Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

•Решения XXVII съезда КПСС-6 жизнь!* .......................... .......... ...... . ................................> ■■ — ■ ■ ' — - ............. —-— Анкета «Рыбного Мурмана» 1. Какие перемены произошли в вашем коллек­ тиве после XXVII съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ускорению? 3 . Что зависит лично от вас? 4 . Ваши предложения по совершенствованию хо­ зяйственного механизма? 5. Какой вопрос вы задали бы руководству го­ рода и области? 1. ВЫБРАЛИ КАПИТАНА На судне у нас за год произошли немалые перемены. Неделю назад экипаж тран­ спортного рефрижератора «Ва­ лентин Серов» отчитывался, как сработал в сокращенном варианте. Результаты — не­ плохие. Недавно ушел в море тран­ спорт «Хибинские горы». Там ребята сами выбрали себе ка­ питана. На время отпуска Н. Г. Бадяева подменил Н. П. Д руж ­ ков. Экипажу понравилось с ним работать. Когда вернулся из отпуска Н. Г. Бадяев, про­ вели собрание. И выбрали Н. П. Дружкова. Раньше такое было немыс­ лимо. 2. НА МУСКУЛЬНОЙ СИЛЕ Ускорению мешает наша крайне отсталая материально- техническая база. Странно по­ лучается: ускорение для того, чтобы подтянуться, а ускоре­ нию мешает наша отсталость. Какой-то парадокс. Но так и есть. Кто ходил в море, знает, как «пашут» ры­ баки,— до седьмого пота. В основном на мускульной силе. Вторая причина медленно­ го ускорения, на мой взгляд, — неверие людей. Не до кон­ ца, уточню, верят в возмож­ ность перемен. Потому что год уж прошел после съезда, а на флоте нет-нет да и про­ мелькнут волевые, не проду­ манные, ничем не оправдан­ ные решения. Еще эти сокращения. Обору­ дование то же остается, усло­ вия труда — те же. Какая база для ускорения? Энтузи­ азм? Положим. Второй год на энтузиазме. А по сути — вто­ рой год живем по-старому и только слышим, что где-то есть какое-то ускорение. 3. РАБОТА ПО СТАРИНКЕ Что зависит лично от меня в перестройке? Добросовестная работа. Ответ тут один. Начи­ наю размышлять: а как я ра­ ботаю? Я лично... Мне кажет­ ся — по совести. Мне не стыд­ но за то, что я делаю, не стыдно за свою машинную команду. И все же скажу — мог бы работать лучше. Если б за техническое состояние судна отвечал я один, как главный механик. Сейчас двоевластие: палубные механизмы, стрелы и т. д. — в ведении старпома, машина — мое «царство». Почему мог бы работать луч­ ше? Держал бы в поле зре­ ния все судно целиком, людь­ ми бы варьировал более уме­ ло. Взять то же самое сокра­ щение. Из машинной команды сокращают, из палубной то­ же, обе в итоге проигрывают. А было бы единое хозяйство — палубникам не пришлось бы искать на стороне слесаря, а нашим квалифицированным слесарям не надо было бы тратить время, предположим, на покраску машины. В об­ щем, резерв здесь большой, и для меня как руководителя есть возможность развернуть­ ся. Правда, плавбазу мне не потянуть, скажу честно. Год­ ков бы десять сбросить, тог­ да — пожалуй. А вот на тан­ кере или транспорте с удо­ вольствием бы провел экспе­ римент. 4. ЧТОБ НЕ ЦВЕЛИ «ПОДСНЕЖНИКИ» Идея, с которой я «но­ шусь» вот уже несколько лет, — та самая, о которой вы только что прочитали в пре­ дыдущей главе. Но у меня есть еще одно предложение: убрать из управленческого ап­ парата «подснежники», то есть людей, которые офици­ ально числятся на одной дол­ жности, а работу выполняют совсем другую. Например, ин­ спектор отдела кадров числит­ ся матросом, заведующий ка­ бинетом дисциплины — пом­ политом. Я понимаю, что раз нет должности в штатном расписа­ нии, а они позарез нужны, то ищут выход. Но это не тот выход! Доказывайте, обосно­ вывайте, требуйте. Раз нужно, докажите, что нужно. На флоте недомолвок быть не должно. 5. ПЛАТИТЬ ЗА... СОЛНЦЕ! Есть у меня вопрос и к ру­ ководителям города и обла­ сти. Не знаю, может, вопрос, а может, просьба. Нельзя ли сделать для мур­ манчан, вышедших на пенсию после многолетней работы на Севере, точно такую же льго­ ту, как пенсионерам-военным? Я о жилье. Вернее о его сда­ че. Предположим, сдает быв­ ший моряк квартиру и полу­ чает документ, по которому в любом из предложенных го­ родов ему дадут такое же жилье в течение двух меся­ цев. Сколько бы квадратных мет­ ров высвободилось, сколько рабочих рук мы бы полу­ чили! Пенсионеры Мурманску нужны гораздо меньше, чем в других городах. Наш город портовый, город молодых. Молодые к нам едут, но мно­ готысячные очереди на жилье мешают им пустить здесь кор ­ ни. В свою очередь, пенсионе­ ры рады бы поменяться, да не могут. Один мой знако­ мый нашел равноценный об­ мен в Херсоне. Оттуда запрос: надо доплатить 10 тысяч руб­ лей. «За что?» — телеграфи­ рует мой друг. «За солнце», — последовал наглый ответ. Вот так. Уверен, пенсионерам не на­ до столиц, курортных городов. Пусть им предлагают список. По-моему, это была бы на­ стоящая забота о старожилах Севера. В. ЛУППИЙ, главный механик транспорт­ ного рефрижератора «Ва­ лентин Серов» «Севрыбхо- ледфлота». Наше интервью Не ждать у моря погоды п О ИТОГАМ 1986 года коллектив Беломорской базы госло- ва признан победителем Всесоюзного социалистического соревнования и награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС , Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. — Конечно, успех радует, обнадеживает, — начал беседу сек­ ретарь парткома Мурманской оперативной группы ББГЛ Вла­ димир Петрович Брюзгин, — но о самоуспокоенности не мо­ жет быть и речи. Как тут вновь не вспомнить о том, что наш коллектив, составляющий основной костяк беломорских рыбаков, все еще находится в полосе неопределенности. В Мурманске нас считают карелами, а в Карелии — мурманчанами. И тем не менее мы оказались выше межведомственных барьеров, годовые планы были выполнены досрочно. . — Экипажи передовых су­ дов выступили с трудовыми починами, которые были под­ хвачены остальными коллекти­ вами. Расскажите о них. — Страна готовится отме­ тить славный юбилей — 70-ле- тие Великого Октября. В честь этой даты экипажи траулеров «Оломна» и «Ожегина» (капи­ таны В. Ф. Радзивилов и В. В. Кушлак) единодушно решили встретить праздник выполне­ нием планового задания двух лет. Эта инициатива нашла го­ рячую поддержку, повсемест­ но были приняты повышенные социалистические обязательст­ ва. Партком, руководство опергруппы особое внимание уделяли расстановке флота по промысловым районам, была повышена коллективная ответ­ ственность за вылов и обра­ ботку рыбы и морепродуктов. В итоге мы смогли добиться стабильности. Большинство су­ дов досрочно выполнило го­ довые задания. — Владимир Петрович, не скрывается ли за этими бла­ гополучными цифрами и фак­ тами завуалированный призыв: «Даешь план любой ценой!» — При подведении итогов мы строго учитываем все, что стоит за плановыми показате­ лями. Допустил, скажем, эки­ паж удорожание добычи и обработки рыбы, и он лишает­ ся классного места. За про­ шедший год на счету Мурман­ ской группы 411 тысяч рублей, полученных за экономию промвооружения. Механико­ судовой службой сэкономлено более четырех тысяч тонн ди­ зельного топлива. Два судна имеют личное клеймо качест­ ва. Развернувшаяся в стране перестройка ведется и в на­ шем коллективе. Нынче два экипажа ведут промысел со­ кращенным составом. Анализ показывает, что у людей ве­ лико желание идти вперед, добиваться большего, но вся беда в том, что слишком тру­ доемкой остается технология рыбообработки. На современ­ ных наших судах механизация фабрик крайне низка, по- прежнему вместо разделочной техники применяется шкероч- ный нож. Естественно, раз экипаж ведет промысел мень­ шим составом, значит, нагруз­ ка на каждого значительно возрастает как на вахте, так и на подвахте. — Не это ли одна из глав­ ных причин текучести кадров! — Командный состав у нас стабильный. В коллективе вос­ питаны замечательные кадры судоводителей, механиков, технологов. Выдвинуты на должность капитанов О. Г. Шептицкий, В. М. Дружинин, А. А. Лабутин. Оправдали свое выдвижение первые помощни­ ки капитана Н. П. Евтушенко, Г. Е. Лихина, А. И. Ушкалов. Недавно пополнили нашу парт­ организацию электромеханик С. А. Панчин и старший меха­ ник В. А. Стрелков. Но еще острой остается проблема за­ крепления рядового состава. Прежде всего сказываются на­ ши недоработки в решени социальных вопросов. Хрон чески ощущаем нехватку жилья, детских дошкольных учреждений. В этом году нам обещали помочь представите­ ли Карельского обкома КПСС, Министерства рыбного хозяй­ ства СССР. У нас много же ­ лающих построить квартиру на свои средства. Коллектив настроен рабо­ тать творчески. Главная цель — выполнение договорных обязательств по поставкам. Я уже говорил о том, что низок уровень механизации рыбооб­ работки. Но это еще полбе­ ды! Разве дело, когда суда на промысле простаивают сутка­ ми? С флотами, имеющими транспортные рефрижераторы, нет договоров. Надеемся, что в этом году, наконец, мы по­ лучим два ППР, которые бу­ дем использовать как накопи­ тели. Но все это не значит, что мы должны кивать на объ­ ективные причины, сидеть и ждать у моря погоды. Беседу провей- С. БАЙМУРЗИН. Размышления после П ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ на Тер- * * сном побережье Белого моря была организована вер­ толетная зверобойная экспеди­ ция по промыслу и обработ­ ке белька гренландского тюле­ ня. Сроки ее проведения сжа­ ты, что накладывает свой от­ печаток на весь ход кампании. По сути дела, добыть зверя надо за 7—10 дней, до линь­ ки белька. А нынешняя экспе­ диция плюс к тому отлича­ лась особым напряжением, вызванным плохой промысло­ вой обстановкой в начале мар­ та. Об одном из таких полных драматизма дней зверобойки и рассказывает журналист, вглядываясь в события как бы с двух сторон —■ чисто хозяй­ ственной и идеологической. 1. НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА С востока, от Никодимского маяка, в белесом вечернем небе показалась маленькая черная точка. И, как-то сразу увеличившись, наполнив за­ снеженный простор гулом мо­ торов, над селом пролетел са­ молет-разведчик. Сделав круг, чуть ли не касаясь крылом столбов электропередач, ИЛ-14 сбросил на Чапому красный флажок с вложенным в пено­ пластовую трубку-пенал до­ несением. Подобрав вымпел, начальник экспедиции, заме­ ститель председателя Мурман­ ского рыбакколхозсоюза Ана­ толий Степанович Стефаненко поспешил в штаб. Предстояло подвести итог еще одним, по­ чти безрезультатным суткам промысла и выработать такти­ ку работы на предстоящие дни зЕеробойки . П оеодов для ДВА ВЗГЛЯДА беспокойства было более чем достаточно. На стенах штаба экспедиции развешаны многочисленные графики. В них — показатели работы бригад зверобоев, обеловщиков, различных под­ разделений цеха по первич­ ной обработке шкур. Все гра­ фики рассчитаны на десять дней — с 1 по 10 марта. Се­ годня пятое число. По пред­ полагаемым срокам — сере­ дина зверобойки. Однако на берег с дрейфующих льдов Беломорья доставлено три тысячи голов белька — мизер­ ное количество от выделенных лимитов. Причину подобного положения характеризуют до­ несения с самолетов-разведчи- ков. Хотя бы это: «В бассейне моря в преде­ лах 120 км от Н. Золотицы зве­ ря наблюдали только в двух то ч ка х — небольшие пятна в пределах сотни голов. Между ними тюлень леж и т очень ред­ ко , преимущественно до деся­ ти голов на льдине. Такие ред­ кие скопления видели при сле­ довании на Стрельну. В д р у ­ ги х районах бассейна даже одиночные звери почти не по ­ падали в полосу обзора... В горле Белого моря на гал­ сах Пялица — Инцы — Пу- лоньга и далее к северу ни одиночны х зверей, ни следов их нет. Лед белый, плотный , с включениями тертого льда, плотно сжатый к Терскому бе­ регу . Под Зимним берегом по­ лыньи отсутствую т . Разрежен­ ный лед встречается лиш ь у Воронова мыса и в районе острова Моржовец к Орлов­ ским кошнам . В Мезенсном за­ ливе сплоченность льда 10 баллое. Возможно, зверь про­ шел в Кандалакшский залив или к Соловкам...» Рядом с этим текстом на карте Белого моря показан маршрут самолета-разведчи- ка. От одного берега горла к другому, словно кардиограм­ ма тяжелобольного, протяну­ лись лихорадочные зигзаги линий. Положение почти без­ надежное. Понимая это, еще утром А. С. Стефаненко, не дожидаясь очередных сводок; поднял в воздух вертолет с бригадой зверобоев на борту и сам вылетел на активный поиск. Еще утром была какая- ^ то надежда: за ночь ветер пе- ' ременился, подул юго-запад­ ный, подгоняя лед к Терскому побережью. Удалось найти не­ большую залежку зверя в се­ мидесяти километрах от Ча- помы. Сразу же на промысел вылетели еще два вертолета. Однако добытый белек, до­ ставленный на берег за день, в целом изменить, повернуть «холостой» ход зверобойки не мог. По оперативным дан­ ным, тюленя больше не на­ блюдалось... Идет вечернее заседание штаба экспедиции. Докладыва­ ют руководители подразделе­ ний: цеха, площадки, дизель­ ной подстанции. Все готово к напряженной работе, но с каждым днем все меньше шансов на успех. В прошлом году зверобойку провели за шесть дней, сегодня кончается пятый. 20 марта1987 года 4 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz