Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
•Решения XXVII съезда КПСС-6 жизнь!* .......................... .......... ...... . ................................> ■■ — ■ ■ ' — - ............. —-— Анкета «Рыбного Мурмана» 1. Какие перемены произошли в вашем коллек тиве после XXVII съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ускорению? 3 . Что зависит лично от вас? 4 . Ваши предложения по совершенствованию хо зяйственного механизма? 5. Какой вопрос вы задали бы руководству го рода и области? 1. ВЫБРАЛИ КАПИТАНА На судне у нас за год произошли немалые перемены. Неделю назад экипаж тран спортного рефрижератора «Ва лентин Серов» отчитывался, как сработал в сокращенном варианте. Результаты — не плохие. Недавно ушел в море тран спорт «Хибинские горы». Там ребята сами выбрали себе ка питана. На время отпуска Н. Г. Бадяева подменил Н. П. Д руж ков. Экипажу понравилось с ним работать. Когда вернулся из отпуска Н. Г. Бадяев, про вели собрание. И выбрали Н. П. Дружкова. Раньше такое было немыс лимо. 2. НА МУСКУЛЬНОЙ СИЛЕ Ускорению мешает наша крайне отсталая материально- техническая база. Странно по лучается: ускорение для того, чтобы подтянуться, а ускоре нию мешает наша отсталость. Какой-то парадокс. Но так и есть. Кто ходил в море, знает, как «пашут» ры баки,— до седьмого пота. В основном на мускульной силе. Вторая причина медленно го ускорения, на мой взгляд, — неверие людей. Не до кон ца, уточню, верят в возмож ность перемен. Потому что год уж прошел после съезда, а на флоте нет-нет да и про мелькнут волевые, не проду манные, ничем не оправдан ные решения. Еще эти сокращения. Обору дование то же остается, усло вия труда — те же. Какая база для ускорения? Энтузи азм? Положим. Второй год на энтузиазме. А по сути — вто рой год живем по-старому и только слышим, что где-то есть какое-то ускорение. 3. РАБОТА ПО СТАРИНКЕ Что зависит лично от меня в перестройке? Добросовестная работа. Ответ тут один. Начи наю размышлять: а как я ра ботаю? Я лично... Мне кажет ся — по совести. Мне не стыд но за то, что я делаю, не стыдно за свою машинную команду. И все же скажу — мог бы работать лучше. Если б за техническое состояние судна отвечал я один, как главный механик. Сейчас двоевластие: палубные механизмы, стрелы и т. д. — в ведении старпома, машина — мое «царство». Почему мог бы работать луч ше? Держал бы в поле зре ния все судно целиком, людь ми бы варьировал более уме ло. Взять то же самое сокра щение. Из машинной команды сокращают, из палубной то же, обе в итоге проигрывают. А было бы единое хозяйство — палубникам не пришлось бы искать на стороне слесаря, а нашим квалифицированным слесарям не надо было бы тратить время, предположим, на покраску машины. В об щем, резерв здесь большой, и для меня как руководителя есть возможность развернуть ся. Правда, плавбазу мне не потянуть, скажу честно. Год ков бы десять сбросить, тог да — пожалуй. А вот на тан кере или транспорте с удо вольствием бы провел экспе римент. 4. ЧТОБ НЕ ЦВЕЛИ «ПОДСНЕЖНИКИ» Идея, с которой я «но шусь» вот уже несколько лет, — та самая, о которой вы только что прочитали в пре дыдущей главе. Но у меня есть еще одно предложение: убрать из управленческого ап парата «подснежники», то есть людей, которые офици ально числятся на одной дол жности, а работу выполняют совсем другую. Например, ин спектор отдела кадров числит ся матросом, заведующий ка бинетом дисциплины — пом политом. Я понимаю, что раз нет должности в штатном расписа нии, а они позарез нужны, то ищут выход. Но это не тот выход! Доказывайте, обосно вывайте, требуйте. Раз нужно, докажите, что нужно. На флоте недомолвок быть не должно. 5. ПЛАТИТЬ ЗА... СОЛНЦЕ! Есть у меня вопрос и к ру ководителям города и обла сти. Не знаю, может, вопрос, а может, просьба. Нельзя ли сделать для мур манчан, вышедших на пенсию после многолетней работы на Севере, точно такую же льго ту, как пенсионерам-военным? Я о жилье. Вернее о его сда че. Предположим, сдает быв ший моряк квартиру и полу чает документ, по которому в любом из предложенных го родов ему дадут такое же жилье в течение двух меся цев. Сколько бы квадратных мет ров высвободилось, сколько рабочих рук мы бы полу чили! Пенсионеры Мурманску нужны гораздо меньше, чем в других городах. Наш город портовый, город молодых. Молодые к нам едут, но мно готысячные очереди на жилье мешают им пустить здесь кор ни. В свою очередь, пенсионе ры рады бы поменяться, да не могут. Один мой знако мый нашел равноценный об мен в Херсоне. Оттуда запрос: надо доплатить 10 тысяч руб лей. «За что?» — телеграфи рует мой друг. «За солнце», — последовал наглый ответ. Вот так. Уверен, пенсионерам не на до столиц, курортных городов. Пусть им предлагают список. По-моему, это была бы на стоящая забота о старожилах Севера. В. ЛУППИЙ, главный механик транспорт ного рефрижератора «Ва лентин Серов» «Севрыбхо- ледфлота». Наше интервью Не ждать у моря погоды п О ИТОГАМ 1986 года коллектив Беломорской базы госло- ва признан победителем Всесоюзного социалистического соревнования и награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС , Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. — Конечно, успех радует, обнадеживает, — начал беседу сек ретарь парткома Мурманской оперативной группы ББГЛ Вла димир Петрович Брюзгин, — но о самоуспокоенности не мо жет быть и речи. Как тут вновь не вспомнить о том, что наш коллектив, составляющий основной костяк беломорских рыбаков, все еще находится в полосе неопределенности. В Мурманске нас считают карелами, а в Карелии — мурманчанами. И тем не менее мы оказались выше межведомственных барьеров, годовые планы были выполнены досрочно. . — Экипажи передовых су дов выступили с трудовыми починами, которые были под хвачены остальными коллекти вами. Расскажите о них. — Страна готовится отме тить славный юбилей — 70-ле- тие Великого Октября. В честь этой даты экипажи траулеров «Оломна» и «Ожегина» (капи таны В. Ф. Радзивилов и В. В. Кушлак) единодушно решили встретить праздник выполне нием планового задания двух лет. Эта инициатива нашла го рячую поддержку, повсемест но были приняты повышенные социалистические обязательст ва. Партком, руководство опергруппы особое внимание уделяли расстановке флота по промысловым районам, была повышена коллективная ответ ственность за вылов и обра ботку рыбы и морепродуктов. В итоге мы смогли добиться стабильности. Большинство су дов досрочно выполнило го довые задания. — Владимир Петрович, не скрывается ли за этими бла гополучными цифрами и фак тами завуалированный призыв: «Даешь план любой ценой!» — При подведении итогов мы строго учитываем все, что стоит за плановыми показате лями. Допустил, скажем, эки паж удорожание добычи и обработки рыбы, и он лишает ся классного места. За про шедший год на счету Мурман ской группы 411 тысяч рублей, полученных за экономию промвооружения. Механико судовой службой сэкономлено более четырех тысяч тонн ди зельного топлива. Два судна имеют личное клеймо качест ва. Развернувшаяся в стране перестройка ведется и в на шем коллективе. Нынче два экипажа ведут промысел со кращенным составом. Анализ показывает, что у людей ве лико желание идти вперед, добиваться большего, но вся беда в том, что слишком тру доемкой остается технология рыбообработки. На современ ных наших судах механизация фабрик крайне низка, по- прежнему вместо разделочной техники применяется шкероч- ный нож. Естественно, раз экипаж ведет промысел мень шим составом, значит, нагруз ка на каждого значительно возрастает как на вахте, так и на подвахте. — Не это ли одна из глав ных причин текучести кадров! — Командный состав у нас стабильный. В коллективе вос питаны замечательные кадры судоводителей, механиков, технологов. Выдвинуты на должность капитанов О. Г. Шептицкий, В. М. Дружинин, А. А. Лабутин. Оправдали свое выдвижение первые помощни ки капитана Н. П. Евтушенко, Г. Е. Лихина, А. И. Ушкалов. Недавно пополнили нашу парт организацию электромеханик С. А. Панчин и старший меха ник В. А. Стрелков. Но еще острой остается проблема за крепления рядового состава. Прежде всего сказываются на ши недоработки в решени социальных вопросов. Хрон чески ощущаем нехватку жилья, детских дошкольных учреждений. В этом году нам обещали помочь представите ли Карельского обкома КПСС, Министерства рыбного хозяй ства СССР. У нас много же лающих построить квартиру на свои средства. Коллектив настроен рабо тать творчески. Главная цель — выполнение договорных обязательств по поставкам. Я уже говорил о том, что низок уровень механизации рыбооб работки. Но это еще полбе ды! Разве дело, когда суда на промысле простаивают сутка ми? С флотами, имеющими транспортные рефрижераторы, нет договоров. Надеемся, что в этом году, наконец, мы по лучим два ППР, которые бу дем использовать как накопи тели. Но все это не значит, что мы должны кивать на объ ективные причины, сидеть и ждать у моря погоды. Беседу провей- С. БАЙМУРЗИН. Размышления после П ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ на Тер- * * сном побережье Белого моря была организована вер толетная зверобойная экспеди ция по промыслу и обработ ке белька гренландского тюле ня. Сроки ее проведения сжа ты, что накладывает свой от печаток на весь ход кампании. По сути дела, добыть зверя надо за 7—10 дней, до линь ки белька. А нынешняя экспе диция плюс к тому отлича лась особым напряжением, вызванным плохой промысло вой обстановкой в начале мар та. Об одном из таких полных драматизма дней зверобойки и рассказывает журналист, вглядываясь в события как бы с двух сторон —■ чисто хозяй ственной и идеологической. 1. НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА С востока, от Никодимского маяка, в белесом вечернем небе показалась маленькая черная точка. И, как-то сразу увеличившись, наполнив за снеженный простор гулом мо торов, над селом пролетел са молет-разведчик. Сделав круг, чуть ли не касаясь крылом столбов электропередач, ИЛ-14 сбросил на Чапому красный флажок с вложенным в пено пластовую трубку-пенал до несением. Подобрав вымпел, начальник экспедиции, заме ститель председателя Мурман ского рыбакколхозсоюза Ана толий Степанович Стефаненко поспешил в штаб. Предстояло подвести итог еще одним, по чти безрезультатным суткам промысла и выработать такти ку работы на предстоящие дни зЕеробойки . П оеодов для ДВА ВЗГЛЯДА беспокойства было более чем достаточно. На стенах штаба экспедиции развешаны многочисленные графики. В них — показатели работы бригад зверобоев, обеловщиков, различных под разделений цеха по первич ной обработке шкур. Все гра фики рассчитаны на десять дней — с 1 по 10 марта. Се годня пятое число. По пред полагаемым срокам — сере дина зверобойки. Однако на берег с дрейфующих льдов Беломорья доставлено три тысячи голов белька — мизер ное количество от выделенных лимитов. Причину подобного положения характеризуют до несения с самолетов-разведчи- ков. Хотя бы это: «В бассейне моря в преде лах 120 км от Н. Золотицы зве ря наблюдали только в двух то ч ка х — небольшие пятна в пределах сотни голов. Между ними тюлень леж и т очень ред ко , преимущественно до деся ти голов на льдине. Такие ред кие скопления видели при сле довании на Стрельну. В д р у ги х районах бассейна даже одиночные звери почти не по падали в полосу обзора... В горле Белого моря на гал сах Пялица — Инцы — Пу- лоньга и далее к северу ни одиночны х зверей, ни следов их нет. Лед белый, плотный , с включениями тертого льда, плотно сжатый к Терскому бе регу . Под Зимним берегом по лыньи отсутствую т . Разрежен ный лед встречается лиш ь у Воронова мыса и в районе острова Моржовец к Орлов ским кошнам . В Мезенсном за ливе сплоченность льда 10 баллое. Возможно, зверь про шел в Кандалакшский залив или к Соловкам...» Рядом с этим текстом на карте Белого моря показан маршрут самолета-разведчи- ка. От одного берега горла к другому, словно кардиограм ма тяжелобольного, протяну лись лихорадочные зигзаги линий. Положение почти без надежное. Понимая это, еще утром А. С. Стефаненко, не дожидаясь очередных сводок; поднял в воздух вертолет с бригадой зверобоев на борту и сам вылетел на активный поиск. Еще утром была какая- ^ то надежда: за ночь ветер пе- ' ременился, подул юго-запад ный, подгоняя лед к Терскому побережью. Удалось найти не большую залежку зверя в се мидесяти километрах от Ча- помы. Сразу же на промысел вылетели еще два вертолета. Однако добытый белек, до ставленный на берег за день, в целом изменить, повернуть «холостой» ход зверобойки не мог. По оперативным дан ным, тюленя больше не на блюдалось... Идет вечернее заседание штаба экспедиции. Докладыва ют руководители подразделе ний: цеха, площадки, дизель ной подстанции. Все готово к напряженной работе, но с каждым днем все меньше шансов на успех. В прошлом году зверобойку провели за шесть дней, сегодня кончается пятый. 20 марта1987 года 4 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz