Рыбный Мурман. 1987 г. Март.

•Решения XXV II съезда КПСС~ё жизнь! Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: Начни с себя! 1. Какие переме­ ны произошли в ва­ шем коллективе по­ сле XXVII съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ус­ корению? 3. Что зависит лично от вас? 4. Ваши предло­ жения по совершен­ ствованию хозяйст­ венного механизма. Что умеешь, моряк? 1 3 а последнее время не- • узнаваемо изменился рыбопромысловый флот на­ шего бассейна. Мы распола­ гаем современными трауле­ рам^, способными работать в самых сложных и отдален­ ных участках Мирового океа­ на. Резко возросли требова­ ния к профессиональной подготовке специалистов, $кестче стала персональная ответственность за грамот­ ную эксплуатацию механиз­ мов, 2 Однако, как и в бы- ^ лые времена, рыбная промышленность пользуется йосторонними и часто слу­ чайными кадрами. Уж очень Стойким является ошибочное (подчеркиваю, ошибочное) Лдение р том, что рыбаком йожет стать любой человек >ез специальной подготовки, гыло бы желание да пройде- |а медицинская комиссия. f 0 вот такой человек при­ водит к нам на судно. Про- [еряешь документы. Оказы- 1 ается, нет таких, кто бы не 5'рЬщел обучение на всевоз­ можных курсах. тренаже­ рах. и %. д. OG зтол 1 свнде- тел^ствуют • многочисленные печати, штампы и штампики, подписи и даже удостовере­ ния международного образ- 7а. И невольно приходишь к fbicjjk: м&ряк знает все. Но йргда дело доходит до про­ верка Знаний, хватаешься за *)Лову, Даже те, кто имеет Тлйдный стаж работы, свя- \р не может назвать сигна­ лы тревог, маркировку водо­ п р он иц а емы х закрытий, не 5нает устройства тралов, ап­ паратов КИП-8, АСВ-2, пра­ вил рыболовства, пользова­ ния огнетушителями да и в Уставе крепко «плавает». На &й5м же основании такие «моряки» имеют удостовере­ ния, кто поставил под ними ^вои подписи? «Липа» обна­ руживается довольно быстро & практике, в работе, осо- >енно в условиях Баренцева ?оря. Ведь только-только отойдя от причала порта, мы сразу “се Ариступае'м к производст- ;енной деятельности, где уж рут вести учебу. У судовой администрации одна забота: как бы дров не наломать. Уж очень часто бывает не­ спокойно наше море. Как Правило, в таких рейсах до­ брая половина экипажа — новички, видевшие море в $шно да на картинах Айва­ зовского. Сами понимаете: ногда и ходить-то по палубе еще не научен, надо произ­ водить совершенно незнако­ мые операции, пользоваться При этом сложным оборудо­ ванием, осваивать много но­ вого, непривычного. И все это в условиях напряженно­ го, длительного, превышаю­ щего все нормативы рабоче­ го времени. Задача — слож­ нейшая, и не каждому по плечу. Нередко с чувством тре­ воги и горечи прослушиваем мы радиосоветы на промыс­ ле. Почему? Да потому, что основной причиной плохой работы того или иного судна капитаны называют плохую подготовку личного состава. Процесс адаптации и обуче­ ния затягивается, планы не выполняются иногда неделя­ ми. в таких ситуациях по­ рой не до нюансов. А теперь представим себе, что та кой э ки п а ж попадает в экстрем альную ситуацию . Мо­ ре не ждет, ко гда мы научим людей, подготовим их , хотя бы по программе-минимум . Вот тогда произойдет непоправи ­ мое. Надеяться «на авось» нельзя. Пора, наконец , понять эту прописную и с тин у всем. Обвинять ж е в бездействии ад­ м инистрацию судов, которая и без т о го пере гружена всевоз­ можными видами учебы, к то ­ му ж е не располагает для это­ го временем, — нелепо. З Мы, командный состав ■ судов, не против уче­ бы, мы хотим только одно­ го: дайте нам заниматься своим делом, не сваливайте решение проблемы только на нас. В свою очередь, перед рейсом с целью объективной проверки подготовки экипа­ жа мы проводим аттестацию личного состава комплекс­ ных смен. В комиссию вхо­ дят все ведущие судовые специалисты и представите­ ли профсоюзной организа­ ции. Это позволяет нам наи­ более эффективно и практи­ чески безошибочно расста­ вить людей по сменам* и уча­ сткам, максимально исполь­ зуя навыки каждого. Кроме того, становится ясно, в ка­ ком объеме вести в рейсе техническую и другие виды учебы. Скажу откровенно: практически всегда вырисо­ вывается безрадостная кар­ тина, то есть обучение на­ чинаем с «нулевого цикла». 4 Лозунг «Кадры реша- • ют все!» известен каждому, и его роль неизме­ римо возросла в условиях перестройки. Однако насто­ раживает вот что. Многие инспекторы, проверяющие, соглашаясь с тем, что сте­ пень подготовки рыбака, не­ сомненно, должна быть вы­ ше и объемнее подготовки моряка торгового флота, в то же время не представля­ ют себе обучение вне про­ мыслового судна. Глубокая ошибка. Этим делом — и основательно — обязаны за­ ниматься береговые службы. А мы, руководители экипа­ жей, будем заниматься при­ вязкой знаний к конкретно­ му судну. Пора в корне из­ менить отношение к кадра^ на нашем флоте. Тем самым мы будем способствовать улучшению техники личной безопасности, безопасности мореплавания, снижению травматизма, аварийности механизмов и оборудования, исключим вероятность воз­ никновения чрезвычайных происшествий, поднимем пре­ стиж профессии рыбака. М. ЛУКАШЕВИЧ, капитан СТМ «Онежский» Мурманского тралового флото. Наш спецкор радирует ЕДИНЫХ ПОЛНТДЕНЬ: НА ВОПРОСЫ НАДО ОТВЕЧАТЬ К АК И ВСЕ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ, моряки ТР «Кольский залив» внимательно вчитываются в строки материалов январского Пленума. Задачи партийной, комсомольской организации, выте­ кающие из постановления Пленума, обсуждались, на собраниях коммунистов и комсомольцев. Этой же теме посвящался еди­ ный политдень. — Рейс показал, что экипаж умеет трудиться успешно, с хорошими результатами, — сказал капитан-директор Вик­ тор Иванович Письменный. —- Однако не все зависит от мо­ ряков, пример тому — преды­ дущий рейс, когда доход суд­ на почти в 100 тысяч рублей растворился практически на треть из-за сверхплановой стоянки в порту. Но ведь ви­ ной тому были морозы, краны не работали. Почему же стра­ дают моряки? Это не единственная про­ блема, мешающая интенсифи­ кации деятельности экипажа. Поэтому моряки выступали горячо и заинтересованно. Главное, что волнует их и что подчеркивалось во многих вы­ ступлениях членов экипажа, отношение руководства флота, ВРПО к ускоренному внедре­ нию на судах хозрасчета. Ко­ нечно, процесс этот нелегкий, нужно будет менять систему планирования и инженерного обеспечения. Но хозрасчет •— кратчайшая дорога к интенси­ фикации производства. Имен­ но он заинтересует коллектив в достижении конечного ре­ зультата, сплотит моряков в стабильный экипаж, будет спо­ собствовать творческому отно­ шению к труду. Моряки долж­ ны видеть конкретное возна­ граждение за каждое досроч­ но обработанное промысло­ вое судно (а суточная стои­ мость БАТа на промысле •— 18 тысяч рублей), за каждые сэкономленные сутки загруз­ ки транспорта на промысле (это еще 12 тысяч рублей), за каждую сотню тысяч рублей дохода флота от грузоперево­ зок. В числе других, к сожале­ нию, до сих пор не решенных проблем можно назвать паке­ тирование тары. Автору этих строк предоставилась возмож­ ность наглядно убедиться, как мучаются моряки и на тран­ спорте, и на промысловом судне из-за этого, сколько те и другие теряют драгоценно­ го времени и сколь трудоемок процесс выдачи злосчастной некомплектной тары. И снова моряки задают тот же вопрос руководству фло­ та: когда будем внедрять па­ кетирование? А ведь вопросу- то 20 лет! Немало нерешенных проб­ лем в системе оплаты труда. Хорошо, говорят моряки, бу­ дем работать сокращенным штатом,. А как быть с «потол­ ками»? Невыгодно получается зарабатывать «большие» день­ ги, поскольку «потолок» в 300 рублей не даст получить заработанное. И, кстати, поче­ му сокращение штатов идет только за счет плавсостава? Почему не оплачивается крепление палубного груза? Вопросов много. Ответы на них с нетерпением ждут мо­ ряки ТР «Кольский залив» и других судов. Ибо проблемы эти одни у всех. На январском Пленуме ЦК КПСС подчеркивалась новая морально-нравственная атмо­ сфера в обществе, где утверж­ даются принципы гласности, непримиримости к недостат­ кам, желание улучшать дело. Это проявилось и в проходив­ шем едином политдне. И. БЕРЕЗЮК. Атлантический океан. В РОДНОМ ПОРТУ. Честь 1 1 ЕДАВНО группе работни- ков было присуждено почетное звание «Заслужен­ ный работник рыбного хозяй­ ства». Среди них — кранов­ щица второго грузового райо­ на рыбного порта Александра Борисовна Федорова. С ВЕРХУ ПОРТ — как на ладони. Подъезд­ ные пути. Суда у причалов. Склады. Снующие туда-сю­ да вагоны и грузовики. Если полярная ночь — далеко рассыпается море огней. Они отражаются и плывут в черной воде, они плавно движутся и по су­ ше. Красиво. А еще звуки... Гудит про­ щально плавбаза. Грузовики сигналят. Чайки... З а многие годы Александ­ ра Борисовна ко всему это­ му привыкла. Иногда даже и не замечает. Только уся­ дешься в башне — начина­ ется погрузка. Тут уж не до красот. Рыбу она не грузит, ра­ ботает на снабжении судов. Промвооружение, продукты, запчасти — вот это ее. И кажется так просто, что каждое утро начинается на­ верху, что не одно/десятиле­ тие ходит она в порт, что дышит рыбным воздухом и что, будучи в отъезде, ску­ чает по Мурманску. Сверху порт Как будто так было всег­ да. • А как было? Шила дев­ чонка в деревне Костенево Костромской области. Коро­ ву доила, летом на сенокос ходила, словом, обычная де­ ревенская жизнь. Но при­ ехали как-то в гости к сосе­ дям мурманчане — молодые муж и жена. Уговорили по­ даться на Север. Обычная история. Обычная-то обычная, да не совсем. — Устроили меня в мага­ зин работать продавцом, вспоминает Александра Бо­ рисовна, — поработала я год, чувствую: не могу боль­ ше. «Куда пойдешь-то?» ~ напоследок спросили ее. «Д$ хоть куда», — ответила. И первое, что пришло в голо­ ву: — «В порт, рабочей». Мы бы не стали упоми­ нать о столь незначительном факте ее биографии, если б он не был характерным. Лов­ чить и, нто знает, чем еще заниматься оказалось для нее непосильным. Зато именно магазин «по­ знакомил» молодого рабоче­ го судоверфи с симпатичной продавщицей... Той зимой стояли сильные морозы, а магазинчик как раз располагался по пути в общежития судоверфи. З а ­ бегали парни на минутку- другую погреться, побол тать с девчонками. И снова исчё-* зали в клубах холода. Потом — потеплело, но один из «гостей» продолжал захаживать. А однажды до­ ждался конца работы и про­ водил до дому. Весной они расписались. Бывает так, не думаешь, не гадаешь, живешь себе йривьгчно, размеренно, кан — бац! — какое-нибудь со­ бытие, случай, да что угод­ но (хоть разговор случай» ный) — и что-то в твоей жизни изменится. Может, щ меняется, но как-то по-дру­ гому смотришь на мир... Примерно то же самое бы­ ло в тот момент, когда пос­ ле конфликта в магазине по­ шла устраиваться в порт. На душе — тяжело: пер­ вая работа оказалась неудач­ ной. Как примут здесь? Что надо делать? И вообще справлюсь ли? 13 марта 1S87 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz