Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
в •< + * » * V» A Память А. И. Хухрин в наши дни. ноябре 1 9 4 4 года немецко-фашист ские войска в Заполярье были раз громлены. Но в море продолжали пи ратствовать подводные лодки врага. ...Трагедия произошла холодным декабрьским утром 1 9 4 4 года. 3 де кабря «Пролетарий» вышел из Мур манска в Линахамари. Прибыв к месту назначения и разгрузившись, «Пролетарий» в составе каравана из трех судов взял курс на Мурманск. Было это в ночь на 5 декабря 1 9 4 4 года. В 6 .3 0 утра судно было торпе дировано и в течение нескольких ми нут затонуло. Известно, что несколько человек спаслись. Кто они? Живы ли сейчас? И вдруг это имя... Справившись с волнением, звоню в отдел кадров Мурманского рыбного порта. Отвечают: «Да, Хухрин Алек сандр Иванович работал у нас, недав* «Пролетария» РАССКАЗ МОРЯКА О ТРАГЕДИИ, РАЗЫГРАВШЕЙСЯ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ В ДЕКАБРЕ 1944 ГОДА И М Я ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА , напн- " санное мелким почерком на небольшом пожелтевшехм листке бу маги, поначалу не привлекло к себе особого внимания. В коллекции доку ментов ветеранов Великой' Отечест венной войны, сбором которой зани мается областной государственный архив, часто попадаются подобные бумаги с черновыми набросками раз ных сообщений, не представляющих особого интереса для историков. Но на этом листке стояло слово, которое невольно заставило вздрогнуть и за держать в руках документ. Читаю вновь: «Александр Ивано вич Хухрин. Судно «Пролетарий». Работает в рыбном порту»... Мысли невольно бегут назад, к тем далеким, страшным сороковым годам, о которых мы, молодое поколение, знаем, к счастью, лишь по книгам, ^ф и л ьм ам да еще архивным докумен там. В начале войны основная часть су дов Мурманского морского пароход ства была мобилизована и передана Северному флоту. У причалов оста лись лишь суда, перед которыми бы ла поставлена задача: обеспечить во енные перевозки для фронта. Была проделана огромная работа по воени зации флота. В его состав вошел и пароход «Пролетарий», по тем вре менам судно довольно большое, во доизмещением 1 2 0 0— 1 3 0 0 тонн. Он доставлял боеприпасы, продовольст вие и другие грузы к местам боевых действий. Ходили и в пролив Маточ- кин Шар, на Новую Землю, в Ар хангельск, но чаще всего «Про летарий» брал курс на Рыбачий. Фашисты знали это судно. Почти ка ждый его рейс сопровождался налета ми вражеской авиации и артобстре лами врага с южного побережья Мо товского залива. Известно, что в мае 1 9 4 3 года, переплавляя лес для блиндажей, «Пролетарий» попал под бомбежку, был сильно поврежден и затонул у причалов Порт-Владимира. Через три месяца судно было поднято со дна моря, отремонтировано и вновь продолжало свои героические рейсы к местам боев. Как известно, в октябре- Д но ушел на пенсию»... И дают его домашний адрес и телефон. ОЛГОЕ В Р ЕМ Я не могу позво нить, чувствуй , что не смогу затронуть эту тему, не 'смогу вернуть человека к тем далеким роковым со бытиям. Да и нужно ли бередить за рубцевавшуюся рану? Ведь прошло столько лет... И вот я стою перед дверью, я е сра зу решаясь нажать на кнопку звонка. Меня встречает худощавый, улыбаю щийся Александр Иванович, в кото ром очень трудно признать пенсионе ра. Никак не вяжется с его возрастом моложавый и бодрый вид. Не могу скрыть своего удивления. Разговор завязался как-то сам со бой. Говорили обо вселг_ но больше всего об охоте. Оказывается, Алек сандр Иванович прекрасный охотник, с первого выстрела бьет зайца, не смотря на полученную еще в детст ве травму глаза. Охотно рассказывает о себе. Из-за этой травмы, полученной еще в 16 лет, и не взяли Александра, архангельского паренька, на фронт. В конце 1941 года направили на оборонительные работы. В марте со рок второго Александр Иванович Хух рин в составе рабочего батальона в Архангельском порту разгружает су да. Работает в полную силу, без сна и отдыха, но сердце рвется на фронт. 2 0 августа 1 9 4 2 года Александр Иванович Хухрин в числе тех, кто сделал два шага вперед после при зыва: «На флоте не хватает людей, нужны люди...» Он сделал их, эти два шага. Так вот и попал Александр Ивано вич Хухрин на пароход «Пролета рий» в декабре 1 9 4 2 года. Александр Иванович рассказывает о рейсах «Пролетария», а я все не решаюсь спросить его о самом глав ном, о той страшной трагедии. Нако нец задаю ему этот самый главный, самый мучительный для нас обоих вопрос. Он замолкает, и я вижу, что ему трудно справиться с волнением. Наконец он начинает говорить: Э ТО ПРОИЗОШЛО утром 5 декабря 1 9 4 4 года, примерно в половине седьмого. После выполне ния очередного задания возвращались из Линахамари в Мурманск. Шли караваном в три судна: «Спартак», «Селенга» и «Пролетарий». Сопро вождали нас три «морских охотника». На борту «Пролетария» находилось 3 3 члена экипажа, 10 военных моря ков и 13 солдат — пассажиров. В со ставе экипажа 5 женщин и 3 юнги. В районе Цып-Наволока, около полуост рова Рыбачий, пароход «Пролетарий» был торпедирован немецкой подвод ной лодкой. Торпеда попала в носо вую часть левого борта, и судно, пе реломившись пополам, затонуло в те чение трех минут. Мне и моему напарнику Стархов- скому Николаю, он тоже был кочега ром, удалось выбежать через машин ное отделение на палубу. У рабочей шлюпки увидел много народа. Но, спущенная на воду, она переверну лась и ушла под воду вместе с на ходившимися в ней людьми... Александр Иванович замолкает. Вижу, что ему труДно справиться с охватившим его волнением. Долго молчит. Чувствую, что он сейчас да леко от меня, в том холодном страш ном декабре, вновь стоит на палубе тонущего корабля, вновь видит ги бель своих товарищей. Через некоторое время Александр Иванович продолжает свой рассказ, и я узнаю все подробности разыграв шейся трагедии. ...Времени на раздумья не остава лось: корма судна высоко поднялась, оно уходило под воду. Выпрыгнул за борт, ушел глубоко в воду. Когда всплыл на поверхность, увидел на во де какой-то предмет, решил плыть к нему. Казалось, что не плыл, а шел по воде, настолько она была холод ной. Когда приблизился к этому пред мету, оказалось, что это была шлюп ка, в которой сидели два покрытых ледяным панцирем человека. Помочь Хухрину они были не в состоянии. Собрав все силы, Александр Ива нович перевернулся через борт в шлюпку. Тело, моментально покрыв шееся ледяным панцирем, отказыва лось повиноваться, но мозг продол жал работать. Знал Александр Ива нович, что спасение его в движении. Схватив оказавшееся в шлюпке весло, стал лихорадочно грести, не зная ку да, втаскивая по пути в шлюпку ока завшихся поблизости товарищей. Та ким образом спас пять человек. • _ Из катеров сопровождения только один МО-426 подбирал державшихся на воде людей, остальные два катера забрасывали глубинными бомбами обнаруженную подводную лодку вра га. Через некоторое время подошед ший катер взял на борт находивших ся в шлюпке людей. Из 3 3 членов экипажа спаслись только 13 человек, из них — чудом оставшиеся в живых радистка Заха рова и юнга Женя Сказываев. Из 10 военных моряков и 13 солдат, на ходившихся на судне, спаслись лишь 5 человек... П ОСЛЕ ГОСПИТАЛЯ Александр Хухрин возвращается в строй, в ставшее для него родным Мурман ское морское пароходство. На судне «Сосновец» продолжает ходить по следам «Пролетария». На этом судне он и встретил столь долгожданный для нашего народа День Победы. Не смог уже Александр Иванович порвать с морем, поглотившим холод ным декабрьским утром 1944 года его боевых товарищей. Знал, что дол- А. И. Хух)рин. С н имо к военных лет. жен исполнить свой долг перед ни ми, оставшимися навсегда живыми в его памяти. 3 3 года на флоте, из них 15 лет — старший механик на танкере «Тимо- нец» Мурманского рыбного порта. Много благодарностей, Почетных гра мот и поощрений. Среди наград — орден Отечествен ной войны II степени, медаль «За оборону Советского Заполярья». Все это как нельзя лучше говорит о том, что свой долг перед погибшими то варищами моряк выполнил с честью. Сейчас Александр Иванович Х у х рин на заслуженном отдыхе, но лю бовь к морю он сумел привить своим сыновьям, достойно сменившим отца на долголетнем трудном посту. Стар ший, Валентин, вот уже несколько лет ходит в море на судах «Мурмаи- рыбпрома». А младший, Сергей, закончив высшее мореходное учили ще, также ходит в море механиком в Мурманском траловом флоте. Дина-- стия моряков продолжает жить. Каждый год 9 мая от причалов Мурманского морского пароходства от ходит судно, которое, выйдя из Коль ского залива, берет курс в Мотовскин залив. Оно совершает традиционный рейс к месту гибели парохода «Про летарий». Выйдя в указанные координаты, судно замедляет ход. И ложатся на воду венки из живых цветов. ...В скорбном молчании склонили головы ветераны. Среди них Алек сандр Иванович Хухрин — один из тех, кто остался в живых после тра гической гибели «Пролетария». Он смотрит на качающиеся на волнах цветы, и перед ним' возникают как живые, лица погибших товарищей. Вспомним их и мы с вами, почтим их память. Вот их имена: капитан П. Г. Ижмяков, старший помощник капитана С. С. Воронцов, второй помощник В . Й. Цинцадзе, третий помощник А. И. Никулин, старший механик Н. И. Кукаренко, машинисты I и II класса Л . А . Телять- ев и В . Н. Семенов, матросы I клас са В . С. Попов, В . В . Брехов, Б . Н. Наборский, кочегары I и II класса Г . Д. Захаров, М. И. Шадрин, Э. М. Лебедев, А. П. Некрасов, повар А. Г. Арсетская, буфетчица О. Я . Вагано ва, дневальная Е. И. Казанская, кам- бузница Г . Н. Большакова, юнги Ва ня Тюричев и Вильям Юдин. Г. КЛОЧКОВА, старший археограф госархива Мур манской области. РЕЗОНАНС С ТАРШИЙ научный сотруд ник музея Краснознамен ного Северного флота А. В. Кривенко — активный автор нашего еженедельника. Она регулярно пишет о судьбе траулеров, ставших в годы Великой Отечественной вой ны боевыми кораблями Север, ного флота. И, конечно, о судьбе моряков. Это находит живой отклик в душе читате лей, особенно свидетелей тех грозны^ лет. Так, в музей Краснознаменного Северного флота пришло письмо от вдо вы ветерана КСФ, бывшего командира электромеханиче ской части сторожевого ко рабля № 25 «Бриз» Александ. «Это придаст им мужества» pa Николаевича Неличика. Она пишет: «Уваж аем ая Алевтина В а - силъевна! Выраж аю вам сердечную благодарность з а статью о «Бризе», опубликованную в еж енедельнике «Рыбный Мур- мая» 21 ноября 1986 года . На этом к ор абл е всю войну на ходился мой муж Неличик Александр Николаевич. Вы своей работой делаете много полезного, освещаете военные действия прошедшей войны, чтобы новое поколение знало , как досталась победа . Статью прочитали наши зна комые, родственники, а один надцатилетняя внучка ска зал а : «Таким дедушкой , как у меня, нужно гордиться!» Летом 1986 г о д а мы приходили в музей Северного флота, все увиден ное на н ее произвело больш ое впечатление, и она написала о б этом сочинение. Вырезку из «Рыбного Мур- мана» с вашей статьей я по слала внуку, который служит в ГДР . Пусть ее почитают те перешние солдаты — это при даст им мужества. На меня статья произвела о с о б о е чувство: всколыхнулось в с е прошлое, которое не за б у дется д о конца моих дней. О «Бризе» писали и раньше. У меня есть вырезки из газет, но ваша статья объемная , и в ней освещ ены подробно и п од виг моряков, и весь боевой путь «Бриза». Ж елаю вам дальнейших ус пехов в работе. Еще ра з б о л ь шое спасибо. С искренним у в а жением к вам Неличик Алев тина Александровна. 27 декабря 1986 года». Вот такое письмо. Для мо лодых читателей еженедель ника даем краткую справку. «Рыбный Мурман» неодно кратно писал о боевых де лах СКР-25 «Бриз» (РТ-64 «Се верный полюс»). 21 ноября прошлого года статья А. В. Кривенко «Бриз» идет на т$- ран» была приурочена к 45- летию подвига североморцев, в том числе — бывших трал- флотовцев. Об этом помнят ветераны, должна знать и мо лодежь. РЫБНЫЙМУРМАН 8 мая 1987 года &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz