Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

• Пропагандист: обсуждаем проект ЦК КПСС • ВСТРЕЧА ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» т а : С ИНТЕРЕСОМ встретили в партийных организа­ циях, в трудовых коллекти­ вах проект ЦК КПСС о пе­ рестройке политического и экономического образова­ ния. Существующая система учебы давно уже вызывала вполне справедливые нарека­ ния со стороны слушателей и пропагандистов. Задан- ность форм, засушенноеть занятий, отрыв их от жизни, абстрактность и многое дру­ гое мешали людям относить­ ся к марксистско-ленинско­ му образованию как к живо­ В ПАРТКОМЕ УПРАВЛЕНИЯ «СЕВРЫБХОЛОДФЛОЬ му, творческому и действи­ тельно необходимому делу, Новый проект дает возмож­ ность . воспитывать у трудя­ щихся способность мыслить диалектически, критически оценивать конкретные ситуа­ ции жизни. На ряде предприятий пар­ тийные комитеты провели встречи за «круглым сто­ лом», чтобы дать людям воз­ можность откровенно выска­ зать свои мысли по пере­ стройке учебы, внести кон­ кретные предложения по ее совершенствованию. Такой же «круглый стол» состоялся в минувшую пятницу в уп­ равлении «Севрыбхолод- флот». Во встрече участво­ вали: секретарь парткома А. Н. Кравченко, инженер ОТиЗа А. М. Зимовейсков, главный инженер флота А. С. Свистунов, инструктор профкома Е. А. Панфилов, зав. кабинетом политпросве­ щения Т. Г. Климова, капи­ тан УПС «Кола» В. К- По­ пов, зам. секретаря партко­ ма В. С. Брезгин, первый по­ мощник капитана плавбазы «Виктор Кингисепп» В. В. Баранов, первый помощ­ ник капитана • плавбазы «Профессор Баранов» Ю. А. Митрофанов, первый помощ­ ник капитана УПС «Кола» Э. М. Муравьев, начальник коммерческого отдела фло­ та В. П. Иваненко, зам. се­ кретаря комитета ВЛКСМ Ю. Сидельников, секретарь комитета BJ1KQM А. Быков, капитан «Компаса» И. Б. Федоров и другие. ПРОЩ Е И БЛИЖ Е К Ж И ЗНИ Кравченко: — Можно мнот го раз перестраивать учебу, но если флот, страна не по­ лучат от этого реальной от­ дачи, следовательно, мы в чем-то сильно недорабатыва­ ем. А просчетов у нас, к со­ жалению, немало, хотя бы в подготовке командных кад­ ров. Как показала аттестация, не все капитаны, пропаганди­ сты могут сегодня толково, грамотно, рассказать, к приме- Считаем необхо­ димым предусмот­ реть в учебных про­ граммах больше времени для само­ стоятельной работы и изучения перво­ источников. Больше внимания на заня ­ тиях надо уделять конкретным вопро­ сам экономического развития флота в новых условиях хо­ зяйствования и са­ мофинансирования. л . КРЫЛОЗ, первый помощник капи­ тана ТР «Роза -Люксем­ бург». ру, об экономических показа­ телях работы флота. Проект ЦК КПСС предоставляет нам свободу действий, выбора- Да­ вайте вместе подумаем, как сделать политическую и эко­ номическую учебу по-настоя­ щему живой, творческой, как сломать устоявшиеся стерео­ типы. Зимовейсков: — В проекте есть интересные мысли по перестройке экономической учебы. Думаю, надо создать единое подразделение на фло­ те, способное стать центром экономического образования. К примеру, при отделе кад­ ров. Таким образом, мы сможем избежать разобщенности в действиях, повторения про­ грамм. Легче будет укрепить и материально-техническую ба­ зу учебы. Единый центр будет осуществлять контроль за учебой, самостоятельно разра­ батывать программы, не до ­ жидаясь указаний сверху. Мы сможем повысить спрос на местах, контролировать изуче­ ние тем, больше призязызать их к нашим проблемам. Ду­ маю, в новых программах больше внимания надо уделять вопросам культуры производ­ ства, быта, другим человече­ ским проблемам. Вопрос: — Войдет ли в предполагаемый центр совет по экономическому образова­ нию флота? И будет ли этот центр заниматься вопросами подготовки кадров? Ответ: — Разумеется. Как сказано в проекте ЦК КПСС, «следует соединить массовую экономическую учебу с про­ фессиональной, включить ее в госудврственную систему по­ вышения квалификации и пе­ реподготовки кадров». Свистунов: — Сегодня я го­ ворю как ректор флотского народного университета тех­ нико-экономических знаний- Учитывая то, что флот рабо­ тает в новых условиях хозяй­ ствования и проблем здесь у нас немало, считаю необходи­ мым тщательно продумать те­ матику занятий, с тем чтобы повысить к ним интерес и улучшить подготовку слуша­ телей. Надо отметить, что мно­ гие из них на собеседованиях показывают еще слабые зна­ ния по экономике. Больший упор в работе университета следует делать не изучение экономических вопросов. И таким образом помогать фло­ ту в подготовке компетентных специалистов. На сегодняшний день в нашем распоряжении два пособия — «Стратегия — ускорение» и «Интенсифика­ ция производства». Считаю, что нам больше подходит вто­ рое. Именно здесь вскрыза- Для повышения интереса слушате­ лей к учебе надо обеспечить их мето­ дическими пособия­ ми, учебниками, на­ писанными доход­ чивым, живым язы­ ком, с примерами и иллюстрациями. А. ПОСКРЕБКИН, пропагандист ТР «Север­ ный ветер»* ются главные рычаги ускоре­ ния, материал изложен доход­ чиво. Вопрос: — Не считаете ли вы, что главная наша беда в том, что людям подчас неин­ тересны ваши лекции? Ответ: — Причина, на мой взгляд, в том, что слушателям не всегда понятен язык лек­ торов, излишняя академич­ ность изложения. Учить эко­ номике надо с азов, объясне­ ния порой элементарных ис­ тин: что такое производи­ тельность труда, фондоотдача, качество и т. п. Больше вни­ мания следует уделять сред­ нему звену — ЙТР. Именно они — непосредственные ис- Повышение эко* номических, поли­ тических знаний следует считать од­ ним из основных по­ казателей коллек­ тивных, индивидуа­ льных социал исти- ческих обяза­ тельств. Моряки учебного судна «Комиссар Полухин». полнители, прою дни ки в жизнь экономической полити­ ки партии. Наша задача — перестроить умы на -экономи­ ку, причем конкретную. Кравченко: — Думается, в этом есть рациональное зер­ но. Действительно, экономиче­ ские ошибки рабочего стоят рубли, у ИТР — цена им до­ роже. Панфилов: — Как .правило, мы слишком поздно получаем программы для занятий. Надо самим определяться с темати­ кой, чтобы пропагандисты уже летом знали, что будет изу­ чаться в школах, семинарах в новом учебном году. Следоза- тельно, заранее следует поза­ ботиться о литературе, филь­ мах, пособиях и т. п. Надо ак­ тивизировать экономическую учебу, отходить от «исто лек­ ционной формы работы. Д у ­ мается, обязательна оценка экономических знаний работ­ ника при его квалификации, аттестации. Плохо мы еще ис­ пользуем возможности сту­ дии звукозаписи. Ведь лекции многих специалистов флотов можно записать на магнито­ фонные пленки и передать их на суда. На флотах техниче­ ских средств хватает, но на­ стало вре\\я создать единый пункт по их ремонту, необхо­ димы нам видеомагнитофоны, множительная техника. Попов: — Видеотехника, ко ­ нечно, хорошо. Но мы забыва­ ем о тех же простейших пла­ катах, с помощью которых з простой и доступной форме можно напомнить людям, сколько, например, стоит 1 тонна топлива, картонный ящик, бочка и т. п- Такие пла­ каты обязательно должны быть яркими, красочными, бросаю­ щимися в глаза. Брезгнн: — Что-то мы забы­ ли о политучебе. А это ведь одна из ферм формирования классовой закалки моряка. На этот счет в проекте есть очень интересные, на мой взгляд, моменты. Кстати, многие флот­ ские пропагандисты предлага­ ют объединить политическую и экономическую учебу. И в этом есть смысл. Думается, это приемлемо на судах. Счи­ таю, что перерыв в учебе де­ лать нецелесообразно. За зи­ му судовые пропагандисты не успевают глубоко проработать курс. Перерывы в учебе сби­ вают ритм, настрой. Матери­ ально-техническая база учебы сегодня несовершенна. При­ митивные диапроекторы дав­ но изжили себя, а видеомагни­ тофоны мы будем иметь не­ скоро. Где же выход? Баранов: — Здесь предла­ гали соединить экономическую и политическую учебу* Смыс­ ла в этом не вижу. К нам при­ ходит много новичков, не об­ ладающих даже минимальны­ ми знаниями по экономике. Их приходится учить с азов, что­ бы они. хотя бы представляли, с точки зрения экономики, чего стоит их-труд. Замечаю, что в. последнее время тех­ ническая учеба у нас оторвана от жизни. Ее надо соединить с экономическим образовани­ ем. Политическая учеба также не должна иметь «каникул». Экипажи у нас в основном мо­ лодые, работают в инпортах. Людей надо воспитывать в идеологическом плане. Митрофанов: — Система учебы на плавбазах очень гро­ моздка. Для ее упрощения, для повышения качества об­ разования предлагаю соеди­ нить экономическую и техни­ ческую учебу. Так мы во многом решим и проблему пропагандистов. Не секрет, что на судах их не хватает. Надо улучшать учебу самих пропагандистов, стараться за­ креплять их за судами, хотя это и трудно. Политическое и экономическое образование должно стать проще и ближе к жизни- Кравченко: — Уверен, что объединять экономическую и политическую учебу нельзя. Правильно говорится в проек­ те, у нас ироцвгтает школяр­ ство и начетничество. Мы ото­ шли от глубокого изучения ленинских работ, а ведь они помогают нам постигать сего­ дняшние проблемы. Иваненко: — В проекте за­ тронуты многие вопросы, да­ же социальные. И это очень важно. Пропагандисты зача­ стую . испытывают трудности с методической подготовкой. Одной заведующей кабинетом политпросвещения помочь им нелегко. А - что если нам со­ здать центр из ведущих спе­ циалистов, способных дать консультацию по любому воп­ росу? Надо, чтобы пропаган­ дисты повышали свое мастер­ ство с отрывом от производ­ ства. Одно-, двухдневных се­ минаров недостаточно. Дума­ ется, упор надо делать на двухнедельные курсы гфопа- гандистов. Брезгнн: —„ Согласен. И при Дома политпросвещения про­ думать систему индивидуаль­ ных консультаций для пропа­ гандистов. Быков: — Уверен, что не надо отделять * комсомольцев от других слушателей. И со­ здавать на судах комсомоль­ ские школы смысла нет. Про­ сто нужно больше использо­ вать активные формы обуче­ ния: политклубы, дискуссии, деловые йгры. Кравченко: — Наши недо­ статки в основном идут от внутренней организации. Посо­ бия, -которыми мы располага- "'ем , сухи, заштампованны. Мно­ гое в учебе зависит от талан­ та пропагандиста. И надо та­ ких людей искать, не загру­ жать их другими поручениями, всячески поощрять за их не­ легкий труд. Нельзя превра­ щать учебу в заседания. Нуж­ но смелее использовать актиз- ные фермы обучения. В бли­ жайшие дни мы проанализиру­ ем все предложения, прозву­ чавшие на партийных собра­ ниях, поступившие с судоз, по улучшению политического и экономического образования. И, думаю, придем к соответ­ ствующим выводам. Вот такой разговор состоялся за «круглым столом» в парт­ коме управления «Севрыбхолодфлот». Цель его — коллектив­ ными усилиями найти такие формы учебы, которые бы поста­ вили заслон скуке, формализму и которые бы приблизили уче­ бу к жизни, ее актуальным проблемам. Будем надеяться, что за словом последует дело и мысли, высказанные сегодня про­ пагандистами флота, не останутся на бумаге, а помогут моря ­ кам стать настоящими специалистами своего дела,, заинтересо­ ванными хозяевами жизни, людьми идейно закаленными, актив- ными. - Беседу записала Л. ЛОПАТКО. рыбный мурман 22 мая 1987 года +

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz