Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

п Страница репортера 1 Вахта памяти Победе посвящается Много разноплановых мероприятий про­ шло в Мурманском траловом флоте в рам­ ках Всесоюзной вахты памяти, посвящен­ ной 42-й годовщине Великой Победы над фашизмом. В областном тире ДОСААФ состоялись лично-командные соревнования по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки. 2 6 8 участников представляли 2 2 команды. Луч­ шими оказались команды базы технического обслуживания и БАТ «Маршал Якубов­ ский». Второе место поделили команды от­ дела главного технолога и ПСТ «Крено­ метр». Третьи — стрелки службы главно­ го капитана и БМ РТ «Планета». В канун Дня Победы по инициативе ко­ митета ДОСААФ состоялся автопробег в святые для каждого северянина места — Долину Славы. Ветераны войны и труда, автолюбители, молодые спортсмены-комсо­ мольцы на 11 автомашинах приняли уча­ стие в этом торжественном мероприятии. Началом пробега стало возложение венка к памятному знаку рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в Великую Оте­ чественную войну. ' Одновременно с автопробегом молодежь флота организовала кросс. В Долине Сла­ вы, где встретились участники кросса и автопробега, состоялся митинг, посвящен­ ный памяти погибших воинов, на нем вы­ ступили ветераны войны и труда Д. М. Деревлев и В . Ф. Горячев. О. УСПЕНСКАЯ, председатель комитета ДОСААФ Мурман­ ского тралового флота. Встречи победителей Посланцы «Северной Росии» С далеких огненных военных лет не бы­ вали в Мурманске английские ветераны второй мировой, участники морских конво­ ев. И вот в канун 42-й годовщины Победы состоялась встреча победителей, воевавших на нашем Севере. По приглашению Совет­ ского комитета ветеранов войны в нашем городе побывали члены английского клуба ветеранов «Северная Россия» К. Кларк, Р. Сквайерс, Л . Салливан. Теплыми и трогательными были встречи английских моряков-ветераиоз с боевыми товарищами, советскими ветеранами, также участвовавшими в конвоях, — председате­ лем совета ветеранов тралфлота Н. М. Ма­ лыгиным, Н. К. Величко, Б. К. Хлебнико­ вым, М. Г. Мироновским. Бойцы вспоминали минувшие дни, траги­ ческие и героические эпизоды великой бит­ вы, совместные трудные походы. Гости из Великобритании почтили па­ мять погибших советских и английских воинов, побывали во многих памятных ме­ стах города. Посланцы «Северной России» покинули Заполярье, но уже в пути еще одна груп­ па моряков-ветераков из Великобритании, участников конвоев. Они едут к нам в Мурманск, чтобы воскресить в памяти да­ лекие военные годы, отдать дань памяти погибшим товарищам*, встретиться с ме­ стами своей боевой молодости. Наш корр. Из племени первенцев Экспедиции К ВЕРШИНЕ ШНЕТЫ Сегодня из Мурманска ухо ­ дит в А р к т и к у атомный ледо­ кол «Сибирь». Это по своей с у ­ ти уни кал ьны й рейс, и прово­ дится он в особенный год, оз­ наменованный несколькими славными датами в ж и зн и на­ шей страны и в деле освоения полярны х широт — 70-летия Великого Октября, 50-летия зна ­ менитого дрейфа отважной четверки папанинцев и 10-ле- тия историческо го похода атом­ ного ледокола «Арктина» к Се­ верному полюсу. Чем вызвана организация этой экспедиции? Дело в том, что сейчас в полярном бас­ сейне заканчивает свой трех ­ летний дрейф станция «СП- 27». Небольшая гор с т ка поляр­ ни ков оказалась на та кой ма­ лой по площади льдине, ко то ­ рая не способна принять са­ молеты для эвакуации стан ­ ции . А находится эта льдина всего в д в ух с половиной гра ­ дусах по широте от вершины планеты, в районе тяжелей ­ ш их многолетних льдов. Пре­ одолеть их под силу только мощному атомному судну . По­ тому и принято решение про­ вести операцию по снятию со льдины станции «Северный по­ люс-27» с помощью «Сибири». Аналогов та кой операции по­ ка не было. К а к отметил накануне этого похода начальник М урманско ­ го м орско го пароходства Все­ волод Владимирович Белецкий, э к и п а ж «Сибири» уж е имеет немалый опы т вы со кош иро тны х экспедиций . В частности, вес­ ной 1978 года в сверхранние сроки атомоход «Сибирь» про- : Ж вел из М урманска к Беринго­ ву проливу дизель-элентроход «Капитан Мышевский» , а на обратном пути принял участие в о т кры тии новой в то время полярной станции «СП-24», до­ ставив на дрейф ующ ую льди­ ну все необходимые гр у зы . Но снятие «СП» — далеко не единственная задача рейса, ко ­ торый носит комплексный на­ учно -пра ктический характер . 6 мая на борту атомохода со­ стоялась пресс-конференция , где подробно говорилось о на­ у ч ны х планах экспедиции . В район Северного полюса на «Сибири» идут несколько науч ­ ных гр уп п , представляющих институты Академии н а у к СССР, Госкомгидромет. Kart Суд над предателем всегда, большую программу ис­ следований наметили для себя сотрудники А р ктиче с ко го и А н та р ктиче с ко го научно • ис­ следовательского института . Словом, будет изучаться все: и природные особенности при ­ полюсного района, и техниче ­ ские возможности . Вторая часть экспедицион ­ ной программы состоит в том, что после снятия «СП-27» «Си­ бирь» продолжит рейс. Атомо­ ход возьмет нурс в восточный сектор А р к т и к и , где в север­ ной части моря Лаптевых ему предстоит осуществить опера­ цию по высадке на дрейфую­ щ ую льдину новой станции — «Северный полюс-29». С. БАРАНОВА. В о зм е зди е У головный процесс по обви­ нению Василия Тараканова в измене Родине завершился в Смоленске. Обвиняемый участ ­ вовал в проведении каратель ­ ны х операций в период Вели­ ко й Отечественной войны на временно о ккупиро ванной ги т ­ леровцами территории Совет­ с ко го Союза. Много преступлений на сове­ сти предателя Тараканова. Его жертвами быпи не только пат­ риоты , боровшиеся в партизан ­ с к и х отрядах, но и мирные жители — с тари ки , ж енщ ины , дети. Военный трибунал Москов­ с ко го военного о кр у га при го ­ ворил изм енни ка Родины Та­ раканова к исключительной ме­ ре наказания — смертной ка з ­ ни. НА СНИМКЕ: предатель Тара- нанов держит ответ за свои преступления перед народом. Ф о то хрони ка ТАСС. ПУНКТ НЙЗНЙЧЕНИЯ - ПЬЕДЕСТАЛ Гордо возвышаясь над со­ временными «Москвичами» и «Жигулями», принадлежа­ щими работникам автоколон­ ны № 15 0 5 , стоит на пьеде­ стале полуторка. Стоит она у нового, еще не сданного в эксплуатацию здания пред­ приятия. Единственный не только в Мурманске, но и в области памятник водителям- ветеранам, кто в самые труд­ ные годы жизни страны, на самых крутых поворотах не выпускал из рук баранку. На пьедестале надпись: «А в­ томобилистам первых пяти­ леток и суровых лет Вели­ кой Отечественной войны». Изобилием машин сего­ дня никого не удивишь. Каж­ дый пятый з автоколонне, например, имеет свой лич­ ный автомобиль, современ­ ный и комфортабельный. Но только полуторка могла бы похвалиться, что помнит вре­ мя. когда выбегали из дво­ ров мальчишки, увидев, как катится она по городу, окру­ жали ее на остановках. Во­ дителя, одетого в кожаные штаны и куртку, знали луч­ ше, чем нынче космонавтов. А если удавалось прокатить­ ся, то уверяли, что эта ма­ шина лучшая в мире, куда там «крайслерам» и «фор­ дам»! Выпущенная в тридцать четвертом, вскоре появилась эта полуторка в Мурманске. Свою службу начала она в пожарной охране. С три­ дцать седьмого года за ее баранкой сидел Николай Ефимович Корсаков. • Всю войну он водил полуторку по горящему Мурманску. Се­ годня ветеран вспоминает: — Машина была без пе­ редыху в работе. В сорок втором налеты на город ве­ лись постоянно. В зимнее время начинали вечером и заканчивали под утро. Л е ­ том бомбили весь день с пе­ рерывом на обед. Город пы­ лал, и пожарная машина ме­ талась по улицам как угоре­ лая: мы пытались спасти, что было можно... После вой­ ны на полуторку установили кузов. Возили снабжение, дрова для семей железно­ дорожников. Потом из-за по­ ломки заднего моста ее спи­ сали. Мысль восстановить ма- шнну-труженицу пришла Владимиру Кузьмичу Сабае- ву, много лет проработавше­ му в автоколонне № 1 5 0 5 , не случайно. В годы войны гвардии рядовой Сабаев слу­ жил в подвижно-ремонтной мастерской дивизии «ка­ тюш». Но доводилось ему колесить по фронтовым до­ рогам и за рулем такой вот полуторки. Для него эта ма­ шина — память о товари­ щах, так и не вернувшихся домой. Когда во двор предприя­ тия пригнали ГАЗ-АА , из племени первенцев Горьков­ ского автозавода, мало кто верил в его возрождение. А представить, что на полутор­ ке вновь будут разъезжать по городу, что за ней будут охотиться киношники, пред­ лагая Владимиру Кузьмичу сниматься за рулем восста­ новленного автомобиля в фильме «Торпедоносцы», было просто немыслимо. И хотя съемки не состоя­ лись, однако в биографии автомобиля одна кинороль все-таки есть: более двадца­ ти лет назад запечатлели ее камеры группы, которая под руководством известного режиссера Георгия Данелня снимала в Мурманске фильм о моряках «Путь к причалу». — Во время ремонта я ни от кого не встречал от­ каза, все старались мне по­ мочь, и ветераны и моло­ дежь, — говорит Владимир Кузьмич. — Когда мотор удалось завести, почти весь коллектив окружил автомо­ биль, каждому хотелось про­ катиться. Не исключением был и начальник колонны Юрий Николаевич Василь­ ченко, всегда близко к серд­ цу принимавший наши забо­ ты. Машина официально про­ шла технический осмотр. Предъявляли ее бывшему тогда начальником ГАИ Ле­ нинского района Геннадию Леонтьевичу Пасечному, ко­ торый долго не хотел выле­ зать из кабины. Машина, прожившая бо­ лее пятидесяти лет. выгля­ дит как новенькая. Если по­ надобится поехать, ее легко снимут с пьедестала. У по­ луторки есть и личный но­ мер 15 -05 АК , который рас­ шифровывается так: авто­ колонна № 1 5 0 5 . Открытие памятника состоится сегодня, накануне Дня Победы. Ю. БЕСПАЛОВ, судоводитель, председа­ тель клуба автомототури­ стов «Арктика» при област­ ном совете ВДОАМ. НА СНИМКЕ: В. К . Caoace рядом с памятником. фото В. КОРЕЦКОГО. РЫБНЫЙМУРМАН 11 8 мая 1S87 года 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz