Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
Когда все разошлись, Та мара Степановна взяла у Меньшиковой список, еще раз перечла; ну точно, одно го потеряли... Растяпы ... в черновике-то он был... И — срочно к машинистке. Чтоб впечатала, пока бухгалтер не сделала расчет, иначе будет поздно... Все это время директор помнила (как и всегда обо всех, даже ничтожно мелких своих обещаниях), что соби ралась зайти к •бухгалтеру по «личному». С дополненным уже списком и зашла. Лучше б не заходила!. Потому что сообщила бух г а л т ер вовсе не о личном. А о том, что она, видите ли, не согласна с такой-то подписью, не видит законности в на числении доплаты музыкан там, а потому зарплату ор кестру не выплатила. «Как? — не поняла Переверзева. — Ведь зарплата была вче ра?» — «Да вот так, не вы платила — и все. . Потому что — не согласна». Это было... не как гром срёди ясного неба. Что гром? Попугал да и сгинул. А тут... Тамара Степановна не стала шуметь, выяснять, до казывать — бесполезно... Она вдруг почувствовала, что 'смертельно устала. Та кое дикое, тоскливое ощу щение безысходности и от чаяния... сюда не выгонит, что сюда можно приходить, как до мой. Вернулись в кабинет. Ку- барева спросила: не случи лось ли чего? Видно, заме тила в давней своей знако мой что-то непривычное. И вот тут (господи, да ча сто ли такое бывает, чтоб ее, директора огромного дворца, начальницу, кто-то вот так- просто, по-человечески, как обычную женщину, спро сил: не случилось ли чего?) Тамара Степановна и запла кала. Директор плакала. И только ли невыплаченная зарплата была причиной тех слез? Нет, зарплата скорее была поводом. Причина? А разве не причина то, что вот так, одним махом чинуши возможно порушить порядок, добытый и построенный с таким трудом. Что такое эстрадный ор кестр для дворца? Это и тай цы, и праздники, и торжест венные вечера. Оркестр — лицо дворца. Да и прибыль в конце концов! И как важ но, чтоб оркестр был хоро шим. А где взять его, хоро- ший-то? А если и возьмешь, как удержать? З а вечер в ресторане музыкант может заработать то, что здесь за полмесяца платят. Расценки для музыкантов, как и вооб ще для культработников, Директор плакала. У окна с пышными, не смотря на долгую зиму, цве тами в расписных фигурных горшках плакала женщина. Слезы текли и текли. Она вытирала их ладонями, пы талась загнать обратно, внутрь — напрасно. Слезы не слушались, предатель ские, чисто женские слезы незаслуженной обиды, вмиг превратившие властное и начальственное лицо в обыч ное, бабье, беззащитное. Вот так... А еще пять минут назад все было по-другому. Еще пять м ин у т назад шел обычный рабочий день дире к тора Дворца кул ь туры и тех н и ки имени С. М. Кирова Та мары Степановны Переверзе- вой. День суматошный , стре мительный — привы чный . О таком «шел» и сказать нелов ко . Несся — точнее. Дела, маленькие ? боль шие, необходимые и не очень, мчались, сталкиваясь, сменяя друг друга, лихо под миная под себя секунды, ми нуты, часы. — Тамара Степановна, посмотрите, вот новые ко стюмы для аэробики. Как? — Тамара Степановна, а они переезжать не хотят, говорят, пока пятно от све тильника не закрасят. — Тамара Степановна, вот сценарий. — Так... Значит, она их все хвалит и хвалит. Шесть человек. А остальные 120 что делают? Слушают? Смот ри: мы назвали вечер «О людях хороших, о добрых делах». Так кому мы рас сказываем? Ведь эти 120 с темн шестью вместе работа ют! Нам с тобой, надо самим понять. Если мы проводим вечер отдыха — это одно. А если чествуем людей — сов сем другое. Мы чествуем? Так, может;. .приг.ласить нам моряков, чтоб выступили, по благодарили за ’работу? На до, чтобы людям... — Тамара Степановна, у ме ня вопрос; почему билет па танцы стоит 80 копеек, а на дискотеку рубль? На танцы дешевле, а там ведь живая музыка... — Слушай... Интересный вопрос. А ведь правда... Стон. Давай сразу позвоним и выясним. ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО День несся вперед, набирал силу . Энергичнее и ярче ста новился его ритм . Я сидела в тихом у гол ке у двери, стараясь не мешать. Впрочем, очень скоро поняла, что помешать просто не могу . Входящие и выходящие работники дворца не обращали на меня внима ния : привы кл и , видно, к по стоянному прису тс твию по сторонних . Да и сама Тамара Степановна, вначале чувство вавшая себя немного неуютно и даже стесненно, при кры в а в шаяся ру кой , очень скоро вов се перестала смотреть в мою сторону . Не до то го было. Она работала. И в этом ей не мог помешать ни кто . И вот во время бесконеч ных входов-выходов, теле фонных звонков и селектор ного зуда; во время обсуж дения сценариев, песен, ко стюмов, танцев; во время споров, убеждений, просьб и приказов в дверь пару раз заглядывала светловолосая женщина. Заглянет — уви дит народ — уйдет. И ког да она приоткрыла дверь в третий раз, Тамара Степа новна, вроде бы не обращав шая на дверь внимания, ска зала: «Что ты все загляды ваешь? Заходи, я же вижу, у тебя дело ко мне». Тут светловолосая улыбнулась: ладно, мол, я потом. И до бавила: «У меня — личное». «Ну раз личное, — сказала Переверзева, — подожди у себя, в бухгалтерии, я зай ду». Сразу зайти она не смогла, потому что пришла Анна Ми хайловна Меньшикова, предсе датель профкома, и надо было вместе с ней посмотреть, к а к готово торжественное собрание, посвященное 23 февраля. Обго ворили собрание, посмотрели спи с ки на праздничное преми рование («Смотри, чтоб ни один м уж и ч о к не затерялся — праздник!» ) А потом на с ту пила пора самого собрания. И Тамара Степановна, чинно си девшая вместе со всеми, пока шли ритуальные поздравления, в конце , ко гда зачитывали сп и с о к премированных , вдруг забеспокоилась: среди перечис ленны х ч уть ли не полста фа милий цепний и острый ее слух уловил что-то неладное, ка кую -то не хва т ку : вроде од ну фамилию не назвали. Или ошиблась? Она вернулась в кабинет. Се ла в кресло. Телефон трещал, гудел селектор. Ее искали , она была кому -то н уж на , а кому -то — необходима. Машинально сняла т р уб к у . Что-то ответила насчет ка ко го -то лимонада, к о торого было семь ящ и ков вме сто десяти. Потом вниматель но выслушала нервничающий в селекторе голос и беззабот но, вроде бы игриво даже с ка зала той , в селекторе: «Виолет- точка , я тебе запрещаю нерв ничать из-за гр у зчи ков , поня ла?» Еще звонок, и Переверзева ко го -то долго слушала в тр уб к у , видно, разговор был при ятны й — даже лицо просвет лело, а потом сказала сама се бе: «Вот и Алевтина вернуться надумала. Когда уходила из дворца, говорила: ноги моей здесь не будет... А теперь — обратно». В другой раз директор очень обрадовалась бы это му, потому что возвращение хорошего специалиста — это всегда радость. И мало ли что произошло между ними в прошлом. Потом пришла Тамара Николаевна Кубарева из об кома профсоюза, и они вме сте прошлись по дворцу, по смотрели, как идет ремонт помещений для молодежного центра. Там, в пустых, гулких, странно молчаливых для Дворца культуры комнатах, Тамара Степановна немного отошла. Там, в центре рож дения новой своей идеи, она мыслила будущим. Недале ким, осязаемым. Тем време нем, когда оживут эти мерт вые пока стены, закипит юношеским задором старое крыло ДК, и станет заслу женный рыбацкий Дворец культуры любимым приста нищем, для молодых мурман чан. И пусть на здоровье слушают они здесь свою, не понятную многим взрослым музыку, пусть танцуют не обычные свои танцы, пусть спорят, ищут истину. Глав ное, чтоб молодые знали, что здесь, во дворце, им все гда рады, что никто их от низкие, не по труду. Потому- то который год подряд, каж дый год — снова, добивает ся Переверзева разрешения на доплату. Добилась и в этом году, а бухгалтер раз — и не выплатила. Так ска зала бы раньше, что подпись нужна другая, а то ведь мол чала до последнего. А люди- то, люди за что должны страдать? Директор плакала. Да при чем тут — директор? Жен щина плакала. Обычная, уставшая, слабая... Если б видели ее сейчас подчиненные. Узнали б? Ну, может, Вера Николаев на Колодкина, бессменный вот уже 15 лет зам и опора, узнала б... Ну Воротнлов, киноинженер, с которым вме сте тоже уж за десяток лет работают... Ну еще человек, может, пять. Остальные... Сказать — не поверили б. Увидев — поразились бы страшно. Для них она была более призы чна другой — та кой , к а к на этой нашей фото графии : веселой, энергичной , властной. Да чего там говорить! Самой-то себе и то она была больше привычна этой, фасад ной. Больше тридцати лет ра боты в культпросвете многому научили , многое дали, но и лишили, что скры вать , тоже многого. Как-то дочь сказала: «Ма ма, ты на меня все время давишь». Она удивилась: и в мыслях не было! Задума лась. Три десятка лет руко водителем, да еще во Двор це культуры... Конечно, не могли не наложить отпеча ток. Все время надо держать себя «в моторе». И не толь ко себя — людей. А это труднее. Постоянно жить в жестком, стремительном рит ме, не давая себе рассла биться. И этот вечный груз ответственности, который да вит, давит! Так вот незаметно и под менила веселую, беззабот ную хохотунью, любимицу детей, нынешняя Тамара Степановна. Женщина власт ная, категоричная, напори стая. Женственность? «...А, какая там на этой суматош ной работе женственность! Иногда, чтоб решить вопрос, приходится танком идти, по думать забываешь, как вы глядишь со стороны...» Насчет внешности дирек тор, конечно, чуток перебор щила: и одеться нарядно лю бит, и о прическе-мани кюре не забывает, а вот на счет «суматошной работы» — истинная правда. В том ритме, в котором живет дворец, она, его ди ректор, за день выдыхается так, что дома часто говорить не может. Физически. Сил нет. («Потом отдышусь, воз духа дома хлебну "и снова — сюда»). И оттого еще обиднее ста новилось сейчас за себя и за свою беспомощность (да- да!), обидно было за ребят- музыкантов, выкладываю щихся на концертах от души, но обиднее всего было дру гое. Бухгалтер, человек во дворце недавний, не знала, не могла просто понять, что этой своей выходкой она не только высказала пренебре жение к людям. Она посяг нула на другое, неизмеримо большее и масштабное: на честь всего дворца. Хотя... для нее два этих слова «честь дворца» пустым бы ли звуком. Для Переверзе- вой же, как и для всех по стоянных работников ДК, со здавших и составивших его славу, честь дворца была еще и личной честью. А для Тамары Степановны за эти ми словами, помимо всего прочего, эмоционального и возвышенного, стояло такое обыденное понятие: «жизнь». Именно жизнь. Изнуряющие дни и бессонные ночи, сча стье и боль, победы и пора жения, прошлое и будущее. Словом, жизнь! «Понимаешь, — сквозь слезы говорила она Кубаре- вой, — люди будут думать, что мы такая контора, с ко торой можно не считаться, раз у нас такое возможно». Кубарева не утешала. Молчала, чисто по-женски понимая, как необходимы порой эти слезы, как очища ют и успокаивают они, да вая новые силы, помогая найти выход. — Что делать? Что же делать? — Тамара Степа новна еще плакала, но уже вступал в дело разум, под чиняя себе остаток вырвав шихся эмоций. — Надо ид ти в обком профсоюза, к председателю. Надо решать вопрос. Надо драться. Ведь разрешение на доплату за конно, и люди не должны зависеть от прихоти бухгал тера. Вот и пришло решение. А вместе с ним — и успокое ние. А слезы... Они ведь не бывают вечными, слезы вы сохли. — Тамара Николаевна, ты меня поддержишь? — Конечно. Переверзева достала зер кало. И пока припудривала покрасневшие глаза и под крашивала губы, лицо ее постепенно оживало, приоб ретая привычное, свойствен ное ему выражение. Из дверей кабинета она выходила уверенной и реши тельной. Она шла сражаться за своих людей. Шла защи щать их и свой дворец. А это было делом вполне при вычным. н. НЕЧАЕВА. РЫБНЫЙМУРМАН 7 6 марта1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz