Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

Почтовый ящик «РМ» Предложение По примеру южан D ГАЗЕТЕ «Труд» была опубликована статья «Те­ лефон помощи — «05». В ней шел разговор о том, что в Евпатории4 для обслуживания населения введено интерес­ ное новшество. Там организо­ вана централизованная диспет­ черская служба, которая мо­ жет помочь горожанам в ре­ шении многих бытовых проб­ лем. Почему бы представителям от нашего города не съездить за опытом к южанам и не наладить подобное у нас? В. КАЧМАЗОВА, мурманчанка. Предложение автора письма заинтересовало горком КПСС и гориспол ком . Еще в 1979 го* ^ГД У гориспол ком предпринимал ' п о пы т к у ор ганизовать единую диспе тчерскую и оперативную сл уж б у жилищ но -комм уналь ­ ны х органов , находящихся на территории города. Однако ве­ домственная разобщенность не позволила тогда воплотить за ­ мысел в ж и зн ь . Теперь решением этого воп­ роса занимается производст­ венно-жилищное управление горисполкома . В ближайшее время будет организована опе­ ративно -диспетчерская ава­ рийная служба, под контролем которой окаж е тся экспл уа та ­ ция ж ило го фонда. Она будет • вести кр у гло суточное д еж ур с т ­ во, осуществляя прям ую связь с аварийными службами горо­ да. Уже есть штатное расписа ­ ние, идет подбор кадров. Об -о ткры тии оперативно-диспет­ черской службы и номере ее телефона будет сообщено в газетах . " Снимки в конверте В открытом море и на припайном льду . Фото И. ЯЩЕРИЦЫНА. ass Точка зрения Нуженлипогрузчикна«Сибнрях»? Большое значение в пере­ стройке имеет внедрение но­ вой техники, механизация руч­ ного труда* Именно об этом у нас на транспортном реф­ рижераторе «Пионер Мурма­ на» сейчас идет деловой, прин­ ципиальный разговор, так как большинство членов экипажа считают, что введение на су­ дах типа «Сибирь» погрузчи­ ков для производства грузо ­ вых операций в трюмах и твиндеках — веление време­ ни. Вначале несколько строк из истории внедрения погрузчи­ ков на нашем судне, которая длится уже восемь лет! В 1978 году на судне был построен гаоаж для погруз­ чиков и начался эксперимент. В 1979 году в очередном рей­ се на борту была компетент­ ная комиссия, она занималась работой- по внедрению по­ грузчиков, но что-то не ла­ дилось. К тому же ввиду {стечения обстоятельств в свежую погоду в море при погрузке переворачиваются электрокары типа «Балканкер». Комиссия и администрация судна считают, что экспери­ мент не удался, пишут акты и дело закрывают. Потом бы­ ло еще несколько безынициа­ тивных попыток, которые не дали результатов. В 1983 году во время пла­ нового ремонта на заводе си­ лами экипажа в трюмах были сделаны металлические на­ стилы, что благоприятствовало работе погрузчиков. Однако и здесь были очередные про­ счеты: забыли сделать такие же настилы в твиндеках (нет их и сейчас). В 1984 году мы вышли в рейс, имея на борту два элек­ трокара и один дизельный по­ грузчик, но без фильтра-ката­ лизатора. Попробовали рабо­ тать и удивились, оказывает­ ся, можно, не напрягаясь, ка­ рами грузить рыбопродукцию в два «шара», то есть одну РЫБНЫЙМУРМАН треть трюма ори любой пого­ де. Тогда же на судне появля­ ется группа энтузиастов во гла­ ве со вторым помощником капитана Н. А. Сосниным, ко­ торому, кстати, пришлось вы­ нести много упреков за ини­ циативу и «снизу», и «свер­ ху». Но тем не менее уже в 1985 году ими были продума­ ны способы погрузки соленой продукции, рыбмуки, пресер­ вов и консервов с помощью универсального поддона по­ грузчиками. Однако и это пер­ спективное начинание не по­ лучило поддержки, не было продолжено, так как админи­ страция судна не была заин­ тересована, а многие энтузи­ асты ушли в отпуск и затем попали на другие суда. Кроме того, имеющимися погрузчи­ ками можно было работать только на одну «точку», по­ тому что требовалась посто­ янная подзарядка, а дизель­ ными карами работать нельзя. Они — без фильтра от вы­ хлопных газов. В 1986 году управление вы­ делило нам еще два электро­ кара, но они оказались без захватов и сейчас неработо­ способны. В начале 1987 го­ да, благодаря усилиям одно­ го из энтузиастов, рефмехани- ка В. А. Долгова, судно по­ лучило еще один дизельный погрузчик и два фильтра-ка­ тализатора. Однако моряков волнует: облегчится ли труд их, будут ли погрузчики вне­ дрены? Об этом шел разговор на одном из профсоюзных со­ браний. Правильно сказал второй ме­ ханик Н. Ф. Ильин: «Чем бы­ стрее мы решим вопрос о внедрении погрузчиков и пе­ рейдем фактически, а не на бумагах на пакетирозанные перевозки, тем больше прине­ сем пользы флоту». И это действительно так. Ведь почти все европейские страны пере­ возят рыбопродукцию только пакетами. Такой способ облег­ чает труд тысяч людей и обе­ спечивает более надежную со­ хранность груза. Рефмеханик В. А. Долгов по этому пово­ ду отметил: «Никому хуже не станет, если бочки с соленой продукцией дойдут до потре­ бителя в целости и сохранно­ сти на поддоне, нежели рос­ сыпью, но с разбитыми до­ нышками и без тузлука». Нельзя здесь не привести и мнение капитана-директора A. П. Таратынкина: «Я тоже за облегчение труда. Админи­ страция делапа все для того, чтобы погрузчики работали. Однако наше судно предназ­ начено для загрузки вручную, так быстрее и полнее исполь­ зуется емкость трюмов. Кро­ ме того, я не пойду на нару­ шение техники безопасности, тек как данные погрузчики во время качки могут перевер­ нуться, и возможны жертвы». Что ж, отчасти это утвержде­ ние верно, но ведь случаи опрокидывания погрузчиков были всего два раза и то при попытке «забивать третий шар». Старший электромеханик B. С. Кузьмин считает: «Я то­ же «за», но этот вопрос нам с вами не решить...» и, как спе­ циалист, работавший ранее на судах типа «Карл Либкнехт», перечислил ряд трудностей, с которыми будет связано вне­ дрение погрузчиков. Никто не отрицает, что все новое рождает-; я с трудом. Хватает еш.е у нас на флоте и бюрократов, и волокитчи­ ков, но ведь они — невы­ сокий барьер для тех, кто за прогресс, за механизацию руч­ ного труда. К то ал у же у нас сейчас идет сокращение шта­ тов, и внедрение погрузчиков дало бы возможность выпол­ нять ту же работу, ко с мень­ шим количеством людей. С. ЖИЛЯЕЗ, электрик управления «Сев- рыбхолодфлот». ------- Читатель ставит проблему ----- Где рыбаку достать рыбу? Действительно, где моряк может купить вяленого окуня, копченого палтуса — той про­ дукции, что сотнями тони он изготавливает в рейсе? Той самой продукции, что к неко­ торым конторам подвозят на машинах и продают прямо в кабинетах. Предвижу возражение: мо­ ряк может по отпускному удостоверению приобрести в магазине спецобслуживания десять килограммов рыбо­ продуктов повышенного спро­ са, то бишь обычного дефи­ цита (как мы стали стесняться этого слова!). Ой ли? Действительно, де­ сять килограммов в год мо­ ряку положены. А имеет ли он возможность реализовать это право? Из десяти кило­ граммов дают только два. В прейскуранте при этом охла­ дит аппетит слово «или»: или два килограмма того про­ дукта, или два другого, но ни в коем случае того и друго­ го вместе. А остальные во­ семь килограммов бери из ассортимента свободной про­ дажи, зачастую из залежало­ го. Более того. Уходя в отпуск за два, за три года, моряк имеет право купить лишь ко ­ личество рыбы, положенное ему за один год, те же два килограмма «или—или». А ведь каждый год рыба на не­ го выделяется. Куда она уп­ лывает? Пожалуй, каждому мурман­ чанину знаком вопрос, отрав­ ляющий отдых за пределами области: «А где рыба?» Хоть не говори, что ты из Мурман­ ска! . И если досужие пенси­ онеры могут заранее обеспе­ чить в достаточном количест­ ве уезжающую на отдых се­ мью, то рыбаку в отпуске можно спастись от желающих попробовать рыбки разве что сокрытием своей профессии. Ну, а коль чувствует моряк, что и это не удастся, то гото­ вится к отпуску еще в море. Возмутитесь? Скажете, вы­ гораживаю несунов? Вовсе нет. Несунов не защищаю. А выскажу то, что еще несколь­ ко лет назад посчиталось бы крамолой. Предлагаю не запрещать. А разрешить. Да, именно разрешить поку­ пать моряку на судне вылов­ ленную им же рыбу. Захотел угостить рыбным деликатесом родственников — подал заяв­ ление капитану: «Прошу про­ дать мне столько-то кило­ граммов из улова». Старпом (или кто тач\ еще) сделает ему расчет по госцене. Сумму вы­ чтут из зарплаты. Знаю, чем можно ударить по моему предложению. Тем самым запрещающим при­ казом, который зиждется на сомнительной почве: «...ввиду возможности отравления из-за несоблюдения технологии». Так скажу я вам, не помню ни одного случая, чтобы кто- то оправился. И своя домо- ро... простите, судорощекная технология ничуть не уступа­ ет рыбокомбинатовской. А в отдельных случаях пищевая промышленность и угнаться не может за судовыми умель­ цами. Пробовали вы рулет палтуса? С перчиком, с чес­ ночком, с лазиушкой, с солью скрученный, увязанный и вы­ держанный в холодильнике? Кто отведызэл, тот пальчики облизывал. А вяленую кревет­ ку? Креветку жареную и за­ консервированную в смальце? Не ищите этих наименований на прилавках. Такой продук­ цией могут только рыбаки угостить... с риском опреде­ ленных изменений в биогра­ фии. Кое-кто ухмыльнется. Де­ скать, знакомо автору. Да, знакомо, всем знакомо, не будем закрывать глдза. Ска­ ж у больше. Только какой-то процент вынужденных несу­ нов попадается — давайте смотреть правде в глаза. Да, государство несет от этого убытки, несмотря ни на какие репрессивные меры рыбопро­ мышленной администрации и правоохранительных органов. И именно потому, что легче подмахнуть строжайший при­ каз и перепоручить это дело ОБХСС, чем рассмотреть про­ блему в свете перестройки. А перестройка, она требует гиб­ кого мышления и работы, от­ каза от закостенелой традици­ онности. Уверяю, отмена запрета только прибылью обернется, и немалой. Все без исключения моряки, с кем мне пришлось разговаривать, в один голос заявили, была бы возмож­ ность купить, не тащили бы. Не согласитвся нельзя. Кто станет рисковать, если будет возможность заплатить день­ ги, и притом по безналичному расчету, и без страха нести купленное? Вернемся к продукции соб­ ственного изготовления. Да потому и возникает вероят­ ность ее недоброкачественно­ сти, что умельцам приходит­ ся вялить-жарить порой тайком от судового командо­ вания. А если разрешить и де­ же создать .условия (да, да, создать условия) да еще кон­ тролировать соблюдение норм, то вовсе никакой опасности не возникнет. А разве рыба­ ки - любители сдают свой улов в производственные це­ ха на копчение и соление? Бдительные администраторы сейчас же заявят: «Никак нельзя допустить такого! Ста­ нут заниматься самодеятель­ ностью в ущерб работе». Нет, не станут. А вот досуг в море интереснее станет. После же рейса возь­ мет моряк не более того, что берет. Неоправданные запре­ ты и подозрения только со­ здают круговую поруку. А в условиях новых веяний хапугу всегда одернут товарищи. За­ рвется — коллектив КТУ сни­ зит. И стоит специалистам кое- что позаимствовать у кустарей. Уже хотя бы для того, что­ бы не перэБОДить ценного морского ра жа в почти без­ вкусную белую массу ценой более двух рублей за малень­ кую баночку. Строгие приказы, умень­ шение количества визирован­ ных специалистов, так нужных флоту, часть статистической преступности, излишние хлопо­ ты милиции — все это само собой отпадет, если разумно отказаться от бюрократиче­ ских запретов. И нового в этом ничего нет сегодня. Я исхожу из опыта многих предприятий страны, опубликованного в централь­ ной печати. Е. АВГУСТИНОВИЧ, судовой механик Беломор­ ской базы гослова. 15 мая 1987 года а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz