Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

© Вечером S пятницу Q СЕГОДНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА ПОМОЩНИКИ ТО ВА РИЩ И актеры! ■ " Прошу всех к началу спектакля! Монтировщики!.. Начинаем спектакль!..» Эти фразы каждый вечер, кроме понедельника, звучат за сце­ ной Мурманского областного драматического^театра за не­ сколько мгновений до того, как в зрительном зале погас­ нет свет. В них объединены и те, кого гости театра уви­ дят через минуту на подмо­ стках, кого после спектакля наградят аплодисментами, и те, кого не увидят никогда. В театре работают люди разных профессий: костюме­ ры, реквизиторы, пастиже- ры, звукооператоры и мно­ гие другие. Они — верные помощники актеров и режис­ серов. Задолго до начала пред­ ставления начинают свою р а ­ боту монтировщики декора­ ций. Со стороны их труд мо­ жет показаться весьма не­ сложным: что там — соеди­ нить, как положено, раскра­ шенные куски дерева и ме­ талла. Но хитрость в том, что завтра будут уже другие декорации, послезавтра . — третьи, и все их нужно уметь собрать предельно четко и безошибочно. А времени на это отпущено, если, напри­ мер, готовится оформление к следующему действию, — считанные минуты. Очень многое 'зависит от ма? стерства м онтировщ иков во время гастролей. Сцены ветрев чаются разные, и не всегда можно поместить на площад­ ка х все декорации т а к , к а к первоначально задумано. К а к установить их, чтоб не изме­ нить оформление спектакля? Н ужно тщательно обдумать, решить , к а к у ю часть декора^ ций можно убрать и к а к еде? лать , чтоб зрителям было всё понятно , а актерам и гра ть — удобно и привычно ... Иногда приходится монти ­ ровщикам создавать и «твор­ ческие образы». Многие мур . манчане у ж е посмотрели спеК^ т а кл ь «Кола» по роману Бори­ са Полякова. В этой постанов­ ке отлично сы грали свои к р о ­ шечные роли монтировщ и ки М. В. Беляев и Г. Е. Юдов. Они выходят в массовых сценах в одежде крестьян . В финальном эпизоде после пуш ечно го гро ­ ма наступает мертвая тиш ина . Наши монтировщ и ки предло­ ж ил и в этот момент чуть рас­ качивать деревянные декора ­ ции... И вот в мертвой тишине послышался леденящий д уш у енрип... Эта кр а с ка удачно ле г­ ла в общую атмосферу сцены, и задум ка была одобрена по ­ становщиками . Есть и другие спектакли, где монтировщикам прихо­ дится создавать «художест­ венные образы». В «Дяде Ване», когда главный герой стреляет, в окне разбива­ ется стекло. Эффект выстре­ ла должен создать монтиров­ щик. Другой пример — спек­ такль «Такие редкие цве­ ты». Он рассказывает о труд­ ной судьбе женщины и муж­ чины. Герои ведут невесе­ лые диалоги. З а плечами у них разочарования, в душе — грусть. ‘А на улице шу­ мит проливной дождь. В фонограмме звучит ливень, а монтировщик в это время льет воду, и «дождевые кап­ ли» бегут по стеклу... Пом­ ню, однажды после спектак­ л я кто-то из зрителей ска­ зал: «Черт, а я забыл взять зонт с собой!» Хотя на ули­ це сияло полуночное майское заполярное солнце. Это случилось во время га ­ строльной поездки театра по области. Накануне к нам пр и ­ шел новый монтировщ и к. В один из вечеров он был заня т на спе ктакле «Такие редкие цветы» — создавал «творче­ с ки й образ» дождя. Герои го ­ рячо говорили о любви, к а к вдр у г с пустым бачком в р у ­ ка х вышел из-за к ул и с нови­ чок: — У вас т у т любовь, лю ­ бовь... А у меня в бачке вода кончилась ! — заявил он оша­ раш енным актерам . Потом выяснилось, он ду­ мал, что идет репетиция, а зрителей в зале не видел, ослепленный светом прожек­ торов. Но в ту минуту было, разумеется, не до выясне­ ний. Надо было спасать спек­ такль. — Извини, я забыла тебе сказать, он сантехник из до­ моуправления, — торопясь, обратилась к партнеру акт­ риса... Да, всякое бывает. Случа­ ется порой внести и такой «творческий вклад» в спек­ такль. Но, конечно, подоб­ ные истории — исключение. А правило для монтировщи­ ков театра — четкое и точ­ ное исполнение своих обязан­ ностей. Эти качества харак­ терны для таких рабочих, как М. В. Щелудяков, 10. А. Бурлаков, С. Е. Радецкий, В. В. Сморчков, М. С. Ша- минин и другие. Вместе со всем коллективом областно­ го драматического сегодня они отмечают наш профес­ сиональный праздник — Международный день теат­ ра. Ф. ИСКЕНДЕРОВ, машинист сцены облдрам- театра. ТВОРЧЕСТВО ЧИТАТЕЛЕЙ П УСТЬ далеки от совершенства эти стихотворные строки на­ ших читательниц, но написаны они от души и посвящены им, самым родным и желанным, чьего возвращения из дальних рейсов так ждут дома. ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ Желтеет на сопках трава, Темнее становятся ночи. Неслышно подходит зима, А сердце с ней встречи не хочет. В заливе кружится цветок, Гонимый в открытое море. Пусть каждый его лепесток, Напомнит тебе — я с тобою. На судне в нелегком труде Ты вахты несешь ежедневно. Но время придет, и ко мне Вернешься ты вновь непременно. И встретит тебя порт родной, Весь снегом икитанный берег . Судьбы не хочу я иной, Мне важно, чтоб ты в это верил. Т. КУНЧИНА. Мой муж — моряк, Я жду его. И это так понятно. Ведь просто я люблю его, И даже ждать — приятно. Пусть трудно мне с детьми порой, Жизнь кажется напрасной, Но возвратишься ты домой, Вновь станет мир — прекрасным. Пусть годы мчатся чередой, Но мы живем одной судьбой . Детишки ждут тебя домой, Я очень жду тебя, родной. Т. ЗЫРЯНОВА. ■ НОВЫЕ ОБРЯДЫ к провожают пароходы О с н о в н а я з а б о т а со­ трудников Дворца куль­ туры и техники имени С. М. Кирова — рыбаки. И обидно бывает, когда видишь, что с таким старанием подготовлен­ ный вечер проходит мимо их сердец. Обидно, а потом нет- нет да и подумаешь: «Может, сами в чем-то просчитались, если люди остались холодны?» Вот с та ким и мыслями мы и взялись за под готовку вечера «Провожаем пароходы». И до этого уж е не раз встречали и провожали . Но нынче решили изменить сам подход к вечеру, обратились к главному : к на ­ родным традициям и обыча­ ям , которые необходимо напол­ нять новым содержанием, что ­ бы прививать любовь и уваж е ­ ние к истории своего народа, к нашим истокам . Поморы-рыбаки славились своим мореходным умением да отвагой. Уходившие на страду в море и их семьи знали все тяготы и опасности промысла, поэтому провожали кормильцев с песнями, тан­ цами, хороводами :— почест- но. И сейчас в каждой семье уход в море кормильца — со­ бытие. Мы решили, возрож ­ дая поморскую традицию, по­ мочь экипажу, только что сформированному на берегу, сплотиться, сдружиться, ощу­ тить заботу тех, кто остается ждать их дома. А о т кл и кн у т с я ли сами ры ­ баки на наше начинание? И такие мысли были. Ведь, что греха таить , не всегда еще и сами рыбаки стремятся выйти из квар тир или комна т ДМО, чтобы принять участие в ве­ черах в стенах к у л ь т у р ны х у ч ­ реждений . На этот раз, к на ­ шей большой радости, э ки п аж и морозильных траулеров «Ко- тельнич» и «Беломорск», т р а н ­ спортного рефрижератора «Хи­ бинские горы» были представ­ лены солидно. На вечер рыба­ к и приш ли с женами и деть­ ми, подругами и друзьями , т а к что танцевальный зал, отдан­ ный в их распоряжение , стал многолюдным , нарядным , ож и в ­ ленным . Мы постарались уй ти от официальности прош лы х цере­ моний , ко гда руководящие ра ­ ботни ки выходили на сцену, произносили речи, а затем уча ­ с тни ки художественной само­ деятельности выступали с ко н ­ цертом. Действие развивалось в зале между приглаш енными , и незаметно возникла атмо ­ сфера тепла, доверия, будто здесь собралась одна большая семья. Да ведь это и не дале­ к о было от истины . В море главное — человек, а в человеке — его душа, и надо, чтобы был он духом и телом крепок, отважен, всегда готов прийти на помощь това­ рищу. Об этом говорила веду­ щая, об этом рассказывал первый помощник капитана БМРТ «Котельнич» Владимир Сергеевич Слуцкий, об этом пел в своих песнях рыбак тра­ лового флота Александр Ки- маез. Дети рыбаков — камертон родительской жизни: все лад­ но у отца на работе — зна­ чит, и сын стремится к ого делу. Поэтому такой радостью отражалась на лицах труже­ ников моря песня-заверение «Буду капитаном», которую исполнили подрастающие ры­ баки из вокально-инструмен- тального ансамбля «Мечта». А стихи о папе-рыбаке и о ма­ ме, прочитанные Настей Ку- ценок, у некоторых в зале вы­ звали даже светлые слезы... В фольклорной гр упп е «Бе- ломорье» собрались ж енщ ины старше го поколения . Помор­ с ки е песни в их исполнении — это материнское напутствие . Оно будто вернуло всех в далекую старину , ко гда про ­ вожали кормильцев всем ми ­ ром. Каждому э ки п а ж у ж е н ­ щ и н ы . преподнесли специаль- чо для этого выпеченные хле ­ бы. А ж ены рыбаков Г. Т. Зы ­ кова и Л. Н. Александрова, члены клуба «Верность», вме­ сте с теплыми словами вруча ­ ли короб ки с печеньем, сделан­ ным по особому рецепту , к о ­ торое может храни ться 2—3 месяца и напоминать в долгом рейсе ры ба ку о доме. Открывался вечер звуками рынды, под эти же привыч­ ные морякам звуки он и за­ кончился. Вернее, «официаль­ ная» часть. Потому что потом было еще и чаепитие за празднично накрытыми стола­ ми, были танцы и увлекшие всех игры, для детишек рабо­ тал юннатский уголок и пока­ зывались мультфильмы, все могли познакомиться с худо­ жественным творчеством ры­ баков на выставке поделок, открытой в фойе, желающие играли в шашки и шахматы. Каждый мог выбрать себе что- то по душе. Теперь у нас родилась идея провести проводы, когда это будет возможно по погодным условиям , прямо в порту , что ­ бы начинались они с причала, чтобы выход в рейс рыбакам jsj запомнился не толь ко рабочей суетой, но и настоящим празд­ неством. Ведь туда, откуда тебя тепло проводили, где по- доброму ж д у т , и вернуться х о ­ чется побыстрее да не с п у ­ стыми трюмами . Вот так и б.удем крепить наши старинные традиции. Л. ШУЛЬГИНА, зав. отделом по работе среди рыбаков Дворца культуры и техники им. С. М. Кирова. НА СНИМКЕ: момент про­ водов в море. Фото Н. РУДАКОВА. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Очень я р ки й метеор. 3. Манильская пенька , идущая на изготовле­ ние троеов. 6. Действующий вулкан в Исландии. 11. Роман К. Федина. 12. Денежная еди­ ница, положенная в основу де­ нежной системы страны . 13. Ф ру ктовая , кондитерская или иная смесь. 14. Промысловая рыба. 18. Р о д .ки тов . 21. Зодиа­ кальное созвездие. 23. Река в А н глии . 24. Опера С. Рахмани­ нова. 25. Крайняя обидчивость, самолюбие, спесь. 26. А н гл и й ­ с ки й полярный исследователь. 27. Роман А. Барбюса. 28. Остров в Малайском архипела ­ ге, в Индонезии. 30. Спортив­ ная игра . 32. Большое соеди­ нение кораблей. 38. Мундир гусара . 39. Народное название не ко торы х дерезьев рода ивы. 40. Лицо, ведущее телевизион ­ н ую программу . 41. Персонаж из романа Л. Н. Толстого «Ан­ на Каренина». 42. Столица Се­ негала. 43. Резьбонарезной ин ­ струмент. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Автор слов песни Е. Ж ар ковско го «Прощайте, скалистые горы» . 2. Многоточечный светильни к. 4. Стиль плавания . 5. Персонаж из балета Л. М ин куса «Дон Кихот» . 7. Болотная ягода. 8. П рито к К уры . 9. Теплотехниче­ ская единица. 10. Цветной ме­ талл. 15. Военно-лечебный п у н к т . 16. Город в Турции . 17. Форма гр упп о вы х занятий . 18. Название солей азотной ки сло ­ ты . 19. Областной центр в РСФСР. 20. Повесть А . П. Че­ хова. 22. Автор слов междуна ­ родного па р тийно го гимна «Интернационал». 28. Военно­ сл уж ащ ий . 29. Наем имущества на определенный сро к . 31. Вы­ дающийся р у с с ки й флотоводец. КРОССВОРД Т- 33. Ученая степень. 34. Благо­ родный олень. 35. Минерал с вы сокими диэлектрическими свойствами . 36.‘ Литературно ­ художественный и обществен­ но -политический ж ур на л . 37. Зодчий храма Василия Блажен ­ ного в Москве. Составил А. ПАНОВ. 27 марта1987 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz