Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
9 Из блокнота журналиста 9 Н А РЯДЕ СУДОВ состоялись встречи с экипажами. Говорили люди смело, откровенно о том, что их волнует. Особенно яркими были беседы на плавбазах «Маточкин Шар» и «Рига». Приведу лишь неко торые выступления моряков: — Нашей плавбазе («Маточкин Шар») руководство флота утвердило задание — в сутки надо изготавли вать 42 тысячи консервных банок Ло 19. Цифру взяли явно с потолка, потому.что до сих пор мы не имеем экономического обоснования па эту продукцию. — Плотник провинился, попал во время стоянки в вытрезвитель. С берега сюда, в море, пришла радио грамма — срочно отозвать в порт. Не накладно ли это для государства возить пассажиров туда-сюда? Пусть бы, на худой конец, отработал рейс. И потом, зачем применять такие запоздалые меры? Коллектив, зная плотника, как хорошег© работ ника, ручается в дальнейшем за не го. Однако с нашим мнением руко водство флота не посчиталось, не на рушило ли оно тем самым Закон о трудовых коллективах? — Не секрет, что культинвента- рем суда обеспечены плохо. Но отче го же нам не дают возможность за купить его в иипортах? Ведь все рав но валюта на соцкультнужды зача стую не выбирается до конца. — На днях получили РДО от за местителя начальника флота Н. И. Сергеева. Он потребовал на каждом судне создать уголки по зарплате и валюте, мол, их наличие будет учи тываться при начислении рейсовых премий. Ну зачем же все валить на судовую администрацию, да к тому же и с угрозами? Не проще ли разрабо тать эти методики ЦПКТБ или «Сев- рыбе» и разослать ло всем судам? — По три-четыре месяца стоим в резерве. В то же время отдел кадров ведет набор новых специалистов. В связи с предстоящим сокращением штатов не получится ли так, что бу дут избавляться от неугодных? — Кто для кого: моряки для ДМО или ДМО для рыбаков? После часа н очи туда не пускают, хотя приходим мы в порт и ночью. Куда же девать ся? На судне сидеть? Оно за полгода вот так надоело... Часами стоишь, по ка номер получишь. А когда вселишь ся, то хозяином себя не чувствуешь. С раннего утра к тебе могут ворвать ся горничные, нахамить, нагрубить. Ходил я к директору ДМО, в парт ком тралфлота, обещали навести по рядок, да слова остались словами. Я уж не говорю о том, что цены за про живание слишком высокие. Не стоит обслуживание пяти рублей в сутки. Цена ему — копейки... Не на один том хватило бы речей — умных, деловых, конструктивных. Наверняка, если бы на каждый из вопросов был дан ответ еще при от ходе в рейс, а потом бы рыбакам в море сообщили, какие принимаются меры, почему решено так или по-ино му, то коэффициент доверия к руко водству был бы большим. А то ведь иногда над океаном раздается гоме рический хохот по поводу радио грамм, идущих с берега. Но этот смех — сквозь слезы. «Принять обязательства на 1987 год», — говорилось в одной из них, пришедшей на «Космонавт Гагарин». И рады бы, да как, если еще неиз вестны плановые цифры на следую щий год? Отмолчаться? Но радио грамма устанавливает точный срок ответа. Я не знаю, как поступили на других судах; возможно, взяв с по толка цифры, отрапортовали. Но кому это нужно? Разве это не дис кредитация самой идеи обязательств? Правда, через несколько дней при шло годовое задание. Однако то бы ло уже потом... А вот еще один казус. С берега пришла команда: внести экипажу предложения в колдоговор на буду щий год. Дело архинужное. Опять же: как может экипаж что-то пред лагать, если не знает, что выполнено и выполнено ли? Вполне резонно воз мущались моряки на ТР и по этому поводу. ...Вот и все. «Космонавт Гагарин» набрал полный груз. Получена благо дарность от начальника промрапопа, промысловиков. Подняты кранцы. (Окончание. Нач. в Л'х 7—9 и 11). Взят курс на Мурманск. Итоги рей са: обработано 24 судна, сэкономле но рыбакам трос суток (а .молено бы и значительно больше). Подводятся и результаты внутри* судового соревнования. Звание «Луч ший молодой моряк» присуждено ра диооператору Диме Чорному и буфет чице Наташе Александровой. А по бедителями за рейс в трудовом со перничестве признаны вахта старпо ма Валерия Викторовича Медведева, смена матроса Анатолия Бычека, вто рого механика Валентина Филиппо вича Попелова, четвертого электро механика Валерия Осипова. Почему стали лучшими они, а не другие? Умно и тонко ответил на этот вопрос А. Бычек: «Да потому, что я не считаю себя слепым исполните лем. От меня и только от меня зави сит успех работы всего экипажа. И тут главное — личный пример». Пла- катно сказано? Нисколько. Может быть, это веление времени, скорее — ветер перемен, когда человек почув ствовал себя свободнее, вздохнул пол ной грудью. Я видел, как однажды «Космонавт Гагарин» швартовался к одному из «эстеэмов». Далеко не но вичок стоял у руля, но то ли расте рялся, то ли, возможно, не понял до Измерил и сказал: «Проволока долж на быть на ноль десятых миллиметра тоньше. Километры металла гоним в утиль. Пора разобраться со снабжен цами». Слов на ветер, рассказывают, не бросал. И наверняка порадовался бы ве теран, если бы видел отношение Оси пова к судну, своему заведованию. Прекрасно, что флотские традиции живут и развиваются. Больше становится страждущих за государственное, как за свое, меньше «канарщиков», как называют времен щиков, тряпичников. И получилось само собой на очередном, последнем в рейсе партийном собрании, что раз говор в основном шел о том, как вы работать у членов экипажа, да и у некоторых коммунистов чувство хо зяина в отношении к судну, флоту. Секретарь парторганизации второй электромеханик Г. И. Тарасов: «Пора перестать переливать из пустого в порожнее. Ответственность должна быть персональной. Кто наказан за неэкономный расход воды? Никто». Первый помощник капитана В. В. Лановеичик: «Авангардная роль ком мунистов не может быть вообще...» "В. Ф. Попелов: «Сдать металлолом в порту —- проблема. Вот и возим А. Вилов конца всю меру своей ответственно сти и тем самым создал напряжен ность. Быстро ощутил ситуацию стар пом В. В. Медведев и выкликнул на замену не кого-нибудь, а Бычека. Ког да он встал к штурвалу, на мостике вздохнули спокойно. К сожалению, лишь в конце рейса я ближе познакомился с Валентином Филипповичем Попеловым. К сожале нию... Потому что, как ни толкался в его каюту, она была зачастую за крыта, а разговаривать в машинном отделении, где он большую часть времени пропадал, — дело глупое, надрывать голосовые связки; потому, что не часто встречаются в жизни та кие люди, как ои, — взвешивающие каждое слово свое, свой поступок; потому что его никогда не покидало хорошее настроение, по крайней ме ре, внешне. А такой человек в море, в экстремальных условиях, находка для всего экипажа. И к нему люди тянулись. Каким должен быть коммунист, в чем его отличие от беспартийного в море? На эти вопросы член партии Попелов отвечал работой — самой умелой, самой качественной, самой инициативной, самой-самой... Нет, он не робот, не винтик-шурупчик Мо лоха под названием работа, а живой, думающий человек. Да и рыбак бле стящий. Во время стоянок на якоре его спиннинг вытаскивал из океан ских глубин одну рыбину за другой, попался как-то и кальмар. Никто за ним не мог угнаться. Улов готовил с солью, перчиком, прочими специя ми и широко угощал. Пишу о нем и думаю: как же нам в жизни не хва тает доброты, сердечности, улыбок. В общем-то такие люди, как Филиппыч, явный дефицит. И если Попелов — моряк быва лый, то Валера Осипов — специа лист молодой, но, видно, есть у него хозяйская, государственная жилка. Наблюдая за ним, слушая его толко вые речи, я часто вспоминал неболь шую байку моряков о первом началь нике «Севрыбхолодфлота» Г. М. Бо родулине. Однажды он поднял на па лубе обвязочную проволоку. Повертел ее в руках, попросил штангенциркуль. его на-судне годами, пока не проржа веет». Главный механик М. В. Яцина: «Некомпетентные люди занимаются снабжением. Поставляют такие заго товки, что из ста миллиметров точим на токарном станке 2 0 -миллиметро вую втулку». Старший электромеханик Ф. М. Имангулов: «Больно было видеть, как доски моряки бросали за борт. Неужели они не нужны в порту?» Принципиально, порой резко шло обсуждение повестки дня об авангард ной роли коммунистов. Чувствова лось, слова шли от сердца. Словно разбуженными были люди. Значит, лед тронулся. * * * Что такое корабль, идущий домой в порт? Человек не бывший в море, удивится «глупости» вопроса, а пови давший океанскую стихию ответит быстро и кратко: — Это — машбюро на воде. Как только отошли от промысла, из кают командиров пулеметными очередями застучали пишущие ма шинки. Распорядок дня у старпома был такой: нажимал на металличе ский алфавит с четырех утра до 22 часов, главного механика (свидетель ствую) за одиннадцать суток перехо да увидел только один раз, все это время из каюты он практически не выходил (исключая, разумеется, обе ды и прочее). Печатались графики, расчеты, схемы, приложения... Да все объемно, не жалеючи бумаги. Бе ловежскую пущу (точно!) перевели. Трудно верится? Доказываю. Вот только мизерная часть того, что отпечатал неутомимый старпом В. В. Медведев: — журнал вводного инструктажа, 160 страниц; — журнал учета знаний ИТР, 150 страниц; — форму «Инструктаж и обучение на рабочем месте», 100 страниц; — «Запись старпома о приеме-сда че дел по охране труда», 20 страниц; — формуляр «Регистрация озна комления командного состава с содер жанием приказов и распоряжений», 50 страниц... Бедный старпом... Я уж не говорю о помполите. Разве что в столовую он не ходил с машинкой. Позеленели ребята. Но попробуй не настрочи ровно столько, сколько положено, дамокловым мечом висе ли над ними разные угрожающие ра диограммы. Одна из них, к примеру, заместителя главного инженера «Сев рыбхолодфлота» А. А. Павлова, стра щает: наличие отчетов будет учиты ваться при оценке рейса. Не по работе, уважаемые коман диры, будут вас встречать — по бу мажкам. Где уж тут до личного со става, до воспитания его. Успеть бы настрогать кипу папок. Глядишь и хорошим будешь... Прошлой весной я тоже выходил в морс, бывал на разных судах, в том числе и ТР, но такого шквала кан целяризма, по-моему, не было, как .в конце года. Видимо, на свой лад пе рестроились в «Севрыбхолодфлоте»... * * ★ Доказать, что во всех душах про исходят перемены к лучшему, — бы ло бы обманом'. Первые — открыто живут по-старому, вторые — делают вид, что обновились, третьи — уве рены: как бы ни поступили, все сой дет с рук. Сходило ведь в эпоху в с е - . прощеичества. Пришлось встретиться с этим «ассорти» лично и на себе испытать «вчерашних». Первые. Такие, как матросы А. Н. Губайдулов и А. Д. Олешко. Взяли и не вышли на вахту. «Поддали». «Смутил» одеколон. Безобидно? Да нет. Когда все-таки взялись за рабо ту, я увидел опухшие глаза, лицо од ного из них. Не придал значения. Но, оказалось, дрожали и руки с по хмелья. И когда пассажиры сели в корзины, дабы переправиться ' на траулер, эти руки не выдержали. Удар... Еще удар... Еще... Корзина с людьми билась, как раненая, то о кнехты, то о фальшборт, то о контей нер, стоящий на палубе. Синяки, шишки, вывихи... Могла быть и тра гедия. Вторые. Сколько было не единож ды потрачено слов, чтобы объяснить третьему механику, редактору стен газеты коммунисту И. Л. Гаврилен- ко, как сделать интересной, боевой, содержательной стенгазету. Слушал, внимая, а сделал — стало за него стыдно. И не потому, что он не имел каких-то специальных знаний (они в данном случае и не требовались), просто сработал у пего старый сте реотип: лишь бы сляпать, а там — хоть трава не расти. Третьи. Похожие на третьего элект ромеханика В. И. Кузнецова. В рей се он нарушил профессиональное та бу: не трогай того, о чем не имеешь понятия. Однако «специалист» решил проэкспериментировать. И чуть-чуть не обесточил судно. Немного бы — и авария. 69 человек поставил под угрозу. С ними могло случиться не поправимое. Наказали крепко, сняв КТУ, зато справедливо. Раз , два... Вот и обчелся. Знаю, видел. Их, мешающих, численное меньшинство, по крайней мере, среди тех, кто работает в море. Здоровые ростки нового — уже не поросль, но, к сожалению, еще и не ставшие креп ким, могучим деревом. Но почва, нынешняя почва правды, открытости, гласности, демократии, обязательно даст чудесные плоды порядочности, честности. Канут в лету чехарда на промысле, тяжкий труд рыбаков в море, их неустроенность в быту. И по-настоящему, без прикрас моряки станут хозяевами своей судьбы, свое го флота. Так я думал. Так говорили мне рыбаки. Значит, так и будет. Всему свой час. Атлантика — Мурманск. * * * На этом редакция заканчивает пуб ликацию статей о работе и жизни ры баков в море, о недостатках, которые имеют место в промысловых районах Северо-Восточной и Центрально-Во сточной Атлантики. Но это не озна чает, что газета не будет возвращать ся к поставленным в очерках вопро сам. Конечно, многие из них быстро решить невозможно, но браться за дело руководителям флотов, берего вых предприятий надо не теряя вре мени. 7 20 марта187 года 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz