Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

в •< + * » * V» A Память А. И. Хухрин в наши дни. ноябре 1 9 4 4 года немецко-фашист­ ские войска в Заполярье были раз­ громлены. Но в море продолжали пи­ ратствовать подводные лодки врага. ...Трагедия произошла холодным декабрьским утром 1 9 4 4 года. 3 де­ кабря «Пролетарий» вышел из Мур­ манска в Линахамари. Прибыв к месту назначения и разгрузившись, «Пролетарий» в составе каравана из трех судов взял курс на Мурманск. Было это в ночь на 5 декабря 1 9 4 4 года. В 6 .3 0 утра судно было торпе­ дировано и в течение нескольких ми­ нут затонуло. Известно, что несколько человек спаслись. Кто они? Живы ли сейчас? И вдруг это имя... Справившись с волнением, звоню в отдел кадров Мурманского рыбного порта. Отвечают: «Да, Хухрин Алек­ сандр Иванович работал у нас, недав* «Пролетария» РАССКАЗ МОРЯКА О ТРАГЕДИИ, РАЗЫГРАВШЕЙСЯ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ В ДЕКАБРЕ 1944 ГОДА И М Я ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА , напн- " санное мелким почерком на небольшом пожелтевшехм листке бу­ маги, поначалу не привлекло к себе особого внимания. В коллекции доку­ ментов ветеранов Великой' Отечест­ венной войны, сбором которой зани­ мается областной государственный архив, часто попадаются подобные бумаги с черновыми набросками раз­ ных сообщений, не представляющих особого интереса для историков. Но на этом листке стояло слово, которое невольно заставило вздрогнуть и за ­ держать в руках документ. Читаю вновь: «Александр Ивано­ вич Хухрин. Судно «Пролетарий». Работает в рыбном порту»... Мысли невольно бегут назад, к тем далеким, страшным сороковым годам, о которых мы, молодое поколение, знаем, к счастью, лишь по книгам, ^ф и л ьм ам да еще архивным докумен­ там. В начале войны основная часть су­ дов Мурманского морского пароход­ ства была мобилизована и передана Северному флоту. У причалов оста­ лись лишь суда, перед которыми бы­ ла поставлена задача: обеспечить во­ енные перевозки для фронта. Была проделана огромная работа по воени­ зации флота. В его состав вошел и пароход «Пролетарий», по тем вре­ менам судно довольно большое, во­ доизмещением 1 2 0 0— 1 3 0 0 тонн. Он доставлял боеприпасы, продовольст­ вие и другие грузы к местам боевых действий. Ходили и в пролив Маточ- кин Шар, на Новую Землю, в Ар­ хангельск, но чаще всего «Про­ летарий» брал курс на Рыбачий. Фашисты знали это судно. Почти ка­ ждый его рейс сопровождался налета­ ми вражеской авиации и артобстре­ лами врага с южного побережья Мо­ товского залива. Известно, что в мае 1 9 4 3 года, переплавляя лес для блиндажей, «Пролетарий» попал под бомбежку, был сильно поврежден и затонул у причалов Порт-Владимира. Через три месяца судно было поднято со дна моря, отремонтировано и вновь продолжало свои героические рейсы к местам боев. Как известно, в октябре- Д но ушел на пенсию»... И дают его домашний адрес и телефон. ОЛГОЕ В Р ЕМ Я не могу позво­ нить, чувствуй , что не смогу затронуть эту тему, не 'смогу вернуть человека к тем далеким роковым со ­ бытиям. Да и нужно ли бередить за ­ рубцевавшуюся рану? Ведь прошло столько лет... И вот я стою перед дверью, я е сра­ зу решаясь нажать на кнопку звонка. Меня встречает худощавый, улыбаю­ щийся Александр Иванович, в кото­ ром очень трудно признать пенсионе­ ра. Никак не вяжется с его возрастом моложавый и бодрый вид. Не могу скрыть своего удивления. Разговор завязался как-то сам со ­ бой. Говорили обо вселг_ но больше всего об охоте. Оказывается, Алек­ сандр Иванович прекрасный охотник, с первого выстрела бьет зайца, не­ смотря на полученную еще в детст­ ве травму глаза. Охотно рассказывает о себе. Из-за этой травмы, полученной еще в 16 лет, и не взяли Александра, архангельского паренька, на фронт. В конце 1941 года направили на оборонительные работы. В марте со­ рок второго Александр Иванович Хух­ рин в составе рабочего батальона в Архангельском порту разгружает су­ да. Работает в полную силу, без сна и отдыха, но сердце рвется на фронт. 2 0 августа 1 9 4 2 года Александр Иванович Хухрин в числе тех, кто сделал два шага вперед после при­ зыва: «На флоте не хватает людей, нужны люди...» Он сделал их, эти два шага. Так вот и попал Александр Ивано­ вич Хухрин на пароход «Пролета­ рий» в декабре 1 9 4 2 года. Александр Иванович рассказывает о рейсах «Пролетария», а я все не решаюсь спросить его о самом глав­ ном, о той страшной трагедии. Нако­ нец задаю ему этот самый главный, самый мучительный для нас обоих вопрос. Он замолкает, и я вижу, что ему трудно справиться с волнением. Наконец он начинает говорить: Э ТО ПРОИЗОШЛО утром 5 декабря 1 9 4 4 года, примерно в половине седьмого. После выполне­ ния очередного задания возвращались из Линахамари в Мурманск. Шли караваном в три судна: «Спартак», «Селенга» и «Пролетарий». Сопро­ вождали нас три «морских охотника». На борту «Пролетария» находилось 3 3 члена экипажа, 10 военных моря­ ков и 13 солдат — пассажиров. В со­ ставе экипажа 5 женщин и 3 юнги. В районе Цып-Наволока, около полуост­ рова Рыбачий, пароход «Пролетарий» был торпедирован немецкой подвод­ ной лодкой. Торпеда попала в носо­ вую часть левого борта, и судно, пе­ реломившись пополам, затонуло в те ­ чение трех минут. Мне и моему напарнику Стархов- скому Николаю, он тоже был кочега­ ром, удалось выбежать через машин­ ное отделение на палубу. У рабочей шлюпки увидел много народа. Но, спущенная на воду, она переверну­ лась и ушла под воду вместе с на­ ходившимися в ней людьми... Александр Иванович замолкает. Вижу, что ему труДно справиться с охватившим его волнением. Долго молчит. Чувствую, что он сейчас да­ леко от меня, в том холодном страш­ ном декабре, вновь стоит на палубе тонущего корабля, вновь видит ги­ бель своих товарищей. Через некоторое время Александр Иванович продолжает свой рассказ, и я узнаю все подробности разыграв­ шейся трагедии. ...Времени на раздумья не остава­ лось: корма судна высоко поднялась, оно уходило под воду. Выпрыгнул за борт, ушел глубоко в воду. Когда всплыл на поверхность, увидел на во­ де какой-то предмет, решил плыть к нему. Казалось, что не плыл, а шел по воде, настолько она была холод­ ной. Когда приблизился к этому пред­ мету, оказалось, что это была шлюп­ ка, в которой сидели два покрытых ледяным панцирем человека. Помочь Хухрину они были не в состоянии. Собрав все силы, Александр Ива­ нович перевернулся через борт в шлюпку. Тело, моментально покрыв­ шееся ледяным панцирем, отказыва­ лось повиноваться, но мозг продол­ жал работать. Знал Александр Ива­ нович, что спасение его в движении. Схватив оказавшееся в шлюпке весло, стал лихорадочно грести, не зная ку­ да, втаскивая по пути в шлюпку ока­ завшихся поблизости товарищей. Та ­ ким образом спас пять человек. • _ Из катеров сопровождения только один МО-426 подбирал державшихся на воде людей, остальные два катера забрасывали глубинными бомбами обнаруженную подводную лодку вра­ га. Через некоторое время подошед­ ший катер взял на борт находивших­ ся в шлюпке людей. Из 3 3 членов экипажа спаслись только 13 человек, из них — чудом оставшиеся в живых радистка Заха­ рова и юнга Женя Сказываев. Из 10 военных моряков и 13 солдат, на­ ходившихся на судне, спаслись лишь 5 человек... П ОСЛЕ ГОСПИТАЛЯ Александр Хухрин возвращается в строй, в ставшее для него родным Мурман­ ское морское пароходство. На судне «Сосновец» продолжает ходить по следам «Пролетария». На этом судне он и встретил столь долгожданный для нашего народа День Победы. Не смог уже Александр Иванович порвать с морем, поглотившим холод­ ным декабрьским утром 1944 года его боевых товарищей. Знал, что дол- А. И. Хух)рин. С н имо к военных лет. жен исполнить свой долг перед ни­ ми, оставшимися навсегда живыми в его памяти. 3 3 года на флоте, из них 15 лет — старший механик на танкере «Тимо- нец» Мурманского рыбного порта. Много благодарностей, Почетных гра­ мот и поощрений. Среди наград — орден Отечествен­ ной войны II степени, медаль «За оборону Советского Заполярья». Все это как нельзя лучше говорит о том, что свой долг перед погибшими то­ варищами моряк выполнил с честью. Сейчас Александр Иванович Х у х ­ рин на заслуженном отдыхе, но лю­ бовь к морю он сумел привить своим сыновьям, достойно сменившим отца на долголетнем трудном посту. Стар­ ший, Валентин, вот уже несколько лет ходит в море на судах «Мурмаи- рыбпрома». А младший, Сергей, закончив высшее мореходное учили­ ще, также ходит в море механиком в Мурманском траловом флоте. Дина-- стия моряков продолжает жить. Каждый год 9 мая от причалов Мурманского морского пароходства от­ ходит судно, которое, выйдя из Коль­ ского залива, берет курс в Мотовскин залив. Оно совершает традиционный рейс к месту гибели парохода «Про­ летарий». Выйдя в указанные координаты, судно замедляет ход. И ложатся на воду венки из живых цветов. ...В скорбном молчании склонили головы ветераны. Среди них Алек­ сандр Иванович Хухрин — один из тех, кто остался в живых после тра­ гической гибели «Пролетария». Он смотрит на качающиеся на волнах цветы, и перед ним' возникают как живые, лица погибших товарищей. Вспомним их и мы с вами, почтим их память. Вот их имена: капитан П. Г. Ижмяков, старший помощник капитана С. С. Воронцов, второй помощник В . Й. Цинцадзе, третий помощник А. И. Никулин, старший механик Н. И. Кукаренко, машинисты I и II класса Л . А . Телять- ев и В . Н. Семенов, матросы I клас­ са В . С. Попов, В . В . Брехов, Б . Н. Наборский, кочегары I и II класса Г . Д. Захаров, М. И. Шадрин, Э. М. Лебедев, А. П. Некрасов, повар А. Г. Арсетская, буфетчица О. Я . Вагано­ ва, дневальная Е. И. Казанская, кам- бузница Г . Н. Большакова, юнги Ва ­ ня Тюричев и Вильям Юдин. Г. КЛОЧКОВА, старший археограф госархива Мур­ манской области. РЕЗОНАНС С ТАРШИЙ научный сотруд­ ник музея Краснознамен­ ного Северного флота А. В. Кривенко — активный автор нашего еженедельника. Она регулярно пишет о судьбе траулеров, ставших в годы Великой Отечественной вой­ ны боевыми кораблями Север, ного флота. И, конечно, о судьбе моряков. Это находит живой отклик в душе читате­ лей, особенно свидетелей тех грозны^ лет. Так, в музей Краснознаменного Северного флота пришло письмо от вдо­ вы ветерана КСФ, бывшего командира электромеханиче­ ской части сторожевого ко­ рабля № 25 «Бриз» Александ. «Это придаст им мужества» pa Николаевича Неличика. Она пишет: «Уваж аем ая Алевтина В а - силъевна! Выраж аю вам сердечную благодарность з а статью о «Бризе», опубликованную в еж енедельнике «Рыбный Мур- мая» 21 ноября 1986 года . На этом к ор абл е всю войну на­ ходился мой муж Неличик Александр Николаевич. Вы своей работой делаете много полезного, освещаете военные действия прошедшей войны, чтобы новое поколение знало , как досталась победа . Статью прочитали наши зна ­ комые, родственники, а один­ надцатилетняя внучка ска зал а : «Таким дедушкой , как у меня, нужно гордиться!» Летом 1986 г о д а мы приходили в музей Северного флота, все увиден­ ное на н ее произвело больш ое впечатление, и она написала о б этом сочинение. Вырезку из «Рыбного Мур- мана» с вашей статьей я по­ слала внуку, который служит в ГДР . Пусть ее почитают те­ перешние солдаты — это при­ даст им мужества. На меня статья произвела о с о б о е чувство: всколыхнулось в с е прошлое, которое не за б у ­ дется д о конца моих дней. О «Бризе» писали и раньше. У меня есть вырезки из газет, но ваша статья объемная , и в ней освещ ены подробно и п од ­ виг моряков, и весь боевой путь «Бриза». Ж елаю вам дальнейших ус­ пехов в работе. Еще ра з б о л ь ­ шое спасибо. С искренним у в а ­ жением к вам Неличик Алев­ тина Александровна. 27 декабря 1986 года». Вот такое письмо. Для мо­ лодых читателей еженедель­ ника даем краткую справку. «Рыбный Мурман» неодно­ кратно писал о боевых де­ лах СКР-25 «Бриз» (РТ-64 «Се­ верный полюс»). 21 ноября прошлого года статья А. В. Кривенко «Бриз» идет на т$- ран» была приурочена к 45- летию подвига североморцев, в том числе — бывших трал- флотовцев. Об этом помнят ветераны, должна знать и мо­ лодежь. РЫБНЫЙМУРМАН 8 мая 1987 года &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz