Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
• Вечером 6 пятницу • ЗАМЕТКИ О СПЕКТАКЛЕ «КОЛА» СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ! И СТАЛИ НА ЗАЩИТУ На сцену, как на берег, вы ходят кольские женщины в праздничных одеждах. Уверен ные и чистые голоса сливают ся в родной русской песне. А навстречу женщинам из зрительного зала идут мужчи ны, неся на плечах длинную рыбацкую сеть. Они возвра щаются с трудного промысла. В их общей ноше видятся об щность жизни, воспитанное морем дружество. Так начина ется спектакль облдрамтеатра «Кола». На кольской земле в тяже лейших условиях наши пред ки создали уникальную ат мосферу русского Севера. Она проникает в наши души и, может быть, объединяет нас в любви к родному краю. По тому и два произведения о «русском духе» в Заполярье — известный роман Б. Поля кова «Кола» и одноименный спектакль Мурманского обл драмтеатра — оказались так необходимы и дороги зрите лям области. А уж рыбакам особенно: ведь спектакль как будто о них, только в далеком прошлом. Понятно, что проза и театр — разные виды искусства. Ро ман целиком никогда не уме стится с спектакль, даже в очень длинный. Но у сцены есть свое оружие — возмож ность создать непосредственное эмоциональное общение со зри тельным залом. Инсценируя роман, заслужен ный артист РСФСР Е. Иоффе, (в спектакле он исполняет од ну ил центральных ролей — городничего Шешелова) хотел, вероятно, как можно большее количество событий перенести на сцену. Но театр не решил ся сделать спектакль на два вечера, как планировалось в самом начале. Инсценировку пришлось переделывать для од ного представления. Неизбеж ны в таком случае были то ропливое изложение фактов, клочковатые диалоги. Трудно стало актерам вживаться в ха рактеры действующих лиц: у них оказалось просто мало дра матургического материала, что бы полнокровно отобразить ду ховный мир своих героев. Эту сторону спектакля труд но назвать удачей. Зрители, прочитавшие роман Б. По лякова, оказались в более вы игрышном положении, чем те, кто еще не познакомился с книгой. Канву событий, их взаимосвязь и сцепление про следить стало непросто. Спек такль требует от зрителя боль шой самоотдачи, творческого соучастия, умения дополнить фантазией недосказанности. Как ни странно, в постанов ке, занявшей почти всю труп пу театра, «главным героем» стали не отдельные действую щие лица, а тот самый рус ский дух. Тяжелый и опасный рыбацкий труд диктовал ко- лянам несгибаемый закон че стности, простоты и взаимного доверия. Одним из достиже ний театра в этом спектакле, думается, стал коллективный портрет колян, возникшая на сцене атмосфера их жизни — трудной физически и завидно чистой нравственно. Не будем анализировать этнографиче скую точность спектакля. У ученых и артистов разная ра бота. Разберемся лучше, из чего и как складывается ду ховная энергия постановки. Недостаток драматургическо го действия на сцене должен быть чем-то восполнен. И вот здесь проявились фантазия и мастерство постановщиков «Колы» — заслуженного дея теля искусств РСФСР Г. Ми хайлова и Ю. Чернышева. Весь спектакль пронизан на родными обрядами, играми, житейскими ритуалами колян. Многие события сопровожда ются народными песнями. В течение нескольких месяцев с «народным хором» театра (а им стала едва ли не вся ТРУП" па) работал хормейстер В. Ни китин. И проникновенное ис полнение русских песен ста ло одним из главных «клю чиков» к образному содержа нию спектакля, да и к серд цу зрителя. Трудно удержаться и не опи сать одну из центральных сцен — «Кадриль» (музыка М. Тлврикова. балетмейстер В. Выдрин). Сама кадриль — знак народного гулянья. В тан це передаются веселье, удаль, беззаботная радость, такая не частая гостья в трудовой жиз ни колян... Дважды музыка обрывается: на актеров, тан цующих только под стук де ревянных ложек, направлен зловещий, пугающий синий луч. И на фоне этой лихой, но не мой кадрили ссыльный Смоль- ков, убежав с гулянья, крадет у старого колянина жемчуг (невозможный для местных жи телей поступок!). Другой ссыль ный, Андрей, не замеченный танцующими, уходит от обще го веселья к чужой невесте... После зловещих «выключений звука» вновь возвращаются свет, музыка, смех. В этой сцене не сказано ни слова, нет никаких коммента риев, но значительная часть сюжета романа умещается в одном небольшом эпизоде. Ах, если бы весь спектакль мог быть таким динамичным! Оба события, произошедшие во время кадрили, оборачиваются потом почти трагической сто роной. Подозрение в краже жемчуга падает не на вора, а на его товарища, который свое алиби объявить не может, чтобы не запятнать чести лю бимой. Есть самостоятельное содер жание у художественного оформления, автор которого — главный художник театра А . П. Липовских. Основную часть декорации составляет большая деревянная конструк ция. Это и жилой дом, и ры бацкая шняка, и церковь, и контора одновременно. Стро ение из теплого по фактуре и цвету дерева создает истори ческий и бытовой образ дере вянного и тесно построенного города. И все элементы постановки сплетаются в зрелищный, бо гатый впечатлениями театраль ный рассказ о душе русского человека, русского северяни на. Испытания сделали ее от зывчивой на чужую беду, твер дой во взглядах на жизнь, несгибаемой в час суровых испытаний. Происходящее на сцене, вся атмосфера спектак ля готовят зрителя к понима нию того, почему практически безоружные коляне отвергли унизительные требования ан гличан сдать город без боя и тем самым сохранить свои жизни и нажитое добро. От чего отказывался Смольков, ре шив перебежать на сторону за хватчиков. Что оказалось силь нее личной ненависти ссыль ного Андрея и вольного ко лянина Кира, отвергнутого жениха, когда они вместе ста ли на защиту малого север ного города, крошечной ча стицы Отечества... В финале постановки жите ли выходят оборонять родное гнездо от врага. При звуках взрывов пушечных ядер де ревянный город-дом на сце не как бы разваливается... Выходят колянки с колоколь чиками в руках. Нежный звон этих колокольчиков в тишине разрушенного города звучит- журчит, как источник новой жизни, как символ неистреби мости русского духа на коль ской земле. Спектакль «Кола» отвечает давнему желанию мурманчан увидеть на театральной сцене художественное воплощение жизни Крайнего Севера, кото рая стала ступенькой к ны нешнему дню, тех начал на ционального характера, в ко торых мы ищем опору и се годня. И. БОРИСОВА, сотрудник областной орга низации Союза театраль ных деятелей РСФСР. Уюренво -j j -г. I.Bec - на ме - ня за - ста-ла от до - ма вда - ле - ке у ста - ро - го при-ча - ла в при - пор - оком го -род-ке. Ле - та - юг Ш ш ' - —1--i—~—j— (— ) '? л : .гг-.™. i - Е ■■?- ■f-—М— =Wr— чай - г а нив- ко, ©а - пят - ся ка воя-ну. j i . i J - u j ij j j . i j , I p i s мра-мор о-ве - лн-ска на - пом-нил про Boft-ну 2.Сиь// -аст. У СТА РО ГО ПРИЧАЛА Музыка А. Ляпина. Слова М. Рейтмана. Веспа меня застала От дома вдалеке — У старого причала В приморском городке. Летают чайки низко, Садятся на волну. А мрамор обелиска Напомнил про войну. Сюда приходят деды, Когда цветет весна. З а месяц до Победы Шумела здесь она. Дымы густых пожарищ ТВОРЧЕСТВО ЧИТАТЕЛЕЙ Пример Шум и драка на площадке!.. — Это что за беспорядки? Нос разбит Сережкин, шишка Расплылась на лбу у Мишки! Вы ж всегда друзьями были. Что сейчас не поделили? — Мы, — ребята отозва лись, — Даже вовсе и не дрались... — Мы, — Сережкин голос слышен, — В пьяных пап играли с Мишей. В. БОРОДИН. г. Североморск. КРОССВОРД1 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Вид де- родный поэт Белоруссии, лауреат журства на судне. 4. Кредитное Ленинской премии. 4 . Устное из- учреждение, выдающее деньги под ложение учебного материала. 5. залог. 6. Французский кинорежис- Документ об образовании. 6. Зна- сер. 7. Часть текста песни. 9. Со- менитый русский врач X IX ве- вокупность процессов, работ. 11. ка. 8. Спортивная игра. 9. Фильм Пещера. 13. Отделение, часть, с участием Любови Орловой. 10. группа учреждений, организаций, Город во Франции. 11. Титул дво- общества. 14. Минерал, применяв- рянина. 12. Специфическая форма мый в электротехнике и радиотех- и единица музыкального метра, нике. 17. Скульптор, автор памят- 13. Город з Венгрии. 15. Поселок ника* Давиду Сасунскому в Ерева- в Мурманской области. 16. Звезда не. 20. Графическое изображение в созвездии Девы. 17. Подпольная горизонтальной проекции зданий, кличка Олега Кошевого в романе 21. Родовая община у древних А. А . Фадеева «Молодая гвардия», кельтских народов. 22. Старинная 18. Род зайцев. 19. Действующее русская мера веса. 23. Приток лицо в пьесе А. Н. Островского Десны. 24. Узел на конце троса. «Без вины виноватые». 25. Едини- 26. Близкий по характеру, взгля- ца расстояний в астрономии. 26. дам человек. 28. Река, впадающая Шлюпочный якорь. 27. Популяр- в Бенгальский залив. 30. Аэро зольная смесь дыма, тумана и пы- ныи чехословацкий эстрадный пе вец. 28. Ударный сигнальный му- ли в атмосфере. 31. Деталь ряда зыкальный инструмент в виде ме- струнных музыкальных инстру- таллического диска. 29. Устройство ментов. 32. Композитор, автор ба- в кузнице для термической обра- летов «Семь красавиц», «Тропою ботки металлических изделий. 30. грома». 34. Светящийся след, от- Периодическое заседание предста- мечающий траекторию полета пу- вительного орган?.. 33. Парусный ли, снаряда. 35. Древнерусское военный шлюп, который участво- женское украшение. 36. Старин- вал в первой русской нругосветной ная аптекарская мера веса. 37. антарктической экспедиции под Повесть А. Рыбакова. 39. Изяше- командованием Ф . Ф. Беллинсгау- стео в позах и движениях. 40. зена. 34. Произведение М. Ю. Лер- Русская пляска. 41. Степная пти- монтова. 38. Хвойное дерево. 39. ца. Рукоятка сабли, шашки. ПО ВЕРТИКАЛИ: 2. Река, впа- „ ж и л » дающая в Охотское море. 3. На- Составил А. ПАНОВ. Ответы на кроссворды, опубликованные в предыдущих номерах еженедельника, смотрите на стр. 12. Чернили небосвод... У моря наш товарищ Лежит который год!.. Часами у воды я В морскую даль смотрю. А пары молодые Встречают здесь зарю. И мы зарю встречали Весной в победный год... А песенка с печалью Над гаванью плывет. КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ? Фирмач Встречаются еще любители заграничных ярлыков, не за-_ тейливых картинок далее, про сто надписей на иностранных языках. Вся эта мишура при клеивается, пришивается и по мещается на самые почетные, видные места. Один такой любитель был на нашем судне во время ре монтных работ в одном из за граничных портов. Как-то раз на свалке хоздвора он обна ружил синтетический коврик. Впрочем, даже не коврик, а кусок утеплительного материа ла. Но" на нем значилось ка кое-то непонятное, магическое иностранное слово, напечатан ное большими красивыми бук вами. Слишком велик был со блазн: заграничная вещица и даром, да к тому же фирмен ная, судя по надписи. И вот вместо обычного на шенского перед каютой был водворен утильный, но ино странный, к тому же с над писью «коврик*. Как извест но, предкаютный коврик пред- - назначен для вытирания ног. Но поскольку на этом значи лось магическое • фирменное слово — «коврик> оставался чистым. Своей- обновкой хозя ин гордился, лелеял ее, проти рал, а на ночь прятал в каю ту, чтобы нога невежды не осквернила фирменную вещь. Такое внимание к утилю но осталось не замеченным в эки паже. Через некоторое время уже многие проявляли интерес к ковровому вопросу. Обновку одобряли, интересовались сто имостью, предлагали переку пить, подзадоривая и без то го ходившего козырем «фир мача», — так заглазно называ ли его моряки. Но эго были все цветочки. Однажды наш «фирмач» вы нес коврик на ют просушить... II тут словно взорвалась бом ба. ‘Экипаж просто рыдал от смеха. А герой дня стоял и подозрительно поглядывал на нас, пока кто-то не сжалился и не перевел ему фирменную надпись с заграничного языка; На коврике было написано вот что: «Dliraley*- Д. БАННИКОВ, судовой врач. 27 февраля 1S87года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz