Рыбный Мурман. 1987 г. Май.
г » • - ?.-S iC '-il J. I - £JL& i-£l f S i . j L:i i •S * - * * . Г-• V» a 5 * 4 * »»•«-* •« * > * • ( » » * ' « . , » f . r f • j 5V4 Г П Из блокнота журналиста Люди и море Все-таки на берегу ни когда в полной мере не по нять, что такое море. Ни фильмы, ни книги, сколь бы высокохудожественны и правдивы они ни были, не воссоздадут то ощущение — надо самому увидеть, услышать, почувствовать. Хоть и в шутку, но лови ла себя па такой, напри мер. мысли: «Висеть вниз головой — крайне неприят но». А д ело в том. что шторм раскачивал судно с борта па борт, ветер ( свы ше двадцати метров в с е кунду ) старался удержать транспорт на левом боку , а койка у меня располож ена поперек судна. Так что болбш ую часть ночи прихо дилось спать, так сказать, вверх ногами. Да и ходить по коридо рам бы ло непросто: руки отрываются от поручней. ■ палуба уплывает куда-то вниз. Г ол ова какая-то чу гунная. Одна мысль: л е жать, не шевелиться! Но в ед ь в с е работают! М ало того, практически каж дый, зд ор о в ая сь со мной и видя мою зеленую физионо мию. обязательно находил несколько добрых , о б о д р яю щих слов. Кто-то в дохн о в енно врал, что завтра к вечеру шторма не будет. Кто-то рисовал красочную перспективу п ерехода эква тора («вы не верьте толь ко , что там пограничные столбы стоят, там натянута голубая ш елковая ленточ ка, вот вы, как впервые пе ресекающ ая экватор, б у д е те ее разрезать»). Кто-то предлагал помочь или при нести что-нибудь вкуснень кое. если зашла речь о справедливости, чуда девается мол чаливость! Говорит без предвзятости, без амбиций, но горячо и убедительно. Тщательно скрывает свою та лантливость. Мне п;росто случайно повезло: услышала, как Саша играет на гитаре и поет очень красивые романсы. А так он почему-то считает, что «ничего не умеет». Спрашиваю как-то, почему у него до сих пор нет отдельной квартиры, все-таки 20 лет на флоте. Го ворит: «Что ж поделаешь, придет время, дадут». И переводит разговор на другую тему. Леонид Витальевич Кирпичев — электрик перзого класса, самый молодой из «троицы». Учится на чет вертом курсе электромеханического факультета МВИМУ. Коммунист. Председатель судового кодлите- та народного контроля. Боксер, теннисист. Из тех, про кого говорят: человек с обостренным чувством спра ведливости. И из тех, про кого все говорят: хороший парень. Душевный, мягкий, добрый, очень честный и чистый. Эта «троица» в предыдущем рейсе чуть не кругло суточно работала, доводя «до ума» электрокары. Пои- думывала приспособления, чтобы эта техника не пе реворачивалась, чтобы захваты работали, и так далее. Удивительный н арод МО- К ° 66 и Кирпичев - авторы рацпредложении по за- ряки! Сколько в душах ме»е гидроподъемного устройства. Светлого, доброго, СКОЛЬКО Пржевальский со старшим помощником Вениамином нерастраченной нежности! Васильевичем Павловым н матросом Демури Григорь- К ак Ж д ут весточки из до - евичем Минашвили придумали, как возить контеине- ма! Смотришь, работает па- Рь|_ на п®лУбе транспорта. Перенесли шлюпку со сред- рень, „прямо п одж ав г,/бы, нви тамбучины на носовую, лоубирали лишнее осве- серьезен аж д о суровости. ^ ение. разработали и оборудовали конструкцию креп- И в д р у г объявляют по ления- ТепвР*- и на_ промысел, и обратно транспорт трансляции его фамилию - , е ,3,ет Десятки контейнеров. летит по трапам скорей Частенько . каюту к_ друзьям заходят секретарь взять в руки радиограмму парторганизации старшим электромеханик Александр в несколько строчек. И tiy- Петрович Мелентье. и главный механик Герарт Ни- д а суровость п од евалась ~ к ° " аевич Кульнев. Чаи с_ «правками» - мятой, липои, глаза сияют, шутки сыплют- ДУ^ицеи - и неспешный разговор. ся, как у профессионала- юмориста. Подивилась еще и вот че му: никогда бы не подума л а ч т о «морские волки > так наблюдательны и чут ки к красоте. «Знаете, •— говорили они мне в штор - Инца Березюк г. ХАРАКТЕРЫ „ д Самая острая тема — предстоящее сокращение мовои Атлантике, в тро- штатов вот такой, например, аспе<т: ло системе не- пиках н ебо черное, а зв ез- п р ^ р ы ^ о , ^ технического обслуживания на профилак- ды огромные, сверкающие, тику некоторых механизмов отводится шесть минут. и близко-близко , рукой до - j Q всть ПОДойти, разложить инструменты, открутить стать можно». А в ед ь прав- _ все время конч^ оеЬ- Это - при нынешнем штате. ду говорили. Красочно они- д сокращенном? «Выгода» может стать такой, ка- сывали природу в Панаме не £ руководству флота... - действительно, нсобы- Или такое: если уж сокращенный mraTi так обяза. чаино красивый край. Q КИПАЖ. 60 личностей со своими взглядами, при- ^ вычками. Вот, например, интереснейший человек: газоэлек- тросварщик Владимир Сергеевич Пржевальский. Си дим как-то в салоне команды после собрания, про должаем обсуждать «больные» проблемы жизни эки пажа. Невысокий спортивного вида парень вступает в разговор: — Вы бы написали обо мне. Я читал в одной га зете, как про одного передовика написали и ему квар тиру дали. У меня квартира есть, а «Волги» нет. Я лихорадочно спешу сообразить, что сказать в от вет. Обвинить в нескромности? Но в глазах собесед ника черти прыгают! Пошутить самой? Так просьба-то — на полном «серьезе»! Нахожу нейтральный вари ант: «Мне бы ваши заботы!» Через несколько дней пьем чай. Владимир Сергее вич «исповедуется», что он в девятый раз женат, что воевал под Ленинградом и демобилизован в звании генерала. Показывает фотографию: он с матерью. На нем генеральский китель. Попробуй не поверь! — Но ведь вам нет пятидесяти, когда же вы вое вали? — Был сыном полка, в разведку ходил, — не морг нув глазом, сообщает «генерал». Весь рейс я завороженно слушала Владимира Сер геевича. И поняла: балагурство это где-то сродни русскому скоморошеству, идет от щедрости души, когда человек видит, как официально-вежливы, * как холодно отстраненны отношения между людьми на судне, как нелегка работа. И желание развлечь, со греть мягким юмором чужую душу выливается в форму такой вот болтовни. Где Пржевальский, там обязательно смех. Словно сам Василий Теркин, соб ственной персоной пожаловал! В какой-то мере за этой маской он сам прячет (от скромности) истинное содержание своей личности: безотказного труженика, виртуозного специалиста, та лантливого человека. На судовом вечере он читал стихи, был ведущим, великолепно играл на ложках, изумительно танцевал в «цыганском» ансамбле. Недавно ему исполнилось пятьдесят. Однако на суд не Пржевальский считается самым сильным: каждое утро — два часа зарядки, да и с гирями, гантелями. У молодых, видно, силы воли не хватает на такое, во всяком случае, когда капитан, пеовый помощник и еще несколько человек в шесть утра выбегают на палубу, «генерал» уже завершает зарядку. А после работы он у друзей. Неразлучная троица: Пржевальский, Кобб, Кирпичев. Электрослесарь Александр Кириллович Кобб, как и Владимир Сергеевич, 20 лет работает в «Севрыбхо- лодфлоте». Член судкома. Умница. Крайне сдержан, даже скрытен. За мягкой улыбкой трудно понять его точку зрения. Больше слушает, чем говорит. Но уж (П родолж ени е. Начало в №• 18). тельно на берегу должно быть сервисное обслужива ние: снабжение электроэнергией, паром, телефонной связью, бункеровка топливом, доставка снабжения, подготовка трюмов, зачистка танков и так далее — все точно в срок, пока экипаж отдыхает. Немало и других проблем. Скажем, назначается от ход, весь экипаж бежит на судно и, бывает, сутками неотлучно ждет этого самого отхода, вместо того, чтобы побыть еще с семьей. Кому нужна такая «ор ганизация» дела? Кстати сказать/ и я ждала отхода ^Кольского зали ва» не одни сутки: говорили, что 4 января, потом 5-го. Ушли 7-го. Конечно, разговоры разговорами, а проблемы эти и десятки других со всей серьезностью обсуждались и на партийных собраниях, и на совещаниях комсо става, на комсомольских собраниях. Ведь каждый мо ряк хочет, чтобы экипаж был в числе передовых на флоте, чтобы не гасили на берегу желание его рабо тать на славу в море. Ну вот такой, например, вопрос: почему моряков обвиняют в длительной стоянке судна в порту? При чем не просто обвиняют — лишают премии. Хотя простой чаще всего по вине порта. И в каюте у ребят то беседы «за жизнь», то сно ва о проблемах.. Секретарь парторганизации больше помалкивает, слушает. Черные, бархатные глаза непро ницаемы. Холодноват Александр Петоозич, лишнего не молвит, но авторитет у него непререкаем. Ценят за справедливость, абсолютное знание специально сти. А хозяйство у электрослужбы огромное. «Коль ский залив», как никакое другое судно, буквально на пичкан электроникой, автоматикой. А машинное отделение? Моя «экскурсия» там дли лась довольно долго: трехэтажный дзорец техники. Только проблем в том «дворце» многовато. Вот отрывок из выступления на открытом партий ном собрании главного механика Герзрта Николаеви ча Кульнева: — Машина — сердце корабля, перегрузки вызы вают сбои. Планирование (на берегу) максимальной скорости судна, «битва» за досрочность на промысле не лучшим образом отражаются на механизмах. Уже меняли форсунки, ремонтировали топливный насос. Ремонтная бригада постоянно в работе. А на промыс ле четыре человека из машинной команды еще и выходят на помощь в трюм. Главный механик, однако, находит время на рацио нализаторскую работу. Например, вместе с капитаном- директором Виктором Ивановичем Письменным при думал переходное устройство для заполнения танка под мазут. Гакое усовершенствова <ие позволяет брать дополнительно 150 тонн мазута. И так творчески, старательно оаботают на «Коль ском заливе» практически все. Я имею в виду не только рационализацию, но само отношение к делу. Сказывается тот факт, что на нем нет новичков, все уже успели накопить больший или меньший опыт на Других судах. Другой вопрос, что транспорт совершен но новый, я ушла с экипажем в их второй со дня по стройки судна рейс. Естественно, еще не все «углы» спрямились, не все характеры притерлись. Но эки паж уже состоялся, доказал, на что способен: пер вый рейс — второе место по флоту, второй рейс — первое. Да, новичков не было. Хотя молодые моряки со ставляли почти половину экипажа. Секретарь комсомольской организации четвертый помощник капитана Юрий Владимирович Исаев. Все общий любимец. Работу знает отменно. Владеет ан глийским. Великолепный рассказчик, полный мягкого юмора. Судя по вечеру (готовили комсомольцы под руководством первого помощника), артистичен: поет, инсценируя песню, танцует. Молодежь относится к нему с уважением, видит за мягкостью в обраще нии твердую, уверенную руку вожака. Пекарь комсомолец Серик Хайрденпв, Сережа, как зовут его в экипаже. Болезненно переживает ма лейшую неудачу, жаден до доброго слова — сразу расцветает до окрыленности. На подвахту бежит пеэ- вым. На последнем в рейсе комсомольском собрании ребята постановили: несмотря на возраст, оставить Сережу в комсомоле. В общем-то, тщеславия морякам не занимать, но хорошего тщеславия, жажды заслуженной славы. сожалению, не принято как-то у нас «разбрасываться^ добрым словом, вот отругать, наказать — сколько угодно! Хоть и прекрасно знаем, что настроение че ловека давно перешло из эмоциональной сферы в экономическую. Вот повар Николай Васильев, отличный специалист, безукоризненный чистюля. Смотрю: ходит, молчит, в глазах — обида. Видят же все старательность парня, ну скажите же просто: «Молодец, Коля, спасибо за вкусный ужин». Молчат. А человеку так нужна оцен ка его труда, то самое доброе слово, без которого «работа выполняется», а не поет в руках. На «Кольском заливе» большинство матросов — карщики - лебедчики. Есть просто специалисты, есть виртуозы. Понаблюдала в трюме за работой Сергея Павлови ча Юшко. Со стороны (поначалу) показалось, что ни чего хитрого нет: подъехал, сбил тару в кучку, при поднял, отвез на место, уложил. С ящиками еще про ще. Пригляделась: о, как непросто! В общем, знако мое ощущение, когда смотришь на работу Мастера, будь то балерина или ювелир, или карщик — совер шенство в любом труде восхитительно. Талантливы в этом плане и другие ребята: Алек сандр Дурасов, Александр Науменко, Михаил Маг- дыч, Петр Коропецкий, да, пожалуй, всех бы надо назвать. Убедилась в их ловкости, спокойной уверен ности, не только наблюдая за работой, но, и так ска зать, на собственном опыте. Мне приходилось не раз пересаживаться в «корзине» на пришвартованные^ нашему транспорту суда. Первый раз было очень страшно: наслушалась «историй». Но потом шла спо койно, только гляну в кабину лебедчика: ага, сегодня Витя Герасименко или Петя Коропецкий, значит, «по лет» будет плавным и аккуратным. Петр Владимирович Коропецкий — моряк с боль шим опытом. Работает красиво. Заметила: любит, вро де бы, тихо сидеть в сторонке, а вокруг него ребята — словно спутники вокруг Земли вращаются, слушают и повинуются. Неформальный лидер, в общем. Александр Юрьевич Дурасов из тех. кого админи страция обычно называет горлопанами, неудобными. Выступает на всех собраниях горячо, откровенно. На флоте — больше десяти лет. Специалист на все руки, в ночь-полночь разбуди — безропотно пойдет и бу дет работать блестяще. А в свободное время — во лейбол, футбол, теннис. Моторист Валерий Сергеевич Юськов — весьма ува жаемый в экипаже человек. Спокойный, уверенный в каждом своем поступке, душевный. Бывший чемпион Северного флота по боксу (их встречи на ринге с Лео нидом Кирпичевым — захватывающее зрелище). Буфетчица Валентина Ивановна Потылицына. Неко торые потихоньку называют ее злыдней, но уважают. Ярый борец за справедливость* не пройдет мимо, если, например, повар поленилась коасиво нарезать овощи в салат, положила целиком. Целую лекцию про читает! Когда на промысле приходилось кормить ноч ную вахту, Валентина оставалась после ужина, чтобЦ побаловать ребят чем-то особо вкусненьким, домаш ним. Умница, тонко понимает чужую боль, всег да приходит на помощь. Наверное, самая любимая служба на . судне — ра дио. Приходит сюда капитан с деловой перепиской, на радиосоветы. Бегут моряки за драгоценными строчка ми из дома. Думается, здесь должны работать осо бенно чуткие и тактичные люди. Ведь через них идет вся жизнь экипажа, все переживания каждого моряка у них, что называется, на ладони. Славные, добрые люди работают в радиослужбе «Кольского зализа»: Илья Иванович Трифонов, Петр Изанозич Гончаров, Александр Альбертович Быков. Люди моря. Порой кляня его, порой тоскуя по си нему простору (на берегу), они накрепко привязаны к своей железной «коробке». Привязаны любовью к это му ох как нелегкому труду. Море — их судьба. Тает мурманский морозный иней на металле судна под яростным ветром Атлантики. Тропическое солн це накаляет палубу в южных широтах. Сверкают на черном небе крупные лучистые звезды. Ни газет, ни голоса родной Москвы. Жара в январе, леденящие ветры в июле. Не поймешь, какое сейчас на самом деле время года и время суток (зелика разница в часовых поясах). И — работа. «Скорей!» Это слово постоянно звучит на судне. Скорей выгрузиться, скорей домой. (Окончание следует) Тихий океан — Мурманск. 8 мая 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz