Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.

о Заметки о праздновании Дня славянской письменности 1 Я ХО ЧУ РАССКА ЗАТЬ первую историю тан. как увидел ее лет двадцать назад тогда еще ма­ ленький мальчик. Много лет назад, когда не знал он еще ни настоящего добра, ни настоящего зла: «Церковь стояла на площади. В тот день, когда мы прибежали, они уже зацепили тросом одну колонну. И был там человек, кричал: «Давай... Будем рвать танком, а то в тракторе силы нету...» И был у них танк. И рванули, вы­ драли из церквушки колонну. Потом еще неделю растаскивали обломки, долбили молотками камень. Победили они ее. колокольню победили, ворон на колокольне победили, а зачем, я спрашиваю, зачем армейским танком они рушили то. что защищаться не может?» Я хочу рассказать вторую историю так, как случилась она. считайте, вче­ ра с известным писателем, чье имя я назову когда-нибудь потом. На исходе одного весеннего дня вызвали его к высокому руководству. Хозяин кабинета, уставший, видимо, от об­ ластных забот, мельком взглянул на часы и спросил писателя строго: — Послушайте, что это за катава­ сия в печати из-за строительства гид­ ростанции? Почему все против? Вы же должны понимать, как она нужна области. Мы имеем на руках. — сер­ дито показал на сейф руководитель. — мы имеем на руках'Доказательст­ ва, что ее строительство не вызовет климатических изменений в бассей­ не нашей прекрасной ре.ки . . Послу­ шайте. — попросил он. — выступите в центральной печати в пользу ее строительства. Вы ведь писатель на­ родный. к вам прислушаются. - Писателя первый раз в жизни на­ звали народным. И что греха таить, хотелось ему народного звания, при­ знания официального хотелось, да только за миг до того, как сказать «хорошо», он представил себе иско­ верканные взрывными работами бе­ рега своей прекрасной реки, древние курганы, еще не раскопанные, не изу­ ченные, скрывающие под слоем зем­ ли жизнь его народа, — должны они были уйти под воду. — и с тоской посмотрел в окно. — Нет. — ответил писатель. — люди меня не поймут. Я хочу рассказать третью исто­ рию так, как приключилась она на самом деле: «Того лета пришед Мурмане войной, человек пятьсот, в бусах и шнеках и повоеваша в Варзу- ги погост Корельский. в. Неноксе в земле Заволочской... Заволоч&не две шнеки Мурман изшиба, а инии избе- гаша на море...» I I НЕ ТОГО ЛЕТА, а нынешней ** весной, в Вологде, когда позд­ ний снег засыпал распустившиеся на клумбах тюльпаны, вечером в гости­ нице человек давал спешное ин­ тервью: — Решение проблем экологических — это главное, что можно сейчас сделать. Ведь люди, которые хотели бы повернуть реки, от проекта свое­ го не отказались. Они продолжают свое неправое дело и на Кат.уни в Горном Алтае, едва ли не единствен­ ном месте, не тронутом до сей поры разрушительными машинами. Писатель Дмитрий Михайлович Ба- jF лашов и в кресле сидел прямо, буд­ то никогда не собирался сгибаться. Ни перед чем. И было время спро­ сить его: «Отчего же. празднуя День славянской письменности, праздник Кирилла и Мефодия. слависты и фи­ лософы, прозаики и поэты меньше всего говорили именно о письменно­ сти?» И было время спросить, да не спросил. Догадывался, что Балашов ответит резко. Да сам еще спросит— болит ли мое собственное сердце за судьбу всей славянской культуры? Не в балалаечном понимании, а в по­ нимании всего свода проблем: исто­ рических, филологических, землеуст­ роительных... И было время спросить, да не спросил, вспомнив вдруг слова Вик­ тора Астафьева, под которыми и сам бы подписался тотчас: «Жив народ, пока жива его историческая память, а вещее слово, рожденное славяна­ ми. особенно нужно и бесценно сей­ час. во дни растления человека мас­ совой культурой — этой всепожира­ ющей ржавчиной двадцатого века». Нашелся все-таки такой праздник, на котором позволительным стало увязать все эти разнородные пробле­ мы в единый узел. И родился празд­ ник у нас, в Мурманске, в прошлом году. Поднялся писатель Василий Белов и принародно назвал почин Мурман­ ска подвигом во имя культуры, и во- логжан просил в грязь лицом не уда­ рить. Призывал Новгород и Киев — запомним этот день — вызвавшихся провести такой День у себя. Я РАССКАЗАЛ вам о том. как лет двадцать тому назад в Во­ логде на площади Революции разва­ ливали знаменитую Обыденную церковь. И можно было бы умолчать об этом за давностью лет. сославшись на темноту безграмотного архитекто­ ра, да факты этого делать не позво­ ляют — ломают в Вологде памятни­ ки. Целенаправленно. Безостановоч­ но. Как взорвали совсем недавно флигель Дворянского собрания. Как разваливают, впрочем, и ныне дере­ вянные дома Вологды. У кого болело это? У одного на­ шего писателя Виталия Маслова, ког­ да в секретариате правления Союза писателей он первым обмолвился о возможности празднования Дня сла­ вянской письменности? Так один из секретарей, ухваченный за локоть в коридоре, сказал Маслову прямо: «Ну что вы, это несбыточно». А весной 1987 года древняя Волог­ да в грязь лицом не ударила. Хотя, вопреки задуманному писательскому диалогу, историки, слависты, фило­ софы и филологи, научная армия, прибывшая в Вологду целыми само­ летами, расценили праздник Кирилла и Мефодия как повод для продолже­ ния затянувшихся академических споров. Им ведь тоже лишний раз хотелось и трибуну получить, и лиш­ ний раз собраться вокруг дискусси­ онного стола. Говорили так: «Плотины против ис­ тории. Что происходит с нашей па­ мятью?» Вспоминали старца Авраамия из второй половины XV II века: «Книга хранилище есть некое духовное». Утверждали: «Древнерусская куль­ тура — культура высокой нравст­ венности». Спрашивали: «А почему бы и не опубликовать «Влесову книгу»? Мож­ но спорить о ее подлинности, но ведь и предмет спора должен быть на руках...» — Все это научные фантазии! — сорвался Гелиан Прохоров, доктор филологических наук из Института русской литературы АН СССР . — «Влесова книга» — это ваши фанта­ зии. которым серьезный научный мир не верит. Это он о выступлении Галины Бе­ ляковой из музея «Слово о полку Игореве». Загудел, заволновался научный мир за дискуссионным столом. И не потому, что .все они, научные люди, горой стоят за «Влесову книгу» и все — против сектора академика Д. Лихачева. Все они лишь за глас­ ность. за доступность материалов, которые обвиняются за глаза в на­ учной несостоятельности. Они за то, чтобы все дискуссионные столы бы­ ли круглыми, даже если на самом деле они прямоугольные. Конечно, не у одного Виталия Се­ меновича Маслова это болело. Да только у него вырвались слова — жесткие, непрнглаженные, непри­ вычные: «Все вы читали об этом страшном событии — о стрельбе по памятникам в Мурманской области. И опять мы свернули, мол. пацаны это... Но признаваться когда-нибудь надо — мы виноваты. Мы лишили молодежь корней. Мы лишили их корней и тем. что в Мурманской об­ ласти есть еще множество неприбран- ных солдатских могил. Вот что случается, когда в стране существует и развивается националь­ ный нигилизм. Вот в какой момент, Вологда, вы протянули нам руку!» I / ИРИЛЛИЦУ можно читать по- ** разному: аз. буки. веди, глагол, добро, есть, живёте, зело, земля, и, иже, дервь. како. люди, мыслете, наш. он, покой, рцы, слово, твёрдо... Можно и по-другому, раздробив ал­ фавит на отдельные фразы: «Глагол добро есть. Живёте зело земля и иже дервь, како люди, мыслете. Наш он покой. Слово твёрдо». Спасенье старого д о б р а Глагол, действительно — добро есть. И слово, действительно, бывает твердо, когда наступает время самых решительных в русском языке гла­ голов: спасать, оборонять, защищать. Но от кого защнщать-то? От недо­ мыслия ли архитектора, который по бездарности не стал зодчим? От ин­ женера ли, который не стал земле­ устроителем в высоком понимании этого слова? От агронома ли. кото­ рый не поднялся до звания земле­ дельца? Да и есть ли они, прямые не­ приятели культуры? Тот ли неприятель, кто ночью кра­ дется к флигелю Дворянского собра­ ния. чтобы взорвать его, имея на ру­ ках взрывчатку, разрешение и совет сделать это до первых петухов? Ес­ ли мы исполнителя определим в не­ приятели. то и спасать нам памятни­ ки придется недолго — не останется их. А нужен тот. кто разрешение давал и совет! Учился ведь, знает, на что поднимает руку. Так ведь эмоциями его не пере­ борешь... Не переборешь его, пере­ страховавшегося моралиста, который в Кирилле и Мефодии видел не ве­ ликих подвижников славянства, а православных святых. А потому и боялся, хотя знал наверняка, что на­ стоящие лики Кирилла и Мефодия были вытканы на знамени русского полка, освобождавшего Болгарию от турков, что сегодня их именами на­ зван высокий болгарский орден, ко­ торым награждают деятелей литера­ туры и искусства. Не переборешь его — давайте на­ зывать вещи своими именами. — то­ го, кто до сих пор расценивает наш Терский берег как слаборазвитую провинцию, вместо того чтобы це­ нить его как культурный и историче­ ский центр Древней Руси, который сохранить необходимо. Не оправдаем­ ся ведь потом... Г А Л А Ш О В ДАВАЛ спешное ин- тервью. Балашов утром улетел в Армению, чтобы повторить все сказанное в Вологде: — Человек только тогда будет лю­ бить землю, когда будет трудиться на ней в поте лица. Не за палочки трудодней и даже за деньги. Когда будет трудиться за хлеб. Так я рас ­ цениваю решение о возможности брать семейные подряды в деревне. И это очень своевременное решение партии. Ленинское решение. Вот такой вышел разговор с Ба­ лашовым. И вспомнилось вдруг хоро­ шее русское слово — родословие. Пустая трата времени, конечно, вы­ растить в цветочном горшке недале­ кой нашей памяти генеалогическое древо русских северных фамилий, а вот родословие поселений создать или воссоздать можно. Родословие тридцати тысяч посе­ лений на Русском Севере. Когда ликвидировали «неперспек­ тивные» деревни, кто подумал о 30— 36 поколениях людей, что в ней жи­ ли. добра наживали да с прошлым викингом воевали? Вологодская археографическая ко­ миссия уже опубликовала данные о девяти тысячах населенных пунктов. Она готова продолжить свою работу и по остальным, включая не только Вологду, но и Карелию, Архангель­ скую и Мурманскую области. Но не тольйо механический учет потерянного безвозвратно — борьба в Вологде идет за восстановление сел. Ведь не учтет ЭВМ, просчиты­ вающая сельскохозяйственную перс­ пективность деревни, что когда-то, того лета, пришед Мурмане в бусах и шнеках. А заволочане две шнеки Мурман все-таки изшиба! А инии. и это доказано совершенно точно. — избегаша на море! За то же. что и у нас. борются в Вологде: село необходимо сохранить, если являлось оно культурным и историческим центром. I f АК ВСЕГДА НА ПОЖАРЕ — ** кто что ухватит, то и выносит... Было ведь у нас бедствие, будто пожар. — от старой песни только музыку оставляли, заменяя старые слова. Да все про колхоз. Все про особоуполномоченного по заготовкам из района. Прошло время домкуль- туровской культуры, а беда осталась — забыли слова. Начисто. Будто сре­ зали. А если и спрятался листок с тек­ стом. а текст-то с «ятями» еще — нельзя! — кричат. — старорежимно! Да кто же это не позволял Александ­ ре Капитоновне Мошниковой. старей­ шей певице из Терского поморского хора, не петь этих песен, которые пе­ ла она мне три года тому назад в Варзуге? Ну пусть «про Ивана во царевом кабаке» и не ко времени, а дальше-то снова про Ивана: «Еще конь под ним пятьдесят рублев. а убор на коне и дуга . пятьдесят. Мо­ лодец на коне — и цены ему нет!» В пепел превратились обряды, причеты, песни. Пока выносили под­ вижники из огня псевдофольклорно- го пожара чудом уцелевшее. пока крутились магнитофонные катушки... мы не бояЛись. А теперь как собрать все воедино? Кому поручить тяжкую эту работу — собирать из разрознен­ ного целый свод живых народных слов? Думал ли Дмитрий Михайло­ вич Балашов, что книгу свою «Р у с ­ ская свадьба» будет пробивать он восемь лет?! Вышла «Русская свадьба», ред­ чайшая книга. Спасибо Балашову, романисту-историку. взявшемуся за этот труд из чистого подвижничества. Без таких людей немыслима наша культура. И не выстоять ей. культу­ ре. если вдруг согнется Балашов, пойдет ли против совести писатель, а выросший мальчик будет воровски по ночам взрывать флигели дворян­ ских собраний, расчищая место под блочную, без архитектурных изли­ шеств многоэтажку. Добро ведь с двойным смыслом слово. Его хра­ нить нужно бережно. Его надо вос­ питывать. ибо материальные ценно­ сти культуры Отечества делают нас богаче, и духовным добром мы силь­ ны. Добру кулаки не нужны. Оно бу­ дет у нас с вами умным... А. ЭДОКОВ, наш спец. корр. Вологда — Мурманск. РЫБНЫЙ мурман 12 июня 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz