Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
о Идеологическая работа ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВО О ПРОПАГАНДИСТЕ Опытлучших С ОВЕТ по экономическо му образованию объ единения «Мурманская су доверфь» рассмотрел итоги первого учебного полугодия. Много добрых слов было сказано в адрес таких про пагандистов, как В. П. Дер бин, С. С. Бульская, В. Й. Шивринский, Т. И. Новичко ва, В. И. Строганова и дру гие. Они умело увязывают темы занятий с "решением конкретных задач, стоящих перед рабочими, тем самым помогая судоремонтникам . выполнять производственные задания, формировать у них чувство ответственности за дела коллектива. Совет рекомендовал изу чить на местах опыт лучших пропагандистов, шире ис пользовать методы активной работы со слушателями. Также обращалось внима ние на неприятные случаи частого переноса занятий, их срывов. Начальникам цехов рекомендовано усилить конт роль за проведением заня тий в школах коммунистиче ского труда — основной куз нице воспитания в рабочем чувств хозяина на производ стве. Наш внешт. корр. ЕДИНЫЙ ПОЛИТДЕНЬ ХОРОШАЛОЖКАКОБЕДУ К ОГДА я поднялась на борт, сразу же почув ствовала необычное, несколь ко нервозное настроение лю дей, надолго покидающих родные берега. Уже заяви лись пожарные, инспектирую щие, снабженцы, управлен цы и прочий обязательный люд, присутствие которых на уходящем в море судне всегда обязательно. Судно на отходе! Значе ние и смысл данной фразы не надо расшифровывать — любой моряк знает, что это такое. И можно было понять настроение Владимира Ива новича Шагина, капитана ТР «Алексей Венецианов», и его первого помощника Ни колая Семеновича Глебско- го, когда в предотходную су мятицу дел пришлось впи сать еще и проведение еди ного политдня! Евгений Борисович Лиш- невский, начальник отдела службы эксплуатации управ ления «Севрыбхолодфлот», оказался в весьма затрудни тельном положении: именно ему было поручено высту пить перед экипажем с те мой политдня «Профилакти ка правонарушений среди не совершеннолетиих». Казалось бы, освещение данной темы никак не вяза лось с множеством производ ственных вопросов, которые волновали моряков сейчас, буквально накануне отхода в рейс, о чем они только что спорили с представителями руководства флота. Тем не менее надо отдать должное Е. Б. Лншневскому, сумев шему заинтересовать ауди торию актуальной темой. Д а же бесшабашная галерка мо лодых ребят в рабочих ком бинезонах, что уютной ком панией устроились в уголоч ке столовой команды, поуба вила свою резвость. Еще бы! Они сами в не давнем прошлом были несо вершеннолетними, хотя под час считали себя вполне взрослыми или старались ка заться такими. Не всегда при этом отдавая отчет в своих поступках. Тут уж они, конечно, рассчитывали на великодушие взрослых, на скидку на возраст. А рядом* не всегда был отец, старшин брат, который предостерег бы от неверного шага. На мой взгляд, удачным был са.м подход к теме, серьезная подготовка к за нятию — так грамотно лек тор провел взаимосвязь фак тов правонарушений подро стков с житейскими пробле мами моряцких семей, — вот та ниточка, за которой потянулся весь клубок акту альной проблемы. Не думаю, что те недолгиё пятнадцать минут времени пропали даром, не заронив в душе каждого хотя бы кро хотного рационального зер нышка, ведь не одной рабо той в море жив моряк — есть еще дом, семья, родные и близкие. Есть боль и тре вога за собственных детей, за тех, кто на долгие меся цы разлуки лишен и отцов ской ласки, и отцовской под держки. Начальнику отдела служ бы эксплуатации удалось найти хороший контакт с аудиторией еще и потому, что ои счел необходимым по говорить с моряками и по производственным делам. Таким образом, тема полит дня органично слилась в еди ное целое с общими судовы ми проблемами рабочего ха рактера. В итоге получился доброжелательный, серьез ный разговор по широкому КРУГУ вопросов. После собрания мне уда лось поговорить с членами экипажа по поводу значимо сти проведенного политдня — оценка моряков была са мая положительная. И все же один упрек я услышала: «Политдень — мероприятие важное и полезное, но прово дить его на судне именно в день отхода просто безобра зие и элементарное неуваже ние к нам, морякам. Всему свое время. Как говорится, хороша ложка к обеду!» Моторист, возмущенно вы палив все это мне прямо в лицо, тут же помчался вниз по трапу в машинное отде ление, обдаз на бегу стой ким запахом смеси солярки и машинного масла. А через минуту-другую по судовой трансляции уже гремело: «Учебная пожарная тревога, учебная пожарная тревога...» Моторист был прав. И ка питан тоже. Он, издерганный и замотанный делами этого трудного дня. собрав в кулак все свое хладнокровие и вы держку, старался быть кор ректным и спокойным для всех, ни на минуту не забы вая о том, что для него са- itfoe главное — с честыо выйти в рейс, дав добро свое му экипажу на предстоящую большую, серьезную работу. Л. ТАРТАКОВСКАЯ. Наука уб еждать О с о б у ю п о т р е б н о с т ь в правдивом, страстном слове испытыва ют люди в наше время, от счет которому дал апрель ский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Это слово о том, как идет трудная ломка устояв шихся взглядов и привычек, о необходимости делать пра вильные выводы и уметь исправлять недостатки. Эту нелегкую задачу сегодня должны решать пропаганда сты. Хочется рассказать об од ном из них — Алексее Се рафимовиче Гуркине. Его пропагандистская деятель ность началась в . управле нии «Севрыбхолодфлот», где он работает первым помощ ником капитана. Свыше 10 лет Гуркин вел занятия с комсомольцами, а в нынеш нем году, в связи с перехо дом на двухзвенную систему обучения, возглавил школу коммунистического труда на УПС «Комиссар Полухин». Судно совершает короткие рейсы в основном в Барен цево море. На борту его постоянно проходят практи ку до 50 курсантов высших и средних морских училищ. Естественно, это усложняет политико-воспитательную ра боту, ведь за короткий рейс пропагандисту предстоит не только познакомиться со своими слушателями, но и понять, чем они живут, что их интересует, выявить их политический, культурный уровень, найти с ними кон такт. Дело это не простое: сегод няшние курсанты в ходе практики должны углубить полученные в стенах училищ знания, поработать вместе с экипажем в морских усло виях. Не все сразу наладит ся, кое-кто почувствует про белы в знаниях, но на то ведь и практика. В связи с этим важное место Алексей Серафимович отводит индивидуальной ра боте. «Опыт позволяет мне, — рассказывает Гуркин, — определить тех, на кого в первую очередь необходимо обратить внимание, кому помочь обрести признание в коллективе, кого еовлсчь в активную общественную ра боту». • Особого внимания, конеч но, требует молодежь. Поэ тому, составляя личный творческий план на учебный год. пропагандист намечает для себя изучить индивиду альные особенности каждого и на этой основе строить свою работу. Читаем: «С. Л. Лахмин — опытный специа лист, хорошо знает своих подчиненных, наставник мо лодежи, рекомендовать для поощрения администрацией флота. В. В. Ивахненко — моторист, подготовить к вступлению в ряды КПСС». Затем идут фамилии моря ков, требующих к себе осо бого внимания: кто-то не в ладу с дисциплиной, кто-то подвержен вредному влия нию людей, способных, как говорится, сбить с толку. Своих слушателе!! пропа гандист знает не по анкет ным данным. В течение рей са Гуркин считает своим долгом найти возможность побеседовать с каждым мо ряком. Одному дать консуль тацию к очередному заня тию, с другим поговорить о жизни, семье, детях, третий нуждается в полезном сове те... Алексей Серафимович счи тает, что нельзя не учиты вать настроения моряка. От этого во многом зависит его работа. И порой доброе сло во, разумный совет да и про сто проявленное внимание пропагандиста позволяют человеку раскрыться с луч шей стороны. Доброе слово, известно, в море ценится особенно вы соко. Это еще от характера человека зависит. .Ведь не каждый сразу находит свое место в коллективе, обрета ет товарища, с которым можно поделиться любой за ботой, получить от него под держку в трудную минуту. В предыдущем рейсе на УПС «Комиссар Полухин» выходили на практику буду щие моряки — курсанты мо реходных училищ, ГПТУ. Много времени посвятил бе седам с ними Гуркин, так- как считает, что во время практики курсанты должны приобрести не только навы ки морской специальности, но и научиться чувству кол лективизма, товарищества, взаимовыручке. Он уверен, что из нынешних курсантов судоводительского факульте та МВИМУ — В. Елкина, А. Гущина, А. Винникова — получатся хорошие штурма ны. А именно эту цель и преследует экипаж УПС «Ко миссар Полухин», обеспечи вая полноценное прохожде ние курсантами практики на их судне. Сегодня на первый план выдвигается умение пропа гандиста связать общие про блемы с теми конкретными задачами, над решением ко торых работают слушатели. Главное, считает Гуркин, в том, чтобы не оставалось равнодушных, чтобы каждый в меру своих сил участвовал з жизни экипажа. Для этого пропагандист прибегает к практическим заданиям. На пример, при изучении темы «Научно-технический про 27 марта года 1 6 гресс — решающий фактор интенсификации» он заост рил внимание людей на со стоянии дел в рыбной про мышленности, на флоте, суд не. Перед слушателями бы ли поставлены конкретные задания: изучить состояние механизмов на судне, внести предложения по улучшению использования о б о р у д о в а н ^ экономии топлива. В резуль тате появилось конкретное предложение слушателей А. П. Ж ука и А. А. Пупен- кова о выделении двух ма тросов в период грузовых работ для ремонта палубных механизмов. В практике работы пропа гандиста — проведение за нятий по разработке и эко номическому обоснованию социалистических обяза тельств. Некоторые из слу шателей включили в соцобя зательства на 1987 год вы полнение предложений, вы сказанных ими на занятиях. Например, мотористы В. И. Кубрик, П. Ф. Рубан, сле сарь Л. А. Дубровский ре шили взять под свою «опе ку» малую трюмную меха низацию, следить за ее со стоянием, ремонтировать в нерабочее время. Матросы палубной команды Л. В. Филюк, Г. А. Новоселов об>^ зались работать без потер^ рыбопродукции при пере грузке с рыбопромысловых судов. Перед пропагандистами сейчас, когда идет процесс перестройки, стоит немало сложных задач. Для их ре шения требуются не только опыт, знания. Сегодня про пагандистам нужно и самим учиться. Учиться вести дис куссии, находить свою соб ственную точку зрения по многим ..вопросам, постигать науку убеждения. И Алек сей Серафимович это пони мает. Т. КЛИМОВА, зав. кабинетом политпро свещения парткома управ ления «Севрыбхолодфлот». На снимке: А. С. ГУРКИН. Фото В. КОРЕЦКОГО. РЫБНЫЙМУРМА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz