Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.

еСГ !Я " ^ ? Ж В Д - -LV-J-Z- -j — ..... — И— За безопасность мореплавания Перестройка: работа с кадрам» ПУТЬ К ПРЕСТИЖУ С ЕЙЧАС м ы все чаще говорим о капитане, как руководителе и как лич­ ности, о том, что. несмотря на ведущую роль, какую ка­ питаны занимают в системе лроизводства, престиж их упал, и не потому, что в этом виноваты капитаны, а потому, что сами условия — служебные, моральные, со­ циальные — несомненно, спо­ собствовали тому. Современ­ ный капитан стал таким объ­ ектом управленческой дея­ тельности. которым горазды управлять все, начиная от работников отдела кадров и бухгалтерии и кончая раз­ личными общественными и инспектирующими организа­ циями. В течение многих лет ос­ новным методом воздейст­ вия на флотскую систему была административная «ду­ бинка», автократические ме­ тоды руководства, наказания по каждому поводу, за лю­ бой просчет и ошибку свер­ ху донизу: наказания руко­ водителей аппарата управле­ ния, не видимые снизу и ви­ димые сверху, иаказание «золотого фонда», в основ­ ном капитанов и старших специалистов, которые были вынуждены в этих условиях измерять и сейчас еще из­ меряют свою инициативу в работе возможной мерой на­ казания в случае неудачи. Но никто так чутко не ре­ агирует и так близко к серд­ цу не принимает, *как моря­ ки, все нюансы служебных и личностных отношений «моря и берега». Как же поднять престиж древней капитанской про­ фессии на уровень руководи­ теля государственной важ­ ности, что нужно сделать для того, чтобы видеть в них на­ стоящих доверенных лиц су­ довладельца? Прежде всего тщательно подбирать командиров на эту должность, начиная со студенческой скамьи, и в процессе его трудовой дея­ тельности на производстве, подбирать таким образом, чтобы вопрос о назначении человека, который был бы недостаточно подготовлен или не полностью соответст­ вовал должности, даже не возникал. Каждая ступень служеб­ ной лестницы штурмана оп­ ределяет соответствующие служебные обязанности, обо­ значенные Уставом службы и должностными инструкция­ ми. И, в свою очередь, тре­ бует совершенствования спе­ цифических свойств: его ин­ дивидуальных способностей. Часть их является обяза­ тельной для профессии су­ доводителя, другая в допол­ нение к ним, приемлема только лишь для конкретной должности. Поэтому совсем необязательно, чтобы отлич­ но зарекомендовавший себя 2-й помощник капитана стал в той же степени прекрас­ ным старшим штурманом, а хороший старший помощник незаурядным капитаном. Подбирая кандидатов на должность капитана, надо учесть следующее: в какой- то мере можно «смириться» с односторонней направлен­ ностью способностей личнос­ ти штурмана. Но для капи­ тана как руководителя произ­ водства необходимы качест­ ва личности неординарной, по-своему одаренной, способ­ ной не только наладить ра ­ боту, но и предусмотреть развитие сложной хозяйст­ венной системы. Иными словами, надо очень внимательно вгляды­ ваться и изучать способнос­ ти и характеры судоводите­ лей, их стремление к само­ совершенствованию. И толь­ ко после тщательного анали­ за наблюдений, изучений де­ лать дифференцированный отбор и распределение штур­ манов по должностям. Решая задачу таким об­ разом, мы не рискуем, как казалось бы, отбить у моло­ дых судоводителей стремле­ ние к должностному росту* желание стать капитаном. Зато в течение 3— 4 лет ра ­ боты штурмана на флоте после окончания училища мы будем знать индиви­ дуальное стремление каждо­ го претендента, сможем со­ ставить план его дальнейше­ го использования, информи­ ровать специалиста о том, что ждет его в перспективе. Вся же система' подготов­ ки рассчитана на 10 лет. Логическим итогом этого процесса станет стабильная, облеченная доверием работа капитанов и судоводителей во всех аспектах их трудо­ вой деятельности. При этих условиях она будет основа­ на не только на материаль­ ной заинтересованности и субъективных стимулах, но прежде всего на сознатель­ ной дисциплине, творческом поиске лучших путей в ре­ шении любых производст­ венных задач, на действи­ тельном' взаимном доверии судовладельца и капитана. Уже сейчас мы в значи­ тельной степени приблизи­ лись в своем развитии к та­ кому уровню, при котором обязаны избавляться от не­ доверия, имеющего не яв­ ное, но подсознательное мес­ то в организации работы флота: недоверие к подго­ товке кадров, к исполнитель­ ской дисциплине, технологии производства и качеству вы­ пускаемой продукции, недо­ верие плавсостава судов к работе береговых служб. На­ до вплотную заняться воп­ росами, которые бы исклю­ чили факты подобного недо­ верия, создавая такие усло­ вия, где кадры флота и бе­ реговых служб были бы на­ делены высокими деловыми и моральными качествами, гарантировавшими полное со­ четание слов и дела при лю­ бых обстоятельствах. Надо обеспечить наши суда .са­ мой передовой технологией, исключающей производство бракованной продукции, ор ­ ганизовать работу береговых служб так, чтобы ответст­ венность за состояние фло­ та стала выразительной ме­ рой их деятельности, одним из нормативов морального и материального поощрения. При таких условиях отпа­ дает необходимость в надве- домственных .инспектирую­ щих органах. Предприятия, перейдя на полную хозяйст­ венную самостоятельность, будут в состоянии сами кон­ тролировать свою работу. А слово и дело капитана будут всегда иметь одинако­ вый вес... В. САМСОНОВ, исполняющий обязанности начальника отдела море­ плавания, связи и электро­ радионавигации ВРПО. rsAK УЖЕ СООБЩАЛОСЬ, на Северном бассейне проходит месячник безопасности мореплавания. Цель его усилить профилакти­ ку аварийности, повысить безопасность пла­ вания судов и сохранение человеческой жиз­ ни на море, предотвратить загрязнение моря, исключить нарушения режимных зон иност­ ранных государств и правил рыболовства. Месячник безопасности Месячник близится к завершению. Что же он выявил? Наш корреспондент И. Березюк беседует с главным капитаном Мурманского ордена Октябрьской Революции тралового флота Александром Константиновичем Кудря­ шовым и его заместителем Геннадием Робер­ товичем Лидером. Выявлены типичные ошибки — Проведению любого мероприятия предшествует организационный период. Ка­ ким он был у вас? — Прежде всего, мы от­ правили радиограммы на все наши суда в море. В них рассказали о задачах месяч­ ника, призвали активизиро­ вать соревнование судоводи­ телей на приз имени капита­ на П. И. Баева. Флагман­ ские специалисты проверя­ ют организацию штурманской службы, готовят отчеты об этом1. Капитаны сообщают о принятых по замечаниям ме­ рах. А здесь организовали смотровые группы, в кото­ рые вошли капитаны-настав­ ники, представители партий­ ного и комсомольского коми­ тетов, сотрудники отдела мо­ реплавания ЦПКТБ. — Видимо, проверяли су­ да, стоящие в порту? — После первых посеще­ ний убедились, что нет смыс­ ла проводить проверку на ремонтирующихся судах и на тех, что давно стоят у. причала, поскольку навига­ ционное оборудование там, как правило, снято, сдано в ремонт или для контроля. Основное внимание уделяли тем, кто приходит с моря, или на отходе в рейс. Хочу заметить, что мы постоянно проводим навига­ ционные анализы работы су­ доводителей. Это осуществ­ ляют работники штурман­ ского класса учебного судна «Златоуст». Конечно, такая проверка дает больше поль­ зы, поскольку здесь смот­ рим и на состояние прибо­ ров, и на ведение докумен­ тации, делаем восстанови­ тельную прокладку по запи­ сям в судовом журнале и многое другое. Причем ана­ лизируем деятельность штур­ манов за весь прошедший рейс. — За время месячника сколько судов проверили? — 13 траулеров приходили в порт, на 11 побывала смот­ ровая комиссия, составлены акты. На десяти судах про­ изведен навигационный ана­ лиз рейсов. — Замечаний много? — В общем-то они есть у всех, хотя и не очень грубые. В основном ошиба­ ются судоводители из-за не­ внимательности. — Что касается гласнос­ ти... — Все проверки и анали­ зы проходят в присутствии штурманской службы: раз­ бираем вместе. На учебном судне «Зла­ тоуст» и в помещении служ­ бы мореплавания флота ви­ сят транспаранты о месячни­ ке. Практикуем и такой ме­ тод: поручаем капитану, чьей службе были сделаны замечания, провести в рейсе навигационный анализ в пол­ ном объеме, а потом доло­ жить в службу главного ка­ питана о принятых мерах. Это очень хорошее дело. — Итак, месячник был. полезным? Щ ' \ — Конечно. Выявили наи­ более типичные ошибки. И обратили внимание судово­ дителей на их устранение. — А как дела с аварий­ ностью на флоте? — Навигационных аварий за полугодие не было, одна­ ко произошли четыре ава­ рийных происшествия. Уверены, что проводимый месячник заставил подтя­ нуться моряков, еще и еще раз проверить, все ли в по­ рядке в организации штур­ манской службы. А это зна­ чит, что еще меньше будет у нас предпосылок к авари­ ям. Горькая цена беспечности Из Аргентины пришло сооб­ щение: большой советский мо­ розильный траулер •— БМРТ «Карпогоры» после получения продуктов и снабжения в пор­ ту и выхода в море, на про­ мысел, был вынужден изме­ нить курс, запросить помощь береговых властей и вернуть­ ся в гавань. Причина — ост­ рое отравление ряда членов экипажа. Что же случилось? Одна из пачек заказанно­ го механиками азотистого нат­ рия, применяемого в качест­ ве присадки для обработки охлаждающей воды в маши­ не, по недосмотру попала на камбуз, Люди почувство­ вали себя плохо уже через 10— 15 минут после приема пищи. На боли жаловались 36 человек. Двое — рефрижера­ торный механик Г. Б. Денисюк и матрос А, С. Майзеров — скончались. Капитан и судовой врач действовали, как того требовали обстоятельства. Судно пошло к причалу, где его ждали кареты «скорой по­ мощи». Все пострадавшие бы­ ли доставлены в больницу Ла- Платы (в районе Буэнос-Айре- са). Двадцать девять человек вскоре выписались. Матрос Пушкинский пока находится в реанимации. ^ Заместитель министра рыб­ ного хозяйства СССР Н. Лы­ сенко сообщил, что ссздана комиссия, которая будет ре­ шать — после уточнения всех деталей, — заменять или нет пострадавший экипаж. На все суда Минрыбхоза передано сообщение об этом горьком и печальном происшествии, вызванном элементарной бес-' печностью и безответствен-' ностью некоторых членов эки­ пажа «Карпогор». («Известия», 1987, 9 июня). От редакции. в ВРПО «Севрыба» была создана спе­ циальная комиссия по рас­ следованию случившегося. Слово — члену комиссии, старшему морскому инспек­ тору Анатолию Дмитриевичу Долине: — Я только что вернулся из Архан гельска . К а к ни горь ко и больно это осознавать, тра ­ гедия произошла только из-за отсутствия должной ор ганиза ­ ции судовой службы . Хотя кол ­ лектив «Карпогор» был, можно с ка за ть , образцовый, много мо- ряков-орденоносцев. Э кипаж вышел в экспериментальный рейс сокращ енным штатом . Соль азотной кисло ты полу­ чили в кр а си вы х бочонках с надписями на испанском , я зы ­ ке . На намбузе «красоту» по­ пробовали на в кус : вроде, соль. И утром « п о солили *• и первое и второе блюда. А ведь и к а ­ питан , и старший м ехани к зна ­ ли, что техническое средство сложено в провизионке . Мер н и к а к и х не предприняли . В настоящее время судно с помощью ремонтно-подменной команды вы ходит из порта . К расследованию приступает спе­ циальная комиссия Министер­ ства рыбного хозяйства СССР. 26 июня 1987 года 6 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz