Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.
• Перестройка: работа с кадрами Н ЕДАВНО в «Литературной газете» была опубликована статья «Тень» нашего известного советского социолога В. Шубки- на под рубрикой: «Бюрократ глазами социолога...» В нашем случае речь пойдет о социологах с глазами, мозгами, душами бюрократов. Бюрократ-социолог явление куда более страшное, хотя бы уже потому, что он пытается «в свете и в духе» узаконить старое, отжившее, приправив все это перестроечны ми, социологическими рекомендациями и нововведениями. Внимание: бюрократизм! «Они не должны пройти...» ЗАМЕТКИ О «МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЯЕМОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА И СЛУЖЕБНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ» [ЦНОТУПРХ МРХ СССР]. U O ДАВАЙТЕ по порядку. * * По заданию Управления кадров и учебных заведений Минрыбхоза СССР отдел со циологии Центра по научной организации труда и управ ления производством в рыб ном хозяйстве в составе: кан дидата философских наук В. И. Шуванова (руководитель темы), П. А. Голубева, Л. М. Босулыкиной, В. Ф . Турчин- ского — разработал «Методи ческие рекомендации по ор ганизации системы управ ляемого процесса профессио нального роста и служебного продвижения руководящих ра ботников». Первое чувство, которое возникает даже после перво го, «наружного» осмотра это го «документа», — это расте рянность... Появление сих рекоменда ций перечисленные товарищи объясняю-г необходимостью «упорядочения н оптимизации сложившейся в объединениях и на предприятиях отрасли работы по -подбор у и расста новке руководящих кадров и специалистов». Поэтому, мол, и разработана система «уп равляемого .процесса... слу жебного продвижения» руко водящих работников и специа листов». После такого вступ ления у кого-то «розовощеко го и в нарукавниках» может екнуть сердце — «вот куда надо податься, вот где, нако- нец-то, начали заботиться о «служебном продвижении ру ководящих работников». Дальше — больше. И здесь л о ги ка наш и х горе-социологов предельно проста Если есть «служебное продвижение», то должны быть и ступени этого продвижения . Для этого авто ры «сконструировали» «три ка те гории руководящ их работ ников» , разделив все суще ствующие в рыбной отрасли должности на три гр уп пы (или три категории ). Зачем? Очень просто! До «Методических ре комендаций», например, зам. начальника цеха становился начальником цеха. В условиях действия нового «документа» все происходит точно т а к же, но, помимо этого, он еще пере ходи т из первой категории (начальное звено управления) во вторую (среднее звено у п равления). Само появление ка те горий в «документе» объяс няется в п ун кте 1.3.3. тем , что это дает возможность произ водить «перемещение работни ков по кате гориям в соответ ствии с приобретением знаний , навы ков , опыта». Поняли?! Нет. Странно. И чтобы вы , дорогие чита тели, поняли все до конца , в этом же п ун кте объясняется, что все к а к было, т а к и оста нется — «внутри каждой ка те гории т а к ж е предусматривает ся служебный рост (четвертый, третии , второй помощ ни к к а питана , м ехани к и т . д.» К а к т у т не вспомнить слова Карла Маркса: «Так к а к бю рократия делает свои «фор мальные» цели своим содер жанием , то она всюду вступа ет в ко нф ли кт с «реальными» целями. Она вынуждена по этому выдавать формальное содержание за содержание, а содержание — за нечто фор мальное». В. Шубкин в вышеупомяну той статье «Тень» очень хоро шо подметил, что руководите ли-бюрократы, надеясь обес печить полный контроль, стре мятся стянуть всю власть в верхние эшелоны. В то же время, стягивая к себе право решать, они, как правило, от казываются от обязанностей отвечать. Это на основе со временной «психотехники» пе рекладывается на низшие эта жи. Те, в свою очередь, не хотят быть ответственными и стремятся создать еще более низкие уровни управления. Бюрократия рождает и об е регает бюрократию. Руково дители-бюрократы порождают социологов-бю ,роК(ратов, ко то рые на государственные день ги и в рабочее время, да еще и целым отделом разрабаты вают такие вот «Методические рекомендации...», которые узаконивают бюрократические принципы, создают питатель ную среду, питательный буль он для развития вирусов бю рократизма на всех уровнях управления отраслью. Обратимся к «Методическим рекомендациям...» и проиллю стрируем , к а к техноло гически решаю т эту задачу наши горе- социологи. Так, согласно «до кументу» , в соответствии с ин стру кцией по внедрению этих рекомендаций , каждо го специа листа в целях «объективности и надежности» подвергают э кспертной оценке 7—10 спе циалистов по специально раз работанной анкете. На основе этих ан ке т составляется «свод ный лист экспертной оценки деловых и личностны х качеств специалиста». И уж е на осно вании его руководитель под разделения, в котором работа ет специалист, пиш ет развер н у тую ха ра ктери с ти ку . «Выбивает» и храни т эти хара ктери с ти ки отдел кадров; работает с ними , анализирует их специально созданная «оце ночная комиссия» , которая рождает новый докум ент после всех «своих анализов» — про токол заседания оценочной ко миссии... Что, слабо? Но и это не все... Отдел кадров на ос нове э тих протоколов состав ляет спи со к лиц, рекомендо ванных ... для «служебного продвижения» и (наконец-то!) передает его администрации для утверждения . Вот такая хитрая технология — оценивает один, пишет другой, анализирует тре тий, переписывает четвертый, составляет пятый, передает шестой, утверждает седь мой... А кто отвечает? Помните, как у Райкина: «Ре бята?! Кто сшил пиджак?» Но наши подопечные перещего ляли персонажей Райкина. За метьте, речь идет о кадрах, т. е. о живых людях, а вся технологическая цепочка ра ботает не с живым челозэкОм , а с бумагами. И это логично. Бюрократа живые люди раз дражают, ему сподручнее ра ботать с бумажками, дыро- кольчиками, нарукавничками... Теперь вернемся к специ ально разработанной анкете, по которой эксперты будут оценивать нашего специалиста, рискнувшего «служебно про двинуться». Кстати, о желании его никто не спрашивает. «Си стема» этим не интересуется — она всеобща. В анкете перечислено 25 ка честв работника , каждое из к о т о ры х оценивается по 5-балль- ной шкале. Чтобы долго не утомлять читателя, проиллю ст рируем , к а к работает эта ш ка ла. Представь, читатель, это оценивают тебя и, в частно сти, твое отношение к работе. По м'нению наш их социологов, это можно уяснить с помощью шести качеств , одно из ко то ры х определено т а к : «хорошо знает свою работу». Эксперт должен с помощью ш калы оп ределить степень проявления этого качества. Например, те бе, читатель, ставят 3 балла. Это значит, что ты «хорошо знаешь свою работу» — « ко г да ка к» , а вот если 2 балла, то ты «хорошо знаешь свою работу» — «редко». Или вот оцениваем организаторские способности по 14 качествам , одно из которы х ... «рыбацкое чутье», которое «всегда» — 5 баллов, «часто» — 4 балла, «когда ка к» — 3 балла, неред ко» — 2 балла, «никогда» — 1 балл. В таком ж е духе со ставлена вся анкета . Коммен тарии , я думаю , в этом случае излиш ни . Если бы не солидная «шапка» на титульном листе: Министерство рыбного хо зяй ства СССР, ЦНОТУПРХ, то м ож но было принять э ту ан ке ту за разработку М. Ж ванецко го для очередного юмористическо го рассказа . ^ Собрав 7— 1 0 таких анкет и произведя всего два арифме тических действия по каждому качеству (сложение баллов и деление на 7— 1 0 ), вычисляет ся среднеарифметическая оценка. Да, читатель, все ве ликое — просто! Поэтому на оценку всех твоих качеств, не говоря о специалистах отрас ли, нашим «социологам» хва тает и двух арифметических действий (подозреваю, что другие разделы математики они, видимо, уже не помнят). После этих двух действий, если полученная оценка по пала в диапазон между 2 и 2,5, то у вас, дорогой чита тель, качество «практически отсутствует», если 2,5—3, то... и т. д. И так по всем 25 каче ствам анкеты. А после этого,, уставший от арифметических действий, очередной по техно логической цепочке, бюрократ передает «сводный лист экс пертной оценки» руководите лю подразделения, который на его основе пишет характе ристику. Приведу только один абзац из "пункта 3.6.3. «Мето дических рекомендаций...»: «Образец написания харак теристики: Тов... — за период работы в должности... проявил следую щие качества: Личные: К себе требовате лен. Не всегда умеет найти индивидуальный подход к подчиненным, время от Бре мени проявляет чуткость и внимательность к людям, ино гда теряет уравновешенность и сдержанность в отношениях с людьми, недостаточно на дежен. Охотно занимается об щественной работой». Вот так, читатель: «не всег да», «время. от времени», «иногда», «недостаточно», «вместе с тем...» И вот на основе такой ха рактеристики очередная оце ночная комиссия «выносит решение о профессиональном росте и служебном продви жении резерва на выдвиже ние, которое записывается в протокол». Если вы думаете, что на этом спи со к «специально раз работанных» элементов «систе мы управляемого процесса» — исчерпан, то глубо ко ошиба етесь. Наряду со специально разработанной анкетой спе циально разработан «Трудовой паспорт молодого специалиста» и «Индивидуальный творческий план работы специалиста». Ч увствую твою усталость, чи татель, поэтому по поводу э ти х «специально разработан ны х» с ка ж у , что на них у го ре-социологов и арифметики не понадобилось. Главное (и в этом суть «методики») иметь чернила, р у ч к у , на р у кавни ки и желательно ежедневно пи сать, писать , писать в них все: «планы повышения квалиф ика ции и обучения», планы твор ческой работы по повыше нию .., участие в общественной работе и все это по «видам и формам», по наименованиям «работы», по «срокам», «отмет кам о выполнении» по каждо му п у н к т у , отметкам об эффек тивности выполненной рабо ты» . Причин с ежегодным письменным заключением не посредственного руководителя о деятельности специалиста, с ежегодными «рекомендациями» оценочной комиссии ...» , еже годными отметками о « вы пол -г нении рекомендаций о ц е н о ч - ‘ ны х комиссий ...» . Честное сло во, дорогой читатель, после всего этого хочется крича ть в полный голос: «Они не долж ны пройти !!!» Иначе десятки , сотни честных , нормальных со ве тских работников отрасли, работая по этим «Методиче с ким рекомендациям...», будут ежедневно заражаться виру сами бюрократизма . Конечно, можно прочитать этот «научный труд» и забыть о нем, если бы не одно об стоятельство. «Разработчики» решили еще и проследить за его внедрением. И вот в Мур манск прибыл научный руко водитель темы тов. ШуЛнов В. И., кандидат философских наук. Он встретился со мно гими хозяйственными руково дителями предприятий рыбной промышленности бассейна, распропагандировал «Методи ческие рекомендации...» и в свете, и в духе, и оставил для руководства к действию энное количество экземпля ров рекомендаций. И вот поэтому я хотел 6s& задать ряд вопросов тем бла- * годарным читателям, которым еще и по долгу службы по ложено читать продукцию от дела социологии ЦНОТУПРХ. Почему отдел социологии ЦНОТУПРХ в рабочее время и на государственные деньги конструирует или компилиру ет рекомендации, которые никогда не будут внедрены в жизнь? Почему отдел социологии ЦНОТУПРХ дискредитирует со циологов, работа которых так необходима сегодня в трудо вых коллективах рыбной про мышленности? В. МАРАРИЦА, консультант Дома полити ческого просвещения Мур манского обкома КПСС, член советской социологи ческой ассоциации АН СССР. Пришел ответ В учебно - курсовом... «Что умеешь, моряк?» Этот вопрос задавал капи тан СТМ «Онежский» Мурман ского тралового флота М. Лукашевич в Одноименной статье («РМ» № 11, 13 марта). Пришел ответ: «С первого января 1987 го да матросы 2 класса обучают ся в учебно-курсовом комби нате два месяца (ранее — ме сяц). Но простое механичес кое увеличение часов заня тий, по нашему мнению, не может привести к улучшению качества подготовки. Практи ческие навыки работы (это очевидно) можно получить только на судне. Для улучшения качества подготовки моряков, практи ческих навыков в настоящее время необходимо укрепить и увеличить отряд учебных су дов, расширить сферу их дея тельности. Он должен не то лько обеспечивать прохож дение практики курсантами мореходных училищ, но и при нимать активное участие в подготовке моряков, обучаю щихся в УКК, ГПТУ-6, ТУ-16. Сейчас этот вопрос находит ся в стадии решения в ВРПО «Севрыба». В. ДУКА, начальник отдела кадров Мурманского тралового флота». Грызут гранит науки. Фото в. КОРЕЦКОГО. 12 июня 1987 года 6 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz