Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.
Конфликтная ситуация е ПОМОГИТЕ РАЗОБРАТЬСЯ Он зашел в кабинет не то чтобы растерянный или сму щенный. Напротив, на лице да и во всем облике чувст вовалась какая-то внутрен няя решимость. Видимо, че ловек не привык ходить по кабинетам, не привык бесе довать за столом. — Вот,—сказал он, протя гивая письмо, — мы тут все написали. Помогите разобраться. И оставил свой номер те лефона. Это был водитель четвер той автоколонны автобазы ВРПО «Севрыба» Александр Иванович Герасев. Под пись мом его подпись была пер вой, потом шли еще девять фамилий. Выделим основные тезисы письма. Водителей обязали выполнять норму пробега у клиента. («Норма дается не- автоколонну на новую систе му оплаты, вы объяснили рабочим, чем это вызвано? Ответ: — Я побывала во всех автоколоннах. Надо отметить, что под готовительная работа велась. Начальник автоколонны знал и говорил обо всем рабочим. Тамара Феоктистовна Грун- цева, начальник ОТИЗа, тоже была там и сообщила, как отныне будут начисляться зарплата и премия. Но, види мо, не до конца все стало яс но рабочим, иначе как объ яснить факт появления письма в редакции? К разговору этому мы еще вернемся. Отметим лишь то, что все вместе решили: не обходимо собрать общее со брание рабочих автоколонны и дать им ответ. РАЗГОВОР НА ПОЛЧАСА Знаете, мне «не хочется писать эту главу. Просто пе- перь надо в очереди стоять, чтоб вписывали! — В субботу работы сры ваются! — Сколько заработали за каждый день, нигде не уз наешь и не увидишь! На эти реплики отвечал начальник автобазы. Време ни на разъяснение или бесе ду не было. Поняв, что зря потеряли полчаса, рабочие стали поти хоньку разбредаться. Я не упомянула о том, что перед самым концом свое мнение о ходе собрания вы разил А. И. Герасев, тот, кто принес письмо в редак цию: — Не по существу гово рим. Надо бы обсудить про блемы, а у нас на это нет времени. Да и высказаться — тоже. Нас обступают водители. Они не удовлетворены тем, что произошло, снова и сно ва рассказывают о своих бе- ОКАЗАЛИСЬ НА ОТШИБЕ реальная и одинаковая для всех марок и типов автомо билей»). Оплачиваемое вре мя на обслуживание и завод ку автомобиля перед сменой, а также нулевой пробег до объекта — «нереальные». Диспетчеры не проставля ют фактическое время выез да, а подстраиваются под клиента. Скоро зима, и во дителям опять не выдадут капоты-утеплители и элект родвигатели к отопите- лям... Не раз обращались с такими вопросами к админи страции автоколонны, но сдвигов никаких... Несколько дней спустя в кабинете секретаря партор ганизации автобазы Н. Е. Казакова, в присутствии ве дущих специалистов управ ления автобазы, мы подроб но разбирали письмо. Точно так же вычленили темы,, обо значенные в нем. — Вообще-то я первый раз слышу о том, что рабо чим что-то не ясно, — ска зал секретарь парторганиза ции Н. Е. Казаков. — Лично ко мне они с подобным (он показал на письмо) ни разу не обращались. Уверен: ес ли бы я знал обо всем, дело бы до газеты не дошло. Заместитель начальника автобазы по эксплуатации Ю. Н. Бекряшев усмехается: — Все им ясно. И об из менениях в начислении пре мии им тоже все ясно. Про сто раньше они получали свои 55 процентов как авто матическую прибавку, а те перь их надо заработать. Что бы была премия, необходимо выполнить не просто задание, как это было раньше, а еще и с учетом километров. Вопрос к начальнику пла нового отдела Н. М. Кули ковой: — Прежде чем перевести решагиваю через свое актив ное нежелание. Да, читатель, вы угадываете в нужном на правлении: собрание не уда лось. Не получилось откро венного обсуждения проблем. Не получилось даже подроб ного анализа ситуации, эко номического анализа, кото рый мы дали в первый при ход на автобазу. Судите са ми. Назначили сбор в семь ча сов тридцать минут, а рабо чий день (выезд на объек ты) с 8.00. То есть 30 ми нут на все. Секретарь парторганиза ции взял отпуск за свой счет, и его на собрании не было. После того, как я зачита ла письмо, встал начальник автобазы И. А. Гаврилов и произнес речь о том, что сегодня надо работать луч ше и быть дисциплинирован ными. Через 20 минут води тели стали озабоченно погля дывать на часы. Оставалось десять минут до начала сме ны. Потом слово дали началь нику отдела труда и зарпла ты. Тамара Феоктистовна сказала: — Вот здесь товарищи написали, что их заработок упал. Я выписала для срав нения заработную плату (без премий и надбавок) каждого и зачитываю. И пошли фамилии... Ее речь потонула в гуле голосов. — Зачем нам это? Лучше скажите, что делать, если заказчик не предоставляет работы? — Куда звонить? Сколько раз звонили, никто ничего не делал! — Заявки выдаются в ко лонну в три часа дня! — Раньше объект был вписан в путевой лист, те- дах. Поэтому возьму на се бя смелость и через газету попытаюсь ответить рабочим на их вопросы. ОТВЕТ ЧЕРЕЗ ГАЗЕТУ Ну, во-первых, как так по лучилось, что с апреля этого года в автобазе перешли на новые условия премирова ния? Перенесемся на не сколько лет назад. Водители работали на сдельной опла те труда. Естественно, были случаи (и часто), когда «кру тили» спидометр — занима лись элементарными припи сками. Кстати, в письме об этом так и пишется. Но вот в 1983 году выхо дит постановление, суть кото рого в переводе сдельщиков на повременную оплату с учетом задания. В общем-то суть верная, в постановлении отмечается, что действующая система не стимулирует пе ревозку грузов. Вот тогда-то и установи лась на автобазе практика, когда премию стали давать не за выполнение километра жа, а за выполненную норму в часах и за... подпись кли ента. Предположим, в за дании вписаны три езд ки на 25 километров. Во дитель сделал эти три езд ки на 15 километров (сокра тил путь). Остаточное время он будет, образно говоря, спать в кабине. Клиент не мог заставить его снова сесть за руль. То есть количество наезженных километров его не интересовало. И выхо дило, что водитель получал премию лишь за количество ездок, за отзыв о своей ра боте, который клиент вписы вал в путевой лист. А, согла ситесь, хороший отзыв мож но написать по дружбе, по оказанной услуге (например: «подбрось меня до той про ходной»), за просто так. С другой стороны, зависимость от отзыва вынуждала шофе ров не ссориться с клиента ми из-за многочисленных простоев. Как видите, родилась не совсем экономическая систе ма круговой поруки. Это одно. Другое то, что с 1 янва ря 1987 года автобаза пере шла на новую систему пре мирования. И одним из глав ных показателей к премиро ванию стало количество ез док на определенное расстоя ние, то есть с учетом кило метража. Вот как раз для того, что бы определить размер пре мии, и стали с весны вписы вать в задания километры. Другое дело — сколько их? Рабочие уверены, что нормы устанавливаются без учета марки автомобиля и груза. Это не так. В плано вом отделе мне показали расчеты норм, где учитыва лись не только марка маши ны и груз, но и расстояние * до объектов и многое другое. Времени, которое дается на заводку автомобиля, дей ствительно маловато— 18 ми нут. Но это не прихоть ру ководителей автобазы. Оно установлено Госкомтрудом. Летом еще можно подгото вить машину к работе за это время. Но зимой, когда надо разогревать мотор, сомни тельно. Правы рабочие, тре бующие пересмотреть эти нормы. Тем более здесь, в Заполярье, зима гораздо дольше, чем в других регио нах страны. Время нулевого пробега до объекта высчитывается по километрам — то есть сколько их от автоколонны до места назначения. Вроде бы верно. Но и здесь есть свои закавыки. Очень часто (да что там часто — почти всегда, особенно зимой) на подъезде к проходным пор та и на самой дороге случа ются пробки. Они бывают в определенное время — по утрам и к концу рабочего дня. Водитель действительно теряет массу времени. Учи тывая это, экономисты пред приятия применяют завышен ный в полтора-два раза коэф фициент погрузочных работ. Ненамного, но время увели чено. То, что иногда не ставится время выезда, — факт. Ра бочие показывали мне путе вые листы, где не было про ставлено это время. Его по ставят потом, когда клиент отметит путевку. Как мне сказали в управлении авто базы, с этим будет поконче но. Насчет капотов-утеплите лей. Начальник автобазы И. А. Гаврилов всенародно заявил, что нуждающихся ими обеспечит. Электродви гатели к отопителям — это проблема. Заявки не выпол няются. Это основные вопросы, заданные в письме. Их, как вы поняли, на собрании бы ло больше. Но их вообще могло и не быть, если бы... Вот поэтому следующая гла ва обращена непосредствен но к руководителям автоба зы. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Начиная такое важное де ло, необходимо было доско нально все обсудить. «Да, вполне возмолшо, что мы мало поработали с людьми», — скажет мне еще до собра ния Нина Михайловна Ку ликова. Вместе с ней мы про бирались на сопку, где рас положена автоколонна. Чет вертая автоколонна —* даль ше других, добираться туда неудобно, долго. Да и рабо чим недосуг тратить после работы час-полтора, чтобы приехать в управление. Вот и получилось, что во всех колоннах побывали, разъяс нили. а здесь, хотя и была проведена подготовительная работа, — не получилось... ^Разговаривая с рабочими, убеждаюсь, что новые поряд ки в оплате труда, направ ленные на улучшение работы в целом, для них, лично для каждого, ничего не означают. Не потому, что такие они несознательные люди. Нет! Просто без хозяйственного расчета, без элементарной организации труда нововве дения, даже самые передо вые, «не срабатывают». - Непонятна в данной ситуа ции позиция секретаря парт организации. Сигнал про звучал тревожный, но Н. Е. Казаков разбор письма от дал на откуп администрации. В номере 25 «Экономиче ской газеты» в статье «Пред приятия и министерства» есть такие строчки: «Жест кая необходимость зарабаты вать средства заставляет ра ботников предприятий стро же считать свои доходы и убытки, наводить порядок. И там*, где этим занялись не в подготовительный пе риод, а уже «на марше», там результаты пока неудов летворительные». Скажем, что до «марша» автобазе еще далеко. В новых услови ях она будет работать с 1988 года. Но эаап подготов ки наступит в скором време ни. Надеемся, что руководи тели автобазы отнесутся к нему более ответственно и с учетом того, что произошло в четвертой автоколонне. С. САВИНА, наш корр. От редакции. Когда матери ал готовился к печати, в ре дакцию поступила информация о том, что в четвертой авто колонне прошло еще одно соб рание. На этот раз — не фор мальное. Рабочим подробно объяснили суть нового поло жения о премировании, ответи ли на их вопросы. Саму автоколонну размес тят рядом с управлением. Ру ководители автобазы считают, что «переезд» подразделения позволит эффективней управ- - лять производством и исключит в дальнейшем истории, подоб ные этой. Бесхозяйственности — бой! На «прогулку» с грузом «3 мая водители нашей ав токолонны были направлены на вывозку мусора. Но на городской свалке разгрузку нам не разрешили, мотивируя это тем, что предприятие, за казавшее машины, должно было предварительно получить в горкомхозе специальные та лоны. В итоге машины, про стояв у шлагбаума, ограждаю щего въезд на разгрузку, два часа , отправились обратно с грузом. Мусор, вернувшись, свалили там, где и брали. К о нечно, все эти «прогулки» обо шлись в копеечку, а кто отве тит за это и еще за испорчен ные нервы водителей, выпол нявших <г невыполненную» ра боту? Наверное, надо спросить с нерасторопных работников Ж КО рыбокомбината, заказав ших машины. Они должны бы ли позаботиться о том, чтобы нужные талоны имелись зара нее... В. ЯРОВИКОВг водитель автобазы ВРПО Севрыба». 27 марта в «Полярной прав де» было опубликовано объяв ление о том, что в связи с вводом в эксплуатацию завода по термической обработке твердых бытовых отходов с 20 апреля прием бытовых и твердых отходов от предприя тий, учреждений и организа ций городской свалкой будет прекращен. До 15 апреля было Необходимо заключить договор с заводом на их переработку, а также со «Спецавтохозяйст- вом» по поводу приема на го родскую свалку строительного мусора и негабаритных твер дых отходов. Распоряжением облиспол кома на компенсацию затрат по утилизации отходов (годо вые убытки от работы завода более миллиона, на содержа ние свалки ежегодно затрачи вается 250 тысяч из городско го бюджета) были установлены цены для сдачи бытовых от ходов на завод 4 рубля 50 копеек и на городскую свалку 2 рубля 10 копеек за один ку бометр. В отделе цен на сове щании по этому вопросу было решено, что с 1 мая прием отходов станет платным. Имен но поэтому машины, о кото рых сообщает автор письма, 3 мая не были приняты. Начальник ЖКО рыбокомби ната Н. Б. Будкина считает, например, что ничего особен ного не произошло: «Ведь мы машины оплатили, а про та лоны ничего не знали». От редакции. Машины, ко нечно же, оплатили работники ЖКО не из своего кармана (166 рублей 52 копейки), а из государственного. А что каса ется «не знали», то, кроме об щего объявления в «Полярной правде», на предприятия, в том числе и на рыбокомбинат, бы ли направлены письма об из менениях в работе по утили зации отходов. 3 июля 1S87 года 6 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz