Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.

о Решения X X V I I съезда КПСС - S жизнь !* Перестройка: спроси с себя С ЕГОДНЯ мы много говорим о человечес­ ком факторе, об ускорении. Все это правильно. более того, это — требование жиз­ ни. Только хотелось бы по­ говорить о том. как все про­ исходит на местах. Начнем с того, что отдел научной организации труда и заработной платы (ОНОТЗ) представил морякам проект сокращения штатов экипа­ жей и попросил дать пред­ ложения. На совете группы судов нашего объединения капитаны и их первые по­ мощники с энтузиазмом вы­ сказывали свои мнения, по­ том сообщили их «берегу». И вот приходит первая «ла­ сточка» —- ни одно предло­ жение там не отражено. До­ шло даже до курьеза: мы о капитаном-директором А . А . Южаковым послали и свои проекты (на «кругляке» мо­ жно обойтись без двух ма­ тросов), но отказались от сокращения без предвари­ тельного. технического осна­ щения судов. В ответ на­ чальник ОНОТЗ Г. Р. Шата- швили шлет такую РДО: «Какие будут ваши предло­ жения по сокращению шта­ тов?» Вообще, проект «сокра­ щении» скорее надуман, чем продуман, ибо техническое оснащение судов осталось на . «дореволюционном» уровне. Главное орудие — нож. пусть даже дисковый. Маши­ ны же пока «идут», и печа­ таются в газетах парадные отчеты о хорошей их работе. А о том. что они дышат на ладан, без ЗИПа, замотаны- залатаны, в большинстве го­ нят брак — ни слова. Кого же мы обманываем? Вот пример из нашей жиз­ ни: за рейс на рыбофабрике у нас заменили 70 подшип­ ников, а с «берега» — ни одного, пришлось собирать с миру по нитке. К тому же кассеты разбиты, цепи ста­ рые. А специфика работы такова, что практически не­ возможно иметь свежее сырье круглосуточно. Нахо­ дим выход с помощью судо­ вых умельцев. Но не все можно сделать на токарном станке, а фрезерного нет. токарей высокого разряда то. что следовало выполнить РПК. Иными словами: помощь «берега» заключается только в «дубинке» и пустых обе­ щаниях. Поэтому, прежде чем ид­ ти на сокращение штатов, на­ до дать технику, дать атте­ стацию каждому рабочему месту, подготовить моряков по смежным специальностям. На любом предприятии ра­ бочий на сдельном заработ­ ке всегда знает, сколько он получит. А у нас бывают такие расхождения! Причем всегда не в пользу моряков. Надо сделать расчет прос­ тым и понятным, чтобы каж­ дый матрос знал: заморозил тонну рыбы — получит та­ кую-то сумму. Рейсовую премию весьма трудно получить. Для мак- Работа сокращенными экипажами того ли начинаем? мало. А главное, не хвата­ ет материала. Подчеркиваю: разговоры о составлении зая­ вок бесплодны, моряки по­ лучают ЗИП в объеме 15— 20 процентов от заявленно­ го (в лучшем случае). И снова пример из нашей жизни. Мы начинали промы­ сел, когда на судне недоста­ вало фреона. За два с поло­ виной месяца руководство флота не нашло возможно­ сти прислать его. Даже обещанное восполнение при­ шло в половинном коли­ честве. Выручала мор­ ская дружба: моряки БМРТ «Михаил Воронин» дали (взаимообразно. конечно) бо­ чку фреона. Или такое: подали мы информацию в порт о нека­ чественно проведенном ре­ монте. Ответ главного инже­ нера: «Не умеете работать». И засучив рукава моряки дневали и ночевали в «маши­ не», сделали своими руками Печальный опыт работы по щекинскому методу у нас уже есть: техническое со­ стояние судов, где труди­ лись таким образом, гораздо хуже, чем на более старых траулерах, но где работали без «новшеств». А что творится с системой оплаты? Расценки скачут ежегодно. По сравнению с прошлыми годами, они сни­ зились в полтора — два ра­ за. хотя по-прежнему в них входят подготовка и работа с орудиями лова, обработка рыбы, переходы, стоянки $ транспортов и так далее. Ночная работа включена в повышенные морские окла­ ды, переработка сверх нор­ мального рабочего времени — в сдельные морские рас­ ценки... симального размера ее — 30 процентов — необходимо выполнить план по выпуску продукции улучшенного ас­ сортимента на 120 процен­ тов. Почему именно 30? В ОНОТЗ считают, что увели­ чение премии приведет к по­ гоне за «рублем» и к браку. Как будто запланированные объемы выпуска продукции улучшенного ассортимента не ведут к браку! Оператив­ ные задания тоже не луч­ шим образом отражаются на качестве, а оно, в свою оче­ редь, сказывается на разме­ ре премии. В общем про­ должаем «ехать» на созна­ тельности. Но уж если мы говорим об оплате по конеч­ ному результату, и это не просто слова, а наша полити­ ка, давайте подкрепим это делом. Пусть моряк, который заработал деньги нелегким трудом, получит все то. что ему причитается. Возвращаясь к вопросу о сокращении штата, скажу: ес­ ли мы сейчас при выгрузке на транспорт полностью обеспечиваем работу второй точки, то как это будет вы­ глядеть в условиях «сокра­ щении»? Не сможем мы по­ могать транспортникам, зна­ чит. выгружать станем дол­ го. с «ускорением» в обрат­ ную сторону. Да и профи­ лактику механизмов (ее обычно производим у борта транспорта) некому будет делать. В заключение еще неско­ лько слов о снабжении. В этом рейсе наш экипаж провел эксперимент: смену команд в море. Экономиче­ ский эффект здесь бесспорен. Но какую же помощь нам оказали? Прислали инструк­ цию по технике безопасно­ сти. А кранцевую защиту — ищите сами. Попросили у ка­ лининградских коллег. Про­ сили на сутки, заранее зная, что не уложимся в это вре­ мя. но брали. Нехороший осадок в душе остался. При­ ходится только удивляться предприимчивости руковод­ ства «Запрыбы». «Азчерры- бы» хотя бы в том. что им не нужно искать кранцы. Наш капитан-флагман В. С. Докучаев выпрашивает их уже два года. А сколько еще?.. И сколько еще будем го­ ворить об одних и тех же проблемах? Разве моряки пекутся о личной выгоде, а не о том. чтобы родной флот был на высоте? И. ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ, первый помощник капитана БМРТ «(Сергей Макаревич». Проблемы управления С БОЛ ЬШ ОЙ заинте- ^ ресованностыо про­ читали в «Севрыбхолодфло- те» серию статей А. Вило- ва «Место работы — оке­ ан». Надо признать, что в публикации подняты многие серьезные проблемы эксплуа­ тации транспортных рефри­ жераторов, социальные во­ просы, которые необходимо решать, отражены многие положительные моменты жизни экипажа ТР «Кос­ монавт Гагарин», характер­ ные для всего коллектива уп­ равления «Севрыбхолод- флот». Очень тепло, со зна­ нием дела охарактеризованы члены экипажа транспорта. Q то же время правильно отра­ жены -негативные моменты нашей жизни, есть претен­ зии к отделам и службам управления, на которые хо­ телось бы дать ответ. О комплектации экипажей. Капитан транспорта имеет полное право брать или не брать в рейс того или иного члена экипажа. Жаль, что не все они пользуются этим правом, не желая, очевидно, портить отношения с отде­ лом кадров. Мы — за стабильные эки­ пажи. но опять же требуется помощь капитанов и первых помощников, чтобы коллек­ тив был не только стабиль­ ный. но и дружный, работо­ способный, с добрым психо­ логическим климатом. Ведь мало знать фамилию челове­ ка, надо знать и его душу. Об отчислениях в фонд субботника и всевозможных добровольных обществ. Пра­ ктика каких-то обязательных отчислений уже отменена, как решит коллектив, так и будет. То же самое и о раз­ личных обществах, они доб­ ровольные, поэтому и уча­ стие в их работе зависит только от желания людей. А вот забота о досуге моря­ ко в во время рейса требует незамедлительного решения , и необязательно ком у -то из профсоюзного комитета при ­ носить мяч на судно, его мо­ г у т получить члены э кип аж а , ведь спортинвентарем суде снабжаю тся без ограничении , просто недостаточно условий для ор ганизации досуга в мо­ ре, поэтому и н уж н о использо­ вать их полностью . Короче го ­ воря, требуется поворот лицом к нуждам моряков . К сожале­ нию , по ка на судах этим зани ­ маются только одни энтузиа ­ сты . О сокращении экипажей судов. Это не прихоть руко­ водства, а веление времени, переход от экстенсивных ме­ тодов хозяйствования к ин­ тенсивным. Разве нормаль­ но, когда численность экипа­ жей наших транспортов вы­ ше численности судов «Аз- черрыбы», работающих в тех же районах, а если сравнить с аналогичными судами со­ циалистических стран, то контраст будет еще более разителен. Кого сокращать, пусть решает экипаж и даст предложения, чтобы после обобщения принять оконча­ тельное решение. Два судна типа «Сибирь» — «Василий Суриков» и «Валентин Се­ ров» — совершили по одно­ му экспериментальному рей­ су с сокращенными экипажа­ ми. представили свои пред­ ложения, которые сейчас об­ общаются. Сделало рейс в сокращенном варианте УПС «Профессор Кленова», нахо­ дятся в море плавбаза «По­ лярная звезда», ТР «Р оза Люксембург» и «Матиас Те- зен». Вопросы сокращения экипажей достаточно слож­ ны, так как они требуют со­ ответствующего инженерного обеспечения. С этой целью планируется внедрение авто­ погрузчиков на судах типа «Иван Айвазовский». Опыты по применению автопогруз­ чиков уже проведены на ТР «Пионер Мурмана». резуль­ таты положительные, поэто­ му сейчас уже на 17 судах этой серии установлены соот­ ветствующие палубные на­ стилы. В 1987 году мы по­ лучим 16 автопогрузчиков, В отделе организации труда и заработной платы уже есть новые штатные расписания, с которыми знакомят коман­ дный и рядовой состав су­ дов, уходящих в рейс, на предотходных собраниях. Очень правильно в материа­ ле поставлен вопрос об орга ­ низации должного питания мо­ ря ков , особенно обязательное использование суммы «рыбой». Есть такое положение, пе­ решедшее к нам из времен бы вш их , которое, конечно же, требует отмены . Со своей сто ­ роны , управление «Севрыбхо* лодфлот» дало предложение в ВРПО «Севрыба» об изменении положения дел. В то ж е время допущена не­ точность в определении сум ­ мы, выделенной на питание. Да, она согласно рациону № 2 — 1 рубль 89 нопеек. Если судно работает за 50-м граду ­ сом ю ж ной широты , то сумма увеличивается до 2 рублей 40 копеек. Откуда взята сумма 2 рубля 12 копеек? Очень злободневен вопрос использования транспортного флота, и здесь трудно что- либо возразить. Нам мешает не только нехватка рефтон- нажа. но значительное влия­ ние на его дефицит оказы­ вает нерациональное исполь­ зование транспортов. Особенно это остро чувству ­ ется в районе ЦВА, где началь- н и ки промрайонов, особенно Е. Е. Чурбанов и А . И. Игна- х и н , использую т транспорты на к разъездные катера. Очень пострадал от этого ТР «Васи» лий Суриков» , ко торы й пред­ лагали использовать даже к а к склад. Вся беда в том, что ос* новной спрос с руководства промрайонов за вылов, его ве* личество вал, а отсюда погоня за сиюминутной выгодой при ­ водит, в конечном итоге, к про* стоям промсудов в д р у ги х рай* онах. Ударная за грузна ТР в районе промысла — вот выход для соиращения их дефицита. Большой вред работе тран- 12 июня 1987 года спортного флота наносит за­ вышение промысловыми фло­ тами заявок на вывоз рыбо­ продукции. Взять хотя бы Мурманский траловый флот. На 1987 год он имеет план выпуска пищевой 367 тысяч тонн, своими судами выво­ зит ориентировочно 100 тысяч, в то же самое время он дал заявку на вывоз 341 тысячи. Мы предупреждали, что заявка завышена, но ру-Л* ководство тралфлота стояло на своем. Мало того. на­ чальник флота Л. В. Евгра­ фов обратился в партийные органы, в Министерство рыб­ ного хозяйства СССР , обви­ няя во всех своих бедах «Севрыбхолодфлот». Мы, конечно же, не можем быть равнодушными, ускорили вы­ ход на промысел ТР «По­ лярный круг», «Отто Гро­ теволь» (тут ощутили по­ мощь наших смежников — работников судоверфи), ис­ пользовали Свободные емко­ сти плавбаз «Арктика». «Ма- точкин Ш ар» , да и порт нам помог — обработал досроч­ но несколько транспортов. То есть нашли возможность для дополнительного реф- тоннажа. А оказалось, что он ни ком у не нужен . М урм анс кий трал- флот заявил к вывозу в пер­ вом квартале 126,4 ты сячи РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz