Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
• Пропагандист: обсуждаем проект ЦК КПСС • ВСТРЕЧА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» т а : С ИНТЕРЕСОМ встретили в партийных организа циях, в трудовых коллекти вах проект ЦК КПСС о пе рестройке политического и экономического образова ния. Существующая система учебы давно уже вызывала вполне справедливые нарека ния со стороны слушателей и пропагандистов. Задан- ность форм, засушенноеть занятий, отрыв их от жизни, абстрактность и многое дру гое мешали людям относить ся к марксистско-ленинско му образованию как к живо В ПАРТКОМЕ УПРАВЛЕНИЯ «СЕВРЫБХОЛОДФЛОЬ му, творческому и действи тельно необходимому делу, Новый проект дает возмож ность . воспитывать у трудя щихся способность мыслить диалектически, критически оценивать конкретные ситуа ции жизни. На ряде предприятий пар тийные комитеты провели встречи за «круглым сто лом», чтобы дать людям воз можность откровенно выска зать свои мысли по пере стройке учебы, внести кон кретные предложения по ее совершенствованию. Такой же «круглый стол» состоялся в минувшую пятницу в уп равлении «Севрыбхолод- флот». Во встрече участво вали: секретарь парткома А. Н. Кравченко, инженер ОТиЗа А. М. Зимовейсков, главный инженер флота А. С. Свистунов, инструктор профкома Е. А. Панфилов, зав. кабинетом политпросве щения Т. Г. Климова, капи тан УПС «Кола» В. К- По пов, зам. секретаря партко ма В. С. Брезгин, первый по мощник капитана плавбазы «Виктор Кингисепп» В. В. Баранов, первый помощ ник капитана • плавбазы «Профессор Баранов» Ю. А. Митрофанов, первый помощ ник капитана УПС «Кола» Э. М. Муравьев, начальник коммерческого отдела фло та В. П. Иваненко, зам. се кретаря комитета ВЛКСМ Ю. Сидельников, секретарь комитета BJ1KQM А. Быков, капитан «Компаса» И. Б. Федоров и другие. ПРОЩ Е И БЛИЖ Е К Ж И ЗНИ Кравченко: — Можно мнот го раз перестраивать учебу, но если флот, страна не по лучат от этого реальной от дачи, следовательно, мы в чем-то сильно недорабатыва ем. А просчетов у нас, к со жалению, немало, хотя бы в подготовке командных кад ров. Как показала аттестация, не все капитаны, пропаганди сты могут сегодня толково, грамотно, рассказать, к приме- Считаем необхо димым предусмот реть в учебных про граммах больше времени для само стоятельной работы и изучения перво источников. Больше внимания на заня тиях надо уделять конкретным вопро сам экономического развития флота в новых условиях хо зяйствования и са мофинансирования. л . КРЫЛОЗ, первый помощник капи тана ТР «Роза -Люксем бург». ру, об экономических показа телях работы флота. Проект ЦК КПСС предоставляет нам свободу действий, выбора- Да вайте вместе подумаем, как сделать политическую и эко номическую учебу по-настоя щему живой, творческой, как сломать устоявшиеся стерео типы. Зимовейсков: — В проекте есть интересные мысли по перестройке экономической учебы. Думаю, надо создать единое подразделение на фло те, способное стать центром экономического образования. К примеру, при отделе кад ров. Таким образом, мы сможем избежать разобщенности в действиях, повторения про грамм. Легче будет укрепить и материально-техническую ба зу учебы. Единый центр будет осуществлять контроль за учебой, самостоятельно разра батывать программы, не до жидаясь указаний сверху. Мы сможем повысить спрос на местах, контролировать изуче ние тем, больше призязызать их к нашим проблемам. Ду маю, в новых программах больше внимания надо уделять вопросам культуры производ ства, быта, другим человече ским проблемам. Вопрос: — Войдет ли в предполагаемый центр совет по экономическому образова нию флота? И будет ли этот центр заниматься вопросами подготовки кадров? Ответ: — Разумеется. Как сказано в проекте ЦК КПСС, «следует соединить массовую экономическую учебу с про фессиональной, включить ее в госудврственную систему по вышения квалификации и пе реподготовки кадров». Свистунов: — Сегодня я го ворю как ректор флотского народного университета тех нико-экономических знаний- Учитывая то, что флот рабо тает в новых условиях хозяй ствования и проблем здесь у нас немало, считаю необходи мым тщательно продумать те матику занятий, с тем чтобы повысить к ним интерес и улучшить подготовку слуша телей. Надо отметить, что мно гие из них на собеседованиях показывают еще слабые зна ния по экономике. Больший упор в работе университета следует делать не изучение экономических вопросов. И таким образом помогать фло ту в подготовке компетентных специалистов. На сегодняшний день в нашем распоряжении два пособия — «Стратегия — ускорение» и «Интенсифика ция производства». Считаю, что нам больше подходит вто рое. Именно здесь вскрыза- Для повышения интереса слушате лей к учебе надо обеспечить их мето дическими пособия ми, учебниками, на писанными доход чивым, живым язы ком, с примерами и иллюстрациями. А. ПОСКРЕБКИН, пропагандист ТР «Север ный ветер»* ются главные рычаги ускоре ния, материал изложен доход чиво. Вопрос: — Не считаете ли вы, что главная наша беда в том, что людям подчас неин тересны ваши лекции? Ответ: — Причина, на мой взгляд, в том, что слушателям не всегда понятен язык лек торов, излишняя академич ность изложения. Учить эко номике надо с азов, объясне ния порой элементарных ис тин: что такое производи тельность труда, фондоотдача, качество и т. п. Больше вни мания следует уделять сред нему звену — ЙТР. Именно они — непосредственные ис- Повышение эко* номических, поли тических знаний следует считать од ним из основных по казателей коллек тивных, индивидуа льных социал исти- ческих обяза тельств. Моряки учебного судна «Комиссар Полухин». полнители, прою дни ки в жизнь экономической полити ки партии. Наша задача — перестроить умы на -экономи ку, причем конкретную. Кравченко: — Думается, в этом есть рациональное зер но. Действительно, экономиче ские ошибки рабочего стоят рубли, у ИТР — цена им до роже. Панфилов: — Как .правило, мы слишком поздно получаем программы для занятий. Надо самим определяться с темати кой, чтобы пропагандисты уже летом знали, что будет изу чаться в школах, семинарах в новом учебном году. Следоза- тельно, заранее следует поза ботиться о литературе, филь мах, пособиях и т. п. Надо ак тивизировать экономическую учебу, отходить от «исто лек ционной формы работы. Д у мается, обязательна оценка экономических знаний работ ника при его квалификации, аттестации. Плохо мы еще ис пользуем возможности сту дии звукозаписи. Ведь лекции многих специалистов флотов можно записать на магнито фонные пленки и передать их на суда. На флотах техниче ских средств хватает, но на стало вре\\я создать единый пункт по их ремонту, необхо димы нам видеомагнитофоны, множительная техника. Попов: — Видеотехника, ко нечно, хорошо. Но мы забыва ем о тех же простейших пла катах, с помощью которых з простой и доступной форме можно напомнить людям, сколько, например, стоит 1 тонна топлива, картонный ящик, бочка и т. п- Такие пла каты обязательно должны быть яркими, красочными, бросаю щимися в глаза. Брезгнн: — Что-то мы забы ли о политучебе. А это ведь одна из ферм формирования классовой закалки моряка. На этот счет в проекте есть очень интересные, на мой взгляд, моменты. Кстати, многие флот ские пропагандисты предлага ют объединить политическую и экономическую учебу. И в этом есть смысл. Думается, это приемлемо на судах. Счи таю, что перерыв в учебе де лать нецелесообразно. За зи му судовые пропагандисты не успевают глубоко проработать курс. Перерывы в учебе сби вают ритм, настрой. Матери ально-техническая база учебы сегодня несовершенна. При митивные диапроекторы дав но изжили себя, а видеомагни тофоны мы будем иметь не скоро. Где же выход? Баранов: — Здесь предла гали соединить экономическую и политическую учебу* Смыс ла в этом не вижу. К нам при ходит много новичков, не об ладающих даже минимальны ми знаниями по экономике. Их приходится учить с азов, что бы они. хотя бы представляли, с точки зрения экономики, чего стоит их-труд. Замечаю, что в. последнее время тех ническая учеба у нас оторвана от жизни. Ее надо соединить с экономическим образовани ем. Политическая учеба также не должна иметь «каникул». Экипажи у нас в основном мо лодые, работают в инпортах. Людей надо воспитывать в идеологическом плане. Митрофанов: — Система учебы на плавбазах очень гро моздка. Для ее упрощения, для повышения качества об разования предлагаю соеди нить экономическую и техни ческую учебу. Так мы во многом решим и проблему пропагандистов. Не секрет, что на судах их не хватает. Надо улучшать учебу самих пропагандистов, стараться за креплять их за судами, хотя это и трудно. Политическое и экономическое образование должно стать проще и ближе к жизни- Кравченко: — Уверен, что объединять экономическую и политическую учебу нельзя. Правильно говорится в проек те, у нас ироцвгтает школяр ство и начетничество. Мы ото шли от глубокого изучения ленинских работ, а ведь они помогают нам постигать сего дняшние проблемы. Иваненко: — В проекте за тронуты многие вопросы, да же социальные. И это очень важно. Пропагандисты зача стую . испытывают трудности с методической подготовкой. Одной заведующей кабинетом политпросвещения помочь им нелегко. А - что если нам со здать центр из ведущих спе циалистов, способных дать консультацию по любому воп росу? Надо, чтобы пропаган дисты повышали свое мастер ство с отрывом от производ ства. Одно-, двухдневных се минаров недостаточно. Дума ется, упор надо делать на двухнедельные курсы гфопа- гандистов. Брезгнн: —„ Согласен. И при Дома политпросвещения про думать систему индивидуаль ных консультаций для пропа гандистов. Быков: — Уверен, что не надо отделять * комсомольцев от других слушателей. И со здавать на судах комсомоль ские школы смысла нет. Про сто нужно больше использо вать активные формы обуче ния: политклубы, дискуссии, деловые йгры. Кравченко: — Наши недо статки в основном идут от внутренней организации. Посо бия, -которыми мы располага- "'ем , сухи, заштампованны. Мно гое в учебе зависит от талан та пропагандиста. И надо та ких людей искать, не загру жать их другими поручениями, всячески поощрять за их не легкий труд. Нельзя превра щать учебу в заседания. Нуж но смелее использовать актиз- ные фермы обучения. В бли жайшие дни мы проанализиру ем все предложения, прозву чавшие на партийных собра ниях, поступившие с судоз, по улучшению политического и экономического образования. И, думаю, придем к соответ ствующим выводам. Вот такой разговор состоялся за «круглым столом» в парт коме управления «Севрыбхолодфлот». Цель его — коллектив ными усилиями найти такие формы учебы, которые бы поста вили заслон скуке, формализму и которые бы приблизили уче бу к жизни, ее актуальным проблемам. Будем надеяться, что за словом последует дело и мысли, высказанные сегодня про пагандистами флота, не останутся на бумаге, а помогут моря кам стать настоящими специалистами своего дела,, заинтересо ванными хозяевами жизни, людьми идейно закаленными, актив- ными. - Беседу записала Л. ЛОПАТКО. рыбный мурман 22 мая 1987 года +
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz