Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.
о Заметки о праздновании Дня славянской письменности 1 Я ХО ЧУ РАССКА ЗАТЬ первую историю тан. как увидел ее лет двадцать назад тогда еще ма ленький мальчик. Много лет назад, когда не знал он еще ни настоящего добра, ни настоящего зла: «Церковь стояла на площади. В тот день, когда мы прибежали, они уже зацепили тросом одну колонну. И был там человек, кричал: «Давай... Будем рвать танком, а то в тракторе силы нету...» И был у них танк. И рванули, вы драли из церквушки колонну. Потом еще неделю растаскивали обломки, долбили молотками камень. Победили они ее. колокольню победили, ворон на колокольне победили, а зачем, я спрашиваю, зачем армейским танком они рушили то. что защищаться не может?» Я хочу рассказать вторую историю так, как случилась она. считайте, вче ра с известным писателем, чье имя я назову когда-нибудь потом. На исходе одного весеннего дня вызвали его к высокому руководству. Хозяин кабинета, уставший, видимо, от об ластных забот, мельком взглянул на часы и спросил писателя строго: — Послушайте, что это за катава сия в печати из-за строительства гид ростанции? Почему все против? Вы же должны понимать, как она нужна области. Мы имеем на руках. — сер дито показал на сейф руководитель. — мы имеем на руках'Доказательст ва, что ее строительство не вызовет климатических изменений в бассей не нашей прекрасной ре.ки . . Послу шайте. — попросил он. — выступите в центральной печати в пользу ее строительства. Вы ведь писатель на родный. к вам прислушаются. - Писателя первый раз в жизни на звали народным. И что греха таить, хотелось ему народного звания, при знания официального хотелось, да только за миг до того, как сказать «хорошо», он представил себе иско верканные взрывными работами бе рега своей прекрасной реки, древние курганы, еще не раскопанные, не изу ченные, скрывающие под слоем зем ли жизнь его народа, — должны они были уйти под воду. — и с тоской посмотрел в окно. — Нет. — ответил писатель. — люди меня не поймут. Я хочу рассказать третью исто рию так, как приключилась она на самом деле: «Того лета пришед Мурмане войной, человек пятьсот, в бусах и шнеках и повоеваша в Варзу- ги погост Корельский. в. Неноксе в земле Заволочской... Заволоч&не две шнеки Мурман изшиба, а инии избе- гаша на море...» I I НЕ ТОГО ЛЕТА, а нынешней ** весной, в Вологде, когда позд ний снег засыпал распустившиеся на клумбах тюльпаны, вечером в гости нице человек давал спешное ин тервью: — Решение проблем экологических — это главное, что можно сейчас сделать. Ведь люди, которые хотели бы повернуть реки, от проекта свое го не отказались. Они продолжают свое неправое дело и на Кат.уни в Горном Алтае, едва ли не единствен ном месте, не тронутом до сей поры разрушительными машинами. Писатель Дмитрий Михайлович Ба- jF лашов и в кресле сидел прямо, буд то никогда не собирался сгибаться. Ни перед чем. И было время спро сить его: «Отчего же. празднуя День славянской письменности, праздник Кирилла и Мефодия. слависты и фи лософы, прозаики и поэты меньше всего говорили именно о письменно сти?» И было время спросить, да не спросил. Догадывался, что Балашов ответит резко. Да сам еще спросит— болит ли мое собственное сердце за судьбу всей славянской культуры? Не в балалаечном понимании, а в по нимании всего свода проблем: исто рических, филологических, землеуст роительных... И было время спросить, да не спросил, вспомнив вдруг слова Вик тора Астафьева, под которыми и сам бы подписался тотчас: «Жив народ, пока жива его историческая память, а вещее слово, рожденное славяна ми. особенно нужно и бесценно сей час. во дни растления человека мас совой культурой — этой всепожира ющей ржавчиной двадцатого века». Нашелся все-таки такой праздник, на котором позволительным стало увязать все эти разнородные пробле мы в единый узел. И родился празд ник у нас, в Мурманске, в прошлом году. Поднялся писатель Василий Белов и принародно назвал почин Мурман ска подвигом во имя культуры, и во- логжан просил в грязь лицом не уда рить. Призывал Новгород и Киев — запомним этот день — вызвавшихся провести такой День у себя. Я РАССКАЗАЛ вам о том. как лет двадцать тому назад в Во логде на площади Революции разва ливали знаменитую Обыденную церковь. И можно было бы умолчать об этом за давностью лет. сославшись на темноту безграмотного архитекто ра, да факты этого делать не позво ляют — ломают в Вологде памятни ки. Целенаправленно. Безостановоч но. Как взорвали совсем недавно флигель Дворянского собрания. Как разваливают, впрочем, и ныне дере вянные дома Вологды. У кого болело это? У одного на шего писателя Виталия Маслова, ког да в секретариате правления Союза писателей он первым обмолвился о возможности празднования Дня сла вянской письменности? Так один из секретарей, ухваченный за локоть в коридоре, сказал Маслову прямо: «Ну что вы, это несбыточно». А весной 1987 года древняя Волог да в грязь лицом не ударила. Хотя, вопреки задуманному писательскому диалогу, историки, слависты, фило софы и филологи, научная армия, прибывшая в Вологду целыми само летами, расценили праздник Кирилла и Мефодия как повод для продолже ния затянувшихся академических споров. Им ведь тоже лишний раз хотелось и трибуну получить, и лиш ний раз собраться вокруг дискусси онного стола. Говорили так: «Плотины против ис тории. Что происходит с нашей па мятью?» Вспоминали старца Авраамия из второй половины XV II века: «Книга хранилище есть некое духовное». Утверждали: «Древнерусская куль тура — культура высокой нравст венности». Спрашивали: «А почему бы и не опубликовать «Влесову книгу»? Мож но спорить о ее подлинности, но ведь и предмет спора должен быть на руках...» — Все это научные фантазии! — сорвался Гелиан Прохоров, доктор филологических наук из Института русской литературы АН СССР . — «Влесова книга» — это ваши фанта зии. которым серьезный научный мир не верит. Это он о выступлении Галины Бе ляковой из музея «Слово о полку Игореве». Загудел, заволновался научный мир за дискуссионным столом. И не потому, что .все они, научные люди, горой стоят за «Влесову книгу» и все — против сектора академика Д. Лихачева. Все они лишь за глас ность. за доступность материалов, которые обвиняются за глаза в на учной несостоятельности. Они за то, чтобы все дискуссионные столы бы ли круглыми, даже если на самом деле они прямоугольные. Конечно, не у одного Виталия Се меновича Маслова это болело. Да только у него вырвались слова — жесткие, непрнглаженные, непри вычные: «Все вы читали об этом страшном событии — о стрельбе по памятникам в Мурманской области. И опять мы свернули, мол. пацаны это... Но признаваться когда-нибудь надо — мы виноваты. Мы лишили молодежь корней. Мы лишили их корней и тем. что в Мурманской об ласти есть еще множество неприбран- ных солдатских могил. Вот что случается, когда в стране существует и развивается националь ный нигилизм. Вот в какой момент, Вологда, вы протянули нам руку!» I / ИРИЛЛИЦУ можно читать по- ** разному: аз. буки. веди, глагол, добро, есть, живёте, зело, земля, и, иже, дервь. како. люди, мыслете, наш. он, покой, рцы, слово, твёрдо... Можно и по-другому, раздробив ал фавит на отдельные фразы: «Глагол добро есть. Живёте зело земля и иже дервь, како люди, мыслете. Наш он покой. Слово твёрдо». Спасенье старого д о б р а Глагол, действительно — добро есть. И слово, действительно, бывает твердо, когда наступает время самых решительных в русском языке гла голов: спасать, оборонять, защищать. Но от кого защнщать-то? От недо мыслия ли архитектора, который по бездарности не стал зодчим? От ин женера ли, который не стал земле устроителем в высоком понимании этого слова? От агронома ли. кото рый не поднялся до звания земле дельца? Да и есть ли они, прямые не приятели культуры? Тот ли неприятель, кто ночью кра дется к флигелю Дворянского собра ния. чтобы взорвать его, имея на ру ках взрывчатку, разрешение и совет сделать это до первых петухов? Ес ли мы исполнителя определим в не приятели. то и спасать нам памятни ки придется недолго — не останется их. А нужен тот. кто разрешение давал и совет! Учился ведь, знает, на что поднимает руку. Так ведь эмоциями его не пере борешь... Не переборешь его, пере страховавшегося моралиста, который в Кирилле и Мефодии видел не ве ликих подвижников славянства, а православных святых. А потому и боялся, хотя знал наверняка, что на стоящие лики Кирилла и Мефодия были вытканы на знамени русского полка, освобождавшего Болгарию от турков, что сегодня их именами на зван высокий болгарский орден, ко торым награждают деятелей литера туры и искусства. Не переборешь его — давайте на зывать вещи своими именами. — то го, кто до сих пор расценивает наш Терский берег как слаборазвитую провинцию, вместо того чтобы це нить его как культурный и историче ский центр Древней Руси, который сохранить необходимо. Не оправдаем ся ведь потом... Г А Л А Ш О В ДАВАЛ спешное ин- тервью. Балашов утром улетел в Армению, чтобы повторить все сказанное в Вологде: — Человек только тогда будет лю бить землю, когда будет трудиться на ней в поте лица. Не за палочки трудодней и даже за деньги. Когда будет трудиться за хлеб. Так я рас цениваю решение о возможности брать семейные подряды в деревне. И это очень своевременное решение партии. Ленинское решение. Вот такой вышел разговор с Ба лашовым. И вспомнилось вдруг хоро шее русское слово — родословие. Пустая трата времени, конечно, вы растить в цветочном горшке недале кой нашей памяти генеалогическое древо русских северных фамилий, а вот родословие поселений создать или воссоздать можно. Родословие тридцати тысяч посе лений на Русском Севере. Когда ликвидировали «неперспек тивные» деревни, кто подумал о 30— 36 поколениях людей, что в ней жи ли. добра наживали да с прошлым викингом воевали? Вологодская археографическая ко миссия уже опубликовала данные о девяти тысячах населенных пунктов. Она готова продолжить свою работу и по остальным, включая не только Вологду, но и Карелию, Архангель скую и Мурманскую области. Но не тольйо механический учет потерянного безвозвратно — борьба в Вологде идет за восстановление сел. Ведь не учтет ЭВМ, просчиты вающая сельскохозяйственную перс пективность деревни, что когда-то, того лета, пришед Мурмане в бусах и шнеках. А заволочане две шнеки Мурман все-таки изшиба! А инии. и это доказано совершенно точно. — избегаша на море! За то же. что и у нас. борются в Вологде: село необходимо сохранить, если являлось оно культурным и историческим центром. I f АК ВСЕГДА НА ПОЖАРЕ — ** кто что ухватит, то и выносит... Было ведь у нас бедствие, будто пожар. — от старой песни только музыку оставляли, заменяя старые слова. Да все про колхоз. Все про особоуполномоченного по заготовкам из района. Прошло время домкуль- туровской культуры, а беда осталась — забыли слова. Начисто. Будто сре зали. А если и спрятался листок с тек стом. а текст-то с «ятями» еще — нельзя! — кричат. — старорежимно! Да кто же это не позволял Александ ре Капитоновне Мошниковой. старей шей певице из Терского поморского хора, не петь этих песен, которые пе ла она мне три года тому назад в Варзуге? Ну пусть «про Ивана во царевом кабаке» и не ко времени, а дальше-то снова про Ивана: «Еще конь под ним пятьдесят рублев. а убор на коне и дуга . пятьдесят. Мо лодец на коне — и цены ему нет!» В пепел превратились обряды, причеты, песни. Пока выносили под вижники из огня псевдофольклорно- го пожара чудом уцелевшее. пока крутились магнитофонные катушки... мы не бояЛись. А теперь как собрать все воедино? Кому поручить тяжкую эту работу — собирать из разрознен ного целый свод живых народных слов? Думал ли Дмитрий Михайло вич Балашов, что книгу свою «Р у с ская свадьба» будет пробивать он восемь лет?! Вышла «Русская свадьба», ред чайшая книга. Спасибо Балашову, романисту-историку. взявшемуся за этот труд из чистого подвижничества. Без таких людей немыслима наша культура. И не выстоять ей. культу ре. если вдруг согнется Балашов, пойдет ли против совести писатель, а выросший мальчик будет воровски по ночам взрывать флигели дворян ских собраний, расчищая место под блочную, без архитектурных изли шеств многоэтажку. Добро ведь с двойным смыслом слово. Его хра нить нужно бережно. Его надо вос питывать. ибо материальные ценно сти культуры Отечества делают нас богаче, и духовным добром мы силь ны. Добру кулаки не нужны. Оно бу дет у нас с вами умным... А. ЭДОКОВ, наш спец. корр. Вологда — Мурманск. РЫБНЫЙ мурман 12 июня 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz