Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.
• Память • н ЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК «Рыбный Мурман» ведет поиск мате риалов об экипажах сторожевых кораблей и тральщиков (СКР и ТЩ) Северного фло та — бывших промысловых судов (РТ) Мурманского тралового флота. В первые недели Великой Отечественной войны луч шие по техническому состоянию РТ смени ли профессию «рыбака» на «военмора», причем и большая часть промысловиков, получив соответствующие звания, осталось на борту своих кораблей. В течение 1986—87 гг. мы рассказывали о боевом пути СКР-31 |РТ-43 «Рыбец»], ТЩ-38 (РТ-29 «Киров»), СКР-22 «Пассат» (РТ-102 «Валерий Чкалов»}, СКР-25 «Бриз» (РТ-64 «Северный полюс», ТЩ-60 (РТ-410 «Пеликан»]. Сегодня, накануне Дня Военно-Морско го Флота, продолжаем публикацию мате риалов на эту тему. Первый командир ТЩ-31 Павел Петрович КО Р ЕХО В . ...Глаза наблюдателей слепи ли снежные заряды . Утром 30 сентября нонвой был в ше стидесяти милях западнее ост рова Р усский . Павел Петрович, как всегда, находился на верх нем мостике тральщика . Он поднес бинокль к глазам и навел его на колонну тран спортов. Вдруг он увидел, как у борта транспорта «Архан гельск» вырос столб воды. Глу хой взрыв потряс воздух. «Ар хангельск» переломился по полам в районе фок-мачты и начал тонуть . Конвой атакова ли фашистские субмарины! — Спустить шлюпки! — по дал номанду командир ТЩ-31. Моряки тральщика № 31 по добрали 29 человек с погиб шего транспорта. Военфельд шер лейтенант медслужбы Зайцев оказал первую помощь пострадавшим и разместил их в жилых помещениях. После обеда сигнальщин старшина 2-й статьи Алексей Прокопьев громко доложил: — Слева подводная лодка! Ф аш истская субмарина из надводного положения сделала торпедный залп веером по транспорту «Моссовет». Две 2 октября 1943 года по редевший конвой «ВА-18» достиг острова Диксон. Но боевой поход еще не был закончен... Личный состав ТЩ-31 гото вился сопровождать караван судов к проливу Югорский Шар. В середине октября тральщик в составе конвоя вышел из Диксона и благопо лучно прибыл в становище Ха- барово. Тяжелые льды прегра дили п у ть каравану. Только в начале ноября судам с помо щью ледокола удалось выйти из пролива Югорский Шар и направиться через Карские во рота в Архангельск . «Волчья стая» преследовала суда до острова Колгуев, а по том отстала . ТЩ-31 с трудом преодолел льды в горле Бело го моря, достиг устья Север ной Двины и стал у причала судоремонтного завода «Крас ная кузница». За месяц но- рабль прошел 3200 боевых миль. Тяж ких миль. Требовал ся ремонт корпуса, главной машины, вспомогательных ме ханизмов... Боевой путь экипажа ТЩ-31 Н Д О ВЕЛИКОИ Отечест венной войны РТ-15 «Засольщик» Мурманского тралового флота успешно ло вил рыбу более двенадцати лет. В начале войны судно переоборудовали на Мурман ской судоверфи в военный тральщик № 31 (ТЩ-31). Многие рыбаки - тралфлотов- цы сражались на нем. Рас скажем сегодня о их боевом пути. О ИЮЛЯ 1941 года ко- " мандиром ТЩ-31 был назначен старший лейтенант Павел Петрович Корехов, за служенный капитан тралово го флота. 18 июля оператив ный дежурный штаба Се верного флота приказал ему следовать в Полярное, где ТЩ-31 принял на борт де сантников второго добро вольческого отряда моряков Северного флота и направил ся в губу реки Большой За падной Лицы. Вечером 20 июля тральщик успешно высадил десантников на левый берег реки и поддер жал их огнем своих орудий. Комендоры корабля подавили батарею врага. На следующий день траль щик атаковали два бомбарди ровщика «юнкерс-88». Бой с самолетами врага был очень тяжелый . Но экипаж ТЩ-31 вы держал все атаки ф аш и стски х стервятников. Артиллеристы сбили один самолет. После высадки десантников тральщик направился в Тю- ■а-губу. Здесь устранили полу ченные во время боя повреж дения. А затем ТЩ-31 провел боевое траление водного райо на между полуостровом Рыба чий и островом Кильдин. Тан начался боевой путь моряков — недавних рыбаков. Тральщик вошел в первый дивизион бригады траления Бе ломорской военной флотилии. Летом и осенью 1941 года ТЩ- 31 тралил водные районы у восточного берега Кольского полуострова, сопровождал транспорты . В начале декабря тральщик с большим трудом пробился через льды Белого моря, во шел в устье Северной Двины и стал к причалу судоремонт ного завода «Красная кузни ца». Экипаж корабля присту пил к ремонту корпуса и ме ханизмов. В апреле 1942 года ремонт ТЩ-31 был успешно завершен. Весной и летом 1942 го да ТЩ-31 выполнял опасные боевые задания командова ния на линии мыс Святой Нос — мыс Капни Нос. Эки паж корабля уничтожил бо лее десяти - якорных мин врага. 16 июля 1942 года командир Иоканьгской военно-морской базы контр-адмирал Николай Осипович Абрамоз приказал командиру П. П. Корехову сле довать к Новой Земле, в залив Моллера и оказать помощь американским транспортам из разгромленного врагом союз ного конвоя «PQ-17*. 19 июля моряки ТЩ-31 помогли кораб лям ТЩ-32 и ТЩ-53 снять с мели брошенный американца ми транспорт «Уинстон Сай- лем». На следующий день ТЩ- 31 перешел пролив Маточкин Шар, где укрылись от немец ки х подводных лодок пять транспортов союзников. В этот же день транспорты направи лись в Архангельск в сопро вождении минного заградителя Мурман», ТЩ-31 и ТЩ-38. ТЩ-31 от пролива Маточнин Шар до Белушьей губы шел со змейковым тралом, предо храняя транспорты от якорных мин. Юго-западнее острова Колгуев командующий Север ным флотом усилил конвой эскадренными миноносцами «Урицкий» и «В. Куйбышев». 24 июля конвой благополучно прибыл в Архангельск . Забункеровавшись углем и водой, ТЩ-31 вышел на бое вое траление водного райо на от Терско-Орловского мая ка до мыса Святой Нос. Се вернее мыса Святой Нос тральщик атаковали четыре немецких бомбардировщика «юнкерс-88». Комендоры от крыли огонь из 76-мм уни версальных орудий и зенит ных автоматов «Эрликон». Все атаки фашистских стер вятников были отбиты. В сентябре моряки ТЩ-31 и сторожевого корабля «Гро за» патрулировали северо- западнее мыса Канин Нос. Ожидался подход союзного конвоя «PQ-18», Беломор ская флотилия обеспечивала в этом районе его безопас ность. ТЩ-31 и «Гроза» не однократно пресекали атаки вражеских подлодок, а 18 сентября одну из них на крыли глубинными бомбами — на поверхности моря поя вилось большое масляное пятно. Транспорты- благопо лучно прошли протраленны ми фарватерами горла Бело го моря и достигли устья Северной Двины. 14 Е РАЗ моряки смотре- 11 ли смерти в лицо, те ряли боевых товарищей. Рас скажу подробнее о событи ях двух походов. 30 октября 1942 года ТЩ-31 и СКР-78 под коман дованием старшего лейтенан та Евгения Матвеевича Фро лова вышли в дальний до зор. Штурман тральщика лейтенант Грамаковский про ложил курс на карте до юж ной кромки льдов. 3 ноября корабли достигли заданного района и повернули на юго- запад. В полдень 5 ноября стар ший лейтенант П. П. Коре хов услышал с юга гул мо торов самолетов врага. — Девять торпедоносцев «фокне-вульф-190»! — громко доложил сигнальщик красно флотец Новиков. Самолеты шли строем у с т у па на высоте 300 метров. Вот они разделились на две груп пы. Торпедоносцы снизились до самой поверхности моря и атаковали ТЩ-31 и СКР-78. Павел Петрович Корехов при казал комендорам открыть огонь. Командир носового ору дия старшина 1-й статьи Ива нов сбил с боевого курса го ловной торпедоносец. Он зады мил и отвалил в сторону. Но другие самолеты сбросили тор педы. Светлые дорожки устре мились к тральщику . Старший лейтенант П. П. Корехов уме лым маневром уклонился от торпед. Тогда торпедоносцы набрали высоту и ударили по тральщи- ну из пушек и пулеметов. Сна ряды пробили Оорт ТЩ-31 й разорвались в машинном от делении. Корабль окутался па ром и дымом. Осколки снаря да пробили главный паропро вод. Старший техник-лейтб- нант Анатолий Печерица с аварийной партией заделал пробоины в корпусе корабля и устранил повреждения в главном паропроводе. Командир ТЩ-31 повернул на юг, к Иоканьге. Радиостан ция тральщика была разбита, поэтому П. П. Корехов не мог сообщить командованию о по ложении своего корабля. Утром 8 ноября показался долгожданный мыс Святой Нос. ТЩ-31 вошел на Иоканьг- ский рейд и бросил якорь. На берегу заработал ратьер . Ко мандир базы контр-адмирал Н. О. Абрамов вызывал старше го лейтенанта П. П. Корехова к себе в штаб. В штабе базы Павел Пет рович подробно доложил о бое с торпедоносцами врага 5 ноября. — Что вы можете сказать о СКР-78? — спросил его Ни- нолай Осипович. — Сторожевой корабль хо рошо отстреливался недалеко от нашего тральщика и укло нился от всех торпед. Потом мы потеряли его из виду. Р а диосвязь с СКР-78 нам не уда лось восстановить. Командир базы внимательно посмотрел на оперативную кар ту Баренцева моря и не громко сказал : — Мы тоже не имеем связи с СКР-78... Л СЕНЬ И ЗИМУ 1942 ^ года ТЩ-31 провел в тральных операциях. Затем был ремонт. В начале сентября 1943 года ТЩ-31 перешел в опе ративное подчинение коман дира Северного отряда ко раблей охранения капитана 1-го ранга Николая Петро вича Аннина. В этом отряде на долю моряков ТЩ-31, как и других кораблей, вы пали жестокие испытания в Арктике. Надо было обеспечить про водку наших транспортов с народнохозяйственными гру зами. торпеды прошли за кормой судна. — Атака лодки глубинными бомбами! — скомандовал Ко рехов. Командир отделения минеров старшина 2-й статьи Никитин сбросил за борт глубинные бомбы. Поверхность моря вспу чилась. Глухие взрывы сотря сали воздух. ТЩ-31 на полном ходу циркулировал в сторону берега Харитона Лаптева. Утром 1 октября конвой «ВА-18» (пролив Вилькицкого — Архангельск) достиг остро вов Известия ЦИК. Наблюда тели ТЩ-31 обнаружили под водную лодну врага в надвод ном положении. Она уже за канчивала предзалповое ма неврирование. Дежурные ко мендоры сразу открыли огонь. Первые же снаряды ударили в боевую рубну подводного пи рата. Фашистская субмарина дала полный ход и скрылась в снежном заряде. После обеда сильный взрыв потряс транспорт «Киров». Тор педа попала в его левый борт. «Киров» накренился и начал тонуть , ТЩ-31 подошел прямо к борту транспорта и снял по ловину команды. В жилых по мещениях тральщика стало тесно от пострадавших моря ков. Командир конвоя капитан 3-го ранга В. В. Похмельное открыл огонь со своего мин ного заградителя ныряющи ми снарядами калибром 130 мм. Потом мннзаг на пол ном ходу сбросил за борт 30 глубинных бомб. На по верхности . моря появилось масляное пятно. В. В. Похмельное по ра дио донес командиру Север ного отряда кораблей о по терях. Капитан 1-го ранга Н. П. Аннин приказал из менить курс конвоя. Но отор ваться от подводных лодок врага, имевших большую ско рость. не удалось. При мерно в три часа дня 1 ок- тяоря конвой «ВА-18» встре тился с тральщиками ТЩ-40 и ТЩ-42 (переоборудован ными из РТ-63 «Северный» и РТ-308 «Онежанин»). Вечером «волчья стая» на стигла корабли охранения. Ф а шистская субмарина из над водного положения сделала торпедный залп по ТЩ-42. Ко рабль подбросило вверх, силь ный взрыв снес надстройку. Командира корабля капитан- лейтенанта Владимира Ва сильевича Голубца и вахтен ных на верхнем мостике сбро сило далеко за борт. ТЩ-42 разломился пополам и скрыл ся в морской пучине. ТЩ-31 на полном ходу подо шел к месту гибели тральщи ка , но на поверхности моря никого из экипажа не было. Пораженный гибелью своих товарищей, Павел Петрович приказал сбросить за борт остатки глубинных бомб. Не далеко от него бомбил водный район ТЩ-40 под командова нием капитан-лейтенанта Кон стантина Лаврентьевича Бурко ва. ОВЫ И, 1944 год эки паж ТЩ-31 встретил с большим духовным подъе мом. Газеты сообщали об успешном наступлении на ших войск на фронтах. Все офицеры, старшины и мат росы тральщика были на граждены орденами и меда лями. 31 марта 1944 года капи тан - лейтенант Павел Пет рович Корехов убыл на ТЩ- 53. В.место него командиром ТЩ-31 был назначен капи тан-лейтенант Зосим Семе нович Рашев. 30 апреля 1944 года ТЩ-31 получил приказ следовать в Иоканьгу. Переход прошел бла гополучно. 1 мая экипаж пра здновал на рейде базы. 5 мая ТЩ-31 и ТЩ-53 полу чили приназ подойти к остро ву Ви тте , взять на борт лич ный состав 223-й береговой ба тареи и приготовиться к пере ходу в Мурманск. Материаль ную часть батареи тоже погру зили на тральщики . 8 мая небольшой конвой в составе сторожевого корабля, ТЩ-31 и ТЩ-53 вышел из Ио- каньги в Мурманск. Восточнее мыса Териберский конвой а та ковала немецкая подводная лодка. ТЩ-31 забросал ее гл у бинными бомбами. В полдень 9 мая 1944 го да ТЩ-31 вошел в Кольский залив. Вдруг сигнальщик старшина 2-й статьи Алексей Прокопьев тревожно доло жил: — Слева два торпедонос ца «фокке-вульф-190». Вы сота 50 метров! Самолеты противника, при крываясь сопками, атаковали ТЩ-31 внезапно. Командир но сового орудия старшина 1-й статьи Иванов успел открыть огонь. Ведущий л е тч и к отвер нул в сторону. Но второй фа- Щист сбросил две бомбы. Пер вая упала с недолетом, а дру гая пробила главную палубу у рулевой рубки и разорвалась в машинном отделении. Силь ный взрыв потряс тральщик . Оглушенные взрывом, моря ки ТЩ-31, артиллеристы бере говой батареи начали пры гать щ ледяную воду. Зосим Семе нович последним покинул свой тральщ ик . ТЩ-31 продержав шись на воде не более двух минут, скрылся в морской пу чине. Героически погибли мурманчане - тралфлотовцы : командир электромеханической боевой части старший техник- лейтенант Анатолий Семенович Печерица, командир отделения • котельных машинистов стар шина 2-й ста тьи Захаров, трюм ный машинист Василий Ива нович Юрьев, машинист Савиц кий , кочегар Владимир Лопа тин и другие . На верхнем м о стике погибли штурман лейте нант Грамаковский, командир артиллерийской боевой части лейтенант Иван Михайлович Пнчужкин, сигнальщик крас нофлотец Новиков, командир отделения минеров старшина 2-й статьи Никитин и другие . Командира ТЩ-31 капи тан-лейтенанта 3. С.. Раше- ва моряки ТЩ-53 подняли из воды без сознания. В смертельную воронку затя нуло 28 моряков из экипа жа тральщика, 35 артилле ристов береговой батареи. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. 24 июля 1987 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz