Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.
(Г) Память 1 ■* I В 1935 ГОДУ молодой капитан Мурманского тралового флота Георгий Владимирович Лотов принял траулер отечественной по стройки РТ-71 «Москва». В то время среди рыбаков Мурмана началось стаханов ское движение за перевыпол нение годового задания. Пер вым откликнулся на призыв Стаханова .экипаж РТ-29 «Киров» (капитан Георгий Герасимович Тисленко), взявший обязательство выло вить за год 50 тысяч цент неров рыбы. Экипаж РТ-71 «Москва»» на судовом собрании тоже при нял решение выловить за 1936 год 50 тысяч центнеров ры бы. Капитан Георгий Владими рович Лотов вызвал на социа листическое соревнование РТ-29 «Киров». Георгий Владимирович упор но работал,, учил молодых ма- Выполнив свой долг до конца тросов шкерить рыбу и чинить порванный трал. Героический ▼РУД экипажа РТ-71 «Москва» и его капитана дал хорошие результаты. Траулер выполнил взятые социалистические обя зательства, выловив за год 50 тысяч центнеров рыбы. Совет ское правительство наградило Г. В. Лотова орденом Трудового Красного Знамени. В третьей пятилетке Георгий Владимирович продолжал само отверженно трудиться. Его приняли в ряды Коммунистиче ской партии Советского Союза. Когда началась Великая Отечественная война, Геор гий Владимирович получил приказ принять РТ-3 «Крас ноармеец» и переоборудовать траулер в военный корабль. Нарком Военно-Морского Флота присвоил ему воин ское звание старший лейте нант. На Мурманской судо верфи «Красноармеец» во оружили двумя пушками ка либра 45 мм, двумя спарен ными зенитными пулеметами «максим», змейковым тра лом и тралом Шульца. При казом командующего Север ным флотом РТ-3 «Красно армеец» был переименован в военный тральщик № 34 (ТЩ-34). На "корабль при был комиссар, политрук Ивай Ильич Платов. Экипаж ТЩ-34 укомплектовали в основном рыбаками трало вого флота. В начале августа 1941 года по приказу оперативного де журного Северного флота ТЩ-34 перешел в Тюва-губу, “чтобьг сдать представителям штаба флота все корабельные задачи. После упорных трени ровок лйчНый состав ТЩ-34 сделал это. На Кильдииском плесе было проведено первое боевое траление якорных мин. 12 августа 1941 года ТЩ-34 принял на борт глубинные бом бы и направился ■ Архан гельск. 13 августа ТЩ-34 прошел Святоносский залив и повер нул на новый курс. С восто ка послышался отдаленный гул. Сигнальщик доложил командиру корабля, что ви дит в воздухе много черных точек. Это шли на Иоканьгу фашистские бомбардировщи ки «юнкерс-88». Два само лета врага повернули на ТЩ-34. Старший лейтенант Г. В. Лотов приказал комендорам открыть огонь. Первые зал пы по врагу потрясли кор пус корабля. Комендоры бы стро вращали стволы орудий, меняя угол возвышения, и стреляли по самолетам. Две бомбы взорвались по бортам тральщика на расстоянии 10— 15 метров. Ударная волна прошла над верхним мостиком. Первый зенитный пулемет замолчал. Комиссар корабля, политрук И. И. Пла тов бросился к пулемету, устранил задержку и открыл огонь по самолету, который пикировал почти отвесно на тральщик. Старший лейтенант Лотов подал команду: — Право на борт. Самый полный вперед] Две бомбы взорвались ря дом с левым бортом, и ко рабль положило на правый борт. Крен достиг 45 граду сов. Тральщик описывал циркуляцию в сторону бере га. Фашистские стервятники, израсходовав боезапас, по вернули на запад. 14 августа ТЩ-34 вошел в устье Северной Двины, напра вился к острову Соломбала и ошвартовался у колесного парохода «Володарский». Стар шего лейтенанта Г. В. Лотова вызвали в штаб Беломорской военной флотилии. Там он узнал, что ТЩ-34 зачислен в первый дивизион бригады тра ления, которой командовал ка питан 1-го ранга Михаил Фе дорович Белов. По приназу комдива ТЩ-34 в сентябре проводил траление мин .у восточного побережья Кольского полуострова, а ■ октябре на линии мыс Святой Нос — мыс Канин Нос. В начале ноября Георгий Владимирович получил при каз следовать в Архангельск. Там он явился на штабной пароход «Володарский», где капитан 1-го ранга М. Ф. Белов инструктировал коман диров тральщиков, готовых выйти на боевое траление закрытых водных районов. Когда командиры кораб лей ушли, капитан 1-го ран га Белов обратился к Геор гию Владимировичу: — Для вас будет особое задание. В Архангельске грузится большими корабель ными минами минный загра дитель «Югорский Ш ар» . Он пойдет в Иоканьгу. Командует минзагом стар ший лейтенант Николай Фе дорович Шубин. ТЩ-34 при казано охранять на переходе минзаг. Вы, товарищ стар ший лейтенант, полностью отвечаете за безопасность «Югорского Ш ара» . После инструктажа Георгий Владимирович сошел на при чал. У причала он увидел ТЩ-41, переоборудованный из РТ-84 «Гольфстрим». Командир ТЩ-41 лейтенант Александр Алексеевич Соснин готовился сопровождать в Иоканьгу це лую флотилию мотоботов. Вечером 14 ноября 1941 го да минный заградитель «Югор- сиий Шар» (3M-93) полностью заполнил свои ' трюмы янор- ными минами типа «КБ» и •ышел на плес Северной Дви ны. К нему подошел ТЩ-34, и небольшой конвой двинулся к Мудьюгским створам. Днем 15 ноября наблюдате ли ТЩ-34 ничего опасного на море не заметили. Тральщик шел вдоль скалистого берега, а «Югорсиий Шар» — восточнее, соблюдая радиомолчание. К ве черу погода ухудшилась. Сила ветра достигла восьми баллов. Периодически налетали снеж ные заряды. — Усилить наблюдение! — приказал старший лейтенант Лотов. Он не покидал верхний мостик тральщика уже более двенадцати часов. Стало совсем темно, когда корабли подошли к мысу Острые Лудки. Неожиданно на блюдатель по левому борту тральщика тревожно доложил: — Товарищ командир, слева у берега подводная лодка! Фашистская субмарина уже выходила в атаку на «Югор ский Шар»... — Полный вперед! —_ подал команду старший лейтенант Лотов. — Лево на борт! Комендоры ТЩ-34 открыли огонь. Но подводная лодка про тивника успела сделать тор педный залп веером. Одна торпеда попала в корму ТЩ-34. Сильный взрыв потряс ко рабль. Всех, кто находился на верхнем мостике, сбросило да леко за борт. Тральщик окутал ся дымом, повалился на левый борт и скрылся в морской пу чине. Командир «Югорского Ш ара» старший лейтенант Николай Федорович Шубин видел, как взорвался траль щик № 34 и повернул свой норабль, чтобы оказать по мощь попавшим в беду то варищам. Он приказал сбро сить серию глубинных бомб... Ни тральщика, ни его мо ряков Николай Федорович не обнаружил. На имя командую щего Беломорской флотилией была послана радиограмма: «ТЩ-34» торпедирован не мецкой подводной лодкой. Ши рота 67° ЗГ , долгота 41° 1Г.. Спасти экипаж не удалось. Следую Иоканьгу. Шубин.» В это время за скалами за паднее мыса Городецкого у к рылись от шторма ТЩ-41 ’ и парусные мотоботы. Командир ТЩ-41 лейтенант Александр Алексеевич Соснин получил ра диограмму из штаба Беломор ской флотилии: «Восточнее мы са Острые Лудки торпедирован ТЩ-34. Приказываю искать плоты или шлюпки с экипа жем корабля. Контр-адмирал Кучеров.» Александр Алексеевич под нялся на верхний мостик • и приказал старшему механику Сергею Сергеевичу Шитареву дать кораблю форсированный ход. В полной темноте траль щик обогнул мыс Городецний и повернул на юго-восток. Сут ки лейтенант А. А. Соснин ис кал личный состав ТЩ-34, но море было пустынным.- Так погибли заслуженный капитан тралового флота, бесстрашный североморец старший лейтенант Георгий Владимирович Лотов и его экипаж, выполнившие свой долг перед Родиной до кон ца. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. П ОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, дорогие читатели, на этот сни мок военных лет. Многие определят: борговой рыболовный траулер. Да, он, только сменивший временно «профессию:). Об этом можно судить по заметным признакам: нет траловых дуг, а на полубаке установлено орудие. Напомним: Мурманский трало вый флот передал лучшие свои суда Северному флоту в первые недели Великой Отечественной войны. На большинстве их костяк команд составили рыбаки. Став военными моряками, они показа ли образцы мужества и героизма, защищая Родину, Заполярье, родной город, порт. Вспомним их, героев войны, поименно в Неделю памяти, которая проводится с 22 по 28 июня. Фоторепродукция А. Роуве. Резонанс Новое о моряках СКР-31 14 МАРТА прошлого го да в «Рыбном Мур- маие» была опубликована статья «Последний бой СКР- 31». За прошедший год про делана значительная научно- исследовательская и поиско вая работа, в ходе которой удалось "узнать много ново-, го. Так, например, документаль но подтверждено, что РТ-43 «Рыбец» вошел в состав Се верного флота 13 июля 1941 года и вначале именовался «БС-2». «БС-2» значится в списках кораблей Северного флота пе риода Великой Отечественной войны. Но многие годы мне не удавалось узнать, что это за судно и что означают бук вы «БС». На эти вопросы не могли ответить и ветераны-се вероморцы, служившие на сто* рожевых кораблях и тральщи ках. И только ответ из Цент рального военно-морского ар хива внес ясность. Сообщалось также, что 25 сентября 1942 года брандвахтенное судно «БС-2» было переименовано в сторожевой корабль № 31. Большую помощь в про деланной работе оказала вдо ва погибшего старшего лей- тенапта медслужбы Николая Васильевича Петрова М. Ф . Старикова. Ей, как и другим родственникам погибших се вероморцев, был выслан но мер «Рыбного Мурмана» от 14 марта 1986 года. Полу чив его, она ответила: «Я все еще нахожусь под впечатлением статьи «Послед ний бой СКР-31». Да и не только я. Она потрясла и братьев Николая Васильевича, узнавших из нее о последних минутах его жизни. Это ста ло известно и нашим одноклас сникам. А сотрудники краеведческо го музея города Луги воспри няли ее как находку, очень нуокную для экспозиции, кото- рая' готовится о лужанах, участниках Великой Отечест венной войны. Город Мурманск мог стать и моим городом, так как, не смотря на военное положение, по настоятельной просьбе Ни колая Васильевича я должна была приехать к нему в Мур манск в мае 1943 года. Уже были оформлены документы на въезд. Но вместо ожидае мого вызова я получила по хоронную... Так расправи лась с нашими судьбами вой на». За прошедший год выяв лен весь список личного со става корабля. Он насчиты вал сорок семь человек, семь из них — офицеры. Многие трудились в довоенный пе риод в Мурманском трало вом флоте. Прежде всего — опытный капитан Николай Павлович Ненайденко. В ходе поиска установле на связь с родными и близ кими шестнадцати моряков СКР-31. До войны жил в Мурман ске Матвей Фомич Шапуров. В 1941 году он был призван на военную службу. В обла стном центре живет его вдо ва Ольга Васильевна Шапу- рыбный мурман 11 рова. Сестра краснофлотца М. Ф. Шапурова Антонина Фоминична, проживающая в Витебской области, прислала в музей Краснознаменного Северного флота фотографию своего брата 1935 года, ког да он служил в РККА. Этот единственный снимок сестра бережно хранила сорок шесть лет. Из деревни Айново Архан гельской области откликну лась дочь погибшего старше го краснофлотца Федора Павловича Зайцева Р. Ф. Мельникова. Вот что она сообщила в своем письме: «Мой папа ушел на фронт в марте 1942 года, а в июне родилась я. Мы так и не уви дели никогда друг друга. Дом, где мы жили, сгорел. Все, что находилось в нем, погибло. Поэтому помочь музею ничем не могу, кроме единственного снимка, старого, склеенного, по трескавшегося за давностью лет. Может, он сгодится для флотского музея как память о североморце Федоре Павло виче Зайцеве. Мой отец погиб 12 мая 1943 года, и было ему всего 20 лет. Сейчас я старше своего отца в два раза». Из тралового флота ушел защищать Родину и старший краснофлотец Григорий Алек сандрович Пономарев. Его племянник Ф . И. Ананыш побывал в Мурманске в 1941 году. Здесь произошла их встреча, ставшая послед ней. Своим племянникам и подарил в дни войны фото графию Григорий Понома рев. На снимке он в мор ской форме. Четко выделя ются на ленточке бескозыр ки слова: «Северный флот». Эта фотография также по полнила материалы о СКР- 31. Из города Звенигово Ма рийской А ССР написал брат старшины 2-й статьи Нико лая Александровича Симоно ва П. А. Симонов. Он рас сказал, что Николай ушел на фронт с четвертого курса Горьковского речного учили ща. В память о своем по гибшем брате он прислал все, что хранилось в его до ме !..Идут и идут в музей флота десятки писем, банде роли, посылки, в которых — реликвии, рассказываю щие о тех, кому не довелось дожить до Дня Победы, кто погиб в боях с немецко-фа шистскими захватчиками, за щищая любимую Родину, ее северные морские рубежи. Из боевых походов не вер нулись домой около девяти сот моряков, служивших на сторожевых кораблях и тральщиках, бывших рыбо ловных траулерах. Помнить их и чтить память этих лю ден — долг каждого из нас. О них должны знать и мо лодые рыбаки. А. ВАСИЛЬЕВА. 19 июня 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz