Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
о • Из блокнота журналиста 1 Н ЕДОВОЛЕН старший электроме ханик, председатель группы на родного контроля Фарит Минибаевич Имангулов (и не только он — мно гие): заполучили в Лас-Пальмасе продукты, а овощей на столе нет. Правда, вечером появились яблоки, потом — виноград, бананы... Все вроде хорошо стало. Но вот выдают на завтрак консервы «Камбала в мас ле». Этими да и другими консер вами закормили. Смешно: на ходимся в море, на рыбе, свежень кой,. а на столе — консервы. — А что поделаешь, — .защища ется завпрод Ц. А . Козлов, — в Мур манске выдают. И не только такие консервы, которые в магазинах никто не берет. Практически ко второму блюду в основном подается один гар нир — вермишель, макароны, к ко торым цикто не притрагивается, и выбрасывают их потом в море вместе с отходами. . с Перед рейсом на комиссии в сан части врачи убедительно просили по смотреть, как все-таки кормят моря ков, уж очень они жалуются на пло хое питание. И могу теперь твердо заявить: многое (если не все) зави сит от завпрода и поваров. От их умения, наконец, желания делать свое дело хорошо/ В этом рейсе довелось побывать на СТМ «Озерница». Уж и.не знаю, ка кие кладет специи, как долго парит и варит повар, но пальчики оближешь — точно. Внешне суп гороховый как суп, но после первой ложки — уже не оторвешься. А на второе подали кабачки. Думал попросить добавки, да убоялся показаться нескромным. Вроде бы и на нашем судне меню было (по прочтении) в целом вкус ным. Но только на вид. Наугад возь мем один из дней — 3 декабря. Зав трак: сыр, чай, масло, хлеб. Обед: рассольник, курица порционная с рисом, компот. Полдник: чай, масло, хлеб. Ужин: суп рисовый, картофель с рыбой, компот. Хватает ли этого моряку? Зачастую — нет, потому как, если в обед (как в нашем примере) кормить ри сом, то, само собой, притрагиваться вечером к нему и не хочется. Да ьи , он — скорее белое месиво, чем продукт питания. Вот и бежит мо ряк в продовольственную лавочку за чаем, сахаром, колбасой, сгущен ным молоком. На берегу за лавочку с него вы считают. Но не за питание. * Оно в море — бесплатное. Для моряка, не для государства. По рациону Ко 2 на моряка в сутки приходит ся 1 рубль 89 копеек, если же суд но пересекает экватор, то 2 рубля 12 копеек. И немалая часть этих го сударственных денег летит за борт. Могут спросить: «А что же автор предлагает?» Честное слово, не знаю. Только твердо уверен: одна из дорог к сердцу моряка проходит через кам буз.. * * * Промысловый район Центрально- Восточной Атлантики. Солнце неми лосердно. Плюс 26. И это — в сере дине ноября, а что же творится здесь летом? Транспорту откровенно радуются. Не только потому, что он привез про дукты, снабжение, — разгрузиться теперь можно. Писем, ох как ждут писем рыбаки! ...Весь радостно светился капитан СТМ «Василий Зайцев» тралового флота Николай Львович Шинкарук — получил письма от дочерей. Рас сказывает о делах траулера, а рука теребит конверты. К тому же еще он и капитан-флагман судов трал- флота. Объясняет подробно, умно. Что же такое Центрально-Восточ- ная _Атлантика? В силу ряда причин (в том числе и прекращения вылова мойвы в Баренцевом море) этот даль ний район стал чуть ли не самым ближним. Именно здесь теперь не мало кошельковистов «Мурманрыб прома», колхозов, ранее специализи ровавшихся у берегов Мурманска на селедке, затем мойве. Сюда подошли рыбомучные плавбазы «Рига» и «Се веродвинск». Пашет морскую ниву тут и основное количество СТМ трал- флота, «Карелрыбпрома». В принци пе промрайон не нов. Однако про блем — море. Одна из них — трудное, порой долгое «включение» СТМ в рыбалку, на что уходят не одни сутки. Почему так? Да потому, что в тралфлоте слабо оказались подготовленными спе циалисты судов типа «Орленок». Ес тественно было бы предположить, что перед тем как принять корабль, они (специалисты) наберутся хоть мало мальского опыта в «Карелрыбпроме», где траулеры эксплуатируются не первый год. Увы. Образно говоря, не умелых сразу бросили за борт. Кое- кто выплыл, но лишь кое-кто... — Порой экипажи несут большие потери улова, — сетует Николай Львович. — Пожалуй, многое зави сит от опыта тралмейстера и его по мощника. Консультируем отстаю щих, помогаем им. И все-таки, пока притрутся, время уходит. Плохо, пло хо готовят на берегу специалистов. Еще одна особенность района: рыбачат только ночью, а днем — переработка рыбы. Да еще глубины маленькие — 50—70 метров. Нужен глаз да глаз, чтобы не порвать трал о коралловые рифы. При стабильной работе СТМ на- Но у меня — полный груз. Взял бы, а куда рыбу девать? Трое суток уже стою, точнее бегаю: то у траулера «Роза Люксембург» брал топливо, то у «Космонавта Гагарина» — тару. А рыбу-то куда сдавать? Молчок. — А тебе разве на совете не бы ло разнарядки на Т Р «Космонавт Га гарин»? — Я совет вообще не понял. Шку ру какую-то делят, базар, а не со вет капитанов. Почему одному — все, другому — ничего? Я понимаю, ес ли, например, долго не работали трал, механизмы, то такому пароходу надо помочь подразгрузиться. Ну а если капитан проспал рыбу, а потом спохватился... Почему ему все, а другой, который с мостика' не сходит, получает фигу без масла? Я смотрю сейчас на сводку. Ты делаешь в сут ки по 40 тонн, да и я не меньше. Но нас зажимают. Тут ночами не спишь, стараешься — и на тебе: пинком от транспорта. А бездельникам — «зе леная улица»... — Верно, верно говоришь. Рваче ство процветает. Непонятны распоря жения Игнахипа. То муку сдаешь, то А . В илов (Продолжение. Нач. в Л? 7, 8). бирает полный груз рыбной продук ции (300 тонн) за 8— 10 суток. Ку да ее девать? Порой некуда. Ощу щается острая нехватка транспортов. (Поставил точку и задумался: а ведь это далеко не так. Работа Т Р «Космонавт Гагарин» показала, что дело не столько в количестве Т Р , а сколько в грамотном их использова- 1нии. Но об атом — ниже.) А х , какая «битва» шла на сове тах за право встать к нашему тран спорту и сдать груз! Кто смел, тот и съел. «Почему нет очереди к «тэ- эру», Алексей Иванович?» — спро сили на радиосовете начальника пром- района Игнахина. «Будут в пер вую очередь разгружаться суда Б Б ГЛ , — резко ответил он. — А насчет тралфлотовских судов пусть голова болит у Евграфова, начальни ка флота. Ведь еще в июле совет директоров «Севрыбы» принял ре шение: направить в район тралфло- товские суда-накопители. Где они? Почему управление флота бросило вас на произвол судьбы? Задайте этот вопрос Евграфову. У меня все». Вот такая быль. Для вящей убеди тельности тралфлотовской неоргани зованности приведу цифры: только за октябрь суда флота потеряли при мерно 43 суток промыслового вре мени. А это, по крайней мере, около 1000 тонн недоловленной рыбы. Вра ги, что ли, рыбаков сидят в управле нии флота? Резковато написал. Но ведь слов из песни не выкинешь! В конце концов, можно же было если не делом, то помочь словом? То есть разумно, толково разъяснить всем ка питанам, почему до сих пор нет су дов-накопителей, какие меры прини маются управлением для устранения простоев. Берег молчал... А к Т Р «Космонавт Гагарин» под ходили те, кто проявлял настойчи вость, отпихивая других,, не обращая внимания .па грозные окрики началь ника иромрайона... Всем ли по душе была такая неразбериха? Отнюдь. В каюте у меня стояла УКВ-стап- цня «Рейд-2». Так что был в курсе всех промысловых дел. И вот однаж ды, поздно вечером, стал невольным слушателем двух криков души — разговора капитаноз. видимо, прия телей. Как их звать — не знаю. Впрочем, не в этом суть. — ...Приказывают: «Бери тару». топливо берешь, то снабжение. Сут ки теряем на эти подскоки к тран спортам. Где же комплексная обра ботка, о которой трещат на каждом углу? — А я тоже как-то без тары ос тался. Чувствую, начинают зажимать. Трое суток потерял. Оказалось, что мою тару отдали какому-то тралфло- товскому пароходу, у него, мол, рейс кончался, и надо было ему «штаны подтянуть». Да разве я виноват, что он работать не умеет! Почему прак тикуется уравниловка? Каждый дол жен получать по труду, а не за кра сивые глаза. Говорим: нетрудовые доходы. Вот они — налицо... Только что дали команду — бежать за ма шинным маслом, 10 тонн мне надо. Да пропади оно пропадом... Рыбалка сейчас начинается, а меня дурят... Извини, накипело. — Понимаю, понимаю тебя. По две-три недели теряешь на бессмыс ленную беготню, и никто — пи на берегу, ни в штабе иромрайона — крепко не стукнул кулаком: пора прекратить хаос. Мы так и через сто лет Продовольственную программу не выполним. Казалось бы, чего про ще: набрал груз — становись в оче редь, но ни на одном совете такого решения не принималось... О многом еще говорили капитаны. А я невольно потянулся к блокноту. Еще и еще раз перечитал слова Ни колая Львовича Шипкарука: «Вся си стема управления и па берегу, и в море должна быть перестроена. РДО с наказаниями и угрозами идут одна за другой. Зачастую они отбивают желание работать, губят новую идею. Многие радиограммы попросту — пустышки, ничего не дающие ни уму, ни сердцу. Хозрасчет бы ввести. Вот бы тогда сразу стало ясно; кто и где лишь кресло занимает...» Вечерний радиосовет. Капитан од ного из СТМ «Карелрыбпрома» откровенно заявляет. «Чехарда ка кая то идет па промысле. Никак к пен не привыкну». «И я тоже», — вздохнул А . И. Игнахин. Что же мучает начальника пром- района? Я пересел па плавбазу «Арк тика», откуда он руководил промыс лом. Говорили долго, откровенно. Впервые доверен Алексею Нв:нюз ;чу район. Не всегда все* получается. Но все время ощущалось отличное зна ние обстановки, стремление докопать ся до глубинных процессов. Не ли шен и самокритики. Чего не хватает? Опыта. И, возможно, твердости. В настоящее время, считает он, суда Северного бассейна в основном освоились в этом районе. И если год назад у запрыбовцев дела шли лучше, то сейчас практически с ни ми сравнялись и по вылову, и по заморозке продукции. Положение улучшается. Стабильнее стали прихо ды транспортов, меньше из-за их от сутствия простоев. А вот кошельковисты... Если у колхозников хватает рыбацкой хват ки (которой даже чересчур), то у мурманрыбиромовцев что-то заклини ло. Опытные, знаменитые здесь ра ботают капитаны на С ТР , славу сни скавшие в Баренцевом море на се ледке и мойве. А вот в ЦВА не по лучается. Основной упор делали на мойву, о перспективе не думали. Ког да же чохом «малышей» направили в Атлантику — многие капитаны рас терялись, долго не могут перестро иться. — Алексей Иванович, — пере бил я Игнахина, — представим, вот вы с этой минуты — гене ральный директор «Мурманрыбпро ма». Ваши действия по отношению к работающим здесь экипажам? — Экипажи тут ни при чем. Капи танов надо менять. Их возраст (я имею в виду капитанов-кошелькови- стов) от 45 лет и выше. А где же молодежь? Почему ей в объедине нии не дают дорогу? Новое дело дол жны делать новые люди. Согласны? ...Много мыслей — интересных, разных — высказывал А . И. Игна хин. Осуществятся ли они? Я поже лал Алексею Ивановичу удачи. * * * И вновь возвращаюсь к беседе с ним. Прав Игнахин, капитан в море — всему голова. Ношу он не сет громадную, и горе тому капита ну, кому она не по плечу. О СТМ «Озерница» тралового флота я услышал на промысле чуть ли не с первых дней далеко не лест ное. Отставал траулер по всем пока зателям, да не месяц, а третий по шел. Вот и решил на ne.vi побывать. Встретил на нем своего старого знакомого — первого помощника ка питана Владимира Филаретовича Вол- чана, человека прямого, принципиаль ного. С болью говорил он о бедах коллектива, упрекал во всем только капитана Н. 3. Николенко. День за днем «валил» капитан план, однако в управлении флота это, видимо, мало кого потревожило. И только после того, как на суд но пересел флагманский технолог, он же — внештатный инструктор парткома тралфлота К . К . Шардыко, дела стали поправляться. «Пришлось крупно поговорить с капитаном, — делится Константин Константинович, — он почему-то считает себя во всем правым. Да, сейчас требуются люди без старых привычек. Время коллективных накачек прошло». ...Много, очень много моряков при шло на рыбофабрику. Механик-налад чик В. В. Никитин, сварщик Г . Н. Кривобок, мастер добычи И. А . Ку- рамшин и другие (чуть ли не хором)' высказывали обиды на командира. И кто-то произнес: «А почему с кол лективом не посоветовались, назна чая капитана?» Вот тебе и на! Но ведь в центральной печати прозвуча ли слова начальника управления тра лового флота Л. В. Евграфова: «Ни один (подчеркнуто мною. — А . В.) руководитель не назначается на дол- ясность без обсуждения в трудовом коллективе/ первичной парторганиза ции». Видимо, выдал желаемое за действительное. ...А Николай Зиновьевич Николен ко был невозмутим. Он, как бы одев па себя невидимую оболочку, гово рил про объективные причины про валов. походя упрекнул и газету. Ко роче, во всех грехах винил 55-летний капитан кого угодно, но не себя. Все- гаки под конец выдавил: «Нервишки стали пошаливать». Но было жалко не его, а команду, людей, связанных административны ми нутами. С тяжелым сердцем я уходил с этого судна. (Продолжение следует) Атлантика — Мурманск. 1 21 февраля 187 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz