Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.

• Перестройка высшей школы • • Правофланговые • М А С Т Е РА Когда этот номер выйдет в свет, бригадир седьмой брига• ды докеров второго грузового района порта Б . С. САПФГА- Л И Е В будет в отпуске. Но он уверен: как хорошо сработали ребята в первом полугодии, так и второе начнут. Обещали к 7 ноября выполнить план двух лет пятилетки, и уже почти все сделано. Вернется Билюс Султангалиевич в ав­ густе на работу, тогда, по всей видимости, и справится брига­ да с обязательствами. Довольны работой и рыбо - обработчицы второго коптиль­ ного завода: рыба идет, а значит, задел будет. Н. В . АФ АН АС Ь ЕВА и Л . В . ПЛОТ* НИКО ВА — истинные масте­ ра своего дела. ------- 1 ■ ДИСКУССИЯ О МЕСТЕ В УЧИЛИЩЕ КУРСАНТОВ УСКОРЕННОГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ - Долго ли числиться «временными»? I. «МОЛЧАЛИВЫЕ КУРСАНТЫ В конце марта в газете Мурманского высшего ин­ женерного морского училища :« Рыбацкая смена» была про­ веден а дискуссия на акту­ альную тему: «Как перестра­ гиваться курсантам?» Раз­ говор шел о самоуправлении. Предложения были самые •разные. О создании курсант­ ского деканата. Об участии в приемных комиссиях. О -профбюро факультетов, кото­ р ы е ликвидировали бы раз­ рыв м'ежду верхними и ниж­ ними этажами профсоюзного самоуправления. Об админи­ стративно-хозяйственной ча­ сти курсантов, работающей на принципах самофинанси­ рования. О факультете обще­ ственных профессий и науч­ но - техническом творчестве... Чувствовалось, что гово­ рят люди с активной жизнен­ ной позицией, хозяева, ко­ торым небезразлично, как будут организованы учеба, быт, спорт в родном учили­ ще. В дискуссии приняли уча­ стие курсанты, комсомоль­ ские и партийные работни­ ки, командиры рот, препода­ ватели. Не слышно было только голоса ускоренни- ков, людей, которые после окончания средней мореход­ ки уже накрутили на свою биографию немало рыбацких миль, а потом вновь сели за студенческую скамью. В их «молчаливости» про­ сматриваются, по крайней мере, две позиции. Первая — они сами считают себя в училище людьми временны­ ми, скорее гостями, чем пол­ ноправными членами коллек­ тива. И вторая — их таковы­ ми считают как администра­ ция училища, так и курсан­ ты. В дискуссии от имени ре­ дакции было сказано сле­ дующее: «Нельзя обойти стороной тему кураторства... Большую помощь в этом деле могут оказать ускоренники. Это люди, обладающие опытом обучения в среднем мореход­ ном училище, опытом •рабо­ ты в море. Они могли бы Многое подсказать. Могли бы, но проявляют пассив­ ность, отстраненность от за- бот училища. С другой сто- роны, курсанты основного набора прислушиваться к ним не хотят, на замечания реагируют резко. Ускоренники... Неуклю­ жий неологизм, тем не ме­ нее звучит в духе времени, соответствуя линии, взятой страной на ускорение, на перестройку. Кстати, пере- 17 июля 1987 года подготовка командного со­ става флотов — это и пре­ творение в жизнь докумен­ тов партии о перестройке высшего и среднего специ­ ального образования. Решение актуально: на Северный бассейн приходят современные траулеры и су­ пертраулеры, начиненные электроникой и автоматикой. Значит, нужны специалисты, умеющие широко и творче­ ски мыслить. Получают ли ускоренники за 3 с лишним года комплекс современных знаний? В какой-то мере, да. Если человек ответственно относится к учебе, если он, кроме лекций, штудирует и самостоятельно нужную ли­ тературу, тогда успех, как говорится, обеспечен. К сожалению, слышали мы и такую точку зрения. — Зачем пошел учиться? Да «корочки» нужны. Иначе — никакого роста. Отсиживание только ради «корочек»., конечно же, не украшает моряка. Но и те, кто серьезно относится к де­ лу, не всегда получают же­ лаемое. О том, что высшая мореходка — добротная куз­ ница кадров, сегодня гово­ рить не будем. Это доказа­ но. Остановимся на тех про­ блемах, которые мешают ей стать, скажем, самой лучшей. И начнем со строк из письма в редакцию старшины элект­ ромехаников ускоренного срока обучения В. Бондаря и партгрупорга Ю. Гудова: «...Хотелось, чтобы в даль­ нейшем учебные планы бы­ ли конкретными и сбаланси­ рованными. Нужно смелее внедрять органы самоуправ­ ления — это хорошая школа для будущих руководителей. Надо чаще проводить встре­ чи руководителей училища и флотов с курсантамй-ускорен- никами. Необходимо, считаем мы, руководству «Севрыбы» продумать вопросы о еди­ ной материальной помощи для флотов, направивших своих работников на учебу, о повышении размера стипен­ дии за счет предприятий, о трудоустройстве курсантов ускоренного срока обучения на период летних каникул. Это для нас будет действен­ ная помощь. Ведь после учебы мы возвратимся на родные предприятия и все затраты окупятся». Проблемы, поднятые кур­ сантами, стали отправной точкой для дальнейшего раз­ говора в стенах училища. И высветили много других воп­ росов и вопросиков, на кото- [эые ответ либо не находит­ ся, либо не ищется: народ-то мол, сезонный, не «корен­ ные» курсанты... 2. ТРУДНОСТИ ПРЕДВИДЕННЫЕ И НЕПРЕДВИДЕННЫЕ Около 20 лет существует в высшей мореходке практи­ ка ускоренной подготовки на судоводительском и судоме- ханическом отделениях. В 1985 году дополнительно был открыт ускоренный курс и на электромеханическом факультете. Первая группа — 18 человек. С нового учебного года (с 1 сентября) начнет занятия еще одца группа электромехаников. Так что «временные», «не наши» ускоренники почти два десятка лет «гостюют» в училище. Пора бы обрести и статут хозяев. Что меша­ ет? Что вообще, с точки зре­ ния ускоренников, делается не так? Мнение третьекурсников- судоводителей Б. И. Кузне­ цова и В. И. Лоннова: — Минвуз СССР и МРХ до сих пор решают вопрос о том, в каком объеме вести учебу по политэкономии, что­ бы она совпала с импульса­ ми перестройки. Мы же счи­ таем, что программа устаре­ ла. (Так считают не только они. Многие говорят о том, что устаревшие программы не дают достаточных знаний по ихтиологии, по математике, на­ вигации и особенно по англий­ скому языку .) Курсант - судоводитель И. М Реутов: — Двухчасовой объем в неделю явно недостаточен. Как не знали английского, так и не будем знать. Чест­ но говоря, забывается даже то, что изучали на прошлом занятии. Б. И. Кузнецов: — Мне 40 лет, служил в морском флоте. Не понимаю, зачем нам, опытным моря­ кам, обширная программа по военно-морской подготов­ ке? Нельзя ли эту дисципли­ ну сделать факультативной. (Прав курсант. Времени ма­ ло. Успеть бы взять необходи­ мое, то, что нужно как воз­ дух... Тот оке английский, прак­ тически международный мор­ ской язык. Времени мало, тра­ тить его бездарно — с эконо­ мической точки зрения бесхо­ зяйственно.) Говорят курсанты-судово- днтелн М. В. Кулагин и С. В. Никитин: — Столько лет ходили в море, чувствовали, что нуж­ ны людям, а как стали кур­ сантами, так о нас забыли. И здесь будто временные, и на флоте — как без вести I пропавшие. Видно, помнили о нас, йогда видели сиюми- | нутну^ отдачу... Обидно. Йочему в училище нельзя подавать заявление в члены КПСС? Ответ однозначен: «Вы у нас временные».- На флоте другой ответ: «Придет время — посмотрим». * * * Руководители флотов не жаждут встречаться с быв- - шими коллегами и будущими сотрудниками. Правда, желаемая встре­ ча единожды состоялась. В училище пришел заместитель начальника главка «Севры­ ба» Э. К. Наумов. Ни на один из 60 вопросов на раз­ ные темы, по словам курсан­ тов, конкретных ответов по­ лучено не было. Рефреном шло только: «Ваше дело — учиться»т Курсанты хотели бы хоть раз в квартал встречаться с руководителями. С одной стороны — получать необ­ ходимую информацию. С другой — это и моральная поддержка: о них не забы­ ли. Пожелания есть — встреч нет. В многотиражной газете «Рыбацкая смена» была опубликована статья В. Бе­ лоуса — курсанта уско­ ренного срока обучения. В ней он писал: «С некоторых пор мы дежурим в столовой. Этот наряд надуманный, а мы там лишние, никому не нужное звено». — Как нам разъяснили в тресте столовых, — подклю­ чается к разговору В. И. Лоннов, — получать какую- то компенсацию за этот труд нам не положено. А что, ра­ ботать бесплатно положено? — Между МВИМУ и тре­ стом столовых, — пытается понять ситуацию проректор по военно-морской подготов­ ке В. М. Лесничук, — су­ ществует договор. Согласно ему, мы выделяем курсантов на помощь персоналу столо­ вой. Но недавно открылась новая столовая на 2200 мест. Естественно, должен бы уве­ личиться и штат. Ничего по­ добного. У них, возможно, и произошло мнимое сокраще­ ние, только, получается, за наш счет. Курсанты грузят — пере­ гружают, убирают помеще­ ние, накрывают столы, наре­ зают хлеб. С одной стороны, думаю, и негигиенично до­ пускать к пище людей, не имеющих специального раз­ решения. С другой — наш бесплатный труд позволяет тресту без всякой мороки выполнять и перевыполнять... — В институтах тоже есть столовые, — говорит кур­ сант В. А. Касаткин, — но там-то студенты не дежурят. Если мы на гособеспечении, это вовсе не значит, что нас можно эксплуатировать. Мы вынуждены пропускать заня­ тия, наверстывать же упу­ щенное трудно. ...Трудно после долгих лет работы решиться изменить устоявшийся уклад жизни и вновь вернуться на студенче­ скую скамью. Трудно после приличных денег «садиться» на небольшую стипендию. Трудно совмещать «студен­ ческие» обязанности с семей­ ными. Трудно дается учение: многое забылось, тяжело по­ стигаются новые дисципли­ ны. Но, принимая важное решение, моряки эти трудно­ сти предвидели, готовились к ним. А вот непредвиденные пре­ пятствия... Их могло быть гораздо меньше, если бы ад­ министрация училища более внимательно относилась к курсантам-ускоренникам. Не было бы тогда бесчисленных «перекочевок» из корпуса в корпус, с этажа на этаж. Не жили б они тогда в комнатах, где выбитые стекла замене­ ны бумагой или одеялами. Внимание нужно со сторо­ ны флотов. Не только встре­ титься с бывшими коллега­ ми, поинтересоваться успе­ хами, подбодрить (хотя и это важно), но и снять про­ блему трудоустройства кур­ сантов во время летних ка­ никул. Оказывать необходи­ мую материальную помощь, как это делается в управле­ нии «Севрыбхолодфлот» и в траловом флоте. О встречах с курсантами, их заботах, тревогах, вопро- - сах мы рассказали проректо­ ру по учебной части А. П. Гальянову. Часть вопросов он, что называется, «снял с повестки дня»: — Есть приказ, — сказал он, — согласно которому с 1 сентября 1987 года все предприятия и флоты, чьи работники у нас учатся, бу­ дут ежемесячно выплачивать- стипендию в размере 100 рублей. По поводу английского языка. Программа будет об­ новлена лишь к 1988— 1989 учебному году. Увеличится объем преподавания. На английском языке будут с д £ ваться экзамены по навига­ ции и лоции. Часть вопросов решена. Но сколько еще не решенных. Нет ответа и на главный: до. каких пор курсанты ускорен­ ного срока обучения будут числиться во «временных»? В. МИЛЮТИН, Ф . ИСКЕНДЕРОВ. в РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz