Рыбный Мурман. 1987 г. Июль.

•Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь!» В честь 70-летия Октября Крупным планом Трудовые победы моряков Комсомольске » молодеж­ ный »кипаж БАТ «Генерал Чи- «тяков» Мурманского тралово­ го флота на 122 процента спра­ вился е заданием полугодия по вылову рыбы, перевыполнен план по стоимости товарной продукции. В авангарде со­ ревнования — смены масте­ ров добычи и обработки Чур­ сина, Погорелова, Лащенкова, Письмака. Четко работают технологическая, рефрижера­ торная, радиослужбы, машин­ ная команда. Самой высокой оценки заслуживают судоводи­ тели. Н. ТИМОШЕНКО, первый помощник капита­ на. С трудовой победой воз­ вращаются в порт моряки БМРТ «Кандалакша» объеди­ нения «Мурманрыбпром». Эки­ паж работал в сокращенном варианте, однако рейсовое за­ дание перевыполнено по всем показателям: в частно­ сти, вылов — 132,7 процента, выпуск мороженой продукции — 145, стоимость товарной — 141,9 процента. В. СОМОВ, капитан-директор. На 11 суток раньше срока завершил выполнение рейсо­ вого задания комсомольско- молодежный экипаж СТМ «Ой- мур» Беломорской базы гос- лова объединения «Карелрыб- лром». Перекрыты по всем показателям и планы полуго­ дия. В оставшиеся до конца промысла дни стремимся дать на народный стол сотни цент­ неров высококачественной продукции. В числе передовиков ■— тре­ тий помощник капитана А. М. Швецов, старший мастер лова М. А. Постнов, второй меха­ ник М. К. Белый, механик-на­ ладчик А. П. Глазунов, второй электромеханик В. П. Иванов, рефмеханик С. А. Нетягин, ма­ шинист РМУ А. Н. Разумный, матросы Г. Н. Салий, В. А. Сенчуков, А. П. Иудин, А. М. Муляренко, начальник радио­ станции В. И. Волянский, стар­ ший мастер обработки рыбы А. В. Павлов. В. ТОДОСЕЙЧУК, первый помощник капитана. (По радио). Проблемы управления За работу надо платить Как же так получилось, что 1 управлении «Севрыбпром- разведка» сегодня сложилось трудное, можно сказать, кри­ тическое положение с кадра­ ми? И не только дефицит ря­ дового состава — недостает многих специалистов - коман­ диров. Если заглянуть в недалекое прошлое, когда управление только создавалось, то уже там обнаружатся некоторые корни сегодняшней ситуации. Было: флоты, передавая но­ вой организации суда, «спла­ вили» и тех моряков, от кото­ рых нужно было по разным причинам избавиться. Долго лотом работники отдела кад­ ров разбирали этот «завал». Было: агитируя командирован­ ных в «Севрыбпромразведку» за постоянную работу, наобе­ щали им горы золотые. Но, к сожалению, дальше обещаний не пошли. Это вскоре все по­ няли, и, естественно, покину­ ли «контору», которая не вы­ полняет свои обещания. Переходя в «Севрыбпром­ разведку», я, честно говоря, рассчитывал, что здесь будет легче работать, чем на про­ мысловых судах тралового флота. Да и надоело полу­ чать зарплату меньшую, чем у подчиненных: ведь, как пра­ вило, капитан редко получает премию. Но оказалось все иначе. На судах оперативной разведки значительно сокращен эки­ паж, но план добычи рыбы, хоть и вполовину меньший, чем у промысловых судов, выполнять его надо, иначе не будет ни рейсовой, ни квар­ тальной премии. Да к тому же надо не просто указать до­ бывающим судам район про­ мысла, но и «показать» су­ точную производительность, иначе промысловик и не пой­ дет в этот район. Тогда все ложится на плечи подвахты. Интересно, что положение об оплате труда подвахты со­ ставлено так хитро, что там и не пахнет тридцатью процен­ тами для командиров и пятью­ десятью — для рядовых мо­ ряков. Попытался восстано­ вить справедливость — работ­ ники управления сказали, что это — рвачество. Сейчас выходят в рейс су­ да с сокращенными экипажа­ ми, хотя на наших судах и со­ кращать практически некого. В Да, зарплата будет выше, но «потолки» срежут фактически заработанные деньги. И труд, очень нелегкий, опять будет оплачен не по заслугам. Особого разговора требует о п л а т а работы экипа­ жей ремонтирующихся судов. 90 процентов оклада совсем не стимулируют добросовест­ ный труд на ремонте. Допла­ та за выход судна в срок или досрочно — когда еще будет и вообще будет ли? Ремонтирующееся судно, как проходной двор: за год проходят здесь свыше 200 че­ ловек. И стоят траулеры го дами, ржавея в ремонте. I 1985—86 годах я был на «Пер сее-3». Ремонт его — капи­ тальный, но — официально •— без названия. Весь этот пери­ од прекрасно работали стар­ ший механик А. И. Семенисов, старший помощник В. А. На­ заренко, электромеханик М. М. Есин. Благодаря их инициативе, предприимчиво­ сти, настойчивости, умению воодушевить подчиненных, траулер простоял в ремонте ьа 500 суток меньше обычного срока, «уложился» в 238 ты­ сяч рублей вместо 320 тысяч. Досрочный выход позволил сэкономить и фонд заработ­ ной платы. Значит, если верить положе­ нию об оплате, экипаж зара­ ботал премию до 40 процен­ тов. А поощрить-то надо было всего 22 человека, внесших наибольший вклад. Но глав­ ный инженер В. А. Дацина на­ отрез отказался: судно, якобы, не уложилось в министерские сроки суточной отработки. А мы удивляемся, что на ремонтирующихся судах поч­ ти никто не занимается делом, а только сторожат судно. Раньше управление «подби­ рало» тех, от кого отказыва­ лись ведущие флоты. Теперь и такого рода работников не сыщешь. В связи с текучкой и командиры не знают перспек­ тивы: в любой момент тебя могут «толкнуть» на отходя­ щее судно, лишь бы запол­ нить «пустоту». И это не мо­ жет не сказаться на рабочем настрое специалистов. Г. ЛЕЙБОВ, капитан-директор БМРТ «Капитан Демидов» управ­ ления «Севрыбпромразвед- ка». ^ --------------------- К ---------- JjCTb ЛЮДИ, умеющие ра- ботать на славу, но в коллективе — I тихие, незамет­ ные. Таков и Валерий Василь­ евич ГЕРАСИМОВ, боцман транспортного рефрижератора <гКольский залив* «Севрыбхо- лодфлота». Образцовый поря­ док на палубе, организация четких, безаварийных шварто­ вок (а их бывает не один де­ сяток за рейс) •— как тут обойтись без боцмана? И все это без шума и крика, спокой­ но, уверенно, доброжелательно. Сейчас забот еще прибави­ лось — экипаж ушел в рейс в сокращенном варианте. Перестройка: По г о в орим Хочу вернуться к вопро­ сам анкеты «Рыбного Мур- мана». Касаясь перемен, проис­ шедших на флоте после XXV II съезда партии, скажу так: одним из позитивных моментов, и весьма ощути­ мых, я бы назвал повышение интереса моряков к общест­ венной жизни. С большим, чем раньше, вниманием лю­ ди читают газеты, слушают радио, чаще и уверенней вы­ ступают на собраниях. Хотя голое администриро­ вание, доминировавшее в последние годы, приучило иных помалкивать. II нынче в условиях демократии и гласности еще многие недо­ оценивают свои силы и воз­ можности в процессе пере­ стройки. Инертность мышле­ ния — вот злейший враг всего прогрессивного. При­ чем у моряков она выража­ ется тем сильней, чем ниже занимаемая ими должность. Что касается меня, я по­ ставил перед собой задачу широкой агитации экипажа за перестройку, убеждения моряков в необходимости и необратимости ее. Хотелось бы напомнить в этой связи, что условия и специфика нашей работы ограничивают, а порой даже исключают влияние таких важнейших средств информа­ ции и пропаганды, какими являются телевидение и ра­ диовещание. С особым вни­ манием вчитываются моряки в строки факсимильных га­ зет __ «Рыбный Мурман» и «Рыбак юга», но не на каж­ дом судне налажен регуляр­ ный прием их, поскольку он зависит, по моим наблюдени­ ям, от личной инициативы радистов. Может, настало время заинтересовать их .ма­ териально в приеме этих из­ даний? Если учесть, что не везде берутся и подшивают­ ся газеты и то, что тираж «Рыбного Мурмана» пока весьма ограничен, следует вывод, что задача по подъ­ ему творческой активности .масс плавсостава еще не решена. И, наконец, последнее в этом плане: надо бы иметь на ПСТ отдельное помеще­ ние для хранения и чтения периодической литературы. Эта проблема отпала бы при проведении сокращения шта­ тов: освободившуюся каюту можно будет переоборудо­ вать под читальню. (В ней же моряки смогут упраж­ няться на различных музы­ кальных инструментах, j Л пока что ни имеющийся са­ лон, ни каюты, в основном 4-местные, не соответствуют этим целям. Теперь о производстве. На рыболовных траулерах, ушедших в прошлое, трех­ сменная система вахт для производственной команды— матросов, мастеров добычи и помощников мастеров обра­ ботки (засольщиков) — со­ хранялась из-за большего объема ручного труда, будь то работы с тралом или вы­ работка продукции. ПСТ, пришедшие «малы­ шам» на замену, мощью промвооружений и техниче­ ской оснащенностью обошли БМРТ, но технология выра­ ботки продукции и штат про­ изводственной команды со­ хранились на уровне РТ. Эти обстоятельства обусло­ вили практику авральных и подвахтовых рыбоуборочных работ экипажей. Но если ав­ ралы гарантируют нашим ры­ бакам высокий заработок, то матросские подвахтовые ра­ боты такую гарантию дают не всегда. Дело в том, что четыре -иатроса каждой из трех вахт, обязанные бесперебойно обеспечивать работу палубы и фабрики в течение 4-х ча­ сов, часто не справляются с объемом улова, из-за чего вынуждены автоматически (традиция, перешедшая с РТ) включаться в подвахто- вую работу на дополнитель­ ные 3 часа. Рабочий день их может, таким образом, дости­ гать 14 часов, а рабочая не­ деля — без малого 100. Планы на промысле некото­ рых пород недостижимо вы­ соки для сил 12 матросов, из-за чего переработанные ими часы не всегда оплачи­ ваются должным образом. А если матросские подвахты превращаются в систему и на протяжении рейса обеспечи­ вают уборку рыбы без уча­ стия «аврала» — подсобной силы из остальной части команды, — матросы часто бывают не в состоянии скры­ вать обиду и раздражение: «Почему я должен работать чуть не 16 часов в сутки) % Мне за них не платят!»’ Конфликты случаются меж­ ду самими матросами, когда одна из вахт, считая себя наиболее производительной, начинает отказываться от выхода на подвахты. Деморализованность моря­ ков может плохо отражаться 17 июля1S87 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz