Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.

• Память • н ЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК «Рыбный Мурман» ведет поиск мате­ риалов об экипажах сторожевых кораблей и тральщиков (СКР и ТЩ) Северного фло­ та — бывших промысловых судов (РТ) Мурманского тралового флота. В первые недели Великой Отечественной войны луч­ шие по техническому состоянию РТ смени­ ли профессию «рыбака» на «военмора», причем и большая часть промысловиков, получив соответствующие звания, осталось на борту своих кораблей. В течение 1986—87 гг. мы рассказывали о боевом пути СКР-31 |РТ-43 «Рыбец»], ТЩ-38 (РТ-29 «Киров»), СКР-22 «Пассат» (РТ-102 «Валерий Чкалов»}, СКР-25 «Бриз» (РТ-64 «Северный полюс», ТЩ-60 (РТ-410 «Пеликан»]. Сегодня, накануне Дня Военно-Морско­ го Флота, продолжаем публикацию мате­ риалов на эту тему. Первый командир ТЩ-31 Павел Петрович КО Р ЕХО В . ...Глаза наблюдателей слепи­ ли снежные заряды . Утром 30 сентября нонвой был в ше­ стидесяти милях западнее ост­ рова Р усский . Павел Петрович, как всегда, находился на верх­ нем мостике тральщика . Он поднес бинокль к глазам и навел его на колонну тран ­ спортов. Вдруг он увидел, как у борта транспорта «Архан­ гельск» вырос столб воды. Глу ­ хой взрыв потряс воздух. «Ар­ хангельск» переломился по­ полам в районе фок-мачты и начал тонуть . Конвой атакова­ ли фашистские субмарины! — Спустить шлюпки! — по­ дал номанду командир ТЩ-31. Моряки тральщика № 31 по­ добрали 29 человек с погиб­ шего транспорта. Военфельд­ шер лейтенант медслужбы Зайцев оказал первую помощь пострадавшим и разместил их в жилых помещениях. После обеда сигнальщин старшина 2-й статьи Алексей Прокопьев громко доложил: — Слева подводная лодка! Ф аш истская субмарина из надводного положения сделала торпедный залп веером по транспорту «Моссовет». Две 2 октября 1943 года по­ редевший конвой «ВА-18» достиг острова Диксон. Но боевой поход еще не был закончен... Личный состав ТЩ-31 гото­ вился сопровождать караван судов к проливу Югорский Шар. В середине октября тральщик в составе конвоя вышел из Диксона и благопо­ лучно прибыл в становище Ха- барово. Тяжелые льды прегра­ дили п у ть каравану. Только в начале ноября судам с помо­ щью ледокола удалось выйти из пролива Югорский Шар и направиться через Карские во­ рота в Архангельск . «Волчья стая» преследовала суда до острова Колгуев, а по­ том отстала . ТЩ-31 с трудом преодолел льды в горле Бело­ го моря, достиг устья Север­ ной Двины и стал у причала судоремонтного завода «Крас­ ная кузница». За месяц но- рабль прошел 3200 боевых миль. Тяж ких миль. Требовал­ ся ремонт корпуса, главной машины, вспомогательных ме­ ханизмов... Боевой путь экипажа ТЩ-31 Н Д О ВЕЛИКОИ Отечест­ венной войны РТ-15 «Засольщик» Мурманского тралового флота успешно ло­ вил рыбу более двенадцати лет. В начале войны судно переоборудовали на Мурман­ ской судоверфи в военный тральщик № 31 (ТЩ-31). Многие рыбаки - тралфлотов- цы сражались на нем. Рас­ скажем сегодня о их боевом пути. О ИЮЛЯ 1941 года ко- " мандиром ТЩ-31 был назначен старший лейтенант Павел Петрович Корехов, за­ служенный капитан тралово­ го флота. 18 июля оператив­ ный дежурный штаба Се­ верного флота приказал ему следовать в Полярное, где ТЩ-31 принял на борт де­ сантников второго добро­ вольческого отряда моряков Северного флота и направил­ ся в губу реки Большой За­ падной Лицы. Вечером 20 июля тральщик успешно высадил десантников на левый берег реки и поддер­ жал их огнем своих орудий. Комендоры корабля подавили батарею врага. На следующий день траль­ щик атаковали два бомбарди­ ровщика «юнкерс-88». Бой с самолетами врага был очень тяжелый . Но экипаж ТЩ-31 вы­ держал все атаки ф аш и стски х стервятников. Артиллеристы сбили один самолет. После высадки десантников тральщик направился в Тю- ■а-губу. Здесь устранили полу­ ченные во время боя повреж­ дения. А затем ТЩ-31 провел боевое траление водного райо­ на между полуостровом Рыба­ чий и островом Кильдин. Тан начался боевой путь моряков — недавних рыбаков. Тральщик вошел в первый дивизион бригады траления Бе­ ломорской военной флотилии. Летом и осенью 1941 года ТЩ- 31 тралил водные районы у восточного берега Кольского полуострова, сопровождал транспорты . В начале декабря тральщик с большим трудом пробился через льды Белого моря, во­ шел в устье Северной Двины и стал к причалу судоремонт­ ного завода «Красная кузни­ ца». Экипаж корабля присту­ пил к ремонту корпуса и ме­ ханизмов. В апреле 1942 года ремонт ТЩ-31 был успешно завершен. Весной и летом 1942 го­ да ТЩ-31 выполнял опасные боевые задания командова­ ния на линии мыс Святой Нос — мыс Капни Нос. Эки­ паж корабля уничтожил бо­ лее десяти - якорных мин врага. 16 июля 1942 года командир Иоканьгской военно-морской базы контр-адмирал Николай Осипович Абрамоз приказал командиру П. П. Корехову сле­ довать к Новой Земле, в залив Моллера и оказать помощь американским транспортам из разгромленного врагом союз­ ного конвоя «PQ-17*. 19 июля моряки ТЩ-31 помогли кораб­ лям ТЩ-32 и ТЩ-53 снять с мели брошенный американца­ ми транспорт «Уинстон Сай- лем». На следующий день ТЩ- 31 перешел пролив Маточкин Шар, где укрылись от немец­ ки х подводных лодок пять транспортов союзников. В этот же день транспорты направи­ лись в Архангельск в сопро­ вождении минного заградителя Мурман», ТЩ-31 и ТЩ-38. ТЩ-31 от пролива Маточнин Шар до Белушьей губы шел со змейковым тралом, предо­ храняя транспорты от якорных мин. Юго-западнее острова Колгуев командующий Север­ ным флотом усилил конвой эскадренными миноносцами «Урицкий» и «В. Куйбышев». 24 июля конвой благополучно прибыл в Архангельск . Забункеровавшись углем и водой, ТЩ-31 вышел на бое­ вое траление водного райо­ на от Терско-Орловского мая­ ка до мыса Святой Нос. Се­ вернее мыса Святой Нос тральщик атаковали четыре немецких бомбардировщика «юнкерс-88». Комендоры от­ крыли огонь из 76-мм уни­ версальных орудий и зенит­ ных автоматов «Эрликон». Все атаки фашистских стер­ вятников были отбиты. В сентябре моряки ТЩ-31 и сторожевого корабля «Гро­ за» патрулировали северо- западнее мыса Канин Нос. Ожидался подход союзного конвоя «PQ-18», Беломор­ ская флотилия обеспечивала в этом районе его безопас­ ность. ТЩ-31 и «Гроза» не­ однократно пресекали атаки вражеских подлодок, а 18 сентября одну из них на­ крыли глубинными бомбами — на поверхности моря поя­ вилось большое масляное пятно. Транспорты- благопо­ лучно прошли протраленны­ ми фарватерами горла Бело­ го моря и достигли устья Северной Двины. 14 Е РАЗ моряки смотре- 11 ли смерти в лицо, те­ ряли боевых товарищей. Рас­ скажу подробнее о событи­ ях двух походов. 30 октября 1942 года ТЩ-31 и СКР-78 под коман­ дованием старшего лейтенан­ та Евгения Матвеевича Фро­ лова вышли в дальний до­ зор. Штурман тральщика лейтенант Грамаковский про­ ложил курс на карте до юж­ ной кромки льдов. 3 ноября корабли достигли заданного района и повернули на юго- запад. В полдень 5 ноября стар­ ший лейтенант П. П. Коре­ хов услышал с юга гул мо­ торов самолетов врага. — Девять торпедоносцев «фокне-вульф-190»! — громко доложил сигнальщик красно­ флотец Новиков. Самолеты шли строем у с т у ­ па на высоте 300 метров. Вот они разделились на две груп­ пы. Торпедоносцы снизились до самой поверхности моря и атаковали ТЩ-31 и СКР-78. Павел Петрович Корехов при­ казал комендорам открыть огонь. Командир носового ору­ дия старшина 1-й статьи Ива­ нов сбил с боевого курса го­ ловной торпедоносец. Он зады­ мил и отвалил в сторону. Но другие самолеты сбросили тор­ педы. Светлые дорожки устре­ мились к тральщику . Старший лейтенант П. П. Корехов уме­ лым маневром уклонился от торпед. Тогда торпедоносцы набрали высоту и ударили по тральщи- ну из пушек и пулеметов. Сна­ ряды пробили Оорт ТЩ-31 й разорвались в машинном от­ делении. Корабль окутался па­ ром и дымом. Осколки снаря­ да пробили главный паропро­ вод. Старший техник-лейтб- нант Анатолий Печерица с аварийной партией заделал пробоины в корпусе корабля и устранил повреждения в главном паропроводе. Командир ТЩ-31 повернул на юг, к Иоканьге. Радиостан­ ция тральщика была разбита, поэтому П. П. Корехов не мог сообщить командованию о по­ ложении своего корабля. Утром 8 ноября показался долгожданный мыс Святой Нос. ТЩ-31 вошел на Иоканьг- ский рейд и бросил якорь. На берегу заработал ратьер . Ко­ мандир базы контр-адмирал Н. О. Абрамов вызывал старше­ го лейтенанта П. П. Корехова к себе в штаб. В штабе базы Павел Пет­ рович подробно доложил о бое с торпедоносцами врага 5 ноября. — Что вы можете сказать о СКР-78? — спросил его Ни- нолай Осипович. — Сторожевой корабль хо ­ рошо отстреливался недалеко от нашего тральщика и укло­ нился от всех торпед. Потом мы потеряли его из виду. Р а ­ диосвязь с СКР-78 нам не уда­ лось восстановить. Командир базы внимательно посмотрел на оперативную кар ту Баренцева моря и не­ громко сказал : — Мы тоже не имеем связи с СКР-78... Л СЕНЬ И ЗИМУ 1942 ^ года ТЩ-31 провел в тральных операциях. Затем был ремонт. В начале сентября 1943 года ТЩ-31 перешел в опе­ ративное подчинение коман­ дира Северного отряда ко­ раблей охранения капитана 1-го ранга Николая Петро­ вича Аннина. В этом отряде на долю моряков ТЩ-31, как и других кораблей, вы­ пали жестокие испытания в Арктике. Надо было обеспечить про­ водку наших транспортов с народнохозяйственными гру­ зами. торпеды прошли за кормой судна. — Атака лодки глубинными бомбами! — скомандовал Ко­ рехов. Командир отделения минеров старшина 2-й статьи Никитин сбросил за борт глубинные бомбы. Поверхность моря вспу­ чилась. Глухие взрывы сотря­ сали воздух. ТЩ-31 на полном ходу циркулировал в сторону берега Харитона Лаптева. Утром 1 октября конвой «ВА-18» (пролив Вилькицкого — Архангельск) достиг остро­ вов Известия ЦИК. Наблюда­ тели ТЩ-31 обнаружили под­ водную лодну врага в надвод­ ном положении. Она уже за­ канчивала предзалповое ма­ неврирование. Дежурные ко­ мендоры сразу открыли огонь. Первые же снаряды ударили в боевую рубну подводного пи­ рата. Фашистская субмарина дала полный ход и скрылась в снежном заряде. После обеда сильный взрыв потряс транспорт «Киров». Тор­ педа попала в его левый борт. «Киров» накренился и начал тонуть , ТЩ-31 подошел прямо к борту транспорта и снял по­ ловину команды. В жилых по­ мещениях тральщика стало тесно от пострадавших моря­ ков. Командир конвоя капитан 3-го ранга В. В. Похмельное открыл огонь со своего мин­ ного заградителя ныряющи­ ми снарядами калибром 130 мм. Потом мннзаг на пол­ ном ходу сбросил за борт 30 глубинных бомб. На по­ верхности . моря появилось масляное пятно. В. В. Похмельное по ра­ дио донес командиру Север­ ного отряда кораблей о по­ терях. Капитан 1-го ранга Н. П. Аннин приказал из­ менить курс конвоя. Но отор­ ваться от подводных лодок врага, имевших большую ско­ рость. не удалось. При­ мерно в три часа дня 1 ок- тяоря конвой «ВА-18» встре­ тился с тральщиками ТЩ-40 и ТЩ-42 (переоборудован­ ными из РТ-63 «Северный» и РТ-308 «Онежанин»). Вечером «волчья стая» на­ стигла корабли охранения. Ф а­ шистская субмарина из над­ водного положения сделала торпедный залп по ТЩ-42. Ко­ рабль подбросило вверх, силь­ ный взрыв снес надстройку. Командира корабля капитан- лейтенанта Владимира Ва­ сильевича Голубца и вахтен­ ных на верхнем мостике сбро­ сило далеко за борт. ТЩ-42 разломился пополам и скрыл­ ся в морской пучине. ТЩ-31 на полном ходу подо­ шел к месту гибели тральщи­ ка , но на поверхности моря никого из экипажа не было. Пораженный гибелью своих товарищей, Павел Петрович приказал сбросить за борт остатки глубинных бомб. Не­ далеко от него бомбил водный район ТЩ-40 под командова­ нием капитан-лейтенанта Кон­ стантина Лаврентьевича Бурко­ ва. ОВЫ И, 1944 год эки­ паж ТЩ-31 встретил с большим духовным подъе­ мом. Газеты сообщали об успешном наступлении на­ ших войск на фронтах. Все офицеры, старшины и мат­ росы тральщика были на­ граждены орденами и меда­ лями. 31 марта 1944 года капи­ тан - лейтенант Павел Пет­ рович Корехов убыл на ТЩ- 53. В.место него командиром ТЩ-31 был назначен капи­ тан-лейтенант Зосим Семе­ нович Рашев. 30 апреля 1944 года ТЩ-31 получил приказ следовать в Иоканьгу. Переход прошел бла­ гополучно. 1 мая экипаж пра­ здновал на рейде базы. 5 мая ТЩ-31 и ТЩ-53 полу­ чили приназ подойти к остро­ ву Ви тте , взять на борт лич­ ный состав 223-й береговой ба­ тареи и приготовиться к пере­ ходу в Мурманск. Материаль­ ную часть батареи тоже погру­ зили на тральщики . 8 мая небольшой конвой в составе сторожевого корабля, ТЩ-31 и ТЩ-53 вышел из Ио- каньги в Мурманск. Восточнее мыса Териберский конвой а та ­ ковала немецкая подводная лодка. ТЩ-31 забросал ее гл у ­ бинными бомбами. В полдень 9 мая 1944 го­ да ТЩ-31 вошел в Кольский залив. Вдруг сигнальщик старшина 2-й статьи Алексей Прокопьев тревожно доло­ жил: — Слева два торпедонос­ ца «фокке-вульф-190». Вы­ сота 50 метров! Самолеты противника, при­ крываясь сопками, атаковали ТЩ-31 внезапно. Командир но­ сового орудия старшина 1-й статьи Иванов успел открыть огонь. Ведущий л е тч и к отвер­ нул в сторону. Но второй фа- Щист сбросил две бомбы. Пер­ вая упала с недолетом, а дру­ гая пробила главную палубу у рулевой рубки и разорвалась в машинном отделении. Силь­ ный взрыв потряс тральщик . Оглушенные взрывом, моря­ ки ТЩ-31, артиллеристы бере­ говой батареи начали пры гать щ ледяную воду. Зосим Семе­ нович последним покинул свой тральщ ик . ТЩ-31 продержав­ шись на воде не более двух минут, скрылся в морской пу­ чине. Героически погибли мурманчане - тралфлотовцы : командир электромеханической боевой части старший техник- лейтенант Анатолий Семенович Печерица, командир отделения • котельных машинистов стар­ шина 2-й ста тьи Захаров, трюм­ ный машинист Василий Ива­ нович Юрьев, машинист Савиц­ кий , кочегар Владимир Лопа­ тин и другие . На верхнем м о ­ стике погибли штурман лейте­ нант Грамаковский, командир артиллерийской боевой части лейтенант Иван Михайлович Пнчужкин, сигнальщик крас­ нофлотец Новиков, командир отделения минеров старшина 2-й статьи Никитин и другие . Командира ТЩ-31 капи­ тан-лейтенанта 3. С.. Раше- ва моряки ТЩ-53 подняли из воды без сознания. В смертельную воронку затя­ нуло 28 моряков из экипа­ жа тральщика, 35 артилле­ ристов береговой батареи. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. 24 июля 1987 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz