца ми и дедами. Большинство из них на всю ж и зн ь связали себя с работой в море, с добычей и обработкой рыбы. Морская ж и зн ь — не гладкая доро га. Она полна ри с ка и напряжения . Разное встречалось на пу ти моряков: радости и огорчения , удачи и промахи. Но они знали цену тяжелому ры бац ко му труду и дружбе. Моряков отличала и сплоченность. Для большинства из них очень мно гое значили флотский порядок и обы чаи, тралфлотовскне традиции. Они бережно сохраняли их. Но чтобы молодого парня сделать х о рошим моряком , вы сококвалиф ициро ванным матросом, обучить морскому и рыбацкому делу, н уж но было немало сил приложить . В первую очередь это ложилось на бывалых матросов. Много раз я убеждался в том , ка кая это неоценимая сила — бывалый мат рос. Это тот, нто знал в совершенстве свою специальность, к то умел держать и глиц у в р у ка х и чинить сети, быстро и качественно разделывать рыбу. В слож ной обстановке он мог толково подска зать и молодому ш турману . А матрос- новичок чувствовал себя на палубе вдвое —втрое увереннее уж е о т того , что рядом с ним та кой надежный товарищ . На каждом траулере были та кие мо р я ки . А в целом на флоте их работали ты сячи . К числу их относился Нинолай Гаврилович Гредин. С ним мне при шлось ходить в море на трех траулерах . Этот бывалый , трудолюбивый м оря к про работал на флоте 35 лет. Награжден ор деном «Знак Почета». И З БЫ ВА ЛЫ Х , испытанных мо рем матросов с горящими от вагой сердцами и из вновь пришед ших людей на траулерах «Коломна» и «Алтай» мы создали стабильные трудовые экипажи. Однако это ’ вов се не значило, что к нам направля ли опытных, «готовых» моряков. На оборот — такие кадры редко оказы вались у нас. Помню, осенью 1954 года на РТ-81 «Коломна» направили молодого челове ка В. В. Ларионова, демобилизовавшего ся из армии . Еще до службы он полу чил профессию строителя. После сл уж бы он остался на Севере. О работе в море, а тем более о рыбацком деле он не имел представления. Но решил попробовать, испы тать свою судьбу. И вот первое испы тание — морская бо лезнь: появились головные боли. Но он держался , крепился , не слег в «лю- лю» и вместе со всеми работал. Рабо та излечила его и на «оморячивание» ушло не т а к много времени. Кто-то из бывалых моряков сказал ему: — Ты, Виктор , в тельняш ке родился. На это он ка к -то не обратил внима ния, а может, и не понял, о чем шла речь. С первых дней ему не понрави лись море и тяж елы й ры бац кий труд. Ка к-то во время шторма третий ш т ур ман А . Н. Башуров собрал свою вахту матросов в рулевой руб ке . В числе их был и Ларионов. — Ви ктор Васильевич, нравится вам работа в море? — спросил я. — Это первый и последний мой рейс, — ответил он. — Больше не пойду в море. Устроюсь на с тр ой ку или уеду домой. Но я уж е присмотрелся к новичну , оценил его и потому гназал: — Мы еще поработаем с вами! Сказав, та к , улыбнулся и похлопал его по плечу. Он ни куда не ушел с флота. Работал и учился в море. И в скором времени получил квалиф и кацию матроса пер вого класса. Он изучил орудия лова, про- мыслоеое дело. Из него получился от личный специалист, прекрасный рыбак. Уже на РТ-81 он работал мастером по добыче, а потом был направлен на PT- 282. Так он долгие годы работал на флоте. Накопив опыт, уже сам учил новичков . В 1958 году на траулер при шли молодые матросы Рыбин и Петро- нис. Он помог им в освоении морско го и ры бац ко го дела, и они в скором вре мени стали матросами первого класса. Сейчас Петронис — уважаемый чело век, по -прежнему работает на флоте. 1/ОМАНДНЫИ состав настойчиво “ учил молодых моряков, приви вал им Любовь к рыбацкой профес сии. Море — есть море. Иногда оно преподносило сюрпризы. Его нельзя терпеть — с ним нужно прожить. Главное в нашей профессии — лю бовь к морю, любовь к труду. А тру долюбие — ключ к успеху... Основной фигурой на промысловой палубе являются тралмейстеры. От них во многом зависит работа трау лера и удача на промысле. Всегда теплым словом вспоминаю старших мастеров Д. П. Пономарева и С. П. Качурина. Дмитрий Пономарев пришел на РТ -81 в июне 1 9 5 4 года мастером по добыче, а через год стал уже стар шим мастером. Отличался он исклю чительным трудолюбием, болел ду шой за свое дело и не уходил с па лубы до тех пор, пока не приводил орудия лова в исправное, уловистое состояние. С. П. Качурин был довольно серьез ный человек с гражданской зрелостью и пониманием партийно го долга. Он повседневно, постоянно совершенство вал свое мастерство, учился сам, учил своих помощ ников и матросов. За долгие годы работы в траловом флоте мне встретилось много опы тны х , отличны х моряков. Это были золотые надры предприятия . Они и тол ь ко они решали судьбу промысла, судьбу вы полнения государственных планов по добыче рыбы. Всегда добрым словом вспоминаю старшего помощника А. В. Бурова — капитана дальнего плавания, вто рого помощника В. П. Ткачука — штурмана дальнего плавания. Оба пришли на траулер «Алтай» в кон це декабря 1 9 6 2 года, когда он при был с переоборудования на жидкое топливо. Они оказали мне большую помощь в организации судовой' служ бы и труда. Люди, не схожие по складу характеров, но беззаветно пре данные делу, они сумели быстро най ти. как говорится, общий язык. Оба помощ ника оказались чудесными парнями , скромным и , м ужественными и грамотными судоводителями. Казалось, их достоинствам не было конца . Глав ное — они оказались работящими мо рянами. Я часто видел их на палубе — помогали чини ть сети, показывали мат росам, «как разделывать рыбу. Вскоре в ж и зн и В. П. Т ка ч у ка насту пил «звездный» час — его назначили капитаном . Упорства и энер гии у него хватило и на то, чтобы о кончи ть к о раблестроительный и нс ти ту т . Одно время он работал норабельным инже нером. В настоящее время А . В. Буров и В. П. Т к а ч у к продолжают тр уди ть ся. Первый — старшим помощ ником на БМРТ типа «Алтай», второй — ка п и таном БАТ «А. Торцев». Время от вре мени мы встречаемся... Нередко вспоминаю своего оывше- го старшего помощника Евгения 1 е- оргиевича Хабарова — опытного, тре бовательного, волевого судоводителя, справедливого, вдумчивого и энергич ного человека. Среди черт его ха рактера были и такие: самокритич ность и честность. Он никогда не бо ялся признать свои ошибки. На не го всегда можно было положиться. Среди моряков он пользовался авто ритетом, считался общительным че ловеком с разносторонними интереса ми С РТ -282 ушел на повышение. С благодарностью вспоминаю быв ш их старш их помощ ников К. С. Телова, братьев В. М. и П. М. Сусленко, И. Н. Козлова, старш их м ехани ков М. М. Тол мачева и С. П. Топчиева, рыбмастеров В. М. Мамаева, В. В. Железова и д р у ги х . С ними мне приш лось ж и т ь и работать долгие годы в напряженной , сложной обстановке, пройти трудны й п у ть про мысловика . Они познали себя, свою стойкость и выносливость , вписали мно го славных страниц в историю своего орденоносного флота. Оглядываясь на свои прошедшие годы, уверенно говорю: мне нра вились море, капитанская работа. Ни когда не боялся ответственности, ко торая была возложена на меня, не жалел сил для выполнения поручен ного дела. Как учил отец. В. ДОРИЧЕВ, ветеран Мурманского тралового флота, капитан дальнего плавания. РЫБНЫЙМУРМАН 9 22 мая 1987 года С
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz