Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
Беседы старых капитанов 9 ках судов), но пробитые пулями ми ны наполнялись водой и тонули, со здавая опасность попадания в трал. Были случаи, когда в буксируе мом трале мины взрывались на дне моря. Для людей и судов такие сюр призы безвредны, страдали орудия лова. Если затонувшая мина попада ла в траловый мешок й поднималась на борт, психологическое состояние экипажа было не из приятных. К нашему счастью, у мин, кото рые не взорвались во время трале ния, все «рога» были погнуты, то есть взрыватели нарушены. Только поэ тому в послевоенный период на тра улерах трагических случаев — взры вов поднятых на борт мин — не бы ло. Зачем я это рассказал? Нет, не для того, чтобы пощекотать нервы чи тателя, а показать; и в мирное вре мя мы тогда учились... в школе му жества. Несколько рейсов я наблюдал за работой судоводителей на промысле. Мне она понравилась своей бдитель ностью, особенно при работе в боль шой группе судов, подвижностью и по- журналах «Моринспекторсьих осмот ров», «Техники безопасности», «Са нитарном», «Пожарном формуляре» и других немало проверяющих ин спекторов выставляли свои, часто стандартные требования. (Замечу в скобках: это «бумажное море» за хлестывает судоводителей и сегодня. Зачем?) Павел Кириллович и без напоминаний знал свои обязанности и пунктуально их выполнял. В допол нение к этому в каждом рейсе гото вились заявки на все виды снабже ния, разные сводки, отчеты, акты и т. д. Наш старпом во время Отечествен ной войны плавал штурманом на судах Северного флота, имел тяже лое ранение в затылок с поврежде нием мозжечка. Его часто беспокои ли головные боли. Несмотря на это, он оставался спокойным, никогда не применял морские «соленые» выра жения даже в сложных ситуациях. Приятно вспомнить товарищей, кото рые и в тяжелых условиях работы в море остались высококультурными людьми. УЧИТЬСЯ всю жизнь / О ДНО из выступлений в сборни ке 1961 года «Беседы старых капитанов» — Георгия Сергеевича Попова, называется оно «Человек воспитывается в труде». Рассказывая в основном о воспитательной работе среди .моряков, опытный капитан-про мысловик проводит простую, но очень емкую мысль; «Учимся всю жизнь!» Того багажа знаний, что дает нам школа (средняя, высшая), недостаточ но для полноценного труда на любом посту: техника, организация любого производства не стоит на. месте. Как не стоят на месте и люди — с года ми накапливают знания, совершенст вуются в избранной профессии. С этим капитанам тоже приходится счи таться —— юпи же не только специа листы, которым доверены корабли, но и воспитатели. Не удержусь от цита ты из беседы Г. С. Попова: «Лучшим помощником воспитателя всегда яв ляется сознание самого воспитанника. Грубостью и окриком многого не до бьешься, а простота в обращении, не фамильярность, не панибратство, а именно простота, уважение и спра ведливость открывают путь к сердцу моряка». Большую роль играет лич ный пример. По себе знаю. Да и ка питаном я стал, пожалуй, наблюдая работу Г. С. Попова и его помощни ков. Не мудрствуя лукаво, расскажу, как стал рыбаком, мурманчанином. С Заполярьем я был знаком задолго до приезда в Мурманск: работал ради стом на полярных станциях, зимовал. И на судне довелось поработать на Дальнем Востоке. Воевал на Ленин градском фронте, при прорыве бло кады в январе 1943 года был тяжело ранен... Но это — особый рассказ. Скажу только, что Мурманск, кото рый я увидел осенью 1945 года, очень напоминал город на Неве: р а з рушенные здания, пепелища с тор чащими печами на месте сотен соя;- жеиных фашистской авиацией дере вянных домов... Ранение не позволи ло мне вернуться в систему «Глав- севморпути» — пошел в траловый флот. Помню до мельчайших подробно стей день, когда я ступил на борт РТ-85 «Орджоникидзе», имея на правление на должность начальника радиостанции. Командовал экипажем Георгии Сергеевич Попов. Мне пон равились его манера обращения с людьми и внешняя аккуратность. Лю безно познакомились с ним, и я стал членом этого небольшого коллектива. Траулер поисковый. Вышли в пер вый для меня рейс. Ознакомился с хозяйством судовой рации, и начались обычные трудовые дни. С японцами война подходила к финишу, здесь, на западе, — мирные дни. но отголоски войны в виде плавающих мин беспо- ко 1 ли моряков. За время моего пла вания на РТ «Орджоникидзе» два ра за пытались обезвредить мины, рас стрел авая из пулемета (они остава лись после войны на верхних мости стоянным общением с работающей вахтой. Помимо ответственных опе раций по спуску и подъему трала, расхождений с другими траулерами, штурман определяет место судна все ми доступными способами и средства ми. В дополнение к этому на поис ковых судах ведутся метеорологиче ские наблюдения, измеряется темпе ратура воды — поверхностная и при донная, составляются метео- и про мысловые сводки для передачи в порт и работающим в море судам. Короче — интересная, живая рабо та. Но и не из легких. Тут я сделаю небольшое отступление. Я рад, что происхожу из крестьян ского сословия, на котором столетия ми держалась матушка Русь. С ран него детства видел, как трудились отец, мать, старшие братья. Деревен ские дети семи-восьмилетнего возра ста помогали отцам боронить во вре мя сева, навоз возить на поля. Деся ти лет я помогал семье косить тра ву, сгребать сено в копны, жать хлеб серпом. Жатва — работа от зари до зари. Тяжело, но надо, приходится тянуться за взрослыми. В детстве я научился на ручном токарном станке точить веретена. Делать из бересты туески. Из обуш ка старой косы — коныш. Детские деревянные санки мог смастерить. Особенно запомнился мне челнок для ткацкого станка: шрам на указатель ном пальце левой руки остался на всю жизнь. Как все дети, и мы со старшим братом допускали шалости, но роди тели не били нас и не позволяли оскорбительных ругательств. Их спо койные замечания мы понимали с по луслова. Вот, я думаю, где корни трудолю бии, нравственных устоев моего по коления. Но вернемся к нашему флоту. Пос ле двух лет работы радистом и двух с половиной лет учебы я снова встре тился с Г. С. Попбвым на РТ-19 «Капитан Демидов» уже в должно сти третьего помощника капитана. Траулер был переоборудован из не мецкого военного вспомогательного судна, попавшего к нам в счет репа раций. Снова на поисковике. Имевшийся локатор облегчал работу при плохой, видимости у промыслового, буя, в группе судов и у берегов. В наше время радар — обычный навигаци онный прибор. А тогда он только что занимал это свое законное место. Учились им владеть. И не только судовождение и уме ние работать с орудиями лова зани мало меня — поводов для обогаще ния знаниями было предостаточно. И учиться было у кого. Старшим помощником у нас ра ботал Павел Кириллович Соколов, ко торый отличался безупречной акку ратностью ведения своих дел в пор ту и на промысле. После каждой стоянки в порту в Вторым помощником капитана был Михаил Ильич Бачин, крупный, при ятный человек, о таких в народе го ворят — «детина». Чувствовал себя в море как в родном доме. Все мы трое под руководством капитана Г. С. Попова занимались и «мини-гидрогра фией» по уточнению изобат на от дельных промысловых банках. Вот это была учеба! Повседневная, при менительно к сложившейся обстанов ке и поставленным перед нами за дачам. В пятидесятые годы рыболовный флот Северного бассейна рос стреми тельно. Паровые бортовые РТ прихо дили с верфей Финляндии, Польши, Швеции — один за другим. Были также бельгийские типа «Кремль», английские типа «Пионер». И, нако нец, летом 1955 года рыбаки полу чили первые большие рефрижератор ные траулеры кормового траления — наступил революционный поворот в перевооружении флота. Кадров не хватало, штурманские «ступеньки» мы проходили быстро. На ходу, как говорится, приходилось учиться и переучиваться. Конечно, в освоении «нового мате риала», выражаясь языком учителей, далее при ограничениях по времени (производство торопило!) пробелов в знаниях нельзя было допускать ни в коем случае. Любой «неуд» мог по том обернуться неправильным исполь зованием возможностей новых трауле ров, судовой техники да и самих про мысловиков. Ведь бытовало в ту по ру мнение, причем мнение людей, облеченных властью, что освоение больших морозильных траулеров зай мет много времени, что нельзя зака зывать серию этих судов. Мурман ские рыбаки, а именно им было ока зано доверие освоить БМРТ, до казали в первых же рейсах беспоч венность этих сомнений, посрамили скептиков. Была освоена в короткий срок кормовая схема траления, мало того — тралфлотовцы внесли свои коррективы в эту схему. И морозиль ная техника оказалась не такой уж «грамотой за семью печатями» — выпуск готовой рыбопродукции осу ществлялся грамотно. В такой напря женной учебе рыбаки показали себя прилежными, способными учениками. В этом я мЪг лично убедиться, когда и мне довелось руководить экипажем БМРТ. А пока я «пахал» море на «бортовичке». В декабре 1953 года меня напра вили старпомом на РТ «Красноарме ец». Поработали мы с капитаном В. М. Метаном до весны, он ушел в отпуск, я его заменил. Капитан вер нулся, мне дали возмо5кность отдох нуть, а в октябре 1954 года я при нял новый траулер польской построй ки «Арга». Здесь мне довелось по работать1 со старпомом В. Ф. Стро- миловым, старшим механиком А. Н. Белоруковым и старшим мастером но добыче В. С. Епифановым — на них я опирался в своих заботах. Мощная машина нового траулера позволяла промышлять и в свежую погоду. Рыба ловилась хорошо. Не редко^ на подвахту выходили члены машинной команды, третий и пер вый помощники капитана. В 1955 году экипаж траулера «Арга» добыл 57 тысяч центнеров рыбы, по сверх плановой прибыли занял первое ме сто среди однотипных судов. В честь заслуг коллектива в салоне была уста новлена бронзовая доска — был тог да такой вид поощрения. За 29 лет работы в траловом фло те повидал немало хороших людей в составе экипажей. У них я тоже кое- чему научился. Особенно мне нра вились своей добротой, исполнитель ностью и трудолюбием . поморы из Архангельска. Онеги и других сел и становищ побережий Белого моря и парни из Вологодской области. Пла вал со мной на «Арге» третьим по мощником Беляев Юра. У мастера по консервам сломалась как-то де таль закаточного станка. Никто из механиков и штатный токарь-слесарь не взялись ее изготовить. Посмотрел Юра на обломки, нашел соответству ющий материал и выточил на токар ном станке новую. Замечательный судоводитель-токарь! Поломка слу чилась в начале рейса, а план по консервам был напряженный. Благо даря умельцу-штурмаиу мы выпол нили его! Всегда с благодарностью вспоми наю старшего мастера но добыче Ва силия Сергеевича Епифанова. Помор, тяжелой судьбы человек, он до кон ца своих дней оставался честным, трудолюбивым специалистом. Работа с орудиями лова в зимних условиях, особенно на бортовых судах, — са мый трудный и опасный участок ра боты. В полярную ночь, в снежных зарядах, под душем брызг забортной воды приходилось чинить тралы, за менять ветхие детали. Василий Сер геевич с помощниками делали свою работу в этих условиях и никогда не жаловались iia трудности. Позднее В. С. Епифанов работал вместе со мной на БМРТ «Заволжск» с таким же успехом, но в значительно л у ч ш их условиях. В данное время его уже нет среди нас... ...Нет уже среди промысловых су дов бортовых РТ. Списываются и БМРТ. Новые суда насыщены совре менными приборами и механизмами. Специалистов готовят с учетом воз росших требований к ним. Но море остается морем. И тот, кто думает прожить знаниями, полученными в училищах, глубоко ошибается. Мало того, и в ходе учебы недопустимы пробелы, неудовлетворительное ос воение тонкостей избранного дела — море спросит строго! Но вот читаю в номере «Поляр ной правды» от 28 ноября 1986 го да в статье «Требуется инициатива» под рубрикой «Партийная жизнь: проблемы перестройки» (речь о море ходном училище им. И. И. Месяце- ва) такие строки: «Горечью было пронизано выступление на партсоб рании начальника судоводительского отделения В. И. Дукипа. Он говорил о слабой успеваемости части курсан тов, об их нежелании основательно постигать науку мореплавания, о том, что профессия судоводителя те ряет престиж. И училище выпускает J иногда из своих стен откровенный брак. — Мы должны сделать все. чтобы изменить отношение курсантов к уче бе и к будущей своей профессии, — к такому выводу пришел начальник отделения». Правильный вывод! Но тот брак, который допущен, придется исправ лять уже капитанам и другим спе циалистам флотов и судов. По всей стране, во всех сферах нашей жиз ни идет перестройка, вызванная к жизни решениями XXVII съезда КПСС. Январский Пленум ЦК КПСС сказал полновесно о современной кад ровой политике, отвечающей задачам перестройки. И снова учеба всех спе циалистов — от молодых до самых опытных. II учиться надо, как ска зал в свое время Владимир Ильич, настоящим образом. В. ТРОФИМОВ, ветеран Мурманского тралового флота. На снимке — автор. Фото В. КОРЕЦКОГО. ¥ 13 марта 1987 года 8 рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz