Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

о Идеологическая работа ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВО О ПРОПАГАНДИСТЕ Опытлучших С ОВЕТ по экономическо­ му образованию объ­ единения «Мурманская су­ доверфь» рассмотрел итоги первого учебного полугодия. Много добрых слов было сказано в адрес таких про­ пагандистов, как В. П. Дер­ бин, С. С. Бульская, В. Й. Шивринский, Т. И. Новичко­ ва, В. И. Строганова и дру­ гие. Они умело увязывают темы занятий с "решением конкретных задач, стоящих перед рабочими, тем самым помогая судоремонтникам . выполнять производственные задания, формировать у них чувство ответственности за дела коллектива. Совет рекомендовал изу­ чить на местах опыт лучших пропагандистов, шире ис­ пользовать методы активной работы со слушателями. Также обращалось внима­ ние на неприятные случаи частого переноса занятий, их срывов. Начальникам цехов рекомендовано усилить конт­ роль за проведением заня­ тий в школах коммунистиче­ ского труда — основной куз­ нице воспитания в рабочем чувств хозяина на производ­ стве. Наш внешт. корр. ЕДИНЫЙ ПОЛИТДЕНЬ ХОРОШАЛОЖКАКОБЕДУ К ОГДА я поднялась на борт, сразу же почув­ ствовала необычное, несколь­ ко нервозное настроение лю­ дей, надолго покидающих родные берега. Уже заяви­ лись пожарные, инспектирую­ щие, снабженцы, управлен­ цы и прочий обязательный люд, присутствие которых на уходящем в море судне всегда обязательно. Судно на отходе! Значе­ ние и смысл данной фразы не надо расшифровывать — любой моряк знает, что это такое. И можно было понять настроение Владимира Ива­ новича Шагина, капитана ТР «Алексей Венецианов», и его первого помощника Ни­ колая Семеновича Глебско- го, когда в предотходную су­ мятицу дел пришлось впи­ сать еще и проведение еди­ ного политдня! Евгений Борисович Лиш- невский, начальник отдела службы эксплуатации управ­ ления «Севрыбхолодфлот», оказался в весьма затрудни­ тельном положении: именно ему было поручено высту­ пить перед экипажем с те­ мой политдня «Профилакти­ ка правонарушений среди не­ совершеннолетиих». Казалось бы, освещение данной темы никак не вяза­ лось с множеством производ­ ственных вопросов, которые волновали моряков сейчас, буквально накануне отхода в рейс, о чем они только что спорили с представителями руководства флота. Тем не менее надо отдать должное Е. Б. Лншневскому, сумев­ шему заинтересовать ауди­ торию актуальной темой. Д а­ же бесшабашная галерка мо­ лодых ребят в рабочих ком­ бинезонах, что уютной ком­ панией устроились в уголоч­ ке столовой команды, поуба­ вила свою резвость. Еще бы! Они сами в не­ давнем прошлом были несо­ вершеннолетними, хотя под­ час считали себя вполне взрослыми или старались ка­ заться такими. Не всегда при этом отдавая отчет в своих поступках. Тут уж они, конечно, рассчитывали на великодушие взрослых, на скидку на возраст. А рядом* не всегда был отец, старшин брат, который предостерег бы от неверного шага. На мой взгляд, удачным был са.м подход к теме, серьезная подготовка к за ­ нятию — так грамотно лек­ тор провел взаимосвязь фак­ тов правонарушений подро­ стков с житейскими пробле­ мами моряцких семей, — вот та ниточка, за которой потянулся весь клубок акту­ альной проблемы. Не думаю, что те недолгиё пятнадцать минут времени пропали даром, не заронив в душе каждого хотя бы кро­ хотного рационального зер­ нышка, ведь не одной рабо­ той в море жив моряк — есть еще дом, семья, родные и близкие. Есть боль и тре­ вога за собственных детей, за тех, кто на долгие меся­ цы разлуки лишен и отцов­ ской ласки, и отцовской под­ держки. Начальнику отдела служ­ бы эксплуатации удалось найти хороший контакт с аудиторией еще и потому, что ои счел необходимым по­ говорить с моряками и по производственным делам. Таким образом, тема полит­ дня органично слилась в еди­ ное целое с общими судовы­ ми проблемами рабочего ха­ рактера. В итоге получился доброжелательный, серьез­ ный разговор по широкому КРУГУ вопросов. После собрания мне уда­ лось поговорить с членами экипажа по поводу значимо­ сти проведенного политдня — оценка моряков была са­ мая положительная. И все же один упрек я услышала: «Политдень — мероприятие важное и полезное, но прово­ дить его на судне именно в день отхода просто безобра­ зие и элементарное неуваже­ ние к нам, морякам. Всему свое время. Как говорится, хороша ложка к обеду!» Моторист, возмущенно вы­ палив все это мне прямо в лицо, тут же помчался вниз по трапу в машинное отде­ ление, обдаз на бегу стой­ ким запахом смеси солярки и машинного масла. А через минуту-другую по судовой трансляции уже гремело: «Учебная пожарная тревога, учебная пожарная тревога...» Моторист был прав. И ка­ питан тоже. Он, издерганный и замотанный делами этого трудного дня. собрав в кулак все свое хладнокровие и вы­ держку, старался быть кор­ ректным и спокойным для всех, ни на минуту не забы­ вая о том, что для него са- itfoe главное — с честыо выйти в рейс, дав добро свое­ му экипажу на предстоящую большую, серьезную работу. Л. ТАРТАКОВСКАЯ. Наука уб еждать О с о б у ю п о т р е б ­ н о с т ь в правдивом, страстном слове испытыва­ ют люди в наше время, от­ счет которому дал апрель­ ский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Это слово о том, как идет трудная ломка устояв­ шихся взглядов и привычек, о необходимости делать пра­ вильные выводы и уметь исправлять недостатки. Эту нелегкую задачу сегодня должны решать пропаганда сты. Хочется рассказать об од­ ном из них — Алексее Се­ рафимовиче Гуркине. Его пропагандистская деятель­ ность началась в . управле­ нии «Севрыбхолодфлот», где он работает первым помощ­ ником капитана. Свыше 10 лет Гуркин вел занятия с комсомольцами, а в нынеш­ нем году, в связи с перехо­ дом на двухзвенную систему обучения, возглавил школу коммунистического труда на УПС «Комиссар Полухин». Судно совершает короткие рейсы в основном в Барен­ цево море. На борту его постоянно проходят практи­ ку до 50 курсантов высших и средних морских училищ. Естественно, это усложняет политико-воспитательную ра­ боту, ведь за короткий рейс пропагандисту предстоит не только познакомиться со своими слушателями, но и понять, чем они живут, что их интересует, выявить их политический, культурный уровень, найти с ними кон­ такт. Дело это не простое: сегод­ няшние курсанты в ходе практики должны углубить полученные в стенах училищ знания, поработать вместе с экипажем в морских усло­ виях. Не все сразу наладит­ ся, кое-кто почувствует про­ белы в знаниях, но на то ведь и практика. В связи с этим важное место Алексей Серафимович отводит индивидуальной ра­ боте. «Опыт позволяет мне, — рассказывает Гуркин, — определить тех, на кого в первую очередь необходимо обратить внимание, кому помочь обрести признание в коллективе, кого еовлсчь в активную общественную ра­ боту». • Особого внимания, конеч­ но, требует молодежь. Поэ­ тому, составляя личный творческий план на учебный год. пропагандист намечает для себя изучить индивиду­ альные особенности каждого и на этой основе строить свою работу. Читаем: «С. Л. Лахмин — опытный специа­ лист, хорошо знает своих подчиненных, наставник мо­ лодежи, рекомендовать для поощрения администрацией флота. В. В. Ивахненко — моторист, подготовить к вступлению в ряды КПСС». Затем идут фамилии моря­ ков, требующих к себе осо­ бого внимания: кто-то не в ладу с дисциплиной, кто-то подвержен вредному влия­ нию людей, способных, как говорится, сбить с толку. Своих слушателе!! пропа­ гандист знает не по анкет­ ным данным. В течение рей­ са Гуркин считает своим долгом найти возможность побеседовать с каждым мо­ ряком. Одному дать консуль­ тацию к очередному заня­ тию, с другим поговорить о жизни, семье, детях, третий нуждается в полезном сове­ те... Алексей Серафимович счи­ тает, что нельзя не учиты­ вать настроения моряка. От этого во многом зависит его работа. И порой доброе сло­ во, разумный совет да и про­ сто проявленное внимание пропагандиста позволяют человеку раскрыться с луч­ шей стороны. Доброе слово, известно, в море ценится особенно вы­ соко. Это еще от характера человека зависит. .Ведь не каждый сразу находит свое место в коллективе, обрета­ ет товарища, с которым можно поделиться любой за ­ ботой, получить от него под­ держку в трудную минуту. В предыдущем рейсе на УПС «Комиссар Полухин» выходили на практику буду­ щие моряки — курсанты мо­ реходных училищ, ГПТУ. Много времени посвятил бе­ седам с ними Гуркин, так- как считает, что во время практики курсанты должны приобрести не только навы­ ки морской специальности, но и научиться чувству кол­ лективизма, товарищества, взаимовыручке. Он уверен, что из нынешних курсантов судоводительского факульте­ та МВИМУ — В. Елкина, А. Гущина, А. Винникова — получатся хорошие штурма­ ны. А именно эту цель и преследует экипаж УПС «Ко­ миссар Полухин», обеспечи­ вая полноценное прохожде­ ние курсантами практики на их судне. Сегодня на первый план выдвигается умение пропа­ гандиста связать общие про­ блемы с теми конкретными задачами, над решением ко­ торых работают слушатели. Главное, считает Гуркин, в том, чтобы не оставалось равнодушных, чтобы каждый в меру своих сил участвовал з жизни экипажа. Для этого пропагандист прибегает к практическим заданиям. На­ пример, при изучении темы «Научно-технический про­ 27 марта года 1 6 гресс — решающий фактор интенсификации» он заост­ рил внимание людей на со­ стоянии дел в рыбной про­ мышленности, на флоте, суд­ не. Перед слушателями бы­ ли поставлены конкретные задания: изучить состояние механизмов на судне, внести предложения по улучшению использования о б о р у д о в а н ^ экономии топлива. В резуль­ тате появилось конкретное предложение слушателей А. П. Ж ука и А. А. Пупен- кова о выделении двух ма­ тросов в период грузовых работ для ремонта палубных механизмов. В практике работы пропа­ гандиста — проведение за­ нятий по разработке и эко­ номическому обоснованию социалистических обяза­ тельств. Некоторые из слу­ шателей включили в соцобя­ зательства на 1987 год вы­ полнение предложений, вы­ сказанных ими на занятиях. Например, мотористы В. И. Кубрик, П. Ф. Рубан, сле­ сарь Л. А. Дубровский ре­ шили взять под свою «опе­ ку» малую трюмную меха­ низацию, следить за ее со­ стоянием, ремонтировать в нерабочее время. Матросы палубной команды Л. В. Филюк, Г. А. Новоселов об>^ зались работать без потер^ рыбопродукции при пере­ грузке с рыбопромысловых судов. Перед пропагандистами сейчас, когда идет процесс перестройки, стоит немало сложных задач. Для их ре­ шения требуются не только опыт, знания. Сегодня про­ пагандистам нужно и самим учиться. Учиться вести дис­ куссии, находить свою соб­ ственную точку зрения по многим ..вопросам, постигать науку убеждения. И Алек­ сей Серафимович это пони­ мает. Т. КЛИМОВА, зав. кабинетом политпро­ свещения парткома управ­ ления «Севрыбхолодфлот». На снимке: А. С. ГУРКИН. Фото В. КОРЕЦКОГО. РЫБНЫЙМУРМА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz