Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
0 1 1 - - 1 ------------ 11 I • Решения XXV II съезда КПСС~ё жизнь! • Наставники 27 лет ходит в море Ким Гаврилович Баев, второй механи к ПСТ «Артемовен». Опытный специалист — в составе совета на* ставников . Рядом с ним на сним ке — моторист Дмитрий Сер« добольский , будущий механик. А пока недавний вы п у с кн и к hhV ститута , к а к говорят моряки , набирает плавательный ценз. В постижении секретов профессии ему помогает Ким Гаврилович. Другой наставни к молодежи на этом норабле — пом ощ ни к мастера по обработке рыбы Леонид Григорьевич Таран, ко торы й пришел в траловый флот в 1954 году. Его опы т — достояние 0 молодых рыбаков. Есть заслуга наставников в том, что эни п аж регулярно добК« вается успеха на промысле. Фото В. КОРЕЦКОГО. человеческим фактор О МЕСТО положенного сро- ка — в полдень 28 фев раля ПСТ «Киреевск» пришел поздним вечером накануне. Порт торопил его радиограм- '*мой. «Киреевск» пришел с победой, выполнив рейсовое задание по вылову рыбы на 125 процентов. Конечно, тор жественной встречи не было, но моряки были рады уже тому, что под ногами твердая почва, что впереди несколько дней отдыха. Уж очень тяже лым был рейс. В таблице вы полнения суточных заданий едва ли не половина клеток заполнена черным, значит, в этот день недобрали рыбы, значит, снова штормило. И все же пришпи с хорошим уло вом. — Только за счет огромно го напряжения экипажа, — говорит капитан Валентин Алексеевич Матвеичев. — Но до бесконечности это продол жаться не может. Да, моряки — народ неприхотливый, они многое стерпят. Но ведь это приводит к тому, что и судно, и свою работу на нем чело век начинает воспринимать как «Временные» ли трудности? «временные трудности». По работает, заработает и уходит в другое место, где условия получше. А отсюда — неста бильность экипажа. Валентин Алексеевич, мож но сказать, «ветеран» «Кире- евска». Он принял его девять лет назад, когда судно сошло со стапелей верфи Клайпеды после ремонта, и с тех пор покидает лишь на время от пуска. Под его руководством экипаж завоевал больше деся ти различных грамот за по беды в соцсоревновании, стал коллективом коммунистическо го труда, победителем Всесо юзного социалистического со ревнования. Сам капитан на гражден медалью «Ветеран труда». Так что о проблеме нестабильности экипажей ка питан говорит с полным осно ванием. За девять лет он на терпелся от бесконечной «те кучки» на судне. — Сейчас каждый новый рейс только подтверждает необходимость перемен в ра боте флота, — говорит капи тан, — большинству трудно стей уже немало лет, многие преследуют меня еще с тех пор, когда я только начинал ходить в рейсы капитаном. Трудности, проблемы, но все же «Киреевск» регулярно приходит в порт со сверхпла новыми тоннами. Почему? — Самоотверженная работа коллектива, — считает капи тан. — Опыт нашего капитана. Хорошо знает Баренцево мо ре, все его особенности. На места скопления рыбы посто янно приходим раньше дру гих, вот и уловы, — говорят члены экипажа. Энтузиазм людей и «чутье старого морского волка» — вот, пожалуй, и все средства, которыми располагает «Кире евск». И это в то время, когда :о необходимости механизации читаем и слышим каждый день. — Как в 1978 году принял «Киреевск» в Клайпеде и при гнал его в Мурманск, так с тех пор ничего и не переме нилось. Разве что шкерочный нож матросы стали затачивать с двух сторон. Одна затупится, на другую переворачивают — и дальше. Сейчас идет обсуждение проекта Закона о государст венном предприятии (объеди нении). Самой важной его частью Валентин Алексеевич считает ту, что касается со вершенствования организации труда. — Нужно дать людям усло вия для нормальной работы. Но не одними тралами и техникой исчерпывается забо та о человеке. Очень важной статьей нового Закона капи тан считает ту, где речь идет о развитии демократии. Ко нечно, капитана выбирать ско рее всего не будут. Но надо давать возможность выска заться каждому члену экипа жа. И начинать надо снизу, | не сверху. Им, на месте, ча сто проблема видится яснее. И в отношениях с начальством тоже побольше бы демокра тии. Часто бывает так, что ре шение принимается за тебя и без тебя. Приходят, например, рыбаки из рейса и узнают, что сроки стоянки им ...сокра тили. — Очень часто нужно смот реть на дела флота с позиции более высокой, чем мой мо стик, — рассуждает он. . — Возможно, отсюда я чего-то не вижу, не понимаю. Но для того, чтобы я понимал, нужна гласность, надо, чтобы я знал о том, что происходит в жиз ни моего предприятия. От очень многого предсто ит еще нам избавиться, чтобы наладилась, наконец, на судах нормальная работа для лю дей, чтобы после тяжелого рейса могли они хорошо от дохнуть. «Киреевск» уйдет в море раньше на . несколько дней, стоянку ему сн ом со кратили. Но не объяснили — почему. О. ЕЛЬНИКОВА. по труду как на ладони ...Начальник отдела кад ров порта критически огля дел маленькую, но крепко сбитую фигурку девчушки. «Что ж, — сказал, — ра бочей так рабочей. Только л £\ютри, чтоб не ныть...» л -'«С Эти слова запомнились.. Поэтому, когда снова и сно ва надо было нагибаться, чтоб взять огромную треску, когда на место только что заполненной стампы опуска ли пустую, а в глазах было темно, в голове билась толь ко одна мысль: «Не ныть, не ныть»... Впрочем, все это автор ский вымысел. Начальник отдела кадров был, а вот все остальное... Александра Бо рисовна сказала лишь: — Тяжело было. И сего дня тяжело девчатам. Рыбу навалом до сих пор грузят. Но я сильная, деревенская. Вот уж двадцать три года, как работает в порту Федо рова. Имеет орден Трудовой Славы III степени, звание «Почетный портовик». И вот совсем недавно коллеги по здравили ее со званием « З а служенный работник рыбно го хозяйства». Правда, это гр ом ко сказано — коллеги поздравляли. Про сто недавно утром идет она, к а к обычно, на смену. А ей все — «поздравляем, Ш ура» или «ну, поздравляю». Ч то такое? Вспомнила, что не с коль ко ме сяцев назад а н ке ту просили заполнить . Тогда подумалось: снолько их, э тих бумаг, веч но приходится писать . А сей час вспомнила. Весь день на кране просидела (работы было много), пришла домой, Андрей (сын) спрашивает (а в р у ка х у него газета): «Мам, т у т написано : рабочая рыбного порта Федорова. Ты что ли?» — Да дайте глянуть! Взяла газету, в глаза бросился заголовок «Почет ное звание». Вот оно что... Стало тревожно на душе. Между прочим, всегда так было. И когда орден вручали, и медаль Ленин скую юбилейную — тоже беспокойство мучило. Во-первых, за что такая награда? Ну, ей-богу. как все работала. Во-вторых, ответ ственность на плечи ложится - г . попробуй сделай что-ни будь не так. К а к тогда. К а к тогда... А к а к тогда было? Привезли на плат форме разобранный кр а н , на до. было его вы гр у зи ть . Одна деталь, вторая . Вот стропаль щ и ки башню начали подцеп лять, вот стропы натянулись . пошло-поехало... И резкий тол чок! Поняла, что произошел обрыв. Казалось, н и ка ка я сила не заставит в з глян у ть вниз. Но, на к выяснилось потом, *се обошлось. Конечно, если не считать разбирательств, выче тов» устно го вороха на каза ний... А бессонные ночи? А страх перед краном? А нервы? Давно это было. Но пом нится отчетливо. II осталось на всю жизнь. Посмотрели бы на нее тогдашнюю сего дняшние ученики-стажеры. Не узнали бы. Вон только сегодня объясняла, что мож но, чего нельзя, как стрелу выводить, как с качкой спра виться. И правда, кажется, легко рычагами водить. Но это без груза, будто игра. Когда груз — совсем дру гое дело. Весь кран как бы напрягается, как бы прислу шивается к тебе. Только ты одна сейчас направишь стре лу по нужному направле нию. Не наткнешься ли на мачту? Не заденешь ли ан тенну? Сумеешь увильнуть от других проводов? Вывший бригадир доке ров. ныне механик порта П. Р. Косяк говорит: — Крановщ и ка можно запро сто сравнить с шофером. Тот на дороге на сориентируется , «прохлопает» си туацию — мо жет ж и зн и лишиться . Кранов щ и к тоже должен бы ть на пре деле и, может, даже более вни мательным , чем шофер. Вы Ш ур у видели? Спокойная , не торопливая. Она и работает т а к же спокойно . Ловко. Кран у нее не мечется. Откуда знаю? Она у меня в бригаде по мо лодости была. Для читателя может пока заться неясным, как Алек сандра Борисовна попала на кран. А очень просто: в пор ту открылись курсы для же лающих повысить свой про фессиональный уровень. И она да еще другие девчонки записались. Кстати, учились без отрыва от производства. После смены — за столы. («А если после ночной — то сидишь, носом клюешь»). Инженер порта Н. Н. Ли совский рассказывал о ка ких-то неведомых доселе ме ханизмах, и их было так много, что не верилось, что все они вмещаются в один- единственный кран. А через три месяца девчат торжест венно повели стажироваться. ...Когда она уселась в башне крана и подняла го лову, то сначала fie узнала привычных очертаний судов, зданий. С высоты все каза лось другим и необычным. А главное, сверху порт был виден весь — как на ладо ни... С. СВЕТЛОВА. Пришли ответы «О КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕв Т АК НАЗЫВАЛСЯ материал главного инженера рыбо комбината Н. Лукьянова, где речь шла о будущем коптиль ного производства (см. «РМ», N8 4 от 23.2.87 г.) Получены ответы. «Мы провели анализ ряда печей, в том числе и печи, предложенной Н. И. Лукьяно вым, но иаивысшую предвари тельную оценку получила кон струкция главного конструкто ра ПТО «Севтехрыбпром» Ю. А. Крюкова. Разработана документация на макет, и а настоящее время лечь изго тавливается. С. КРУТОВ, директор ПТО «Севтехрыб пром». «Мнение редакции о целе сообразности совместных сравнительных испытаний раз рабатываемых коптильных установок и выбора для вне дрения лучшей комбинат под держивает. Возможность уча стия а испытаниях установки, создаваемой нашими специа листами, всех заинтересован ных сторон обеспечим. В. ЗЕЛЕНСКИЙ, генеральный директор Мурманского рыбообраба тывающего комбината». рыбный мурман 5 13 марта 1987 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz