Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.
о За воротами «рая» (Начало в Л® 23 от 5 июня). О Ы Ш Л И на улицу Аль- ‘ 'бареда (названа в под ражание Мадриду) и мимо уже надоевших магазинов поспешили к порту. По пути нас привлек шум у какой-то лавки, над которой сумели прочитать «Самури». Кричал на смеси русского и испан ского пожилой индус, с тру дом поняли, что он зовет по лицию. Недоумение вызвало лишь одно: зачем в Лас-Паль масе звать полицейского еще и на русском языке. Это я и спросил у своего приятеля Ильи, на что тот ответил: «Чтобы русский понял, что индус зовет полицию». Он пояснил, что за время рабо ты в РПК узнал, что на ин дусском рынке, который на Альбареда, 45, многие вла дельцы лавок при обмане покупателя — советского моряка сразу начинают скан дал с вызовом полицейско го. Этим вынуждают покупа теля отказываться от пре тензий. Действительно, Илья оказался прав — по пути встретили группу моряков с БМРТ «Котелышч», среди которых и оказался «возму титель спокойствия» владель ца «Самури». Выяснилось, что четвертого помощника капитана С. И. Дикарева этот индус обманул на тыся чу песет: всучил испорчен ный магнитофон, а деньги вернуть назад отказался. Для того чтобы «расторг нуть» такую сделку, Дика- рев был вынужден оставить торговцу тысячу песет «в возмещение ущерба» (???) «Странно, — подумал я, — первый помощник капитана говорил, чтобы мы не ходи ли на индусский рынок во избежание провокаций. Не ужели ребята с «Котельнй- ча» этого не знают?» Моря ки это прекрасно знали, но >■ все же пошли... На борту у нас была уже часть членов РПК, которая должна через сутки принять у нас судно. Среди них уви дел старого знакомого, И. А. Пилипенко. После обеда я разговорил ся с Иваном Александрови чем, который был в РПК в Лас-Пальмасе уже второй раз. Рассказал ему о встре че по пути на судно, когда у причала к нам подошлц двое местных жителей и предложили «ченч». «Кап рон? Бронза? Баббит?» Иван Александрович рас смеялся и сказал: «Среди них есть такие ухари, что чуть зазеваешься и полпаро хода утащат. Был со мной такой случай. Стою как-то у борта, смотрю, как старпом с двумя матросами пошел на «Астикан». Вижу — подхо дит у мола к старпому такой «ченчевик» и о чем-то заго ворил. Старпом показал на пароход, и они разошлись. Местный житель, мужчина среднего роста, сухого тело сложения, лет около 50, по дошел к борту и говорит мне на ломаном русском, что, мол, старпом просил дать швартовый конец, чтобы за вести его со стороны моря. Ну, думаю, не может Вла димирович (это наш стар пом) дать такое указание. Не дал я швартов. Пошумел иностранец и ушел. А стар пом действительно ему ни чего не говорил. Уже позже узнал, что таким вот спосо бом у РПК из Керчи выма нили 12 метров капронового конца...» — Иван Александрович, а откуда «ченчевики» знают, что это именно старпом? Пилипенко рассмеялся: — Э, Иваныч, они тут всех в РПК по должности знают. Вон, у мола сидят — кто с удочкой, кто просто так, целые дни просижива ют, наблюдают. Вот и ви дят: кто чем занимается, кто с кем в каких отношениях, а кто и в самоволку норовит уйти... Почище ЦРУ будут... После разговора в мага зине «Маршал Жуков» с «Гришей» я потом долго ду мал: «Вот так высмотрят понечистоплотней людишку и — пожалте, Плохиш, к бочке с вареньем... Н-да, не приглядная изнанка у этого Лас-Пальмаса». Наступил вечер. Сидим, делимся впечатлениями, ин тересуемся друг у друга, где и что можно купить в подарок родным и друзьям'. Вдруг слышим легкий свист, насторожились. Затем голос: — Эй, амиго, русский... 22 часа по местному вре- Итак, сначала экскурсия. Садимся в автобус, предо ставленный той же всемогу щей «Совислан», и едем по городу. Гида «добыл» стар ший механик, который рань ше уже бывал в Лас-Пальма се на ремонте судна. Зовут Хуаном. Сразу же он ска зал, что жил у нас в стра не, а затем вернулся в Ис панию. Это насторожило всех и создало какое-то отчужде ние между гидом и нами. Так мы и слушали рассказ Хуана о Лас-Пальмасе: — Город имеет 12 райо нов. Советские моряки хоро шо знают только два — Пуэрто и Санта-Каталина, где проводят время отдыха. Здесь находятся множество магазинов, пляж Кантеррас, два кинотеатра, один из ко торых, в районе Пуэрто, ную воду приходится поку пать отдельно. Очень ощути мы расходы и на содержа ние детей в детских садах, обучение в школах и универ ситете Лас-Пальмаса. Тяже лым грузом ложится на се мью оплата счетов за лечё- ниё. Из-за отсутствия рабо чих мест в Испании принят закон о том, что только один член семьи может иметь р а боту, т. е. при работающем муже жене невозможно по лучить место... За два часа Хуан показал нам Лас-Паль мас таким, какой он есть из нутри: без реклам и витрин. Уже перед расставанием Хуан сказал нам: «Все рав но я вернусь в Советский Союз. Пусть будет стыдно й неловко, но вернусь. Не хо чу быть таким, как этот...» — и он показал на сидевше- ГОДИНА ОНА ОДНА мени, темнота, и голос за бортом. Бросились к борту — двое в лодке у кормы за крепились на нашем швартд- ве. Вроде все у них в по рядке: — Чего вам, амиги? — Ченч: капрон, водка. И вечером спокойно не посидишь. А ночью шум быЛ на судне, говорили, что кто- то из команды через иллю минатор на рыбофабрике пы тался спустить в лодку к «ченчевикам» какой-то свер ток. Вахта всех и спугнула. Верить не хочется, что дрянь такая есть среди на ших парней. Контрабанда Ц ИЩЕТА , отсутствие средств на существова ние вынуждают местных жи телей искать любые пути для поддержания прожиточ ного минимума. В условиях безработицы это не так уж и обширно: попрошайниче ство, эпизодическая поден ная работа и преступления — кражи, грабежи. В этот перечень «занятий» может быть внесена и специфиче ская для портовых городов «профессия» — скупка раз личных вещей у иностран ных моряков. Партнерами У скупщиков («ченчевиков»), случается, выступают и со ветские моряки. И, если ост ровитян толкают на это бе зысходность и нужда, то хморяков — жажда наживы и алчность. Есть здесь, на ряду с моральной стороной, и юридическая: каждый вступающий в сделку в 90 случаях из 100 совершает ради этого хищение социали стической собственности, а затем на это преступление нанизывается следующее — контрабанда (со всем много образием ее форм — от тай ников до подделки докумен тов). Десятки людей осужде ны за эти преступления по ст. 78 УК Р С Ф С Р в течение 1984— 1985 годов. А это ведь искалеченные человече ские судьбы, горе, потому что ценой преступления нель зя достигнуть благополучия. И А СЛЕДУЮЩИЙ день * с утра программа оказалась очень насыщен ная: надо и с покупками за кончить, и на пляже побы вать, и город посмотреть. специализируется на показе йорнографических фильмов. Местные жители хорошо от носятся к русским морякам, охотно оказывают различно го рода услущ. Это связано 9 тем, что с систематически ми заходами советских судов жизнь на острове стала зна чительно лучше и богаче... рассказ Хуана не был насыщен цифрами и истори ческими событиями. Он го ворил все то, что мог знать, Наверное,- любой житель Лас- Пальмаса. У музея Колум ба гид сказал, что здание построено на пожертвования народа, а правительству Ис пании никогда не было дела дб судьбы человека. Когда мы рассматривали внуши тельную громаду кафедраль ного собора, Хуан, говоря о яром католицизме испанцев, добавил, что сам он атеист, ^ак как воспитывался в СССР . Кто-то из наших ре бят спросил: — Почему же ты уехал из нашей страны с нашим воспитанием? Помолчав, Хуан ответил: — Сначала вернулись в Испанию жена с сыном, ко торых я уговаривал не ехать, а затем, прожив око ло трех лет в Советском Со юзе один, уехал к ним и я. До сих пор жалею, что сде лал так... От него мы узнали, что и он, и его будущая жена бы ли вывезены детьми в СССР в период гражданской войны в Испании. У нас в стране они воспитывались в детском доме. По словам Хуана, в Советском Союзе у него бы ла работа и была уверен ность в жизни. Вернувшись в Испанию, он только треть всего времени имел работу, а в основном, как и сейчас, был безработным. Рабочему человеку живет ся плохо из-за постоянных трудностей с работой, опла та труда очень низкая, так как в любой момент на од но место находится трое же лающих. Хуан говорил, что все изобилие магазинов не для простых людей, а для приехавших отдыхать на Ка нарские острова богачей. Ра бочий зарабатывает в месяц 60— 80 тысяч песет, около трети выплачивает за квар тиру, до 10 процентов зар платы уходит на оплату электроэнергии, телефона, водоснабжения, причем прес го у стены мужчину с пла катиком, текст которого тут же перевел: «Помогите мне. У меня больная жена и де ти. Я не имею работы. Де ти не имеют пищи». ЭК СК У РСИ Я НАШ А ^ закончилась у пляжа, откуда после купания мы пешком двинулись на судно. А по пути произошло еще знакомство с представите лем «потусторонней жиз ни». Нас остановил окликом пожилой, плотный мужчина: — Ребята, вы моряки? Я корреспондент журнала «Страна и мир», который издается для работающих за границей. — Мы не знаем о таком журнале. Незнакомец располагаю ще рассмеялся: — Вижу, не верите. Жур нал не распространяется у нас в стране — только для работающих за рубежом, он — о их нуждах и заботах. Вот моя визитная карточка. На визитке было написа но на русском языке: «Юрий Александрович Чикарлеев — собственный корреспон дент «Страна и мир». И но мера телефонов в Гамбурге и Мюнхене. — Ну* что. неверующие? Убедил я вас? — вопрос прозвучал добродушно, с до лей иронии, и сомневаться в правдивости его слов даль ше было как-то неудобно. — А нас и не надо убеж дать... — Ну, если документов моих мало, смотрите журнал «Страна и мир», последний номер, — и мужчина бук вально впихнул в руки Сер гею брошюру формата жур нала «Политическое самооб разование», а сам продол жал: — Я собираю информа цию о жизни за границей со ветских граждан, таких, как вы, моряков, или находя щихся в заграничных коман дировках специалистов. Мы, журналисты, знаем о труд ностях вашей жизни: быва ет, и капитан злоупотребля ет властью и использует ее себе во благо, и первый по мощник не идеал. Вот о та ких случаях мы публикуем статьи у себя в журнале, и тогда наводят порядок. Мо гу взять у вас интервью о ваших трудностях, о том, как вас зажимают... — Дерьмо! — Сергей швырнул на асфальт жур нал, который до этого раз глядывал. — Пошли, мужи ки. — Ты, что, Серега? — ошарашенно посмотрели мы на него. — Перегрелся? Дай с человеком поговорить. — Дерьмо этот человек вместе с его журналом. Ан тисоветчина все это. Разве непонятно? — Ребята, да вы бросьте, о вас же беспокоюсь, — на чал, было, Чикарлеев, но Сергей его прервал: — Ясно сказано, прова ливай отсюда. Шкура! — И « корреспондент» моменталь но исчез в толпе. — Как я сразу не вспом нил его? Это же предатель, вместе с Гинзбургом литера туру нам совал на пляже в 1984 году. А сейчас, смот ри, до чего додумался — интервью, видите ли, ему ну жно... «Н-да, — подумал я, — ну и дурак же я. Уши раз весил, родственную душу встретил — борца за спра ведливость. А, оказывается, он из этих — «ловцов чело веческих душ». H T f 1 («народно - трудо- 111 ^ вой союз») создан в 1930 году в Югославии на базе антисоветской органи зации, называвшейся «Н а циональный союз русской молодежи» и действовавшей при «Русском общевоинском союзе» (РОВС), сборище мо нархистов, делавших основ ную ставку на проведеяие террористических актов про тив представителей советско го государства. Инициатора ми создания НТС явились главари белой эмиграции, объединенной тогда в раз личные антисоветские моло дежные организации и груп пы, существовавшие в Евро пе в 1924— 1930 годы. В предвоенные и военные годы НТС тесно сотрудничал с гитлеровской разведкой, пос ле войны перешел на содер жание английской, а затем американской разведки, за нимаясь шпионской деятель ностью против СССР . В настоящее время он, по существу, является придат ком разведывательно-подрыв ного органа ЦРУ — «Коми тета радио «Свобода». Энтээсовцы осуществля ют активные акции идеоло гической диверсии против советских граждан, находя щихся за рубежом в турпо ездках, командировках. Ими издается и распространяет ся в портах Европы, посеща емых нашими судами, анти советский листок «Вахта», специально ориентирован ный против советских моря ков. В порту Лас-Пальмас эпизодически появляются из Мюнхена, Гамбурга эмисса ры НТС — Гинзбург, Чи карлеев, Югов, Мельников (он же Миллер), которые втягивают советских моря ков в провокационные ситуа ции, создают условия для их компроментации, используя фотографии, магнитофонную запись и видеотехнику для сбора тенденциозной инфор мации, предвзято отражаю щей быт. образ жизни и мо ральные ценности советского человека. Некоторые свои материалы они помещают в реакционных испанских га зетах, цель которых — ярый антисоветизм. В данном материале ис пользованы дневниковые записи матроса тралового флота И. Михайлова. (Окончание следует). рыбный мурман 9 26 июня 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz