Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

Беседы старых капитанов 9 ках судов), но пробитые пулями ми­ ны наполнялись водой и тонули, со­ здавая опасность попадания в трал. Были случаи, когда в буксируе­ мом трале мины взрывались на дне моря. Для людей и судов такие сюр­ призы безвредны, страдали орудия лова. Если затонувшая мина попада­ ла в траловый мешок й поднималась на борт, психологическое состояние экипажа было не из приятных. К нашему счастью, у мин, кото­ рые не взорвались во время трале­ ния, все «рога» были погнуты, то есть взрыватели нарушены. Только поэ­ тому в послевоенный период на тра­ улерах трагических случаев — взры­ вов поднятых на борт мин — не бы­ ло. Зачем я это рассказал? Нет, не для того, чтобы пощекотать нервы чи­ тателя, а показать; и в мирное вре­ мя мы тогда учились... в школе му­ жества. Несколько рейсов я наблюдал за работой судоводителей на промысле. Мне она понравилась своей бдитель­ ностью, особенно при работе в боль­ шой группе судов, подвижностью и по- журналах «Моринспекторсьих осмот­ ров», «Техники безопасности», «Са­ нитарном», «Пожарном формуляре» и других немало проверяющих ин­ спекторов выставляли свои, часто стандартные требования. (Замечу в скобках: это «бумажное море» за ­ хлестывает судоводителей и сегодня. Зачем?) Павел Кириллович и без напоминаний знал свои обязанности и пунктуально их выполнял. В допол­ нение к этому в каждом рейсе гото­ вились заявки на все виды снабже­ ния, разные сводки, отчеты, акты и т. д. Наш старпом во время Отечествен­ ной войны плавал штурманом на судах Северного флота, имел тяже­ лое ранение в затылок с поврежде­ нием мозжечка. Его часто беспокои­ ли головные боли. Несмотря на это, он оставался спокойным, никогда не применял морские «соленые» выра­ жения даже в сложных ситуациях. Приятно вспомнить товарищей, кото­ рые и в тяжелых условиях работы в море остались высококультурными людьми. УЧИТЬСЯ всю жизнь / О ДНО из выступлений в сборни­ ке 1961 года «Беседы старых капитанов» — Георгия Сергеевича Попова, называется оно «Человек воспитывается в труде». Рассказывая в основном о воспитательной работе среди .моряков, опытный капитан-про­ мысловик проводит простую, но очень емкую мысль; «Учимся всю жизнь!» Того багажа знаний, что дает нам школа (средняя, высшая), недостаточ­ но для полноценного труда на любом посту: техника, организация любого производства не стоит на. месте. Как не стоят на месте и люди — с года­ ми накапливают знания, совершенст­ вуются в избранной профессии. С этим капитанам тоже приходится счи­ таться —— юпи же не только специа­ листы, которым доверены корабли, но и воспитатели. Не удержусь от цита­ ты из беседы Г. С. Попова: «Лучшим помощником воспитателя всегда яв­ ляется сознание самого воспитанника. Грубостью и окриком многого не до­ бьешься, а простота в обращении, не фамильярность, не панибратство, а именно простота, уважение и спра­ ведливость открывают путь к сердцу моряка». Большую роль играет лич­ ный пример. По себе знаю. Да и ка­ питаном я стал, пожалуй, наблюдая работу Г. С. Попова и его помощни­ ков. Не мудрствуя лукаво, расскажу, как стал рыбаком, мурманчанином. С Заполярьем я был знаком задолго до приезда в Мурманск: работал ради­ стом на полярных станциях, зимовал. И на судне довелось поработать на Дальнем Востоке. Воевал на Ленин­ градском фронте, при прорыве бло­ кады в январе 1943 года был тяжело ранен... Но это — особый рассказ. Скажу только, что Мурманск, кото­ рый я увидел осенью 1945 года, очень напоминал город на Неве: р а з ­ рушенные здания, пепелища с тор­ чащими печами на месте сотен соя;- жеиных фашистской авиацией дере­ вянных домов... Ранение не позволи­ ло мне вернуться в систему «Глав- севморпути» — пошел в траловый флот. Помню до мельчайших подробно­ стей день, когда я ступил на борт РТ-85 «Орджоникидзе», имея на­ правление на должность начальника радиостанции. Командовал экипажем Георгии Сергеевич Попов. Мне пон­ равились его манера обращения с людьми и внешняя аккуратность. Лю­ безно познакомились с ним, и я стал членом этого небольшого коллектива. Траулер поисковый. Вышли в пер­ вый для меня рейс. Ознакомился с хозяйством судовой рации, и начались обычные трудовые дни. С японцами война подходила к финишу, здесь, на западе, — мирные дни. но отголоски войны в виде плавающих мин беспо- ко 1 ли моряков. За время моего пла­ вания на РТ «Орджоникидзе» два ра­ за пытались обезвредить мины, рас­ стрел авая из пулемета (они остава­ лись после войны на верхних мости­ стоянным общением с работающей вахтой. Помимо ответственных опе­ раций по спуску и подъему трала, расхождений с другими траулерами, штурман определяет место судна все­ ми доступными способами и средства­ ми. В дополнение к этому на поис­ ковых судах ведутся метеорологиче­ ские наблюдения, измеряется темпе­ ратура воды — поверхностная и при­ донная, составляются метео- и про­ мысловые сводки для передачи в порт и работающим в море судам. Короче — интересная, живая рабо­ та. Но и не из легких. Тут я сделаю небольшое отступление. Я рад, что происхожу из крестьян­ ского сословия, на котором столетия­ ми держалась матушка Русь. С ран­ него детства видел, как трудились отец, мать, старшие братья. Деревен­ ские дети семи-восьмилетнего возра­ ста помогали отцам боронить во вре­ мя сева, навоз возить на поля. Деся­ ти лет я помогал семье косить тра­ ву, сгребать сено в копны, жать хлеб серпом. Жатва — работа от зари до зари. Тяжело, но надо, приходится тянуться за взрослыми. В детстве я научился на ручном токарном станке точить веретена. Делать из бересты туески. Из обуш­ ка старой косы — коныш. Детские деревянные санки мог смастерить. Особенно запомнился мне челнок для ткацкого станка: шрам на указатель­ ном пальце левой руки остался на всю жизнь. Как все дети, и мы со старшим братом допускали шалости, но роди­ тели не били нас и не позволяли оскорбительных ругательств. Их спо­ койные замечания мы понимали с по­ луслова. Вот, я думаю, где корни трудолю­ бии, нравственных устоев моего по­ коления. Но вернемся к нашему флоту. Пос­ ле двух лет работы радистом и двух с половиной лет учебы я снова встре­ тился с Г. С. Попбвым на РТ-19 «Капитан Демидов» уже в должно­ сти третьего помощника капитана. Траулер был переоборудован из не­ мецкого военного вспомогательного судна, попавшего к нам в счет репа­ раций. Снова на поисковике. Имевшийся локатор облегчал работу при плохой, видимости у промыслового, буя, в группе судов и у берегов. В наше время радар — обычный навигаци­ онный прибор. А тогда он только что занимал это свое законное место. Учились им владеть. И не только судовождение и уме­ ние работать с орудиями лова зани­ мало меня — поводов для обогаще­ ния знаниями было предостаточно. И учиться было у кого. Старшим помощником у нас ра­ ботал Павел Кириллович Соколов, ко ­ торый отличался безупречной акку­ ратностью ведения своих дел в пор­ ту и на промысле. После каждой стоянки в порту в Вторым помощником капитана был Михаил Ильич Бачин, крупный, при­ ятный человек, о таких в народе го­ ворят — «детина». Чувствовал себя в море как в родном доме. Все мы трое под руководством капитана Г. С. Попова занимались и «мини-гидрогра­ фией» по уточнению изобат на от­ дельных промысловых банках. Вот это была учеба! Повседневная, при­ менительно к сложившейся обстанов­ ке и поставленным перед нами за ­ дачам. В пятидесятые годы рыболовный флот Северного бассейна рос стреми­ тельно. Паровые бортовые РТ прихо­ дили с верфей Финляндии, Польши, Швеции — один за другим. Были также бельгийские типа «Кремль», английские типа «Пионер». И, нако­ нец, летом 1955 года рыбаки полу­ чили первые большие рефрижератор­ ные траулеры кормового траления — наступил революционный поворот в перевооружении флота. Кадров не хватало, штурманские «ступеньки» мы проходили быстро. На ходу, как говорится, приходилось учиться и переучиваться. Конечно, в освоении «нового мате­ риала», выражаясь языком учителей, далее при ограничениях по времени (производство торопило!) пробелов в знаниях нельзя было допускать ни в коем случае. Любой «неуд» мог по­ том обернуться неправильным исполь­ зованием возможностей новых трауле­ ров, судовой техники да и самих про­ мысловиков. Ведь бытовало в ту по­ ру мнение, причем мнение людей, облеченных властью, что освоение больших морозильных траулеров зай­ мет много времени, что нельзя зака­ зывать серию этих судов. Мурман­ ские рыбаки, а именно им было ока­ зано доверие освоить БМРТ, до­ казали в первых же рейсах беспоч­ венность этих сомнений, посрамили скептиков. Была освоена в короткий срок кормовая схема траления, мало того — тралфлотовцы внесли свои коррективы в эту схему. И морозиль­ ная техника оказалась не такой уж «грамотой за семью печатями» — выпуск готовой рыбопродукции осу­ ществлялся грамотно. В такой напря­ женной учебе рыбаки показали себя прилежными, способными учениками. В этом я мЪг лично убедиться, когда и мне довелось руководить экипажем БМРТ. А пока я «пахал» море на «бортовичке». В декабре 1953 года меня напра­ вили старпомом на РТ «Красноарме­ ец». Поработали мы с капитаном В. М. Метаном до весны, он ушел в отпуск, я его заменил. Капитан вер­ нулся, мне дали возмо5кность отдох­ нуть, а в октябре 1954 года я при­ нял новый траулер польской построй­ ки «Арга». Здесь мне довелось по­ работать1 со старпомом В. Ф. Стро- миловым, старшим механиком А. Н. Белоруковым и старшим мастером но добыче В. С. Епифановым — на них я опирался в своих заботах. Мощная машина нового траулера позволяла промышлять и в свежую погоду. Рыба ловилась хорошо. Не­ редко^ на подвахту выходили члены машинной команды, третий и пер­ вый помощники капитана. В 1955 году экипаж траулера «Арга» добыл 57 тысяч центнеров рыбы, по сверх­ плановой прибыли занял первое ме­ сто среди однотипных судов. В честь заслуг коллектива в салоне была уста­ новлена бронзовая доска — был тог­ да такой вид поощрения. За 29 лет работы в траловом фло­ те повидал немало хороших людей в составе экипажей. У них я тоже кое- чему научился. Особенно мне нра­ вились своей добротой, исполнитель­ ностью и трудолюбием . поморы из Архангельска. Онеги и других сел и становищ побережий Белого моря и парни из Вологодской области. Пла­ вал со мной на «Арге» третьим по­ мощником Беляев Юра. У мастера по консервам сломалась как-то де­ таль закаточного станка. Никто из механиков и штатный токарь-слесарь не взялись ее изготовить. Посмотрел Юра на обломки, нашел соответству­ ющий материал и выточил на токар­ ном станке новую. Замечательный судоводитель-токарь! Поломка слу­ чилась в начале рейса, а план по консервам был напряженный. Благо­ даря умельцу-штурмаиу мы выпол­ нили его! Всегда с благодарностью вспоми­ наю старшего мастера но добыче Ва­ силия Сергеевича Епифанова. Помор, тяжелой судьбы человек, он до кон­ ца своих дней оставался честным, трудолюбивым специалистом. Работа с орудиями лова в зимних условиях, особенно на бортовых судах, — са­ мый трудный и опасный участок ра­ боты. В полярную ночь, в снежных зарядах, под душем брызг забортной воды приходилось чинить тралы, за ­ менять ветхие детали. Василий Сер­ геевич с помощниками делали свою работу в этих условиях и никогда не жаловались iia трудности. Позднее В. С. Епифанов работал вместе со мной на БМРТ «Заволжск» с таким же успехом, но в значительно л у ч ­ ш их условиях. В данное время его уже нет среди нас... ...Нет уже среди промысловых су­ дов бортовых РТ. Списываются и БМРТ. Новые суда насыщены совре­ менными приборами и механизмами. Специалистов готовят с учетом воз­ росших требований к ним. Но море остается морем. И тот, кто думает прожить знаниями, полученными в училищах, глубоко ошибается. Мало того, и в ходе учебы недопустимы пробелы, неудовлетворительное ос­ воение тонкостей избранного дела — море спросит строго! Но вот читаю в номере «Поляр­ ной правды» от 28 ноября 1986 го­ да в статье «Требуется инициатива» под рубрикой «Партийная жизнь: проблемы перестройки» (речь о море­ ходном училище им. И. И. Месяце- ва) такие строки: «Горечью было пронизано выступление на партсоб­ рании начальника судоводительского отделения В. И. Дукипа. Он говорил о слабой успеваемости части курсан­ тов, об их нежелании основательно постигать науку мореплавания, о том, что профессия судоводителя те­ ряет престиж. И училище выпускает J иногда из своих стен откровенный брак. — Мы должны сделать все. чтобы изменить отношение курсантов к уче­ бе и к будущей своей профессии, — к такому выводу пришел начальник отделения». Правильный вывод! Но тот брак, который допущен, придется исправ­ лять уже капитанам и другим спе­ циалистам флотов и судов. По всей стране, во всех сферах нашей жиз­ ни идет перестройка, вызванная к жизни решениями XXVII съезда КПСС. Январский Пленум ЦК КПСС сказал полновесно о современной кад­ ровой политике, отвечающей задачам перестройки. И снова учеба всех спе­ циалистов — от молодых до самых опытных. II учиться надо, как ска­ зал в свое время Владимир Ильич, настоящим образом. В. ТРОФИМОВ, ветеран Мурманского тралового флота. На снимке — автор. Фото В. КОРЕЦКОГО. ¥ 13 марта 1987 года 8 рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz