Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.
•Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь!» В честь 70-летия Октября Крупным планом Трудовые победы моряков Комсомольске » молодеж ный »кипаж БАТ «Генерал Чи- «тяков» Мурманского тралово го флота на 122 процента спра вился е заданием полугодия по вылову рыбы, перевыполнен план по стоимости товарной продукции. В авангарде со ревнования — смены масте ров добычи и обработки Чур сина, Погорелова, Лащенкова, Письмака. Четко работают технологическая, рефрижера торная, радиослужбы, машин ная команда. Самой высокой оценки заслуживают судоводи тели. Н. ТИМОШЕНКО, первый помощник капита на. С трудовой победой воз вращаются в порт моряки БМРТ «Кандалакша» объеди нения «Мурманрыбпром». Эки паж работал в сокращенном варианте, однако рейсовое за дание перевыполнено по всем показателям: в частно сти, вылов — 132,7 процента, выпуск мороженой продукции — 145, стоимость товарной — 141,9 процента. В. СОМОВ, капитан-директор. На 11 суток раньше срока завершил выполнение рейсо вого задания комсомольско- молодежный экипаж СТМ «Ой- мур» Беломорской базы гос- лова объединения «Карелрыб- лром». Перекрыты по всем показателям и планы полуго дия. В оставшиеся до конца промысла дни стремимся дать на народный стол сотни цент неров высококачественной продукции. В числе передовиков ■— тре тий помощник капитана А. М. Швецов, старший мастер лова М. А. Постнов, второй меха ник М. К. Белый, механик-на ладчик А. П. Глазунов, второй электромеханик В. П. Иванов, рефмеханик С. А. Нетягин, ма шинист РМУ А. Н. Разумный, матросы Г. Н. Салий, В. А. Сенчуков, А. П. Иудин, А. М. Муляренко, начальник радио станции В. И. Волянский, стар ший мастер обработки рыбы А. В. Павлов. В. ТОДОСЕЙЧУК, первый помощник капитана. (По радио). Проблемы управления За работу надо платить Как же так получилось, что 1 управлении «Севрыбпром- разведка» сегодня сложилось трудное, можно сказать, кри тическое положение с кадра ми? И не только дефицит ря дового состава — недостает многих специалистов - коман диров. Если заглянуть в недалекое прошлое, когда управление только создавалось, то уже там обнаружатся некоторые корни сегодняшней ситуации. Было: флоты, передавая но вой организации суда, «спла вили» и тех моряков, от кото рых нужно было по разным причинам избавиться. Долго лотом работники отдела кад ров разбирали этот «завал». Было: агитируя командирован ных в «Севрыбпромразведку» за постоянную работу, наобе щали им горы золотые. Но, к сожалению, дальше обещаний не пошли. Это вскоре все по няли, и, естественно, покину ли «контору», которая не вы полняет свои обещания. Переходя в «Севрыбпром разведку», я, честно говоря, рассчитывал, что здесь будет легче работать, чем на про мысловых судах тралового флота. Да и надоело полу чать зарплату меньшую, чем у подчиненных: ведь, как пра вило, капитан редко получает премию. Но оказалось все иначе. На судах оперативной разведки значительно сокращен эки паж, но план добычи рыбы, хоть и вполовину меньший, чем у промысловых судов, выполнять его надо, иначе не будет ни рейсовой, ни квар тальной премии. Да к тому же надо не просто указать до бывающим судам район про мысла, но и «показать» су точную производительность, иначе промысловик и не пой дет в этот район. Тогда все ложится на плечи подвахты. Интересно, что положение об оплате труда подвахты со ставлено так хитро, что там и не пахнет тридцатью процен тами для командиров и пятью десятью — для рядовых мо ряков. Попытался восстано вить справедливость — работ ники управления сказали, что это — рвачество. Сейчас выходят в рейс су да с сокращенными экипажа ми, хотя на наших судах и со кращать практически некого. В Да, зарплата будет выше, но «потолки» срежут фактически заработанные деньги. И труд, очень нелегкий, опять будет оплачен не по заслугам. Особого разговора требует о п л а т а работы экипа жей ремонтирующихся судов. 90 процентов оклада совсем не стимулируют добросовест ный труд на ремонте. Допла та за выход судна в срок или досрочно — когда еще будет и вообще будет ли? Ремонтирующееся судно, как проходной двор: за год проходят здесь свыше 200 че ловек. И стоят траулеры го дами, ржавея в ремонте. I 1985—86 годах я был на «Пер сее-3». Ремонт его — капи тальный, но — официально •— без названия. Весь этот пери од прекрасно работали стар ший механик А. И. Семенисов, старший помощник В. А. На заренко, электромеханик М. М. Есин. Благодаря их инициативе, предприимчиво сти, настойчивости, умению воодушевить подчиненных, траулер простоял в ремонте ьа 500 суток меньше обычного срока, «уложился» в 238 ты сяч рублей вместо 320 тысяч. Досрочный выход позволил сэкономить и фонд заработ ной платы. Значит, если верить положе нию об оплате, экипаж зара ботал премию до 40 процен тов. А поощрить-то надо было всего 22 человека, внесших наибольший вклад. Но глав ный инженер В. А. Дацина на отрез отказался: судно, якобы, не уложилось в министерские сроки суточной отработки. А мы удивляемся, что на ремонтирующихся судах поч ти никто не занимается делом, а только сторожат судно. Раньше управление «подби рало» тех, от кого отказыва лись ведущие флоты. Теперь и такого рода работников не сыщешь. В связи с текучкой и командиры не знают перспек тивы: в любой момент тебя могут «толкнуть» на отходя щее судно, лишь бы запол нить «пустоту». И это не мо жет не сказаться на рабочем настрое специалистов. Г. ЛЕЙБОВ, капитан-директор БМРТ «Капитан Демидов» управ ления «Севрыбпромразвед- ка». ^ --------------------- К ---------- JjCTb ЛЮДИ, умеющие ра- ботать на славу, но в коллективе — I тихие, незамет ные. Таков и Валерий Василь евич ГЕРАСИМОВ, боцман транспортного рефрижератора <гКольский залив* «Севрыбхо- лодфлота». Образцовый поря док на палубе, организация четких, безаварийных шварто вок (а их бывает не один де сяток за рейс) •— как тут обойтись без боцмана? И все это без шума и крика, спокой но, уверенно, доброжелательно. Сейчас забот еще прибави лось — экипаж ушел в рейс в сокращенном варианте. Перестройка: По г о в орим Хочу вернуться к вопро сам анкеты «Рыбного Мур- мана». Касаясь перемен, проис шедших на флоте после XXV II съезда партии, скажу так: одним из позитивных моментов, и весьма ощути мых, я бы назвал повышение интереса моряков к общест венной жизни. С большим, чем раньше, вниманием лю ди читают газеты, слушают радио, чаще и уверенней вы ступают на собраниях. Хотя голое администриро вание, доминировавшее в последние годы, приучило иных помалкивать. II нынче в условиях демократии и гласности еще многие недо оценивают свои силы и воз можности в процессе пере стройки. Инертность мышле ния — вот злейший враг всего прогрессивного. При чем у моряков она выража ется тем сильней, чем ниже занимаемая ими должность. Что касается меня, я по ставил перед собой задачу широкой агитации экипажа за перестройку, убеждения моряков в необходимости и необратимости ее. Хотелось бы напомнить в этой связи, что условия и специфика нашей работы ограничивают, а порой даже исключают влияние таких важнейших средств информа ции и пропаганды, какими являются телевидение и ра диовещание. С особым вни манием вчитываются моряки в строки факсимильных га зет __ «Рыбный Мурман» и «Рыбак юга», но не на каж дом судне налажен регуляр ный прием их, поскольку он зависит, по моим наблюдени ям, от личной инициативы радистов. Может, настало время заинтересовать их .ма териально в приеме этих из даний? Если учесть, что не везде берутся и подшивают ся газеты и то, что тираж «Рыбного Мурмана» пока весьма ограничен, следует вывод, что задача по подъ ему творческой активности .масс плавсостава еще не решена. И, наконец, последнее в этом плане: надо бы иметь на ПСТ отдельное помеще ние для хранения и чтения периодической литературы. Эта проблема отпала бы при проведении сокращения шта тов: освободившуюся каюту можно будет переоборудо вать под читальню. (В ней же моряки смогут упраж няться на различных музы кальных инструментах, j Л пока что ни имеющийся са лон, ни каюты, в основном 4-местные, не соответствуют этим целям. Теперь о производстве. На рыболовных траулерах, ушедших в прошлое, трех сменная система вахт для производственной команды— матросов, мастеров добычи и помощников мастеров обра ботки (засольщиков) — со хранялась из-за большего объема ручного труда, будь то работы с тралом или вы работка продукции. ПСТ, пришедшие «малы шам» на замену, мощью промвооружений и техниче ской оснащенностью обошли БМРТ, но технология выра ботки продукции и штат про изводственной команды со хранились на уровне РТ. Эти обстоятельства обусло вили практику авральных и подвахтовых рыбоуборочных работ экипажей. Но если ав ралы гарантируют нашим ры бакам высокий заработок, то матросские подвахтовые ра боты такую гарантию дают не всегда. Дело в том, что четыре -иатроса каждой из трех вахт, обязанные бесперебойно обеспечивать работу палубы и фабрики в течение 4-х ча сов, часто не справляются с объемом улова, из-за чего вынуждены автоматически (традиция, перешедшая с РТ) включаться в подвахто- вую работу на дополнитель ные 3 часа. Рабочий день их может, таким образом, дости гать 14 часов, а рабочая не деля — без малого 100. Планы на промысле некото рых пород недостижимо вы соки для сил 12 матросов, из-за чего переработанные ими часы не всегда оплачи ваются должным образом. А если матросские подвахты превращаются в систему и на протяжении рейса обеспечи вают уборку рыбы без уча стия «аврала» — подсобной силы из остальной части команды, — матросы часто бывают не в состоянии скры вать обиду и раздражение: «Почему я должен работать чуть не 16 часов в сутки) % Мне за них не платят!»’ Конфликты случаются меж ду самими матросами, когда одна из вахт, считая себя наиболее производительной, начинает отказываться от выхода на подвахты. Деморализованность моря ков может плохо отражаться 17 июля1S87 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz