Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
0 Как отдыхаешь, рыбак? 1 Е СТЬ ТАКАЯ ИЗВЕСТНАЯ Ф РАЗА , которую частень ко слышишь из уст командиров производства: «Мы пришли в море работать, а не отдыхать». Красиво звучит. Веско, с той долей суровости, которая издавна считается необходимой частью .морского характера. Но я лично, вновь и вновь слыша эту фразу, все боль ше убеждаюсь, что те, кто сделали ее своим девизом, про сто-напросто живут старыми представлениями. Представле ниями времен, когда рыбу брали в Баренцевом, в крайнем случае — в ближних районах Северной Атлантики. Только те времена — в далеком прошлом. Соответствен но должен был бы измениться и взгляд на наши условия тру да. А вот взгляд в основном остался прежним: «Мы при шли в море работать, а не...» Щербак. Интересный и увле ченный этот человек. «Виктор Лягин» тоже из семейства «Сибирь», но уж здесь-то волейбольная площадка была. И на ней постоянно сменяли друг друга целых пять команд. То есть пол-экипажа «балова лись» мячиком! А еще люди занимались тяжелой атлети кой — штангой и гирями, стрельбой из пневматической винтовки, не говорю уж о настольном теннисе, шахматах V О Ч У быть правильно по- нятым. Конечно, государ ство посылает суда за многие тысячи миль, даже в Тихий океан, не затем, чтобы рыба ки загорели под южным сол нышком. Страна ждет от нас рыбу, ждет, что мы достойно выполним свою долю Продо вольственной программы. Это , для рыбаков — закон. Но я ^сч и таю , таким же законом должно стать понимание: мы в море не просто работаем. Мы в море — живем! Живем по девять месяцев в году. И, значит, противопоставлять ра боту на судне отдыху сейчас просто неумно. Нерасчетливо. Не по-хозяйски! Если человек плохо, бестол ково отдыхает, то и в рабо чие часы, на вахте или у ры- бодела со шкерочным ножом, он не сможет выложиться не сто процентов. Во всяком слу чае, не сможет делать это длительное время. Противо поставление работы отдыху, в конце концов, плохо сказыва ется на самой работе — и на качестве ее, и на количестве... Скажете: сейчас, когда с вы соких трибун не раз было подчеркнуто, что ускоренное развитие социальной сферы — необходимое условие пере стройки, все это уже не на до никому объяснять? Мол, это теперь всем известно и П о н я тно как пять пальцев? Если бы так! Г.олгода назад я ходил на ТР «Полярная звезда», кото рый вышел в первый рейс после ремонта. Первым по мощником у нас был тов. Бе_ резин... Вот пытаюсь — и ни как не могу вспомнить его имя-отчество, хотя и времени- то немного прошло, и на па мять не жалуюсь. Впрочем, уверен, больше половины экипажа тоже Их не знали, так последовательно наш пом- полит исповедовал кабинет ный, то есть каютный стиль работы. Глядя на него, и об щественные судовые органи зации сложили руки. В такой обстановке, конечно, глохла любая инициатива. Например, вышли моряки с предложе нием организовать волейболь ную площадку между вторым и третьим трюмами. Там они обычно устраиваются на тран спортах типа «Сибирь». Рабо ты — на несколько часов. Но старпом сказал: нет. И пом- полит, вместо того чтобы вос пользоваться своим авторите том, подхватил: на нет и суда нет. Играйте, ребята, в трю ме. А в трюме — пол решет чатый, того и гляди ногу сло маешь, духота, в тропиках ведь дело было, света мало... Словом, так и не получилось постучать по мячику. Не буду дальше пересчиты вать неудачи. Единственное, что можно вспомнить о том рейсе, — попытка организо вать праздник прохождения экватора. Поручено это было третьему механику. Прошел он по каютам, попробовал со брать людей... Но они-то уже привыкли отсиживаться в сво их «норках»! Привыкли, что ничего интереснее домино или карт (конечно, за запер тыми дверями, не дай бог, на чальство проведает!) на этом судне ждать не стоит. Поэто му и праздник прошел кое- ИОРЕ ЖИВЕМ как, вряд ли кто о нем отзо вется добрым словом... Ну а в конце рейса, разу меется, был составлен отчет о культурной и спортивной ра боте на судне... А по сущест- ву-то не было ничего. Даже библиотечки — всего пара де сятков книг. И не было кол лектива — так, отдельные группки, объединенные толь ко «общим котлом», рублем то есть. И если говорить откровенно, то так оказывалось на боль шинстве судов, на которых я плавал за двенадцать лет ра боты в «Севрыбхолодфлоте». Еще характерный пример. Го да два назад на плавбазе «Алексей Хлобыстов» меня из брали физоргом. И вот на су довом собрании руководство настояло на том, чтобы запре тить заниматься спортом на вертолетной площадке до две_ надцати часов дня. Почему? Потому что шум мешает от дыхать двум механикам, кото рые живут под нею. Я не знаю, какой там шум, в этих каютах не живал. Только, уверен, ус ловия, в которых отдыхает в носу целая бригада матросов- рыбообработчиков, — у них за переборкой осаживают бочки, готовящиеся под посол, — несравнимо хуже. Однако это никого не останавливает, ра бота продолжается... И по том, если действительно пят ки физкультурников выбивают такую дробь на вертолетной площадке, что невозможно отдыхать, значит, надо уси лить звукоизоляцию! А не лишать треть экипажа, целую вахту, возможности занимать ся спортом. Словом, за полгода мне удалось с горем пополам провести только турнир по настольному теннису. И даже для него мы не могли выбить помещение — это на плавба зе! — внутри судна. А объяв ленная спартакиада с треском провалилась. Оттого, что ни малейшей помощи от первого помощника капитана не чувст вовалось. Я не называю его фамилию потому, что он был новичком в своем деле и, по моему впечатлению, пол ностью попал под влияние администрации, которой досуг рыбаков оказался абсолютно безразличен. Нет, конечно, встречаются и руководители, умеющие дей ствовать самостоятельно, мыс лить современно. Около года в конце прошлой пятилетки я ходил на ТР «Виктор Лягин». Первым помощником на суд не был Александр Моисеевич и шашках. Имелись на судне и турник, и шведская стенка. И ход спартакиады постоянно отражали фотографии на стен де. Диспуты о вещизме и ме щанстве — вопросы для них, так сказать, «затравка», выве шивались за две недели — собирали почти всех, кто был свободен от вахты! А судовые вечера, дискотеки? Да мало ли что еще можно вспомнить о том годе. И главное — был настоящий коллектив, были постоянное стремление к об щению, здоровая и деловая атмосфера. И судовой проф ком под руководством мото риста Анатолия Целовальнико- ва высоко держал голову, дей ствовал без подсказки. Я на судне исполнял обязанности общественного библиотекаря и члена физкультурного коми тета. Интересно было рабо тать, когда чувствовались под держка и понимание запросов моряков. Еще хотел бы назвать быв шего капитана Юрия Иванови ча Веденеева (сейчас он ра ботает в управлении флота). Десять лет назад плавали мы с ним на плавбазе «Арктика». Так он сам становился заво дилой в спортивных делах. И были у нас литературные вечера, и художественная са модеятельность, и даже не большие театрализованные представления на праздниках! И, замечу между делом, физ культурники на вертолетной площадке ни у кого бессонни цы не вызывали... Только редко доводилось встречаться с такой атмосфе рой на судне. Кому-то, может, повезло больше, мне же — не очень. Особенно тревожит то, что, на мой взгляд, состоя ние культурно-массовой рабо ты за минувшие двенадцать лет не улучшилось. Ухудши лось! Когда я начинал пла вать, то не встречал судна, где бы не имелось комплекта инструментов для вокально- инструментального ансамбля. Сам в них участвовал, потому хорошо помню: попадались даже гитары, которым про фессионалы могли позавидо вать. Теперь наоборот: редко где встретишь полный комп лект. Вертолетные ангары прежде использовались на плавбазах для занятий спор том. Теперь превратились в склады. Фотолаборатории ста ли подсобными помещениями, только таблички на дверях остались. Дискотеку в любом экипаже создать — раз плю нуть: у многих есть магнито фоны, берут люди с собой свежие записи... И слушают в своих каютах. Потому что ор ганизовать их, объединить ча ще всего — некому. Что я хочу предложить? Во- первых, нужно резко повы сить внимание к материальной базе культурно-массовой ра боты. Можно ли выпускать судно в долгий рейс, если на нем заранее не определено место для занятий спортом? Думаю, в наши дни уже нет. И нельзя оставлять этот воп рос на усмотрение админист рации, она вполне может и «не усмотреть». Больше нуж но всяческого инвентаря — и спортивного, и культурного — для разумного досуга. Во-вторых, мне кажется, эту работу на судне следует на чинать с анонимного опроса экипажа об увлечениях и ж е ланиях людей. Выявив круг ин тересов данного коллектива, можно разработать модель его досуга. Все мы люди раз ные, и сочетание интересов может оказаться самым раз нообразным. Поэтому и мо дель, учитывающая основные запросы рыбаков, каждый раз должна быть конкретной. А на ее основе уже нужно объ единять людей, не давать им отсиживаться в каютах и вы жидать! Кстати, могут спро сить: почему опрос должен быть анонимным? Есть такая щекотливая деталь: на моря ка, который в новом экипаже сразу начинает «активничать», смотрят рядовые рыбаки с некоторым подозрением, что ли... Дескать, уж не выслужи ваешься ли ты, приятель? А кому понравится ярлычок «прилипалы»? Да и не фами лии на первых порах нужно знать первому помощнику, председателю профкома. Нужно знать интересы и воз можности своего экипажа. Это печка, от которой, по-моему, надо танцевать. И, в-третьих... Я не знаю, как рассматриваются и оце ниваются отчеты помполитов о культурно-массовой работе во время рейса. Только, дума ется, вполне можно их осво бодить от этой писанины. Не проще ли попросить несколь ких рыбаков, разумеется, ано нимно просто перечислить ме роприятия, которые им понра вились, пришлись по душе? Конечно, может среди них по пасться и «обиженный» — тот, кого наказали за плохую ра боту или • дисциплину... Но если таких мнений будет во семь — десять, это все-таки станет более реальным отра жением дел, чем иные много страничные отчеты должност ных лиц. Я взялся все это написать вот почему. Сейчас рыбаки готовятся переходить на ра боту сокращенными экипажа ми. Это значит, что от каждо го из нас потребуется еще большая интенсивность в ра боте, самоотдача. Проблем тут много, не берусь говорить обо всех. Но одна из них, и не последняя, состоит в том, что необходимо повысить ка чество отдыха рыбаков на промысле. Странно требовать повышения интенсивности тру да, не обеспечив соответст вующего полноценного досу га. Еще раз повторюсь: мы в море не просто работаем. Мы в море — живем. В. АЗАРОВ, матрос управления «Сев- рыбхолодфлот». Серьезную проблему отды ха рыбаков в море поднял матрос В. Азаров. Как соби раются решать ее в условиях интенсификации рыбацкого труда на флотах! Надеемся услышать мнения других ры баков, профсоюзных и комсо мольских активистов и лю дей, ответственных за спор тивную работу. С песней по морозцу I f АЖДЫЙ МОРЯК мечтает * * в дальнем рейсе об от дыхе на берегу. Хочется, что бы о нас здесь позаботились, организовали интересные ме роприятия. И надо сказать, что на нашем флоте об этом за думываются. Например, здесь стараются использовать для организации нашего досуга не только возможности турбазы, но и домика рыбака и охот ника в Тайболе. Рыбаки вме сте со своими семьями могут замечательно провести здесь свой выходной. Хочу рассказать об одном из таких выездов за город. В воскресенье к Дому между рейсового отдыха были пода ны два теплых, уютных авто буса, которые со смехом и гомоном мы тут же «засели ли». В Тайболе нас быстро разместили по комнатам до мика рыбака и охотника, и за крутилась веселая круговерть. Взрослые встали на лыжи, ре бятня во главе с работниками культбазы устроила свои снеж ные забавы. Не было ни по бежденных, ни победителей. Вернее, побежденными ока зались уныние и вялость. Особый восторг детворы вызвало катание на «Буранах». А когда все порядком устали и немного озябли, нас пригла сили на концерт вокально-ин струментального ансамбля. После прогулок на свежем воздухе у всех, конечно же, оказался отменный аппетит. И у буфетов, организованных рестораном «Меридиан», бы ло много покупателей. Нарас хват были горячий чай с бу тербродами. Чистый морозный воздух, расторопность и доброжела тельность организаторов на шего отдыха надолго создали всем отличное настроение. А. МАЦЮК, консервный мастер трало вого флота. По вечернему Мурманску п ОСЛЕДНИИ РАЗ в этом сезоне побывали любите ли организованного отдыха на экскурсии <г Мурманск вечер ний». Час с небольшим путе шествовали они по родному городу, заново открывая для себя его красоту и своеобра зие. А затем в ресторане «69-я параллель» для них был ор ганизован ужин. Этот маршрут, так же как и загородный маршрут вы ходного дня, пользуется боль шой популярностью и среди мурманских рыбаков. На этот раз два автобуса заказаны флотами: объединением «М ур- манрыбпром» и траловым фло том. Приятно отдохнуть на бе регу вместе с семьей, ближе познакомиться с 'достоприме чательностями родного города, в другой обстановке узнать своих коллег по работе. Теперь маршрут «Мурманск вечерний» уходит <г на канику лы» до октября. Д ело в том, что рассчитан он в основном на рекламно-световое оформле ние города, и, конечно же, блекнет всякая самая яркая реклама при таком долгождан ном для нас, северян, солнеч ном свете. И. ИСТОМИНА, методист Мурманского бю ро путешествий и экскур сий. РЫБНЫЙМУРМАН 9 27 марта 1S87 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz