Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

Решения XXV II съезда КПСС ~ в жизнь! I ш Преодолеть отставание! П О ИТОГАМ РАБОТЫ за два месяца рыбная от­ расль области справилась с планами по товарной продукции, поставкам, стоимости пищевой, разделан­ ной, филе, копченостям, рыбной муке и рыбному жиру. Не выполнили задание по товарной продукции траловый флот, «Мурманрыбпром», «Севрыбпромраз- ведка». Резко ухудшилась работа флотов в марте. Есть все предпосылки к тому, что план первого квартала по товарной продукции рыбаками будет не выполнен. Отставание составляет свыше 8 миллионов рублей. Под сомнением и другие показатели. Таким образом, отрасль оказалась в сложном поло­ жении. Какие же причины повлияли на это? Положение дел осложнилось, во-первых, еще при разбивке годовой программы по кварталам. По ряду показателей она оказалась несбалансированной, уста­ новлена без должного учета реально складывающейся промысловой обстановки, со значительным превыше­ нием по сравнению с другими периодами года и пред­ ложениями самих предприятий. Так, по плану первого квартала необходимо добыть столько рыбы, сколько составляет 27,5 процента от годового задания и на 26 тысяч тонн больше расчетов предприятий. Товарной продукции в действующих ценах необходимо выпу­ стить 27,9 процента от годового задания. Причем в траловом флоте и объединении «Мурманрыбпром» удельный вес первого квартала еще выше и состав­ ляет соответственно 28,8 и 29,2, в Мурманском рыбак- колхозсоюзе — 36 процентов. Не сбалансирована также прибыль. Например, в объ­ единении «Мурманрыбпром» при годовом плане 22 миллиона рублей задание первого квартала — 9,3 миллиона, то есть 42,3 процента от годового. Во-вторых, видится стратегический просчет в руко­ водстве флотами. В плане практически отсутствовали сельдь и мойва. Для их компенсации в задания были заложены анчо­ ус, сардина и др. Такая раскладка ассортимента требо­ вала от руководителей большого внимания, в частно­ сти, «Мурманрыбпрому» следовало серьезно проду­ мать использование группы сейнеров-траулеров, кото­ рые остались без традиционной сырьевой базы. Часть этих судов еще в прошлом году была направлена в район ЦВА вместе с рыбомучной базой на кошель­ ковый промысел сардины. К сожалению, организация работы этих судов оказалась не на высоте. Полгода практически они бездействовали; и только после шести месяцев были начаты поиски путей повышения эффек­ тивности их работы. Оказалось безрезультатным и нахождение в этом районе начальника отдела добычи «Мурманрыбпрома». В результате только в январе— феврале эта группа судов принесла объединению большие затраты, что явилось одной из причин того, что вместо прибыли 3,2 миллиона получен убыток в один миллион рублей. Сейчас в промрайон завезены тралы, но время упущено, период лова сардины за­ канчивается. Кроме того, на наш взгляд, был допущен и ряд тактических ошибок. В эти месяцы мы много разгова­ ривали со специалистами и руководителями. Наука с самого начала говорила, что мойвы не будет. Но боль­ шинство подсознательно ее ждало и не спешило уби­ рать суда из Баренцева моря. Ряд крупнотоннажных судов «Мурманрыбпрома» был оставлен в СВА, где среднемесячная производительность судна составила 485 тонн против 1100 тонн в прошлом году. Есть претензии к ученым ПИНРО и промразведки. Все эти годы много было разгозоров со стороны специалистов и ученых о том, что на бассейне нет современных средств для исследовательской работы. Сейчас они появились. Это и самолет-лаборатория, и научно-исследовательские суда. Но используются они очень плохо и особенно учеными. Вопрос о том, чтобы среди специалистов была раз­ умная конкуренция, не возбраняется, с тем чтобы из многого выбрать лучшее. Но когда это ведет к созда­ нию группировок, полному отрицанию чужого мнения — это уже не порядок, что не красит наши научные ПЛАН-ЗАКОН и проектные организации. Можно не согласиться с методикой исследований, с конечными результатами, но вот зачем отказываться от очевидного, что расши­ ряет возможности исследователя, — непонятно. При современных трудностях с материальными, тру­ довыми ресурсами каждая неточная информация обо­ рачивается немалыми потерями. Только по этой при­ чине большая группа судов перебежала в район путас­ су раньше времени и потеряла 72 судо-суток промыс­ лового времени. Причем такие массовые перебежки (это уже и не относится к ученым) стали довольно частым явлением, что говорит о серьезных недостат­ ках в руководстве промысловыми районами. Ведь этой группе была дана команда идти на сельдь, но к ее лову оказалась она неподготовленной, вот почему и бы­ стро покинула район. Хотели иметь много, не за­ трачивая на это труда. Вероятно, поэтому мы не мо­ жем освоить ряд новых районов, где постоянно рабо­ тают рыбаки других бассейнов. Значительные потери траловый флот понес из-за неэффективного использования судов. Только из-за непроизводительных затрат промыслового времени, ремонта механизмов и орудий лова, хозяйственных работ и других потеряно 79 судо-суток и недоловле- но свыше 2,5 тысячи тонн рыбы. Практически во всех районах промысла суда тралфлота работали хуже од­ нотипных судов объединения «Мурманрыбпром», что привело к недолову более тысячи тонн. Да и на­ грузки, установленные для траулеров в траловом фло­ те, ниже, чем у «Мурманрыбпрома». Сказалась на об­ щих результатах работы флота и нехватка на промыс­ ле из-за задержки в ремонте трех траулеров, что привело к недолову 6 тысяч тонн. За январь-март на первом заводе объединения «Мурманская судоверфь» задержаны в междурейсо­ вом техническом обслуживании на 100 суток шесть БМРТ типа «Алтай». Причем руководство тралового флота и судоверфи встречалось трижды, определяли меры по ускорению ремонта, назначались новые сро­ ки, которые затем проваливались. Не проявили гибко­ сти и оперативности и технические службы тралового флота, так как норма единовременного нахождения этого типа судов в ремонте на СРЗ-1 была превышена больше чем в два раза. Более того, уже после окон­ чания ремонта БМРТ «Верхояны» простоял у причала почти две недели, так как тралфлот своевременно не выполнил ряд других работ. Осложнил работу добывающего флота и недостаток в транспортных судах. Простои крупнотоннажных ко­ раблей в ожидании выгрузки составили 62 судо-суток, что не позволило выловить около 2 тысяч тонн. В то же время 65 судо-суток потеряно из-за непроиз­ водительных простоев в порту, в том числе 16 — из-за перебоев в обеспечении тарой. Снизилась и эффек­ тивность работы транспортов в районах промысла, среднесуточная приемка рыбопродукции в сравнении с прошлым годом сократилась на 28 тонн. Одной из причин этого является то, что в оценке работы управ­ ления «Севрыбхолодфлот» отсутствует показатель, ха­ рактеризующий деятельность транспортных судов. Не в полной мере была организована и подготовка рыбомучных плавбаз в Центрально-Восточной Атлан­ тике. Даже на отходе экипаж плавбазы «Северо­ двинск» не знал, в какой район идет судно и како­ ва продолжительность рейса. Из-за отсутствия системы кондиционирования судно не могло работать в тропи­ ческой зоне, а техническое состояние технологического оборудования позволяло работать лишь на 50 про­ центов мощности. Все это послужило основанием для недовольства экипажа, появления коллективной жало­ бы и досрочного отзыва судна в порт, что сказалось и на результатах работы «Севрыбхолодфлота». Я не могу утверждать, что партийные комитеты про­ ходили мимо наболевших вопросов. Они их рассмат­ ривали, но, к сожалению, парткомы часто живут еще по старым меркам, не всегда принципиально оценива­ ют факты неорганизованности и недисциплинирован­ ности, благодушия и необязательности со стороны от­ дельных работников. В «Мурманрыбпроме» в январе рассматривалась работа объединения, где слушался отчет заместителя генерального директора А. И. Кух- тина в парторганизациях аппарата управления, в фев­ рале — отчет начальника отдела добычи, службы эксплуатации, главного технолога. Но принципиальной оценки работников аппарата за пролов в ЦВА не бы­ ло дано. Беспокоит то, что многие специалисты, да и руково­ дители, воспринимая озабоченность, в то же время обосновывают срывы только объективными причина­ ми, часто не видят пути исправления создавшегося по­ ложения, а чтобы к ним «не приставали», обещают через пару дней выйти на план. Этого, конечно, не происходит. Вот и думаешь, то ли товарищ не владе­ ет обстановкой, то ли стремится выдать желаемое з ^ $ действительное. Организаторскую работу по выполнению плана пер­ вого квартала надо оценивать как неудовлетворитель­ ную. Администрация флотов, предприятий обязана принять самые оперативные меры к тому, чтобы госу­ дарственные задания выполнялись неукоснительно. План должен быть законом для каждого. В. СМУРОВ, заведующий отделом- рыбной промышленности Мурманского обкома КПСС. Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: Спроси с себя! 1. Какие перемены произошли в вашем коллек­ тиве после XXVII съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ускорению? 3. Что зависит лично от вас? - 4. Ваши предложения по совершенствованию хо­ зяйственного механизма? | Факты говорят о том, *• что на флотах, в выс­ шем звене руководства от­ раслью принижается значе­ ние комплекса аппаратуры радиосвязи, электронной, ра- диопоисковой. И потому, ска­ жем, как не смотрели рыба­ ки в море голубой экран на заре телевидения, так и не смотрят. Сравнительно не­ давно вошел в морскую жизнь радиотелефон, но и здесь практических шагов по улучшению качества его ра­ боты не сделано. У ча с тни ки радиообмена в море ведут диалог зачастую с та ким результатом : кто -то ко - го-то не слышит. Причин не­ удовлетворительной связи не­ мало. Большая за гр уж е нно с ть береговых радиоцентров по ­ рождает большие очереди на каналах и, естественно, спра ­ ведливые нарекания моряков. Необходимо проанализировать работу судовых радиоспециали­ стов, по скольну сущ ествую т объективные причины несвое­ временного предоставления пе­ реговоров. Работа в эфире в настоящее время представля­ ет сложнейш ую проблему. Ощу­ щается т а к называемый «ча­ стотный голод». В Европе, к примеру , электрома гнитная обстановка такова , что прием- на любой станции сопровож ­ дается помехами от работы ста д р у ги х . Есть много и неназван­ ны х проблем. Всего не пере­ числить . Пути для решения многих из них есть. Нет решения. А ведь возможность погово­ рить в любое время -с род­ ными, друзьями, посмотреть телевизор, послушать радио без «шумового сопровожде­ ния», думаю, будет важным стимулом для эффективного труда. Ведь экономика и соци­ альная сфера идут не парал­ лельными курсами. Они тес­ но связаны между собой. 2 Был проведен любопыт- • ный анализ, давший такие цифры: на жителя микрорайона с пятидесятиты­ сячным населением прихо­ дится 0 ,12 телеграфного сло­ ва. А на рыбака посольно- свежьевого траулера — 100 радиограммных слов. Необ­ ходим ли для экипажа, для производства такой поток информации? Ну, например, запрос о том, сколько чле­ нов экипажа сдали нормы ГТО? Или вступили в об­ щество книголюбов? Кстати, хоть один бы из вопрошаю­ щих показал, где на ИСТ можно сдать эти самые нор­ мы. А с судна на берег за рейс передается информа­ ция, которая «тянет» на кни­ гу в 5 0 0—600 страниц. Та­ кую толстую книгу пишет современный капитан-дирек­ тор за каждые полгода. Уверен: уменьшение количе ­ ства информации на 30—40 процентов позволит безболез­ ненно продолжать эффектив­ н ую работу флота. Таким об­ разом, появится возможность сокращения из штата судна одного радиооператора. И ускоряться н уж но на деле, а не в бюрократическом перета­ совывании входящих-исходя- щ их . Что еще мешает движе­ нию вперед? Без технически грамотно­ го поиска рыбы, без опера­ тивной радиосвязи успешный промысел невозможен. Осо­ бенно важна высококачест-^ венная, безотказная работа^ аппаратуры в экстремальных условиях безрыбья. Сейчас такая аппаратура на флотах есть. Быстрыми темпами идет развитие электронной техники. З а короткий срок многократно повысилась сложность построения прин­ ципиальных схем... Но недо­ оценка развития радиоэлект­ роники привела к тому, что сейчас налицо отставание h подготовке радиоспециали- стов и специалистов, способ­ ных оперативно провести per монт. Опыт работы БАТ «Маршал Якубовский» без радионавигатора показал, что для безотказной работы всех судовых приборов необ­ ходимы дублирование или оперативная доставка запча­ стей на судно. Туда неодно­ кратно отправлялись радио- детали и даже целые изде- 27 марта 1987 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz