Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.

Конфликтная ситуация е ПОМОГИТЕ РАЗОБРАТЬСЯ Он зашел в кабинет не то чтобы растерянный или сму­ щенный. Напротив, на лице да и во всем облике чувст­ вовалась какая-то внутрен­ няя решимость. Видимо, че­ ловек не привык ходить по кабинетам, не привык бесе­ довать за столом. — Вот,—сказал он, протя­ гивая письмо, — мы тут все написали. Помогите разобраться. И оставил свой номер те­ лефона. Это был водитель четвер­ той автоколонны автобазы ВРПО «Севрыба» Александр Иванович Герасев. Под пись­ мом его подпись была пер­ вой, потом шли еще девять фамилий. Выделим основные тезисы письма. Водителей обязали выполнять норму пробега у клиента. («Норма дается не- автоколонну на новую систе­ му оплаты, вы объяснили рабочим, чем это вызвано? Ответ: — Я побывала во всех автоколоннах. Надо отметить, что под­ готовительная работа велась. Начальник автоколонны знал и говорил обо всем рабочим. Тамара Феоктистовна Грун- цева, начальник ОТИЗа, тоже была там и сообщила, как отныне будут начисляться зарплата и премия. Но, види­ мо, не до конца все стало яс­ но рабочим, иначе как объ­ яснить факт появления письма в редакции? К разговору этому мы еще вернемся. Отметим лишь то, что все вместе решили: не­ обходимо собрать общее со­ брание рабочих автоколонны и дать им ответ. РАЗГОВОР НА ПОЛЧАСА Знаете, мне «не хочется писать эту главу. Просто пе- перь надо в очереди стоять, чтоб вписывали! — В субботу работы сры­ ваются! — Сколько заработали за каждый день, нигде не уз­ наешь и не увидишь! На эти реплики отвечал начальник автобазы. Време­ ни на разъяснение или бесе­ ду не было. Поняв, что зря потеряли полчаса, рабочие стали поти­ хоньку разбредаться. Я не упомянула о том, что перед самым концом свое мнение о ходе собрания вы­ разил А. И. Герасев, тот, кто принес письмо в редак­ цию: — Не по существу гово­ рим. Надо бы обсудить про­ блемы, а у нас на это нет времени. Да и высказаться — тоже. Нас обступают водители. Они не удовлетворены тем, что произошло, снова и сно­ ва рассказывают о своих бе- ОКАЗАЛИСЬ НА ОТШИБЕ реальная и одинаковая для всех марок и типов автомо­ билей»). Оплачиваемое вре­ мя на обслуживание и завод­ ку автомобиля перед сменой, а также нулевой пробег до объекта — «нереальные». Диспетчеры не проставля­ ют фактическое время выез­ да, а подстраиваются под клиента. Скоро зима, и во­ дителям опять не выдадут капоты-утеплители и элект­ родвигатели к отопите- лям... Не раз обращались с такими вопросами к админи­ страции автоколонны, но сдвигов никаких... Несколько дней спустя в кабинете секретаря партор­ ганизации автобазы Н. Е. Казакова, в присутствии ве­ дущих специалистов управ­ ления автобазы, мы подроб­ но разбирали письмо. Точно так же вычленили темы,, обо­ значенные в нем. — Вообще-то я первый раз слышу о том, что рабо­ чим что-то не ясно, — ска­ зал секретарь парторганиза­ ции Н. Е. Казаков. — Лично ко мне они с подобным (он показал на письмо) ни разу не обращались. Уверен: ес­ ли бы я знал обо всем, дело бы до газеты не дошло. Заместитель начальника автобазы по эксплуатации Ю. Н. Бекряшев усмехается: — Все им ясно. И об из­ менениях в начислении пре­ мии им тоже все ясно. Про­ сто раньше они получали свои 55 процентов как авто­ матическую прибавку, а те­ перь их надо заработать. Что­ бы была премия, необходимо выполнить не просто задание, как это было раньше, а еще и с учетом километров. Вопрос к начальнику пла­ нового отдела Н. М. Кули­ ковой: — Прежде чем перевести решагиваю через свое актив­ ное нежелание. Да, читатель, вы угадываете в нужном на­ правлении: собрание не уда­ лось. Не получилось откро­ венного обсуждения проблем. Не получилось даже подроб­ ного анализа ситуации, эко­ номического анализа, кото­ рый мы дали в первый при­ ход на автобазу. Судите са­ ми. Назначили сбор в семь ча­ сов тридцать минут, а рабо­ чий день (выезд на объек­ ты) с 8.00. То есть 30 ми­ нут на все. Секретарь парторганиза­ ции взял отпуск за свой счет, и его на собрании не было. После того, как я зачита­ ла письмо, встал начальник автобазы И. А. Гаврилов и произнес речь о том, что сегодня надо работать луч­ ше и быть дисциплинирован­ ными. Через 20 минут води­ тели стали озабоченно погля­ дывать на часы. Оставалось десять минут до начала сме­ ны. Потом слово дали началь­ нику отдела труда и зарпла­ ты. Тамара Феоктистовна сказала: — Вот здесь товарищи написали, что их заработок упал. Я выписала для срав­ нения заработную плату (без премий и надбавок) каждого и зачитываю. И пошли фамилии... Ее речь потонула в гуле голосов. — Зачем нам это? Лучше скажите, что делать, если заказчик не предоставляет работы? — Куда звонить? Сколько раз звонили, никто ничего не делал! — Заявки выдаются в ко­ лонну в три часа дня! — Раньше объект был вписан в путевой лист, те- дах. Поэтому возьму на се­ бя смелость и через газету попытаюсь ответить рабочим на их вопросы. ОТВЕТ ЧЕРЕЗ ГАЗЕТУ Ну, во-первых, как так по­ лучилось, что с апреля этого года в автобазе перешли на новые условия премирова­ ния? Перенесемся на не­ сколько лет назад. Водители работали на сдельной опла­ те труда. Естественно, были случаи (и часто), когда «кру­ тили» спидометр — занима­ лись элементарными припи­ сками. Кстати, в письме об этом так и пишется. Но вот в 1983 году выхо­ дит постановление, суть кото­ рого в переводе сдельщиков на повременную оплату с учетом задания. В общем-то суть верная, в постановлении отмечается, что действующая система не стимулирует пе­ ревозку грузов. Вот тогда-то и установи­ лась на автобазе практика, когда премию стали давать не за выполнение километра­ жа, а за выполненную норму в часах и за... подпись кли­ ента. Предположим, в за­ дании вписаны три езд­ ки на 25 километров. Во­ дитель сделал эти три езд­ ки на 15 километров (сокра­ тил путь). Остаточное время он будет, образно говоря, спать в кабине. Клиент не мог заставить его снова сесть за руль. То есть количество наезженных километров его не интересовало. И выхо­ дило, что водитель получал премию лишь за количество ездок, за отзыв о своей ра­ боте, который клиент вписы­ вал в путевой лист. А, согла­ ситесь, хороший отзыв мож­ но написать по дружбе, по оказанной услуге (например: «подбрось меня до той про­ ходной»), за просто так. С другой стороны, зависимость от отзыва вынуждала шофе­ ров не ссориться с клиента­ ми из-за многочисленных простоев. Как видите, родилась не совсем экономическая систе­ ма круговой поруки. Это одно. Другое то, что с 1 янва­ ря 1987 года автобаза пере­ шла на новую систему пре­ мирования. И одним из глав­ ных показателей к премиро­ ванию стало количество ез­ док на определенное расстоя­ ние, то есть с учетом кило­ метража. Вот как раз для того, что­ бы определить размер пре­ мии, и стали с весны вписы­ вать в задания километры. Другое дело — сколько их? Рабочие уверены, что нормы устанавливаются без учета марки автомобиля и груза. Это не так. В плано­ вом отделе мне показали расчеты норм, где учитыва­ лись не только марка маши­ ны и груз, но и расстояние * до объектов и многое другое. Времени, которое дается на заводку автомобиля, дей­ ствительно маловато— 18 ми­ нут. Но это не прихоть ру­ ководителей автобазы. Оно установлено Госкомтрудом. Летом еще можно подгото­ вить машину к работе за это время. Но зимой, когда надо разогревать мотор, сомни­ тельно. Правы рабочие, тре­ бующие пересмотреть эти нормы. Тем более здесь, в Заполярье, зима гораздо дольше, чем в других регио­ нах страны. Время нулевого пробега до объекта высчитывается по километрам — то есть сколько их от автоколонны до места назначения. Вроде бы верно. Но и здесь есть свои закавыки. Очень часто (да что там часто — почти всегда, особенно зимой) на подъезде к проходным пор­ та и на самой дороге случа­ ются пробки. Они бывают в определенное время — по утрам и к концу рабочего дня. Водитель действительно теряет массу времени. Учи­ тывая это, экономисты пред­ приятия применяют завышен­ ный в полтора-два раза коэф­ фициент погрузочных работ. Ненамного, но время увели­ чено. То, что иногда не ставится время выезда, — факт. Ра­ бочие показывали мне путе­ вые листы, где не было про­ ставлено это время. Его по­ ставят потом, когда клиент отметит путевку. Как мне сказали в управлении авто­ базы, с этим будет поконче­ но. Насчет капотов-утеплите­ лей. Начальник автобазы И. А. Гаврилов всенародно заявил, что нуждающихся ими обеспечит. Электродви­ гатели к отопителям — это проблема. Заявки не выпол­ няются. Это основные вопросы, заданные в письме. Их, как вы поняли, на собрании бы­ ло больше. Но их вообще могло и не быть, если бы... Вот поэтому следующая гла­ ва обращена непосредствен­ но к руководителям автоба­ зы. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Начиная такое важное де­ ло, необходимо было доско­ нально все обсудить. «Да, вполне возмолшо, что мы мало поработали с людьми», — скажет мне еще до собра­ ния Нина Михайловна Ку­ ликова. Вместе с ней мы про­ бирались на сопку, где рас­ положена автоколонна. Чет­ вертая автоколонна —* даль­ ше других, добираться туда неудобно, долго. Да и рабо­ чим недосуг тратить после работы час-полтора, чтобы приехать в управление. Вот и получилось, что во всех колоннах побывали, разъяс­ нили. а здесь, хотя и была проведена подготовительная работа, — не получилось... ^Разговаривая с рабочими, убеждаюсь, что новые поряд­ ки в оплате труда, направ­ ленные на улучшение работы в целом, для них, лично для каждого, ничего не означают. Не потому, что такие они несознательные люди. Нет! Просто без хозяйственного расчета, без элементарной организации труда нововве­ дения, даже самые передо­ вые, «не срабатывают». - Непонятна в данной ситуа­ ции позиция секретаря парт­ организации. Сигнал про­ звучал тревожный, но Н. Е. Казаков разбор письма от­ дал на откуп администрации. В номере 25 «Экономиче­ ской газеты» в статье «Пред­ приятия и министерства» есть такие строчки: «Жест­ кая необходимость зарабаты­ вать средства заставляет ра­ ботников предприятий стро­ же считать свои доходы и убытки, наводить порядок. И там*, где этим занялись не в подготовительный пе­ риод, а уже «на марше», там результаты пока неудов­ летворительные». Скажем, что до «марша» автобазе еще далеко. В новых услови­ ях она будет работать с 1988 года. Но эаап подготов­ ки наступит в скором време­ ни. Надеемся, что руководи­ тели автобазы отнесутся к нему более ответственно и с учетом того, что произошло в четвертой автоколонне. С. САВИНА, наш корр. От редакции. Когда матери­ ал готовился к печати, в ре­ дакцию поступила информация о том, что в четвертой авто­ колонне прошло еще одно соб­ рание. На этот раз — не фор­ мальное. Рабочим подробно объяснили суть нового поло­ жения о премировании, ответи­ ли на их вопросы. Саму автоколонну размес­ тят рядом с управлением. Ру­ ководители автобазы считают, что «переезд» подразделения позволит эффективней управ- - лять производством и исключит в дальнейшем истории, подоб­ ные этой. Бесхозяйственности — бой! На «прогулку» с грузом «3 мая водители нашей ав­ токолонны были направлены на вывозку мусора. Но на городской свалке разгрузку нам не разрешили, мотивируя это тем, что предприятие, за­ казавшее машины, должно было предварительно получить в горкомхозе специальные та­ лоны. В итоге машины, про­ стояв у шлагбаума, ограждаю­ щего въезд на разгрузку, два часа , отправились обратно с грузом. Мусор, вернувшись, свалили там, где и брали. К о ­ нечно, все эти «прогулки» обо­ шлись в копеечку, а кто отве­ тит за это и еще за испорчен­ ные нервы водителей, выпол­ нявших <г невыполненную» ра­ боту? Наверное, надо спросить с нерасторопных работников Ж КО рыбокомбината, заказав­ ших машины. Они должны бы­ ли позаботиться о том, чтобы нужные талоны имелись зара­ нее... В. ЯРОВИКОВг водитель автобазы ВРПО Севрыба». 27 марта в «Полярной прав­ де» было опубликовано объяв­ ление о том, что в связи с вводом в эксплуатацию завода по термической обработке твердых бытовых отходов с 20 апреля прием бытовых и твердых отходов от предприя­ тий, учреждений и организа­ ций городской свалкой будет прекращен. До 15 апреля было Необходимо заключить договор с заводом на их переработку, а также со «Спецавтохозяйст- вом» по поводу приема на го­ родскую свалку строительного мусора и негабаритных твер­ дых отходов. Распоряжением облиспол­ кома на компенсацию затрат по утилизации отходов (годо­ вые убытки от работы завода более миллиона, на содержа­ ние свалки ежегодно затрачи­ вается 250 тысяч из городско­ го бюджета) были установлены цены для сдачи бытовых от­ ходов на завод 4 рубля 50 копеек и на городскую свалку 2 рубля 10 копеек за один ку­ бометр. В отделе цен на сове­ щании по этому вопросу было решено, что с 1 мая прием отходов станет платным. Имен­ но поэтому машины, о кото­ рых сообщает автор письма, 3 мая не были приняты. Начальник ЖКО рыбокомби­ ната Н. Б. Будкина считает, например, что ничего особен­ ного не произошло: «Ведь мы машины оплатили, а про та ­ лоны ничего не знали». От редакции. Машины, ко­ нечно же, оплатили работники ЖКО не из своего кармана (166 рублей 52 копейки), а из государственного. А что каса­ ется «не знали», то, кроме об­ щего объявления в «Полярной правде», на предприятия, в том числе и на рыбокомбинат, бы­ ли направлены письма об из­ менениях в работе по утили­ зации отходов. 3 июля 1S87 года 6 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz