Рыбный Мурман. 1987 г. Февраль.
• Работать по-новому (обсуждаем проект Закона СССР)• ГМЗЙ БОЯТСЯ-РУКИ ЙЕЛШТ Письмо с промысла — ...Короче, экипаж что на д о ? — восхищенно закончил свой взволнованный рассказ о коллективе БАТ «Маршал Якубовский» один из моря ков. А дело все в том, что, не смотря на значительное со кращение штата, команде уда ется выполнять и перевыпол нять задание. И даже еще не это вызывает восхищение — энтузиазм и беспредельная преданность моряков судну и капитану (да простит меня чи татель за громкие слова). Капитан-директор Вячеслав Михайлович Булатов — руко водитель опытный. За долгие годы работы в тралфлоте за воевал добрую славу. Однако не накопил ни важности, ни чванства. Молод капитан, на равных говорит с матросами. И довелось мне видеть, как они смотрят на Вячеслава Ми хайловича. Оставшись наеди не с капитаном, сказала: «Лю- бят-то вас как!» Он махнул рукой: «Да ну, что вы! Я ведь так ругаю их порой, даже кри чать еще приходится». Справедливость — вот осно ва психологической пере стройки в экипаже, окупаю щаяся весомыми экономиче скими показателями. Коллек тив, где огромный объем ра боты выполняют без семна дцати пар рук, должен быть монолитным, крепким, как гра нит. Причем в отличие от всех остальных траулеров на БАТ «Маршал Якубовский» разде лывают весь улов до кило грамма. И здесь, в этом экипаже, нет привычного деления на палу бу и машину, здесь умудряют ся своевременно производить профосмотр механизмов, еже суточно выдавать 48 тонн раз деланной продукции, причем без подвахты. гов, непременно является за логом успеха, позволяют эки пажу прочно удерживать при зовое место в выпуске моро женой продукции. Напомним, без 17 человек. И все-таки одно имя из экипажа необходимо назвать: старший повар Нина Никола евна Орлова. Каждый день — Пока разговаривала с мо- .салаты, булочки, какие-то вку- ряками, капитан по моей просьбе стал выписывать из судовой роли имена лучших. Потом бросил ручку и сказал: «Не знаю, как быть, надо весь список переписать. Может, судовую роль возьмете с со бой?» Вот где удалось увидеть, что экипаж одна семья. Когда случилась поломка в главном двигателе, не спали ночей. Но выполнили эту, кстати, завод ского характера, работу, а капитан-директор, по выра жению одного из моряков, работал ремонтным слесарем. Сделали, можно запускать, но пока не убедились, что все в порядке, никто не ушел от дыхать. Члены экипажа. Моряки. Вроде парни как парни, как на любом с у д н е , что же так сроднило их? Сложные усло вия работы при сокращенном штате? Незаурядная личность капитана-директора? Бесспор но. И это единство, взаимовы ручка, уважение друг к другу, то есть тот моральный климат, который, по мнению психоло- сные завитушки, пирожки. Хо тя в штате недостает повара и официантки. И еще успева ет Нина Николаевна выйти на подвахту. Конечно, в экипаже знают, что высокие показатели хоро шо оплачиваются. Но их ведь надо достичь. А достигается победа экономией каждой ми нуты и каждого килограмма рыбы, беспрерывным контро лем за работой механизмов и чутким вниманием друг к другу. Ну а в целом, как ска зали моряки: глаза боятся — руки делают. И. БЕРЕЗЮК, наш спец. корр. D ПРОЕКТЕ Закона СССР о 13 государственном пред приятии (объединении) в статье 14 «Труд и заработная плата» говорится, что для наиболее полного использования трудо вого потенциала и создания условий для высокопроизводи тельной деятельности каждого работника предприятие прово дит аттестацию и рационали зацию рабочих мест, определя ет их необходимое количество и упраздняет излишние рабо чие места. Это положение чрезвычайно важно в новых условиях хо зяйствования, в условиях пере хода флота на работу сокра щенными экипажами. Немало у нас уже сделано в этом направлении. Два года назад были образованы обще флотская, а на судах и в бе реговых подразделениях — цеховые аттестационные комис сии. А в 1986 году практиче- расширение при этом зоны об служивания. Так и стали поступать. Тех нику стали применять не для конкретного рабочего места, а ради всего технологического процесса. Именно поэтому си лами конструкторов отделов технологического оборудования и главного технолога разра ботаны проекты модернизации рыбцехов судов БАТ, БМРТ типа «Алтай», а силами ЦПКТБ — более обширный вариант траулеров типа «Горизонт». Экономический эффект от их внедрения составит 200—240 тысяч рублей на один корабль. В конце прошлого года суме ли достичь и основной цели. Модернизация БАТ «Маршал Якубовский», БМРТ «Котель- нич», ППР «Прокопьевск» по зволила экипажам выйти в экспериментальные рейсы без 15—18 человек. За счет чего? На БАТе установили машины Аттестация: достичь главной цели ---------Мнение руководителей------- П ФЕВРАЛЯ ■ управлении объединения «Мурман рыбпром» состоялась встреча капитанов и главных механи ков рыболовецких судов всех флотов Северного бассейна с представителями ВРПО «Сев- рыба» и работниками горко ма партии. ★ * ★ ...В президиум поступила записка. Одна-единственная. В ней не было какого-либо упрека. Просто краткое изло жение печального факта: ве теран флота, защитник Запо лярья в годы войны, опытный моряк, отдавший рыбному промыслу более тридцати лет, до сего времени так и не по лучил жилья, довольствуясь на берегу гостиничным номером либо каютой родного парохо да. Человек постеснялся даже сказать об этом вслух, дове рив лишь клочку бумаги дав но накопившуюся боль. Когда записку прочитали, по залу пронесся ропот удивле ния. Никто этому не поверил. Честно говоря, я тоже. Но факт остается фактом. Немыс лимо даже допустить, до ка кой степени может дойти рав нодушие к человеку! Но как руководству разоб раться в лихо закрученном во довороте остальных глобаль ных проблем, которые не пер вый год требуют своего раз решения на флотах, — пока сказать трудно, если судить даже только по этой встрече. Она длилась почти четыре ча са, вымотав до предела доб рую сотню очень занятых людей. Сначала робко, неуве ренно шел разговор, но с каждой минутой нарастала ак тивность тех, кто хотел не просто выплеснуть горечь, не доумение, гнев, если хотите, супротив существующего по ложения дел, но и «в лоб» за дать руководству конкретный вопрос, в надежде получить не менее конкретный ответ. Уже ставшая традиционной, тема сокращения численности экипажей не набила оскомину, а скорее стала разгораться с еще большей яростью, подоб но огню, в который неустан но подливают масло, ничуть не заботясь о том, что можно и обжечься. Крепко. Элемен тарная неинформированность, где-то * и кем-то подхвачен ное ложное суждение, не верное толкование данного вопроса порождают нежела ние понять истинную суть нов шества, порождают разброд и В проекте Закона СССР о государствен ном предприятии (объ единении) сказано: «Предприятие опреде ляет общую числен ность работников, их профессиональный и квалификационный со став, утверждает шта ты» (ст. 14, п. 4). От редакции. Предлагаем внести в этот пункт уточнение: «Штаты предприятия (в частности экипажи промысловых и транс портных судов) ут верждаются при обя зательном согласова нии с трудовым лективом». кол ени инвентаризация и аттеста ция были завершены. Обследо ваны почти шесть с половиной тысяч рабочих мест, из кото рых почти две тысячи необхо димо было рационализировать. Почему? Да потому, что имели место превышающие нормати вы шум, вибрация, загазован ность, а также физический и моральный износ механизмов. Узким местом являлись (да и сейчас проблема довольно остра) механизация и авто матизация, особенно на судах. Сделано немало: внедрили бо лее двухсот единиц технологи ческого рыборазделочного обо рудования как на старых, так и на новых кораблях (таким об разом, улучшились условия труда 414 человек). А на бере говых участках — 13 единиц, в том числе подъемно-транс портное оборудование, устрой ства механизированной обра ботки металла, дерева. В этих подразделениях уменьшились загазованность, шум, полнее стали обеспечиваться рабочие инструментом, средствами ма лой механизации, индивидуаль ной защиты, спецодеждой, улуч шилась освещенность. В конеч ном счете, это прямо или кос венно отразилось на росте про изводительности труда. И все-таки проделанная ра бота не дала желаемого ре зультата , не добились мы глав ного — сокращения числа ра ботающих. Следовательно, на наш взгляд, необходимо а тте стовать весь технологический процесс или цепочку, исходя из задач конечного результата. Убедились: фундаментом лю бого технологического процес са является повышение тех нического уровня производства, СОПРИЧАСТНОСТЬ Точка зрения журналиста шатания в умах людей, застав ляя их с завидным упорством отвергать сокращение штатов напрочь, видеть в этом сокра щении своего потенциального врага. Вновь сетования на спущен ные директивы «сверху» — и уже 6, 7, 10 процентов со кращения вырастают в целых тридцать! Кто, где, когда зая вил о конкретной цифре? Ушли в море корабли с со кращенным штатом (в поряд ке эксперимента), а на берегу вновь поползли слухи, что не посоветовались с народом. Каким же словом назвать разъяснительную работу, что так терпеливо и целенаправ ленно проводят хозяйственные и партийные руководители среди моряков? Да проводит ся ли такая работа вообще, если рыбаки в панике хвата ются за головы и вопрошают: «Как нам работать? Наизнан ку вывернуться, что ли?» По этому поводу не будет лишним заметить, что в объ единении «Мурманрыбпром», например, есть коллективы, работающие по принципу два судна — три экипажа. И до подлинно известно, что моря ки такой режим работы лишь приветствуют. Но почему же этот опыт не получает свое го дальнейшего распростране ния? На чем застопорились? Рыбаки правы: с нынешней механизацией далеко не уе дешь. Модернизация судов — проблема номер один, и это прекрасно понимают все: от рядового матроса до минист ра. Но одно дело понимать, другое — действовать. Наде яться на пресловутый маши ностроительный завод, как на манну небесную, тоже него же. Есть Кандалакшский опыт ный машиностроительный за- воД; ПТО «Севтехрыбпром», ЦПКТБ, отделение института «Гипрорыбфлот», наконец! Ра ботают >лногие сотни специа листов, призванные осуществ лять научно-технический про гресс на флоте. Доколе же будет продолжаться многолет нее топтание на месте — ре зонно спрашивают моряки..; Уж коль речь зашла о тех ническом вооружении про мысловых судов, то не грех бы и морякам подумать, в каком состоянии суда сдают ся в ремонт, как эксплуати руются? Есть настоящий .хозя ин на пароходе? Много ли на флоте таких, кто за каждую гаечку, за каждый кусочек ме талла в буквальном смысле этого слова трясется, как над собственным дитятей? Безус ловно, есть, но их единицы. Временщики... Это слово, пожалуй, самый безжалостный бич на флоте. «На мой век железа хватит», — говорит иной моряк, абсолютно не д у мая о том, что на его место придет другой, который нала дит, устроит, отремонтирует потому, что тому, другому, здесь надо работать. Отнюдь не собираюсь об винить всех поголовно моря ков в наплевательском отноше нии к своим кораблям. Одна ко отсутствие стабильности экипажей рождает у многих моряков нехозяйское отноше ние к своим судам. Осветить весь круг вопро сов, услышанных на этой встрече, просто не представля ется возможным. Критика мо ряков в большинстве своем справедлива и обоснованна. Да, рыбакам нужно многое. Первоклассные современные суда, умно сконструированная рыбообрабатывающая техника, отдельная квартира на берегу, бесперебойное снабжение ма- ИРА-115, ИРА-125, БААДЕР-181, ЖСМ-60, сортировочную техни ку , а на «Котельниче» и «Про копьевске» расширили зоны обслуживания. Экипаж БАТа значительно перекрывает пла ны, а вот моряки ППР работа ют ниже среднего уровня од нотипных судов. На том не остановились. Сей час ведется переоборудование рыбцехов на БАТ «Маршал Еременко», «Александр Тор- цев», БМРТ «Диксон» и «Бе резники». Хорошие результаты дало совмещение профессий с до платой 50 процентов на бере гу. Так , на плавмастерской лик видировано 40 рабочих мест. Появились новые специально сти: судокорпусник-газорез- чик, слесарь-токарь, слесарь-та- келажник, трубопроводчик-изо лировщик, электромонтажник- слесарь-ремонтник и другие. Мы хорошо понимаем, что это — только начало большой перестройки основного и вспо могательного производства, уп равленческого труда. Здесь большую помощь мы ждем от «Севтехрыбпрома», который вот уже пятый год занимается созданием универсальной рыбо разделочной машины для рас ширенного видового состава рыб — путассу , хека , ставри ды, скумбрии, ледяной. Надеем ся , что уже в этом году флот получит новинку. А. РОДИОНОВ, начальник техотдела, Р. НАДЫРОВ, начальник ОТиЗ тралового флота. териалами и орудиями лова для работы на промысле, из бавление от лишнего нескон чаемого вороха бумаг. Думается, что проект Зако на СССР о государственном предприятии (объединении) даст новый толчок к действию и на флотах рыбкой промыш ленности. Хочется верить, что капитаны и главные механики рыболовецких судов, что от молчались на этот раз, пра вильно оценивают моменты сегодняшнего дня, хотя еще не отвыкли «вариться в собст венном соку», не желая выно сить на страницы печати соб ственные .проблемы. Диалог не получился хотя бы потому, что свелся лишь к укорам со стороны моря ков. Очевидно, мы еще не научились вести откровенный разговор. Продолжаем обме ниваться взаимными претензия ми. Придется учиться осозна вать личную ответственность каждого за содеянное добро или зло, ответственность за • любое порученное дело, каким бы малым оно ни было, от ветственность за судьбы люд ские. Наша страна переживает сейчас трудное время пере мен. Но зерна брошены в благодатную почву — это не сомненно. Они дадут добрые всходы. В свое время. А пока неплохо бы еще раз призаду маться, что же мешает нам жить лучше, работать лучше. Л. ТАРТАКОВСКАЯ. 27 февраля 1987 годэ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz