Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.

• Работать по-новому (обсуждаем проект Закона СССР)• ГМЗЙ БОЯТСЯ-РУКИ ЙЕЛШТ Письмо с промысла — ...Короче, экипаж что на­ д о ? — восхищенно закончил свой взволнованный рассказ о коллективе БАТ «Маршал Якубовский» один из моря­ ков. А дело все в том, что, не­ смотря на значительное со­ кращение штата, команде уда­ ется выполнять и перевыпол­ нять задание. И даже еще не это вызывает восхищение — энтузиазм и беспредельная преданность моряков судну и капитану (да простит меня чи­ татель за громкие слова). Капитан-директор Вячеслав Михайлович Булатов — руко­ водитель опытный. За долгие годы работы в тралфлоте за­ воевал добрую славу. Однако не накопил ни важности, ни чванства. Молод капитан, на равных говорит с матросами. И довелось мне видеть, как они смотрят на Вячеслава Ми­ хайловича. Оставшись наеди­ не с капитаном, сказала: «Лю- бят-то вас как!» Он махнул рукой: «Да ну, что вы! Я ведь так ругаю их порой, даже кри­ чать еще приходится». Справедливость — вот осно­ ва психологической пере­ стройки в экипаже, окупаю­ щаяся весомыми экономиче­ скими показателями. Коллек­ тив, где огромный объем ра­ боты выполняют без семна­ дцати пар рук, должен быть монолитным, крепким, как гра­ нит. Причем в отличие от всех остальных траулеров на БАТ «Маршал Якубовский» разде­ лывают весь улов до кило­ грамма. И здесь, в этом экипаже, нет привычного деления на палу­ бу и машину, здесь умудряют­ ся своевременно производить профосмотр механизмов, еже­ суточно выдавать 48 тонн раз­ деланной продукции, причем без подвахты. гов, непременно является за­ логом успеха, позволяют эки­ пажу прочно удерживать при­ зовое место в выпуске моро­ женой продукции. Напомним, без 17 человек. И все-таки одно имя из экипажа необходимо назвать: старший повар Нина Никола­ евна Орлова. Каждый день — Пока разговаривала с мо- .салаты, булочки, какие-то вку- ряками, капитан по моей просьбе стал выписывать из судовой роли имена лучших. Потом бросил ручку и сказал: «Не знаю, как быть, надо весь список переписать. Может, судовую роль возьмете с со­ бой?» Вот где удалось увидеть, что экипаж одна семья. Когда случилась поломка в главном двигателе, не спали ночей. Но выполнили эту, кстати, завод­ ского характера, работу, а капитан-директор, по выра­ жению одного из моряков, работал ремонтным слесарем. Сделали, можно запускать, но пока не убедились, что все в порядке, никто не ушел от­ дыхать. Члены экипажа. Моряки. Вроде парни как парни, как на любом с у д н е , что же так сроднило их? Сложные усло­ вия работы при сокращенном штате? Незаурядная личность капитана-директора? Бесспор­ но. И это единство, взаимовы­ ручка, уважение друг к другу, то есть тот моральный климат, который, по мнению психоло- сные завитушки, пирожки. Хо­ тя в штате недостает повара и официантки. И еще успева­ ет Нина Николаевна выйти на подвахту. Конечно, в экипаже знают, что высокие показатели хоро­ шо оплачиваются. Но их ведь надо достичь. А достигается победа экономией каждой ми­ нуты и каждого килограмма рыбы, беспрерывным контро­ лем за работой механизмов и чутким вниманием друг к другу. Ну а в целом, как ска­ зали моряки: глаза боятся — руки делают. И. БЕРЕЗЮК, наш спец. корр. D ПРОЕКТЕ Закона СССР о 13 государственном пред­ приятии (объединении) в статье 14 «Труд и заработная плата» говорится, что для наиболее полного использования трудо­ вого потенциала и создания условий для высокопроизводи­ тельной деятельности каждого работника предприятие прово­ дит аттестацию и рационали­ зацию рабочих мест, определя­ ет их необходимое количество и упраздняет излишние рабо­ чие места. Это положение чрезвычайно важно в новых условиях хо­ зяйствования, в условиях пере­ хода флота на работу сокра­ щенными экипажами. Немало у нас уже сделано в этом направлении. Два года назад были образованы обще­ флотская, а на судах и в бе­ реговых подразделениях — цеховые аттестационные комис­ сии. А в 1986 году практиче- расширение при этом зоны об­ служивания. Так и стали поступать. Тех­ нику стали применять не для конкретного рабочего места, а ради всего технологического процесса. Именно поэтому си­ лами конструкторов отделов технологического оборудования и главного технолога разра­ ботаны проекты модернизации рыбцехов судов БАТ, БМРТ типа «Алтай», а силами ЦПКТБ — более обширный вариант траулеров типа «Горизонт». Экономический эффект от их внедрения составит 200—240 тысяч рублей на один корабль. В конце прошлого года суме­ ли достичь и основной цели. Модернизация БАТ «Маршал Якубовский», БМРТ «Котель- нич», ППР «Прокопьевск» по­ зволила экипажам выйти в экспериментальные рейсы без 15—18 человек. За счет чего? На БАТе установили машины Аттестация: достичь главной цели ---------Мнение руководителей------- П ФЕВРАЛЯ ■ управлении объединения «Мурман­ рыбпром» состоялась встреча капитанов и главных механи­ ков рыболовецких судов всех флотов Северного бассейна с представителями ВРПО «Сев- рыба» и работниками горко­ ма партии. ★ * ★ ...В президиум поступила записка. Одна-единственная. В ней не было какого-либо упрека. Просто краткое изло­ жение печального факта: ве­ теран флота, защитник Запо­ лярья в годы войны, опытный моряк, отдавший рыбному промыслу более тридцати лет, до сего времени так и не по­ лучил жилья, довольствуясь на берегу гостиничным номером либо каютой родного парохо­ да. Человек постеснялся даже сказать об этом вслух, дове­ рив лишь клочку бумаги дав­ но накопившуюся боль. Когда записку прочитали, по залу пронесся ропот удивле­ ния. Никто этому не поверил. Честно говоря, я тоже. Но факт остается фактом. Немыс­ лимо даже допустить, до ка­ кой степени может дойти рав­ нодушие к человеку! Но как руководству разоб­ раться в лихо закрученном во­ довороте остальных глобаль­ ных проблем, которые не пер­ вый год требуют своего раз­ решения на флотах, — пока сказать трудно, если судить даже только по этой встрече. Она длилась почти четыре ча­ са, вымотав до предела доб­ рую сотню очень занятых людей. Сначала робко, неуве­ ренно шел разговор, но с каждой минутой нарастала ак­ тивность тех, кто хотел не просто выплеснуть горечь, не­ доумение, гнев, если хотите, супротив существующего по­ ложения дел, но и «в лоб» за­ дать руководству конкретный вопрос, в надежде получить не менее конкретный ответ. Уже ставшая традиционной, тема сокращения численности экипажей не набила оскомину, а скорее стала разгораться с еще большей яростью, подоб­ но огню, в который неустан­ но подливают масло, ничуть не заботясь о том, что можно и обжечься. Крепко. Элемен­ тарная неинформированность, где-то * и кем-то подхвачен­ ное ложное суждение, не­ верное толкование данного вопроса порождают нежела­ ние понять истинную суть нов­ шества, порождают разброд и В проекте Закона СССР о государствен­ ном предприятии (объ­ единении) сказано: «Предприятие опреде­ ляет общую числен­ ность работников, их профессиональный и квалификационный со­ став, утверждает шта­ ты» (ст. 14, п. 4). От редакции. Предлагаем внести в этот пункт уточнение: «Штаты предприятия (в частности экипажи промысловых и транс­ портных судов) ут­ верждаются при обя­ зательном согласова­ нии с трудовым лективом». кол­ ени инвентаризация и аттеста ­ ция были завершены. Обследо­ ваны почти шесть с половиной тысяч рабочих мест, из кото­ рых почти две тысячи необхо­ димо было рационализировать. Почему? Да потому, что имели место превышающие нормати­ вы шум, вибрация, загазован­ ность, а также физический и моральный износ механизмов. Узким местом являлись (да и сейчас проблема довольно остра) механизация и авто­ матизация, особенно на судах. Сделано немало: внедрили бо­ лее двухсот единиц технологи­ ческого рыборазделочного обо­ рудования как на старых, так и на новых кораблях (таким об­ разом, улучшились условия труда 414 человек). А на бере­ говых участках — 13 единиц, в том числе подъемно-транс­ портное оборудование, устрой­ ства механизированной обра­ ботки металла, дерева. В этих подразделениях уменьшились загазованность, шум, полнее стали обеспечиваться рабочие инструментом, средствами ма­ лой механизации, индивидуаль­ ной защиты, спецодеждой, улуч­ шилась освещенность. В конеч­ ном счете, это прямо или кос­ венно отразилось на росте про­ изводительности труда. И все-таки проделанная ра­ бота не дала желаемого ре­ зультата , не добились мы глав­ ного — сокращения числа ра­ ботающих. Следовательно, на наш взгляд, необходимо а тте­ стовать весь технологический процесс или цепочку, исходя из задач конечного результата. Убедились: фундаментом лю­ бого технологического процес­ са является повышение тех ­ нического уровня производства, СОПРИЧАСТНОСТЬ Точка зрения журналиста шатания в умах людей, застав­ ляя их с завидным упорством отвергать сокращение штатов напрочь, видеть в этом сокра­ щении своего потенциального врага. Вновь сетования на спущен­ ные директивы «сверху» — и уже 6, 7, 10 процентов со­ кращения вырастают в целых тридцать! Кто, где, когда зая­ вил о конкретной цифре? Ушли в море корабли с со­ кращенным штатом (в поряд­ ке эксперимента), а на берегу вновь поползли слухи, что не посоветовались с народом. Каким же словом назвать разъяснительную работу, что так терпеливо и целенаправ­ ленно проводят хозяйственные и партийные руководители среди моряков? Да проводит­ ся ли такая работа вообще, если рыбаки в панике хвата­ ются за головы и вопрошают: «Как нам работать? Наизнан­ ку вывернуться, что ли?» По этому поводу не будет лишним заметить, что в объ­ единении «Мурманрыбпром», например, есть коллективы, работающие по принципу два судна — три экипажа. И до­ подлинно известно, что моря­ ки такой режим работы лишь приветствуют. Но почему же этот опыт не получает свое­ го дальнейшего распростране­ ния? На чем застопорились? Рыбаки правы: с нынешней механизацией далеко не уе­ дешь. Модернизация судов — проблема номер один, и это прекрасно понимают все: от рядового матроса до минист­ ра. Но одно дело понимать, другое — действовать. Наде­ яться на пресловутый маши­ ностроительный завод, как на манну небесную, тоже него­ же. Есть Кандалакшский опыт­ ный машиностроительный за- воД; ПТО «Севтехрыбпром», ЦПКТБ, отделение института «Гипрорыбфлот», наконец! Ра­ ботают >лногие сотни специа­ листов, призванные осуществ­ лять научно-технический про­ гресс на флоте. Доколе же будет продолжаться многолет­ нее топтание на месте — ре­ зонно спрашивают моряки..; Уж коль речь зашла о тех­ ническом вооружении про­ мысловых судов, то не грех бы и морякам подумать, в каком состоянии суда сдают­ ся в ремонт, как эксплуати­ руются? Есть настоящий .хозя­ ин на пароходе? Много ли на флоте таких, кто за каждую гаечку, за каждый кусочек ме­ талла в буквальном смысле этого слова трясется, как над собственным дитятей? Безус­ ловно, есть, но их единицы. Временщики... Это слово, пожалуй, самый безжалостный бич на флоте. «На мой век железа хватит», — говорит иной моряк, абсолютно не д у ­ мая о том, что на его место придет другой, который нала­ дит, устроит, отремонтирует потому, что тому, другому, здесь надо работать. Отнюдь не собираюсь об­ винить всех поголовно моря­ ков в наплевательском отноше­ нии к своим кораблям. Одна­ ко отсутствие стабильности экипажей рождает у многих моряков нехозяйское отноше­ ние к своим судам. Осветить весь круг вопро­ сов, услышанных на этой встрече, просто не представля­ ется возможным. Критика мо­ ряков в большинстве своем справедлива и обоснованна. Да, рыбакам нужно многое. Первоклассные современные суда, умно сконструированная рыбообрабатывающая техника, отдельная квартира на берегу, бесперебойное снабжение ма- ИРА-115, ИРА-125, БААДЕР-181, ЖСМ-60, сортировочную техни­ ку , а на «Котельниче» и «Про­ копьевске» расширили зоны обслуживания. Экипаж БАТа значительно перекрывает пла­ ны, а вот моряки ППР работа­ ют ниже среднего уровня од­ нотипных судов. На том не остановились. Сей­ час ведется переоборудование рыбцехов на БАТ «Маршал Еременко», «Александр Тор- цев», БМРТ «Диксон» и «Бе­ резники». Хорошие результаты дало совмещение профессий с до­ платой 50 процентов на бере­ гу. Так , на плавмастерской лик­ видировано 40 рабочих мест. Появились новые специально­ сти: судокорпусник-газорез- чик, слесарь-токарь, слесарь-та- келажник, трубопроводчик-изо­ лировщик, электромонтажник- слесарь-ремонтник и другие. Мы хорошо понимаем, что это — только начало большой перестройки основного и вспо­ могательного производства, уп­ равленческого труда. Здесь большую помощь мы ждем от «Севтехрыбпрома», который вот уже пятый год занимается созданием универсальной рыбо­ разделочной машины для рас­ ширенного видового состава рыб — путассу , хека , ставри­ ды, скумбрии, ледяной. Надеем­ ся , что уже в этом году флот получит новинку. А. РОДИОНОВ, начальник техотдела, Р. НАДЫРОВ, начальник ОТиЗ тралового флота. териалами и орудиями лова для работы на промысле, из­ бавление от лишнего нескон­ чаемого вороха бумаг. Думается, что проект Зако­ на СССР о государственном предприятии (объединении) даст новый толчок к действию и на флотах рыбкой промыш­ ленности. Хочется верить, что капитаны и главные механики рыболовецких судов, что от­ молчались на этот раз, пра­ вильно оценивают моменты сегодняшнего дня, хотя еще не отвыкли «вариться в собст­ венном соку», не желая выно­ сить на страницы печати соб­ ственные .проблемы. Диалог не получился хотя бы потому, что свелся лишь к укорам со стороны моря­ ков. Очевидно, мы еще не научились вести откровенный разговор. Продолжаем обме­ ниваться взаимными претензия­ ми. Придется учиться осозна­ вать личную ответственность каждого за содеянное добро или зло, ответственность за • любое порученное дело, каким бы малым оно ни было, от­ ветственность за судьбы люд­ ские. Наша страна переживает сейчас трудное время пере­ мен. Но зерна брошены в благодатную почву — это не­ сомненно. Они дадут добрые всходы. В свое время. А пока неплохо бы еще раз призаду­ маться, что же мешает нам жить лучше, работать лучше. Л. ТАРТАКОВСКАЯ. 27 февраля 1987 годэ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz