Рыбный Мурман. 1987 г. Март.
•Решения XXV II съезда КПСС~ё жизнь! Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: Начни с себя! 1. Какие переме ны произошли в ва шем коллективе по сле XXVII съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, мешает ус корению? 3. Что зависит лично от вас? 4. Ваши предло жения по совершен ствованию хозяйст венного механизма. Что умеешь, моряк? 1 3 а последнее время не- • узнаваемо изменился рыбопромысловый флот на шего бассейна. Мы распола гаем современными трауле рам^, способными работать в самых сложных и отдален ных участках Мирового океа на. Резко возросли требова ния к профессиональной подготовке специалистов, $кестче стала персональная ответственность за грамот ную эксплуатацию механиз мов, 2 Однако, как и в бы- ^ лые времена, рыбная промышленность пользуется йосторонними и часто слу чайными кадрами. Уж очень Стойким является ошибочное (подчеркиваю, ошибочное) Лдение р том, что рыбаком йожет стать любой человек >ез специальной подготовки, гыло бы желание да пройде- |а медицинская комиссия. f 0 вот такой человек при водит к нам на судно. Про- [еряешь документы. Оказы- 1 ается, нет таких, кто бы не 5'рЬщел обучение на всевоз можных курсах. тренаже рах. и %. д. OG зтол 1 свнде- тел^ствуют • многочисленные печати, штампы и штампики, подписи и даже удостовере ния международного образ- 7а. И невольно приходишь к fbicjjk: м&ряк знает все. Но йргда дело доходит до про верка Знаний, хватаешься за *)Лову, Даже те, кто имеет Тлйдный стаж работы, свя- \р не может назвать сигна лы тревог, маркировку водо п р он иц а емы х закрытий, не 5нает устройства тралов, ап паратов КИП-8, АСВ-2, пра вил рыболовства, пользова ния огнетушителями да и в Уставе крепко «плавает». На &й5м же основании такие «моряки» имеют удостовере ния, кто поставил под ними ^вои подписи? «Липа» обна руживается довольно быстро & практике, в работе, осо- >енно в условиях Баренцева ?оря. Ведь только-только отойдя от причала порта, мы сразу “се Ариступае'м к производст- ;енной деятельности, где уж рут вести учебу. У судовой администрации одна забота: как бы дров не наломать. Уж очень часто бывает не спокойно наше море. Как Правило, в таких рейсах до брая половина экипажа — новички, видевшие море в $шно да на картинах Айва зовского. Сами понимаете: ногда и ходить-то по палубе еще не научен, надо произ водить совершенно незнако мые операции, пользоваться При этом сложным оборудо ванием, осваивать много но вого, непривычного. И все это в условиях напряженно го, длительного, превышаю щего все нормативы рабоче го времени. Задача — слож нейшая, и не каждому по плечу. Нередко с чувством тре воги и горечи прослушиваем мы радиосоветы на промыс ле. Почему? Да потому, что основной причиной плохой работы того или иного судна капитаны называют плохую подготовку личного состава. Процесс адаптации и обуче ния затягивается, планы не выполняются иногда неделя ми. в таких ситуациях по рой не до нюансов. А теперь представим себе, что та кой э ки п а ж попадает в экстрем альную ситуацию . Мо ре не ждет, ко гда мы научим людей, подготовим их , хотя бы по программе-минимум . Вот тогда произойдет непоправи мое. Надеяться «на авось» нельзя. Пора, наконец , понять эту прописную и с тин у всем. Обвинять ж е в бездействии ад м инистрацию судов, которая и без т о го пере гружена всевоз можными видами учебы, к то му ж е не располагает для это го временем, — нелепо. З Мы, командный состав ■ судов, не против уче бы, мы хотим только одно го: дайте нам заниматься своим делом, не сваливайте решение проблемы только на нас. В свою очередь, перед рейсом с целью объективной проверки подготовки экипа жа мы проводим аттестацию личного состава комплекс ных смен. В комиссию вхо дят все ведущие судовые специалисты и представите ли профсоюзной организа ции. Это позволяет нам наи более эффективно и практи чески безошибочно расста вить людей по сменам* и уча сткам, максимально исполь зуя навыки каждого. Кроме того, становится ясно, в ка ком объеме вести в рейсе техническую и другие виды учебы. Скажу откровенно: практически всегда вырисо вывается безрадостная кар тина, то есть обучение на чинаем с «нулевого цикла». 4 Лозунг «Кадры реша- • ют все!» известен каждому, и его роль неизме римо возросла в условиях перестройки. Однако насто раживает вот что. Многие инспекторы, проверяющие, соглашаясь с тем, что сте пень подготовки рыбака, не сомненно, должна быть вы ше и объемнее подготовки моряка торгового флота, в то же время не представля ют себе обучение вне про мыслового судна. Глубокая ошибка. Этим делом — и основательно — обязаны за ниматься береговые службы. А мы, руководители экипа жей, будем заниматься при вязкой знаний к конкретно му судну. Пора в корне из менить отношение к кадра^ на нашем флоте. Тем самым мы будем способствовать улучшению техники личной безопасности, безопасности мореплавания, снижению травматизма, аварийности механизмов и оборудования, исключим вероятность воз никновения чрезвычайных происшествий, поднимем пре стиж профессии рыбака. М. ЛУКАШЕВИЧ, капитан СТМ «Онежский» Мурманского тралового флото. Наш спецкор радирует ЕДИНЫХ ПОЛНТДЕНЬ: НА ВОПРОСЫ НАДО ОТВЕЧАТЬ К АК И ВСЕ СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ, моряки ТР «Кольский залив» внимательно вчитываются в строки материалов январского Пленума. Задачи партийной, комсомольской организации, выте кающие из постановления Пленума, обсуждались, на собраниях коммунистов и комсомольцев. Этой же теме посвящался еди ный политдень. — Рейс показал, что экипаж умеет трудиться успешно, с хорошими результатами, — сказал капитан-директор Вик тор Иванович Письменный. —- Однако не все зависит от мо ряков, пример тому — преды дущий рейс, когда доход суд на почти в 100 тысяч рублей растворился практически на треть из-за сверхплановой стоянки в порту. Но ведь ви ной тому были морозы, краны не работали. Почему же стра дают моряки? Это не единственная про блема, мешающая интенсифи кации деятельности экипажа. Поэтому моряки выступали горячо и заинтересованно. Главное, что волнует их и что подчеркивалось во многих вы ступлениях членов экипажа, отношение руководства флота, ВРПО к ускоренному внедре нию на судах хозрасчета. Ко нечно, процесс этот нелегкий, нужно будет менять систему планирования и инженерного обеспечения. Но хозрасчет •— кратчайшая дорога к интенси фикации производства. Имен но он заинтересует коллектив в достижении конечного ре зультата, сплотит моряков в стабильный экипаж, будет спо собствовать творческому отно шению к труду. Моряки долж ны видеть конкретное возна граждение за каждое досроч но обработанное промысло вое судно (а суточная стои мость БАТа на промысле •— 18 тысяч рублей), за каждые сэкономленные сутки загруз ки транспорта на промысле (это еще 12 тысяч рублей), за каждую сотню тысяч рублей дохода флота от грузоперево зок. В числе других, к сожале нию, до сих пор не решенных проблем можно назвать паке тирование тары. Автору этих строк предоставилась возмож ность наглядно убедиться, как мучаются моряки и на тран спорте, и на промысловом судне из-за этого, сколько те и другие теряют драгоценно го времени и сколь трудоемок процесс выдачи злосчастной некомплектной тары. И снова моряки задают тот же вопрос руководству фло та: когда будем внедрять па кетирование? А ведь вопросу- то 20 лет! Немало нерешенных проб лем в системе оплаты труда. Хорошо, говорят моряки, бу дем работать сокращенным штатом,. А как быть с «потол ками»? Невыгодно получается зарабатывать «большие» день ги, поскольку «потолок» в 300 рублей не даст получить заработанное. И, кстати, поче му сокращение штатов идет только за счет плавсостава? Почему не оплачивается крепление палубного груза? Вопросов много. Ответы на них с нетерпением ждут мо ряки ТР «Кольский залив» и других судов. Ибо проблемы эти одни у всех. На январском Пленуме ЦК КПСС подчеркивалась новая морально-нравственная атмо сфера в обществе, где утверж даются принципы гласности, непримиримости к недостат кам, желание улучшать дело. Это проявилось и в проходив шем едином политдне. И. БЕРЕЗЮК. Атлантический океан. В РОДНОМ ПОРТУ. Честь 1 1 ЕДАВНО группе работни- ков было присуждено почетное звание «Заслужен ный работник рыбного хозяй ства». Среди них — кранов щица второго грузового райо на рыбного порта Александра Борисовна Федорова. С ВЕРХУ ПОРТ — как на ладони. Подъезд ные пути. Суда у причалов. Склады. Снующие туда-сю да вагоны и грузовики. Если полярная ночь — далеко рассыпается море огней. Они отражаются и плывут в черной воде, они плавно движутся и по су ше. Красиво. А еще звуки... Гудит про щально плавбаза. Грузовики сигналят. Чайки... З а многие годы Александ ра Борисовна ко всему это му привыкла. Иногда даже и не замечает. Только уся дешься в башне — начина ется погрузка. Тут уж не до красот. Рыбу она не грузит, ра ботает на снабжении судов. Промвооружение, продукты, запчасти — вот это ее. И кажется так просто, что каждое утро начинается на верху, что не одно/десятиле тие ходит она в порт, что дышит рыбным воздухом и что, будучи в отъезде, ску чает по Мурманску. Сверху порт Как будто так было всег да. • А как было? Шила дев чонка в деревне Костенево Костромской области. Коро ву доила, летом на сенокос ходила, словом, обычная де ревенская жизнь. Но при ехали как-то в гости к сосе дям мурманчане — молодые муж и жена. Уговорили по даться на Север. Обычная история. Обычная-то обычная, да не совсем. — Устроили меня в мага зин работать продавцом, вспоминает Александра Бо рисовна, — поработала я год, чувствую: не могу боль ше. «Куда пойдешь-то?» ~ напоследок спросили ее. «Д$ хоть куда», — ответила. И первое, что пришло в голо ву: — «В порт, рабочей». Мы бы не стали упоми нать о столь незначительном факте ее биографии, если б он не был характерным. Лов чить и, нто знает, чем еще заниматься оказалось для нее непосильным. Зато именно магазин «по знакомил» молодого рабоче го судоверфи с симпатичной продавщицей... Той зимой стояли сильные морозы, а магазинчик как раз располагался по пути в общежития судоверфи. З а бегали парни на минутку- другую погреться, побол тать с девчонками. И снова исчё-* зали в клубах холода. Потом — потеплело, но один из «гостей» продолжал захаживать. А однажды до ждался конца работы и про водил до дому. Весной они расписались. Бывает так, не думаешь, не гадаешь, живешь себе йривьгчно, размеренно, кан — бац! — какое-нибудь со бытие, случай, да что угод но (хоть разговор случай» ный) — и что-то в твоей жизни изменится. Может, щ меняется, но как-то по-дру гому смотришь на мир... Примерно то же самое бы ло в тот момент, когда пос ле конфликта в магазине по шла устраиваться в порт. На душе — тяжело: пер вая работа оказалась неудач ной. Как примут здесь? Что надо делать? И вообще справлюсь ли? 13 марта 1S87 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz