Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.
еСГ !Я " ^ ? Ж В Д - -LV-J-Z- -j — ..... — И— За безопасность мореплавания Перестройка: работа с кадрам» ПУТЬ К ПРЕСТИЖУ С ЕЙЧАС м ы все чаще говорим о капитане, как руководителе и как лич ности, о том, что. несмотря на ведущую роль, какую ка питаны занимают в системе лроизводства, престиж их упал, и не потому, что в этом виноваты капитаны, а потому, что сами условия — служебные, моральные, со циальные — несомненно, спо собствовали тому. Современ ный капитан стал таким объ ектом управленческой дея тельности. которым горазды управлять все, начиная от работников отдела кадров и бухгалтерии и кончая раз личными общественными и инспектирующими организа циями. В течение многих лет ос новным методом воздейст вия на флотскую систему была административная «ду бинка», автократические ме тоды руководства, наказания по каждому поводу, за лю бой просчет и ошибку свер ху донизу: наказания руко водителей аппарата управле ния, не видимые снизу и ви димые сверху, иаказание «золотого фонда», в основ ном капитанов и старших специалистов, которые были вынуждены в этих условиях измерять и сейчас еще из меряют свою инициативу в работе возможной мерой на казания в случае неудачи. Но никто так чутко не ре агирует и так близко к серд цу не принимает, *как моря ки, все нюансы служебных и личностных отношений «моря и берега». Как же поднять престиж древней капитанской про фессии на уровень руководи теля государственной важ ности, что нужно сделать для того, чтобы видеть в них на стоящих доверенных лиц су довладельца? Прежде всего тщательно подбирать командиров на эту должность, начиная со студенческой скамьи, и в процессе его трудовой дея тельности на производстве, подбирать таким образом, чтобы вопрос о назначении человека, который был бы недостаточно подготовлен или не полностью соответст вовал должности, даже не возникал. Каждая ступень служеб ной лестницы штурмана оп ределяет соответствующие служебные обязанности, обо значенные Уставом службы и должностными инструкция ми. И, в свою очередь, тре бует совершенствования спе цифических свойств: его ин дивидуальных способностей. Часть их является обяза тельной для профессии су доводителя, другая в допол нение к ним, приемлема только лишь для конкретной должности. Поэтому совсем необязательно, чтобы отлич но зарекомендовавший себя 2-й помощник капитана стал в той же степени прекрас ным старшим штурманом, а хороший старший помощник незаурядным капитаном. Подбирая кандидатов на должность капитана, надо учесть следующее: в какой- то мере можно «смириться» с односторонней направлен ностью способностей личнос ти штурмана. Но для капи тана как руководителя произ водства необходимы качест ва личности неординарной, по-своему одаренной, способ ной не только наладить ра боту, но и предусмотреть развитие сложной хозяйст венной системы. Иными словами, надо очень внимательно вгляды ваться и изучать способнос ти и характеры судоводите лей, их стремление к само совершенствованию. И толь ко после тщательного анали за наблюдений, изучений де лать дифференцированный отбор и распределение штур манов по должностям. Решая задачу таким об разом, мы не рискуем, как казалось бы, отбить у моло дых судоводителей стремле ние к должностному росту* желание стать капитаном. Зато в течение 3— 4 лет ра боты штурмана на флоте после окончания училища мы будем знать индиви дуальное стремление каждо го претендента, сможем со ставить план его дальнейше го использования, информи ровать специалиста о том, что ждет его в перспективе. Вся же система' подготов ки рассчитана на 10 лет. Логическим итогом этого процесса станет стабильная, облеченная доверием работа капитанов и судоводителей во всех аспектах их трудо вой деятельности. При этих условиях она будет основа на не только на материаль ной заинтересованности и субъективных стимулах, но прежде всего на сознатель ной дисциплине, творческом поиске лучших путей в ре шении любых производст венных задач, на действи тельном' взаимном доверии судовладельца и капитана. Уже сейчас мы в значи тельной степени приблизи лись в своем развитии к та кому уровню, при котором обязаны избавляться от не доверия, имеющего не яв ное, но подсознательное мес то в организации работы флота: недоверие к подго товке кадров, к исполнитель ской дисциплине, технологии производства и качеству вы пускаемой продукции, недо верие плавсостава судов к работе береговых служб. На до вплотную заняться воп росами, которые бы исклю чили факты подобного недо верия, создавая такие усло вия, где кадры флота и бе реговых служб были бы на делены высокими деловыми и моральными качествами, гарантировавшими полное со четание слов и дела при лю бых обстоятельствах. Надо обеспечить наши суда .са мой передовой технологией, исключающей производство бракованной продукции, ор ганизовать работу береговых служб так, чтобы ответст венность за состояние фло та стала выразительной ме рой их деятельности, одним из нормативов морального и материального поощрения. При таких условиях отпа дает необходимость в надве- домственных .инспектирую щих органах. Предприятия, перейдя на полную хозяйст венную самостоятельность, будут в состоянии сами кон тролировать свою работу. А слово и дело капитана будут всегда иметь одинако вый вес... В. САМСОНОВ, исполняющий обязанности начальника отдела море плавания, связи и электро радионавигации ВРПО. rsAK УЖЕ СООБЩАЛОСЬ, на Северном бассейне проходит месячник безопасности мореплавания. Цель его усилить профилакти ку аварийности, повысить безопасность пла вания судов и сохранение человеческой жиз ни на море, предотвратить загрязнение моря, исключить нарушения режимных зон иност ранных государств и правил рыболовства. Месячник безопасности Месячник близится к завершению. Что же он выявил? Наш корреспондент И. Березюк беседует с главным капитаном Мурманского ордена Октябрьской Революции тралового флота Александром Константиновичем Кудря шовым и его заместителем Геннадием Робер товичем Лидером. Выявлены типичные ошибки — Проведению любого мероприятия предшествует организационный период. Ка ким он был у вас? — Прежде всего, мы от правили радиограммы на все наши суда в море. В них рассказали о задачах месяч ника, призвали активизиро вать соревнование судоводи телей на приз имени капита на П. И. Баева. Флагман ские специалисты проверя ют организацию штурманской службы, готовят отчеты об этом1. Капитаны сообщают о принятых по замечаниям ме рах. А здесь организовали смотровые группы, в кото рые вошли капитаны-настав ники, представители партий ного и комсомольского коми тетов, сотрудники отдела мо реплавания ЦПКТБ. — Видимо, проверяли су да, стоящие в порту? — После первых посеще ний убедились, что нет смыс ла проводить проверку на ремонтирующихся судах и на тех, что давно стоят у. причала, поскольку навига ционное оборудование там, как правило, снято, сдано в ремонт или для контроля. Основное внимание уделяли тем, кто приходит с моря, или на отходе в рейс. Хочу заметить, что мы постоянно проводим навига ционные анализы работы су доводителей. Это осуществ ляют работники штурман ского класса учебного судна «Златоуст». Конечно, такая проверка дает больше поль зы, поскольку здесь смот рим и на состояние прибо ров, и на ведение докумен тации, делаем восстанови тельную прокладку по запи сям в судовом журнале и многое другое. Причем ана лизируем деятельность штур манов за весь прошедший рейс. — За время месячника сколько судов проверили? — 13 траулеров приходили в порт, на 11 побывала смот ровая комиссия, составлены акты. На десяти судах про изведен навигационный ана лиз рейсов. — Замечаний много? — В общем-то они есть у всех, хотя и не очень грубые. В основном ошиба ются судоводители из-за не внимательности. — Что касается гласнос ти... — Все проверки и анали зы проходят в присутствии штурманской службы: раз бираем вместе. На учебном судне «Зла тоуст» и в помещении служ бы мореплавания флота ви сят транспаранты о месячни ке. Практикуем и такой ме тод: поручаем капитану, чьей службе были сделаны замечания, провести в рейсе навигационный анализ в пол ном объеме, а потом доло жить в службу главного ка питана о принятых мерах. Это очень хорошее дело. — Итак, месячник был. полезным? Щ ' \ — Конечно. Выявили наи более типичные ошибки. И обратили внимание судово дителей на их устранение. — А как дела с аварий ностью на флоте? — Навигационных аварий за полугодие не было, одна ко произошли четыре ава рийных происшествия. Уверены, что проводимый месячник заставил подтя нуться моряков, еще и еще раз проверить, все ли в по рядке в организации штур манской службы. А это зна чит, что еще меньше будет у нас предпосылок к авари ям. Горькая цена беспечности Из Аргентины пришло сооб щение: большой советский мо розильный траулер •— БМРТ «Карпогоры» после получения продуктов и снабжения в пор ту и выхода в море, на про мысел, был вынужден изме нить курс, запросить помощь береговых властей и вернуть ся в гавань. Причина — ост рое отравление ряда членов экипажа. Что же случилось? Одна из пачек заказанно го механиками азотистого нат рия, применяемого в качест ве присадки для обработки охлаждающей воды в маши не, по недосмотру попала на камбуз, Люди почувство вали себя плохо уже через 10— 15 минут после приема пищи. На боли жаловались 36 человек. Двое — рефрижера торный механик Г. Б. Денисюк и матрос А, С. Майзеров — скончались. Капитан и судовой врач действовали, как того требовали обстоятельства. Судно пошло к причалу, где его ждали кареты «скорой по мощи». Все пострадавшие бы ли доставлены в больницу Ла- Платы (в районе Буэнос-Айре- са). Двадцать девять человек вскоре выписались. Матрос Пушкинский пока находится в реанимации. ^ Заместитель министра рыб ного хозяйства СССР Н. Лы сенко сообщил, что ссздана комиссия, которая будет ре шать — после уточнения всех деталей, — заменять или нет пострадавший экипаж. На все суда Минрыбхоза передано сообщение об этом горьком и печальном происшествии, вызванном элементарной бес-' печностью и безответствен-' ностью некоторых членов эки пажа «Карпогор». («Известия», 1987, 9 июня). От редакции. в ВРПО «Севрыба» была создана спе циальная комиссия по рас следованию случившегося. Слово — члену комиссии, старшему морскому инспек тору Анатолию Дмитриевичу Долине: — Я только что вернулся из Архан гельска . К а к ни горь ко и больно это осознавать, тра гедия произошла только из-за отсутствия должной ор ганиза ции судовой службы . Хотя кол лектив «Карпогор» был, можно с ка за ть , образцовый, много мо- ряков-орденоносцев. Э кипаж вышел в экспериментальный рейс сокращ енным штатом . Соль азотной кисло ты полу чили в кр а си вы х бочонках с надписями на испанском , я зы ке . На намбузе «красоту» по пробовали на в кус : вроде, соль. И утром « п о солили *• и первое и второе блюда. А ведь и к а питан , и старший м ехани к зна ли, что техническое средство сложено в провизионке . Мер н и к а к и х не предприняли . В настоящее время судно с помощью ремонтно-подменной команды вы ходит из порта . К расследованию приступает спе циальная комиссия Министер ства рыбного хозяйства СССР. 26 июня 1987 года 6 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz