Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

I . ■' . ; . ■ | . . . ■ . ' " n ~ • Решения XXVII съезда КПСС-$ жизнь!• Работа сокращенными экипажами В СТАТЬЕ «Что показал эксперимент» («РМ » Х° 12 от 2 0 марта 1987 го­ да) было рассказано об ито­ гах первого эксперименталь­ ного рейса сокращенным штатом экипажа БМ РТ «Тын- да». Надо отметить, что пос­ ле «Тынды» ушел работать по-новому траулер «Ки- ровск». Несколько слов о нем. Коллектив трудился в Ба­ ренцевом .мере на треско­ вых породах рыб. Рейсовое задание перевыполнил по всем показателям: вылов со­ ставил 131 ,3 , производство пищевой — 165 ,8 , вы­ пуск продукции улучшенно­ го ассортимента — 152 .2 , несуточный вылов в нояоре — декабре прошлого года и в январе текущего. В нояб­ ре он составил 7 6 процен­ тов от среднего вылова по группе судов в Баренцевом море, в декабре — 8 3 , янва­ ре — 7 2 процента. Крайне отрицательно ска­ залась на выпуске продук­ ции улучшенного ассорти­ мента слабая профессиональ­ ная подготовка производст­ венного персонала (особен­ но матросов-рыбообработ­ чиков), низкая производи­ тельность на операциях по выпуску разделанной, туш­ ки, филе и т. п. Тормо­ зило и отсутствие механи­ зации на фабрике. ры «Тынды» и «Кировска». Значит, мы на верном пути. Вот почему в море ушли в рейсы по новым условиям оплаты, с более высокими долж ноетными окладами БМ РТ «Кандалакша», «Цим- лянск», «Капитан Ардеев», «Павел Панин», «Новокуй- бышевск» и другие. И здесь надо отметить, что «Канда­ лакша» (капитан-директор В. Ф. Сомов), «Новокуйбы- шевск» (В. И. Мятас), «Ка­ питан Ардеев» (В . К. Бав- рин) трудятся лучше одно­ типных судов в своих "груп­ пах, не отстают от средних показателей и другие. Думается, что их успех во многом обусловлен тщатель- Мешает «потолок» стоимость валовой — 122 ,6 , производительность труда — 1 2 2 ,9 процента. Моряки за­ работали максимальный раз­ мер премии — 6 0 процен­ тов. Сдельный заработок ма­ троса первого класса (с уве­ личением пая на 0 ,4 за рас­ ширение зоны обслужива­ ния) составил за 1 1 4 * суток промысла 9 3 5 рублей, что на 2 1 2 рублей выше расчет­ ного сдельного заработка, а общий заработок за рейс без учета надбавок за работу в районах Крайнего Севера составил 2 2 2 4 рубля, или на 3 4 0 рублей выше расчетного. Такому результату, безус­ ловно, способствовала отлич­ ная промысловая обстановка. Казалось бы, все хорошо... Однако мы склонны оценить работу экипажа как неудов­ летворительную. Почему? Да потому, что имел место низкий уровень организатор­ ской работы по вине руко­ водства судна (капитан-ди­ ректор В. Г. Чернигин). Это привело к тому, что экипаж не сумел полностью реали­ зовать свои резервы. Возьмем, к примеру, сред­ Как видно из анализа, не­ смотря на то, что «Тында» и «Кировск» работали в раз­ личных районах промысла, беды, мешавшие более про­ изводительной работе, у них общие. Далее. Рост заработной платы у них примерно оди­ наков, несмотря на различ­ ный сдельный заработок. На это повлияло пресловутое ограничение па полярные надбавки и районный коэф­ фициент. Так, по моим рас­ четам, если сравнить факти­ ческую зарплату экипажей, работавших меньшим чис­ лом, с расчетной, в которой она обсчитывается как бы на полный штат, то разница между той и другой около 2 0 ООО рублей. Вот такую «экономию» в основном из- за ограничения получило каждое из эксперименталь­ ных судов. И все же, несмотря на отдельные недостатки, надо уверенно сказать, что и с сокращенным штатом можно выполнять и перевыполнять рейсовые задания. Это же отмечают капитаны-директо­ ной организационной рабо­ той перед отходом в море. В объединении подготовлен, приказ о введении новых тарифных ставок, должност­ ных окладов и доплат к ним, совершенствовании заработ­ ной платы, утверждены план мероприятий по подготовке объединения к переводу и график перевода на новые условия оплаты, создана центральная комиссия под председательством генераль­ ного директора. На промсу- да розданы проект штатно­ го расписания экипажей БМ РТ , анкета для предло­ жений по оплате и стимули­ рованию труда, пособия. Осталось полтора меся­ ца до 1 июля — времени пе­ рехода на новые условия ра­ боты. И глазное сейчас — широко распространить опыт экспериментальных судов. Не менее важно также сломать те рогатки, которые еще ме­ шают интенсификации тру­ да. А. КОМАРОВ, инженер производственного объединения «Мурманрыб­ пром». л" .... 'Рейд по территории порта Не с парадного подъезда МАЙСКОЕ СОЛНЦЕ РАСТОПИЛО СНЕГ. МАЙСКОЕ СОЛНЦЕ ОСВЕТИЛО НЕ ТОЛЬКО ПАРАДНЫЕ ПОДЪЕЗДЫ, НО И ТЕМНЫЕ УГОЛКИ, ДОЛГО ТАИВШИЕСЯ В СУМРАКЕ ПОЛЯРНОЙ НОЧИ. И ВЫЯСНИЛОСЬ: У МНОГИХ РАБОТНИКОВ БЕРЕГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ — ПРИВЫЧКА НЕРАДИВЫХ ХОЗЯЕК, ЗАМЕТАЮЩИХ МУСОР ПО УГЛАМ. Первомайские хлопоты . Мур­ манчане распаковали и вымыли онна, откры вая доступ долгождан­ ному солнцу . По давней тради­ ции перед праздни ками наводили порядок и на рабочих местах. До двадцати машин мусора ежеднев­ но вывозилось на свал ку , через проходные рыбного порта. Теперь по его территории при­ ятно пройти . Но если за гляну ть в закоулни , то приятное впечатление т у с кн е ­ ет. Грязь, т а к ска зать , с середи­ ны убрали подальше с глаз. Осо­ бенно «преуспевают» в этом ра­ ботни ки рыбокомбината . Мусор и свалка металлолома у дверей ре- м онтно -механического цеха ком ­ бината (на следующий день пос­ ле рейда мусор и часть металла вывезли). Годами скапливается хлам на задворках завода медицинского жира . Пирую т чай ки на отходах сто­ ловой, что у центральной проход­ ной. Поломана металличесная о г ­ рада с лицевой стороны той же столовой. Застарелый беспорядок внутри эстакады второго холодильного завода. Здесь доски , мусор, бу­ мага, ко тор ую свежий ветер го ­ нит прямиком в залив. Можно бы поставить контейнеры и т у ­ да складывать все отходы про­ изводства. Нет своих — за клю ­ чить договор со спецавтохозяй- ством. Но нет стремления к на­ ведению чистоты у рыбокомби- натовцев. Постоянным , привычным стал хаос у 21-го причала, в «тылах» первого коптильно го завода. Есть у «коптильщ иков» и свои малень­ кие хитрости . Вот, к примеру , к у ­ ча древесных отходов, которая по тихоньку -помалень ку перемести­ лась под стены паропроводного цеха рыбного порта. Таким об­ разом, мусор уж е стал не своим, а «заграничным» . Не исключено , что в скры тое от глаз время ку ч а отходов вновь переместится к хо ­ зяину . Так и будут «пасовать» ее д р у г дру гу . Кстати , этот прием хорошо из­ вестен и судовладельцам, ко то ­ рые исхитряю тся в ночное время выгребать на причалы свое «доб­ ро». Из окон управления «Севрыбхо- лодфлот» хорошо виден 35-й при ­ чал. Казалось бы, нельзя безна­ казанно безобразничать на гла­ зах начальства. Ан , можно. Здесь на многие месяцы нашла прию т сломанная ш лю п ка , свале­ ны барабаны, тросы , бочки пу« стые и с отработанными горю че ­ смазочными материалами. Валя­ ются полтора десятка меш ков С рыбной м укой , изрядно потрепан ­ ные временем и непогодой. М ука рассыпается, разносится ветром... Кстати , и у завода рыбной мучщ, навален ки рп и ч , ко торы й тож е " «вежливо» подсунут на террито ­ рию портовиков . Опять — «при­ граничные» конф ли кты . Месяц назад завезли песок к консервном у заводу. Часть ис­ пользовали, часть осталась па­ мятни ком бесхозяйственности . Ящ и ки , доски , ки р п и ч и , металло­ лом — тоже символы нерадиво­ сти руководства этого завода... Во втором грузовом районе по­ просторнее, посовременней за­ стройка . Побольше порядка . Нет т а ки х туп и ч ко в , в ко торы х без­ боязненно можно было бы у к ­ ры ть все, что недосуг вывезти . Будто широкая авеню раскинулась от проходной и аж до нового це­ ха М урманской судоверфи. Но за этим цехом, между ним и то ­ варным двором рыбного порта раскинулась самостийная «пар­ тизанская» свалка. Здесь по периметру разбросаны доски , бревна, шпалы , металл и т. д. и т . п. Бесхозная территория становит­ ся все больше непривлекательной. Мнение начальника второго грузово го района А. А. Иванова: — Думаю , что надо штрафо­ вать за беспорядок руководите ­ лей предприятий . Особенно слож ­ ны отношения у нас с рыбоком ­ бинатом. На наш у территорию выгребает мусоо, разбрасывает бочки второй коп тил ьны й завоз*- Много беспорядка, когда для ког>. тил ьны х заводов приходят дрова. Приходится нам снимать людей с основного* производства и уби ­ рать за арендаторами... А. ШАДРИН, начальник цеха обслуживания рыбного порта; Н. БАЛЯЗИНА, инспектор порт- надзора; В. БИРИН, член го ­ ловной группы народного кон­ троля, В. МИЛЮТИН, наш корр. Жилищная проблема: пути решения — UET , подобных объявле- * * ний на селе пока не расклеивают, но нашей работ­ нице, которая живет в коттед­ же, уже предлагали меняться на трехкомчатную квартиру в областном центре. Она отка­ залась... При этих словах Юрий Анд­ реевич Тимченко улыбается, стараясь угадать реакцию со­ беседника. А я вспоминаю грустную байку о том. как в гости к председателю колхоза заехал директор соседнего совхоза. Во время дружеско­ го разговора в кабинет, изви­ нившись, вошел прораб и веж­ ливо попросил директора при­ быть на стройплощадку. Ему, мол, надо сдать заказчику очередной объект, подписать выполненную работу. А груст­ на эта байка тем, что в на­ шей области в подобной си­ туации еще ни разу председа­ тель колхоза не оказывался на месте директора совхоза. По­ тому что ни разу не удалось «упросить» Главмурманск- строй взять подряд на колхоз­ ном подворье. Ведь для столь мощной организации колхоз­ ные два-три-десять миллионов рублей — не деньги. Даже р у к о них строителям марать не хочется, залезая в сель­ скую глубинку. И возводипи колхозники жи ­ лые дома да промышленные объекты хозяйственным спосо­ бом. А что из этого вышло, можно наглядно убедиться, по­ бывав хотя бы в двух сосед­ них поселках, что расположе­ ны по левой гтороне Кольско­ го залива: Междуречье совхо­ за «Полярная звезда» и Бело- каменке колхоза «Северная звезда». Словно в насмешку, и назва­ ния-то у хозяйств схожие, а вот на вид — полная противо­ положность. В Междуречье многоэтажные жилые дома, бытовой комплекс, средняя школа... В Белокаменке — ветхие деревянные строения. Да и как может быть иначе, если на весь Мурманский ры- бакколхозсоюз один (!) авто­ кран, а «свеоху», из Всесоюз­ ного объединения рыболовец­ ких колхозов, ежегодно спу­ скают всего один (!) миллион «фондированных» рублей. Тех. что подкреплены лимитами на стройматериалы. И это на семь хозяйств области, кото­ рые готовы ежегодно тратить на строительство 10 миллионов рублей. Но из ассигнаций, да­ же самого крупного достоин­ ства, жилой дом не построишь. Именно поэтому за долгие годы бездеятельности в иных колхозах перестали даже пы­ таться что-либо изменить. Впрочем, только не в «Удар­ нике». В конце агреля бюро Коль­ ского райкома партии одобри­ ло инициативу коллектива это­ го колхоза по развитию строи- » Меняю Мурманск тельства хозяйственным спосо­ бом и решение собрания уполномоченных по обеспече­ нию всех нуждающихся жиль- .ем к 1990 году. Не к 2000-му, как нацеливают нас решения XXVII съезда КПСС, а через два с половиной года! До встречи с председателем «Ударника» Ю. А. Тимченко я был уверен, что все эти планы из области фантастики. — Чтобы не быть голослов­ ным, попробую обосновать наше решение, — начал рас­ сказ Юрий Андреевич. — На 1 января текущего года в оче­ реди на жилье по колхозу стояли 104 человека. Всего у нас 630 работников. Из них 270—300 человек проживают в Минькино. Так вот, если мы в ближай­ шие годы будем столь же успешно ловить рыбу, выра­ щивать скот, увеличивать на­ дои молока, то есть доби­ ваться запланированного ро­ ста производства при имею­ щихся мощностях, то через два с половиной года сможем- справиться с намеченной жи ­ лищной программой. Вот толь­ ко при этом в 1990 году на колхозном счете останется... 7 тысяч рублей. (СПРАВКА. Сегодня на счете капи тально го строительства иолхоза 2,5 миллиона рублей. Естественно, хо зяйс тву нель­ зя идти на столь явный р и с к й почти полностью расходовать «золотой запас». Однако стро­ ить надо на свои деньги , не занимая я долг у государства. Это вопрос принципиальный . Каков ж е выход? Пожалуй , один — наращивать производ­ ство, добиваясь сверхплановой прибыли . А для этого необхо­ димо получить из новостроя хотя бы один траулер. Гаран­ тией его успешной работы бу­ дет нрайняя заинтересован­ ность самих кол хо зни ков в по­ ложительном результате наме­ чаемой деятельности.) — Так вот, — продолжает Юрий Андреевич, — букваль­ но на днях мы узнали, что через год — а это после де­ сятилетнего перерыва — кол­ хозу будет выделено одно но­ вое судно. Значит, сможем строить жилье, не опасаясь за финансовое положение кол­ хоза. Хотя следующий год обещает быть крайне тяже­ лым: четыре траулера стано­ вятся в ремонт. Но строить будем. Сейчас возводим 36-квар­ тирный дом, еще один, уже одиннадцатый по счету, кот­ тедж. Плюс к тому коровник и колбасный цех. Все делаем своими силами — на площад­ ках работает колхозная строй- бригада. Казалось бы, поступаем не­ разумно: распыляем и без то­ го небольшие силы по не­ скольким объектам. Но это только на первый взгляд. Ос­ новная трудность — обеспече­ ние материалами. Поставок никаких, фондов почти нет. Но ищем, просим, покупаем — и щ строим. На доме сегодня ра­ ботают 25 человек, на коров­ нике — шесть. Чуть задерж­ ка с подвозом цемента — перебрасываем всех на кол­ басный цех, “ тобы работа не простаивала. Но главная цель — это жилой дом. К концу года мы его, конечно, уже за­ селим. А в 1988-м поставим еще одно здание, теперь уже 60-квартирное. Здесь нам поможет Главмурманскстрой. (КОРОТКИЙ КОММЕНТАРИИ. М инькино — единственное кол ­ хозное село области, в которое все ж е удалось «заманить» строителей с их те х н и ко й и фондами. Думается, на этот раз они в последний момент не о т к а ж у т кол хо зу в подряде, на к уж е случилось однажды . Очень хочется в это верить.) — Не подумайте, что мы просто какие-то везунчики, что ли, — продолжает рас­ сказ Юоий Андреевич. — Но­ вое судно и помощь Главмур- манскстроя не счастливое сте­ чение обстоятельств, а законо­ мерный итог продолжительной 15 мая 1987 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz