Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

0 Как отдыхаешь, рыбак? 1 Е СТЬ ТАКАЯ ИЗВЕСТНАЯ Ф РАЗА , которую частень­ ко слышишь из уст командиров производства: «Мы пришли в море работать, а не отдыхать». Красиво звучит. Веско, с той долей суровости, которая издавна считается необходимой частью .морского характера. Но я лично, вновь и вновь слыша эту фразу, все боль­ ше убеждаюсь, что те, кто сделали ее своим девизом, про­ сто-напросто живут старыми представлениями. Представле­ ниями времен, когда рыбу брали в Баренцевом, в крайнем случае — в ближних районах Северной Атлантики. Только те времена — в далеком прошлом. Соответствен­ но должен был бы измениться и взгляд на наши условия тру­ да. А вот взгляд в основном остался прежним: «Мы при­ шли в море работать, а не...» Щербак. Интересный и увле­ ченный этот человек. «Виктор Лягин» тоже из семейства «Сибирь», но уж здесь-то волейбольная площадка была. И на ней постоянно сменяли друг друга целых пять команд. То есть пол-экипажа «балова­ лись» мячиком! А еще люди занимались тяжелой атлети­ кой — штангой и гирями, стрельбой из пневматической винтовки, не говорю уж о настольном теннисе, шахматах V О Ч У быть правильно по- нятым. Конечно, государ­ ство посылает суда за многие тысячи миль, даже в Тихий океан, не затем, чтобы рыба­ ки загорели под южным сол­ нышком. Страна ждет от нас рыбу, ждет, что мы достойно выполним свою долю Продо­ вольственной программы. Это , для рыбаков — закон. Но я ^сч и таю , таким же законом должно стать понимание: мы в море не просто работаем. Мы в море — живем! Живем по девять месяцев в году. И, значит, противопоставлять ра­ боту на судне отдыху сейчас просто неумно. Нерасчетливо. Не по-хозяйски! Если человек плохо, бестол­ ково отдыхает, то и в рабо­ чие часы, на вахте или у ры- бодела со шкерочным ножом, он не сможет выложиться не сто процентов. Во всяком слу­ чае, не сможет делать это длительное время. Противо­ поставление работы отдыху, в конце концов, плохо сказыва­ ется на самой работе — и на качестве ее, и на количестве... Скажете: сейчас, когда с вы­ соких трибун не раз было подчеркнуто, что ускоренное развитие социальной сферы — необходимое условие пере­ стройки, все это уже не на­ до никому объяснять? Мол, это теперь всем известно и П о н я тно как пять пальцев? Если бы так! Г.олгода назад я ходил на ТР «Полярная звезда», кото­ рый вышел в первый рейс после ремонта. Первым по­ мощником у нас был тов. Бе_ резин... Вот пытаюсь — и ни­ как не могу вспомнить его имя-отчество, хотя и времени- то немного прошло, и на па­ мять не жалуюсь. Впрочем, уверен, больше половины экипажа тоже Их не знали, так последовательно наш пом- полит исповедовал кабинет­ ный, то есть каютный стиль работы. Глядя на него, и об­ щественные судовые органи­ зации сложили руки. В такой обстановке, конечно, глохла любая инициатива. Например, вышли моряки с предложе­ нием организовать волейболь­ ную площадку между вторым и третьим трюмами. Там они обычно устраиваются на тран­ спортах типа «Сибирь». Рабо­ ты — на несколько часов. Но старпом сказал: нет. И пом- полит, вместо того чтобы вос­ пользоваться своим авторите­ том, подхватил: на нет и суда нет. Играйте, ребята, в трю­ ме. А в трюме — пол решет­ чатый, того и гляди ногу сло­ маешь, духота, в тропиках ведь дело было, света мало... Словом, так и не получилось постучать по мячику. Не буду дальше пересчиты­ вать неудачи. Единственное, что можно вспомнить о том рейсе, — попытка организо­ вать праздник прохождения экватора. Поручено это было третьему механику. Прошел он по каютам, попробовал со­ брать людей... Но они-то уже привыкли отсиживаться в сво­ их «норках»! Привыкли, что ничего интереснее домино или карт (конечно, за запер­ тыми дверями, не дай бог, на­ чальство проведает!) на этом судне ждать не стоит. Поэто­ му и праздник прошел кое- ИОРЕ ЖИВЕМ как, вряд ли кто о нем отзо­ вется добрым словом... Ну а в конце рейса, разу­ меется, был составлен отчет о культурной и спортивной ра­ боте на судне... А по сущест- ву-то не было ничего. Даже библиотечки — всего пара де­ сятков книг. И не было кол­ лектива — так, отдельные группки, объединенные толь­ ко «общим котлом», рублем то есть. И если говорить откровенно, то так оказывалось на боль­ шинстве судов, на которых я плавал за двенадцать лет ра­ боты в «Севрыбхолодфлоте». Еще характерный пример. Го­ да два назад на плавбазе «Алексей Хлобыстов» меня из­ брали физоргом. И вот на су­ довом собрании руководство настояло на том, чтобы запре­ тить заниматься спортом на вертолетной площадке до две_ надцати часов дня. Почему? Потому что шум мешает от­ дыхать двум механикам, кото­ рые живут под нею. Я не знаю, какой там шум, в этих каютах не живал. Только, уверен, ус­ ловия, в которых отдыхает в носу целая бригада матросов- рыбообработчиков, — у них за переборкой осаживают бочки, готовящиеся под посол, — несравнимо хуже. Однако это никого не останавливает, ра­ бота продолжается... И по­ том, если действительно пят­ ки физкультурников выбивают такую дробь на вертолетной площадке, что невозможно отдыхать, значит, надо уси­ лить звукоизоляцию! А не лишать треть экипажа, целую вахту, возможности занимать­ ся спортом. Словом, за полгода мне удалось с горем пополам провести только турнир по настольному теннису. И даже для него мы не могли выбить помещение — это на плавба­ зе! — внутри судна. А объяв­ ленная спартакиада с треском провалилась. Оттого, что ни малейшей помощи от первого помощника капитана не чувст­ вовалось. Я не называю его фамилию потому, что он был новичком в своем деле и, по моему впечатлению, пол­ ностью попал под влияние администрации, которой досуг рыбаков оказался абсолютно безразличен. Нет, конечно, встречаются и руководители, умеющие дей­ ствовать самостоятельно, мыс­ лить современно. Около года в конце прошлой пятилетки я ходил на ТР «Виктор Лягин». Первым помощником на суд­ не был Александр Моисеевич и шашках. Имелись на судне и турник, и шведская стенка. И ход спартакиады постоянно отражали фотографии на стен­ де. Диспуты о вещизме и ме­ щанстве — вопросы для них, так сказать, «затравка», выве­ шивались за две недели — собирали почти всех, кто был свободен от вахты! А судовые вечера, дискотеки? Да мало ли что еще можно вспомнить о том годе. И главное — был настоящий коллектив, были постоянное стремление к об­ щению, здоровая и деловая атмосфера. И судовой проф­ ком под руководством мото­ риста Анатолия Целовальнико- ва высоко держал голову, дей­ ствовал без подсказки. Я на судне исполнял обязанности общественного библиотекаря и члена физкультурного коми­ тета. Интересно было рабо­ тать, когда чувствовались под­ держка и понимание запросов моряков. Еще хотел бы назвать быв­ шего капитана Юрия Иванови­ ча Веденеева (сейчас он ра­ ботает в управлении флота). Десять лет назад плавали мы с ним на плавбазе «Арктика». Так он сам становился заво­ дилой в спортивных делах. И были у нас литературные вечера, и художественная са­ модеятельность, и даже не­ большие театрализованные представления на праздниках! И, замечу между делом, физ­ культурники на вертолетной площадке ни у кого бессонни­ цы не вызывали... Только редко доводилось встречаться с такой атмосфе­ рой на судне. Кому-то, может, повезло больше, мне же — не очень. Особенно тревожит то, что, на мой взгляд, состоя­ ние культурно-массовой рабо­ ты за минувшие двенадцать лет не улучшилось. Ухудши­ лось! Когда я начинал пла­ вать, то не встречал судна, где бы не имелось комплекта инструментов для вокально- инструментального ансамбля. Сам в них участвовал, потому хорошо помню: попадались даже гитары, которым про­ фессионалы могли позавидо­ вать. Теперь наоборот: редко где встретишь полный комп­ лект. Вертолетные ангары прежде использовались на плавбазах для занятий спор­ том. Теперь превратились в склады. Фотолаборатории ста­ ли подсобными помещениями, только таблички на дверях остались. Дискотеку в любом экипаже создать — раз плю­ нуть: у многих есть магнито­ фоны, берут люди с собой свежие записи... И слушают в своих каютах. Потому что ор ­ ганизовать их, объединить ча­ ще всего — некому. Что я хочу предложить? Во- первых, нужно резко повы­ сить внимание к материальной базе культурно-массовой ра­ боты. Можно ли выпускать судно в долгий рейс, если на нем заранее не определено место для занятий спортом? Думаю, в наши дни уже нет. И нельзя оставлять этот воп­ рос на усмотрение админист­ рации, она вполне может и «не усмотреть». Больше нуж­ но всяческого инвентаря — и спортивного, и культурного — для разумного досуга. Во-вторых, мне кажется, эту работу на судне следует на­ чинать с анонимного опроса экипажа об увлечениях и ж е ­ ланиях людей. Выявив круг ин­ тересов данного коллектива, можно разработать модель его досуга. Все мы люди раз­ ные, и сочетание интересов может оказаться самым раз­ нообразным. Поэтому и мо­ дель, учитывающая основные запросы рыбаков, каждый раз должна быть конкретной. А на ее основе уже нужно объ­ единять людей, не давать им отсиживаться в каютах и вы­ жидать! Кстати, могут спро­ сить: почему опрос должен быть анонимным? Есть такая щекотливая деталь: на моря­ ка, который в новом экипаже сразу начинает «активничать», смотрят рядовые рыбаки с некоторым подозрением, что ли... Дескать, уж не выслужи­ ваешься ли ты, приятель? А кому понравится ярлычок «прилипалы»? Да и не фами­ лии на первых порах нужно знать первому помощнику, председателю профкома. Нужно знать интересы и воз­ можности своего экипажа. Это печка, от которой, по-моему, надо танцевать. И, в-третьих... Я не знаю, как рассматриваются и оце­ ниваются отчеты помполитов о культурно-массовой работе во время рейса. Только, дума­ ется, вполне можно их осво­ бодить от этой писанины. Не проще ли попросить несколь­ ких рыбаков, разумеется, ано­ нимно просто перечислить ме­ роприятия, которые им понра­ вились, пришлись по душе? Конечно, может среди них по­ пасться и «обиженный» — тот, кого наказали за плохую ра­ боту или • дисциплину... Но если таких мнений будет во­ семь — десять, это все-таки станет более реальным отра­ жением дел, чем иные много­ страничные отчеты должност­ ных лиц. Я взялся все это написать вот почему. Сейчас рыбаки готовятся переходить на ра­ боту сокращенными экипажа­ ми. Это значит, что от каждо­ го из нас потребуется еще большая интенсивность в ра­ боте, самоотдача. Проблем тут много, не берусь говорить обо всех. Но одна из них, и не последняя, состоит в том, что необходимо повысить ка­ чество отдыха рыбаков на промысле. Странно требовать повышения интенсивности тру­ да, не обеспечив соответст­ вующего полноценного досу­ га. Еще раз повторюсь: мы в море не просто работаем. Мы в море — живем. В. АЗАРОВ, матрос управления «Сев- рыбхолодфлот». Серьезную проблему отды­ ха рыбаков в море поднял матрос В. Азаров. Как соби­ раются решать ее в условиях интенсификации рыбацкого труда на флотах! Надеемся услышать мнения других ры­ баков, профсоюзных и комсо­ мольских активистов и лю­ дей, ответственных за спор­ тивную работу. С песней по морозцу I f АЖДЫЙ МОРЯК мечтает * * в дальнем рейсе об от­ дыхе на берегу. Хочется, что­ бы о нас здесь позаботились, организовали интересные ме­ роприятия. И надо сказать, что на нашем флоте об этом за­ думываются. Например, здесь стараются использовать для организации нашего досуга не только возможности турбазы, но и домика рыбака и охот­ ника в Тайболе. Рыбаки вме­ сте со своими семьями могут замечательно провести здесь свой выходной. Хочу рассказать об одном из таких выездов за город. В воскресенье к Дому между­ рейсового отдыха были пода­ ны два теплых, уютных авто­ буса, которые со смехом и гомоном мы тут же «засели­ ли». В Тайболе нас быстро разместили по комнатам до­ мика рыбака и охотника, и за­ крутилась веселая круговерть. Взрослые встали на лыжи, ре­ бятня во главе с работниками культбазы устроила свои снеж­ ные забавы. Не было ни по­ бежденных, ни победителей. Вернее, побежденными ока­ зались уныние и вялость. Особый восторг детворы вызвало катание на «Буранах». А когда все порядком устали и немного озябли, нас пригла­ сили на концерт вокально-ин­ струментального ансамбля. После прогулок на свежем воздухе у всех, конечно же, оказался отменный аппетит. И у буфетов, организованных рестораном «Меридиан», бы­ ло много покупателей. Нарас­ хват были горячий чай с бу­ тербродами. Чистый морозный воздух, расторопность и доброжела­ тельность организаторов на­ шего отдыха надолго создали всем отличное настроение. А. МАЦЮК, консервный мастер трало­ вого флота. По вечернему Мурманску п ОСЛЕДНИИ РАЗ в этом сезоне побывали любите­ ли организованного отдыха на экскурсии <г Мурманск вечер­ ний». Час с небольшим путе­ шествовали они по родному городу, заново открывая для себя его красоту и своеобра­ зие. А затем в ресторане «69-я параллель» для них был ор­ ганизован ужин. Этот маршрут, так же как и загородный маршрут вы­ ходного дня, пользуется боль­ шой популярностью и среди мурманских рыбаков. На этот раз два автобуса заказаны флотами: объединением «М ур- манрыбпром» и траловым фло­ том. Приятно отдохнуть на бе­ регу вместе с семьей, ближе познакомиться с 'достоприме­ чательностями родного города, в другой обстановке узнать своих коллег по работе. Теперь маршрут «Мурманск вечерний» уходит <г на канику­ лы» до октября. Д ело в том, что рассчитан он в основном на рекламно-световое оформле­ ние города, и, конечно же, блекнет всякая самая яркая реклама при таком долгождан­ ном для нас, северян, солнеч­ ном свете. И. ИСТОМИНА, методист Мурманского бю ­ ро путешествий и экскур ­ сий. РЫБНЫЙМУРМАН 9 27 марта 1S87 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz