Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.

# Имя на борту Б МРТ «МИХАИЛ ВЕРБИЦКИЙ» принадлежит управлению промысловой разведки и научно-исследовательского фло­ та «Севрыбпромразведка» и совместно с ПИНРО занимается ис­ следованиями Мирового океана, ведет поиск рыбных косяков, наводит на них добывающие суда. За семь лет плавания судно выполнило 14 научно-поисковых рейсов в районы Северо-Западной, Северной и Южной Атлан­ тики, совершило заходы во многие порты мира. Первыми на этом корабле стали работать капитан-директор Геннадий Георгиевич Тащиев и главный механик Станислав Ста­ ниславович Боярский. Вместе с ними первый помощник капи­ тана Евгений Евгеньевич Влазнев начал трудную, кропотливую работу по созданию музейного уголка героя. В поиск включи­ лись все члены экипажа. Сбор материалов и документов о жизни и боевой деятельности Героя Советского Союза Михаи­ ла Константиновича Вербицкого продолжается. С 4 марта 1984 года М. К. Вербицкий навечно зачислен в штат экипажа, причитающаяся ему заработная плата перечисля­ ется в Советский фонд мира. Воздушный разведчик, славный защитник Советского Запо­ лярья погиб, но корабль с его именем на борту трудится на благо социалистической Родины. подойти к цели. Группа бес­ шумно выскочила из облач­ ности и легла на боевой курс. Зенитная артиллерия противника открыла загради­ тельный огонь лишь тогда, когда раздались взрывы сброшенных бомб. При отходе на бомбарди­ ровщики набросилось звено «стодевятых». Но Вербицко­ го непросто провести. Пере­ строив группу, он пригото­ вился к отражению атаки. В ведущем экипаже за стрел­ ка-радиста летал начальник связи эскадрильи младший лейтенант Дзегеленок. Он первым открыл огонь. «Ме- 109ф» начал маневрировать: летчик там сидел опытный. Он не подходил близко и не требителей «Фв-190». «Ме- |0 9 » , и 2-моторых «Ме-110», систематически высылает истребителей на перехват разведчиков. Капитан Вер­ бицкий не только успешно ведет разведку, но, не буду­ чи истребителем, с успехом борется с авиацией противни­ ка. 31 марта 1943 г.. обнару­ жив большой конвой против­ ника в составе четырех транспортов, одного танкера в охранении двух минонос­ цев, пяти сторожевых кораб­ лей и трех тральщиков, при­ крываемый истребителями, Вербицкий успешно произ­ вел разведку конвоя с аэро­ фотосъемкой. Будучи атакован самоле- Былсмелымвоздушнымразведчиком Г* НАЧАЛА БЫЛА КНИГА. ^ Прекрасная книга В. С. Бойко «Крылья Северного флота». Это довольно полный рассказ об истории авиации Северного военно-морского флота. Именно там я впервые прочитал о Герое Советского Союза Михаиле Константино­ виче Вербицком... Тогда я находился в сзоем первом рейсе на БМРТ «Ми­ хаил Вербицкий». Судно но­ вое, его построили в 1980 го­ ду на судоверфи имени В. И. Ленина в польском городе Гданьске. Перед экипажами судов, носящими имена геро­ ев, была поставлена задача: - создать судовые музейные уголки. Вот я и стал собирать сведения о Михаиле Вербиц­ ком, отважном летчике север­ ного неба. Прямо из рейса отправил радиограмму в музей Красно­ знаменного Северного флота с просьбой сообщить адреса родственников Вербицкого и его боевых однополчан. Вско­ ре старший научный сотрудник музея Алевтина Васильевна Кривенко прислала адреса се­ стры и вдовы Вербицкого. В этом же рейсе мы установи­ ли переписку с сестрой героя — Ольгой Константиновной Ки­ селевой, живущей в Москве. После рейса мне оформипи отпуск за два года, и я решил заняться полезным делом — побывал в музее Северного флота, лично познакомился там с А. В. Кривенко и дру­ гими сотрудниками. С их по­ мощью мне удалось пересмот­ реть архивные документы 118- го разведывательного авиа­ полка, в котором служил Вер­ бицкий. Началась переписка с ветеранами, становились из­ вестными все новые и новые факты военной биографии ге­ роя. По крупицам собирая све­ дения о жизни Михаила Вер­ бицкого, я проникался все большим уважением к этому смелому человеку, добрая па­ мять о котором живет в серд­ цах его друзей и близких. Так появился и этот неболь­ шой рассказ. НА СЕВЕРЕ ...Воина для него началась 22 июня 1941 года. К весне 1942 года немец­ ко-фашистское командование сумело сосредоточить в нор­ вежских фиордах значитель­ ные военно-морские силы. Гитлеровцы в непосредст­ венной близости к нашей операционной зоне распола­ гали линейным кораблем «Тирпиц». тяжелыми крейсе­ рами «Адмирал Шеер». «Лютцов», «Адмирал Хип- Жр Мш т ш т ш л- v/N», • -• ■ Д- Ш ш Ш в • •K'V- :у-:*..у-•> г.. .->V> пер», легкими крейсерами «Кельн» и «Иорнберг», фло­ тилией эсминцев и флотили­ ей миноносцев, большим ко­ личеством подводных лодок, а также большим количест­ вом самолетов-разведчиков и торпедоносцев дальнего действия. Все эти силы бы­ ли предназначены для угро­ зы коммуникациям в Север­ ной Атлантике и для нане­ сения ударов по союзным конвоям, направляемым в северные порты Советского Союза. Одним из таких конвоев был PQ-17, вышедший из Исландии 27 июня 1942 го­ да. То, что противник сосре­ доточивает силы против это­ го конвоя, удалось своевре­ менно установить. В боевую готовность была приведена вся авиация Северного флота. В составе 28-го бомбардиро­ вочного авиаполка 30 июня 1942 года прибыл на Север и старший лейтенант М. К. Вербицкий. УДАРЫ С НЕБА «Наши летчики усилили удары по врагу на Севере... Пикировщики Лапшенкова, ...Вербицкого наносили уда­ ры по кораблям и портам противника», — так писала в то время газета «Северо­ морский летчик». «Часто М. Вербицкий вы­ летал для нанесения ударов по врагу... Однажды на пол- пути к цели зенитная артил­ лерия фашистов обстреляла бомбардировщика. Раньше эта батарея не была извест­ на. — Возьми-ка ее на каран­ даш, — услышал штурман Великанов голос Вербицкого. — В следующий раз мы к ней^ наведаемся! Когда до объекта остава­ лись считанные минуты, ве­ дущий М. Вербицкий дал команду войти в облака и с приглушенными моторами удалялся, выжидая момент, когда строй наших машин на­ рушится. По сигналу радиста Вер­ бицкий убрал газ, и «мес­ сер» неожиданно для пило­ та приблизился к нашему са­ молету. Тут-то его и упреди­ ла очередь стрелка. Немец­ кий самолет вспыхнул и по­ шел к земле. Второй «мессер» продол­ жал наседать. По нему от­ крыли огонь Великанов и стрелок Кошелев. Через ми­ нуту и этот самолет загорел­ ся и пошел со снижением в сторону немецкой террито­ рии...» Сомкнутый'‘^трой, взаимо­ действие огнем обеспечили эту победу! ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА Война на Севере, как и по всему фронту борьбы с не­ мецко-фашистскими захват­ чиками, затягивалась. Посто­ янно гибли люди на земле, не возвращались на свои аэ­ родромы и лучшие летчики Северного флота. Командо­ ванию требовалось как мож­ но больше и точнее знать все о противнике. Для этих целей более всего подходила воздушная разведка. В ок­ тябре 1942 года была сфор­ мирована 28-я отдельная дальняя разведывательная авиаэскадрилья. В нее во­ шли самые опытные летчики. В их числе был и Михаил Константинович Вирбицкий. За отличное выполнение боевых заданий командова­ ния, за образцовую разведку в приказе от 26 марта 1943 года Михаил Константинович Вербицкий был награжден вторым орденом Красного Знамени. Из истории 118-го морско­ го разведывательного авиа­ полка: «Противник, понеся значительные потери на мо­ ре. усилил свое побережье и коммуникации непрерывным барражем одномоторных ис­ том «Ме-110», он проявил мас.терство воздушного боя И сбил самолет противника прямо над конвоем. Данные разведки были своевременно переданы по радио, и, ис­ пользуя их, наши торпедо­ носцы нанесли успешный торпедный удар по кораблям противника». Еще один пример боевой работы морского разведчика. «На аэродроме штурмови­ ков было все спокойно. Сгу­ щались сулГерки. Клонился к концу короткий заполярный день. Вдруг темнеющее небо прорезал огненный клубок. Разбрасывая тысячи искр, окутанный дымом, плюхнул­ ся где-то в конце аэродрома истребитель-разведчик Миха­ ила Вербицкого. Все, кто был на аэродроме, побежали к самолету. Вербицкий уже выбрался из кабины. Пер­ вым подбежал командир зве­ на штурмовиков капитан Де­ нис Комиссаров. — Ну, как ты? — спросил он. Вместо ответа Вербицкий достал карту: — Вот в этом фиорде ка­ раван противника. Если ждать до завтра, не доста­ нем. Надо лететь сейчас же! Штурмовики вылетели сразу, поразили врага и вер­ нулись на свой аэродром уже ночью». В сентябре 1943 года из рук Командующего Север­ ным флотом Михаил Вер­ бицкий получил еще один орден Красного Знамени. В двадцатых числах де­ кабря из Англии к нам вы­ шел конвой 1-55-В, а из Кольского залива в Англию — РА-55-А. Немецкое ко­ мандование намеревалось в районе встречи конвоя ата­ ковать их эскадрой в соста­ ве линейного корабля «Шарнгорст» и нескольких эсминцев. С этой целью авиа­ ция противника развернула активную разведку на боль­ шом пространстве от острова Медвежий и на запад до Ис­ ландии. Такая неожиданная актив­ ность немецкой авиации на­ сторожила командование Се­ верного флота. Военно-воз­ душные сипы получили при­ каз об усилении контроля за аэродромами и военно-мор­ скими базами врага. Пред­ положение нашего командо­ вания оправдалось. Несколь­ ко экипажей воздушных раз­ ведчиков 118-го полка «не спускали глаз» с прибреж­ ной зоны противника до мы­ са Нордкап включительно. Капитан Вербицкий в исклю­ чительно сложных метеоус­ ловиях — ведь в Заполярье 6 это время года самые тя ­ желые погодные условия да еще и разгар полярной ночи f произвел десять полетов Альтен-фиорд и установил Ч >J систематическое наблюдение за кораблями Германии. Однажды экипаж капита­ на Вербицкого, несший пат- | рульную службу, обнаружил, что в море вышла крупная немецкая эскадра. В течение ближайших суток атаковать ее североморцы не могли: погода в районе аэродромов была тяжелейшая. Тогда советское командо­ вание сообщило о выходе немецкой эскадры английско­ му адмиралтейству (англи­ чане давно уже охотились за крупными немецкими кораб­ лями). 26 декабря 1943 го­ да в непродолжительном бою германский линкор «Шарн­ горст», находившийся в со­ ставе немецкой эскадры, был потоплен группой крупных английских кораблей. ГЕРОИ «...Утро 22 января 1944 года. Получив «добро», ка­ питан Вербицкий вылетел на разведку в Альтен-фиорд. Этот день оказался особенно * радостным для разведчиков. Лучшие воины полка; капи­ тан Елькин. капитан Вербиц­ кий и младший лейтенант Шейн — удостоились выс­ шего государственного отли­ чия. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года им бы­ ло присвоено звание Героя Советского Союза... В декабре 1943 года ка­ питан М. К. Вербицкий на­ значен командиром эскад­ рильи. И вновь ему при­ шлось учиться — командова­ ние решило для дальней разведки использовать само­ леты типа «Бостон». Вербицкий был смелым, отчаянным, очень опытным летчиком, имевшим более трехсот боевых вылетов, из них более двухсот он выпол­ нил в условиях Заполярья. 4 марта 1944 года он выпол­ нял задание по разведке при­ брежных коммуникаций про- >. тивника в Северной Норве­ гии. Всего в пятый раз он йылетел на задание на не­ давно освоенном им самоле­ те «Бостон». Самолет Вер­ бицкого из разведывательно­ го полета на свой аэродром не вернулся. Видимо, возвра­ щаясь с задания. Вербицкий решил попутно произвести разведку площадки для истребителей в районе Свартнеса. Возможно, что именно там он и был сбит. Вместе с М. К. Вербиц­ ким погибли штурман лейте­ нант Г. Г. Павлов, стрелок Агарков и стрелок-радист (его фамилия устанавливает­ ся). Приказом Министра обо­ роны СССР М. К. Вербиц­ кий зачислен навечно в спис­ ки Н-ской части.' Е. ВЛАЗНЕВ, первый помощник капита­ на «Севрыбпромразаедки». 17 июля 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz