Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
0 • Из блокнота журналиста 1 «У матросов нет вопросов», — ходячая, вроде бы шутливая поговор ка. Но корни у нее глубокие да раз ветвленные. Некоторые из них я на щупал, а один — ощутил... В воскресенье (в море, известно, выходных нет) «Космонавт Гагарин» подошел к одному транспорту. Нам предстояло перегрузить на него не сколько сот тонн мороженой экспорт ной сардины, которую мы получили от наших судов. Составлены вахты, получена у боц мана роба, и в 23 .45 пять членов подвахты переправились с помощью корзины на другой ТР . Спускаемся в трюм. Я сейчас пытаюсь вспомнить: кто же работал со мной па вахтах. Всплы вают две-три фамилии и все. Осталь ных не запомнил. В памяти — каски, брикеты, а вот люди... Что-то одно целое. Записывать каждого конкрет ного? Не было сил. Ни до, ни после. ...И закрутилось. Лебедчиком у нас постоянно был Алексей Савель ев. Опытный 29-летний матрос. Опу скал стропы виртуозно, по крайней мере, работали мы спокойно, уверен ные, что брикет нам на головы не упадет. Итак, начали. Строп с 30-кило граммовыми брикетами . опускается в трюм. Раскачивается. «Берегись!» — кричит лебедчик. А здесь, в трю ме, роль старшего взял на себя рыб- мастер-приемщик Саша Головко. «Майна!» — крикнул в ответ. , Бри кет в руки — и вперед, в угол трю ма, эдак метров десять до него. Ту да, сюда... Туда, сюда... Второй строп ждешь, как будто первый и не раз гружал . Потом идет третий, четвер тый... десятый. Каску — в сторону (какая уж тут техника безопасности, когда пот уже не вытираешь — он л ь е т с я ,/ как весенняя вода с крыши), куртку — в угол. Ноги постепенно каменеют, но все-таки переступаешь, а вот руки... Предпоследний брикет берешь рывком, последний — отры ваешь от палубы, скрипя зубами, и несешь... Бросил, сел на него же и уже со злостью на себя, на свою усталость, на дрожание рук, ног ждешь очередного «Берегись!» Вначале перебрасывались шу¥кам 1 г,‘,;; через час — замолчали. Только тя желое дыхание грузчиков да стук мороженых брикетов наполняли трюм. Смотрю, кое-кто уже не выдержал — последний брикет не берет, стоит, полусогнувшись или присев с уже замутненным взглядом. Сверкнула мысль: «Зубами этот брикет схвачу, но дотащу». Ведь как потом с людь ми разговаривать, смотреть им в гла за, если они поймут, увидят, ты — сачок, лентяй. «От таких избавляем ся сразу, после первого же рейса», — потом говорил мне матрос Вале ра Петрушков. — Получать-то хоро шо все хотят, так и работать надо, как все. А если не можешь или не хочешь, то почему же я должен за кого-то горбатиться? Резко? Зато справедливо. Четыре часа — в роли живой ма шины. Мои «механизмы» подустали крепко. Но, к счастью, вахта закон чилась. Переехали на свой ТР. Кое- как стянув спецовку, переоделся, умылся. Иду в столовую. Кильки в томате, сало, масло, чай. Перекусив без особой охоты, отправляюсь в каюту. Прикоснулся к подушке — и... Тут же проснулся. Семь часов сна пролетели секундой. В двена дцать ждет трюм. На подвахте появились новые лю ди. Кое-кто не выдержал. А как же матросы каждый день тоннами пере кидывают эти самые брикеты? Чув ствовал, вторая вахта будет самой тя желой (здесь немалое значение име ет процесс привыкания, втягивания в * работу), Не знаю, как бы она про шла, если бы не моторист, Саша Най- да. Весельчак, работяга ,в хорошем смысле, он был душой небольшого коллектива. О чем он говорил, труд но вспомнить. Но точно помню, как еле нес брикет не потому, что тяже ло, а от смеха, какого-то внутреннего счастья. Очередные четыре часа про летели как миг. Но самое поразитель ное было другое: за это время каж дый из нас перетаскал по 22 тонны! Поразительно! Очередные шесть часов работы (уже в твиндеке) казались легче. (Продолжение. Нач. в 7—9). Ухватил брикет, отнес то под мыш кой, то как спеленатого ребенка... Спина уже не выпрямлялась... Что-то зашевелились, забегали хо зяева судна. После долгих объясне ний поняли — шабаш, набрано не обходимое количество груза. Стиви дор (по-нашему — рубщик, человек, считающий количество груза) вдруг наморщил лоб и стал что-то заиски вающе говорить, жестикулировать. Наконец-то поняли: не так, как ему хочется (по его лее команде) сложи ли брикеты. Ух, слышал бы он, знал бы, как его костерила измученная подвахта. Однако все же перетаска ли брикеты туда, куда показал. Перегрузка закончилась. Отошли от транспорта. Ну, пора все н обду мать. А думать, честно говоря, не хотелось — тело ломило от устало сти. Сверкнула все-таки одна мысль: в каком . нее я веке — конце XX или там при царе Горохе? В чем от личие тех времен от нынешних? Р а з ве что научились выговаривать сло во «механизация». Вот почему «у матросов нет вопросов». Не до них: спать, спать хочется... потратить штурманам ТР, чтобы все прошло без сучка и задоринки (а оно так и было). Разные они, эти пар ни. Старпом Валерий Викторович Мед ведев — беспокойный, шумливый, суетной, стремится успеть и справа и слева рубки. Но... В этом «но» весь он, пожалуй. Как никого из штурма нов, матросы его уважали. И «ста ричков», и новичков знал по имени и в обиду своих подчиненных не да вал. На его вахте, во время шварто вок и отшвартовок, мне казалось, ма тросы работали лучше и чуть быст рее, чем обычно. Второй помощник Сергей Анисимов только что закончил ускоренные кур сы высшей мореходки. С ироничным прищуром, он мог долго слушать со беседника, зато потом «пригвоздить» его свеженькими знаниями. Что по делаешь, на мостике он был единст венным с высшим образованием. Третий помощник Василий Юре- скул, по-моему, достоин целой главы в романе. Я думаю, о нем еще напи шут, и немало. Пока же, не выходя за рамки повествования, ограничусь А. Вилов По утверждению вроде бы Пику ля, на флоте в царской России воль готно жили попы, коты и лекари. Священников (по известным причи нам) на кораблях сейчас нет, иметь всякую живность запрещает санитар ная инспекция. А вот то, что касает ся последних... Негодных к работе в море не до пускают. Все — «практически здо ровы». Чем же занимаются в таком случае доктора? Из милой сердцу Башкирии врач Фаат Гайкисламович Хабиров. — Э-э-э... Что говорить, видеть на до красоту Башкирии, — помешива ет он свой любимый зеленый чай с разными лечебными травками. — Какие реки, леса, рыбалка, охота! Лучшего ничего не видел. — А как же море? — В том-то и штука, что и без моря жить не могу. Оно все же пе ресилило, вот я и здесь. Уже с первых минут отхода в рейс и по пути на промысел дел у него не впроворот. Пока разобрался с лекар ствами — куда что, пока привел в порядок документацию (а бумагами завалены все, даже доктора), пришло время делать профилактические при вивки, санации от всякой тропиче ской и прочей заразы . А на промысле с других судов к нему шли и шли люди. То с болыо в голове, то в животе. Были (корот кое время) больные и на ТР. Я ви дел, как он участливо (даже показа лось жалостливо) клал руку на голо ву больного, выслушивал его, как старался снять боль. — Ничего, вылечим, — успокаи вал он, пальпируя больные места. Предлагал ряд процедур, и на раз бушевавшемся море он точно вводил шприц в вену. Его рука ни разу не дрогнула. И снова — надо набрать груз «Космонавту Гагарину», и снова — швартовки. Всего их было 43 за 20 дней промысла. Много это ли мало? Скажем так: можно было и меньше. Ведь на каждую уходило не менее часа. Сколько сил, знаний, мужской твердости и выдержки нужно было частными наблюдениями. В ладах с английским, знаток современной му зыки, где он — там смех, шутка. И еще, пожалуй, главное — моряк до глубины души. Что он только не знал о море и морской жизни. Кажет ся, все, но на похвалу реагировал своеобразно: «Я — что! Вот капи тан...» Четвертый штурман Валера Ага пов (совсем мальчишка) брал в руки бразды правления твердо. Не терял ся, как бы не было сложно. Большой корабль, десятки людей — и он, в руках которого жизнь, судьбы экипа жа. Понимал ли он меру своей от ветственности, когда большая волна била в борт, когда в необозримом океане, в глухом тумане вглядывался он в локатор? Думаю, да. По крайней мере, ни одной ошибки в рейсе не до пустил. Всегда выдержанный, с первого впечатления — замкнутый, а на са мом деле — разговорчивый, умный собеседник капитан-директор Семен Алексеевич Галкин редко вмешивал ся в дела штурманов, находясь на мостике. «Дело свое они знают», — часто повторял. Да и в работе, когда она касалась той же швартовки, или в других ситуациях внешне был не возмутимый. И когда мне, дилетанту, казалось, что вот-вот... капитан ус мехался: «Все будет в порядке». Так оно и было. Всегда. И все-таки... Это напряжение, эта трата нервов всегда ли диктовались острой необходимостью? Отнюдь. На борту «Космонавта Гагарина» находились продукты для более 20 судов, да надо еще отдать почту, взять продукцию. Свои дела у про мысловиков — рыбу ловить надо. Вот и ждал наш транспорт пять с по ловиной часов СТМ « Карелрыбпро- ма». три часа СТМ «Ордынский» тралфлота. И это была система. ТР — в дрейфе, а промысловики гоня ются за ставридой, потом чохом все мчатся к транспорту. Рад бы он уго дить каждому, да не резиновый, при нять может только два траулера. А рыбаки особо перегружать продукцию не спешили и лишь после грозного окрика начальника промрайоиа А. И. Игнахина шевелились быстрее. А то ведь пять-семь, иногда десять тони рыбы в час давали транспорту. В то время как запрыбовские суда сдава ли своим «тээрам» по двадцать с лиш ним тонн. «Вот так надо работать!» — упрекнул как-то А. И. Игнахин своих. Бывало по-другому. К борту «Кос монавта Гагарина» подошел СТМ «Озерница». Мало того, что темпы разгрузки были черепашьи (за сут ки траулер передал 233 тонны), уди вило другое. Как только он отошел, через 15 минут (!) из штаба пром- района поступила команда: вновь его принять, дабы он сдал рыбмуку. Опять — долгая швартовка, бездар ная потеря времени... Вот «страте гия»! Понятно, что лошадь на четы рех ногах и та спотыкается, но если это становится типичным, законно возникает вопрос: а не поменять ли лошадей? Путался под ногами и берег. В рейсовом задании транспорту было записано перегрузить с траулеров (в порядке эксперимента) 12 контейне ров с рыбмукой. Честно говоря, кон тейнеры — это одно название. То были обыкновенные большие мешки. В свою очередь, в них на траулере ставились мешки с мукой, затем «контейнеры» подавались на тран спорт. Разработало новинку ЦПКТБ. Для чего? А для того, чтобы в порту ускорить обработку. Благая цель, только вот в море из-за «эксперимен та» «Космонавт Гагарин» потерял почти полсуток. Правда, через не сколько дней на берегу спохватились. Пришла РДО: отменить эксперимент, но было уже поздно, загрузка контей нерами закончилась. Кипели моряки от досады, от ненужных здесь, в океа не, таких «экспериментов», слышали бы их в ЦПКТБ... Время (потерянное время) — это единственное, что мстит после своей смерти. Вот почему в прошлых публикаци ях я убеждал — эффективность ра боты ТР на промысле низка. По скромным подсчетам, если бы на промысле дорожили каждым часом пребывания транспорта, то его обра ботка сократилась бы, как минимум, на трое суток. Так* чего же нам не хватает — «тээров» или умения по-хо зяйски ими распорядиться? И прежде всего страдают от неор ганизованности люди, моряки. В их душах сеются семена сомнения: кто же нами управляет на флоте, в «Сев- рыбе»? Всегда ли они компетентны? В свою очередь, рыбаков упрекнуть не в чем. Работают люди в основном не жалея ни сил ни времени. И я ни сколько не удивился, когда после первых публикаций о командировке ко мне пришло письмо, в котором автор уточняет заголовок «Место ра боты — океан», предлагая дополнить: «Место работы и мужества...» Что ж, он прав. Я видел, как самоотверженно, урывками отдыхая, трудился везде сущий боцман ТР Виталий Доле- вич, сращивая бесконечно рвавшиеся концы; как таскал на себе 50-кило граммовые мешки с рыбмукой капи тан одного из траулеров: как после ночной вахты стоял у штурвала ра дист Дима Чорный, потому что все были заняты на разгрузке: как, не вылезая из машинного отделения, многие часы ремонтировал двигатель моторист Виктор Гонцов: как под несмолкаемый грохот установок, под беспрестанно летящую тебе на голо ву рыбыо чешую работали в сокра щенном варианте моряки плавбазы «Рига»: как на плавбазе «Маточкин Шар» с обидой и злостью на берего вые службы, которые мало чем по могли экипажу, вели реконструкцию рыбофабрнки и днем, и ночью: как получали моряки радиограммы о смерти своих матерей и от бессилия, что невозможно сказать им последнее «прости», чернели их лица; как да вали и давали им с берега планы; то обязательные, то особо важные... Они морщились, но дело свое делали. И никогда мужество их не покида ло. ЛЮБИТЕ МОРЯКОВ, ИХ ПРО ФЕССИЮ. ОНИ ЭТО ЗАСЛУЖИЛИ ПОЛНОЙ МЕРОЙ. Да, на словах мы их любим. Но тогда, когда требуется «давай, да вай...» Во всем же остальном или отмахиваемся, или же редко, очень редко считаемся с их мнением. Атлантики — Мурманск. ( Окончание следует). РЫЕНЫИ МУРМАН 7 13 марта 1987 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz