Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.

(Г) Память 1 ■* I В 1935 ГОДУ молодой капитан Мурманского тралового флота Георгий Владимирович Лотов принял траулер отечественной по­ стройки РТ-71 «Москва». В то время среди рыбаков Мурмана началось стаханов­ ское движение за перевыпол­ нение годового задания. Пер­ вым откликнулся на призыв Стаханова .экипаж РТ-29 «Киров» (капитан Георгий Герасимович Тисленко), взявший обязательство выло­ вить за год 50 тысяч цент­ неров рыбы. Экипаж РТ-71 «Москва»» на судовом собрании тоже при­ нял решение выловить за 1936 год 50 тысяч центнеров ры­ бы. Капитан Георгий Владими­ рович Лотов вызвал на социа­ листическое соревнование РТ-29 «Киров». Георгий Владимирович упор­ но работал,, учил молодых ма- Выполнив свой долг до конца тросов шкерить рыбу и чинить порванный трал. Героический ▼РУД экипажа РТ-71 «Москва» и его капитана дал хорошие результаты. Траулер выполнил взятые социалистические обя­ зательства, выловив за год 50 тысяч центнеров рыбы. Совет­ ское правительство наградило Г. В. Лотова орденом Трудового Красного Знамени. В третьей пятилетке Георгий Владимирович продолжал само­ отверженно трудиться. Его приняли в ряды Коммунистиче­ ской партии Советского Союза. Когда началась Великая Отечественная война, Геор­ гий Владимирович получил приказ принять РТ-3 «Крас­ ноармеец» и переоборудовать траулер в военный корабль. Нарком Военно-Морского Флота присвоил ему воин­ ское звание старший лейте­ нант. На Мурманской судо­ верфи «Красноармеец» во­ оружили двумя пушками ка­ либра 45 мм, двумя спарен­ ными зенитными пулеметами «максим», змейковым тра­ лом и тралом Шульца. При­ казом командующего Север­ ным флотом РТ-3 «Красно­ армеец» был переименован в военный тральщик № 34 (ТЩ-34). На "корабль при­ был комиссар, политрук Ивай Ильич Платов. Экипаж ТЩ-34 укомплектовали в основном рыбаками трало­ вого флота. В начале августа 1941 года по приказу оперативного де­ журного Северного флота ТЩ-34 перешел в Тюва-губу, “чтобьг сдать представителям штаба флота все корабельные задачи. После упорных трени­ ровок лйчНый состав ТЩ-34 сделал это. На Кильдииском плесе было проведено первое боевое траление якорных мин. 12 августа 1941 года ТЩ-34 принял на борт глубинные бом­ бы и направился ■ Архан­ гельск. 13 августа ТЩ-34 прошел Святоносский залив и повер­ нул на новый курс. С восто­ ка послышался отдаленный гул. Сигнальщик доложил командиру корабля, что ви­ дит в воздухе много черных точек. Это шли на Иоканьгу фашистские бомбардировщи­ ки «юнкерс-88». Два само­ лета врага повернули на ТЩ-34. Старший лейтенант Г. В. Лотов приказал комендорам открыть огонь. Первые зал­ пы по врагу потрясли кор­ пус корабля. Комендоры бы­ стро вращали стволы орудий, меняя угол возвышения, и стреляли по самолетам. Две бомбы взорвались по бортам тральщика на расстоянии 10— 15 метров. Ударная волна прошла над верхним мостиком. Первый зенитный пулемет замолчал. Комиссар корабля, политрук И. И. Пла­ тов бросился к пулемету, устранил задержку и открыл огонь по самолету, который пикировал почти отвесно на тральщик. Старший лейтенант Лотов подал команду: — Право на борт. Самый полный вперед] Две бомбы взорвались ря­ дом с левым бортом, и ко­ рабль положило на правый борт. Крен достиг 45 граду­ сов. Тральщик описывал циркуляцию в сторону бере­ га. Фашистские стервятники, израсходовав боезапас, по­ вернули на запад. 14 августа ТЩ-34 вошел в устье Северной Двины, напра­ вился к острову Соломбала и ошвартовался у колесного парохода «Володарский». Стар­ шего лейтенанта Г. В. Лотова вызвали в штаб Беломорской военной флотилии. Там он узнал, что ТЩ-34 зачислен в первый дивизион бригады тра­ ления, которой командовал ка­ питан 1-го ранга Михаил Фе­ дорович Белов. По приназу комдива ТЩ-34 в сентябре проводил траление мин .у восточного побережья Кольского полуострова, а ■ октябре на линии мыс Святой Нос — мыс Канин Нос. В начале ноября Георгий Владимирович получил при­ каз следовать в Архангельск. Там он явился на штабной пароход «Володарский», где капитан 1-го ранга М. Ф. Белов инструктировал коман­ диров тральщиков, готовых выйти на боевое траление закрытых водных районов. Когда командиры кораб­ лей ушли, капитан 1-го ран­ га Белов обратился к Геор­ гию Владимировичу: — Для вас будет особое задание. В Архангельске грузится большими корабель­ ными минами минный загра­ дитель «Югорский Ш ар» . Он пойдет в Иоканьгу. Командует минзагом стар­ ший лейтенант Николай Фе­ дорович Шубин. ТЩ-34 при­ казано охранять на переходе минзаг. Вы, товарищ стар­ ший лейтенант, полностью отвечаете за безопасность «Югорского Ш ара» . После инструктажа Георгий Владимирович сошел на при­ чал. У причала он увидел ТЩ-41, переоборудованный из РТ-84 «Гольфстрим». Командир ТЩ-41 лейтенант Александр Алексеевич Соснин готовился сопровождать в Иоканьгу це­ лую флотилию мотоботов. Вечером 14 ноября 1941 го­ да минный заградитель «Югор- сиий Шар» (3M-93) полностью заполнил свои ' трюмы янор- ными минами типа «КБ» и •ышел на плес Северной Дви­ ны. К нему подошел ТЩ-34, и небольшой конвой двинулся к Мудьюгским створам. Днем 15 ноября наблюдате­ ли ТЩ-34 ничего опасного на море не заметили. Тральщик шел вдоль скалистого берега, а «Югорсиий Шар» — восточнее, соблюдая радиомолчание. К ве­ черу погода ухудшилась. Сила ветра достигла восьми баллов. Периодически налетали снеж­ ные заряды. — Усилить наблюдение! — приказал старший лейтенант Лотов. Он не покидал верхний мостик тральщика уже более двенадцати часов. Стало совсем темно, когда корабли подошли к мысу Острые Лудки. Неожиданно на­ блюдатель по левому борту тральщика тревожно доложил: — Товарищ командир, слева у берега подводная лодка! Фашистская субмарина уже выходила в атаку на «Югор­ ский Шар»... — Полный вперед! —_ подал команду старший лейтенант Лотов. — Лево на борт! Комендоры ТЩ-34 открыли огонь. Но подводная лодка про­ тивника успела сделать тор­ педный залп веером. Одна торпеда попала в корму ТЩ-34. Сильный взрыв потряс ко­ рабль. Всех, кто находился на верхнем мостике, сбросило да­ леко за борт. Тральщик окутал­ ся дымом, повалился на левый борт и скрылся в морской пу­ чине. Командир «Югорского Ш ара» старший лейтенант Николай Федорович Шубин видел, как взорвался траль­ щик № 34 и повернул свой норабль, чтобы оказать по­ мощь попавшим в беду то­ варищам. Он приказал сбро­ сить серию глубинных бомб... Ни тральщика, ни его мо­ ряков Николай Федорович не обнаружил. На имя командую­ щего Беломорской флотилией была послана радиограмма: «ТЩ-34» торпедирован не­ мецкой подводной лодкой. Ши­ рота 67° ЗГ , долгота 41° 1Г.. Спасти экипаж не удалось. Следую Иоканьгу. Шубин.» В это время за скалами за­ паднее мыса Городецкого у к ­ рылись от шторма ТЩ-41 ’ и парусные мотоботы. Командир ТЩ-41 лейтенант Александр Алексеевич Соснин получил ра­ диограмму из штаба Беломор­ ской флотилии: «Восточнее мы­ са Острые Лудки торпедирован ТЩ-34. Приказываю искать плоты или шлюпки с экипа­ жем корабля. Контр-адмирал Кучеров.» Александр Алексеевич под­ нялся на верхний мостик • и приказал старшему механику Сергею Сергеевичу Шитареву дать кораблю форсированный ход. В полной темноте траль­ щик обогнул мыс Городецний и повернул на юго-восток. Сут­ ки лейтенант А. А. Соснин ис­ кал личный состав ТЩ-34, но море было пустынным.- Так погибли заслуженный капитан тралового флота, бесстрашный североморец старший лейтенант Георгий Владимирович Лотов и его экипаж, выполнившие свой долг перед Родиной до кон­ ца. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. П ОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, дорогие читатели, на этот сни­ мок военных лет. Многие определят: борговой рыболовный траулер. Да, он, только сменивший временно «профессию:). Об этом можно судить по заметным признакам: нет траловых дуг, а на полубаке установлено орудие. Напомним: Мурманский трало­ вый флот передал лучшие свои суда Северному флоту в первые недели Великой Отечественной войны. На большинстве их костяк команд составили рыбаки. Став военными моряками, они показа­ ли образцы мужества и героизма, защищая Родину, Заполярье, родной город, порт. Вспомним их, героев войны, поименно в Неделю памяти, которая проводится с 22 по 28 июня. Фоторепродукция А. Роуве. Резонанс Новое о моряках СКР-31 14 МАРТА прошлого го­ да в «Рыбном Мур- маие» была опубликована статья «Последний бой СКР- 31». За прошедший год про­ делана значительная научно- исследовательская и поиско­ вая работа, в ходе которой удалось "узнать много ново-, го. Так, например, документаль­ но подтверждено, что РТ-43 «Рыбец» вошел в состав Се­ верного флота 13 июля 1941 года и вначале именовался «БС-2». «БС-2» значится в списках кораблей Северного флота пе­ риода Великой Отечественной войны. Но многие годы мне не удавалось узнать, что это за судно и что означают бук­ вы «БС». На эти вопросы не могли ответить и ветераны-се­ вероморцы, служившие на сто* рожевых кораблях и тральщи­ ках. И только ответ из Цент­ рального военно-морского ар­ хива внес ясность. Сообщалось также, что 25 сентября 1942 года брандвахтенное судно «БС-2» было переименовано в сторожевой корабль № 31. Большую помощь в про­ деланной работе оказала вдо­ ва погибшего старшего лей- тенапта медслужбы Николая Васильевича Петрова М. Ф . Старикова. Ей, как и другим родственникам погибших се­ вероморцев, был выслан но­ мер «Рыбного Мурмана» от 14 марта 1986 года. Полу­ чив его, она ответила: «Я все еще нахожусь под впечатлением статьи «Послед­ ний бой СКР-31». Да и не только я. Она потрясла и братьев Николая Васильевича, узнавших из нее о последних минутах его жизни. Это ста­ ло известно и нашим одноклас­ сникам. А сотрудники краеведческо­ го музея города Луги воспри­ няли ее как находку, очень нуокную для экспозиции, кото- рая' готовится о лужанах, участниках Великой Отечест­ венной войны. Город Мурманск мог стать и моим городом, так как, не­ смотря на военное положение, по настоятельной просьбе Ни­ колая Васильевича я должна была приехать к нему в Мур­ манск в мае 1943 года. Уже были оформлены документы на въезд. Но вместо ожидае­ мого вызова я получила по­ хоронную... Так расправи­ лась с нашими судьбами вой­ на». За прошедший год выяв­ лен весь список личного со­ става корабля. Он насчиты­ вал сорок семь человек, семь из них — офицеры. Многие трудились в довоенный пе­ риод в Мурманском трало­ вом флоте. Прежде всего — опытный капитан Николай Павлович Ненайденко. В ходе поиска установле­ на связь с родными и близ­ кими шестнадцати моряков СКР-31. До войны жил в Мурман­ ске Матвей Фомич Шапуров. В 1941 году он был призван на военную службу. В обла­ стном центре живет его вдо­ ва Ольга Васильевна Шапу- рыбный мурман 11 рова. Сестра краснофлотца М. Ф. Шапурова Антонина Фоминична, проживающая в Витебской области, прислала в музей Краснознаменного Северного флота фотографию своего брата 1935 года, ког­ да он служил в РККА. Этот единственный снимок сестра бережно хранила сорок шесть лет. Из деревни Айново Архан­ гельской области откликну­ лась дочь погибшего старше­ го краснофлотца Федора Павловича Зайцева Р. Ф. Мельникова. Вот что она сообщила в своем письме: «Мой папа ушел на фронт в марте 1942 года, а в июне родилась я. Мы так и не уви­ дели никогда друг друга. Дом, где мы жили, сгорел. Все, что находилось в нем, погибло. Поэтому помочь музею ничем не могу, кроме единственного снимка, старого, склеенного, по­ трескавшегося за давностью лет. Может, он сгодится для флотского музея как память о североморце Федоре Павло­ виче Зайцеве. Мой отец погиб 12 мая 1943 года, и было ему всего 20 лет. Сейчас я старше своего отца в два раза». Из тралового флота ушел защищать Родину и старший краснофлотец Григорий Алек­ сандрович Пономарев. Его племянник Ф . И. Ананыш побывал в Мурманске в 1941 году. Здесь произошла их встреча, ставшая послед­ ней. Своим племянникам и подарил в дни войны фото­ графию Григорий Понома­ рев. На снимке он в мор­ ской форме. Четко выделя­ ются на ленточке бескозыр­ ки слова: «Северный флот». Эта фотография также по­ полнила материалы о СКР- 31. Из города Звенигово Ма­ рийской А ССР написал брат старшины 2-й статьи Нико­ лая Александровича Симоно­ ва П. А. Симонов. Он рас­ сказал, что Николай ушел на фронт с четвертого курса Горьковского речного учили­ ща. В память о своем по­ гибшем брате он прислал все, что хранилось в его до­ ме !..Идут и идут в музей флота десятки писем, банде­ роли, посылки, в которых — реликвии, рассказываю­ щие о тех, кому не довелось дожить до Дня Победы, кто погиб в боях с немецко-фа­ шистскими захватчиками, за­ щищая любимую Родину, ее северные морские рубежи. Из боевых походов не вер­ нулись домой около девяти­ сот моряков, служивших на сторожевых кораблях и тральщиках, бывших рыбо­ ловных траулерах. Помнить их и чтить память этих лю­ ден — долг каждого из нас. О них должны знать и мо­ лодые рыбаки. А. ВАСИЛЬЕВА. 19 июня 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz