Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

9 Из блокнота журналиста 9 Н А РЯДЕ СУДОВ состоялись встречи с экипажами. Говорили люди смело, откровенно о том, что их волнует. Особенно яркими были беседы на плавбазах «Маточкин Шар» и «Рига». Приведу лишь неко­ торые выступления моряков: — Нашей плавбазе («Маточкин Шар») руководство флота утвердило задание — в сутки надо изготавли­ вать 42 тысячи консервных банок Ло 19. Цифру взяли явно с потолка, потому.что до сих пор мы не имеем экономического обоснования па эту продукцию. — Плотник провинился, попал во время стоянки в вытрезвитель. С берега сюда, в море, пришла радио­ грамма — срочно отозвать в порт. Не накладно ли это для государства возить пассажиров туда-сюда? Пусть бы, на худой конец, отработал рейс. И потом, зачем применять такие запоздалые меры? Коллектив, зная плотника, как хорошег© работ­ ника, ручается в дальнейшем за не­ го. Однако с нашим мнением руко­ водство флота не посчиталось, не на­ рушило ли оно тем самым Закон о трудовых коллективах? — Не секрет, что культинвента- рем суда обеспечены плохо. Но отче­ го же нам не дают возможность за ­ купить его в иипортах? Ведь все рав­ но валюта на соцкультнужды зача­ стую не выбирается до конца. — На днях получили РДО от за ­ местителя начальника флота Н. И. Сергеева. Он потребовал на каждом судне создать уголки по зарплате и валюте, мол, их наличие будет учи­ тываться при начислении рейсовых премий. Ну зачем же все валить на судовую администрацию, да к тому же и с угрозами? Не проще ли разрабо­ тать эти методики ЦПКТБ или «Сев- рыбе» и разослать ло всем судам? — По три-четыре месяца стоим в резерве. В то же время отдел кадров ведет набор новых специалистов. В связи с предстоящим сокращением штатов не получится ли так, что бу­ дут избавляться от неугодных? — Кто для кого: моряки для ДМО или ДМО для рыбаков? После часа н очи туда не пускают, хотя приходим мы в порт и ночью. Куда же девать­ ся? На судне сидеть? Оно за полгода вот так надоело... Часами стоишь, по­ ка номер получишь. А когда вселишь­ ся, то хозяином себя не чувствуешь. С раннего утра к тебе могут ворвать­ ся горничные, нахамить, нагрубить. Ходил я к директору ДМО, в парт­ ком тралфлота, обещали навести по­ рядок, да слова остались словами. Я уж не говорю о том, что цены за про­ живание слишком высокие. Не стоит обслуживание пяти рублей в сутки. Цена ему — копейки... Не на один том хватило бы речей — умных, деловых, конструктивных. Наверняка, если бы на каждый из вопросов был дан ответ еще при от­ ходе в рейс, а потом бы рыбакам в море сообщили, какие принимаются меры, почему решено так или по-ино­ му, то коэффициент доверия к руко­ водству был бы большим. А то ведь иногда над океаном раздается гоме­ рический хохот по поводу радио­ грамм, идущих с берега. Но этот смех — сквозь слезы. «Принять обязательства на 1987 год», — говорилось в одной из них, пришедшей на «Космонавт Гагарин». И рады бы, да как, если еще неиз­ вестны плановые цифры на следую­ щий год? Отмолчаться? Но радио­ грамма устанавливает точный срок ответа. Я не знаю, как поступили на других судах; возможно, взяв с по­ толка цифры, отрапортовали. Но кому это нужно? Разве это не дис­ кредитация самой идеи обязательств? Правда, через несколько дней при­ шло годовое задание. Однако то бы­ ло уже потом... А вот еще один казус. С берега пришла команда: внести экипажу предложения в колдоговор на буду­ щий год. Дело архинужное. Опять же: как может экипаж что-то пред­ лагать, если не знает, что выполнено и выполнено ли? Вполне резонно воз­ мущались моряки на ТР и по этому поводу. ...Вот и все. «Космонавт Гагарин» набрал полный груз. Получена благо­ дарность от начальника промрапопа, промысловиков. Подняты кранцы. (Окончание. Нач. в Л'х 7—9 и 11). Взят курс на Мурманск. Итоги рей­ са: обработано 24 судна, сэкономле­ но рыбакам трос суток (а .молено бы и значительно больше). Подводятся и результаты внутри* судового соревнования. Звание «Луч­ ший молодой моряк» присуждено ра­ диооператору Диме Чорному и буфет­ чице Наташе Александровой. А по­ бедителями за рейс в трудовом со­ перничестве признаны вахта старпо­ ма Валерия Викторовича Медведева, смена матроса Анатолия Бычека, вто­ рого механика Валентина Филиппо­ вича Попелова, четвертого электро­ механика Валерия Осипова. Почему стали лучшими они, а не другие? Умно и тонко ответил на этот вопрос А. Бычек: «Да потому, что я не считаю себя слепым исполните­ лем. От меня и только от меня зави­ сит успех работы всего экипажа. И тут главное — личный пример». Пла- катно сказано? Нисколько. Может быть, это веление времени, скорее — ветер перемен, когда человек почув­ ствовал себя свободнее, вздохнул пол­ ной грудью. Я видел, как однажды «Космонавт Гагарин» швартовался к одному из «эстеэмов». Далеко не но­ вичок стоял у руля, но то ли расте­ рялся, то ли, возможно, не понял до Измерил и сказал: «Проволока долж­ на быть на ноль десятых миллиметра тоньше. Километры металла гоним в утиль. Пора разобраться со снабжен­ цами». Слов на ветер, рассказывают, не бросал. И наверняка порадовался бы ве­ теран, если бы видел отношение Оси­ пова к судну, своему заведованию. Прекрасно, что флотские традиции живут и развиваются. Больше становится страждущих за государственное, как за свое, меньше «канарщиков», как называют времен­ щиков, тряпичников. И получилось само собой на очередном, последнем в рейсе партийном собрании, что раз­ говор в основном шел о том, как вы­ работать у членов экипажа, да и у некоторых коммунистов чувство хо­ зяина в отношении к судну, флоту. Секретарь парторганизации второй электромеханик Г. И. Тарасов: «Пора перестать переливать из пустого в порожнее. Ответственность должна быть персональной. Кто наказан за неэкономный расход воды? Никто». Первый помощник капитана В. В. Лановеичик: «Авангардная роль ком­ мунистов не может быть вообще...» "В. Ф. Попелов: «Сдать металлолом в порту —- проблема. Вот и возим А. Вилов конца всю меру своей ответственно­ сти и тем самым создал напряжен­ ность. Быстро ощутил ситуацию стар­ пом В. В. Медведев и выкликнул на замену не кого-нибудь, а Бычека. Ког­ да он встал к штурвалу, на мостике вздохнули спокойно. К сожалению, лишь в конце рейса я ближе познакомился с Валентином Филипповичем Попеловым. К сожале­ нию... Потому что, как ни толкался в его каюту, она была зачастую за ­ крыта, а разговаривать в машинном отделении, где он большую часть времени пропадал, — дело глупое, надрывать голосовые связки; потому, что не часто встречаются в жизни та­ кие люди, как ои, — взвешивающие каждое слово свое, свой поступок; потому что его никогда не покидало хорошее настроение, по крайней ме­ ре, внешне. А такой человек в море, в экстремальных условиях, находка для всего экипажа. И к нему люди тянулись. Каким должен быть коммунист, в чем его отличие от беспартийного в море? На эти вопросы член партии Попелов отвечал работой — самой умелой, самой качественной, самой инициативной, самой-самой... Нет, он не робот, не винтик-шурупчик Мо­ лоха под названием работа, а живой, думающий человек. Да и рыбак бле­ стящий. Во время стоянок на якоре его спиннинг вытаскивал из океан­ ских глубин одну рыбину за другой, попался как-то и кальмар. Никто за ним не мог угнаться. Улов готовил с солью, перчиком, прочими специя­ ми и широко угощал. Пишу о нем и думаю: как же нам в жизни не хва­ тает доброты, сердечности, улыбок. В общем-то такие люди, как Филиппыч, явный дефицит. И если Попелов — моряк быва­ лый, то Валера Осипов — специа­ лист молодой, но, видно, есть у него хозяйская, государственная жилка. Наблюдая за ним, слушая его толко­ вые речи, я часто вспоминал неболь­ шую байку моряков о первом началь­ нике «Севрыбхолодфлота» Г. М. Бо­ родулине. Однажды он поднял на па­ лубе обвязочную проволоку. Повертел ее в руках, попросил штангенциркуль. его на-судне годами, пока не проржа­ веет». Главный механик М. В. Яцина: «Некомпетентные люди занимаются снабжением. Поставляют такие заго­ товки, что из ста миллиметров точим на токарном станке 2 0 -миллиметро­ вую втулку». Старший электромеханик Ф. М. Имангулов: «Больно было видеть, как доски моряки бросали за борт. Неужели они не нужны в порту?» Принципиально, порой резко шло обсуждение повестки дня об авангард­ ной роли коммунистов. Чувствова­ лось, слова шли от сердца. Словно разбуженными были люди. Значит, лед тронулся. * * * Что такое корабль, идущий домой в порт? Человек не бывший в море, удивится «глупости» вопроса, а пови­ давший океанскую стихию ответит быстро и кратко: — Это — машбюро на воде. Как только отошли от промысла, из кают командиров пулеметными очередями застучали пишущие ма­ шинки. Распорядок дня у старпома был такой: нажимал на металличе­ ский алфавит с четырех утра до 22 часов, главного механика (свидетель­ ствую) за одиннадцать суток перехо­ да увидел только один раз, все это время из каюты он практически не выходил (исключая, разумеется, обе­ ды и прочее). Печатались графики, расчеты, схемы, приложения... Да все объемно, не жалеючи бумаги. Бе­ ловежскую пущу (точно!) перевели. Трудно верится? Доказываю. Вот только мизерная часть того, что отпечатал неутомимый старпом В. В. Медведев: — журнал вводного инструктажа, 160 страниц; — журнал учета знаний ИТР, 150 страниц; — форму «Инструктаж и обучение на рабочем месте», 100 страниц; — «Запись старпома о приеме-сда­ че дел по охране труда», 20 страниц; — формуляр «Регистрация озна­ комления командного состава с содер­ жанием приказов и распоряжений», 50 страниц... Бедный старпом... Я уж не говорю о помполите. Разве что в столовую он не ходил с машинкой. Позеленели ребята. Но попробуй не настрочи ровно столько, сколько положено, дамокловым мечом висе­ ли над ними разные угрожающие ра­ диограммы. Одна из них, к примеру, заместителя главного инженера «Сев­ рыбхолодфлота» А. А. Павлова, стра­ щает: наличие отчетов будет учиты­ ваться при оценке рейса. Не по работе, уважаемые коман­ диры, будут вас встречать — по бу­ мажкам. Где уж тут до личного со­ става, до воспитания его. Успеть бы настрогать кипу папок. Глядишь и хорошим будешь... Прошлой весной я тоже выходил в морс, бывал на разных судах, в том числе и ТР, но такого шквала кан­ целяризма, по-моему, не было, как .в конце года. Видимо, на свой лад пе­ рестроились в «Севрыбхолодфлоте»... * * ★ Доказать, что во всех душах про­ исходят перемены к лучшему, — бы­ ло бы обманом'. Первые — открыто живут по-старому, вторые — делают вид, что обновились, третьи — уве­ рены: как бы ни поступили, все сой­ дет с рук. Сходило ведь в эпоху в с е - . прощеичества. Пришлось встретиться с этим «ассорти» лично и на себе испытать «вчерашних». Первые. Такие, как матросы А. Н. Губайдулов и А. Д. Олешко. Взяли и не вышли на вахту. «Поддали». «Смутил» одеколон. Безобидно? Да нет. Когда все-таки взялись за рабо­ ту, я увидел опухшие глаза, лицо од­ ного из них. Не придал значения. Но, оказалось, дрожали и руки с по­ хмелья. И когда пассажиры сели в корзины, дабы переправиться ' на траулер, эти руки не выдержали. Удар... Еще удар... Еще... Корзина с людьми билась, как раненая, то о кнехты, то о фальшборт, то о контей­ нер, стоящий на палубе. Синяки, шишки, вывихи... Могла быть и тра­ гедия. Вторые. Сколько было не единож­ ды потрачено слов, чтобы объяснить третьему механику, редактору стен­ газеты коммунисту И. Л. Гаврилен- ко, как сделать интересной, боевой, содержательной стенгазету. Слушал, внимая, а сделал — стало за него стыдно. И не потому, что он не имел каких-то специальных знаний (они в данном случае и не требовались), просто сработал у пего старый сте­ реотип: лишь бы сляпать, а там — хоть трава не расти. Третьи. Похожие на третьего элект­ ромеханика В. И. Кузнецова. В рей­ се он нарушил профессиональное та­ бу: не трогай того, о чем не имеешь понятия. Однако «специалист» решил проэкспериментировать. И чуть-чуть не обесточил судно. Немного бы — и авария. 69 человек поставил под угрозу. С ними могло случиться не­ поправимое. Наказали крепко, сняв КТУ, зато справедливо. Раз , два... Вот и обчелся. Знаю, видел. Их, мешающих, численное меньшинство, по крайней мере, среди тех, кто работает в море. Здоровые ростки нового — уже не поросль, но, к сожалению, еще и не ставшие креп­ ким, могучим деревом. Но почва, нынешняя почва правды, открытости, гласности, демократии, обязательно даст чудесные плоды порядочности, честности. Канут в лету чехарда на промысле, тяжкий труд рыбаков в море, их неустроенность в быту. И по-настоящему, без прикрас моряки станут хозяевами своей судьбы, свое­ го флота. Так я думал. Так говорили мне рыбаки. Значит, так и будет. Всему свой час. Атлантика — Мурманск. * * * На этом редакция заканчивает пуб­ ликацию статей о работе и жизни ры­ баков в море, о недостатках, которые имеют место в промысловых районах Северо-Восточной и Центрально-Во­ сточной Атлантики. Но это не озна­ чает, что газета не будет возвращать­ ся к поставленным в очерках вопро­ сам. Конечно, многие из них быстро решить невозможно, но браться за дело руководителям флотов, берего­ вых предприятий надо не теряя вре­ мени. 7 20 марта187 года 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz