Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.
• Перестройка высшей школы • • Правофланговые • М А С Т Е РА Когда этот номер выйдет в свет, бригадир седьмой брига• ды докеров второго грузового района порта Б . С. САПФГА- Л И Е В будет в отпуске. Но он уверен: как хорошо сработали ребята в первом полугодии, так и второе начнут. Обещали к 7 ноября выполнить план двух лет пятилетки, и уже почти все сделано. Вернется Билюс Султангалиевич в ав густе на работу, тогда, по всей видимости, и справится брига да с обязательствами. Довольны работой и рыбо - обработчицы второго коптиль ного завода: рыба идет, а значит, задел будет. Н. В . АФ АН АС Ь ЕВА и Л . В . ПЛОТ* НИКО ВА — истинные масте ра своего дела. ------- 1 ■ ДИСКУССИЯ О МЕСТЕ В УЧИЛИЩЕ КУРСАНТОВ УСКОРЕННОГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ - Долго ли числиться «временными»? I. «МОЛЧАЛИВЫЕ КУРСАНТЫ В конце марта в газете Мурманского высшего ин женерного морского училища :« Рыбацкая смена» была про веден а дискуссия на акту альную тему: «Как перестра гиваться курсантам?» Раз говор шел о самоуправлении. Предложения были самые •разные. О создании курсант ского деканата. Об участии в приемных комиссиях. О -профбюро факультетов, кото р ы е ликвидировали бы раз рыв м'ежду верхними и ниж ними этажами профсоюзного самоуправления. Об админи стративно-хозяйственной ча сти курсантов, работающей на принципах самофинанси рования. О факультете обще ственных профессий и науч но - техническом творчестве... Чувствовалось, что гово рят люди с активной жизнен ной позицией, хозяева, ко торым небезразлично, как будут организованы учеба, быт, спорт в родном учили ще. В дискуссии приняли уча стие курсанты, комсомоль ские и партийные работни ки, командиры рот, препода ватели. Не слышно было только голоса ускоренни- ков, людей, которые после окончания средней мореход ки уже накрутили на свою биографию немало рыбацких миль, а потом вновь сели за студенческую скамью. В их «молчаливости» про сматриваются, по крайней мере, две позиции. Первая — они сами считают себя в училище людьми временны ми, скорее гостями, чем пол ноправными членами коллек тива. И вторая — их таковы ми считают как администра ция училища, так и курсан ты. В дискуссии от имени ре дакции было сказано сле дующее: «Нельзя обойти стороной тему кураторства... Большую помощь в этом деле могут оказать ускоренники. Это люди, обладающие опытом обучения в среднем мореход ном училище, опытом •рабо ты в море. Они могли бы Многое подсказать. Могли бы, но проявляют пассив ность, отстраненность от за- бот училища. С другой сто- роны, курсанты основного набора прислушиваться к ним не хотят, на замечания реагируют резко. Ускоренники... Неуклю жий неологизм, тем не ме нее звучит в духе времени, соответствуя линии, взятой страной на ускорение, на перестройку. Кстати, пере- 17 июля 1987 года подготовка командного со става флотов — это и пре творение в жизнь докумен тов партии о перестройке высшего и среднего специ ального образования. Решение актуально: на Северный бассейн приходят современные траулеры и су пертраулеры, начиненные электроникой и автоматикой. Значит, нужны специалисты, умеющие широко и творче ски мыслить. Получают ли ускоренники за 3 с лишним года комплекс современных знаний? В какой-то мере, да. Если человек ответственно относится к учебе, если он, кроме лекций, штудирует и самостоятельно нужную ли тературу, тогда успех, как говорится, обеспечен. К сожалению, слышали мы и такую точку зрения. — Зачем пошел учиться? Да «корочки» нужны. Иначе — никакого роста. Отсиживание только ради «корочек»., конечно же, не украшает моряка. Но и те, кто серьезно относится к де лу, не всегда получают же лаемое. О том, что высшая мореходка — добротная куз ница кадров, сегодня гово рить не будем. Это доказа но. Остановимся на тех про блемах, которые мешают ей стать, скажем, самой лучшей. И начнем со строк из письма в редакцию старшины элект ромехаников ускоренного срока обучения В. Бондаря и партгрупорга Ю. Гудова: «...Хотелось, чтобы в даль нейшем учебные планы бы ли конкретными и сбаланси рованными. Нужно смелее внедрять органы самоуправ ления — это хорошая школа для будущих руководителей. Надо чаще проводить встре чи руководителей училища и флотов с курсантамй-ускорен- никами. Необходимо, считаем мы, руководству «Севрыбы» продумать вопросы о еди ной материальной помощи для флотов, направивших своих работников на учебу, о повышении размера стипен дии за счет предприятий, о трудоустройстве курсантов ускоренного срока обучения на период летних каникул. Это для нас будет действен ная помощь. Ведь после учебы мы возвратимся на родные предприятия и все затраты окупятся». Проблемы, поднятые кур сантами, стали отправной точкой для дальнейшего раз говора в стенах училища. И высветили много других воп росов и вопросиков, на кото- [эые ответ либо не находит ся, либо не ищется: народ-то мол, сезонный, не «корен ные» курсанты... 2. ТРУДНОСТИ ПРЕДВИДЕННЫЕ И НЕПРЕДВИДЕННЫЕ Около 20 лет существует в высшей мореходке практи ка ускоренной подготовки на судоводительском и судоме- ханическом отделениях. В 1985 году дополнительно был открыт ускоренный курс и на электромеханическом факультете. Первая группа — 18 человек. С нового учебного года (с 1 сентября) начнет занятия еще одца группа электромехаников. Так что «временные», «не наши» ускоренники почти два десятка лет «гостюют» в училище. Пора бы обрести и статут хозяев. Что меша ет? Что вообще, с точки зре ния ускоренников, делается не так? Мнение третьекурсников- судоводителей Б. И. Кузне цова и В. И. Лоннова: — Минвуз СССР и МРХ до сих пор решают вопрос о том, в каком объеме вести учебу по политэкономии, что бы она совпала с импульса ми перестройки. Мы же счи таем, что программа устаре ла. (Так считают не только они. Многие говорят о том, что устаревшие программы не дают достаточных знаний по ихтиологии, по математике, на вигации и особенно по англий скому языку .) Курсант - судоводитель И. М Реутов: — Двухчасовой объем в неделю явно недостаточен. Как не знали английского, так и не будем знать. Чест но говоря, забывается даже то, что изучали на прошлом занятии. Б. И. Кузнецов: — Мне 40 лет, служил в морском флоте. Не понимаю, зачем нам, опытным моря кам, обширная программа по военно-морской подготов ке? Нельзя ли эту дисципли ну сделать факультативной. (Прав курсант. Времени ма ло. Успеть бы взять необходи мое, то, что нужно как воз дух... Тот оке английский, прак тически международный мор ской язык. Времени мало, тра тить его бездарно — с эконо мической точки зрения бесхо зяйственно.) Говорят курсанты-судово- днтелн М. В. Кулагин и С. В. Никитин: — Столько лет ходили в море, чувствовали, что нуж ны людям, а как стали кур сантами, так о нас забыли. И здесь будто временные, и на флоте — как без вести I пропавшие. Видно, помнили о нас, йогда видели сиюми- | нутну^ отдачу... Обидно. Йочему в училище нельзя подавать заявление в члены КПСС? Ответ однозначен: «Вы у нас временные».- На флоте другой ответ: «Придет время — посмотрим». * * * Руководители флотов не жаждут встречаться с быв- - шими коллегами и будущими сотрудниками. Правда, желаемая встре ча единожды состоялась. В училище пришел заместитель начальника главка «Севры ба» Э. К. Наумов. Ни на один из 60 вопросов на раз ные темы, по словам курсан тов, конкретных ответов по лучено не было. Рефреном шло только: «Ваше дело — учиться»т Курсанты хотели бы хоть раз в квартал встречаться с руководителями. С одной стороны — получать необ ходимую информацию. С другой — это и моральная поддержка: о них не забы ли. Пожелания есть — встреч нет. В многотиражной газете «Рыбацкая смена» была опубликована статья В. Бе лоуса — курсанта уско ренного срока обучения. В ней он писал: «С некоторых пор мы дежурим в столовой. Этот наряд надуманный, а мы там лишние, никому не нужное звено». — Как нам разъяснили в тресте столовых, — подклю чается к разговору В. И. Лоннов, — получать какую- то компенсацию за этот труд нам не положено. А что, ра ботать бесплатно положено? — Между МВИМУ и тре стом столовых, — пытается понять ситуацию проректор по военно-морской подготов ке В. М. Лесничук, — су ществует договор. Согласно ему, мы выделяем курсантов на помощь персоналу столо вой. Но недавно открылась новая столовая на 2200 мест. Естественно, должен бы уве личиться и штат. Ничего по добного. У них, возможно, и произошло мнимое сокраще ние, только, получается, за наш счет. Курсанты грузят — пере гружают, убирают помеще ние, накрывают столы, наре зают хлеб. С одной стороны, думаю, и негигиенично до пускать к пище людей, не имеющих специального раз решения. С другой — наш бесплатный труд позволяет тресту без всякой мороки выполнять и перевыполнять... — В институтах тоже есть столовые, — говорит кур сант В. А. Касаткин, — но там-то студенты не дежурят. Если мы на гособеспечении, это вовсе не значит, что нас можно эксплуатировать. Мы вынуждены пропускать заня тия, наверстывать же упу щенное трудно. ...Трудно после долгих лет работы решиться изменить устоявшийся уклад жизни и вновь вернуться на студенче скую скамью. Трудно после приличных денег «садиться» на небольшую стипендию. Трудно совмещать «студен ческие» обязанности с семей ными. Трудно дается учение: многое забылось, тяжело по стигаются новые дисципли ны. Но, принимая важное решение, моряки эти трудно сти предвидели, готовились к ним. А вот непредвиденные пре пятствия... Их могло быть гораздо меньше, если бы ад министрация училища более внимательно относилась к курсантам-ускоренникам. Не было бы тогда бесчисленных «перекочевок» из корпуса в корпус, с этажа на этаж. Не жили б они тогда в комнатах, где выбитые стекла замене ны бумагой или одеялами. Внимание нужно со сторо ны флотов. Не только встре титься с бывшими коллега ми, поинтересоваться успе хами, подбодрить (хотя и это важно), но и снять про блему трудоустройства кур сантов во время летних ка никул. Оказывать необходи мую материальную помощь, как это делается в управле нии «Севрыбхолодфлот» и в траловом флоте. О встречах с курсантами, их заботах, тревогах, вопро- - сах мы рассказали проректо ру по учебной части А. П. Гальянову. Часть вопросов он, что называется, «снял с повестки дня»: — Есть приказ, — сказал он, — согласно которому с 1 сентября 1987 года все предприятия и флоты, чьи работники у нас учатся, бу дут ежемесячно выплачивать- стипендию в размере 100 рублей. По поводу английского языка. Программа будет об новлена лишь к 1988— 1989 учебному году. Увеличится объем преподавания. На английском языке будут с д £ ваться экзамены по навига ции и лоции. Часть вопросов решена. Но сколько еще не решенных. Нет ответа и на главный: до. каких пор курсанты ускорен ного срока обучения будут числиться во «временных»? В. МИЛЮТИН, Ф . ИСКЕНДЕРОВ. в РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz