Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.
# Имя на борту Б МРТ «МИХАИЛ ВЕРБИЦКИЙ» принадлежит управлению промысловой разведки и научно-исследовательского фло та «Севрыбпромразведка» и совместно с ПИНРО занимается ис следованиями Мирового океана, ведет поиск рыбных косяков, наводит на них добывающие суда. За семь лет плавания судно выполнило 14 научно-поисковых рейсов в районы Северо-Западной, Северной и Южной Атлан тики, совершило заходы во многие порты мира. Первыми на этом корабле стали работать капитан-директор Геннадий Георгиевич Тащиев и главный механик Станислав Ста ниславович Боярский. Вместе с ними первый помощник капи тана Евгений Евгеньевич Влазнев начал трудную, кропотливую работу по созданию музейного уголка героя. В поиск включи лись все члены экипажа. Сбор материалов и документов о жизни и боевой деятельности Героя Советского Союза Михаи ла Константиновича Вербицкого продолжается. С 4 марта 1984 года М. К. Вербицкий навечно зачислен в штат экипажа, причитающаяся ему заработная плата перечисля ется в Советский фонд мира. Воздушный разведчик, славный защитник Советского Запо лярья погиб, но корабль с его именем на борту трудится на благо социалистической Родины. подойти к цели. Группа бес шумно выскочила из облач ности и легла на боевой курс. Зенитная артиллерия противника открыла загради тельный огонь лишь тогда, когда раздались взрывы сброшенных бомб. При отходе на бомбарди ровщики набросилось звено «стодевятых». Но Вербицко го непросто провести. Пере строив группу, он пригото вился к отражению атаки. В ведущем экипаже за стрел ка-радиста летал начальник связи эскадрильи младший лейтенант Дзегеленок. Он первым открыл огонь. «Ме- 109ф» начал маневрировать: летчик там сидел опытный. Он не подходил близко и не требителей «Фв-190». «Ме- |0 9 » , и 2-моторых «Ме-110», систематически высылает истребителей на перехват разведчиков. Капитан Вер бицкий не только успешно ведет разведку, но, не буду чи истребителем, с успехом борется с авиацией противни ка. 31 марта 1943 г.. обнару жив большой конвой против ника в составе четырех транспортов, одного танкера в охранении двух минонос цев, пяти сторожевых кораб лей и трех тральщиков, при крываемый истребителями, Вербицкий успешно произ вел разведку конвоя с аэро фотосъемкой. Будучи атакован самоле- Былсмелымвоздушнымразведчиком Г* НАЧАЛА БЫЛА КНИГА. ^ Прекрасная книга В. С. Бойко «Крылья Северного флота». Это довольно полный рассказ об истории авиации Северного военно-морского флота. Именно там я впервые прочитал о Герое Советского Союза Михаиле Константино виче Вербицком... Тогда я находился в сзоем первом рейсе на БМРТ «Ми хаил Вербицкий». Судно но вое, его построили в 1980 го ду на судоверфи имени В. И. Ленина в польском городе Гданьске. Перед экипажами судов, носящими имена геро ев, была поставлена задача: - создать судовые музейные уголки. Вот я и стал собирать сведения о Михаиле Вербиц ком, отважном летчике север ного неба. Прямо из рейса отправил радиограмму в музей Красно знаменного Северного флота с просьбой сообщить адреса родственников Вербицкого и его боевых однополчан. Вско ре старший научный сотрудник музея Алевтина Васильевна Кривенко прислала адреса се стры и вдовы Вербицкого. В этом же рейсе мы установи ли переписку с сестрой героя — Ольгой Константиновной Ки селевой, живущей в Москве. После рейса мне оформипи отпуск за два года, и я решил заняться полезным делом — побывал в музее Северного флота, лично познакомился там с А. В. Кривенко и дру гими сотрудниками. С их по мощью мне удалось пересмот реть архивные документы 118- го разведывательного авиа полка, в котором служил Вер бицкий. Началась переписка с ветеранами, становились из вестными все новые и новые факты военной биографии ге роя. По крупицам собирая све дения о жизни Михаила Вер бицкого, я проникался все большим уважением к этому смелому человеку, добрая па мять о котором живет в серд цах его друзей и близких. Так появился и этот неболь шой рассказ. НА СЕВЕРЕ ...Воина для него началась 22 июня 1941 года. К весне 1942 года немец ко-фашистское командование сумело сосредоточить в нор вежских фиордах значитель ные военно-морские силы. Гитлеровцы в непосредст венной близости к нашей операционной зоне распола гали линейным кораблем «Тирпиц». тяжелыми крейсе рами «Адмирал Шеер». «Лютцов», «Адмирал Хип- Жр Мш т ш т ш л- v/N», • -• ■ Д- Ш ш Ш в • •K'V- :у-:*..у-•> г.. .->V> пер», легкими крейсерами «Кельн» и «Иорнберг», фло тилией эсминцев и флотили ей миноносцев, большим ко личеством подводных лодок, а также большим количест вом самолетов-разведчиков и торпедоносцев дальнего действия. Все эти силы бы ли предназначены для угро зы коммуникациям в Север ной Атлантике и для нане сения ударов по союзным конвоям, направляемым в северные порты Советского Союза. Одним из таких конвоев был PQ-17, вышедший из Исландии 27 июня 1942 го да. То, что противник сосре доточивает силы против это го конвоя, удалось своевре менно установить. В боевую готовность была приведена вся авиация Северного флота. В составе 28-го бомбардиро вочного авиаполка 30 июня 1942 года прибыл на Север и старший лейтенант М. К. Вербицкий. УДАРЫ С НЕБА «Наши летчики усилили удары по врагу на Севере... Пикировщики Лапшенкова, ...Вербицкого наносили уда ры по кораблям и портам противника», — так писала в то время газета «Северо морский летчик». «Часто М. Вербицкий вы летал для нанесения ударов по врагу... Однажды на пол- пути к цели зенитная артил лерия фашистов обстреляла бомбардировщика. Раньше эта батарея не была извест на. — Возьми-ка ее на каран даш, — услышал штурман Великанов голос Вербицкого. — В следующий раз мы к ней^ наведаемся! Когда до объекта остава лись считанные минуты, ве дущий М. Вербицкий дал команду войти в облака и с приглушенными моторами удалялся, выжидая момент, когда строй наших машин на рушится. По сигналу радиста Вер бицкий убрал газ, и «мес сер» неожиданно для пило та приблизился к нашему са молету. Тут-то его и упреди ла очередь стрелка. Немец кий самолет вспыхнул и по шел к земле. Второй «мессер» продол жал наседать. По нему от крыли огонь Великанов и стрелок Кошелев. Через ми нуту и этот самолет загорел ся и пошел со снижением в сторону немецкой террито рии...» Сомкнутый'‘^трой, взаимо действие огнем обеспечили эту победу! ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА Война на Севере, как и по всему фронту борьбы с не мецко-фашистскими захват чиками, затягивалась. Посто янно гибли люди на земле, не возвращались на свои аэ родромы и лучшие летчики Северного флота. Командо ванию требовалось как мож но больше и точнее знать все о противнике. Для этих целей более всего подходила воздушная разведка. В ок тябре 1942 года была сфор мирована 28-я отдельная дальняя разведывательная авиаэскадрилья. В нее во шли самые опытные летчики. В их числе был и Михаил Константинович Вирбицкий. За отличное выполнение боевых заданий командова ния, за образцовую разведку в приказе от 26 марта 1943 года Михаил Константинович Вербицкий был награжден вторым орденом Красного Знамени. Из истории 118-го морско го разведывательного авиа полка: «Противник, понеся значительные потери на мо ре. усилил свое побережье и коммуникации непрерывным барражем одномоторных ис том «Ме-110», он проявил мас.терство воздушного боя И сбил самолет противника прямо над конвоем. Данные разведки были своевременно переданы по радио, и, ис пользуя их, наши торпедо носцы нанесли успешный торпедный удар по кораблям противника». Еще один пример боевой работы морского разведчика. «На аэродроме штурмови ков было все спокойно. Сгу щались сулГерки. Клонился к концу короткий заполярный день. Вдруг темнеющее небо прорезал огненный клубок. Разбрасывая тысячи искр, окутанный дымом, плюхнул ся где-то в конце аэродрома истребитель-разведчик Миха ила Вербицкого. Все, кто был на аэродроме, побежали к самолету. Вербицкий уже выбрался из кабины. Пер вым подбежал командир зве на штурмовиков капитан Де нис Комиссаров. — Ну, как ты? — спросил он. Вместо ответа Вербицкий достал карту: — Вот в этом фиорде ка раван противника. Если ждать до завтра, не доста нем. Надо лететь сейчас же! Штурмовики вылетели сразу, поразили врага и вер нулись на свой аэродром уже ночью». В сентябре 1943 года из рук Командующего Север ным флотом Михаил Вер бицкий получил еще один орден Красного Знамени. В двадцатых числах де кабря из Англии к нам вы шел конвой 1-55-В, а из Кольского залива в Англию — РА-55-А. Немецкое ко мандование намеревалось в районе встречи конвоя ата ковать их эскадрой в соста ве линейного корабля «Шарнгорст» и нескольких эсминцев. С этой целью авиа ция противника развернула активную разведку на боль шом пространстве от острова Медвежий и на запад до Ис ландии. Такая неожиданная актив ность немецкой авиации на сторожила командование Се верного флота. Военно-воз душные сипы получили при каз об усилении контроля за аэродромами и военно-мор скими базами врага. Пред положение нашего командо вания оправдалось. Несколь ко экипажей воздушных раз ведчиков 118-го полка «не спускали глаз» с прибреж ной зоны противника до мы са Нордкап включительно. Капитан Вербицкий в исклю чительно сложных метеоус ловиях — ведь в Заполярье 6 это время года самые тя желые погодные условия да еще и разгар полярной ночи f произвел десять полетов Альтен-фиорд и установил Ч >J систематическое наблюдение за кораблями Германии. Однажды экипаж капита на Вербицкого, несший пат- | рульную службу, обнаружил, что в море вышла крупная немецкая эскадра. В течение ближайших суток атаковать ее североморцы не могли: погода в районе аэродромов была тяжелейшая. Тогда советское командо вание сообщило о выходе немецкой эскадры английско му адмиралтейству (англи чане давно уже охотились за крупными немецкими кораб лями). 26 декабря 1943 го да в непродолжительном бою германский линкор «Шарн горст», находившийся в со ставе немецкой эскадры, был потоплен группой крупных английских кораблей. ГЕРОИ «...Утро 22 января 1944 года. Получив «добро», ка питан Вербицкий вылетел на разведку в Альтен-фиорд. Этот день оказался особенно * радостным для разведчиков. Лучшие воины полка; капи тан Елькин. капитан Вербиц кий и младший лейтенант Шейн — удостоились выс шего государственного отли чия. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года им бы ло присвоено звание Героя Советского Союза... В декабре 1943 года ка питан М. К. Вербицкий на значен командиром эскад рильи. И вновь ему при шлось учиться — командова ние решило для дальней разведки использовать само леты типа «Бостон». Вербицкий был смелым, отчаянным, очень опытным летчиком, имевшим более трехсот боевых вылетов, из них более двухсот он выпол нил в условиях Заполярья. 4 марта 1944 года он выпол нял задание по разведке при брежных коммуникаций про- >. тивника в Северной Норве гии. Всего в пятый раз он йылетел на задание на не давно освоенном им самоле те «Бостон». Самолет Вер бицкого из разведывательно го полета на свой аэродром не вернулся. Видимо, возвра щаясь с задания. Вербицкий решил попутно произвести разведку площадки для истребителей в районе Свартнеса. Возможно, что именно там он и был сбит. Вместе с М. К. Вербиц ким погибли штурман лейте нант Г. Г. Павлов, стрелок Агарков и стрелок-радист (его фамилия устанавливает ся). Приказом Министра обо роны СССР М. К. Вербиц кий зачислен навечно в спис ки Н-ской части.' Е. ВЛАЗНЕВ, первый помощник капита на «Севрыбпромразаедки». 17 июля 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz