Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.

Во имя великой цели С ЛАВНУЮ СТРАНИЦУ в историю советской и мировой авиации полвека назад вписали советские летчики В. П. Чкалов, Г. Ф . Байду­ ков и А. В. Беляков. 18—20 июня 1937 года они совершили первый в мире беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный по­ люс — США (Ванкувер). В короткий срок Советский Союз вошел в число передовых авиацион­ ных держав мира. Одномоторный самолет АНТ-25 стал гордостью со­ ветской авиационной мысли и техни­ ки. Весь мир рукоплескал эки­ пажу В. П. Чкалова. В Соединенных Штатах летчикам устроили востор­ женный прием. Перелет стал важ­ ным вкладом в дело укрепления дружбы двух великих народов. НА СНИМКАХ: фотография, запе­ чатлевшая первые мгновения пре­ бывания советских летчиков на аме­ риканской земле; один из участни­ ков героического перелета—генерал- полковник авиации Г. Ф.- Байдуков. Фотохроника ТАСС. второй пилот самолета Г. Ф. Байдуков остался ве­ рен своей машине и не разделял мнения С. Лева­ невского. Байдукова поддержал известный летчик- испытатель В. П. Чкалов, который также верил в но­ вый самолет. Он обратился к правительству, лично к И. В. Сталину с просьбой разрешить совершить трансарктический полет на АНТ-25. Просьба была удовлетворена, и был сформирован экипаж, в со ­ ставе которого, кроме Чкалова, были Г. Байдуков (второй пилот), А. Беляков (штурман). Необходимо заметить, что параллельно готовился к трансконти­ нентальному перелету, но южным путем — через Африку в Аргентину экипаж М; Громова, причем этому варианту отдавалось предпочтение. Поэтому для опробования АНТ-25 в полете б Арктике В. П. Чкалову было предложено выполнить дальний бес­ посадочный перелет по маршруту Москва —■Зем­ ля Франца-Иосифа — Тикси .— Камчатка — Ха­ баровск. Летом 1936 года этот полет был благополучно выполнен, самолет ч е ре з .56 часов полета призем­ лился на о. Удд вблизи Николаевска-на-Амуре. Перелет показал, что самолет можно использо­ вать для сверхдальнего полета в Америку. Тща­ тельно изучив условия и опыт полетов в Арктике, взвесив все возможности машины, специалисты пришли к выводу, что полет в Америку может быть совершен на АНТ-25. Командир второго экипажа, планировавшегося для полета южным маршрутом. М. М. Громов написал в ЦК партии письмо, в котором просил разрешить выполнить беспосадоч­ ный перелет в Америку также через Северный по­ люс. Успех советской авиации по организации весной 1937 года дрейфующей станции СП-1 влил новые силы в энтузиастов трансарктического перелета в Америку. Начались переговоры с правительством СШ А о разрешении пролета над Америкой и посад­ ки на ее территории советских самолетов. Одновре­ менно готовились два самолета к перелету, совер­ шенствовались аппаратура, приборы, навигацион­ ное оборудование, а также осуществлялся подбор карт полетов. D МАЕ 1937 года правительство положительно решило вопро'с о полете чкаловского экипа­ жа, а чуть позже — громовского. также северным маршрутом, причем планировалось проведение по­ летов одновременно двух самолетов. Однако состо­ ялся старт только самолета В. Чкалова: неожидан­ но поступило указание снять двигатель с самолета М. Громова и поставить на машину В. Чкалова. Полет начался 18 июня, а спустя 63 часа 25 минут, пролетев (по прямой) более 8500 километров. • Страницы истории • 'К

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz