Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.

о • Из блокнота журналиста 1 Н ЕДОВОЛЕН старший электроме­ ханик, председатель группы на­ родного контроля Фарит Минибаевич Имангулов (и не только он — мно­ гие): заполучили в Лас-Пальмасе продукты, а овощей на столе нет. Правда, вечером появились яблоки, потом — виноград, бананы... Все вроде хорошо стало. Но вот выдают на завтрак консервы «Камбала в мас­ ле». Этими да и другими консер­ вами закормили. Смешно: на­ ходимся в море, на рыбе, свежень­ кой,. а на столе — консервы. — А что поделаешь, — .защища­ ется завпрод Ц. А . Козлов, — в Мур­ манске выдают. И не только такие консервы, которые в магазинах никто не берет. Практически ко второму блюду в основном подается один гар­ нир — вермишель, макароны, к ко­ торым цикто не притрагивается, и выбрасывают их потом в море вместе с отходами. . с Перед рейсом на комиссии в сан­ части врачи убедительно просили по­ смотреть, как все-таки кормят моря­ ков, уж очень они жалуются на пло­ хое питание. И могу теперь твердо заявить: многое (если не все) зави­ сит от завпрода и поваров. От их умения, наконец, желания делать свое дело хорошо/ В этом рейсе довелось побывать на СТМ «Озерница». Уж и.не знаю, ка­ кие кладет специи, как долго парит и варит повар, но пальчики оближешь — точно. Внешне суп гороховый как суп, но после первой ложки — уже не оторвешься. А на второе подали кабачки. Думал попросить добавки, да убоялся показаться нескромным. Вроде бы и на нашем судне меню было (по прочтении) в целом вкус­ ным. Но только на вид. Наугад возь­ мем один из дней — 3 декабря. Зав­ трак: сыр, чай, масло, хлеб. Обед: рассольник, курица порционная с рисом, компот. Полдник: чай, масло, хлеб. Ужин: суп рисовый, картофель с рыбой, компот. Хватает ли этого моряку? Зачастую — нет, потому как, если в обед (как в нашем примере) кормить ри­ сом, то, само собой, притрагиваться вечером к нему и не хочется. Да ьи , он — скорее белое месиво, чем продукт питания. Вот и бежит мо­ ряк в продовольственную лавочку за чаем, сахаром, колбасой, сгущен­ ным молоком. На берегу за лавочку с него вы­ считают. Но не за питание. * Оно в море — бесплатное. Для моряка, не для государства. По рациону Ко 2 на моряка в сутки приходит­ ся 1 рубль 89 копеек, если же суд­ но пересекает экватор, то 2 рубля 12 копеек. И немалая часть этих го­ сударственных денег летит за борт. Могут спросить: «А что же автор предлагает?» Честное слово, не знаю. Только твердо уверен: одна из дорог к сердцу моряка проходит через кам­ буз.. * * * Промысловый район Центрально- Восточной Атлантики. Солнце неми­ лосердно. Плюс 26. И это — в сере­ дине ноября, а что же творится здесь летом? Транспорту откровенно радуются. Не только потому, что он привез про­ дукты, снабжение, — разгрузиться теперь можно. Писем, ох как ждут писем рыбаки! ...Весь радостно светился капитан СТМ «Василий Зайцев» тралового флота Николай Львович Шинкарук — получил письма от дочерей. Рас­ сказывает о делах траулера, а рука теребит конверты. К тому же еще он и капитан-флагман судов трал- флота. Объясняет подробно, умно. Что же такое Центрально-Восточ- ная _Атлантика? В силу ряда причин (в том числе и прекращения вылова мойвы в Баренцевом море) этот даль­ ний район стал чуть ли не самым ближним. Именно здесь теперь не­ мало кошельковистов «Мурманрыб­ прома», колхозов, ранее специализи­ ровавшихся у берегов Мурманска на селедке, затем мойве. Сюда подошли рыбомучные плавбазы «Рига» и «Се­ веродвинск». Пашет морскую ниву тут и основное количество СТМ трал- флота, «Карелрыбпрома». В принци­ пе промрайон не нов. Однако про­ блем — море. Одна из них — трудное, порой долгое «включение» СТМ в рыбалку, на что уходят не одни сутки. Почему так? Да потому, что в тралфлоте слабо оказались подготовленными спе­ циалисты судов типа «Орленок». Ес­ тественно было бы предположить, что перед тем как принять корабль, они (специалисты) наберутся хоть мало­ мальского опыта в «Карелрыбпроме», где траулеры эксплуатируются не первый год. Увы. Образно говоря, не­ умелых сразу бросили за борт. Кое- кто выплыл, но лишь кое-кто... — Порой экипажи несут большие потери улова, — сетует Николай Львович. — Пожалуй, многое зави­ сит от опыта тралмейстера и его по­ мощника. Консультируем отстаю­ щих, помогаем им. И все-таки, пока притрутся, время уходит. Плохо, пло­ хо готовят на берегу специалистов. Еще одна особенность района: рыбачат только ночью, а днем — переработка рыбы. Да еще глубины маленькие — 50—70 метров. Нужен глаз да глаз, чтобы не порвать трал о коралловые рифы. При стабильной работе СТМ на- Но у меня — полный груз. Взял бы, а куда рыбу девать? Трое суток уже стою, точнее бегаю: то у траулера «Роза Люксембург» брал топливо, то у «Космонавта Гагарина» — тару. А рыбу-то куда сдавать? Молчок. — А тебе разве на совете не бы­ ло разнарядки на Т Р «Космонавт Га­ гарин»? — Я совет вообще не понял. Шку­ ру какую-то делят, базар, а не со­ вет капитанов. Почему одному — все, другому — ничего? Я понимаю, ес­ ли, например, долго не работали трал, механизмы, то такому пароходу надо помочь подразгрузиться. Ну а если капитан проспал рыбу, а потом спохватился... Почему ему все, а другой, который с мостика' не сходит, получает фигу без масла? Я смотрю сейчас на сводку. Ты делаешь в сут­ ки по 40 тонн, да и я не меньше. Но нас зажимают. Тут ночами не спишь, стараешься — и на тебе: пинком от транспорта. А бездельникам — «зе­ леная улица»... — Верно, верно говоришь. Рваче­ ство процветает. Непонятны распоря­ жения Игнахипа. То муку сдаешь, то А . В илов (Продолжение. Нач. в Л? 7, 8). бирает полный груз рыбной продук­ ции (300 тонн) за 8— 10 суток. Ку­ да ее девать? Порой некуда. Ощу­ щается острая нехватка транспортов. (Поставил точку и задумался: а ведь это далеко не так. Работа Т Р «Космонавт Гагарин» показала, что дело не столько в количестве Т Р , а сколько в грамотном их использова- 1нии. Но об атом — ниже.) А х , какая «битва» шла на сове­ тах за право встать к нашему тран­ спорту и сдать груз! Кто смел, тот и съел. «Почему нет очереди к «тэ- эру», Алексей Иванович?» — спро­ сили на радиосовете начальника пром- района Игнахина. «Будут в пер­ вую очередь разгружаться суда Б Б ГЛ , — резко ответил он. — А насчет тралфлотовских судов пусть голова болит у Евграфова, начальни­ ка флота. Ведь еще в июле совет директоров «Севрыбы» принял ре­ шение: направить в район тралфло- товские суда-накопители. Где они? Почему управление флота бросило вас на произвол судьбы? Задайте этот вопрос Евграфову. У меня все». Вот такая быль. Для вящей убеди­ тельности тралфлотовской неоргани­ зованности приведу цифры: только за октябрь суда флота потеряли при­ мерно 43 суток промыслового вре­ мени. А это, по крайней мере, около 1000 тонн недоловленной рыбы. Вра­ ги, что ли, рыбаков сидят в управле­ нии флота? Резковато написал. Но ведь слов из песни не выкинешь! В конце концов, можно же было если не делом, то помочь словом? То есть разумно, толково разъяснить всем ка­ питанам, почему до сих пор нет су­ дов-накопителей, какие меры прини­ маются управлением для устранения простоев. Берег молчал... А к Т Р «Космонавт Гагарин» под­ ходили те, кто проявлял настойчи­ вость, отпихивая других,, не обращая внимания .па грозные окрики началь­ ника иромрайона... Всем ли по душе была такая неразбериха? Отнюдь. В каюте у меня стояла УКВ-стап- цня «Рейд-2». Так что был в курсе всех промысловых дел. И вот однаж­ ды, поздно вечером, стал невольным слушателем двух криков души — разговора капитаноз. видимо, прия­ телей. Как их звать — не знаю. Впрочем, не в этом суть. — ...Приказывают: «Бери тару». топливо берешь, то снабжение. Сут­ ки теряем на эти подскоки к тран­ спортам. Где же комплексная обра­ ботка, о которой трещат на каждом углу? — А я тоже как-то без тары ос­ тался. Чувствую, начинают зажимать. Трое суток потерял. Оказалось, что мою тару отдали какому-то тралфло- товскому пароходу, у него, мол, рейс кончался, и надо было ему «штаны подтянуть». Да разве я виноват, что он работать не умеет! Почему прак­ тикуется уравниловка? Каждый дол­ жен получать по труду, а не за кра­ сивые глаза. Говорим: нетрудовые доходы. Вот они — налицо... Только что дали команду — бежать за ма­ шинным маслом, 10 тонн мне надо. Да пропади оно пропадом... Рыбалка сейчас начинается, а меня дурят... Извини, накипело. — Понимаю, понимаю тебя. По две-три недели теряешь на бессмыс­ ленную беготню, и никто — пи на берегу, ни в штабе иромрайона — крепко не стукнул кулаком: пора прекратить хаос. Мы так и через сто лет Продовольственную программу не выполним. Казалось бы, чего про­ ще: набрал груз — становись в оче­ редь, но ни на одном совете такого решения не принималось... О многом еще говорили капитаны. А я невольно потянулся к блокноту. Еще и еще раз перечитал слова Ни­ колая Львовича Шипкарука: «Вся си­ стема управления и па берегу, и в море должна быть перестроена. РДО с наказаниями и угрозами идут одна за другой. Зачастую они отбивают желание работать, губят новую идею. Многие радиограммы попросту — пустышки, ничего не дающие ни уму, ни сердцу. Хозрасчет бы ввести. Вот бы тогда сразу стало ясно; кто и где лишь кресло занимает...» Вечерний радиосовет. Капитан од­ ного из СТМ «Карелрыбпрома» откровенно заявляет. «Чехарда ка­ кая то идет па промысле. Никак к пен не привыкну». «И я тоже», — вздохнул А . И. Игнахин. Что же мучает начальника пром- района? Я пересел па плавбазу «Арк­ тика», откуда он руководил промыс­ лом. Говорили долго, откровенно. Впервые доверен Алексею Нв:нюз ;чу район. Не всегда все* получается. Но все время ощущалось отличное зна­ ние обстановки, стремление докопать­ ся до глубинных процессов. Не ли­ шен и самокритики. Чего не хватает? Опыта. И, возможно, твердости. В настоящее время, считает он, суда Северного бассейна в основном освоились в этом районе. И если год назад у запрыбовцев дела шли лучше, то сейчас практически с ни­ ми сравнялись и по вылову, и по заморозке продукции. Положение улучшается. Стабильнее стали прихо­ ды транспортов, меньше из-за их от­ сутствия простоев. А вот кошельковисты... Если у колхозников хватает рыбацкой хват­ ки (которой даже чересчур), то у мурманрыбиромовцев что-то заклини­ ло. Опытные, знаменитые здесь ра­ ботают капитаны на С ТР , славу сни­ скавшие в Баренцевом море на се­ ледке и мойве. А вот в ЦВА не по­ лучается. Основной упор делали на мойву, о перспективе не думали. Ког­ да же чохом «малышей» направили в Атлантику — многие капитаны рас­ терялись, долго не могут перестро­ иться. — Алексей Иванович, — пере­ бил я Игнахина, — представим, вот вы с этой минуты — гене­ ральный директор «Мурманрыбпро­ ма». Ваши действия по отношению к работающим здесь экипажам? — Экипажи тут ни при чем. Капи­ танов надо менять. Их возраст (я имею в виду капитанов-кошелькови- стов) от 45 лет и выше. А где же молодежь? Почему ей в объедине­ нии не дают дорогу? Новое дело дол­ жны делать новые люди. Согласны? ...Много мыслей — интересных, разных — высказывал А . И. Игна­ хин. Осуществятся ли они? Я поже­ лал Алексею Ивановичу удачи. * * * И вновь возвращаюсь к беседе с ним. Прав Игнахин, капитан в море — всему голова. Ношу он не­ сет громадную, и горе тому капита­ ну, кому она не по плечу. О СТМ «Озерница» тралового флота я услышал на промысле чуть ли не с первых дней далеко не лест­ ное. Отставал траулер по всем пока­ зателям, да не месяц, а третий по­ шел. Вот и решил на ne.vi побывать. Встретил на нем своего старого знакомого — первого помощника ка­ питана Владимира Филаретовича Вол- чана, человека прямого, принципиаль­ ного. С болью говорил он о бедах коллектива, упрекал во всем только капитана Н. 3. Николенко. День за днем «валил» капитан план, однако в управлении флота это, видимо, мало кого потревожило. И только после того, как на суд­ но пересел флагманский технолог, он же — внештатный инструктор парткома тралфлота К . К . Шардыко, дела стали поправляться. «Пришлось крупно поговорить с капитаном, — делится Константин Константинович, — он почему-то считает себя во всем правым. Да, сейчас требуются люди без старых привычек. Время коллективных накачек прошло». ...Много, очень много моряков при­ шло на рыбофабрику. Механик-налад­ чик В. В. Никитин, сварщик Г . Н. Кривобок, мастер добычи И. А . Ку- рамшин и другие (чуть ли не хором)' высказывали обиды на командира. И кто-то произнес: «А почему с кол­ лективом не посоветовались, назна­ чая капитана?» Вот тебе и на! Но ведь в центральной печати прозвуча­ ли слова начальника управления тра­ лового флота Л. В. Евграфова: «Ни один (подчеркнуто мною. — А . В.) руководитель не назначается на дол- ясность без обсуждения в трудовом коллективе/ первичной парторганиза­ ции». Видимо, выдал желаемое за действительное. ...А Николай Зиновьевич Николен­ ко был невозмутим. Он, как бы одев па себя невидимую оболочку, гово­ рил про объективные причины про­ валов. походя упрекнул и газету. Ко­ роче, во всех грехах винил 55-летний капитан кого угодно, но не себя. Все- гаки под конец выдавил: «Нервишки стали пошаливать». Но было жалко не его, а команду, людей, связанных административны­ ми нутами. С тяжелым сердцем я уходил с этого судна. (Продолжение следует) Атлантика — Мурманск. 1 21 февраля 187 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz