Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
Решения XXV II съезда КПСС ~ в жизнь! I ш Преодолеть отставание! П О ИТОГАМ РАБОТЫ за два месяца рыбная от расль области справилась с планами по товарной продукции, поставкам, стоимости пищевой, разделан ной, филе, копченостям, рыбной муке и рыбному жиру. Не выполнили задание по товарной продукции траловый флот, «Мурманрыбпром», «Севрыбпромраз- ведка». Резко ухудшилась работа флотов в марте. Есть все предпосылки к тому, что план первого квартала по товарной продукции рыбаками будет не выполнен. Отставание составляет свыше 8 миллионов рублей. Под сомнением и другие показатели. Таким образом, отрасль оказалась в сложном поло жении. Какие же причины повлияли на это? Положение дел осложнилось, во-первых, еще при разбивке годовой программы по кварталам. По ряду показателей она оказалась несбалансированной, уста новлена без должного учета реально складывающейся промысловой обстановки, со значительным превыше нием по сравнению с другими периодами года и пред ложениями самих предприятий. Так, по плану первого квартала необходимо добыть столько рыбы, сколько составляет 27,5 процента от годового задания и на 26 тысяч тонн больше расчетов предприятий. Товарной продукции в действующих ценах необходимо выпу стить 27,9 процента от годового задания. Причем в траловом флоте и объединении «Мурманрыбпром» удельный вес первого квартала еще выше и состав ляет соответственно 28,8 и 29,2, в Мурманском рыбак- колхозсоюзе — 36 процентов. Не сбалансирована также прибыль. Например, в объ единении «Мурманрыбпром» при годовом плане 22 миллиона рублей задание первого квартала — 9,3 миллиона, то есть 42,3 процента от годового. Во-вторых, видится стратегический просчет в руко водстве флотами. В плане практически отсутствовали сельдь и мойва. Для их компенсации в задания были заложены анчо ус, сардина и др. Такая раскладка ассортимента требо вала от руководителей большого внимания, в частно сти, «Мурманрыбпрому» следовало серьезно проду мать использование группы сейнеров-траулеров, кото рые остались без традиционной сырьевой базы. Часть этих судов еще в прошлом году была направлена в район ЦВА вместе с рыбомучной базой на кошель ковый промысел сардины. К сожалению, организация работы этих судов оказалась не на высоте. Полгода практически они бездействовали; и только после шести месяцев были начаты поиски путей повышения эффек тивности их работы. Оказалось безрезультатным и нахождение в этом районе начальника отдела добычи «Мурманрыбпрома». В результате только в январе— феврале эта группа судов принесла объединению большие затраты, что явилось одной из причин того, что вместо прибыли 3,2 миллиона получен убыток в один миллион рублей. Сейчас в промрайон завезены тралы, но время упущено, период лова сардины за канчивается. Кроме того, на наш взгляд, был допущен и ряд тактических ошибок. В эти месяцы мы много разгова ривали со специалистами и руководителями. Наука с самого начала говорила, что мойвы не будет. Но боль шинство подсознательно ее ждало и не спешило уби рать суда из Баренцева моря. Ряд крупнотоннажных судов «Мурманрыбпрома» был оставлен в СВА, где среднемесячная производительность судна составила 485 тонн против 1100 тонн в прошлом году. Есть претензии к ученым ПИНРО и промразведки. Все эти годы много было разгозоров со стороны специалистов и ученых о том, что на бассейне нет современных средств для исследовательской работы. Сейчас они появились. Это и самолет-лаборатория, и научно-исследовательские суда. Но используются они очень плохо и особенно учеными. Вопрос о том, чтобы среди специалистов была раз умная конкуренция, не возбраняется, с тем чтобы из многого выбрать лучшее. Но когда это ведет к созда нию группировок, полному отрицанию чужого мнения — это уже не порядок, что не красит наши научные ПЛАН-ЗАКОН и проектные организации. Можно не согласиться с методикой исследований, с конечными результатами, но вот зачем отказываться от очевидного, что расши ряет возможности исследователя, — непонятно. При современных трудностях с материальными, тру довыми ресурсами каждая неточная информация обо рачивается немалыми потерями. Только по этой при чине большая группа судов перебежала в район путас су раньше времени и потеряла 72 судо-суток промыс лового времени. Причем такие массовые перебежки (это уже и не относится к ученым) стали довольно частым явлением, что говорит о серьезных недостат ках в руководстве промысловыми районами. Ведь этой группе была дана команда идти на сельдь, но к ее лову оказалась она неподготовленной, вот почему и бы стро покинула район. Хотели иметь много, не за трачивая на это труда. Вероятно, поэтому мы не мо жем освоить ряд новых районов, где постоянно рабо тают рыбаки других бассейнов. Значительные потери траловый флот понес из-за неэффективного использования судов. Только из-за непроизводительных затрат промыслового времени, ремонта механизмов и орудий лова, хозяйственных работ и других потеряно 79 судо-суток и недоловле- но свыше 2,5 тысячи тонн рыбы. Практически во всех районах промысла суда тралфлота работали хуже од нотипных судов объединения «Мурманрыбпром», что привело к недолову более тысячи тонн. Да и на грузки, установленные для траулеров в траловом фло те, ниже, чем у «Мурманрыбпрома». Сказалась на об щих результатах работы флота и нехватка на промыс ле из-за задержки в ремонте трех траулеров, что привело к недолову 6 тысяч тонн. За январь-март на первом заводе объединения «Мурманская судоверфь» задержаны в междурейсо вом техническом обслуживании на 100 суток шесть БМРТ типа «Алтай». Причем руководство тралового флота и судоверфи встречалось трижды, определяли меры по ускорению ремонта, назначались новые сро ки, которые затем проваливались. Не проявили гибко сти и оперативности и технические службы тралового флота, так как норма единовременного нахождения этого типа судов в ремонте на СРЗ-1 была превышена больше чем в два раза. Более того, уже после окон чания ремонта БМРТ «Верхояны» простоял у причала почти две недели, так как тралфлот своевременно не выполнил ряд других работ. Осложнил работу добывающего флота и недостаток в транспортных судах. Простои крупнотоннажных ко раблей в ожидании выгрузки составили 62 судо-суток, что не позволило выловить около 2 тысяч тонн. В то же время 65 судо-суток потеряно из-за непроиз водительных простоев в порту, в том числе 16 — из-за перебоев в обеспечении тарой. Снизилась и эффек тивность работы транспортов в районах промысла, среднесуточная приемка рыбопродукции в сравнении с прошлым годом сократилась на 28 тонн. Одной из причин этого является то, что в оценке работы управ ления «Севрыбхолодфлот» отсутствует показатель, ха рактеризующий деятельность транспортных судов. Не в полной мере была организована и подготовка рыбомучных плавбаз в Центрально-Восточной Атлан тике. Даже на отходе экипаж плавбазы «Северо двинск» не знал, в какой район идет судно и како ва продолжительность рейса. Из-за отсутствия системы кондиционирования судно не могло работать в тропи ческой зоне, а техническое состояние технологического оборудования позволяло работать лишь на 50 про центов мощности. Все это послужило основанием для недовольства экипажа, появления коллективной жало бы и досрочного отзыва судна в порт, что сказалось и на результатах работы «Севрыбхолодфлота». Я не могу утверждать, что партийные комитеты про ходили мимо наболевших вопросов. Они их рассмат ривали, но, к сожалению, парткомы часто живут еще по старым меркам, не всегда принципиально оценива ют факты неорганизованности и недисциплинирован ности, благодушия и необязательности со стороны от дельных работников. В «Мурманрыбпроме» в январе рассматривалась работа объединения, где слушался отчет заместителя генерального директора А. И. Кух- тина в парторганизациях аппарата управления, в фев рале — отчет начальника отдела добычи, службы эксплуатации, главного технолога. Но принципиальной оценки работников аппарата за пролов в ЦВА не бы ло дано. Беспокоит то, что многие специалисты, да и руково дители, воспринимая озабоченность, в то же время обосновывают срывы только объективными причина ми, часто не видят пути исправления создавшегося по ложения, а чтобы к ним «не приставали», обещают через пару дней выйти на план. Этого, конечно, не происходит. Вот и думаешь, то ли товарищ не владе ет обстановкой, то ли стремится выдать желаемое з ^ $ действительное. Организаторскую работу по выполнению плана пер вого квартала надо оценивать как неудовлетворитель ную. Администрация флотов, предприятий обязана принять самые оперативные меры к тому, чтобы госу дарственные задания выполнялись неукоснительно. План должен быть законом для каждого. В. СМУРОВ, заведующий отделом- рыбной промышленности Мурманского обкома КПСС. Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: Спроси с себя! 1. Какие перемены произошли в вашем коллек тиве после XXVII съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ускорению? 3. Что зависит лично от вас? - 4. Ваши предложения по совершенствованию хо зяйственного механизма? | Факты говорят о том, *• что на флотах, в выс шем звене руководства от раслью принижается значе ние комплекса аппаратуры радиосвязи, электронной, ра- диопоисковой. И потому, ска жем, как не смотрели рыба ки в море голубой экран на заре телевидения, так и не смотрят. Сравнительно не давно вошел в морскую жизнь радиотелефон, но и здесь практических шагов по улучшению качества его ра боты не сделано. У ча с тни ки радиообмена в море ведут диалог зачастую с та ким результатом : кто -то ко - го-то не слышит. Причин не удовлетворительной связи не мало. Большая за гр уж е нно с ть береговых радиоцентров по рождает большие очереди на каналах и, естественно, спра ведливые нарекания моряков. Необходимо проанализировать работу судовых радиоспециали стов, по скольну сущ ествую т объективные причины несвое временного предоставления пе реговоров. Работа в эфире в настоящее время представля ет сложнейш ую проблему. Ощу щается т а к называемый «ча стотный голод». В Европе, к примеру , электрома гнитная обстановка такова , что прием- на любой станции сопровож дается помехами от работы ста д р у ги х . Есть много и неназван ны х проблем. Всего не пере числить . Пути для решения многих из них есть. Нет решения. А ведь возможность погово рить в любое время -с род ными, друзьями, посмотреть телевизор, послушать радио без «шумового сопровожде ния», думаю, будет важным стимулом для эффективного труда. Ведь экономика и соци альная сфера идут не парал лельными курсами. Они тес но связаны между собой. 2 Был проведен любопыт- • ный анализ, давший такие цифры: на жителя микрорайона с пятидесятиты сячным населением прихо дится 0 ,12 телеграфного сло ва. А на рыбака посольно- свежьевого траулера — 100 радиограммных слов. Необ ходим ли для экипажа, для производства такой поток информации? Ну, например, запрос о том, сколько чле нов экипажа сдали нормы ГТО? Или вступили в об щество книголюбов? Кстати, хоть один бы из вопрошаю щих показал, где на ИСТ можно сдать эти самые нор мы. А с судна на берег за рейс передается информа ция, которая «тянет» на кни гу в 5 0 0—600 страниц. Та кую толстую книгу пишет современный капитан-дирек тор за каждые полгода. Уверен: уменьшение количе ства информации на 30—40 процентов позволит безболез ненно продолжать эффектив н ую работу флота. Таким об разом, появится возможность сокращения из штата судна одного радиооператора. И ускоряться н уж но на деле, а не в бюрократическом перета совывании входящих-исходя- щ их . Что еще мешает движе нию вперед? Без технически грамотно го поиска рыбы, без опера тивной радиосвязи успешный промысел невозможен. Осо бенно важна высококачест-^ венная, безотказная работа^ аппаратуры в экстремальных условиях безрыбья. Сейчас такая аппаратура на флотах есть. Быстрыми темпами идет развитие электронной техники. З а короткий срок многократно повысилась сложность построения прин ципиальных схем... Но недо оценка развития радиоэлект роники привела к тому, что сейчас налицо отставание h подготовке радиоспециали- стов и специалистов, способ ных оперативно провести per монт. Опыт работы БАТ «Маршал Якубовский» без радионавигатора показал, что для безотказной работы всех судовых приборов необ ходимы дублирование или оперативная доставка запча стей на судно. Туда неодно кратно отправлялись радио- детали и даже целые изде- 27 марта 1987 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz