Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.

•Вечером в пятницу ВСТРЕЧИ НА ПРОМЫСЛЕ МЕЖДУ ВАХТАМ! В часы рыбацкого досуга Новые интересные и полезные встречи ожидают экипажи су­ дов, ведущих промысел в Баренцевом море. Немало веселых минут подарят труженикам моря артисты твор­ ческой группы Москонцерта под руководством искусствоведа X. М. Петровой. О содержании концертов этой группы можно судить уже по названию программы — «Исцеление смехом». Песни, а также юмористические и сатирические произведения советских авторов — с таким художественным «арсеналом» от­ правились в район промысла московские артисты. «Религия и политика», «XXV II съезд КПСС и актуальные воп­ росы атеистического воспитания», «Нетрадиционная религия», «Психология отношений в семье» — таковы темы бесед, с которыми перед рыбаками выступит приглашенный из Москвы кандидат философских наук, лектор общества «Знание» Е. В. Анисимоз. Перед уходом в море группа Москонцерта, а также лектор Е. В. Анисимов выступили в Мурманске перед тружениками рыбного порта, экипажами вернувшихся из рейса судов. МУРМАНСК- ТОКИО Диалог на языке искусства Уже несколько лет по при­ глашению Всеяпонского проф­ союза моряков экспонируются на художественных выставках в городах Японии картины са­ модеятельных художников-мо- ряков СССР. В числе экспони­ руемых работ — большое ко­ личество картин мурманчан. На днях худсовет отобрал для отправки на вновь орга­ низуемую в честь 70-летия Ве­ ликой Октябрьской революции выставку еще 20 картин само­ деятельных художников-рыба- ков ‘ и тех, кто занимается в изостудии Дворца культуры и техники им. С. М. Кирова. По просьбе Всеяпонского проф­ союза моряков авторы работ некоторые картины передали с дарственными надписями в Музей изобразительных ис­ кусств в Токио, где они полу­ чат постоянную прописку и вместе с другими картинами советских художников будут демонстрироваться и в других городах Японии. Среди отобранных работ на тему «К 70-летию Великого Октября: море, Север, люди» — картины авторов И. X . А;ч- держанова и В. В. Бодрова, Л. Н. Кисенко и В. К. Солома- шенко, уже выставлявшиеся в Японии, а также новичков — В. В. Туманова, С. Г. Туманова и других. А на днях во Дворец куль­ туры и техники им. С. М. Ки­ рова пришла необычная по­ сылка — выставка рисунков детей японских рыбаков, на­ правленная в Мурманск Все- японским профсоюзом моря­ ков. Здесь представлены 44 ра­ боты японских ребятишек — учеников 1—6 классов из пре­ фектур Сага и Хиросима, Си- дзока и Нагасаки, Томоко и Токио, других. С работами юных японцев мурманчане смогут познакомиться на вы­ ставке, которая откроется в августе в помещении рыбац­ кого Дворца культуры. Н. САРСАКОВА, методист отдела по работе среди рыбаков Дворца культуры и техники им. С. М. Кирова. КТО кого?. КОРОТКО Самый вязкий клей Самый вязкий искусственный клей меркнет по своим свой­ ствам перед клейким вещест­ вом, которое выделяют мор­ ские мидии. Американские ученые близки к получению суперклея: «клей» мидии при­ стает к любой поверхности — к камню, к стеклу, к металлу — и в воде! Стоматологи и хирурги уже нашли ему при­ менение. Специалисты счита­ ют, что открытие может про­ извести резолюцию в медици­ не. ДОСЬЕ ВСЕЗНАЙКИ— ' П ЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА заставила русское правительство 11 пересмотреть свою военно-морскую доктрину и уделить внимание Северному морскому театру. Уже в ходе войны была создана флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО). Мы уже рассказывали о «Варяге», несшем службу на Севере, о крейсере «Аскольд», подводных лодках. Гроза субмарин D O ФЛОТИЛИИ были и * * эскадренные миноносцы. Одними из первых 25 июля 1916 г. в Александровск (ны­ не г. Полярный) из Владиво­ стока прибыли миноносцы «Грозовой» и «Властный» вме­ сте с транспортом «Ксения», совершившие многотрудный переход через три океана. В пути им приходилось подвер­ гаться атакам вражеских под­ водных лодок, конвоироэать союзные конвои. Но для двух русских кораблей это была уже не первая война. «Грозовой» и «Властный» ро­ дились на стапелях француз­ ской фирмы «Форж и Шантье» в Гавре на рубеже двадцатого века. В мае 1902 года они под­ няли андреевские флаги русско­ го военного флота . Вполне со­ временные для своего времени корабли водоизмещением в 312 тонн могли развивать ско­ рость до 28 узлов. Узкий стре­ мительный корпус длиной 57 метров позволил разместить паровые машины общей мощ­ ностью 5700 л . с. и сооруже­ ние: два поворотных минных ап­ парата , одно 75-мм орудие спе­ реди и пять 47-мм пушек в корме, впоследствии заменен­ ные на второе трехдюймовое орудие. Миноносцы вошли в состав Тихоокеанской эскадры и при­ няли самое активное участие в разразившейся вскоре рус­ ско-японской войне. Они уча­ ствовали в столкновениях с вражескими миноносцами, не­ сли дозор, доставляли донесе­ ния, сопровождали крупные корабли в морских сражениях. После боя в Желтом море 28 июля 1904 года, когда Тихо­ океанская эскадра предприня­ ла последнюю неудачную по­ пы тку прорваться во Владиво­ сток , «Грозовой» сумел уйти в нейтральный Ш анхай , «Вла­ стный» разоружился в Чифу накануне сдачи Порт-Артура. После окончания войны ми­ ноносцы числились в Сибир­ ской флотилии с базой во Владивостоке. Приход русских миноносцев на Север сразу же затруднил действия немецких подводных лодок, пиратствовав­ ших прямо у входа в Кольский залив , часто даже в надводном положении. Уже в сентябре 1916 года «Властный» артогнем согнал с позиции две немецкие подлод­ ки , а 20 октября «Грозовой» атаковал и потопил у острова Харлов лодку «У-56». В февра­ ле 1917 года оба корабля ушли на ремонт в Англию , где их застало известие о Великом Октябре. Миноносцы были за­ хвачены англичанами и исполь­ зовались ими в период интер­ венции на Севере с английски­ ми командами. В мае 1921 го­ да «Властный» удалось вернуть в наш у страну , но из-за боль­ шого износа корпуса и меха­ низмов он был продан на слом в Германию. Для усиления ФСЛО в 1917 году из Владивостока прибыл еще один отряд из четырех эскадренных миноносцев: «Бес­ шумный», «Бесстрашный», «Капитан Юрасовский» и «Лей­ тенан т Сергеев». Для «Капитана Юрасовского» и «Лейтенанта Сергеева» рус­ ско-японская война оказалась памятной лишь названиями. Первый был назван именем ко­ мандира миноносца «Страш ­ ный», героически погибшего 31 апреля 1904 года в нерав­ ном бою с японцами, а лейте­ нант Сергеев был командиром знаменитого «Стерегущего», погибшего 10 марта 1904 года. Буквально через несколько дней после прихода на Север команды приветствовали побе­ ду Великого Октября. В пери­ од интервенции врагам Совет­ ской России удалось захва ти ть все корабли флотилии . После разгрома интервентов в марте 1920 года миноносцы включили в состав Беломор­ ской военной флотилии , а че­ рез месяц — в Морские силы Северного моря. Однако мо­ рально устаревшие корабли не имело смысла ремонтировать, и в 1925 году они были разоб­ раны на металл. Героические дела моряков первых русских миноносцев на Севере продолжили герои- североморцы с «Гремящего», «Куйбышева», «Урицкого», других эсминцев возрожденно­ го Северного флота. Их эста­ фету подхватило нынешнее поколение военных моряков Краснознаменного Северного флота. Д. КУДЛО, инженер - кораблестрои­ тель. г. Ленинград. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 4 . Охра­ нитель корабля от якорных мин. 5. Деталь кромки паруса . 9. Корабельное дежурство. 12. Катерник-североморец, дваж­ ды Герой Советского Союза. 14. Отважный подводник-северо- морец. 15. Носовая надстройка на корабле. 17. Предохранитель в гранате . 18. Старинный ар­ тиллерийский снаряд. 19. Объ­ е к т морского промысла. 20. Сторожевой корабль, первым на Северном флоте таранивший фашистскую подводную лодку. 21. Зодиакальное созвездие. 23. Надводный боевой корабль. 24. Грузовое помещение на тран с­ портном судне. 25. Один из пер­ вых сторожевых кораблей в со­ ставе Северного флота. 27. Морской порт на острове Сико­ ку . 29. Отражение снаряда при ударе о преграду под углом . Фото В. КОРЕЦКОГО. КРОССВОРД «МОРСКОЙ! ПО ВЕРТИКАЛИ : 1. Выдаю­ щийся руссний флотоводец. 2. Международный договор. 3. Прядь морского троса. 6. Пиг­ мент для приготовления кора­ бельных красок. 7. Корабль, со­ седний в строю. 8. Советский полярник. 10. Одна из хар ак ­ теристик морского водоема. 11. Коллегиальный выборный руко­ водящий орган. 13. Точка не­ бесной сферы . 14. Пуск раке­ ты . 15. Химический элемент. 16. Корабельный повар. 22. Мельчайшая частица химиче­ ского элемента. 25. Краснозна­ менный эскадренный миноно­ сец Северного флота . 26. Севе­ роморец, в годы Великой Оте­ чественной войны командир эсминца «Грозный». 28. Деталь грузоподъемного механизма. Составил Г. НЕКРАСОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 29 По горизонтали: 1. Полюс. 3. Казус. 5. Кубок. 7. Сирия. 8. Штрек. 10. Лоция. 12. Связи. 14. Табун. 15. Муфта. 16. Штраф. 18. Отрок. 20. Идеал. 22. Перья. 24. Ласты. 25. Кок- ле. 26. Хутор. 27. Сезон. 29. Ко­ тин. 31. Смысл. 33. Тобол. 34. Дюреи. 35. Нерпа. 36. Капур. 37. Инжир. 39. Атлас. 41. Аверс. 42. Рояль. 43. КамАЗ. 44. Се­ лен. 46. Сопло. 47. Район; 48. Гамма. По вертинали: 1. Парус. 2. Струя. 3. Кювет. 4. Сифон. 5. Кизим. 6. Канва. 8. Шквал. 9. Карты. 10. Лубок. 11. Яунде. 12. Страх. 13. Инбер. 16. Штифт. 17. Факел. 18. Отход. 19. Кокон. 20. Ильин. 21. Лус- ма. 22. «Поиск». 23. Ягуар. 27. Сопка. 28. Нюанс. 29. Кефир. 30. Нефть. 31. Спаак. 32. Ла­ баз. 37. Ирбис. 38. Родео. 39. Алфер. 40. Сазан. 44. Сленг, 45. Наука. SHK3EI 24 июля 1987 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz