Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

0 1 1 - - 1 ------------ 11 I • Решения XXV II съезда КПСС~ё жизнь! • Наставники 27 лет ходит в море Ким Гаврилович Баев, второй механи к ПСТ «Артемовен». Опытный специалист — в составе совета на* ставников . Рядом с ним на сним ке — моторист Дмитрий Сер« добольский , будущий механик. А пока недавний вы п у с кн и к hhV ститута , к а к говорят моряки , набирает плавательный ценз. В постижении секретов профессии ему помогает Ким Гаврилович. Другой наставни к молодежи на этом норабле — пом ощ ни к мастера по обработке рыбы Леонид Григорьевич Таран, ко торы й пришел в траловый флот в 1954 году. Его опы т — достояние 0 молодых рыбаков. Есть заслуга наставников в том, что эни п аж регулярно добК« вается успеха на промысле. Фото В. КОРЕЦКОГО. человеческим фактор О МЕСТО положенного сро- ка — в полдень 28 фев­ раля ПСТ «Киреевск» пришел поздним вечером накануне. Порт торопил его радиограм- '*мой. «Киреевск» пришел с победой, выполнив рейсовое задание по вылову рыбы на 125 процентов. Конечно, тор­ жественной встречи не было, но моряки были рады уже тому, что под ногами твердая почва, что впереди несколько дней отдыха. Уж очень тяже­ лым был рейс. В таблице вы­ полнения суточных заданий едва ли не половина клеток заполнена черным, значит, в этот день недобрали рыбы, значит, снова штормило. И все же пришпи с хорошим уло­ вом. — Только за счет огромно­ го напряжения экипажа, — говорит капитан Валентин Алексеевич Матвеичев. — Но до бесконечности это продол­ жаться не может. Да, моряки — народ неприхотливый, они многое стерпят. Но ведь это приводит к тому, что и судно, и свою работу на нем чело­ век начинает воспринимать как «Временные» ли трудности? «временные трудности». По­ работает, заработает и уходит в другое место, где условия получше. А отсюда — неста­ бильность экипажа. Валентин Алексеевич, мож ­ но сказать, «ветеран» «Кире- евска». Он принял его девять лет назад, когда судно сошло со стапелей верфи Клайпеды после ремонта, и с тех пор покидает лишь на время от­ пуска. Под его руководством экипаж завоевал больше деся­ ти различных грамот за по­ беды в соцсоревновании, стал коллективом коммунистическо­ го труда, победителем Всесо­ юзного социалистического со­ ревнования. Сам капитан на­ гражден медалью «Ветеран труда». Так что о проблеме нестабильности экипажей ка­ питан говорит с полным осно­ ванием. За девять лет он на­ терпелся от бесконечной «те­ кучки» на судне. — Сейчас каждый новый рейс только подтверждает необходимость перемен в ра­ боте флота, — говорит капи­ тан, — большинству трудно­ стей уже немало лет, многие преследуют меня еще с тех пор, когда я только начинал ходить в рейсы капитаном. Трудности, проблемы, но все же «Киреевск» регулярно приходит в порт со сверхпла­ новыми тоннами. Почему? — Самоотверженная работа коллектива, — считает капи­ тан. — Опыт нашего капитана. Хорошо знает Баренцево мо­ ре, все его особенности. На места скопления рыбы посто­ янно приходим раньше дру­ гих, вот и уловы, — говорят члены экипажа. Энтузиазм людей и «чутье старого морского волка» — вот, пожалуй, и все средства, которыми располагает «Кире­ евск». И это в то время, когда :о необходимости механизации читаем и слышим каждый день. — Как в 1978 году принял «Киреевск» в Клайпеде и при­ гнал его в Мурманск, так с тех пор ничего и не переме­ нилось. Разве что шкерочный нож матросы стали затачивать с двух сторон. Одна затупится, на другую переворачивают — и дальше. Сейчас идет обсуждение проекта Закона о государст­ венном предприятии (объеди­ нении). Самой важной его частью Валентин Алексеевич считает ту, что касается со­ вершенствования организации труда. — Нужно дать людям усло­ вия для нормальной работы. Но не одними тралами и техникой исчерпывается забо­ та о человеке. Очень важной статьей нового Закона капи­ тан считает ту, где речь идет о развитии демократии. Ко­ нечно, капитана выбирать ско­ рее всего не будут. Но надо давать возможность выска­ заться каждому члену экипа­ жа. И начинать надо снизу, | не сверху. Им, на месте, ча­ сто проблема видится яснее. И в отношениях с начальством тоже побольше бы демокра­ тии. Часто бывает так, что ре­ шение принимается за тебя и без тебя. Приходят, например, рыбаки из рейса и узнают, что сроки стоянки им ...сокра­ тили. — Очень часто нужно смот­ реть на дела флота с позиции более высокой, чем мой мо­ стик, — рассуждает он. . — Возможно, отсюда я чего-то не вижу, не понимаю. Но для того, чтобы я понимал, нужна гласность, надо, чтобы я знал о том, что происходит в жиз ­ ни моего предприятия. От очень многого предсто­ ит еще нам избавиться, чтобы наладилась, наконец, на судах нормальная работа для лю­ дей, чтобы после тяжелого рейса могли они хорошо от­ дохнуть. «Киреевск» уйдет в море раньше на . несколько дней, стоянку ему сн ом со­ кратили. Но не объяснили — почему. О. ЕЛЬНИКОВА. по труду как на ладони ...Начальник отдела кад­ ров порта критически огля­ дел маленькую, но крепко сбитую фигурку девчушки. «Что ж, — сказал, — ра­ бочей так рабочей. Только л £\ютри, чтоб не ныть...» л -'«С Эти слова запомнились.. Поэтому, когда снова и сно­ ва надо было нагибаться, чтоб взять огромную треску, когда на место только что заполненной стампы опуска­ ли пустую, а в глазах было темно, в голове билась толь­ ко одна мысль: «Не ныть, не ныть»... Впрочем, все это автор­ ский вымысел. Начальник отдела кадров был, а вот все остальное... Александра Бо­ рисовна сказала лишь: — Тяжело было. И сего­ дня тяжело девчатам. Рыбу навалом до сих пор грузят. Но я сильная, деревенская. Вот уж двадцать три года, как работает в порту Федо­ рова. Имеет орден Трудовой Славы III степени, звание «Почетный портовик». И вот совсем недавно коллеги по­ здравили ее со званием « З а ­ служенный работник рыбно­ го хозяйства». Правда, это гр ом ко сказано — коллеги поздравляли. Про­ сто недавно утром идет она, к а к обычно, на смену. А ей все — «поздравляем, Ш ура» или «ну, поздравляю». Ч то такое? Вспомнила, что не с коль ко ме­ сяцев назад а н ке ту просили заполнить . Тогда подумалось: снолько их, э тих бумаг, веч­ но приходится писать . А сей­ час вспомнила. Весь день на кране просидела (работы было много), пришла домой, Андрей (сын) спрашивает (а в р у ка х у него газета): «Мам, т у т написано : рабочая рыбного порта Федорова. Ты что ли?» — Да дайте глянуть! Взяла газету, в глаза бросился заголовок «Почет­ ное звание». Вот оно что... Стало тревожно на душе. Между прочим, всегда так было. И когда орден вручали, и медаль Ленин­ скую юбилейную — тоже беспокойство мучило. Во-первых, за что такая награда? Ну, ей-богу. как все работала. Во-вторых, ответ­ ственность на плечи ложится - г . попробуй сделай что-ни­ будь не так. К а к тогда. К а к тогда... А к а к тогда было? Привезли на плат ­ форме разобранный кр а н , на ­ до. было его вы гр у зи ть . Одна деталь, вторая . Вот стропаль ­ щ и ки башню начали подцеп­ лять, вот стропы натянулись . пошло-поехало... И резкий тол ­ чок! Поняла, что произошел обрыв. Казалось, н и ка ка я сила не заставит в з глян у ть вниз. Но, на к выяснилось потом, *се обошлось. Конечно, если не считать разбирательств, выче­ тов» устно го вороха на каза ­ ний... А бессонные ночи? А страх перед краном? А нервы? Давно это было. Но пом­ нится отчетливо. II осталось на всю жизнь. Посмотрели бы на нее тогдашнюю сего­ дняшние ученики-стажеры. Не узнали бы. Вон только сегодня объясняла, что мож­ но, чего нельзя, как стрелу выводить, как с качкой спра­ виться. И правда, кажется, легко рычагами водить. Но это без груза, будто игра. Когда груз — совсем дру­ гое дело. Весь кран как бы напрягается, как бы прислу­ шивается к тебе. Только ты одна сейчас направишь стре­ лу по нужному направле­ нию. Не наткнешься ли на мачту? Не заденешь ли ан­ тенну? Сумеешь увильнуть от других проводов? Вывший бригадир доке­ ров. ныне механик порта П. Р. Косяк говорит: — Крановщ и ка можно запро ­ сто сравнить с шофером. Тот на дороге на сориентируется , «прохлопает» си туацию — мо­ жет ж и зн и лишиться . Кранов­ щ и к тоже должен бы ть на пре­ деле и, может, даже более вни ­ мательным , чем шофер. Вы Ш ур у видели? Спокойная , не­ торопливая. Она и работает т а к же спокойно . Ловко. Кран у нее не мечется. Откуда знаю? Она у меня в бригаде по мо­ лодости была. Для читателя может пока­ заться неясным, как Алек­ сандра Борисовна попала на кран. А очень просто: в пор­ ту открылись курсы для же­ лающих повысить свой про­ фессиональный уровень. И она да еще другие девчонки записались. Кстати, учились без отрыва от производства. После смены — за столы. («А если после ночной — то сидишь, носом клюешь»). Инженер порта Н. Н. Ли­ совский рассказывал о ка­ ких-то неведомых доселе ме­ ханизмах, и их было так много, что не верилось, что все они вмещаются в один- единственный кран. А через три месяца девчат торжест­ венно повели стажироваться. ...Когда она уселась в башне крана и подняла го­ лову, то сначала fie узнала привычных очертаний судов, зданий. С высоты все каза­ лось другим и необычным. А главное, сверху порт был виден весь — как на ладо­ ни... С. СВЕТЛОВА. Пришли ответы «О КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕв Т АК НАЗЫВАЛСЯ материал главного инженера рыбо­ комбината Н. Лукьянова, где речь шла о будущем коптиль­ ного производства (см. «РМ», N8 4 от 23.2.87 г.) Получены ответы. «Мы провели анализ ряда печей, в том числе и печи, предложенной Н. И. Лукьяно­ вым, но иаивысшую предвари­ тельную оценку получила кон­ струкция главного конструкто­ ра ПТО «Севтехрыбпром» Ю. А. Крюкова. Разработана документация на макет, и а настоящее время лечь изго­ тавливается. С. КРУТОВ, директор ПТО «Севтехрыб­ пром». «Мнение редакции о целе­ сообразности совместных сравнительных испытаний раз­ рабатываемых коптильных установок и выбора для вне­ дрения лучшей комбинат под­ держивает. Возможность уча­ стия а испытаниях установки, создаваемой нашими специа­ листами, всех заинтересован­ ных сторон обеспечим. В. ЗЕЛЕНСКИЙ, генеральный директор Мурманского рыбообраба­ тывающего комбината». рыбный мурман 5 13 марта 1987 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz