Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
Почтовый ящик «РМ» Предложение По примеру южан D ГАЗЕТЕ «Труд» была опубликована статья «Те лефон помощи — «05». В ней шел разговор о том, что в Евпатории4 для обслуживания населения введено интерес ное новшество. Там организо вана централизованная диспет черская служба, которая мо жет помочь горожанам в ре шении многих бытовых проб лем. Почему бы представителям от нашего города не съездить за опытом к южанам и не наладить подобное у нас? В. КАЧМАЗОВА, мурманчанка. Предложение автора письма заинтересовало горком КПСС и гориспол ком . Еще в 1979 го* ^ГД У гориспол ком предпринимал ' п о пы т к у ор ганизовать единую диспе тчерскую и оперативную сл уж б у жилищ но -комм уналь ны х органов , находящихся на территории города. Однако ве домственная разобщенность не позволила тогда воплотить за мысел в ж и зн ь . Теперь решением этого воп роса занимается производст венно-жилищное управление горисполкома . В ближайшее время будет организована опе ративно -диспетчерская ава рийная служба, под контролем которой окаж е тся экспл уа та ция ж ило го фонда. Она будет • вести кр у гло суточное д еж ур с т во, осуществляя прям ую связь с аварийными службами горо да. Уже есть штатное расписа ние, идет подбор кадров. Об -о ткры тии оперативно-диспет черской службы и номере ее телефона будет сообщено в газетах . " Снимки в конверте В открытом море и на припайном льду . Фото И. ЯЩЕРИЦЫНА. ass Точка зрения Нуженлипогрузчикна«Сибнрях»? Большое значение в пере стройке имеет внедрение но вой техники, механизация руч ного труда* Именно об этом у нас на транспортном реф рижераторе «Пионер Мурма на» сейчас идет деловой, прин ципиальный разговор, так как большинство членов экипажа считают, что введение на су дах типа «Сибирь» погрузчи ков для производства грузо вых операций в трюмах и твиндеках — веление време ни. Вначале несколько строк из истории внедрения погрузчи ков на нашем судне, которая длится уже восемь лет! В 1978 году на судне был построен гаоаж для погруз чиков и начался эксперимент. В 1979 году в очередном рей се на борту была компетент ная комиссия, она занималась работой- по внедрению по грузчиков, но что-то не ла дилось. К тому же ввиду {стечения обстоятельств в свежую погоду в море при погрузке переворачиваются электрокары типа «Балканкер». Комиссия и администрация судна считают, что экспери мент не удался, пишут акты и дело закрывают. Потом бы ло еще несколько безынициа тивных попыток, которые не дали результатов. В 1983 году во время пла нового ремонта на заводе си лами экипажа в трюмах были сделаны металлические на стилы, что благоприятствовало работе погрузчиков. Однако и здесь были очередные про счеты: забыли сделать такие же настилы в твиндеках (нет их и сейчас). В 1984 году мы вышли в рейс, имея на борту два элек трокара и один дизельный по грузчик, но без фильтра-ката лизатора. Попробовали рабо тать и удивились, оказывает ся, можно, не напрягаясь, ка рами грузить рыбопродукцию в два «шара», то есть одну РЫБНЫЙМУРМАН треть трюма ори любой пого де. Тогда же на судне появля ется группа энтузиастов во гла ве со вторым помощником капитана Н. А. Сосниным, ко торому, кстати, пришлось вы нести много упреков за ини циативу и «снизу», и «свер ху». Но тем не менее уже в 1985 году ими были продума ны способы погрузки соленой продукции, рыбмуки, пресер вов и консервов с помощью универсального поддона по грузчиками. Однако и это пер спективное начинание не по лучило поддержки, не было продолжено, так как админи страция судна не была заин тересована, а многие энтузи асты ушли в отпуск и затем попали на другие суда. Кроме того, имеющимися погрузчи ками можно было работать только на одну «точку», по тому что требовалась посто янная подзарядка, а дизель ными карами работать нельзя. Они — без фильтра от вы хлопных газов. В 1986 году управление вы делило нам еще два электро кара, но они оказались без захватов и сейчас неработо способны. В начале 1987 го да, благодаря усилиям одно го из энтузиастов, рефмехани- ка В. А. Долгова, судно по лучило еще один дизельный погрузчик и два фильтра-ка тализатора. Однако моряков волнует: облегчится ли труд их, будут ли погрузчики вне дрены? Об этом шел разговор на одном из профсоюзных со браний. Правильно сказал второй ме ханик Н. Ф. Ильин: «Чем бы стрее мы решим вопрос о внедрении погрузчиков и пе рейдем фактически, а не на бумагах на пакетирозанные перевозки, тем больше прине сем пользы флоту». И это действительно так. Ведь почти все европейские страны пере возят рыбопродукцию только пакетами. Такой способ облег чает труд тысяч людей и обе спечивает более надежную со хранность груза. Рефмеханик В. А. Долгов по этому пово ду отметил: «Никому хуже не станет, если бочки с соленой продукцией дойдут до потре бителя в целости и сохранно сти на поддоне, нежели рос сыпью, но с разбитыми до нышками и без тузлука». Нельзя здесь не привести и мнение капитана-директора A. П. Таратынкина: «Я тоже за облегчение труда. Админи страция делапа все для того, чтобы погрузчики работали. Однако наше судно предназ начено для загрузки вручную, так быстрее и полнее исполь зуется емкость трюмов. Кро ме того, я не пойду на нару шение техники безопасности, тек как данные погрузчики во время качки могут перевер нуться, и возможны жертвы». Что ж, отчасти это утвержде ние верно, но ведь случаи опрокидывания погрузчиков были всего два раза и то при попытке «забивать третий шар». Старший электромеханик B. С. Кузьмин считает: «Я то же «за», но этот вопрос нам с вами не решить...» и, как спе циалист, работавший ранее на судах типа «Карл Либкнехт», перечислил ряд трудностей, с которыми будет связано вне дрение погрузчиков. Никто не отрицает, что все новое рождает-; я с трудом. Хватает еш.е у нас на флоте и бюрократов, и волокитчи ков, но ведь они — невы сокий барьер для тех, кто за прогресс, за механизацию руч ного труда. К то ал у же у нас сейчас идет сокращение шта тов, и внедрение погрузчиков дало бы возможность выпол нять ту же работу, ко с мень шим количеством людей. С. ЖИЛЯЕЗ, электрик управления «Сев- рыбхолодфлот». ------- Читатель ставит проблему ----- Где рыбаку достать рыбу? Действительно, где моряк может купить вяленого окуня, копченого палтуса — той про дукции, что сотнями тони он изготавливает в рейсе? Той самой продукции, что к неко торым конторам подвозят на машинах и продают прямо в кабинетах. Предвижу возражение: мо ряк может по отпускному удостоверению приобрести в магазине спецобслуживания десять килограммов рыбо продуктов повышенного спро са, то бишь обычного дефи цита (как мы стали стесняться этого слова!). Ой ли? Действительно, де сять килограммов в год мо ряку положены. А имеет ли он возможность реализовать это право? Из десяти кило граммов дают только два. В прейскуранте при этом охла дит аппетит слово «или»: или два килограмма того про дукта, или два другого, но ни в коем случае того и друго го вместе. А остальные во семь килограммов бери из ассортимента свободной про дажи, зачастую из залежало го. Более того. Уходя в отпуск за два, за три года, моряк имеет право купить лишь ко личество рыбы, положенное ему за один год, те же два килограмма «или—или». А ведь каждый год рыба на не го выделяется. Куда она уп лывает? Пожалуй, каждому мурман чанину знаком вопрос, отрав ляющий отдых за пределами области: «А где рыба?» Хоть не говори, что ты из Мурман ска! . И если досужие пенси онеры могут заранее обеспе чить в достаточном количест ве уезжающую на отдых се мью, то рыбаку в отпуске можно спастись от желающих попробовать рыбки разве что сокрытием своей профессии. Ну, а коль чувствует моряк, что и это не удастся, то гото вится к отпуску еще в море. Возмутитесь? Скажете, вы гораживаю несунов? Вовсе нет. Несунов не защищаю. А выскажу то, что еще несколь ко лет назад посчиталось бы крамолой. Предлагаю не запрещать. А разрешить. Да, именно разрешить поку пать моряку на судне вылов ленную им же рыбу. Захотел угостить рыбным деликатесом родственников — подал заяв ление капитану: «Прошу про дать мне столько-то кило граммов из улова». Старпом (или кто тач\ еще) сделает ему расчет по госцене. Сумму вы чтут из зарплаты. Знаю, чем можно ударить по моему предложению. Тем самым запрещающим при казом, который зиждется на сомнительной почве: «...ввиду возможности отравления из-за несоблюдения технологии». Так скажу я вам, не помню ни одного случая, чтобы кто- то оправился. И своя домо- ро... простите, судорощекная технология ничуть не уступа ет рыбокомбинатовской. А в отдельных случаях пищевая промышленность и угнаться не может за судовыми умель цами. Пробовали вы рулет палтуса? С перчиком, с чес ночком, с лазиушкой, с солью скрученный, увязанный и вы держанный в холодильнике? Кто отведызэл, тот пальчики облизывал. А вяленую кревет ку? Креветку жареную и за консервированную в смальце? Не ищите этих наименований на прилавках. Такой продук цией могут только рыбаки угостить... с риском опреде ленных изменений в биогра фии. Кое-кто ухмыльнется. Де скать, знакомо автору. Да, знакомо, всем знакомо, не будем закрывать глдза. Ска ж у больше. Только какой-то процент вынужденных несу нов попадается — давайте смотреть правде в глаза. Да, государство несет от этого убытки, несмотря ни на какие репрессивные меры рыбопро мышленной администрации и правоохранительных органов. И именно потому, что легче подмахнуть строжайший при каз и перепоручить это дело ОБХСС, чем рассмотреть про блему в свете перестройки. А перестройка, она требует гиб кого мышления и работы, от каза от закостенелой традици онности. Уверяю, отмена запрета только прибылью обернется, и немалой. Все без исключения моряки, с кем мне пришлось разговаривать, в один голос заявили, была бы возмож ность купить, не тащили бы. Не согласитвся нельзя. Кто станет рисковать, если будет возможность заплатить день ги, и притом по безналичному расчету, и без страха нести купленное? Вернемся к продукции соб ственного изготовления. Да потому и возникает вероят ность ее недоброкачественно сти, что умельцам приходит ся вялить-жарить порой тайком от судового командо вания. А если разрешить и де же создать .условия (да, да, создать условия) да еще кон тролировать соблюдение норм, то вовсе никакой опасности не возникнет. А разве рыба ки - любители сдают свой улов в производственные це ха на копчение и соление? Бдительные администраторы сейчас же заявят: «Никак нельзя допустить такого! Ста нут заниматься самодеятель ностью в ущерб работе». Нет, не станут. А вот досуг в море интереснее станет. После же рейса возь мет моряк не более того, что берет. Неоправданные запре ты и подозрения только со здают круговую поруку. А в условиях новых веяний хапугу всегда одернут товарищи. За рвется — коллектив КТУ сни зит. И стоит специалистам кое- что позаимствовать у кустарей. Уже хотя бы для того, что бы не перэБОДить ценного морского ра жа в почти без вкусную белую массу ценой более двух рублей за малень кую баночку. Строгие приказы, умень шение количества визирован ных специалистов, так нужных флоту, часть статистической преступности, излишние хлопо ты милиции — все это само собой отпадет, если разумно отказаться от бюрократиче ских запретов. И нового в этом ничего нет сегодня. Я исхожу из опыта многих предприятий страны, опубликованного в централь ной печати. Е. АВГУСТИНОВИЧ, судовой механик Беломор ской базы гослова. 15 мая 1987 года а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz