Рыбный Мурман. 1987 г. Июнь.
о Решения X X V I I съезда КПСС - S жизнь !* Перестройка: спроси с себя С ЕГОДНЯ мы много говорим о человечес ком факторе, об ускорении. Все это правильно. более того, это — требование жиз ни. Только хотелось бы по говорить о том. как все про исходит на местах. Начнем с того, что отдел научной организации труда и заработной платы (ОНОТЗ) представил морякам проект сокращения штатов экипа жей и попросил дать пред ложения. На совете группы судов нашего объединения капитаны и их первые по мощники с энтузиазмом вы сказывали свои мнения, по том сообщили их «берегу». И вот приходит первая «ла сточка» —- ни одно предло жение там не отражено. До шло даже до курьеза: мы о капитаном-директором А . А . Южаковым послали и свои проекты (на «кругляке» мо жно обойтись без двух ма тросов), но отказались от сокращения без предвари тельного. технического осна щения судов. В ответ на чальник ОНОТЗ Г. Р. Шата- швили шлет такую РДО: «Какие будут ваши предло жения по сокращению шта тов?» Вообще, проект «сокра щении» скорее надуман, чем продуман, ибо техническое оснащение судов осталось на . «дореволюционном» уровне. Главное орудие — нож. пусть даже дисковый. Маши ны же пока «идут», и печа таются в газетах парадные отчеты о хорошей их работе. А о том. что они дышат на ладан, без ЗИПа, замотаны- залатаны, в большинстве го нят брак — ни слова. Кого же мы обманываем? Вот пример из нашей жиз ни: за рейс на рыбофабрике у нас заменили 70 подшип ников, а с «берега» — ни одного, пришлось собирать с миру по нитке. К тому же кассеты разбиты, цепи ста рые. А специфика работы такова, что практически не возможно иметь свежее сырье круглосуточно. Нахо дим выход с помощью судо вых умельцев. Но не все можно сделать на токарном станке, а фрезерного нет. токарей высокого разряда то. что следовало выполнить РПК. Иными словами: помощь «берега» заключается только в «дубинке» и пустых обе щаниях. Поэтому, прежде чем ид ти на сокращение штатов, на до дать технику, дать атте стацию каждому рабочему месту, подготовить моряков по смежным специальностям. На любом предприятии ра бочий на сдельном заработ ке всегда знает, сколько он получит. А у нас бывают такие расхождения! Причем всегда не в пользу моряков. Надо сделать расчет прос тым и понятным, чтобы каж дый матрос знал: заморозил тонну рыбы — получит та кую-то сумму. Рейсовую премию весьма трудно получить. Для мак- Работа сокращенными экипажами того ли начинаем? мало. А главное, не хвата ет материала. Подчеркиваю: разговоры о составлении зая вок бесплодны, моряки по лучают ЗИП в объеме 15— 20 процентов от заявленно го (в лучшем случае). И снова пример из нашей жизни. Мы начинали промы сел, когда на судне недоста вало фреона. За два с поло виной месяца руководство флота не нашло возможно сти прислать его. Даже обещанное восполнение при шло в половинном коли честве. Выручала мор ская дружба: моряки БМРТ «Михаил Воронин» дали (взаимообразно. конечно) бо чку фреона. Или такое: подали мы информацию в порт о нека чественно проведенном ре монте. Ответ главного инже нера: «Не умеете работать». И засучив рукава моряки дневали и ночевали в «маши не», сделали своими руками Печальный опыт работы по щекинскому методу у нас уже есть: техническое со стояние судов, где труди лись таким образом, гораздо хуже, чем на более старых траулерах, но где работали без «новшеств». А что творится с системой оплаты? Расценки скачут ежегодно. По сравнению с прошлыми годами, они сни зились в полтора — два ра за. хотя по-прежнему в них входят подготовка и работа с орудиями лова, обработка рыбы, переходы, стоянки $ транспортов и так далее. Ночная работа включена в повышенные морские окла ды, переработка сверх нор мального рабочего времени — в сдельные морские рас ценки... симального размера ее — 30 процентов — необходимо выполнить план по выпуску продукции улучшенного ас сортимента на 120 процен тов. Почему именно 30? В ОНОТЗ считают, что увели чение премии приведет к по гоне за «рублем» и к браку. Как будто запланированные объемы выпуска продукции улучшенного ассортимента не ведут к браку! Оператив ные задания тоже не луч шим образом отражаются на качестве, а оно, в свою оче редь, сказывается на разме ре премии. В общем про должаем «ехать» на созна тельности. Но уж если мы говорим об оплате по конеч ному результату, и это не просто слова, а наша полити ка, давайте подкрепим это делом. Пусть моряк, который заработал деньги нелегким трудом, получит все то. что ему причитается. Возвращаясь к вопросу о сокращении штата, скажу: ес ли мы сейчас при выгрузке на транспорт полностью обеспечиваем работу второй точки, то как это будет вы глядеть в условиях «сокра щении»? Не сможем мы по могать транспортникам, зна чит. выгружать станем дол го. с «ускорением» в обрат ную сторону. Да и профи лактику механизмов (ее обычно производим у борта транспорта) некому будет делать. В заключение еще неско лько слов о снабжении. В этом рейсе наш экипаж провел эксперимент: смену команд в море. Экономиче ский эффект здесь бесспорен. Но какую же помощь нам оказали? Прислали инструк цию по технике безопасно сти. А кранцевую защиту — ищите сами. Попросили у ка лининградских коллег. Про сили на сутки, заранее зная, что не уложимся в это вре мя. но брали. Нехороший осадок в душе остался. При ходится только удивляться предприимчивости руковод ства «Запрыбы». «Азчерры- бы» хотя бы в том. что им не нужно искать кранцы. Наш капитан-флагман В. С. Докучаев выпрашивает их уже два года. А сколько еще?.. И сколько еще будем го ворить об одних и тех же проблемах? Разве моряки пекутся о личной выгоде, а не о том. чтобы родной флот был на высоте? И. ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ, первый помощник капитана БМРТ «(Сергей Макаревич». Проблемы управления С БОЛ ЬШ ОЙ заинте- ^ ресованностыо про читали в «Севрыбхолодфло- те» серию статей А. Вило- ва «Место работы — оке ан». Надо признать, что в публикации подняты многие серьезные проблемы эксплуа тации транспортных рефри жераторов, социальные во просы, которые необходимо решать, отражены многие положительные моменты жизни экипажа ТР «Кос монавт Гагарин», характер ные для всего коллектива уп равления «Севрыбхолод- флот». Очень тепло, со зна нием дела охарактеризованы члены экипажа транспорта. Q то же время правильно отра жены -негативные моменты нашей жизни, есть претен зии к отделам и службам управления, на которые хо телось бы дать ответ. О комплектации экипажей. Капитан транспорта имеет полное право брать или не брать в рейс того или иного члена экипажа. Жаль, что не все они пользуются этим правом, не желая, очевидно, портить отношения с отде лом кадров. Мы — за стабильные эки пажи. но опять же требуется помощь капитанов и первых помощников, чтобы коллек тив был не только стабиль ный. но и дружный, работо способный, с добрым психо логическим климатом. Ведь мало знать фамилию челове ка, надо знать и его душу. Об отчислениях в фонд субботника и всевозможных добровольных обществ. Пра ктика каких-то обязательных отчислений уже отменена, как решит коллектив, так и будет. То же самое и о раз личных обществах, они доб ровольные, поэтому и уча стие в их работе зависит только от желания людей. А вот забота о досуге моря ко в во время рейса требует незамедлительного решения , и необязательно ком у -то из профсоюзного комитета при носить мяч на судно, его мо г у т получить члены э кип аж а , ведь спортинвентарем суде снабжаю тся без ограничении , просто недостаточно условий для ор ганизации досуга в мо ре, поэтому и н уж н о использо вать их полностью . Короче го воря, требуется поворот лицом к нуждам моряков . К сожале нию , по ка на судах этим зани маются только одни энтузиа сты . О сокращении экипажей судов. Это не прихоть руко водства, а веление времени, переход от экстенсивных ме тодов хозяйствования к ин тенсивным. Разве нормаль но, когда численность экипа жей наших транспортов вы ше численности судов «Аз- черрыбы», работающих в тех же районах, а если сравнить с аналогичными судами со циалистических стран, то контраст будет еще более разителен. Кого сокращать, пусть решает экипаж и даст предложения, чтобы после обобщения принять оконча тельное решение. Два судна типа «Сибирь» — «Василий Суриков» и «Валентин Се ров» — совершили по одно му экспериментальному рей су с сокращенными экипажа ми. представили свои пред ложения, которые сейчас об общаются. Сделало рейс в сокращенном варианте УПС «Профессор Кленова», нахо дятся в море плавбаза «По лярная звезда», ТР «Р оза Люксембург» и «Матиас Те- зен». Вопросы сокращения экипажей достаточно слож ны, так как они требуют со ответствующего инженерного обеспечения. С этой целью планируется внедрение авто погрузчиков на судах типа «Иван Айвазовский». Опыты по применению автопогруз чиков уже проведены на ТР «Пионер Мурмана». резуль таты положительные, поэто му сейчас уже на 17 судах этой серии установлены соот ветствующие палубные на стилы. В 1987 году мы по лучим 16 автопогрузчиков, В отделе организации труда и заработной платы уже есть новые штатные расписания, с которыми знакомят коман дный и рядовой состав су дов, уходящих в рейс, на предотходных собраниях. Очень правильно в материа ле поставлен вопрос об орга низации должного питания мо ря ков , особенно обязательное использование суммы «рыбой». Есть такое положение, пе решедшее к нам из времен бы вш их , которое, конечно же, требует отмены . Со своей сто роны , управление «Севрыбхо* лодфлот» дало предложение в ВРПО «Севрыба» об изменении положения дел. В то ж е время допущена не точность в определении сум мы, выделенной на питание. Да, она согласно рациону № 2 — 1 рубль 89 нопеек. Если судно работает за 50-м граду сом ю ж ной широты , то сумма увеличивается до 2 рублей 40 копеек. Откуда взята сумма 2 рубля 12 копеек? Очень злободневен вопрос использования транспортного флота, и здесь трудно что- либо возразить. Нам мешает не только нехватка рефтон- нажа. но значительное влия ние на его дефицит оказы вает нерациональное исполь зование транспортов. Особенно это остро чувству ется в районе ЦВА, где началь- н и ки промрайонов, особенно Е. Е. Чурбанов и А . И. Игна- х и н , использую т транспорты на к разъездные катера. Очень пострадал от этого ТР «Васи» лий Суриков» , ко торы й пред лагали использовать даже к а к склад. Вся беда в том, что ос* новной спрос с руководства промрайонов за вылов, его ве* личество вал, а отсюда погоня за сиюминутной выгодой при водит, в конечном итоге, к про* стоям промсудов в д р у ги х рай* онах. Ударная за грузна ТР в районе промысла — вот выход для соиращения их дефицита. Большой вред работе тран- 12 июня 1987 года спортного флота наносит за вышение промысловыми фло тами заявок на вывоз рыбо продукции. Взять хотя бы Мурманский траловый флот. На 1987 год он имеет план выпуска пищевой 367 тысяч тонн, своими судами выво зит ориентировочно 100 тысяч, в то же самое время он дал заявку на вывоз 341 тысячи. Мы предупреждали, что заявка завышена, но ру-Л* ководство тралфлота стояло на своем. Мало того. на чальник флота Л. В. Евгра фов обратился в партийные органы, в Министерство рыб ного хозяйства СССР , обви няя во всех своих бедах «Севрыбхолодфлот». Мы, конечно же, не можем быть равнодушными, ускорили вы ход на промысел ТР «По лярный круг», «Отто Гро теволь» (тут ощутили по мощь наших смежников — работников судоверфи), ис пользовали Свободные емко сти плавбаз «Арктика». «Ма- точкин Ш ар» , да и порт нам помог — обработал досроч но несколько транспортов. То есть нашли возможность для дополнительного реф- тоннажа. А оказалось, что он ни ком у не нужен . М урм анс кий трал- флот заявил к вывозу в пер вом квартале 126,4 ты сячи РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz