Рыбный Мурман. 1987 г. Май.

г » • - ?.-S iC '-il J. I - £JL& i-£l f S i . j L:i i •S * - * * . Г-• V» a 5 * 4 * »»•«-* •« * > * • ( » » * ' « . , » f . r f • j 5V4 Г П Из блокнота журналиста Люди и море Все-таки на берегу ни­ когда в полной мере не по­ нять, что такое море. Ни фильмы, ни книги, сколь бы высокохудожественны и правдивы они ни были, не воссоздадут то ощущение — надо самому увидеть, услышать, почувствовать. Хоть и в шутку, но лови­ ла себя па такой, напри­ мер. мысли: «Висеть вниз головой — крайне неприят­ но». А д ело в том. что шторм раскачивал судно с борта па борт, ветер ( свы ­ ше двадцати метров в с е ­ кунду ) старался удержать транспорт на левом боку , а койка у меня располож ена поперек судна. Так что болбш ую часть ночи прихо­ дилось спать, так сказать, вверх ногами. Да и ходить по коридо­ рам бы ло непросто: руки отрываются от поручней. ■ палуба уплывает куда-то вниз. Г ол ова какая-то чу­ гунная. Одна мысль: л е ­ жать, не шевелиться! Но в ед ь в с е работают! М ало того, практически каж ­ дый, зд ор о в ая сь со мной и видя мою зеленую физионо­ мию. обязательно находил несколько добрых , о б о д р яю ­ щих слов. Кто-то в дохн о ­ в енно врал, что завтра к вечеру шторма не будет. Кто-то рисовал красочную перспективу п ерехода эква ­ тора («вы не верьте толь­ ко , что там пограничные столбы стоят, там натянута голубая ш елковая ленточ­ ка, вот вы, как впервые пе­ ресекающ ая экватор, б у д е ­ те ее разрезать»). Кто-то предлагал помочь или при­ нести что-нибудь вкуснень­ кое. если зашла речь о справедливости, чуда девается мол­ чаливость! Говорит без предвзятости, без амбиций, но горячо и убедительно. Тщательно скрывает свою та­ лантливость. Мне п;росто случайно повезло: услышала, как Саша играет на гитаре и поет очень красивые романсы. А так он почему-то считает, что «ничего не умеет». Спрашиваю как-то, почему у него до сих пор нет отдельной квартиры, все-таки 20 лет на флоте. Го­ ворит: «Что ж поделаешь, придет время, дадут». И переводит разговор на другую тему. Леонид Витальевич Кирпичев — электрик перзого класса, самый молодой из «троицы». Учится на чет­ вертом курсе электромеханического факультета МВИМУ. Коммунист. Председатель судового кодлите- та народного контроля. Боксер, теннисист. Из тех, про кого говорят: человек с обостренным чувством спра­ ведливости. И из тех, про кого все говорят: хороший парень. Душевный, мягкий, добрый, очень честный и чистый. Эта «троица» в предыдущем рейсе чуть не кругло­ суточно работала, доводя «до ума» электрокары. Пои- думывала приспособления, чтобы эта техника не пе­ реворачивалась, чтобы захваты работали, и так далее. Удивительный н арод МО- К ° 66 и Кирпичев - авторы рацпредложении по за- ряки! Сколько в душах ме»е гидроподъемного устройства. Светлого, доброго, СКОЛЬКО Пржевальский со старшим помощником Вениамином нерастраченной нежности! Васильевичем Павловым н матросом Демури Григорь- К ак Ж д ут весточки из до - евичем Минашвили придумали, как возить контеине- ма! Смотришь, работает па- Рь|_ на п®лУбе транспорта. Перенесли шлюпку со сред- рень, „прямо п одж ав г,/бы, нви тамбучины на носовую, лоубирали лишнее осве- серьезен аж д о суровости. ^ ение. разработали и оборудовали конструкцию креп- И в д р у г объявляют по ления- ТепвР*- и на_ промысел, и обратно транспорт трансляции его фамилию - , е ,3,ет Десятки контейнеров. летит по трапам скорей Частенько . каюту к_ друзьям заходят секретарь взять в руки радиограмму парторганизации старшим электромеханик Александр в несколько строчек. И tiy- Петрович Мелентье. и главный механик Герарт Ни- д а суровость п од евалась ~ к ° " аевич Кульнев. Чаи с_ «правками» - мятой, липои, глаза сияют, шутки сыплют- ДУ^ицеи - и неспешный разговор. ся, как у профессионала- юмориста. Подивилась еще и вот че­ му: никогда бы не подума­ л а ч т о «морские волки > так наблюдательны и чут­ ки к красоте. «Знаете, •— говорили они мне в штор - Инца Березюк г. ХАРАКТЕРЫ „ д Самая острая тема — предстоящее сокращение мовои Атлантике, в тро- штатов вот такой, например, аспе<т: ло системе не- пиках н ебо черное, а зв ез- п р ^ р ы ^ о , ^ технического обслуживания на профилак- ды огромные, сверкающие, тику некоторых механизмов отводится шесть минут. и близко-близко , рукой до - j Q всть ПОДойти, разложить инструменты, открутить стать можно». А в ед ь прав- _ все время конч^ оеЬ- Это - при нынешнем штате. ду говорили. Красочно они- д сокращенном? «Выгода» может стать такой, ка- сывали природу в Панаме не £ руководству флота... - действительно, нсобы- Или такое: если уж сокращенный mraTi так обяза. чаино красивый край. Q КИПАЖ. 60 личностей со своими взглядами, при- ^ вычками. Вот, например, интереснейший человек: газоэлек- тросварщик Владимир Сергеевич Пржевальский. Си­ дим как-то в салоне команды после собрания, про­ должаем обсуждать «больные» проблемы жизни эки­ пажа. Невысокий спортивного вида парень вступает в разговор: — Вы бы написали обо мне. Я читал в одной га­ зете, как про одного передовика написали и ему квар­ тиру дали. У меня квартира есть, а «Волги» нет. Я лихорадочно спешу сообразить, что сказать в от­ вет. Обвинить в нескромности? Но в глазах собесед­ ника черти прыгают! Пошутить самой? Так просьба-то — на полном «серьезе»! Нахожу нейтральный вари­ ант: «Мне бы ваши заботы!» Через несколько дней пьем чай. Владимир Сергее­ вич «исповедуется», что он в девятый раз женат, что воевал под Ленинградом и демобилизован в звании генерала. Показывает фотографию: он с матерью. На нем генеральский китель. Попробуй не поверь! — Но ведь вам нет пятидесяти, когда же вы вое­ вали? — Был сыном полка, в разведку ходил, — не морг­ нув глазом, сообщает «генерал». Весь рейс я завороженно слушала Владимира Сер­ геевича. И поняла: балагурство это где-то сродни русскому скоморошеству, идет от щедрости души, когда человек видит, как официально-вежливы, * как холодно отстраненны отношения между людьми на судне, как нелегка работа. И желание развлечь, со­ греть мягким юмором чужую душу выливается в форму такой вот болтовни. Где Пржевальский, там обязательно смех. Словно сам Василий Теркин, соб­ ственной персоной пожаловал! В какой-то мере за этой маской он сам прячет (от скромности) истинное содержание своей личности: безотказного труженика, виртуозного специалиста, та­ лантливого человека. На судовом вечере он читал стихи, был ведущим, великолепно играл на ложках, изумительно танцевал в «цыганском» ансамбле. Недавно ему исполнилось пятьдесят. Однако на суд­ не Пржевальский считается самым сильным: каждое утро — два часа зарядки, да и с гирями, гантелями. У молодых, видно, силы воли не хватает на такое, во всяком случае, когда капитан, пеовый помощник и еще несколько человек в шесть утра выбегают на палубу, «генерал» уже завершает зарядку. А после работы он у друзей. Неразлучная троица: Пржевальский, Кобб, Кирпичев. Электрослесарь Александр Кириллович Кобб, как и Владимир Сергеевич, 20 лет работает в «Севрыбхо- лодфлоте». Член судкома. Умница. Крайне сдержан, даже скрытен. За мягкой улыбкой трудно понять его точку зрения. Больше слушает, чем говорит. Но уж (П родолж ени е. Начало в №• 18). тельно на берегу должно быть сервисное обслужива­ ние: снабжение электроэнергией, паром, телефонной связью, бункеровка топливом, доставка снабжения, подготовка трюмов, зачистка танков и так далее — все точно в срок, пока экипаж отдыхает. Немало и других проблем. Скажем, назначается от­ ход, весь экипаж бежит на судно и, бывает, сутками неотлучно ждет этого самого отхода, вместо того, чтобы побыть еще с семьей. Кому нужна такая «ор­ ганизация» дела? Кстати сказать/ и я ждала отхода ^Кольского зали­ ва» не одни сутки: говорили, что 4 января, потом 5-го. Ушли 7-го. Конечно, разговоры разговорами, а проблемы эти и десятки других со всей серьезностью обсуждались и на партийных собраниях, и на совещаниях комсо­ става, на комсомольских собраниях. Ведь каждый мо­ ряк хочет, чтобы экипаж был в числе передовых на флоте, чтобы не гасили на берегу желание его рабо­ тать на славу в море. Ну вот такой, например, вопрос: почему моряков обвиняют в длительной стоянке судна в порту? При­ чем не просто обвиняют — лишают премии. Хотя простой чаще всего по вине порта. И в каюте у ребят то беседы «за жизнь», то сно­ ва о проблемах.. Секретарь парторганизации больше помалкивает, слушает. Черные, бархатные глаза непро­ ницаемы. Холодноват Александр Петоозич, лишнего не молвит, но авторитет у него непререкаем. Ценят за справедливость, абсолютное знание специально­ сти. А хозяйство у электрослужбы огромное. «Коль­ ский залив», как никакое другое судно, буквально на­ пичкан электроникой, автоматикой. А машинное отделение? Моя «экскурсия» там дли­ лась довольно долго: трехэтажный дзорец техники. Только проблем в том «дворце» многовато. Вот отрывок из выступления на открытом партий­ ном собрании главного механика Герзрта Николаеви­ ча Кульнева: — Машина — сердце корабля, перегрузки вызы­ вают сбои. Планирование (на берегу) максимальной скорости судна, «битва» за досрочность на промысле не лучшим образом отражаются на механизмах. Уже меняли форсунки, ремонтировали топливный насос. Ремонтная бригада постоянно в работе. А на промыс­ ле четыре человека из машинной команды еще и выходят на помощь в трюм. Главный механик, однако, находит время на рацио­ нализаторскую работу. Например, вместе с капитаном- директором Виктором Ивановичем Письменным при­ думал переходное устройство для заполнения танка под мазут. Гакое усовершенствова <ие позволяет брать дополнительно 150 тонн мазута. И так творчески, старательно оаботают на «Коль­ ском заливе» практически все. Я имею в виду не только рационализацию, но само отношение к делу. Сказывается тот факт, что на нем нет новичков, все уже успели накопить больший или меньший опыт на Других судах. Другой вопрос, что транспорт совершен но новый, я ушла с экипажем в их второй со дня по­ стройки судна рейс. Естественно, еще не все «углы» спрямились, не все характеры притерлись. Но эки­ паж уже состоялся, доказал, на что способен: пер­ вый рейс — второе место по флоту, второй рейс — первое. Да, новичков не было. Хотя молодые моряки со­ ставляли почти половину экипажа. Секретарь комсомольской организации четвертый помощник капитана Юрий Владимирович Исаев. Все­ общий любимец. Работу знает отменно. Владеет ан­ глийским. Великолепный рассказчик, полный мягкого юмора. Судя по вечеру (готовили комсомольцы под руководством первого помощника), артистичен: поет, инсценируя песню, танцует. Молодежь относится к нему с уважением, видит за мягкостью в обраще­ нии твердую, уверенную руку вожака. Пекарь комсомолец Серик Хайрденпв, Сережа, как зовут его в экипаже. Болезненно переживает ма­ лейшую неудачу, жаден до доброго слова — сразу расцветает до окрыленности. На подвахту бежит пеэ- вым. На последнем в рейсе комсомольском собрании ребята постановили: несмотря на возраст, оставить Сережу в комсомоле. В общем-то, тщеславия морякам не занимать, но хорошего тщеславия, жажды заслуженной славы. сожалению, не принято как-то у нас «разбрасываться^ добрым словом, вот отругать, наказать — сколько угодно! Хоть и прекрасно знаем, что настроение че­ ловека давно перешло из эмоциональной сферы в экономическую. Вот повар Николай Васильев, отличный специалист, безукоризненный чистюля. Смотрю: ходит, молчит, в глазах — обида. Видят же все старательность парня, ну скажите же просто: «Молодец, Коля, спасибо за вкусный ужин». Молчат. А человеку так нужна оцен­ ка его труда, то самое доброе слово, без которого «работа выполняется», а не поет в руках. На «Кольском заливе» большинство матросов — карщики - лебедчики. Есть просто специалисты, есть виртуозы. Понаблюдала в трюме за работой Сергея Павлови­ ча Юшко. Со стороны (поначалу) показалось, что ни­ чего хитрого нет: подъехал, сбил тару в кучку, при­ поднял, отвез на место, уложил. С ящиками еще про­ ще. Пригляделась: о, как непросто! В общем, знако­ мое ощущение, когда смотришь на работу Мастера, будь то балерина или ювелир, или карщик — совер­ шенство в любом труде восхитительно. Талантливы в этом плане и другие ребята: Алек­ сандр Дурасов, Александр Науменко, Михаил Маг- дыч, Петр Коропецкий, да, пожалуй, всех бы надо назвать. Убедилась в их ловкости, спокойной уверен­ ности, не только наблюдая за работой, но, и так ска­ зать, на собственном опыте. Мне приходилось не раз пересаживаться в «корзине» на пришвартованные^ нашему транспорту суда. Первый раз было очень страшно: наслушалась «историй». Но потом шла спо­ койно, только гляну в кабину лебедчика: ага, сегодня Витя Герасименко или Петя Коропецкий, значит, «по­ лет» будет плавным и аккуратным. Петр Владимирович Коропецкий — моряк с боль­ шим опытом. Работает красиво. Заметила: любит, вро­ де бы, тихо сидеть в сторонке, а вокруг него ребята — словно спутники вокруг Земли вращаются, слушают и повинуются. Неформальный лидер, в общем. Александр Юрьевич Дурасов из тех. кого админи­ страция обычно называет горлопанами, неудобными. Выступает на всех собраниях горячо, откровенно. На флоте — больше десяти лет. Специалист на все руки, в ночь-полночь разбуди — безропотно пойдет и бу­ дет работать блестяще. А в свободное время — во­ лейбол, футбол, теннис. Моторист Валерий Сергеевич Юськов — весьма ува­ жаемый в экипаже человек. Спокойный, уверенный в каждом своем поступке, душевный. Бывший чемпион Северного флота по боксу (их встречи на ринге с Лео­ нидом Кирпичевым — захватывающее зрелище). Буфетчица Валентина Ивановна Потылицына. Неко­ торые потихоньку называют ее злыдней, но уважают. Ярый борец за справедливость* не пройдет мимо, если, например, повар поленилась коасиво нарезать овощи в салат, положила целиком. Целую лекцию про­ читает! Когда на промысле приходилось кормить ноч­ ную вахту, Валентина оставалась после ужина, чтобЦ побаловать ребят чем-то особо вкусненьким, домаш­ ним. Умница, тонко понимает чужую боль, всег­ да приходит на помощь. Наверное, самая любимая служба на . судне — ра­ дио. Приходит сюда капитан с деловой перепиской, на радиосоветы. Бегут моряки за драгоценными строчка­ ми из дома. Думается, здесь должны работать осо­ бенно чуткие и тактичные люди. Ведь через них идет вся жизнь экипажа, все переживания каждого моряка у них, что называется, на ладони. Славные, добрые люди работают в радиослужбе «Кольского зализа»: Илья Иванович Трифонов, Петр Изанозич Гончаров, Александр Альбертович Быков. Люди моря. Порой кляня его, порой тоскуя по си­ нему простору (на берегу), они накрепко привязаны к своей железной «коробке». Привязаны любовью к это­ му ох как нелегкому труду. Море — их судьба. Тает мурманский морозный иней на металле судна под яростным ветром Атлантики. Тропическое солн­ це накаляет палубу в южных широтах. Сверкают на черном небе крупные лучистые звезды. Ни газет, ни голоса родной Москвы. Жара в январе, леденящие ветры в июле. Не поймешь, какое сейчас на самом деле время года и время суток (зелика разница в часовых поясах). И — работа. «Скорей!» Это слово постоянно звучит на судне. Скорей выгрузиться, скорей домой. (Окончание следует) Тихий океан — Мурманск. 8 мая 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz